что обещали английские мастера показать левше в англии
Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии?Что произвело на него особое впечатление за границей?
Ответ или решение 2
Левша – главный герой повести Николая Семеновича Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», написанной в 1881 году. Главной идей писателя было показать с помощью данной повести многообразие талантов и способностей простых, ничем не примечательных, русских людей. Они и могли бы развить свои таланты и стать известными и заслуженными людьми, но в силу отсутствия образования и должных жизненных условий, так и остались непонятыми и нераскрытыми.
Таким явился нам и Левша в данной повести.
Краткая предыстория к встрече с Левшой
Основные действующие персонажи:
Русскому царю Александру Павловичу в Англии английскими инженерами была подарена заводная механическая блоха в реальную величину, которая могла прыгать и танцевать. Император был поражен способностью местных инженеров создавать такие уникальные и неповторимые чудесные творения, он был уверен, что русские мастера подобными талантами не обладают и на создание таких сложных и удивительных вещей не способны. Хранил царь эту блоху до самой смерти, после она досталась другому царю – императору Николаю Павловичу.
Николай Павлович, наоборот, верил в неограниченные способности русских инженеров, и поэтому послал своего поверенного Платова отыскать таких мастеров, чтобы смогли английскую блоху чудесным образом преобразовать.
С этой целью в Туле были найдены три мастера, в том числе «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». То был наш Левша. А Левшой он назывался, потому что делать все мог только левой рукой.
История Левши
Бились русские мастера над этой блохой несколько дней, в итоге сделали чудо – сумели блоху подковать, на все ножки подковки набить. Изумленный царь отправил Левшу в Англию, чтобы лично мастер свою работу показал иностранцам. Английские инженеры удивились таланту Левши и стали его уговаривать остаться в Англии. С этой целью кормили они его и поили, денег предлагали, невесту обещали найти, образование дать. Но Левша все время отказывался, считая свой русский образ жизни лучше и порядочнее.
Тогда англичане предложили Левше погостить в Англии немного, за это время они обещали показать ему все свои заводы и все искусство местное, а затем отправить героя назад в Петербург на корабле. Левша согласился, но вскоре затосковал по Родине, и англичане, сдержав обещание, отправили его назад в Россию. Во время поездки Левша заболел, выпив слишком много алкоголя, оказался при смерти, спешил лишь только рассказать императору о том, что больше всего его удивило в Англии.
Оказалось, что английские оружейники ружья кирпичом не чистят. Хотел он и царю сказать, чтобы и наши не чистили, а то после чистки кирпичом пули в стволах болтаются, и ружья такие для войны уже не годятся.
Но не успел Левша об этом царю сказать, умер, да и доктора, которому Левша о ружьях рассказывал, тоже не послушались. Так и чистили до самой Крымской войны, а послушались бы Левшу, так и другой исход у войны бы был.
Кратчайшее содержание сказа Лескова «Левша»:
Краткий пересказ по главам повести «Левша»:
Глава 1.
После Венского конгресса император Александр Павлович отправился по Европе. А так как он очень любил все иностранное, то всегда восторгался умением иностранных мастеров. Но к счастью с ним был донской казак Платов, который умел сказать, что наши мастера не хуже умеют.
И вот приехали они в Англию и англичане очень старалась чем-нибудь поразить императора. Однажды Александр Павлович сказал, что завтра они едут в оружейные мастерские и там Платов убедится, что против англичан русские мастера ничего не стоят.
Платов только промолчал.
Глава 3.
На другой день англичане привели Александра Павловича в другой музей, и между прочим показали ему пустое блюдо. Оказалось, что на блюде лежит блоха из стали, которую можно завести и тогда она будет танцевать. Император завел блоху, посмотрел на ее танцы в мелкоскоп и остался доволен.
Он заплатил за блоху миллион и еще пять тысяч за футляр, а Платов тогда положил в карман мелкоскоп.
На обратной дороге император хвалил английских мастеров, а Платов доказывал, что наши русские ничуть не хуже, просто им учения не хватает.
Они поссорились и Платов уехал домой.
Глава 4.
Прошло время и уже император Николай Павлович обнаружил загадочную блоху. Никто не знал что она собой представляет и откуда взялась. Но тут вовремя появился Платов и объяснил, что это английская блоха, которая умеет танцевать.
