что обеспечивает определяемый грузовой маркой водонепроницаемый надводный борт судна
Что обеспечивает определяемый грузовой маркой водонепроницаемый надводный борт судна
Запас плавучести, грузовая марка
Запасом плавучести называется объем надводной водонепроницаемой части корпуса судна. Он позволяет судну оставаться на плаву, если вес судна будет превышать водоизмещение его с полным грузом за счет, например, воды, попавшей в судно при аварии. Запас плавучести зависит от величины надводного борта: чем он больше, тем больше запас плавучести. Исходя из этого Регистр назначает каждому судну в зависимости от его размеров, назначения и района плавания минимальный надводный борт, который фиксируют в «Свидетельстве о грузовой марке», выдаваемом каждому судну.
Грузовая марка (рис. 140)—это специальный знак, наносимый на борта судна в районе миделя, состоящий из трех элементов — палубной линии, диска или круга Плимсоля и гребенки осадок. Толщина всех линий марки 25 мм (остальные размеры в миллиметрах указаны на рисунке). Суда, плавающие во внутренних морях, имеют марку, изображенную на рис. 140, а. Суда с неограниченным районом плавания имеют марку, изображенную на рис. 140, б, которая является международной. Суда, которые могут перевозить лес, получают дополнительную гребенку. На темном борту марку окрашивают белилами, на светлом — черной краской.
Положения о грузовой марке применяются к каждому судну, которому назначен минимальный надводный борт.
Назначенный судну надводный борт фиксируется путем нанесения на каждом борту судна отметки палубной линии, знака грузовой марки и марок углубления, отмечающих наибольшие осадки, до которых судно может быть максимально нагружено при различных условиях плавания (рис. 1.22).
Грузовая марка, соответствующая сезону, не должна быть погружена в воду на протяжении всего периода от момента выхода из порта до прихода в следующий порт. Судам, на борта которых нанесены грузовые марки, выдается Международное свидетельство о грузовой марке на срок не более чем на 5 лет.
Буквами обозначены линии гребенок, соответствующие осадкам, которые должно иметь судно при плавании в различных условиях:
Л — плавание летом в соленой воде. Расстояние от верхней кромки этой линии до верхней кромки палубной линии соответствует минимальному надводному борту, назначенному Регистром. Линию Л наносят на одном уровне со средней линией диска Плимсоля;
3 — плавание зимой в соленой воде. Надводный борт несколько увеличен, так как зимой более часты штормы и возможно обледенение;
ЗСА —плавание зимой в Северной Атлантике. Надводный борт малых судов (L 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)
Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.
Грузовая марка
Грузовая марка наносится по правилам, изложенным в Международной конвенции о грузовой марке 1966 года, измененной протоколом 1988 года к ней (КГМ 66/88) (пересмотренной в 2003 г.) с поправками.
Правила предполагают, что характер груза и размещение груза, балласта, запасов и так далее, обеспечивают достаточную остойчивость судна и не создают в его конструкциях чрезмерных напряжений. Также соблюдаются требования по остойчивости и делению судна на отсеки. Общая конструктивная прочность судна должна быть достаточной для осадки, соответствующей назначенному надводному борту.
Суда должны соответствовать стандартам остойчивости в неповрежденном состоянии, изложенным в Резолюции ИМО А. 749 (18) — Кодекс об остойчивости в неповрежденном состоянии для всех типов судов, принятом в ноябре 1993 г., дополненного поправками резолюцией Комитета по безопасности ИМО MSC.267(85) 4 декабря 2008 года и вступившего в силу 1 июля 2010 года. (Resolution A.749(18) — Code on Intact Stability for all types of ships covered by IMO instruments, November 1993, as amended by MSC.75(69) adopted in May 1998. This Code was updated by res. MSC.267(85) on 4 December 2008, expected applicable from 1 July 2010.)
