что обеспечивает командный интерфейс
Командный интерфейс
Командный интерфейс — это основное средство навигации пользователя по функциональности конфигурации. В системе 1С:Предприятие он строится на основе подсистем. Разработчик должен создать в конфигурации иерархию подсистем, отражающую для пользователя структуру функциональности прикладного решения.
Все прикладные объекты конфигурации (справочники, документы, отчеты и т. д.) привязываются разработчиком конфигурации к подсистемам. Иерархия подсистем должна отражать структуру функциональности именно так, как она будет представляться пользователю.
Уже на основе этой информации (структуры подсистем и привязки объектов к подсистемам) платформа автоматически строит командный интерфейс для пользователя. Пользователю отображается структура прикладного решения (иерархия подсистем) и предоставляются стандартные команды доступа к функциональности прикладных объектов (вызов списков справочников, документов, открытие отчетов, обработок и т. д.). Однако разработчик, разумеется, может отредактировать предлагаемое системой построение командного интерфейса (изменить порядок, видимость команд). Для этого предназначен целый ряд редакторов командного интерфейса, которые позволяют настраивать различные части интерфейса программы.
Сами команды, включаемые в командный интерфейс (открытие списков, ввод новых объектов, открытие отчетов и т. д.), предоставляются системой автоматически. Но разработчик может создать свои команды, которые будут включаться в командный интерфейс. Для этого у прикладных объектов в метаданных появилась новая ветка — Команды.
Управление интерфейсом
Декларативная модель построения интерфейса позволяет автоматически адаптировать интерфейс для конкретного пользователя. Для этого предусмотрено несколько возможностей.
Автоматический учет ролей / прав
Прежде всего, система автоматически учитывает при построении интерфейса права пользователя. Например, из командного интерфейса исключаются команды для доступа к объектам, которые пользователю недоступны.
Если для роли Продавец назначены только права, необходимые для ввода и проведения документа Поступление товаров, а также для просмотра справочников Товары, Контрагенты и работы с календарем, то все недоступные объекты автоматически исключается системой из командного интерфейса.
Кроме того, в системе существует возможность установки прав на отдельные реквизиты объектов. Используя эту информацию, система сама исключает или делает недоступными для редактирования соответствующие поля в формах, а также исключает колонки из списков и отчетов.
Видимость по умолчанию
Для различных интерфейсных элементов системы (команд, элементов формы) настраивается видимость по умолчанию для отдельных ролей. Это позволяет, в зависимости от ролей пользователя, предоставить ему наиболее важную часть функциональности, оставляя возможность включения видимости тех элементов, которые изначально для него не отображаются.
Функциональные опции
Механизм функциональных опций позволяет определить в конфигурации ту функциональность, которая может использоваться или не использоваться при внедрении в зависимости от потребностей конкретной организации. Различные элементы конфигурации (объекты, реквизиты, команды) могут быть привязаны к функциональным опциям. При внедрении можно управлять включением и выключением функциональных опций в конкретной информационной базе. Система при этом будет автоматически включать и выключать отображение всех соответствующих элементов интерфейса (полей, команд, колонок списков, элементов отчетов). Подробнее…
Пользовательская настройка
Стандартной возможностью, которая предоставляет система пользователю, является настройка внешнего вида командного интерфейса. Возможна настройка всех основных элементов интерфейса: панели разделов, начальной страницы и панели функций текущего раздела.
Авторы: В.А. Ажеронок, А.В. Островерх, М.Г. Радченко, Е.Ю. Хрусталева
Информационные технологии конечного пользователя
4.3. Пользовательский интерфейс и его виды
Пользовательский интерфейс реализует работу человека на персональном компьютере посредством элементов взаимодействия.
Различают активные и пассивные элементы взаимодействия, представленные на рис. 4.10.
К пассивным элементам взаимодействия относятся информационные сообщения, подсказки и т. д.
К активным элементам взаимодействия относятся команды управления системными настройками и программными ресурсами, средства конфигурации системы, команды работы с файловыми системами.
Развитие пользовательских интерфейсов происходило по двум направлениям:
Развитие концепций логического представления данных | Развитие средств взаимодействия с пользователем |
1. Развитие концепций логического представления данных.