А также Платов предложил показать ее тульским мастерам, с тем чтобы они что-нибудь придумали и превзошли работу англичан.
Николай Павлович был уверен в мастерстве русских мастеров и велел Платову отдать блоху тульским мастерам.
Глава 5.
Отвез Платов блоху тульским мастерам. Те ее осмотрели и попросили немного времени, чтобы придумать, что можно с этой блохой сделать.
Платов был недоволен, но все-таки дал тулякам три недели сроку, с тем чтобы они что-нибудь придумали.
Глава 6.
После отъезда Платова три тульских мастера куда-то отправились и никто не знал куда. Говорили про Киев, но туда они не могли успеть сходить. Куда ходили мастера так и осталось тайной.
Глава 7.
На самом деле мастера ходили к святой иконе в Мценск, а вернувшись закрылись в мастерской и стали работать. Слышен был стук молотков, но что именно творили мастера никто не знал. Сами они из мастерской не выходили и стучали молотками до самого приезда Платова.
Глава 8.
Платов примчался в Тулу и стал посылать одного за другим смотровых за мастерами и блохой. Он был в большом нетерпении.
Глава 9.
Смотровые стали стучать в закрытые двери, потом попытались их выбить, наконец приподняли крышу мастерской, и чуть дух не испустили от запаха.
Мастера сказали, что работа закончена, что последний гвоздик заколочен, и понесли блоху к Платову.
Глава 10.
Платов осмотрел блоху и не увидел никаких изменений, он даже попытался ее завести, но его пальцам было нелегко справиться с ключом. Тогда он рассердился, накричал на мастеров. Но те стояли на своем, работа сделана и пусть сам государь ее оценит.
Тогда Платов схватил косого левшу и посадил в коляску. С тем и отправился к императору.
Глава 11.
Платов доложил императору про свою поездку, а когда тот спросил его про блоху, честно сказал, что тульские мастера ничего лучше сделать не смогли.
Но Николай Павлович ему не поверил и велел принести блоху.
Глава 12.
Принесли блоху и ее осмотрели. Ничего не увидев, ее попытались завести, но блоха больше не прыгала. Платов вышел из себя и решил, что мастера испортили блоху. Он побежал к Левше и стал его бить. А Левша посоветовал Платову смотреть в самый сильный мелкоскоп.
Платов снова побежал к императору.
Глава 13.
Император взял микроскоп, но все равно ничего не мог разглядеть. Тогда он велел привести Левшу. Левша объяснил, что они не правильно смотрят, и смотреть надо не саму блоху, а ее ноги.
Император сказал, что это слишком мелко, но Левша возразил, что только так его работу увидеть можно.
Тогда император стал разглядывать ноги блохи и расхохотался. Оказалось, что тульские мастера подковали блоху.
Глава 14.
Все смотрели на подковы и видели, что на каждой проставлено имя мастера. Император спросил есть ли на подковах имя Левши, но тот ответил, что нет. Ведь он ковал гвоздики, которыми подковы прибиты, а на них даже имени поставить было нельзя.
Платов на радостях дал Левше сто рублей.
Потом император велел упаковать блоху и отправить с курьером в Лондон, а вместе с ней приказал отправить Левшу. Левшу обмыли, приодели и отправили в Лондон.
Глава 15.
Привезли Левшу в Лондон, поселили в гостинице, а Левше и поговорить не с кем, так как языка он не знает. Вышел он в бар, еды попросил, да только не понравилась ему английская еда. Даже водки английской пить не стал, а выбрал нашу.
А курьер сдал блоху важным лицам и те пожелали сразу видеть Левшу. Стали его хвалить, камрадом называть, вином угощать.
Увидели они как Левша левой рукой перекрестился и решили, что он протестантской веры. Но курьер объяснил, что он просто левша. Еще сильнее удивились англичане.
Стали англичане Левшу спрашивать каким наукам тот обучен, а тот говорит, что все науки изучал по Псалтырю и Полусоннику. Удивляются англичане. Стали просить Левшу в Англии остаться и веру сменить.
Но Левша наотрез отказывается, свою веру славит. Тогда англичане стали упрашивать его на англичанке жениться, но опять Левша отказывается, не хочет в Англии оставаться.
