что обеспечивает общества целостность

Общество как система, его свойства как системы: целостность, устойчивость, самодостаточность.

Общество п.с. систему, субстанцией которой является деятельность. Основными элементами общества как системы являются:

2. предметы труда, орудия труда

3. информация, обмен информацией между людьми с помощью символов и знаков

4. устойчивые, многократно повторяющиеся связи (общественные отношения) между людьми, обеспечивают функционирование общества.

Свойства общества как системы:

1. Целостность. Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности людей (социальная группа, социальная организация и т. д.). Ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют; социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными индивидуальными качествами.

4. Саморегуляцияобеспечивает постоянное воспроизводство всей сложной системы социальных отношений. Это находит свое отражение в создании особых институтов (таких как мораль, идеология, право, религия, государство), обеспечивающих соблюдение общепринятых «правил игры».

5. Информационность– человеческая деятельность основана на информационных процессах, многие ее виды немыслимы без использования соц. информации, которая позволяет диагностировать существующее состояние соц. проблем и прогнозировать будущее.

6. Иерархичность – общество есть многоплановая система, характеризующаяся сложным сочетанием различных уровней, элементов и субординации между ними.

7. Детерминированность – в обществе существует зависимость последующих состояний от предыдущих.

Таким образом, общество представляет собой универсальный способ организации социального взаимодействия людей, обеспечивающий удовлетворение их основных потребностей, саморегулирующийся, самовоспроизводящийся и самообновляющийся.

что обеспечивает общества целостность. Смотреть фото что обеспечивает общества целостность. Смотреть картинку что обеспечивает общества целостность. Картинка про что обеспечивает общества целостность. Фото что обеспечивает общества целостность

что обеспечивает общества целостность. Смотреть фото что обеспечивает общества целостность. Смотреть картинку что обеспечивает общества целостность. Картинка про что обеспечивает общества целостность. Фото что обеспечивает общества целостность

что обеспечивает общества целостность. Смотреть фото что обеспечивает общества целостность. Смотреть картинку что обеспечивает общества целостность. Картинка про что обеспечивает общества целостность. Фото что обеспечивает общества целостность

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Благодаря чему обеспечивается целостность государства и общества?

Единство общества обеспечивается: 1) лежащими в его основе принципами, выражающими его качественную определенность, формы организации и функционирования, и 2) механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества, сохраняется его целостность. Конституционное право имеет своим предметом общественные отношения такого рода. Рассмотрим их более подробно.

1. Конституционно-правовые нормы закрепляют прежде всего основные принципы, которые определяют устройство государства. В них выражается качественная характеристика государства — суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы ее реализации, общие основы функционирования всей системы политической организации общества.

Общество не может представлять собой жизнеспособную организацию без единых основ экономической системы: без определения допускаемых и охраняемых государством форм собственности, гарантий защиты прав собственников, способовхозяйственной деятельности, охраны труда, без провозглашения определенной системы обеспечения государством социальных потребностей членов общества в области образования, культуры, науки, охраны природы, здоровья и т. п. Нормы конституционного права закрепляют основные принципы, характеризующие организацию общества и в этих областях.

Совокупность основополагающих общественных отношений, определяющих устройство государства, общества, закрепляющие их нормы в действующей Конституции России обобщаются понятием «основы конституционного строя».

2. Общество как единый организм, целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса его членов, определения принципов взаимосвязей государства, общества и гражданина. Отношения между людьми, которые составляют сущность каждого общества, касаются всех сторон его жизнедеятельности, очень многообразны по своему характеру, обстоятельствам, в силу которых они возникают, допустимой меры воздействия на них государства.

Предметом конституционного права являются такие отношения, которые определяют принадлежность к гражданству государства, принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, его основные права, свободы и обязанности. Именно эти отношения являются основой тех социальных связей, которые формируют общество. Они являются исходными для всех остальных сфер общественных отношений между людьми, определяют качественное положение человека в любых его общественно значимых связях.

3. Поскольку одной из основ конституционного строя России является федерализм, то объективно существует широкая сфера отношений между федерацией в целом и ее субъектами, урегулирование которых составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованного реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между ними. Они составляют предмет конституционного права.