Различают два основных уровня представления данных в ЭВМ:
Классификация уровней представления данных приведена на рис. 4.11.
Развитие уровней логического представления данных прошло несколько этапов, представленных на рис. 4.12.
2-й этап. От байтов к блокам (сегментам). Следующим шагом стало объединение байтов в блоки, что дало возможность обращаться и обрабатывать большие совокупности данных (блоки) как единое целое.
Развитие средств взаимодействия с пользователем также прошло несколько этапов, представленных на рис. 4.13.
1-й этап. Первым шагом в развитии средств взаимодействия пользователя и ЭВМ стало создание таких устройств, как монитор и клавиатура, которые позволяли вводить информацию и отображать результаты выполнения программ.
2-й этап. Средства позиционного ввода (манипуляторы типа » мышь «) стали революционным прорывом в построении пользовательских интерфейсов, т. к. стало возможным организовать взаимодействие пользователей и ЭВМ не с помощью команд, которые необходимо вводить вручную в командную строку, а с помощью выбора объектов, которые обозначают данные команды.
3-й этап. Появление цветных мониторов и мультимедиа привело к созданию более эргономичных графических пользовательских интерфейсов и позволило применять более широкий спектр средств передачи информации: от однотонных звуков бипера, графических статических и подвижных изображений к полноценному качественному видео и аудио.
4-й этап. Световое перо позволило создать компьютеры планшетного карманного типа и соответствующие им графические пользовательские интерфейсы, ориентированные на работу с рукописным вводом.
Согласно общепринятой классификации, существующие на практике интерфейсы можно разделить на следующие виды:
1. Командный интерфейс. Одним из основных и наиболее старых является интерфейс командной строки. Командный (командно-строчный) интерфейс получил наибольшее развитие во времена расцвета больших многопользовательских систем с алфавитно-цифровыми дисплеями. Он характеризуется тем, что пользователь осуществляет взаимодействие с ЭВМ посредством командной строки, в которую вводятся команды определенного формата, а затем передаются к исполнению.
Командный интерфейс повышает эффективность работы профессиональных пользователей, и он до сих пор используется в некоторых приложениях (консольных приложениях). Использование командного интерфейса обусловлено тем, что клавиатура является непревзойденным по скорости средством ввода информации. Конкуренцию клавиатуре в перспективе может составить только голосовой способ ввода.
Наиболее часто графический интерфейс реализуется в интерактивном режиме работы пользователя и строится в виде системы спускающихся меню с использованием в качестве средства манипуляции мыши и клавиатуры. Работа пользователя осуществляется с экранными формами, содержащими объекты управления, панели инструментов с пиктограммами режимов и команд обработки.
К числу типовых объектов управления графического интерфейса относятся объекты, представленные в табл. 4.3.
Название объекта | Описание объекта |
---|---|
Метка | Постоянный текст, не подлежащий изменению при работе пользователя с экранной формой, например, названия полей в экранной форме |
Текстовое окно | Поле для ввода информации произвольного вида |
Командная кнопка | Объект, который обеспечивает передачу управляющего воздействия, например кнопки ОК, Отменить, Сохранить в диалоговых формах |
Кнопка-переключатель | Элемент для альтернативного выбора одной команды из группы однотипных команд |
Помечаемая кнопка | Элемент, позволяющий выбрать несколько команд из группы однотипных |
Окно-список | Элемент, который содержит список альтернативных значений для выбора |
Комбинированное окно | Элемент, который объединяет возможности окна-списка и текстового окна, т.е. дает возможность ввести данные с клавиатуры или выбрать из списка |
Линейка горизонтальной прокрутки | Элемент, позволяющий произвести быстрое перемещение внутри длинного списка или текста по горизонтали |
Линейка вертикальной прокрутки | Элемент, позволяющий произвести быстрое перемещение внутри длинного списка или текста по вертикали |
Графический интерфейс позволяет поддерживать пользователю различные виды диалога, который в данном случае представляет собой обмен информационными сообщениями между участниками процесса, когда прием, обработка и выдача сообщений происходят в реальном масштабе времени.