В конце концов уговорили англичане Левшу погостить у них немного и мастерские осмотреть, обещая потом живого в Петербург доставить.
Глава 17.
Пили шкипер и Левша всю дорогу так, что стали им черти мерещиться, и они чуть друг друга в море не столкнули. Тогда капитан велел их в каюту спустить и не выпускать. Так пари никто не выиграл.
Пришел корабль в Петербург, шкипера в посланнический дом повезли, а Левшу в квартал.
Глава 18.
Шкипера в посланническом доме стали лекаря лечить, а Левшу в квартале стали спрашивать кто такой, да где тугаменты, а тот молчит, от болезни и похмелья ничего сказать не может. Тогда его обыскали, все дорогие вещи и деньги забрали и отвезли в самую простую больницу.
А шкипер, как в себя пришел, решил своего русского камрада найти.
Глава 19.
И ведь нашел шкипер Левшу, а тот на голом полу в больнице лежит чуть живой. Побежал англичанин по начальству и к Платову добрался. Тот уже в отставку вышел, а потому направил англичанина к коменданту Скобелеву. Скобелев выслушал англичанина и послал к Левше доктора Мартын-Сольского, да только Левша уже кончался. Только и успел он доктору сказать, чтобы тот императору передал, что нельзя стволы ружей внутри кирпичом чистить. И умер.
Доктор пытался передать слова Левши графу Чернышову, но тот прогнал врача. Так и чистили ружья кирпичом до самой Крымской компании. А прислушайся кто к словам Левши, глядишь по иному та война развивалась бы.
Глава 20.
Настоящее имя Левши не дошло до потомков. А таких мастеров в Туле больше нет, ведь мастерство сравняли машины. Но работники, хотя и ценят машины, до сих пор с любовью вспоминают о прежних легендарных временах
Пересказ про что повесть «Левша»
История начинается с того, что правитель Александр Павлович собирается отправиться в путешествие после войны с Наполеоном. Во время поездки он рассматривал много удивительных и необычных вещей. Он всем восхищался. Но Платов, путешествующий вместе с правителем, утверждал, что русские мастера лучше, чем заграничные. В конце путешествия император приезжает в Англию.
Англичане стали демонстрировать русскому царю свои достижения. Он был в восторге и утверждал, что английские ремесленники превзошли русских мастеров. Но Платов постоянно находил изъяны и принижал заморских оружейников. После этого иностранцы показали пистоль тончайшей работы никому не известного мастера.
Александр загрустил и подумал, что его земляки никогда не смогли бы такого сделать. Платов взял в руки пистоль, открыл замок и увидел написанные внутри фамилию, имя и отчество. Оказывается, эту вещь сделал Иван Андреевич Москвин из Тулы. Англичане были удивлены и решили создать такое чудо техники, к которому не мог придраться даже Платов.
На следующее утро царь решил посетить сахарную фабрику. Потом его и Платова провели в отдельную комнату, где хранились редкие минеральные камни. Тут англичане представили Александру свое чудо техники — механическую блоху. Она умела прыгать и танцевать. Император купил у иностранцев это творение за миллион. После этого он отправился на родину.
До самой смерти Александр хранил блоху в своей шкатулке. Затем она досталась его жене и только потом родному брату Николаю Павловичу.
Пересказ по главам:
Глава 1
Окончив свои дела государь Александр Павлович решает посетить Европу, побывать в разных странах, повидать талантов да чудес. Он был человеком дружелюбным, околесил много мест и все пытались его чем-то удивить и завлечь. В поездках всегда сопровождал его донской казак Платов. Он ни на долю не разделял восторга государя, скучал по дому и был в полной уверенности, что русские мастера ничем не хуже чужеземных творцов.
Глава 2
Царя приглашают посетить кунсткамеры. И он не долго думая берет с собой своего неизменного спутника и отправляются смотреть всякие диковины. Заходят они в огромное здание с множеством бесконечных коридоров. Англичане стали удивлять государя разными диковинами для военных обстоятельств. Он радуется всему, все ему хорошо, а Платов ни в какую, мол его казаки и без того хорошо воевали. Подают ему англичане ружьё и говорят, что оно неизвестного неподражаемого мастера. Государь охает да ахает. А донской казак достал из кармана отвертку и стал замок ковырять, отворил его, а там надпись выведена русскими буквами с именем и фамилией мастера из Тулы.
