что обеспечивает содержание общения
Кроссворд для педагогов. Образовательная область «Коммуникация»
Ольга Асмандиярова
Кроссворд для педагогов. Образовательная область «Коммуникация»
Уважаемые методисты, педагоги ДОУ, предлагаю кроссворд для проверки своих знаний, для подготовки к тематическому педсовету ДОУ. Презентация поможет провести проверку онлайн.
Образовательная область «Коммуникация».
КРОССВОРД
По вертикале:
1. В каком возрасте детей впервые знакомят с терминами «слово», «звук»? (Младшем)
2. Сколько этапов включает в себя обучение звукопроизношению. (Четыре)
3. Процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц. (Словообразование)
4. Деятельность, в которой происходит усвоение грамматических форм. (Речевая)
5. Какая функция осуществляется в двух формах – диалоге и монологе. (Коммуникативная)
6. Акт осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией (Общение)
7. Что обеспечивает содержание общения. (Слово)
8. Как называется речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. (Связная)
9. Под контролем чего формируется речь? (слух).
10. Приемы, заключающиеся в показе картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения, показе положения органов артикуляции при произнесения звуков и др. (Наглядные)
11. Методы, цель которых, обучить детей применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду носят чаще всего игровой характер. (Практические)
По горизонтали:
1. Одно из условий грамотной речи детей создание благоприятной … среды. (Языковой)
2. Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя, доступная для повторения, подражания – это речевой… (Образец)
3. Многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. Словесное. (упражнение)
4. Система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. (Мнемотехника)
5. Прием, который позволяет оценить детский рассказ. (Анализ)
6. Развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. (Оценка детской речи)
7. Словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. (Вопрос)
8. Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)
9. Раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Этот прием широко применяется в словарной работе. (Объяснение)
PS: В зависимости от выбранной программы ДОУ возможно несогласование.
Основой межличностных отношений является общение – потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания.
Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают, поскольку с увеличением объема информации более интенсивными становятся процессы обмена этой информацией, увеличивается число технических средств для такого обмена. Кроме этого, возрастает число людей, профессиональная деятельность которых связана с общением, т. е. имеющих профессии типа «человек – человек».
В психологии выделяют важные аспекты общения: содержание, цель и средства.
Цель общения – это то, ради чего у живого существа возникает данный вид активности. У животных это может быть, например, предупреждение об опасности. У человека целей общения гораздо больше. И если у животных цели общения обычно связаны с удовлетворением биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста и нравственного развития и др.
Средства общения – это способы кодирования, передачи,
переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Информация может быть передана с помощью прямого телесного контакта, например тактильного контакта руками; ее можно передавать и воспринимать на расстоянии через органы чувств, например наблюдая за движениями другого человека или слушая производимые им звуковые сигналы. Кроме этих всех данных от природы способов передачи информации, у человека есть и другие, изобретенные им самим, – это язык, письменность (тексты, чертежи, схемы и т. д.), а также всевозможные технические средства записи, передачи и хранения информации.
Виды общения у человека.Виды общения по средствам:
1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;
2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.
Виды общения по целям:
1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Виды общения по содержанию:
1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.
Виды общения по опосредованности:
1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;
2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);
3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);
4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
Другие виды общения:
1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;
2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;
3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);
4) интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.
В зависимости от участников общения называют лично-групповое, межличностное, и межгрупповое общение.
В первичной группе, первичном коллективе человек общается с каждым человеком. По ходу такого парного общения устанавливаются как личные, так и групповые задачи и цели. Знание общностей о содержании общения или наличии третьего в момент общения двух лиц между собой изменяют картину общения.
Лично-групповое общение более выражено проявляется между начальником и группой или коллективом.
Межгрупповое общение означает контакт двух общностей. К примеру командные баталии в спорте.задачи и цели межгруппового общения коллективов могут часто совпадать (общение обладает мирным характером), а могут и разниться (конфликтное общение). Межгрупповое общение — отнюдь не безликое аморфное воздействие. В этом общении каждая личность своеобразный носитель коллективной задачи, отстаивает ее, руководствуется ею.
Общение также различается на опосредстванное и непосредственное. Когда применяют термин «непосредственное», то подразумевают общение «лицом к лицу», в ходе которого каждый участник процесса воспринимает другого и производит контакт.
Опосредованное общение — коммуникация, в которую присутствуют третьи лица, механизмы, вещи (к примеру, телефонный разговор).
Временной интервал общения, оказывает большое влияние на его характеристику. Оно является неким катализатором способов и смыслового содержания общения. Узнать детально человека за маленький срок, естественно, нельзя, но попытка узнать особенности личности и характера существует постоянно. Длительное общение — не только путь к взаимному пониманию, но и дорогу к пресыщению. Длительное общение создает предпосылку психологической совместимости, либо конфронтации.