Выделяют следующие типы диалога:
Наиболее распространенными видами организации диалога являются:
Реализация диалога в виде меню возможна через вывод на экран видеотерминала определенных функций системы.
Пользователь выбирает на экране монитора нужную ему операцию и передает ее к исполнению.
Диалог вида «команда» инициируется пользователем. При этом выполняется одна из допустимых на данном шаге диалога команд пользователя. Их перечень отсутствует на экране, но легко вызывается на экран с помощью специальной директивы или функциональной клавиши.
Пользовательские интерфейсы строятся с соблюдением принципов, представленных на рис. 4.14.
Существует три основных критерия качества пользовательского интерфейса:
1. Скорость работы пользователя. Согласно Дональду Норману, взаимодействие пользователя с системой (не только компьютерной) состоит из семи шагов:
Таким образом, процесс размышления занимает почти все время, в течение которого пользователь работает с компьютером, т. к. шесть из семи этапов полностью заняты умственной деятельностью. Соответственно, повышение скорости этих размышлений приводит к существенному улучшению скорости работы.
Существенно повысить скорость собственно мышления пользователей невозможно, но качественный пользовательский интерфейс должен уменьшить влияние факторов, усложняющих (и, соответственно, замедляющих) процесс мышления.
2. Количество человеческих ошибок. Пользовательский интерфейс должен содержать элементы, которые позволят уменьшить количество допускаемых ошибок. К этим элементам относятся:
Кроме того, пользовательский интерфейс должен содержать средства, позволяющие снизить чувствительность системы к ошибкам. К ним относятся:
3. Скорость обучения. Пользовательский интерфейс должен содержать средства, позволяющие пользователю в максимально короткие сроки научиться работать с программой или системой. К таким средствам относятся различного вида справочные системы, подсказки, информационные сообщения.
Общие понятия о пользовательском интерфейсе
Набор приёмов взаимодействия пользователя с приложением называют пользовательским интерфейсом.
Приложение представляет собой набор средств пользовательского интерфейса, с помощью которого пользователь выполняет свои действия, необходимые для выполнения задания.
Пользовательский интерфейс зависит от интерфейса, обеспечиваемого операционной системой. Технология общения с компьютером зависит от интерфейса. Современные ОС поддерживают Командный, WIMP и SILK интерфейсы.
SILK интерфейс означает Speech (речь), Image (образ), Language (язык), Knowledge (знание), т. е. на экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим.
Одной из важных функций интерфейса является формирование у пользователя одинаковой реакции на однотипные действия приложения, их согласованность.
Разработка пользовательского интерфейса состоит из проектирования Приложений, управляемых по событиям. Приложения, в свою очередь, состоят из следующих стандартных графических средств:
Панель приложения разделена на три части: меню действий, тело панели и область функциональных клавиш.
Преимущество использования меню действий (и выпадающего меню) заключается в том, что эти действия наглядны и могут быть запрошены пользователем установкой курсора, функциональной клавишей, вводом команды либо каким-то другим простым способом.
Тело панели содержит следующие элементы: разделители областей, идентификатор панели, заголовок панели, инструкция, заголовок столбца и группы, заголовок поля, указатель протяжки, область сообщений, область команд, поле ввода, поле выбора.
Область функциональных клавиш – необязательная часть, показывающая соответствие клавиш и действий, которые выполняются при их нажатии. В области функциональных клавиш отображаются только те клавиши, которые действительны на текущей панели.
Для указателя текущей панели используют курсор выбора.
1.2. Современные программно-технические средства информационных технологий.
Современные информационные технологии и их классификация
Под информацией понимаются сведения об объективно существующих объектах и процессах, об их связях и взаимодействиях, доступные для практического использования в деятельности людей. Задачи информатизации состоят в сокращении различных видов материальных, энергетических, финансовых и других потоков сведений за счет их частичной замены и компенсации.
Информационными ресурсами являются формализованные идеи и значения, данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации.
Разработан проект «Информатизации государства», который содержит рекомендации по основным сферам деятельности общества:
· информатизация государственных органов управления,
· информатизация социальной сферы и т.д.
Для решения задач информатизации применяются информационные системы, реализующие соответствующие информационные технологии.