Неловко англичанам стало, а царь пожалел их. Платов был рад, что оконфузил англичан, однако не понимал жалости государя.
Глава 3
Далее они снова отправляются кунсткамеры смотреть. Англичане расхваливали сахар свой высшего сорта. А Платов и рад, видит, что не приносит это удивления государю.
Повели тогда их в следующую комнату, поднесли подарок царю, как на первый взгляд, так на пустом подносе. Видит государь соринку одну лишь. Берет в руки ее, пытается рассмотреть, что там да как. А англичане и говорят, в мелкоскоп нужно смотреть, это металлическая блоха. К диковине этой прилагался еще маленький ключик, если ключик провернуть и им завести блоху, она тут же пустится в пляс.
Государь воспрял, возрадовался и отблагодарил англичан крупной суммой денег. Платов был возмущен, что Александр за дар еще и денег дает. А царь ему все повторял, чтобы он не влезал и не портил ему политические отношения с англичанами. Взял себе мелкоскоп в тайне от царя казак донской и поехали они домой. По дороге разговоров они практически не вели, так как каждый при своих мыслях остался. Царь был уверен, что англичанам нет равных в мастерстве и искусстве, а Платов думал про себя, что и свои мастера, что не попроси, все сумеют.
Глава 4
Глава 5
Платов отвозит тульским мастерам блоху. Они рассматривают ее и просят время подумать, что можно сделать эдакое для государя. Платов недоволен, не любит он ждать, все ему нужно тут же и сразу. Однако все таки уезжает и обещает через две недели вернуться. Туляки клянутся, что успеют в срок и представят что-нибудь великолепное.
Глава 6
Платов покинул город. Также, вслед за ним, из него выехали и три тульских мастера, один из них был косой левша с родимым пятном на лице. Пошли они в Киевскую сторону. Возможно, людям бы показалось, что перехвалили они себя и решили сбежать от немилости царя, да еще и с его подарком. Но такие сомнения не имели оснований и были недостойны людей на которых теперь возлагалась честь нации.
Глава 7
Туляки разумные и являются очень набожным народом. Направились мастера к Мценску, где хранится древняя икона святого Николая. Отслужили они там молебен возле иконы и отправились восвояси.
Заперлись они в доме у косого Левши на все замки, закрыли все ставни на окнах и стали работать не покладая рук.
Третий день носу из дома не кажут, слышно только молотков стук.
Глава 8
Приехал Платов в Тулу с двумя казаками. Послал он их за работой. Сидит ждет и не терпится ему глянуть, что же вышло у мастеров.
Глава 9
Прибежали казаки к дому, стали двери ломить, кричат, чтоб выходили мастера. Они как раз доделывали работу и сказали, что сами принесут Платову. Вышли они из дома, идут, и один из них несет царскую шкатулку с английской блохой.
Глава 10
Подали туляки шкатулку Платову. Отворил он ее и видит, что лежит там в том же виде блоха и больше нет ничего. Мастера не захотели говорить в чем их работа заключалась, мол пусть государь сам посмотрит. Платов рассердился такому поведению и взял одного из мастеров, а именно Левшу с собой в Петербург. Подъехали они к дворцу, Платов к царю направился, а Левшу велел казакам стеречь.
Глава 11
Государь тотчас же стал блохой интересоваться. Платов ему объясняет, мол отдали ему блоху и ничего не сделали нового. Но царь не верит и просит быстрее принести ему шкатулку.
Глава 12
Смотрит царь и глазам поверить не может, лежит невидоизмененная блоха. Позвал он свою дочь любимую, чтобы она своими аккуратными тоненькими пальчиками блоху ключиком завела. Стала она ключиком крутить, а блоха не хочет в пляс пускаться.
Платов разъярился, быстрее пули выскочил на двор и стал Левшу за одежду, да за волосы трепать. Когда отпустил он мастера, тот сказал чтобы мелкоскоп взяли и через него посмотрели.
