что обеспечило социальную эволюцию человека
Антропогенез: понятие, классификация факторов
Становление человеческого вида началось более 10 млн лет назад и продолжается по сей день. Впервые теорию о происхождения человека от обезьяноподобного существа выдвинул Ч. Дарвин. Учёный полагал, что Homo sapiens эволюционировал благодаря биологическим факторам антропогенеза. Чуть позже Ф. Энгельс исследовал влияние общественной жизни на развитие вида.
Теория происхождения человека
Антропогенезом называется процесс становления человека, как отдельного вида. Наибольший вклад в развитие этой науки внёс Ч. Дарвин. Он создал теорию, согласно которой прямым предком человека является обезьяна. Учёный отмечал существенные сходства в строении тела, поведенческих реакциях и физиологических особенностях. Кроме этого, он выделял и серьёзные различия: ра́звитый интеллект человека, способность ходить на двух ногах, более совершенное строение тела.
Перед учёным встал ряд вопросов:
Дарвин пришёл к мнению о том, что индивид смог эволюционировать благодаря способности к приспособлению. То есть человеку приходилось меняться под действием внешней среды. Так формировались новые признаки, которые позже передавались по наследству.
Ф. Энгельс не отвергал выводы, перечисленные в работах Дарвина, но полагал, что основным фактором развития является общество. Современные учёные пришли к мнению, что обе теории верны.
Биологические причины развития
Согласно учению Дарвина, предки Homo sapiens жили в густых лесах. Из-за изменения климата площадь зелёных насаждений постепенно сокращалась, поэтому обезьяноподобные существа были вынуждены перейти к наземному образу жизни.
Чтобы изучать открытую местность, они вставали и приподнимались на задних конечностях. Со временем такое положение тела закрепилось. Передние конечности, освобождённые от функции передвижения, стали совершенствоваться.
На ранних стадиях развития вида человек находился в большой зависимости от природных явлений. Чтобы выжить, индивиду приходилось приспосабливаться, принимать решения, находить оптимальные условия существования. Выживали только сильные особи. Приобретённые навыки передавались из поколения в поколение. Иногда признаки менялись случайным образом, из-за генных мутаций или изоляции вида. Такая схема развития характерна для всего животного мира.
К биологическим предпосылкам развития вида относятся следующие факторы:
На начальных этапах эволюции биологические факторы играют решающую роль. Но со временем этих причин становится недостаточно для полноценного развития. Для комфортного существования люди стали объединяться в группы.
Социальная деятельность
Социальные факторы развития принято называть антропосоциогенезом или просто социогенезом. Теорию о влиянии общества на эволюцию человека разработал основоположник марксизма Ф. Энгельс. К социальным факторам можно отнести:
Человек не мог противостоять стихиям и хищным животным в одиночку. Поэтому индивиды стали объединяться в группы. Для осуществления охоты, трудовой деятельности, защиты от врагов требовалась согласованная деятельность. Появилась необходимость в изобретении системы знаков и звуков. В дальнейшем она преобразовалась в речь.
В таблице указаны главные социально-биологические факторы антропогенеза и их значение:
Движущая сила | Значение в эволюции человека |
---|---|
Биологические факторы (наследственность, изменчивость, естественный отбор, мутации). | Приобретение новых признаков, выживание сильнейших особей, формирование новых расовых групп. |
Социальные факторы (речь, мышление, труд, общественная жизнь). | Передача опыта из поколения в поколение, преобразование строения рук из-за трудовой деятельности, развитие головного мозга. Ослабление влияния биологических факторов. |
Информация из таблицы позволит понять, какой фактор эволюции человека относят к социальным, а какой к биологическим.
Благодаря словам и предложениям человек стал получать большой объём информации. Это способствовало формированию отделов головного мозга.
Постепенно индивид научился не только понимать окружающих, но и анализировать информацию, проявлять творческие способности. Произошло совершенствование орудий труда, улучшению условий существования.
Эволюция в современном мире
К XXI веку человечество овладело навыками изготовления орудий труда, строительства жилищ, производства пищи. Уровень медицины позволяет избавиться от многих заболеваний и прожить долгую жизнь. То есть человек изолировал себя от важнейших биологических факторов настолько, что они перестали иметь значение.