Эффективность информационной технологии определяется, в конечном счете, квалификацией субъектов процессов информатизации. При этом технологии должны быть максимально доступны потребителям.
Можно классифицировать информационные технологии с различных точек зрения. Например: информационные технологии можно различать по типу обрабатываемой информации.
Рис.1. Классификация ИТ по типу обрабатываемой информации
Разделение достаточно условное, т.к. большинство информационных технологий позволяет поддерживать и другие виды информации. Например, в текстовых процессорах возможна и несложная расчетная деятельность, а табличные процессоры обрабатывают не только цифровую информацию, но и могут генерировать графики. Однако каждая из видов технологии в основном ориентированна на работу с информацией определенного вида. Модификация элементов, составляющих информационные технологии, дает возможность образования новых технологий в различных компьютерных средах.
Информационные технологии можно разделить на обеспечивающие (ОИТ) и функциональные (ФИТ).
При объединении ОИТ по предметному признаку возникает проблема системной интеграции, т.е. приведение различных технологий к единому стандартному интерфейсу.
Предметные технологии и информационная технология влияют друг на друга. Например, появление пластиковых карточек как носителей финансовой информации принципиально изменила предметную технологию. При этом пришлось создавать совершенно новую информационную технологию. Но, в свою очередь, возможности, представленные новой ИТ, повлияли на предметную технологию пластиковых носителей (в области их защиты, например).
Информационные технологии классифицируются по типам пользовательского интерфейса.
Можно выделить системный и прикладной интерфейс.
Рис.2. Классификация ИТ по типам пользовательского интерфейса.
Рассмотрим подробно классы информационных технологий по интерфейсам.
Многопользовательские системы реализуются сетевыми операционными системами. Они обеспечивают удаленные сетевые технологии.
Задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:
· алгоритм решения задачи формализован, процесс не требует вмешательства человека;
· имеется большой объем входных и выходных данных;
· значительная их часть хранится на магнитных носителях;
· большое время решения задач, обусловленное объемами данных;
· регламентность, т.е. задачи решаются с заданной периодичностью.
Диалоговый режим это не альтернатива пакетному режиму, а его развитие. Диалоговый режим позволяет пользователю вмешаться в процесс решения задачи, он отпускает пользователя, отменяет жестко закрепленную последовательность обработки данных. Применение режимов зависит в первую очередь от предметной технологии.
Пользовательский интерфейс включает в себя три понятия: общение приложения с пользователем, общение пользователя с приложением, язык общения (определяется разработчиками программного приложения).Свойства пользовательского интерфейса: конкретность и наглядность. Раньше командный интерфейс имел много разнообразных команд, отсутствовал стандарт для приложений. Первый удачный шаг для упорядочивания работы в диалоговой технологии сделал Питер Нортон, создав Norton Commander (NC). Следующим решающим шагом стало создание графической оболочки для операционной системы. Сейчас практически все операционные системы используют графический интерфейс. Например, известная всем операционная система Microsoft Windows реализующая технологию WIMP. Новшеством было применение мыши, выбор команд из меню, предоставление программам отдельных окон, использование пиктограмм для изображения программ.
Интерфейс и богатство возможностей делают Windows оптимальной системой. Приложения, написанные под Windows, используют тот же интерфейс, поэтому можно быстро с ними начать работать без длительного обучения.
Одной из важных функций интерфейса является формирование у пользователя одинаковых реакций на одинаковые действия приложений, согласованность.
Согласование следует рассмотреть с трех сторон:
Согласованность всех сторон интерфейса необходима и разработчику и пользователю. Разработчику согласованность позволит выделить общие блоки, стандартизировать отдельные элементы (тем самым сократить время на их разработку). Для пользователя согласованность интерфейса сокращает время изучения, число ошибок.
Разработка пользовательского интерфейса состоит в проектировании панелей и диалога. Панель приложения разделена на три части: меню действий, тело панели и область функциональных клавиш.
Меню действий содержит объекты, состоящие из одного или нескольких слов. Размещаются объекты слева на право по мере убывания частоты их использования. Возможны варианты с многоуровневой системой «выпадающих меню», хотя реально уровней не должно быть больше трех.