4. Как отмечалось выше, целостность и единство общества обеспечивается не только связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, но и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через которые осуществляются функции, присущие данному сообществу как организованной структуре.

В обществе это выражается через систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования; компетенцию; формы деятельности; издаваемые ими акты, систему местного самоуправления.

Посредством такой правовой регламентации обеспечивается система управления обществом, определяются основные организационные структуры, задействованные в процессе реализации социально значимых функций общества.

Исходя из того, что одной из незыблемых основ конституционного строя России является народовластие — главный фактор, обеспечивающий формирование политического единства общества — к предмету конституционного права относится регулирование отношений, связанных с системой всех представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, можно сделать вывод:

Конституционное право — ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство государства как целостной социальной системы, т. е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

что обеспечивает общества целостность. Смотреть фото что обеспечивает общества целостность. Смотреть картинку что обеспечивает общества целостность. Картинка про что обеспечивает общества целостность. Фото что обеспечивает общества целостность

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

что обеспечивает общества целостность. Смотреть фото что обеспечивает общества целостность. Смотреть картинку что обеспечивает общества целостность. Картинка про что обеспечивает общества целостность. Фото что обеспечивает общества целостность

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

что обеспечивает общества целостность. Смотреть фото что обеспечивает общества целостность. Смотреть картинку что обеспечивает общества целостность. Картинка про что обеспечивает общества целостность. Фото что обеспечивает общества целостность

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Элементы, обеспечивающие целостность и стабильность общества

что обеспечивает общества целостность. Смотреть фото что обеспечивает общества целостность. Смотреть картинку что обеспечивает общества целостность. Картинка про что обеспечивает общества целостность. Фото что обеспечивает общества целостность что обеспечивает общества целостность. Смотреть фото что обеспечивает общества целостность. Смотреть картинку что обеспечивает общества целостность. Картинка про что обеспечивает общества целостность. Фото что обеспечивает общества целостность что обеспечивает общества целостность. Смотреть фото что обеспечивает общества целостность. Смотреть картинку что обеспечивает общества целостность. Картинка про что обеспечивает общества целостность. Фото что обеспечивает общества целостность что обеспечивает общества целостность. Смотреть фото что обеспечивает общества целостность. Смотреть картинку что обеспечивает общества целостность. Картинка про что обеспечивает общества целостность. Фото что обеспечивает общества целостность

что обеспечивает общества целостность. Смотреть фото что обеспечивает общества целостность. Смотреть картинку что обеспечивает общества целостность. Картинка про что обеспечивает общества целостность. Фото что обеспечивает общества целостность

что обеспечивает общества целостность. Смотреть фото что обеспечивает общества целостность. Смотреть картинку что обеспечивает общества целостность. Картинка про что обеспечивает общества целостность. Фото что обеспечивает общества целостность

Рассматривая общество как социальную систему, неизбежно возникает вопрос – каким образом обеспечивается его целостность? Ведь система, как уже отмечали, не сводится к сумме ее элементов. Есть ли в обществе главный системообразующий элемент?

Исследователи по-разному подходят к этому вопросу. Так, О.Конт усматривал таковой в разделении функций (труда) и в солидарности. Э. Дюркгейм главным элементом общества считал «социальный факт». Под ним он понимал всякий способ действия, способный оказывать на индивида внешнее принуждение.

«Социальные факты» – это реальность и их можно изучать. В них он включал все социальные образования, которые вынуждают принимать обычаи страны, законы, подчиняться денежной системе, нормам, правилам и т.д.

Рассматривая общество как систему «социальных фактов», Дюркгейм полагал, что можно понять механизм его функционирования. Зная механизм, можно определить рычаги его воздействия на индивидов.

К. Маркс к системообразующему элементу относил социальное отношение или, более точно, – самого человека «в его общественных отношениях» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46, ч. II. С. 222).

Общество непосредственно выражает устойчивые связи, складывающиеся между людьми в процессе их жизнедеятельности.

Общество, по мнению К. Маркса, не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Характер социальных отношений определяет как специфику самого общества, так и сущностные качества составляющих его людей.