К примеру, естественный отбор в современном мире выполняет только стабилизирующую функцию. Изоляция и популяционные волны и вовсе перестали иметь значение. А вот генетические мутации, наоборот, из-за неблагоприятных экологических условий стали распространённым биологическим фактором. В дальнейшем это может привести к накоплению вредных признаков и снижению жизнеспособности человеческого вида. Социальные причины в современном мире играют главную роль. Для полноценного развития человека в XXI веке необходимо не только общество, но и достойное воспитание и образование.
Изучение материала позволит успешно пройти контрольный опрос по биологии, назвать все социально-биологические факторы антропогенеза и указать их значение в эволюции вида.
Суть и основные факторы антропогенеза: биологические и социальные факторы
Суть антропогенеза
Что имеет в виду под факторами антропогенеза?
Под факторами эволюции человека понимают различные внешние воздействия, меняющие направление эволюции вида Homo sapiens.
Старт человеческой эволюции пришелся примерно на 10 млн. лет назад. Эволюция человека продолжается до сих пор, подвергаясь влиянию различных факторов — как биологических, так и социальных.
Человек является биологическим видом и, а он, соответственно, частью биосферы, которая создает вокруг себя искусственную среду (ноосферу).
На человеческое развитие напрямую оказывают влияние 2 типа факторов:
Первоначально эволюция человека подвергалась воздействию только биологических факторов. Но постепенно эволюционный процесс человека как отдельного биологического вида становился сложнее, и к биологическим факторам добавились различные социальные факторы.
По этой причине антропогенез получил название антропосоциогенеза: таким образом подчеркивается значимость социальной эволюции вида Homo sapiens.
Основные факторы антропогенеза
Биологические факторы антропогенеза
Если говорить о биологических факторах эволюции человека, то это различные движущие силы эволюционного процесса:
Победа в борьбе за существование доставалась тем группам древних людей, в которых наблюдалась согласованность действий, передача опыта знаний последующим поколениям. К слову, благодаря передаче информации из поколения в поколение развивался речевой аппарат. Далее естественный отбор и наследственная изменчивость поспособствовали формированию членораздельной речи.
Ранние этапы развития человека связаны с большим влиянием естественного отбора. Сила его действия привела к тому, что люди получили черты, отличающие их от человекообразных обезьян.
В результате естественного отбора человек получил:
Дриопитеки считаются самыми древними представителями человеческого рода. Основной средой их обитания были деревья. Однако, когда леса стали исчезать, они стали выходить на открытую местность — это было заметным эволюционным шагом.
В последующем преимущество было за теми предками человека, которые жили организованными группами, заботились о предках и охраняли потомство. В этом плане большое влияние на развитие человека оказали социальные факторы, а биологические отошли на второй план. Все это привело к тому, что человеческий облик оставался неизменным примерно 40 тысяч лет. Зато активно развивались интеллект, культура и общественные отношения.
Социальные факторы антропогенеза
Социальные факторы эволюции человека отвечали за развитие социальных способностей человека. Большую роль в этом процессе сыграл коллективный труд, а именно охота. Человек был и остается слабее крупных животных, на которых он охотился и охотится (речь идет об охоте в одиночестве). В результате сплочения племени и распределения задач, а также налаживанию отношений, охота стала приносить успех.
Какие факторы эволюции человека относят к социальным?
К социальным факторам эволюции человека относят:
Способность к речи — главное преимущество человека перед другими животными. Благодаря появившимся словам люди получили возможность общаться, решать сложные задачи, объяснять свои чувства, эмоции и физическое состояние. За счет этого увеличилась скорость обмена информации и принятия различных решений.
Влияние социальных факторов характерно только для эволюции человека, даже несмотря на то, что для многих животных свойственен социальный образ жизни.
Последние годы биологические факторы эволюции сильно изменились. Естественный отбор стал медленнее, и в основном действует на всех стадиях онтогенеза организма. Также естественным отбором теряется функция видообразования и актуализируется стабилизирующая функция. Изоляция утрачивает свое значение.
Происходит смешивание генофондов представителей различных регионов. На процесс видообразования практически не действуют популяционные волны. Зато частота мутаций увеличилась: это связано с заметным загрязнением природы мутагенами. К слову, ослабление действий отбора может поспособствовать скоплению вредных мутаций, в результате которых жизнеспособность особей может снизиться.