Общение также разделяется на законченное и незаконченное. Законченным общением может считаться такой вид общения, который одинаково расценивается участниками. При этом оценка общения фиксирует не только субъективную значимость итоговых результатов общения (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а сам факт законченности, исчерпанности.
По ходу незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не исчерпанным, не результатным, который преследовала каждая из сторон. Незавершенность общения может быть вызвана объективными или субъективными причинами. Объективные или внешние причины — разъединение людей в пространстве, запреты, нехватка средств общения и другие. Субъективные — взаимное или одностороннее отсутствие желания продолжать общение, осознание необходимости его остановки и другие.
Конспект лекции «Общение как социально-психологическое явление. Структура общения содержание, цели, средства общения».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект лекции: «Общение как социально-психологическое явление. Структура общения: содержание, цели, средства общения».
Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, личностных групп, характеризующийся обменом опытом, деятельностью, навыками, информацией; это одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
Общение – процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания людьми друг друга (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский).
Немов выделяет следующие компоненты общения:
Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. По содержанию общение может быть представлено, как материальное, когнитивное, деятельное, кондиционное и мотивационное.
Цели общения – это то, ради чего у человека возникает какой – либо вид активности. У человека количество целей значительно больше: передача и получение объективных знаний о мире, согласование разумных действий людей в совместной деятельности, обучение и воспитание.
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа к другому: через органы чувств, телесные прикосновения. У человека много новых способов передачи: язык, членораздельная речь и другие знаковые системы (рисунки, формулы, схемы, чертежи).
Общение – это многофункциональное явление или полифункциональное.
Под функциями общения понимаются роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.
Существует много подходов к классификации функций:
2. Б.Ф.Ломов опираясь на позицию Андреевой охарактеризовал 3 функции:
· информационно-коммуникативная – характеризует общение как процесс передачи и приема информации с помощью вербальных и невербальных средств.
· регулятивно-коммуникативная – характеризует общение как процесс регулирования поведения партнеров по общению при организации совместной деятельности в процессе их взаимодействия.
· аффективно-коммуникативная – выражается в эмоциональных отношениях между субъектами общения.
· инструментальная. Обмен информацией в процессе управления и совместной деятельности.
· синдикативная. Сплочение малых и больших групп.
· трансляционная. Функция передачи, ЗУН,способов.
· функция самовыражения. Сообщение другому человеку о своих желаниях, состоянии, ориентируя партнера на достижение взаимного понимания.
4. Андриенко выделяет 3 группы функций:
· социальные –условие развития общества как социальной системы, развитие групп как основных единиц системы.
· инструментальные –многочисленные связи между человеком и миром.
5. Н.И.Шевандрин выделяет 5 основных функции общения:
· формирующая. В процессе общения индивид становится человеком.
· прагматическая. Реализуется в совместной деятельности при достижении общих целей.
· функция организации и поддерживания межличностных отношений от деловых до интимно-личностных.
· идентификационная. В процессе общения человек утверждается в собственной ценности через отношение к нему других людей.
· внутриличностная. Реализуется в общении человека с самим собой, через внутреннюю речь.
Виды общения выделяют:
· материальное- субъекты обмениваются продуктами, для удовлетворения потребностей.
· прямое – естественный контакт лицом к лицу при помощи вербальных и невербальных средств.
· косвенное – «общение через века», знакомство с мыслями, чувствами, знаниями людей на основе дневников, писем, произведений искусства.
· непосредственное – осуществляется с помощью естественных органов данных человеку природой.
· опосредованное – контакт с партнером при помощи письменных, технических устройств.
По форме и количеству участников :
· социально-ориентированное – цель – организовать социальное взаимодействие; лекция, собрание и т.д.
· групповое, предметно-ориентированное – обусловленное совместной деятельностью.
· личностно-ориентированное – цель – выяснение отношений, может быть деловым.
· межперсональное – общение где участниками являются конкретные личности, обладающие уникальными чертами, особенностями, которые раскрываются по ходу общения.
· ролевое – участники-носители определенных ролей, поведение диктуется исполняемой ролью; начальник-подчиненный, учитель-ученик.
· границы между видами общения условны
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Содержание, цель и средства общения
В общении принять выделять содержание, цель и средства.
Содержание общения – это информация об объективных и психологических фактах от одного человека к другому в процессе межличностных контактов.
По содержанию общение может быть представлено как: а) когнитивное (обмен знаниями); б) кондиционное: обмен психическими состояниями (например, эмоциями), в результате чего включается процесс воздействия друг на друга; в) мотивационное – обмен потребностями, установками, интересами; г) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями и навыками.
Выделим в содержании общения следующие компоненты:
1. Когнитивная составляющая или аспект общения – связан с процессами межличностного восприятия и познания на основе на основе вербальной и невербальной системы.
2. Аффективная составляющая или аспект общения связан с регуляцией психоэмоциональных состояний личностей.
3. Интерактивная составляющая ориентирована на поведенческую сферу личности и связана с регуляцией поведения личности в группе.
Цель общения: удовлетворение различных потребностей и общение ради его самого.