Если специально не предусмотрено иное, то правила Конвенции о грузовой марке применяются к судам, кили которых были заложены или находились в стадии постройки на 1 января 2005 года и после этой даты.
Для судов, кили которых были заложены, или которые находились в стадии постройки на 1 января 2005 года, применяются требования Международной конвенции о грузовой марке 1966 года, измененной Протоколом 1988 года, принятым Международной конференцией по Гармонизированной системе освидетельствований и оформления свидетельств 1988 года.
Грузовая марка состоит из палубной линии, знака грузовой марки и марочной гребенки.
Палубная линия — это горизонтальная линия длиной 300 миллиметров и шириной 25 миллиметров. Наносится на миделе, с каждого борта судна. От верхней кромки палубной линии измеряется высота установленного надводного борта судна. Положение палубной линии и точка от которой устанавливаются сезонные высоты надводного борта во всех случаях указывается в Международном свидетельстве о грузовой марке.
Грузовая марка — это специальный знак, который наносится на борта судна на мидель-шпангоуте и обозначает сезонные высоты надводного борта установленные для данного судна в соответствии с Международной конвенцией о грузовой марке.
Он представляет собой круг с наружным диаметром 300 миллиметров и шириной 25 мм пересеченный по середине горизонтальной линией длиной 450 мм и шириной 25 мм. Верхняя кромка линии проходит точно через середину круга. Расстояние от верхней кромки горизонтальной линии до верхней кромки палубной линии обозначает минимально допустимую высоту летнего надводного борта судна. Над горизонтальной линией, слева и справа от круга, как правило, навариваются буквы обозначающие Классификационное общество осуществляющее надзор за данным судном. Должно быть не более четырех букв, являющихся начальными буквами названия организации. Высота букв 115 мм, а ширина 75 мм. Данный круг еще называют – «Круг Плимсоля».
Марочная гребенка — это сочетание грузовых марок, размещенных соответствующим образом. Каждая марка обозначает грузовую ватерлинию, назначенную в соответствии с Конвенцией о грузовой марке. Каждая ватерлиния определяет высоту надводного борта, которую данному судну разрешено иметь в определенный период года, в определенной зоне и районе. Длина каждой грузовой марки 230 мм и ширина 25 мм. Ширина вертикальной линии, соединяющей грузовые марки также 25 мм. Марочная гребенка наносится на расстоянии 540 мм в нос от центра круга грузовой марки. Каждая грузовая марка обозначается буквой.
Применяются следующие грузовые марки:
S – (Summer Load line) – Летняя грузовая марка – Летняя грузовая марка для морской воды (удельный вес 1,025 т/м³). Наносится в нос от вертикальной линии марочной гребенки на том же уровне что и горизонтальная линия круга грузовой марки.
W – (Winter Load line) – Зимняя грузовая марка. Высота зимнего надводного борта определяется путем увеличения летнего надводного борта на 1/48 летней осадки. Наносится в нос от вертикальной линии марочной гребенки под летней грузовой маркой.
F – (Fresh Water Load line) – Грузовая марка для пресной воды. Она показывает высоту надводного борта в пресной воде. Находится над летней грузовой маркой на расстоянии равном (в миллиметрах), где D — водоизмещение судна в морской воде с осадкой по летнюю грузовую марку, q – число тонн на один сантиметр осадки у судна в морской воде загруженного по летнюю грузовую марку. Находится в корму от вертикальной линии марочной гребенки.
T – (Tropical Load line) – Тропическая грузовая марка. Грузовая марка для плавания в тропических зонах в морской воде. Находится в нос от вертикальной линии марочной гребенки, над летней грузовой маркой, на расстоянии равном 1/48 летней осадки.
TF – (Tropical Fresh Water Load line) – Тропическая грузовая марка в пресной воде. Грузовая марка для плавания в пресной воде в тропических районах. Находится в корму от вертикальной линии над грузовой маркой для пресной воды на расстоянии равном 1/48 летней осадки.