Роль социальных факторов антропогенеза увеличивается. Именно они определяют видообразование, действуя комплексно.
Подводя черту под написанным выше, можно утверждать про равную степень значимости биологических и социальных факторов в человеческой эволюции.
Биологические и социальные факторы антропогенеза — этапы, роль и примеры
Эволюция человека началась более 10 млн лет назад и продолжается до сих пор. На формирование современного вида человека действовали социальные и биологические факторы антропогенеза.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории, кандидатом биологических наук
Факторович Лилией Витальевной.
Опыт работы учителем биологии — более 31 года.
Факторы
Человек – биологический вид, вышедший из биосферы и создавший искусственную среду, которую назвали ноосферой. Поэтому развитие человечества зависит от двух факторов:
Изначально на эволюцию человека действовали только биологические факторы. Однако по мере эволюционного усложнения, как отдельного вида человека, так и общества (племени) в целом, значительную роль стали играть социальные факторы.
Антропогенез иногда называют антропосоциогенезом, подчёркивая значимость социальной жизни в эволюции человека.
Антропогенез: понятие, классификация факторов
Становление человеческого вида началось более 10 млн лет назад и продолжается по сей день. Впервые теорию о происхождения человека от обезьяноподобного существа выдвинул Ч. Дарвин. Учёный полагал, что Homo sapiens эволюционировал благодаря биологическим факторам антропогенеза. Чуть позже Ф. Энгельс исследовал влияние общественной жизни на развитие вида.
Теория происхождения человека
Антропогенезом называется процесс становления человека, как отдельного вида. Наибольший вклад в развитие этой науки внёс Ч. Дарвин. Он создал теорию, согласно которой прямым предком человека является обезьяна. Учёный отмечал существенные сходства в строении тела, поведенческих реакциях и физиологических особенностях. Кроме этого, он выделял и серьёзные различия: ра́звитый интеллект человека, способность ходить на двух ногах, более совершенное строение тела.
Перед учёным встал ряд вопросов:
Дарвин пришёл к мнению о том, что индивид смог эволюционировать благодаря способности к приспособлению. То есть человеку приходилось меняться под действием внешней среды. Так формировались новые признаки, которые позже передавались по наследству.
Ф. Энгельс не отвергал выводы, перечисленные в работах Дарвина, но полагал, что основным фактором развития является общество. Современные учёные пришли к мнению, что обе теории верны.
Биологические причины развития
Согласно учению Дарвина, предки Homo sapiens жили в густых лесах. Из-за изменения климата площадь зелёных насаждений постепенно сокращалась, поэтому обезьяноподобные существа были вынуждены перейти к наземному образу жизни.
Чтобы изучать открытую местность, они вставали и приподнимались на задних конечностях. Со временем такое положение тела закрепилось. Передние конечности, освобождённые от функции передвижения, стали совершенствоваться.
На ранних стадиях развития вида человек находился в большой зависимости от природных явлений. Чтобы выжить, индивиду приходилось приспосабливаться, принимать решения, находить оптимальные условия существования. Выживали только сильные особи. Приобретённые навыки передавались из поколения в поколение. Иногда признаки менялись случайным образом, из-за генных мутаций или изоляции вида. Такая схема развития характерна для всего животного мира.
К биологическим предпосылкам развития вида относятся следующие факторы:
На начальных этапах эволюции биологические факторы играют решающую роль. Но со временем этих причин становится недостаточно для полноценного развития. Для комфортного существования люди стали объединяться в группы.
Социальная деятельность
Социальные факторы развития принято называть антропосоциогенезом или просто социогенезом. Теорию о влиянии общества на эволюцию человека разработал основоположник марксизма Ф. Энгельс. К социальным факторам можно отнести:
Человек не мог противостоять стихиям и хищным животным в одиночку. Поэтому индивиды стали объединяться в группы. Для осуществления охоты, трудовой деятельности, защиты от врагов требовалась согласованная деятельность. Появилась необходимость в изобретении системы знаков и звуков. В дальнейшем она преобразовалась в речь.