панели содержит ряд элементов: разделители областей, идентификатор и заголовок панели; инструкция; заголовок столбца, группы, поля; указатель протяжки; области сообщений и команд; поля ввода и выбора.
Область функциональных клавиш: (может и отсутствовать) показывает соответствие клавиш и действий, которые выполняются при их нажатии. Указываются только действия, доступные при работе на текущей панели.
Когда пользователь и ЭВМ обмениваются сообщениями, диалог движется по одному из путей Приложения. При этом Приложение может выполнять некоторые конкретные действия.
Диалоги состоит из двух частей:
· запросы на обработку информации;
· навигация по Приложению.
Унифицированные действия диалога имеют одинаковый смысл во всех Приложениях. (Например «отказ» «ввод» «выход» «подсказка» и т.д.)
Таким образом пользовательский интерфейс является основополагающим фактором в эффективном использовании информационных технологий.
Можно классифицировать информационные технологии по степени их взаимодействия между собой. Например, дискретное и сетевое взаимодействие; взаимодействие с использованием различных вариантов обработки и хранения данных; распределенная информационная база и распределенная обработка данных. Эту классификацию информационных технологий можно изобразить с помощью схемы.
Рис.3. Классификация ИТ по степени взаимодействия
Практика показывает, что в реальной жизни многие решения в области развития ИТ принимаются не в результате анализа реальных потребностей предприятий, а под влиянием рекламы, данных о затратах на ИТ на аналогичных предприятиях, а также в силу предпочтений отдельных пользователей или специалистов относительно тех или иных приложений. Для руководителей, которые несут ответственность за деятельность предприятий в целом, как и для тех, кто отвечает за применение ИТ, необходимо более широкое видение проблем, связанных с интеграцией ИТ в различных сферах бизнеса и, прежде всего, анализ основных тенденций в области развития и применения ИТ.
Информационные технологии конечного пользователя
4.3. Пользовательский интерфейс и его виды
Пользовательский интерфейс реализует работу человека на персональном компьютере посредством элементов взаимодействия.
Различают активные и пассивные элементы взаимодействия, представленные на рис. 4.10.
К пассивным элементам взаимодействия относятся информационные сообщения, подсказки и т. д.
К активным элементам взаимодействия относятся команды управления системными настройками и программными ресурсами, средства конфигурации системы, команды работы с файловыми системами.
Развитие пользовательских интерфейсов происходило по двум направлениям:
Развитие концепций логического представления данных | Развитие средств взаимодействия с пользователем |
1. Развитие концепций логического представления данных.
Различают два основных уровня представления данных в ЭВМ:
Классификация уровней представления данных приведена на рис. 4.11.
Развитие уровней логического представления данных прошло несколько этапов, представленных на рис. 4.12.
2-й этап. От байтов к блокам (сегментам). Следующим шагом стало объединение байтов в блоки, что дало возможность обращаться и обрабатывать большие совокупности данных (блоки) как единое целое.
Развитие средств взаимодействия с пользователем также прошло несколько этапов, представленных на рис. 4.13.
1-й этап. Первым шагом в развитии средств взаимодействия пользователя и ЭВМ стало создание таких устройств, как монитор и клавиатура, которые позволяли вводить информацию и отображать результаты выполнения программ.
2-й этап. Средства позиционного ввода (манипуляторы типа » мышь «) стали революционным прорывом в построении пользовательских интерфейсов, т. к. стало возможным организовать взаимодействие пользователей и ЭВМ не с помощью команд, которые необходимо вводить вручную в командную строку, а с помощью выбора объектов, которые обозначают данные команды.
3-й этап. Появление цветных мониторов и мультимедиа привело к созданию более эргономичных графических пользовательских интерфейсов и позволило применять более широкий спектр средств передачи информации: от однотонных звуков бипера, графических статических и подвижных изображений к полноценному качественному видео и аудио.
4-й этап. Световое перо позволило создать компьютеры планшетного карманного типа и соответствующие им графические пользовательские интерфейсы, ориентированные на работу с рукописным вводом.