Близкую мысль высказал М. Вебер. Общество он рассматривал как сложную систему социального взаимодействия. При этом он выделял четыре вида социального действия: целерациональное, ценностнорациональное, аффектное и традиционное. Именно они составляют основу социальной жизни, проявляя себя в разной степени. Одни занимают господствующее положение, другие – подчиненное.

Структурный функционализм основание общественной системы видел в социальных нормах и ценностях.

Усваивая фундаментальные ценности, каждый индивид ориентируется на соблюдение норм совместной деятельности (Р. Мертон). Э. Шилз убежден, общество как таковое существует только под воздействием «общей власти». Она обеспечивает контроль над всей территорией и насаждает общую культуру.

Чтобы общество могло хорошо функционировать, его члены, считал Эрих Фромм, должны иметь такой характер, который бы принуждал их действовать именно так, как они должны действовать, будучи его членами.

По мнению ряда отечественных социологов (А.И. Пригожина и др.) важнейшим элементом социальной системы является человек. Его действия определяют развитие общества. Есть и другие подходы. Некоторые социологи утверждают, что основные способы организации социальной жизни в совокупности составляют общество. К основным способам организации социальной жизни чаще всего относят: социальные связи и отношения; социальные институты; социальные группы (страты); социальные организации, социальные нормы; социальные роли.

Каждый из компонентов привносит в социальную жизнь организующее начало, т.е. может рассматриваться как начальное звено системы.

В выявлении и анализе основных элементов социальной системы важная роль отводится структурному и другим методам.

Источник

Общество как целостная система

Уже в древности было понятно, что общество является не просто совокупностью разных людей, а чем-то целым, обладающим свойствами, не присущими отдельным людям («системные свойства»). При этом системные свойства общества определяются не просто общими способами и формами взаимодействия отдельных людей и не групп с окружающей средой (как у видов животных), а наличием некоторого постоянного взаимодействия, сотрудничества и кооперации между людьми.

Целостность общества определяется: во-первых, кооперацией (непосредственной или опосредтвованной) совместной деятельности людей; во-вторых, устойчивой системой отношений между людьми, складывающихся в процессе и в результате совместной деятельности; в-третьих, оформленностью и организованностью отношений при помощи специальных социальных институтов, в-четвертых, общими духовными ценностями.

Кооперацию человеческой деятельности многие философы и социологи считают одним из важнейших законов общественной жизни. Эта кооперация обусловлена как ограниченностью сил и возможностей отдельного человека, так и разделением труда. Разделение труда в процессе любой совместной человеческой деятельности и соответствующая специализация отдельных людей и целых их групп на определенных видах деятельности, на ее отдельных функциях – мощный фактор совершенствования деятельности и одновременно интеграции людей в обществе.

Поскольку высокоэффективная человеческая деятельность может осуществляться лишь совокупным работником, т.е. коллективом людей с равным разделением труда, поскольку между людьми возникает устойчивые отношения, как в самом процессе деятельности, так и по поводу присвоения его результатов.

Таким образом, все члены общества оказываются как прямо, так опосредственно связаны друг с другом различными общественными отношениями, создающими определенную и достаточно устойчивую систему.

Возникающие в процессе совместной человеческой деятельности общественные отношения (как устанавливаемые сознательно, так и возникающие стихийно), в дальнейшем становятся предметом специального регулирования, придающего им устойчивость, закрепляющего их определенные типы и формы.

Это регулирование осуществляется через создание специальных социальных институтов, т.е. системы учреждений и установлений (правил, законов), в рамках которых организуется и контролируется выполнение людьми определенных общественных функций с целью удовлетворения общественных потребностей.

Подобные социальные институты также играют интегрирующую роль в обществе, формируя единство форм и способов социальной жизни, ее целостность, объединяют общество, согласовывают деятельность его членов определенные духовные ориентиры, некоторые общие для всех (или хотя бы, большинства) идеи, оценки, ценности, чувства.

Все рассмотренные факторы, обеспечивающие целостность общества своими особенностями в каждом исторически конкретном варианте общества, и их своеобразие самих по себе и в плане взаимосвязи этих факторов между собой создают специфику данного, единичного и неповторимого общества.