WNA – (Winter North Atlantic Load line) – Зимняя грузовая марка для Северной Атлантики. Зимняя марка для плавания в районах Северной части Атлантического Океана (севернее 36 – й параллели). Применяется только для судов длиной менее 100 м. Находится под зимней грузовой маркой на расстоянии 50 миллиметров.
Суда оборудованные, в соответствии с требованиями, установленными для судов перевозящих лес на палубе, могут иметь меньший летний надводный борт, чем суда того же типа, но не оборудованные для перевозки леса. Такие суда называют лесовозами, они имеют на бортах в дополнении к обычной еще и лесную марочную гребенку. Она наносится на расстоянии 540 миллиметров в корму от центра грузовой марки. Ширина линий 25 миллиметров. К условному обозначению марки с левой стороны прибавляется буква L.
Определение лесной грузовой марки в соответствие с требованиями Международный кодекс остойчивости судов в неповрежденном состоянии 2008 года – Кодекс ОСНС 2008 с поправками, принятыми резолюциями MSC.319(89) от 2011 года и MSC.398(95) от 5 июня 2015 года (International Code on Intact Stability — 2008 IS Code):
Лесная грузовая марка означает особую грузовую марку, которая назначается судам, отвечающим определенным условиям, касающимся их конструкции и изложенным в Международной конвенции о грузовой марке, 1966 г, или Протоколе 1988 года, с внесенными поправками, и которая используется, когда груз соответствует условиям укладки и крепления, изложенным в Кодексе безопасной практики для судов, перевозящих лесные палубные грузы, 1991 года (резолюция А.715(17)) — Code of Safe Practice for Ships Carrying Timber Deck Cargoes, 1991 (resolution A.715(l7)).
Применяются следующие лесные грузовые марки:
LS – (Summer Timber Load line) – Летняя лесная грузовая марка, определяемая верхней кромкой линии, отмеченной LS.
LW – (Winter Timber Load line) – Зимняя лесная грузовая марка, определяемая верхней кромкой линии, отмеченной LW.
LWNA – (Winter North Atlantic Timber Load line) – Зимняя лесная грузовая марка для Северной Атлантики, определяемая верхней кромкой линии, отмеченной LWNA.
LT – (Tropical Timber Load line) – Тропическая лесная грузовая марка, определяемая верхней кромкой линии, отмеченной LT.
LF – (Fresh Water Timber Load line) – Лесная грузовая марка для пресной воды летом, определяемая верхней кромкой линии, отмеченной LF и нанесенной в нос от вертикальной линии. Разность между лесной грузовой маркой для пресной воды летом и летней лесной грузовой маркой, представляет поправку для загрузки в пресной воде для других лесных грузовых марок.
LTF – (Tropical Fresh Water Timber Load Line) – Тропическая лесная грузовая марка для пресной воды, определяемая верхней кромкой линии, отмеченной LTF, нанесенной в нос от вертикальной линии.
Если условия эксплуатации судна, его характеристики или навигационные ограничения делают неприменимыми какие-либо сезонные грузовые марки, то такие марки могут не наносится и будут отсутствовать в рисунке грузовой марки.
В случаях, когда зимняя грузовая марка для Северной Атлантики совмещается с зимней грузовой маркой у той же вертикальной линии, то эта грузовая марка отмечается W.
Альтернативные и дополнительные грузовые марки, требуемые другими действующими международными конвенциями, могут наноситься перпендикулярно к и в корму от вертикальной линии, от которой отложены все остальные грузовые марки, описанные выше. К дополнительным грузовым маркам относятся грузовые марки для судов, перевозящих опасные грузы класса 7 – Радиоактивные вещества.
Рисунок грузовой марки представляет собой сочетание грузовой марки, марочной гребенки и палубной линии.