Глава 13
Государь обрадовался, он верил, что русские мастера не осрамят его. Глянул он в мелкоскоп, но так ничего не увидел. Тогда привели Левшу к нему. А Левша и говорит что, мол пяточку блохи смотреть надо. Царь глянул, засиял весь, и принялся Левшу целовать.
Царь знал, что руки отечественных мастеров и талантов не посмеют подвести его. Ведь оказывается они блоху, подаренную англичанами, подковали.
Глава 14
Все начали интересоваться и смотреть на это диво дивное. Левша промолвил, что если бы царь в мелкоскоп еще мощнее этого глянул, то увидел бы на каждой подкове имя мастера увидел. Велел царь блоху англичанам на подарок отвезти, чтоб подивились, на что русские мастера способны. И Левшу вымыли, постригли и отправили в Лондон, чтоб показал, да рассказал им русское мастерство
Глава 15
Привезли мастера Левшу, в гостиницу поселили, а шкатулку отдали куда надо. Посмотрели англичане блоху и захотели с мастером увидеться.
Четыре дня кормили, поили Левшу, да нахваливали. Убеждали у них жить остаться. Однако Левша отказался, согласился лишь погостить некоторое время.
Глава 16
Погостил Левша у англичан, на их производства посмотрел. Понравилось ему как к работникам у них относятся, все сытые, в хороших одеждах. Поблагодарил он их за гостеприимство, но захотелось ему домой на землю русскую. Дали денег ему, все как полагается и повезли в Россию. Посадили на корабль его, там Левша от скуки знакомится с полшкипером и начинают выпивать они.
Глава 17
Поддали они так, что заспорили и полшкипер от досады захотел даже Левшу с борта скинуть. Однако матросы, завидев эту картину, доложили капитану об этом действии. Затем, по его приказу, заперли их порознь и так и довезли до Петербурга.
Глава 18
Полшкипера привезли в посольский дом и сразу лечить его принялись. Ванну теплую ему сделали, пилюль надавали, положили и укутали шубами, чтоб пропотел как полагается. А Левшу бросили на пол в квартале, начали документы спрашивать, кто он и откуда. Он был слишком слаб от пьянства и от дороги тяжелой и сказать не мог ничего, плохо чувствовал себя, только постанывал. Обыскали его, деньги отобрали и в больницу отправили. Повезли по больницам, не нужен он нигде, не берут его без документов. Один подлекарь подсказал, чтоб везли его в простонародную лечебницу, где всех неизвестных умирать принимают.
В это время англичанин пришел в себя и тут же кинулся искать своего новоиспеченного русского товарища.
Глава 19
Отыскал он Левшу, практически в умирающем состоянии. Левша попросил с государем двумя словами перемолвиться. Обратился англичанин к Платову, чтоб тот помог. Однако тот уже от дел отошел и помочь не смог, посоветовал к коменданту Скобелеву обратиться. Тот в свою очередь послал к Левше русского доктора. Когда лекарь приехал, Левша был уже при смерти. Успел вымолвить только, чтоб государю русскому передали, что англичане ружья не чистят кирпичом. Сказал, чтоб и свои не чистили, а то вдруг война, а ружья будут непригодны к стрельбе. Вымолвил он это, да скончался.
Пошел лекарь к графу с этой информацией. А тот отослал его, мол не надо лезть в чужое дело. А если бы вовремя слова Левши государю передали, возможно в Крыму на войне все по-другому сложилось.
Глава 20
Сейчас это все дела уже давно прошедших лет. Таких талантов, как Левша, конечно же уже не сыщешь в Туле. Работники ценят выгоды современных механических машин, но по прежнем не забывают и частенько предаются радостным воспоминаниям.
Своим рассказом автор доносит до читателя, что нужно ценить таланты своих мастеров и относиться к людям по-человечески. Ведь обычный простой трудяга, даже умирая, беспокоится за будущее своей страны, а вышестоящие представители относятся к народу и к своей стране равнодушно и безразлично.
Урок- игра по сказу Н.С. Лескова «Левша».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
по сказу Н.С. Лескова «Левша».
закрепление изученного материала в игровой форме;
обобщение и систематизация знаний учащихся по изученной теме;
развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
совершенствование навыка работы с текстом;
привлечение детей к активному чтению и использованию на уроках справочной и дополнительной литературы;
проявление интереса к культуре и истории своего народа;
соотношение поступков с моральной нормой;
воспитание любви к Родине, к своему народу.