Однако общие черты общественного устройства позволяют выделить типы общества. Для рассмотрения надо представить себе общество как определенную систему.

Общество представляет из себя исключительно сложную систему и многокачественную систему, в рамках которой могут быть выделены разные подсистемы, существующие в рамках разных уровней и сфер общественной жизни.

Во-первых, общество представляет систему определенных сфер деятельности и отношений людей, в которые можно выделить технологические отношения – отношения по поводу непосредственной организации целесообразной деятельности людей; экономические – по вопросам собственности, распределения и потребления продуктов деятельности; социальные – по поводу разделения людей в обществе на различные группы в зависимости от их роли в производстве, от их участия в собственности, от их уровня жизни; политические – по поводу организации власти и управления в обществе; духовные – по поводу производства и распространения идей, художественных образов, ценностных норм, учений и теорий различного типа.

Во-вторых, общество является системой различных организаций и институтов: органов государственного управления, предприятий и учреждений, общественно-политических досуговых и пр. объединений, форм обеспечения их деятельности: правовых норм, обычаев и традиций, структур управленческих отношений.

В-третьих, общество является системой разных групп людей, различающихся по их демографическим (пол, возраст), национально-этническим, социальным характеристикам. Особое значение имеют социальные группы (классы): рабочий класс, крестьянство, интеллигенция и служащие, буржуазия, помещики, поскольку из соотношения интересов этих больших групп складывается социально-политическая ситуация в обществе.

В-четвертых, общество с пространственно-географической точки зрения представляет систему поселений людей различного типа (города, поселки, деревни).

В-пятых, с международной точки зрения, общество – это система различных государств, их отношений между собой.

Таким образом, возможно выделение структуры и элементов общества с различных точек зрения, и все они отражают какие-то стороны его жизни.

Объединяются же все элементы общества в силу совместной деятельности, системы отношений между людьми. Основными свойствами общества как целого являются: самоорганизация, самодеятельность и саморазвитие, самодостаточность.

4. Основные сферы общественной жизни:

а) экономическая

Экономика – сфера где производятся и распределяются основные жизненные блага – одна из важнейших в обществе. Однако длительное время ее считали хотя и абсолютно необходимой, но играющей лишь роль средства для жизни людей, а их подлинная жизнь определяется исключительно политическими событиями и духовными ценностями.

что обеспечивает общества целостность. Смотреть фото что обеспечивает общества целостность. Смотреть картинку что обеспечивает общества целостность. Картинка про что обеспечивает общества целостность. Фото что обеспечивает общества целостность

Поэтому для изменения общества надо, прежде изменить экономическое отношение, а это возможно, когда они позволяют людям осознать их подлинную сущность и достигают уровня, позволяющего их изменить. А потом возможен прыжок из царства экономической необходимости в царство человеческой свободы.

Современные западные экономисты и философы выработали концепцию человека как потребителя, экономические интересы которого главенствуют над другими и цель общества – максимально их удовлетворять, для чего и служит рынок. Этим обосновывается вовлечение в сферу рынка и политических, и духовно-культурных процессов, отказ от идей просвещения и воспитания человека и ориентация на всестороннее удовлетворение «массового спроса», в т.ч. и в сфере духа (детективы и триллеры, телесериалы, шоу).

Экономический аспект присутствует практически во всех сферах деятельности людей (финансирование политических компаний и организаций, издание и продажа книг, оплата труда музыкантов и поэтов, содержание церквей), однако является ли он везде, как и в материальном производстве решающим? По-видимому, адекватно оцениваются рынком, экономически т.н. «массовая культура», прикладные научно-инженерные разработки и.т.п., но высшие достижения духовности не могут оцениваться таким образом. Сколько заплатить за открытие законов Ньютона, или за «Мону Лизу»? Однако без профессорской оплаты, или платы за инженерные сооружения ни Ньютон, ни Леонардо не прожили бы. Да и врядли можно вывести из экономических интересов буржуа или феодалов эти произведения, хотя нельзя и совсем отрицать влияние эпохи на них.