Все символы и знаки грузовой марки, включая палубную линию, а также марки осадок, должны быть окрашены белой или желтой краской на темном фоне или черной краской на светлом фоне. Все знаки грузовой марки и марки осадок должны быть всегда легко различимы, поэтому, по мере повреждения или истирания краски, их необходимо подкрашивать. Необходимо иметь в виду, что плохо различимые знаки грузовой марки являются нарушением Конвенции о грузовой марке и могут стать основанием для задержания судна инспектором Портового контроля.
Ниже приведены примеры рисунков грузовых марок. На всех рисунках отсутствуют буквы обозначающие Классификационное общество, по правилам которого нанесена грузовая марка.
Рис. 1: Грузовая марка для судна длиной менее 100 метров.
Рис. 2: Грузовая марка для судна длиной более 100 метров.
Рис. 3: Лесная грузовая марка для судна длиной менее 100 метров.
Рис. 4: Лесная грузовая марка для судна длиной более 100 метров.
Грузовая марка контейнеровоза. На круге нанесены буквы обозначающие классификационное общество по правилам которого нанесена грузовая марка. GL значит Germanischer Lloyd. В данное время общество входит в объединение с DNV и называется DNV-GL.
Международная конвенция о грузовой марке 2021 года
Температура воды также влияет на уровень линии грузовой марки, потому что тёплая вода обладает меньшей плотностью и обеспечивает меньшую плавучесть, чем холодная вода. То же самое относится и к солёности, потому что пресная вода менее плотная, чем солёная морская вода.
Точное расположение линии грузовой марки рассчитывается и/или проверяется классификационным обществом, которое затем выдает сертификат грузовой линии.
Первая международная конвенция о грузовой марке была принята в 1930 году. Она была основана на принципе резервной плавучести. В 1966 году ИМО приняла новую конвенцию, определяющую надводный борт судов с помощью расчётов непотопляемости и остойчивости повреждённого корабля. Международная конвенция о грузовой марке 1966 года применяется ко всем судам, участвующим в международной торговле, и определяет разрешённую осадку/надводный борт для судна в различных климатических зонах и сезонах, которые определены специальной международной картой зон и районов грузовой марки.
Линия грузовой марки имеет следующие обозначения:
TF Тропическая пресная вода – самая глубокая разрешённая осадка, учитывая относительно благоприятные погодные условия в тропических водах и тот факт, что судно плавает глубже в пресной воде из-за меньшей плотности, чем в солёной воде.
F Пресная вода – максимально допустимая осадка в пресной воде, учитывая, что судно плавает в пресной воде глубже, чем в солёной воде.
T Тропики – максимально допустимая осадка в тропических водах с учётом благоприятных погодных условий в тропических водах.
S Лето – максимально допустимая осадка летом с учётом благоприятных погодных условий.
W Зима – максимально допустимая осадка зимой с учётом более суровых погодных условий.
WNA Зима в Северной Атлантике – самая глубокая осадка, разрешённая с учетом суровых погодных условий, которые могут возникнуть зимой в Северной Атлантике.
«Драфт-сюрвей»
Определение количества выгруженного/погруженного груза по осадке судна, «драфт-сюрвей».
Кроме вопросов запаса плавучести и остойчивости, грузовые марки позволяют с достаточной точностью определять с помощью метода «драфт-сюрвей» количество груза на борту судна.
Метод «драфт-сюрвей» используется для определения веса любых материалов, загружаемых на судно или выгружаемых с него. Замеряется перемещение уровня воды до и после погрузки или разгрузки, при этом результирующая разница между двумя показателями представляет вес груза. Обследование осадки основано на строгом математическом расчёте. Обычно замер выполняется капитаном, штурманом, или одним из лиц административного руководства судна. Измеряется осадка судна по визуальной привязке к отметкам осадки судна в передней части, посередине и в кормовой части, и проверяется по установленной ведомости, имеющейся на судне. Сочетание чистой науки и практического опыта позволяет специалисту рассчитать количество груза на борту с точностью около 0,5% от фактического количества.