В таблице указаны главные социально-биологические факторы антропогенеза и их значение:
Движущая сила | Значение в эволюции человека |
Биологические факторы (наследственность, изменчивость, естественный отбор, мутации). | Приобретение новых признаков, выживание сильнейших особей, формирование новых расовых групп. |
Социальные факторы (речь, мышление, труд, общественная жизнь). | Передача опыта из поколения в поколение, преобразование строения рук из-за трудовой деятельности, развитие головного мозга. Ослабление влияния биологических факторов. |
Информация из таблицы позволит понять, какой фактор эволюции человека относят к социальным, а какой к биологическим.
Благодаря словам и предложениям человек стал получать большой объём информации. Это способствовало формированию отделов головного мозга.
Постепенно индивид научился не только понимать окружающих, но и анализировать информацию, проявлять творческие способности. Произошло совершенствование орудий труда, улучшению условий существования.
Биологические
Человечество, как любой другой вид, формировался под влиянием движущих сил эволюции, к которым относятся:
На ранних этапах антропогенеза решающую роль играл естественный отбор. Благодаря силам естественного отбора человечество приобрело характерные черты, отличающие его от остальных человекообразных обезьян. Эволюции во многом способствовало изменение образа жизни в связи с изменением климата и рельефа местности. Благодаря естественному отбору человечество приобрело:
Рис. 1. Отличия человека от шимпанзе.
Считается, что предками человека были дриопитеки, жившие на деревьях. С исчезновением лесов им пришлось постепенно выйти в саванны и приспособиться к новым условиям, что способствовало дальнейшей эволюции.
Социальные факторы антропогенеза
Под данными факторами подразумеваются общественный способ жизни, труд, речь и развитое сознание. Самостоятельно изготовить орудие труда может только человек. Определенные животные лишь используют некоторые предметы с целью добывания пищи (чтобы достать плод с ветки обезьяна берет палку). Благодаря трудовой деятельности у предков человека происходил так называемый антропоморфоз – закрепление физиологических и морфологических изменений. Важнейшим фактором антропоморфоза в человеческой эволюции явилось прямохождение. Из поколения в поколение естественный отбор сохранял особи со способствующими прямохождению наследственными характеристиками. С течением времени сформировался приспособленный к вертикальному положению S-образный позвоночник, развились массивные кости ног, широкие грудная клетка и таз, сводчатая стопа.
Социальные
На развитие способностей человека повлияли социальные факторы антропогенеза. В первую очередь выделяют коллективный труд, а именно охоту. Человек – довольно слабое существо, чтобы охотиться на крупную и опасную добычу в одиночку. Поэтому сплочение племени, распределение задач, налаживание отношений способствовали успешной охоте.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
Рис. 3. Коллективная охота.
Также социальными факторами являются:
Главное преимущество человечества перед другими животными – наличие речи. С помощью системы слов люди могут общаться, решать сложные задачи, объяснять чувства, эмоции, своё физическое состояние. Это увеличивает скорость обмена информации и принятия решения.
Социальные факторы характерны только для эволюции человека, несмотря на то, что многие животные ведут социальный образ жизни.
Основной фактор антропогенеза
Прямохождение высвободило руки. Вначале рука выполняла лишь самые простые движения, но в процессе занятия трудом она усовершенствовалась и приобрела способность к выполнению сложных действий. В этом смысле можно сделать вывод, что рука не только орган труда, но и его продукт. Развив руки, человек получил возможность изготавливать простейшие орудия труда, в борьбе за существование это стало немаловажным козырем. Совместный труд способствовал сближению членов рода, возникла необходимость в обмене звуковыми сигналами. Так общение вызвало потребность развития сигнальной системы второго плана – коммуникации посредством слов. Первыми средствами общения был обмен жестами и отдельными примитивными звуками. Дальнейшие мутации и естественный отбор преобразовали гортань и ротовой аппарат, что сформировало речь. Возможность говорить и умение трудиться развили мышление. Таким образом, в течение продолжительного времени во взаимодействии социальных и биологических факторов произошла эволюция человека. Физиологические и морфологические особенности способны передаваться по наследству, но способность работать, мышление и речь развиваются исключительно в процессе образования и воспитания.