Поцелям (мотивам) общение разделяется на модальное и диктальное общение:
· Модальное общение имеет место тогда, когда мотивы общения лежат в пределах самого общения и люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений».
· Диктальное общение – передача информации, побуждение партнера по общению, желание изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку – в этих случаях говорят о мотивах общения, лежащих за его пределами.
Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Способы передачи информации разнообразны: телесный контакт, язык, знаки, символы, письменность и т.д.
По средствам общения выделим вербальное и невербальное общение.
Вербальное общениеосуществляется с помощью речи, оно является доминирующим у человека. Это связано с тем, что речь обладает безграничными возможностями кодирования и передачи информации, выражения психических состояний, построения многообразных вариантов построения психологического взаимодействия.
Речь принято дифференцировать на несколько видов: устную, письменную, внутреннюю.
Различие письменной и устной речи:
· письменные тексты пишутся по свои правилам (четкие формулировки, полнота информации, логика изложения). Если законы эти не учтены, то излагаемая информация может быть трудной для восприятия.
· акт речевого общения включается взаимосвязанные между собой процессы: а) произнесение речи; б) её восприятие; в) понимание речи.
Восприятие устной является смысловым, т.е. включает в себя понимание того, что слышим.
Умение слушать необходимо для решения многих задач. Неумение слушать – один из самых серьезных недостатков в общении.
Ошибки, мешающие услышать и понять собеседника:
· Недостаток внимания, его отвлечение.
· Преждевременная оценка услышанного и желание обобщить факты без получения всей необходимой информации.
· Приписывание своих мыслей говорящему.
· Желание доминировать, настоять на своем, подавив собеседника.
· Стремление полностью захватить инициативу, не давая собеседнику возможности высказаться, что сопровождается перебиванием, стремлением договорить за своего партнера.
Невербальное общение осуществляется на основе неречевых средств:
· кинетических (мимика, жесты, пантомимика);
· паралингвистических (особенности голоса);
· экстралингвистических (особенности говорения: паузы, покашливания, темп и т.д.);
· пространственное расположение партнеров: занимаемое место, дистанция и др.;
· визуальных (выражение глаз);
· физических прикосновений и поглаживаний;
· одежда и другие компоненты оформления внешнего вида.
Правила эффективного невербального общения:
· Не вторгайтесь без необходимости в личное пространство собеседника, которое составляет около 1-2 м.
· Поддерживайте зрительный контакт, но не смотрите на собеседника слишком пристально. Отсутствие зрительного контакта воспринимается как незаинтересованность или неуверенность в себе, слишком пристальный взгляд как стремление подавить.
· Стремитесь к тому, чтобы ваши движения и реакции в резонанс с движениями и реакциями вашего собеседника. Этим вы показываете свой интерес и внимание как к своему собеседнику, так и его словам.
· Избегайте закрытых поз (руки, скрещенные на груди, пальцы рук, сжатые в кулак, прикрывание рта рукой и т.д.).
· Наблюдайте за позой, мимикой, жестами, голосом, дистанцией и ориентацией корпуса собеседника.
Психология общения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Содержание, структура и функции общения
Социальные контакты внутри человеческой группы представлены в первую очередь деятельностью и общением.
В процессе исследования общения в нем выделяют:
Содержание общения
Готовые работы на аналогичную тему
Человеческое общение по содержанию классифицируется следующим образом:
Цели общения
Человек вступает в общение для достижения определенных целей.
Цели общения могут быть разнообразными:
Полной классификации целей общения не существует, так как потребности человека многообразны и человек ради их удовлетворения вступает в общение с различными целями.
Средства общения
Средства общения — это различные методы кодировки, трансляции, трансформации, расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.
Средства общения подразделяются на следующие виды:
Структура общения
Структура общения складывается из трех связанных между собой сторон:
Перцептивная сторона общения заключается в восприятии, познании и понимании индивидуумами друг друга с дальнейшим установлением определенных межличностных отношений.
Коммуникативная сторона общения – это взаимный обмен информацией, передача и прием знаний, мнений и чувств.
Функции общения
Общение выполняет ряд функций, в частности:
Аффективно-коммуникативная функция основывается на восприятии и понимании другого человека и связана с регуляцией эмоционального состояния человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в процессе общения людей, в результате которого происходит сближение эмоционального состояние или его поляризация, его взаимное усиление или ослабление.
Информационно-коммуникативная функция общения заключается в обмене информацией между взаимодействующими людьми. Обмен информацией в общении между людьми обладает определенной спецификой:
Регуляционно-коммуникативная функция общения регулирует поведение и организует совместную деятельность людей в процессе взаимодействия. В таком процессе человек может воздействовать на все составляющие деятельности партнера по общению, включая стимуляцию и коррекцию поведения.
В современном обществе роль и интенсивность общения значительно возрастают. Умение общаться означает умение разбираться в людях и на этом строить взаимоотношения с ними. Это требует знание психологии общения.