Международная конвенция о грузовой марке 2021 года / Фото: Е-дата |
Во многих портах метод «драфт-сюрвей» является единственным способом независимой проверки количества груза, заявленного грузоотправителем как отправленного, и, следовательно, единственным способом подтверждения точности количества, указанного в коносаменте (основанного на данных грузоотправителя), и того, какое количество груза находилось на борту судна до начала разгрузки.
Скоро выйдет новое издание Конвенции о грузовой марке, 2021.
Что обеспечивает определяемый грузовой маркой водонепроницаемый надводный борт судна
Надводный борт — согласно определению изложенному в Международной конвенции о грузовой марке 1966 года(англ. International Convention on Load Lines(ICLL)) это расстояние, измеренное отвесно на миделе от верхней кромки палубной линии до верхней кромки соответствующей грузовой марки. Запас плавучести судна непосредственно связан с высотой надводного борта и как следствие с безопасностью судна. Минимальный надводный борт обеспечивает судну запас плавучести, достаточный для безопасного плавания в определенных районах в определенное время года.
Предпосылки
До разработки и введения в силу Международной конвенции о грузовой марке 1966 года не существовало каких-либо правил и требований для обеспечения минимально безопасного надводного борта. Судовладельцы и фрахтователи были заинтересованы загрузить судно как можно больше. Это увеличивало прибыли, которые можно было получить с рейса. История судовождения знает немало случаев, когда суда тонули из-за перегрузки с большими человеческими жертвами. Только в Великобритании за полтора десятилетия (с 1854 по 1870 годы) произошло 5, вызвавших резонанс катастроф, причиной которых считается перегруз судна:
Сколько погибло судов в другое время и в других странах по причине перегруза неизвестно.
Прения в английском парламенте
Еще до гибели «Сити оф Бостон» в 1869 году в английском парламенте обсуждался вопрос об ограничении осадки грузовой маркой. Но представленный законопроект не был одобрен.Однако в следующем году исчез «Сити оф Бостон». На заседании Королевского общества кораблестроителей его президент лорд Хэмптон заявил: «По делу „Сити оф Бостон“ мы склонны считать причиной его гибели перегрузку». В 1871 году парламент издал декрет по которому в английских портах была учреждена должность регистраторов, наблюдавших и фиксировавших осадки всех выходивших из порта британских судов, однако никакого ограничения осадки судна парламентский декрет не предусматривал, и судовладельцы продолжали грузить суда по своему усмотрению.
В 1872 году член парламента от графства Дерби Самуэль Плимсоль заинтересовался вопросом о перегрузке судов. Он изучил собранные факты о систематической перегрузке судов и статистику о катастрофах и на основании этих материалов в 1873 году издал книгу «Наши моряки». Неприглядная картина тогдашнего судоходства в Англии, взбудоражило общественное мнение страны и правительство вынуждено было назначить так называемую «Королевскую комиссию по немореходным судам». Летом 1875 года Плимсолем был внесен в парламент законопроект, предоставлявший правительству широкие права наблюдения над торговыми судами. В нем предусматривалось, что каждое британское судно, перевозящее грузы, должно иметь указатель допустимой осадки, которая бы определялась не судовладельцами, а классификационным обществом. Ярыми противниками законопроекта оказались представители его же партии либералов — крупные судовладельцы, которым введение закона о нормах погрузки судов было просто невыгодно с финансовой точки зрения. Дебаты по этому законопроекту были настолько жаркими, что за оскорбление парламента Плимсоль был лишен на неделю допуска на заседания и был вынужден публично просить у палаты общин извинения. Однако усилия Плимсоля не пропали даром. На волне скандала в парламенте общественное мнение было вновь привлечено к проблеме. Плимсоль стал популярным среди английских моряков и даже в парламенте приобрел сторонников. 14 августа 1876 года, на очередных слушаниях, законопроект о грузовой марке, предложенный Плимсолем, наконец был принят.