Так, экономика занимает важное место в общественной жизни, задавая основные условия ее, определяя возможности развития человеческой деятельности в разных сферах и саму направленность интереса к этим сферам (развитие торговли вызывает интерес к географии, промышленности – к естественным и техническим наукам и т.п.).

Поскольку экономика является фундаментом общественной жизни, в ней создаются сами основные условия этой жизни, а при этом ее особенности оказывают влияние на содержание других сфер общественной жизни – поэтому необходимо философское осмысление экономической жизни общества: ее места и роли в обществе, основных особенностей, смысла и значения деятельности в этой сфере.

Экономическая сфера общественной жизни имеет сложное многоуровневое строение. В соответствии с теорией К.Маркса, разделяемой и сегодня многими учеными и философами, независимо от их политико-идеологической ориентации, в экономике выделяется способ производства материальной и духовной жизни общества. Большой вклад в теорию производительных сил внес и немецкий экономист Фридрих Лист.

Способ производства складывается из двух компонентов: производительных сил (орудия и средства производства и способные к труду люди, т.е. вещественный и человеческий факторы), и производственных отношений (отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления).

Противоречивое взаимодействие ПС и ПО является внутренним источником развития экономики. Рассмотрим их подробнее.

ПС – непосредственная сфера взаимодействия людей с природой, для достижения экономических целей – обеспечения пищи, одежды, благоприятных условий жизни.

В составе ПС прежде всего выделяется техника, как основное средство производства (кроме зданий, сооружений, дорог и.т.п.) – от греч. технэ – умение.

Техника – это искусственные органы деятельности общественного человека, воплощающие его знания и умения в материальных объектах, воплощающие недостаточные возможности его природных органов и осуществляющие его воздействие на природу. В понятие техники входят все орудия деятельности – от примитивных камней и палок первобытности до сверхсовременные ЭВМ. Техника также неотделима от умеющего ей пользоваться человека, требует специальной подготовки кадров и их общеобразовательного и культурного уровня.

В рамках производительных сил возникают специфические технологическое разделение труда. Его характер зависит от степени развития производственной деятельности, отражающейся в развитии техники. А от него зависит общественное разделение труда, являющееся важнейшей закономерностью развития общества и оказывающее влияние на социальную структуру и политические процессы.

Поэтому для понимания общественного развития надо сначала рассмотреть развитие ПС, на предмете развития техники.

Техника (орудия деятельности), оказывается посредствующим звеном в противоречии человека (общества) с природой, через которое человек воздействует на природные объекты и процессы. Поскольку техника развивается не сама по себе, а как элемент человеческой деятельности, источником ее развития является внешнее по отношению к ней противоречие: между потребностями человека (общества) и ограниченностью наличных средств их удовлетворения. Для разрушения этого противоречия и возникают производительные силы – человек + техника.

Но в этих ПС возникает собственное внутреннее противоречие между личностным и вещественным элементами.

Для все более полного удовлетворения растущих и изменяющиеся общественных потребностей нужно повышать силу, мощность, скорость, длительность, точность, единообразие воздействия на предметы, расширять сферы человеческой деятельности.

Но возможности человека ограничены (кроме мышления!). Поэтому протииво-речие разрешается за счет последовательности передачи функций человека технике:

1. функции непосредственного воздействия на предмет – этап инструментализации (топор, пила, молоток и.т.п.);

2. функции управления действиями орудий труда – этап механизации (игла и швейная машина, электропила, станки и.т.п.)

3. функции управления и контроля – этап автоматизации (станки с числовым программным управлением, автоматы, ЭВМ и.т.п.).

Так, человек постепенно вытесняется из непосредственного процесса производства, сначала как физическая сила (действует не зубами, ногтями, руками, а инструментами), затем как сила управляющая движением орудий труда (не рука, а механизм), а дальше – и как контролирующая и управляющая основными этапами работы сила, становясь рядом с процессом производства, задавая его цели, налаживая и регулируя.