Основные стадии
Процессы изменения постепенно отражались на человеческом виде. Сначала проявились анатомические особенности, благодаря которым освободились верхние конечности, спина стала ровнее, благодаря изменению формы челюсти и появлению скул у человека появилась возможность общаться. Позже начало формироваться общественное сознание и развивалась трудовая деятельность, которая стала двигателем дальнейшего прогресса. Все эти факторы можно отнести к стадиям антропогенеза и дополнительно указать остальные главные элементы:
Эволюция предполагает, что представитель человечества, находясь в определённых условиях, начнёт развиваться и приспосабливаться. При смене условий он будет адаптироваться к новым возможностям и вырабатывать в себе требуемые навыки для комфортной жизни. Те организмы, что неспособны приспосабливаться к новым условиям, умирают. На этом построена теория о том, что динозавры не смогли адаптироваться под окружающую среду и начали гибнуть.
Антропогонез можно считать одной из теорий о происхождении вида разумного, ведь она раскрывает не только историю, но и психологические и социальные аспекты.
Что такое антропогенез?
Первое, с чего стоит начать, это определения понятий. Нет достоверных данных о происхождении первого человека, зато наука позволяет отследить процесс его развития и становления. Антропогенез – это становление человека в процессе эволюции. К нему относят физическое развитие, зарождение речи, создание орудий труда и совместный способ проживания. В результате этого процесса человек смог отделиться от других млекопитающих и начать развиваться как отдельный, разумный вид.
Самым научно обоснованным учением антропогенеза является теория эволюции Дарвина. Эволюция других живых организмов отличительна от человеческого антропогенеза. Первая руководствуется исключительно законами природы. Человек, вопреки этим законам, оказался способным осознать свои возможности и применить их на деле, изменяя окружающую среду под свои потребности.
Что мы узнали?
Рассмотрели основные факторы антропогенеза. На эволюцию человека оказывают влияние биологические и социальные факторы. К ведущим биологическим факторам эволюции человека относятся изменчивость и естественный отбор. Социальными факторами, присущими только эволюции человека, являются труд, мышление, творчество, речь и социальный образ жизни.
БиологияМесто человека в системе органического мира кратко
БиологияГипотеза Опарина-Холдейна – основные положения о возникновении жизни на Земле
Антропогенез, расы человека
Задания из открытого банка заданий ФИПИ, материал для подготовки к ОГЭ биологии. Можно проверять себя в режиме презентации.
Просмотр содержимого документа
«Антропогенез, расы человека»
Факторы эволюции человека
Этапы эволюции человека
1. О биологическом единстве человеческих рас свидетельствует их способность
1) давать плодовитое потомство
2) преобразовывать окружающую среду
3) расселяться по поверхности Земли
4) использовать орудия труда
2. К предшественникам людей большинство антропологов относят
3. К группе древнейших людей учёные относят
4. К группе древних людей учёные относят
5. Что обеспечило социальную эволюцию человека?
1) трудовая деятельность
2) высокий уровень обмена веществ
4) исчезновение волосяного покрова
6. Речь человека отличается от «языка животных» тем, что она
1) обеспечивается центральной нервной системой
2) является врождённой
3) возникает осознанно
4) содержит информацию только о текущих событиях
7. Для какой расы характерно следующее описание: чёрные жёсткие прямые, реже волнистые волосы; тёмные глаза; смуглый, часто желтоватый цвет кожи; слабое развитие волосяного покрова; уплощённое лицо?
8. Установите хронологическую последовательность антропогенеза 1) человек умелый 2) человек прямоходящий 3) дриопитек 4) человек разумный
9. Какой признак рас является отличительным?
1) объём головного мозга
2) масса головного мозга
3) общественный образ жизни
4) особенности внешнего строения
10. Чему способствовало появление прямохождения у человека?
1) заселению новых территорий
2) более быстрому передвижению по земле
3) более тесному общению людей
4) освобождению руки и развитию трудовой деятельности
11. Какой признак у человека в процессе эволюции возник раньше других?
3) регулярная трудовая деятельность
12. У человека формирование речи идёт параллельно с развитием
2) эмоциональной памяти
3) абстрактного мышления
4) безусловных рефлексов
13. В какой части света, из обозначенных
на рисунке, были найдены останки
14. Какой признак характерен
для монголоидной расы человека?
1) плоское широкое лицо
2) чёрный цвет кожи
3) чёрные курчавые волосы
4) узкий выступающий нос
15. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?