Согласно общепринятой классификации, существующие на практике интерфейсы можно разделить на следующие виды:
1. Командный интерфейс. Одним из основных и наиболее старых является интерфейс командной строки. Командный (командно-строчный) интерфейс получил наибольшее развитие во времена расцвета больших многопользовательских систем с алфавитно-цифровыми дисплеями. Он характеризуется тем, что пользователь осуществляет взаимодействие с ЭВМ посредством командной строки, в которую вводятся команды определенного формата, а затем передаются к исполнению.
Командный интерфейс повышает эффективность работы профессиональных пользователей, и он до сих пор используется в некоторых приложениях (консольных приложениях). Использование командного интерфейса обусловлено тем, что клавиатура является непревзойденным по скорости средством ввода информации. Конкуренцию клавиатуре в перспективе может составить только голосовой способ ввода.
Наиболее часто графический интерфейс реализуется в интерактивном режиме работы пользователя и строится в виде системы спускающихся меню с использованием в качестве средства манипуляции мыши и клавиатуры. Работа пользователя осуществляется с экранными формами, содержащими объекты управления, панели инструментов с пиктограммами режимов и команд обработки.
К числу типовых объектов управления графического интерфейса относятся объекты, представленные в табл. 4.3.
Название объекта | Описание объекта |
---|---|
Метка | Постоянный текст, не подлежащий изменению при работе пользователя с экранной формой, например, названия полей в экранной форме |
Текстовое окно | Поле для ввода информации произвольного вида |
Командная кнопка | Объект, который обеспечивает передачу управляющего воздействия, например кнопки ОК, Отменить, Сохранить в диалоговых формах |
Кнопка-переключатель | Элемент для альтернативного выбора одной команды из группы однотипных команд |
Помечаемая кнопка | Элемент, позволяющий выбрать несколько команд из группы однотипных |
Окно-список | Элемент, который содержит список альтернативных значений для выбора |
Комбинированное окно | Элемент, который объединяет возможности окна-списка и текстового окна, т.е. дает возможность ввести данные с клавиатуры или выбрать из списка |
Линейка горизонтальной прокрутки | Элемент, позволяющий произвести быстрое перемещение внутри длинного списка или текста по горизонтали |
Линейка вертикальной прокрутки | Элемент, позволяющий произвести быстрое перемещение внутри длинного списка или текста по вертикали |
Графический интерфейс позволяет поддерживать пользователю различные виды диалога, который в данном случае представляет собой обмен информационными сообщениями между участниками процесса, когда прием, обработка и выдача сообщений происходят в реальном масштабе времени.
Выделяют следующие типы диалога:
Наиболее распространенными видами организации диалога являются:
Реализация диалога в виде меню возможна через вывод на экран видеотерминала определенных функций системы.
Пользователь выбирает на экране монитора нужную ему операцию и передает ее к исполнению.
Диалог вида «команда» инициируется пользователем. При этом выполняется одна из допустимых на данном шаге диалога команд пользователя. Их перечень отсутствует на экране, но легко вызывается на экран с помощью специальной директивы или функциональной клавиши.
Пользовательские интерфейсы строятся с соблюдением принципов, представленных на рис. 4.14.
Существует три основных критерия качества пользовательского интерфейса:
1. Скорость работы пользователя. Согласно Дональду Норману, взаимодействие пользователя с системой (не только компьютерной) состоит из семи шагов:
Таким образом, процесс размышления занимает почти все время, в течение которого пользователь работает с компьютером, т. к. шесть из семи этапов полностью заняты умственной деятельностью. Соответственно, повышение скорости этих размышлений приводит к существенному улучшению скорости работы.
Существенно повысить скорость собственно мышления пользователей невозможно, но качественный пользовательский интерфейс должен уменьшить влияние факторов, усложняющих (и, соответственно, замедляющих) процесс мышления.
2. Количество человеческих ошибок. Пользовательский интерфейс должен содержать элементы, которые позволят уменьшить количество допускаемых ошибок. К этим элементам относятся:
Кроме того, пользовательский интерфейс должен содержать средства, позволяющие снизить чувствительность системы к ошибкам. К ним относятся:
3. Скорость обучения. Пользовательский интерфейс должен содержать средства, позволяющие пользователю в максимально короткие сроки научиться работать с программой или системой. К таким средствам относятся различного вида справочные системы, подсказки, информационные сообщения.