Дальнейшее развитие
Принятый английским парламентом законопроект о грузовой марке был очень несовершенным. Хотя он и предписывал всем судам иметь на обоих бортах нанесенные палубную линию и круг с горизонтальной чертой по центру, которая указывала допустимую осадку, но не устанавливал правил, по которым эта осадка рассчитывалась. Недобросовестные судовладельцы могли рисовать её там, где вздумается. Кроме того не учитывались нюансы, связанные с тем, что суда работали в разных районах мирового океана, в разных погодных и календарных условиях и в водах с разной плотностью (солёной и пресной). Кроме того, правила действовали только в английских портах, и английские суда, заходившие в иностранные порты стран, где подобные правила не были установлены продолжали игнорировать их. В течение первой трети XX века, законы о грузовой марке были приняты в некоторых других морских державах (Испании, Канаде, Греции, Аргентине, СССР и США). Однако каждая страна вводила свои правила, не было единого стандарта к требованиям. Первая международная конференция по грузовой марке собралась в 1930 году. Когда она закончила свою работу, в Лондоне 5 июля 1930 года, представителями более чем сорока морских стран Международная конвенция о грузовой марке была подписана.
Международная Конвенция о грузовой марке 1966 года
5 апреля 1966 года в Лондоне была подписана новая Конвенция о грузовой марке от 1966 года, которая (с поправками, принятыми на различных последующих конференциях) действует в настоящее время. Эта конвенция установила единый порядок для всех судов мира для определения минимальной высоты надводного борта. По ее положению все моря и океаны вследствие различных гидрометеорологических условий плавания подразделяются на зоны и сезонные районы. Причём, под зонами понимают такие морские районы, где круглый год действует одна грузовая марка — или летняя, или тропическая. Также этой конвенцией был установлен единый для всех судов стандарт для вычисления и маркировки допустимого надводного борта.
Сезонные зоны и районы
Международная Конвенция о грузовой марке 1966 года установила зоны с различными гидрометеорологическими условиями. Для каждой зоны определены координаты и каждой зоне соответствует своё допустимое минимальное значение надводного борта. Кроме того существуют сезонные районы, которые в зависимости от времени года могут относиться к различным зонам. Минимальный надводный борт для каждой зоны обозначен на грузовой марке.
Грузовая марка и диск Плимсоля
Для удобства определения и контроля за соответствием загрузки судна требованиям Международной Конвенции о грузовой марке 1966 года разработана специальная грузовая марка. Она представляет собой кольцо с наружным диаметром 300 мм и шириной 25 мм, которое пересекается горизонтальной линией длиной 450 мм и шириной 25 мм так, что верхняя кромка этой горизонтальной линии проходит через центр кольца. Центр кольца должен быть помещен на миделе судна и на расстоянии, равном назначенному летнему надводному борту, измеренному вертикально вниз от верхней кромки палубной линии. Это кольцо называется диском Плимсоля, как признание заслуг Самуэля Плимсоля. Оно дополнительно маркируется буквами, обозначающими наименование Регистра, под которым судно зарегистрировано. Наиболее часто встречаются аббревиатуры:
После слияния Det Norske Veritas и Germanischer Lloyd появился новый регистр DNV GL и новая аббревиатура на грузовой марке — VL В дополнение к диску Плимсоля в направлении носа судна наносится гребёнка с дополнительными линиями, соответствующими загрузке судна при плавании в различных зонах. Грузовая марка наносится на оба борта судна на миделе.
Сертифицирование
Каждое судно раз в 5 лет проходит освидетельствование, что оно соответствует требованиям, изложенным в Международной Конвенции о грузовой марке 1966 года. По результатам освидетельствования судну выдается сертификат на 5 лет. В сертификате указываются требования, предъявляемые к данному судну, в том числе расположение грузовой марки.