2) наследственная изменчивость
3) борьба за существование
4) естественный отбор
16. Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза 1) Человек современного типа 2) Австралопитек 3) Кроманьонец 4) Питекантроп 5) Неандерталец
17. Внешние различия рас человека появились в результате
1) обитания в различных экологических нишах
2) действия социальных факторов
3) влияния наступления ледников на ареал обитания
4) приспособленности к различным климатическим зонам
18. Сплочению членов коллектива первобытных людей, общению при помощи звуков, а затем и слов способствовало(-а)
2) постоянная миграция
3) трудовая деятельность
4) употребление мясной пищи
19. Под каким номером изображена
часть света, в которой были
20. На каком этапе эволюции человека возникла наскальная живопись?
21. Становление второй сигнальной системы у человека связано с
1) возникновением объёмного зрения
2) хождением на двух ногах
3) регулярной трудовой деятельностью
4) изменением климата на Земле
22. Что из перечисленного оказало наибольшее влияние на развитие мышления предков человека?
3) регулярная трудовая деятельность
4) переход от древесного к наземному образу жизни
23. Современный человек это прямой потомок
24. Первыми научились пользоваться огнём
25. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?
1) развитие второй сигнальной системы
2) наследственная изменчивость
3) борьба за существование
4) естественный отбор
26. Какой признак отличает представителей негроидной расы человека от всех остальных?
1) узкий выступающий нос
3) желтовато-смуглый цвет кожи
4) чёрные курчавые волосы
27. В результате каких процессов у человека сформировались расовые признаки?
1) упражнения или неупражнения отдельных органов
2) общественного образа жизни человека
3) действия естественного отбора
4) развития цивилизации
28. Рассмотрите рисунок, на котором
изображены ископаемые предки
рода Человек в хронологической
последовательности их появления
на Земле. Под какой цифрой на нём
изображён кроманьонец, если под
цифрой 1 изображён австралопитек?
29. Что является доказательством единства представителей разных рас?
1) приспособленность представителей разных рас к определённым условиям жизни
2) способность представителей разных рас вступать в брак и давать потомство
3) высокая численность представителей разных рас
4) наличие расовых признаков
30. Под какой цифрой на рисунке изображён представитель европеоидной расы? Монголоидной? Негроидной?
31. Какому из представителей рода Человек
принадлежат представленные изображения
32. Наиболее ранним предком современного человека считают
33. Современные люди, принадлежащие к разным расам, являются представителями
4) разных родов одного семейства
34. Рассмотрите рисунок, на котором
изображены ископаемые предки рода
Человек в хронологической
последовательности их появления
на Земле. Под какой цифрой на нём
35. Ископаемый предок человека с объёмом головного мозга 500 600 см3, не владевший речью и не изготовлявший орудий труда, останки которого впервые обнаружены в Африке, это
1) человек разумный
36. К социальным факторам эволюции человека относят
1) изготовление орудий труда
2) изменения в скелете
3) развитие бинокулярного зрения
37. К каким факторам эволюции человека относят коллективный труд, речь, абстрактное мышление?
38. Чем отличается человекообразная обезьяна от человека?
1) строением кисти руки
2) дифференциацией зубов
3) общим планом строения
4) уровнем обмена веществ
39. Определите правильную последовательность основных этапов эволюции человека.
1) древнейшие люди → предшественники людей → неандертальцы → кроманьонцы
2) предшественники людей → древнейшие люди → неандертальцы → кроманьонцы
3) кроманьонцы → неандертальцы → предшественники людей → древние люди
4) неандертальцы → древнейшие люди → предшественники людей → кроманьонцы
40. Социальная природа человека проявляется в
1) речевой деятельности
2) приспособленности к прямохождению
3) наличии гортани с голосовыми связками
4) образовании условных рефлексов
41. Развитие речи у первобытного человека шло параллельно с развитием
42. Какой процесс обеспечил социальную эволюцию человека?
1) изменение форм конечностей
2) появление заботы о потомстве
3) развитие искусства и науки
4) увеличение объёма головного мозга
43. Переход от обезьяноподобного предка к человеку сопровождался развитием
1) охотничьих навыков
2) способности к труду
3) мышц нижней челюсти
2) данные сравнительной анатомии
3) палеонтологические находки
4) мифы древних народов
45. Чему, из перечисленного ниже, способствовала совместная трудовая деятельность предков современного человека?