Однако надо иметь в виду, что новые уровни техники никогда не схватывают полностью всю деятельность людей (экономически невыгодно и технически трудно заменить роботом уборщицу или садовника, в космосе наладку станции лучше сделает космонавт, со специальными инструментами для невесомости и т.п.)

Однако новые этапы развития техники становятся ведущими в важнейших сферах производства, определяют собой его общие уровень и способности, влияют на все стороны общественных отношений.

Развитие ПС определяет и развитие ПО.

Например, при наличии примитивных камней-рубил и палок, человеческая деятельность была совместной (один человек ничего не сможет сделать такими орудиями, надо снимать шкуру с зверя, поднимать что либо вместе) и не требовала выделения управляющих – их роль играли более опытные.

Появления инструментов (каменные, бронзовые, железные) не только повышает производительность труда, но и создает возможность и целесообразность его разделения, специализации людей и их групп на определенные виды труда. А сложный труд и возросшее общественное богатство требует выделения людей управляющих обществом, обеспечивающих его нормальную жизнь и защиту от внешнего врага, т.е. государства.

При этом необходимость проведения больших общественных работ (орошение, освоение территорий, защита от постоянных набегов) выдвигают на первый план в организации производства государство (Древний Египет, Вавилон, Индия, Китай), благоприятные же условия индивидуально-семейного хозяйствования создают частнособственническую экономику, с отведением государству роли поддержания общественного порядка и внешней политики (Древняя Греция, Рим).

Механизация требует мобильной рабочей силы и рынка для массового производимых товаров, поэтому она разрушает традиционное феодальное общество с замкнутым натуральным хозяйством и создает капиталистическое, или индустриальное общество.

Автоматизация в значительной мере изменяет ПО, выдвигая на первый план не физическую силу и выносливость, умелость работника, а его интеллектуально-психологические качества, повышает роль менеджеров-управляющих, по сравнению с собственником-капиталистом, создает новую форму собственности – интеллектуальную, технологическую (ноу хау – «знаю как»).

Все эти изменения ПО оказывают в свою очередь обратное влияние на ПС, или стимулируя, или сдерживая их развитие (ЭВМ может быть только игрушкой в традиционной африканской стране).

Главное влияние на ПО развитие ПС оказывается формирование нового общественного разделения труда, т.е его распределения и закрепления между большими группами людей не только в рамках производственной деятельности, но и в плане их постоянного положения по отношению к организации производства и его результатам. Это отношение выражается в понятии собственности. Собственность – это владение и распоряжение предметами, ресурсами, знаниями (интеллектуальная собственность), обычно оформленная соответствующими правовыми нормами. Особо выделяется собственность на средства производства, дающая возможность распоряжения организацией общественного труда и распределением его продуктов.

Формы собственности определяют экономический строй общества, и экономические интересы его членов. В соответствии с общественным разделением труда (ОРТ) и закрепляющими его формами собственности (ФС) возникают социальные общности людей – классы и социальные группы (слои).

Можно выделить следующие основные типы экономического строя:

1. первобытнообщинный – ОРТ отсутствует, или развито слабо, ФС – коллективная, общинная.

3. Частнособственническая экономика – ОРТ осуществляется в соответствии с экономической ситуацией, преобладает ФС – частное владение средствами производства (смешенные с общинной и государственностью ФС – др. Греция, Рим, Средневековая Европа и Ближний Восток, Россия до 1917г., современные страны Запада, США)

Разумеется 2) и 3) типы имеют свои исторические формы (рабовладение, феодализм и.т.п.), при этом абсолютно чистом виде они нигде не встречаются – речь идет лишь о преобладании того или иного типа.

б) политическая

Политика (от греческого politike – государственные и общественные дела, от polis – государство) – сфера общественной жизни, связанная с организацией власти, определением принципиальных направлений управления обществом.

Власть – это установление системы отношений руководства – подчинения, т.е зависимости между людьми, механизмов управления их деятельностью. Отличие политической власти от других форм власти – подчинения состоит:

— в ее (1) всеохватанности и универсальности (способность и возможность политической власти воздействовать на любые стороны общественной жизни);

— в ее (3) центральной, основной роли организации всей общественной жизни, всех форм управления обществом;

— в (4) наличии специальных органов осуществляющих политическую власть (государство), или воздействие на нее (политические партии или организации);

— в (5) наличии особых форм духовной деятельности регулирующих политическую власть и содействующих ее реализации (идеология, политические ценности, пропаганда).