Знать: идейно-тематическое содержание сказа «Левша».
Уметь: работать с текстом, со справочной литературой, анализировать текст.
Личностные – выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества.
Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию. Находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; используют схемы-кластеры для решения задач; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; владеют основами смыслового чтения художественных текстов.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные – умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формулировать собственное мнение и позицию.
Форма урока: игра-соревнование между командами.
Описание игры: игра проводится после изучения произведения как обобщающий урок. Класс делится на три команды, в игре участвует весь класс. Чтобы сделать игру более живой, включать музыкальное сопровождение, подготовленное ребятами заранее.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем несколько необычный урок. Это урок-игра по знакомому вам произведению. Класс делится на 3 команды, команда выбирает капитана. Чтобы игра была интересной, нужно работать всей команде. Кто чем может, тем помогает, что знает – предлагает, что умеет – творит. За каждый правильный ответ команда получает балл. Помните: равнодушных игроков не должно быть, т.к. молчание ведет к поражению.
Необыкновенный слог и манера повествования автора придают произведению оригинальность. Вы когда читали, то наверняка обратили внимание на новые, необычные слова сказа. Назовите их. За каждое правильно расшифрованное слово команда получает 1 балл.
Кунсткамера – музей, собрание редких вещей;
Кизлярка – виноградное кислое вино;
Нимфозория – нечто диковинное, микроскопическое;
Свистовые – вестовые, посланные для передачи вести;
Озямчик – крестьянская одежда вроде пальто;
Грандеву – встреча, свидание;
Блиц. Вопросы задаются по очереди для каждой команды. Если команда не может ответить, то ход переходит к другой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1) По какой книге изучал Левша грамоту в России? (по псалтирю да по Полусоннику)
2) От чего отказался Левша, не захотев знакомиться с английской девушкой? (от «грандеву – это дело господское, а нам нейдёт, и если в дома, в Туле, узнают надо мною насмешку сделают»).
3) Какой науки не знал Левша совсем? (арифметики).
4) Кто сопровождал Левшу в Англию? (Особый курьер, который на все языки учен)
5) Где поселился Левша в Англии? (курьер в гостинице в номер посадил)
6) В какой город Англии привезли Левшу? (в Лондон)
7) Кому обещали посылать деньги англичане, если бы Левша остался у них? (его родителям)
8) Что предложили английские мастера Левше, чтобы он, оставшись в Англии, стал удивительным мастером? (большую образованность дадим)
9) Что обещали английские мастера показать Левше в Англии? (разные заводы)
Каждая команда получает маршрутный лист. Во время заполнения можно пользоваться учебником. За каждое правильно написанное слово команда получает 1 балл. (10 минут)
«Доброе утро, Ваше величество ___________________________ и знаменитый атаман______________________! Мы рады вас приветствовать в наших кунсткамерах. Наш музей – это пребольшое __________________________ с бесконечными ________________. Сегодня вы посетите главный ______________нашего музея. Справа от нас огромные ______________ известных людей. В середине зала возвышается статуя __________________________________
Мы рады, что государь-император весьма доволен зрелищем, но ваш казак не обращает никакого внимания ни на что. Неужели Вам, атаман, неинтересно. Попробуем мы и Вас удивить.
Посмотрите налево: здесь все приспособления для военных обстоятельств. На полочках – морские ______________, на манекенах – «мерблюзьи» _______________ для пеших полков.
Но, увы, и это не удивляет генерала. Давайте вернёмся к статуе Аполлона _________________. Будьте добры генерал, возьмите из его правой руки ружьё, а из левой ________________ неизвестного мастера. Вот это чудо! Вы, атаман, такой «пистоли» ещё никогда не держали в руках. Да не вертите же ружейной отвёрткой: замок не открывается!
Ах, ах, ах! Мы маху дали. Пистоля оказалось русской. Сделал её Иван _______________ во граде __________________.
Вопросы задаются по очереди для каждой команды. Если команда не может ответить, то учитель называет правильный ответ и переходит к следующему вопросу. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вместе с левшой в Англию (тест).