1) хождению на двух конечностях
2) изменению свода стопы
4) изменению скелета лицевого отдела черепа
46. Преобладание у человека мозгового отдела черепа над лицевым привело к
1) возникновению мимических мышц
2) развитию мышления
3) развитию голосовых связок
4) увеличению ушных раковин
47. У человека в связи с прямохождением
1) развился большой палец стопы
2) сформировались ногтевые пластинки
3) срослись две первые фаланги пальцев ног
4) сформировались своды стопы
48. Одновременно с кроманьонцами жили
49. Какая современная раса до эпохи Великих географических открытий была распространена в Европе, Передней Азии, Средней Азии, Северной Африке, центральной Индии?
50. Важнейшим социальным приобретением в эволюции человека было
1) хождение на двух ногах
2) увеличение объёма мозга
3) использование огня
4) стереоскопическое зрение
51. Прародиной современного человечества большинство учёных считают
1) Австралию 2) Африку 3) Европу 4) Азию
52. К творческому труду были способны
53. Какие особенности в строении тела приобрёл предок современного человека, перейдя к регулярной трудовой деятельности?
1) тазовые кости срослись, по форме напоминают чашу
2) большой палец руки стал противостоять остальным
3) в позвоночном столбе сформировалось несколько изгибов
4) стопа из плоской превратилась в сводчатую
54. Социальная природа человека в первую очередь проявляется в
1) сложном пищевом поведении
2) передаче жизненного опыта
3) приспособленности к двуногому хождению
4) чередовании сна и отдыха
55. Какие кости скелета человека претерпели резкие изменения в процессе эволюции?
3) лопатки и ключицы
56. Что обеспечило социальную эволюцию человека?
1) забота о потомстве
3) исчезновение шёрстного покрова
4) систематическая трудовая деятельность
57. Искусство возникло у
58. Какую ископаемую форму относят к стадии современного человека?
59. Развитие речи у первобытного человека шло параллельно с развитием
1) заботы о потомстве
3) охотничьих инстинктов
60. Переход предков человека к прямохождению способствовал
1) высвобождению рук
2) появлению условных рефлексов
3) развитию четырёхкамерного сердца
4) усилению обмена веществ
61. Из предложенных признаков выберите наиболее убедительное доказательство единства человеческих рас.
2) способность к скрещиванию
3) способность выживать в любом регионе
4) строение органов дыхания
62. Важнейшая функция речи это
1) подача звукового сигнала
2) выражение эмоций
3) обозначение собственных потребностей
4) обобщение и абстрактное мышление
63. Способность анализировать ситуацию с помощью внутренней речи это
2) рассудочное поведение
ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ
Ближайшими родственниками человека считают человекообразных обезьян. Как и все млекопитающие животные, они вынашивают детёнышей в матке и вскармливают их молоком. У них интенсивный обмен веществ и постоянная температура тела, то есть они теплокровны. Среди зубов человекообразных обезьян различают резцы, клыки и коренные. У них, как и у человека, есть ушные раковины, а также рудиментарные органы копчиковая кость, складка в уголке глаза (третье веко), ушные мышцы и так далее. Обезьяны способны к обмену информацией, они обучаемы и могут преодолевать некоторые трудности, например, в добывании пищи.
Однако между человеком и человекообразными обезьянами немало различий. Мозговой отдел черепа человека преобладает над лицевым. У обезьян наоборот, лицевой отдел больше. У человека хорошо развит подбородочный выступ, что связано с развитием мышц языка и речи. Объём мозга человека примерно в 3 раза больше, чем у шимпанзе. У него также более развита складчатость коры мозга, что обеспечило развитие мыслительной деятельности. Изменился и скелет человека. Он приспособлен к прямохождению и труду. В связи с трудовой деятельностью развивается кисть, а в связи с прямохождением позвоночник приобретает изгибы, руки становятся короче ног, стопа вместе с позвоночником
выполняет амортизационные функции.
Эволюционная близость человека и человекообразных обезьян не ограничивается
сходством в строении и физиологии, она связана также и с общностью хромосомных
наборов. Например, число хромосом у человека составляет 46, у человекообразных обезьян 48.
Используя содержание текста «Человек и человекообразные обезьяны», ответьте на
1) Каковы особенности скелета человека?
2) Почему человекообразные обезьяны не способны к целенаправленному созданию и
применению орудий труда (дайте два объяснения)?