Политика, политические отношения, организации и сознание изучаются различными науками – историей, политологией, политической социологией, социальной психологией. В рамках социальной философии также выделяется философия политики. Ее предметом является рассмотрение политической сферы общественной жизни в ее целостности и в соотношении с обществом в целом, с его другими сферами; ее смысл и значения для человека и общества; ее существенных, основных особенностей.

Проблемы политики интересуют философов с глубокой древности, т.к. касаются важнейших вопросов жизни общества человека.

Главный элемент ПС – это государство, т.е. система органов осуществляющая принудительное, общеобязательное регулирование общественной жизни. Именно за контроль над государством и идет основная политическая борьба.

Государство от других политических институтов отличается:

1. Наличием органов, осуществляющих верховную власть, распространяющуюся на все население;

2. Наличием права – совокупности общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством;

3. Наличием определенной территории, на которую распространяется его власть.

Государство возникает в глубокой древности, как для выражения и обеспечения общих интересов общества как целого, так и для закрепления власти определенных социальных групп, однако, сегодня очевидно, что роль государства в общественной жизни еще надолго будет одной из важнейших, т.к. это единственный инструмент поддержания целостности общества и регулирования его основных сфер.

В современных государствах различают три ветви власти:

исполнительную – либо избираемое, либо назначаемое (парламентом, главой государства) правительство и его органы, осуществляющие в рамках законов непосредственное управление обществом;

Часто имеется и должность главы государства – избранный Президент или наследный монарх (как в Англии, Швеции, Дании и.т.п.), осуществляющего общее представительство власти в стране, гаранта соблюдения законности.

Партии ориентированные на определенные социальные группы и их интересы, однако нужно учитывать, что политика – относительно самостоятельная сфера деятельности и политик не является простым представителем социальной группы –скорее можно говорить о близости его позиций к ориентациям именно этой группы. Тем более это не означает постоянной зависимости от своей социальной базы. Все партии и политики стремятся привлечь как можно более широкие слои населения, поэтому политические иди и программы почти всегда шире по содержанию, чем выражение интересов какой-то отдельной социальной группы. кроме того, подучив политическую власть политик, партия могут постепенно сменить социальную базу, даже стать на время относительно самостоятельной силой.

Политическую роль могут играть и другие общественные организации (профсоюзы, любительские объединения, религиозные и.т.п.).

Существуют различные формы государственного устройства:

Монархия, республика (власть народа),

федерация (союз территорий, имеющих собственные права)

Унитарное государство (территории получают все полномочия от центра).

Но главную роль для жизни общества играет политический режим, т.е. способ функционирования политической системы. Выделяют режимы: демократический (многопартийность, плюрализм идеологий, регулярные всеобщие выборы);

авторитарный (обеспечивается преобладание какой-либо политической позиции, личности, в т.ч. и мерами принуждения);

тоталитарный (полное подчинение насильственно контролировать все проявления общественной жизни).

в) социальная сфера жизни общества

Социальная сфера общества – система исторически сложившихся упорядоченных связей и отношений между различными видами общности людей. Формы общности выступают элементами социальной системы. Различают три основных типа общностей:

1. естественно-исторический (раса, поколение, пол);

2. этно-исторический (род, народность, нация, этнос);

3. социально-исторический (сословия, касты, классы, страты).

Раса – наиболее широкая естественно-историческая общность – группа людей с общими биологическими чертами, передающимися генетически. Три типа рас:

европеоидная; монголоидная; негроидная.

Другая историческая общность – пол складывается на основе биологического различия людей. В современном обществе происходит трансформация социальных ролей мужчины и женщины, что влечет изменение традиционных социокультурных реалий.

Поколение – естественно-историческая общность, выделяемая во многом условно. Существуют различные критерии для определения границ между поколениями. Принцип отцы – дети устанавливает разницу примерно в 25 лет и др.