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ О ТОМ, КАК МЫСЛИТ ЧЕЛОВЕК
Самые первые идеи о том, где гнездятся наши мысли, творческие идеи и мечты, впервые возникли в Древнем Египте и Древней Греции. В то время люди полагали, что источником мысли является сердце. Вспомните собственные ощущения: как от злости колотит в груди. Рассматривая вскрытые тела умерших, древние обратили внимание на центральное положение сердца и его связь с главной жидкостью организма кровью, а оттуда пришли к выводу, что именно этот орган и отвечает за творчество, интеллект, речь и эмоции.
Оспорил этот взгляд древнегреческий врач Гиппократ. Из того, что травмы головы приводят к нарушениям речи и эмоций, он сделал вывод, что вместилищем интеллекта является головной мозг. Ещё одним аргументом в поддержку этой теории послужили для него результаты трепанации черепа просверливание в черепе отверстия, снижающего внутричерепное давление,
операции, которая и по сей день используется хирургами для устранения некоторых повреждений мозга.
Гиппократ также пришёл к выводу, что мы страдаем, когда мозг становится горяч, холоден, влажен или сух. Он полагал, что безумие случается, когда мозг влажен, и лишь когда мозг спокоен, человек способен мыслить разумно и рационально. Все эти рассуждения вовсе не обязательно верны, но именно они вдохновили древнегреческого философа Аристотеля. Он попытался объединить идеи Гиппократа с прежними о роли сердца. Сам он продолжал верить, что обиталищем разума является сердце, но предположил, что мозг охлаждает сердце, когда оно перегрето эмоциями. Рациональные люди, по Аристотелю, это те, у кого больше возможности охлаждать мозгом сердце.
Используя содержание текста «Представление древних о том, как мыслит человек», ответьте на следующие вопросы.
1) Что Гиппократ считал вместилищем разума у человека?
2) Какова роль мозга в мышлении согласно взглядам Аристотеля?
3) Чья точка зрения о механизме мышления с позиции современной науки оказалась более правдоподобной? Почему?
Используя содержание текста «Представление древних о том, как мыслит человек», ответьте на следующие вопросы.
1) Что Аристотель считал вместилищем разума у человека?
2) Какие аргументы использовал Гиппократ для доказательства правоты своей позиции?
3) Почему точка зрения Аристотеля, что сердце занимает центральное положение в мышлении, оказалось заблуждением?
Согласно трудовой гипотезе Ф. Энгельса, возникновение прямохождения тесно связано со специализацией руки обезьяны для трудовой деятельности: переноса предметов, детёнышей; манипулирования пищей и изготовления орудий. В вульгарном изложении прямохождение возникло для того, чтобы освободить руки для трудовой деятельности. В дальнейшем труд привёл к возникновению языка и общества. Однако, по современным данным, прямохождение возникло намного раньше изготовления орудий. Так, найденные антропологами самые древние орудия из Гоны в Эфиопии имеют датировку лишь 2,7 млн лет назад.
Согласно так называемой гипотезе водной обезьяны, очень подробно разработанной Я. Линдбландом, предки человека могли вставать на задние ноги, чтобы переправляться через водные преграды. Известно, что большинство австралопитеков обитали недалеко от воды и, вероятно, добывали в воде часть своего пропитания. В строении человека есть ряд признаков, свидетельствующих о значительной адаптации человека к плаванию и нырянию, в отличие от орангутанов, горилл и шимпанзе: положение волос на теле по направлению от макушки к ногам по течению воды при нырянии, ориентация ноздрей вниз для
сохранения воздуха в носовой полости, способность задерживать дыхание, редуцированный волосяной покров на теле, что нетипично для животных саванны. Гипотеза водной обезьяны в своём крайнем варианте многократно подвергалась критике, но некоторые её положения нельзя игнорировать.
Используя содержание текста «Прямохождение», ответьте на следующие вопросы.
1) Кто является автором трудовой гипотезы происхождения человека?
2) Каковы причины перехода ископаемого предка современного человека к прямохождению согласно трудовой гипотезе?
3) Что является аргументом в пользу гипотезы «водной обезьяны»?
Используя содержание текста «Прямохождение», ответьте на следующие вопросы.
1) Кто является автором гипотезы «Водной обезьяны»?
2) Что может служить доказательством «трудовой гипотезы» происхождения человека?
3) Какие преимущества, не указанные в тексте, в связи с прямохождением получил предок