Этно-истоическая общность – род – первобытное объединение кровных родственников. Несколько родов, проживающих на одной территории – племя. В своем развитии род прошел два этапа: матриархат и патриархат.

В интерпретации социально-историчских общностей существует два подхода: классовая теория и концепция социальной стратификации и мобильности.

Классовая теория, предложенная марксизмом, напрямую связана с формационным подходом к пониманию истории. Основной социально-исторической формой общности в марксизме считаются классы. Классы – большие группы людей, различных по их месту в исторически определенной системе общности производства, по их отношению к средствам производства роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классовое деление определяется экономической структурой общества.

Классовая теория предложенная К.Марксом была адекватна той социальной и экономической реальности, которая была в середине XIX в.

В отличие от классовой теории, концепция социальной стратификации и мобильности предполагает развитие социальной структуры общества без катастроф, революционных преобразований. Сейчас она является наиболее распространенной в современной социальной философии. Один из ее создателей Сорокин Питирим Александрович (1889 – 1968), известный русско-американский философ и социолог.

г) духовная сфера жизни общества

Категории «дух» и «духовное» как сфера действия духа, его проявление и реализация играют исключительную роль в философии. Дух понимается как нематериальная сила, оформляющая материальные предметы, обеспечивающая их внутреннюю активность, способная отображать и моделировать сущность, особенности, связи материально мира.

Духовная сфера жизни общества – подсистема, которая занимается производством, хранением и распределением ценностей общества, воспроизводит духовный мир человека. Духовное присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром. Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают различные взгляды людей, теории, идеи, воззрения. Она воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведенных искусства и обрядах.

1. особый род занятия; 2. особый род деятельности по производству такого занятия;

3. социальный институт, представленный разными организациями, учреждениями.

Наука как социальный институт представляет совокупность организаций и учреждений, в которых и через которые особая группа людей (научное сообщество) осуществляет свою деятельность.

Наука как деятельность направления на раскрытие объективных законов природы, общества и человека. Это творческий процесс получения знания.

Наука как знание обладает целым рядом характеристик. Главная особенность – рациональность, новые сведения о реальности формируются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов.

Духовная особенность научного знания – объективность. Наука стремиться постигать действительность как можно полно и точно, исключая субъективность.

Научное знание – знание доказательное, объяснительное.

Цель науки – открытие закономерностей и общих принципов.

Фетишизм – почитание разных объектов (предметов), которым приписывались сверхъестественные свойства, способность помогать, исцелять, предохранять от врагов.

Тотемизм связан с охотой и собирательством, с верой в сверхъестественные связи, родства между группой людей и каким-то видом животных, птиц и растений.

Магия – вера и возможность воздействия на людей, предметы, и явления при помощи различных предметов, например, заклинаний, молитвы, приворотов и т.д.

Буддизм – одна из самых древних мировых религий. Возникает в VI – V в. до н. э. в Индии. Он распространен в Центральной, Юго-Восточной Азии и Дальнем Востоке. На территории распространен среди бурят, калмыков, монголов, тувинцев. Будда означает «просвещенный». Все в мире – это следствие бесконечного движения «дхарм», духовно-материальных частиц. Различные их комбинации создают предметы, животных, человека, а распад ведет к смерти, после которой создаются новые комбинации и происходит перерождение. Перерождение зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется сансарой – «колесом жизни». Конечной целью является слияние с Буддой, погружение в нирвану (небытие), абсолютный покой.

Христианство возникло в I в. н.э. в Восточной части Римской империи. В основе – вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя. Главным в нем является Священное Предание – Библия, состоящая из двух частей – Ветхий и Новый завет.

К VIII в. вся Европа была христианизирована. На Руси православие было принято при киевском князе Владимире в 988 г.

В христианстве выделяются три ветви: католицизм, православие, протестантизм (разновидности – лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.).

Ислам (арабское покорность) – самая молодая мировая религия, возникшая в VII в. н.э. В Западной Аравии. Основателем ислама является пророк Мухаммед, проповедовавший в городах Мекке и Медине. В Мекке находится святилище Кааба, к которому мусульмане совершают хадж – паломничество.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *