что обдумывает композитор прежде чем сочинять музыку
Как музыканты сочиняют музыку: Слышат ли они музыку в своей голове
О музыке я знаю немного, но, говорят, что музыканты слышат и сочиняют музыку в голове. Они действительно слышат все эти быстрые переходы, сложные аккорды и звуки, которые есть в музыке Листа?
Например, очень быструю мелодию в рапсодии №2 или звуки из рапсодии №6 (невозможно поверить, что их рождает рояль), или прекрасную концовку рапсодии №12.
Аноним: У меня есть музыкальное образование, и я занимался музыкой много лет (примерно с 6 до 23 лет). Отмечу, что сейчас я работаю программистом и не осмелюсь назвать себя профессиональным композитором, однако я неплохой музыкант, могу выступать на сцене, дирижировать оркестром, выступать с оркестром, учить детей, сочинять короткие произведения и т.д.
Если вы обладаете музыкальным слухом, и он абсолютный, то можете «слышать» музыку в своей голове, читая ноты. Глядя на партитуру, вы можете представить, как это будет звучать (с очень высокой точностью).
Теперь поговорим о сочинении.
Насколько я знаю, существует по меньшей мере три основных способа создания музыки.
Интуитивный способ или способ на основе вдохновения
В голове рождается целое произведение. Сначала вы его слышите, а потом записываете. Оно просто появляется в вашей голове из ниоткуда. Я написал одно произведение таким способом, и это был странный опыт. Пока я был вдохновлен, меня не покидало ощущение, что я «одолжил» свои руки, и «нечто» сыграло ими композицию, а я записал её на бумаге.
На самом деле, это произошло на экзамене по композиции: я не готовился, пришел за час до экзамена, написал произведение и успешно сдал его (однако я рекомендую готовиться). Недостаток этого метода в том, что если у вас нет вдохновения, то магии не произойдет – не будет музыки.
Вероятно, музыка рождается в вашем подсознании или где-то еще. Я думаю, что идея постепенно формируется в глубине вашего разума и, в конечном счете, превращается в результат. Потом вы ее слышите и записываете. Иногда у вас нет выбора, потому что идея «требует», чтобы ее записали. Это ощущение ни с чем не спутать.
Методологический способ или подход на основе знаний
Если вы хорошо знаете теорию музыки (очень-очень хорошо), то сможете создать композицию так, как её создают компьютерные программы: выбираете основной мотив, а затем сочиняете музыку на бумаге в соответствии с правилами гармонии и другими идеями, которые хотите воплотить. При таком подходе вы создаете музыку «с нуля», корректируя её звучание на каждом этапе.
Музыка, созданная таким способом, может показаться скучной, неэмоциональной или предсказуемой. Я слышал одно произведение, очевидно созданное таким методом, и оно было наискучнейшим. Для написания достойной музыки вам понадобится много теоретических знаний.
Комбинация двух способов
Трудно получить всю мелодию целиком только на основе вдохновения. Также трудно создать целую мелодию, основываясь лишь на теоретических знаниях. Поэтому вы можете смешать два этих метода. Вы придумали мотив, который вам нравится (вдохновение), а затем, используя знания, вы превращаете его в полноценную композицию (гармонию). Во время игры к вам может вернуться вдохновение и принести с собой оставшуюся часть мелодии.
Использование смеси двух техник – вероятно, наилучшая идея. Дело в том, что, когда мелодия «оказалась у вас в голове», вы не сможете записать её полностью – одну минуту максимум. Этого недостаточно для полноценного произведения.
То, что я рассказал выше, подойдет для написания музыки с использованием реальных музыкальных инструментов.
Для электронной музыки существует еще один способ – метод проб и ошибок. Сначала вы запускаете музыкальную программу с пустым шаблоном, потом начинаете повторять какой-нибудь музыкальный рисунок и постепенно добавляете звуковые эффекты, наблюдая за изменениями. Если вам нравится то, что вы слышите, то проект сохраняется, и процесс наложения эффектов продолжается.
Изменяйте ритм, слушайте – меняйте такт, добавляйте биты. Проигрывайте снова. Накладывайте другие шаблоны и так далее. Этот процесс совершенно отличается от методологического способа и больше подходит для электронной или нестандартной музыки. В качестве аналогии можно привести ребенка, играющего в кубики. Необходимо понимание изменений, происходящих при добавлении того или иного эффекта.
Кертис Линдсей (Curtis Lindsay): Когда мы слушаем «Венгерские рапсодии» Листа, то слушаем музыку, которая, скорее всего, была рождена в ходе импровизации.
Лист, как и многие другие великие музыканты того времени, был невероятно опытным импровизатором и превосходил в этом многих композиторов. Вероятно, не все «Венгерские рапсодии» были рождены одинаково, однако ключом к их созданию стала импровизация. После того, как мелодия была готова, она просто дорабатывалась и шлифовалась.
Другое объяснение – у композиторов разные методы работы, но почти все они связаны с воспроизведением и обработкой музыки «в голове». Никто не садится сочинять музыку по формальным правилам теории. Теория музыки – это аналитический метод, он не предназначен для её создания.
Как правило, большинство композиций создаются с помощью музыкальных инструментов, чаще с помощью клавишных, например, фортепиано. Но иногда композиторы предпочитают работать без них, используя только свой разум и бумагу.
Деннис Хоффманн (Dennis Hoffmann): Лично я, особенно в течение последних лет, всегда представляю новую песню у себя в голове. Или хотя бы её часть. Обычно в тот момент, когда что-то зарождается в моей голове, я достаю телефон и напеваю мелодию на диктофон, чтобы не забыть.
Если мотив получается очень хорошим, то я могу начать сочинять песню целиком. Я ужасный барабанщик, но могу представить, как будут звучать барабаны… басовая партия… гитарная партия… как должна звучать гитара.
Моя сильная сторона – это написание текстов песен. Когда я был моложе, то сначала писал слова, а потом накладывал музыку. Но с годами изменил свое мнение – сейчас я сначала сочиняю музыку, а затем пишу слова песни, сокращая или удлиняя некоторые части композиции, чтобы уместить все, что мне нужно.
Однако во многих случаях структура песни может меняться. Сейчас я по большей части работаю один и сам записываю несколько дорожек, создаю барабанный ритм, добавляю синтезатор, записываю партии гитары и бас-гитары и т.д. В процессе творения (особенно когда программирую синтезаторы) я могу что-нибудь изменить, потому что нашел звук, который изначально не планировал использовать, но который хорошо подходит. Безусловно, здесь много свободы действий.
Иногда я записываю живую игру музыкантов, а не создаю синтетические звуки, потому в финальную композицию могут вноситься изменения – всему виной стиль игры исполнителя. Я считаю, что это не самый приятный способ создания музыки.
Мне песня нравится такой, какой я ее написал, и я не люблю, когда кто-то портит ее своей игрой. Но иногда это необходимое зло – я не всегда могу получить нужный мне звук искусственным образом, потому я нанимаю человека, который сможет его сыграть.
Если вкратце, то, действительно, все начинается в моей голове.
Сценарий отчетного концерта музыкального отделения ШИ «С любовью к музыке»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
СЦЕНАРИЙ ОТЧЕТНОГО КОНЦЕРТА
музыкального отделения ШИ
«С любовью к музыке»
Сценарист и ведущая Федоренко Л.Е.
Дорогие друзья, приглашаю вас сегодня на музыкально-поэтическую прогулку. Хотите хорошего настроения? Мы Вам его постараемся подарить, почитаем красивые стихи о музыке и музыкантах, послушаем красивую музыку, написанную великими композиторами, которых нельзя забыть, потому что их музыка, как, впрочем, и стихи написаны гениями.
Много звуков чудесных в природе – соловей в тихой роще поет.
Но волшебные звуки мелодий, композитор для нас создает.
Д. Шостакович «Праздничный вальс»
ВОЛШЕБНИЦА МУЗЫКА
У старика спросил поэт: – Что музыка такое, дед?
– Воспоминание она. В ней юность давняя слышна.
Был задан девочке вопрос, она ответила всерьез:
– Похожа музыка на луч, окно пробивший из-за туч.
А юноша ответил так: – Без музыки нельзя никак.
Душа без музыки грустит, в простор волшебный не летит.
А девушка, пожав плечом, сказала: «Музыка – наш дом,
В ней – все родное, все свое. Во всем дыхание ее».
– Вы правы все, – сказал поэт, Прекрасен каждый ваш ответ.
Одно хочу я повторить – нас учит музыка любить
Младший хор инструментального отделения
М. Мусоргский «Сказка про то и про се» (из оперы «Борис Годунов»)
Ведь даже воздух говорит тому, кто слушать может!
Подскажет вещие слова тому, кто может слушать,
Обыкновенная листва, стекая прямо в душу.
И даже, даже тишина, под утро ли, под вечер,
Обнажена, напряжена, о чём-то сердцу шепчет…
И сам не можешь ты молчать без творческой работы –
Душа привыкла отвечать на каждый звук природы!
Г. Струве «Песенки-картинки» (сюита для младшего хора)
Интересно, о чем думает композитор, прежде чем приступить к созданию своего шедевра? Может быть, с такими словами рождается музыка:
Чистый лист бумаги, нотная строка…
Звуки всей Вселенной в мыслях у меня…
Дай мне силы, Боже, это удержать, красоту созвучий людям передать!
Берковский, С. Никитин. «Под музыку Вивальди»
Музыка – это не только лишь звук, музыка – это движенье,
И вылетает, как птица из рук нот беспокойных круженье.
Л. Бетховен. 6 контрдансов
Подвала. Белорусский танец.
Всего семь нот. остановили время.
Вмиг растворили мысли. и слова.
Божественному, дивному творению,
Небесной музыке. я отдала права.
Семь чудных нот. меня покрыли тайной.
И унесли. на гребне сладких грёз.
Мир вечной музыки. заведомо бескрайний.
В нём нету лжи. нет зависти. нет слёз.
Сл. и муз. Н. Биксио «Лунная серенада»
Всего семь нот. и я упала в Вечность.
Коснувшись дна. вдруг полетела ввысь.
Меня семь нот вплетают в Бесконечность.
Душа и музыка. в Единое слились.
Играет музыка рождая вдохновение,
Сливаясь с ритмом сердца в унисон.
Великое и тайное мгновенье,
Как бесконечно-сладкий детский сон.
Семь нот нас от рождения до тризны,
Повсюду окружают без преград.
Из семи нот мелодия всей жизни,
Сливается в законченный набат.
Обычно, сочиняя музыку, композитор предварительно обдумывает множество деталей, делает наброски, наигрывает её на инструменте и только потом уже записывает своё сочинение на нотной бумаге. Петр Ильич Чайковский сочинял музыку мысленно, во время прогулок по живописным местам. А вот, к примеру, Йозеф Гайдн любил работать за фортепиано.
Слушаю не музыку – слушаю свою душу .
Эти строчки принадлежат Марине Цветаевой? А ведь и правда, когда мы слушаем музыку, мы слушаем свою душу. И когда читаем стихи, мы тоже наполняемся душевно!… Мы слышим музыку стиха, слышим оттенки, полутона.
А. Гурилев, сл. А. Кольцова «Разлука»
Мир чудесный! Мир мечтаний! Рай земной небесных муз!
Чувств и звуков сочетанье в гармонический союз!
Лейтесь, лейтесь с неба звуки! Как отрадно в Вас мечтать!
И в томлениях сладкой муки умирать и оживать!
«Легкая» музыка существует для того, чтобы легче было жить, или, по крайней мере, для того, чтобы жизнь нам казалась легче. Чересчур серьезные люди посматривают на такую музыку свысока, а то и гонят прочь из искусства. Немецкий философ Теодор Адорно с недоумением признавался, что не может объяснить феномена тех мелодий, которые американцы прозвали “вечнозелеными”. Эти мелодии вроде ничем не отличаются от миллионов им подобных, а смотришь – меняются времена, музыкальные и прочие моды, поколения, а эти мелодии все звучат и звучат.
Никто так и не объяснил, чем они, собственно, лучше других, а они, может даже и не лучше – они счастливее. И есть такие счастливцы-композиторы, которым удается создать не одну – две, а десяток-другой этих самых “вечнозеленых” мелодий.
«Кубинский танец». Обр. Колосов
Об Александре Федоровиче Гедике (1877–1957)
Многим из ребят, обучающимся музыке, имя композитора Александра Федоровича Гедике становится знакомым с самых ранних лет. Кто из начинающих музыкантов не играл в детстве его «Заиньку», а позже «Тарантеллу»?
Александр Федорович был очень разносторонний музыкант. Прежде всего, он много сочинял. Им написано несколько опер, три симфонии, огромное количество пьес для рояля и других инструментов, много песен и романсов, а также произведения для различных ансамблей.
Александр Федорович Гедике был неутомимый труженик. Помня завет великого композитора П. И. Чайковского – «работать нужно всегда!», – Гедике сочинял, занимался на органе, рояле ежедневно.
Когда Гедике сочинял музыку для детей, он как бы перевоплощался в мальчика или девочку, старался в своем воображении жить их интересами. Вот почему дети с такой охотой играют пьесы «дедушки Гедике».
А. Гедике «Маленький вальс»
Венесуэльский вальс «Отъезд»
Моя душа на кончике смычка живёт… Поёт… Смеётся и рыдает…
Меня поймёт лишь тот, кто чувства знает…
Любовь… Разлуку… Взлёт под облака…
Моя душа…поет созвучно скрипке… Живет, рыдает и смеется вновь…
смычок всесилен, хоть на вид и хлипкий.
На кончике смычка — Моя Любовь…
Музыка Петра Ильича Чайковского звучит на всех континентах и везде находит горячих поклонников. Музыкальный язык великого лирика настолько ярок, что узнаваем в любом произведении, будь то сложная симфония или незатейливая детская пьеса.
Не надо путать малое с большим. Сопоставлений нет морям и рекам.
Чайковский был не грешным, не святым, не злым, не золотым,
А просто гениальным человеком.
Звучи, великая, звучи, спасай в тяжелые мгновенья:
Твое божественно явленье, как озарение в ночи.
Есть на земле одна страна, Зовется музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки, Но чьи их открывают руки?
Кто заставляет мир звучать, Когда он устает молчать?
Когда он будто бы струна, Которая звенеть должна?
Конечно, это музыкант, Его порыв, его талант,
Его желание творить и людям красоту дарить.
Он учит душу ввысь смотреть и, не боясь преград, лететь
В страну, где звуки дарят счастье, где все у музыки во власти.
Когда на тропке узенькой встречаются порой
Стихотворенье с музыкой, как парочка весной…
И той порой, сердечные, сливаются тогда
Они в понятья вечные, как – воздух, хлеб, вода.
Поют они чудеснее, звучат ещё светлей
И, став хорошей песнею – порадуют людей!
Г. Свиридов, сл. Б. Пастернака «Маленькая кантата»
Как было бы хорошо, если бы мир, музыка, покой, счастье существовали постоянно. Вся наша жизнь связана с конкретными событиями. Писатели, музыканты, художники отражают эти события в своих произведениях.
Музыка, как солнце, живёт, греет нас своим теплом, поднимает нам настроение, помогает нам почувствовать красоту мира.
День встретишь веселою песней, и вечером песню споешь –
Становится жизнь интересней и мир – несказанно хорош.
2. Попурри из песен советского периода
— Матвей Блантер, сл. Мих. Исаковского «Катюша» (1938)
Дарите музыку друг другу! Пусть каждый день и каждый час
Подобно радостному чуду, она звучит в сердцах у нас.
Весь мир прекрасный и зовущий вмещает музыка в себя,
В ней рокот волн, о берег бьющих, и трепет листьев сентября.
Волнует музыка, тревожит, вновь пробуждая красоту,
И никогда никто не сможет сравниться с ней по волшебству.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Что нужно, чтобы сочинять музыку?
Все мы прекрасно знаем из психологии, что одни люди больше склонны к техническим занятиям вроде составления чертежей или починки компьютеров. Другие же в большей степени склонны к занятиям художественным, творческим. Сюда можно отнести рисование, сочинение стихов, музыки, философские размышления и т.п.
А во-вторых: если каких-то способностей у Вас и нет (чувство ритма, музыкальный слух), то их можно развить. Даже если Вы будете учиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте (например, гитаре), то уже в процессе обучения столкнетесь с такими вещами как ритмический рисунок (вот Вам и причина для развития чувства ритма), интервалы (вот и причина для развития чувства гармонии) и т.д.
Можно, конечно сказать, что люди с разным темпераментом станут сочинять разную музыку: сангвиники – веселую, динамичную; меланхолики – тригичную и серьезную; флегматики – правильную с точки зрения музыкальной грамоты; холерики – жесткую, буйную. Но надо полагать, что и здесь могут скрываться подводные камни и не все так просто. Лично я считаю, что интереса достаточно. Есть желание – есть и возможности.
“А есть ли у меня слух?!”
Существует такая наука – музыкальная психология. Она занимается разными видами воздействия музыки на человека и его деятельностью, связанной с музыкой, в том числе и ее сочинение.
Но речь то у нас идет о сочинительстве. Поэтому следующий к Вам вопрос: можете ли Вы, сочинив какой-то небольшой мотивчик, развивать его – проще говоря, продолжать сочинять дальше, строить музыкальную линию? А также еще один вопрос: можете ли Вы подобрать аккорды к мелодии, так чтобы звучало хорошо, гармонично (аккорды на самом деле могут быть совершенно разные)?
Если нет, но “Кузнечика. ” все таки подбирали, то и это последнее тоже сможете сделать, нужно просто развить те или иные навыки игры на инструменте.
На всякий случай я хочу привести ниже, какие виды музыкального слуха вообще бывают:
Абсолютный – когда Вы можете определить высоту звука с ходу, например, услышав звук, сказать, какая это нота;
Относительный — когда Вы можете определить или воспроизвести какие-либо соотношения звуков, например, подобрать мелодию (по одним звукам, так сказать, “нащупать” другие);
Внутренний — когда Вы можете мысленно представить звуки и музыку, например, прослушать целое музыкальное произведение “про себя”, идя по дороге домой;
Ну так вот, всеми этими видами слуха Вы изначально обладаете. Вот только развиты они у каждого по разному.
Что касается сочинения музыки, то лично я считаю, что здесь наиболее важны внутренний и относительный музыкальные слухи. Внутренний – потому что надо же сначала придумать музыку. Относительный – надо ее потом подобрать и сыграть на каком-нибудь инструменте.
Однако обладая в большой степени относительным слухом, можно сочинять сразу, “на ходу”, наигрывая какие-то мотивы на инструменте. Но и здесь мне кажется, что внутренний слух совершает работу. Без него Вы просто не поймете, что насочиняли.
Далее, если Вы играете громкую музыку при помощи сценической аппаратуры, то, вероятно, что этих двух типов слуха развить достаточно. Но если Вы стремитесь играть на инструментах с акустическим звуком, например, классику на классической гитаре, то необходимо хоршенько развить также интонационный слух (от слова “интонация”). Потому что здесь Вам надо самим регулировать динамические оттенки – где играть сильнее, а где тише; темп – быстрее или медленнее и т.п.
Что нужно уметь, прежде чем сочинять?
С.В. Рахманинов критикует молодых композиторов за то, что они бростаются на музыкальные эксперименты, не постигнув должным образом законы музыки (подробнее на http://www.senar.ru/articles/from heart/). По его мнению, для того чтобы уметь нарушать законы музыки, надо ими сначала овладеть в достаточной степени.
Можно конечно с этим и согласиться. Но можно также привести примеры вроде того, что ПолМаккартни, Кейт Ричардс и др. не знают нот, и тем не менее, сочиняют превосходную музыку. Но это смотря что подразумевать под законами музыки. Скажем, Вы можете не знать гамм, но можете научиться играть по их аппликатурам, просто запомнив со временем, по какому пути берутся те или иные ноты, например, на грифе гитары.
Однако есть и другие законы. Взять к примеру, ритмический рисунок – чередование сильных и слабых долей. Что. Вы не знаете что это такое? Как же Вы играте на гитаре?
Я получал на свой e-mail неоднократно вопросы, а вернее просьбы, выложить в своей рассылке “Уроки гитарного мастерства. ” некие виды боя. Честно говоря я не имею представления что могут быть какие-то виды боя. Есть различные способы игры, в том числе и бой, с помощью которых можно сыграть невообразимое колличество ритмических рисунков. Можно, играя какую-то песню, каждый такт проигрывать определенным ритмическим рисунком.
Конечно, если Вы только учитесь играть на гитаре, то для Вас будет легче всего выучить несколько ритмических рисунков и играть их в разных песнях. Но это не значит, что у Вас “в запасе” какие-то виды! Это не виды, это просто шаблоны, которые можно использовать.
Но если Вы научитесь читать ритмический рисунок – это те самые хвостики (штили), которые присутствуют в нотах или цифрах табулатуры – то Вы сможете постоянно подбирать какие угодно ритмы.
Но это подбор. А что говорить о сочинении?! К примеру, если Вы знаете, что в одной доле можно сыграть: 2 восьмых, 4 шестнадцатых, 3 восьмых триолями, 1 восьмую и 2 шестнадцатых, 2 шестнадцатых и 1 восьмую, 1 восьмую и 3 шестнадцатых триолями (и наоборот), 6 шестнадцатых триолями, 1 восьмую с половиной и 1 шестнадцатую. Не утомил? – ведь это можно продолжать, и продолжать, и продолжать, и.
. И это только в одной доле! В чем же вывод? Прекрасно владея умением читать и писать музыку на основе знания сильных и слабых долей, и того как на их основе построить ритмический рисунок, Вы можете сочинять самую разнообразную музыку. И не вздумайте думать, что я тут говорю лишь об академической музыке – я консерваторию не заканчивал, знаете ли!
Я не могу остановиться и хочу сказать еще кое о чем, что Вам надо для того, чтобы сочинять музыку.
То, что Вам просто необходимо делать, если хотите, чтобы в Вас проснулись композиторские способности – это уметь слушать музыку (?) Да! Причем самую разнообразную. Здесь опасны какие-либо фанатические предпочтения. Например, когда мне было 14-15 лет, мы с друзьями слушали группу Nirvana и кроме Курта Кобейна ничего видеть и слышать не хотели. Потом наши предпочтения расширились, разошлись в стороны.
Тут я хочу сказать, что не надо “брезговать” никакими музыкальными направлениями. Попробуйте послушать одно, другое, третье. Очень полезно слушать рок-музыку, блюзовую музыку, классическую музыку. Конечно, какие-то предпочтительные музыкальные стили у Вас все равно будут, а какие-то Вы будете ненавидеть. В любом случае постарайтесь разнообразить Ваш музыкальный кругозор, включить в свой репертуар разные стили.
Что же касается умения слушать – то это дело тонкое. Вот как, скажите, Вы слушаете музыку? Сколько времени Вы этому уделяете? Что Вы при этом делаете? Например, я слушаю музыку лежа на диване, и стараюсь при этом прослушать от начала до конца какой-то конкретный альбом. А есть люди, у которых весь день играет дома музыка, а они при этом занимаются всякими делами. Музыка при этом играет своеобразную роль фона.
Я совсем не против последнего способа. Но если Вы всерьез задумали развить музыкальное чутье, а оно необходимо, чтобы самому что-то сочинять (толковое я имею ввиду), то Вам надо научиться именно слушать музыку – специально, отводя на это определенное время, выбирая определенного исполнителя, вслушиваясь в то, что он исполняет, улавливая партии тех или иных инструментов и т.п.
Очень часто бывает, что после такого прослушивания, можно взять гитару и начать что-то сочинять в “духе” той музыки, которую только что слушали. Вот так то.
Владение музыкальным инструментом!
Как же можно было забыть самое главное?! Однако же есть и такие люди, которые музыку сочиняют в уме. Но в таком случае надо же ее как-то уметь выразить. Вы можете возразить, что на сегодняшний день есть куча всяких программ, которые помогут написать музыку даже в качестве CD. Речь в данном случае наверное будет идти лишь об электронной музыке. Ну что же. Возможно!
Но я хочу подробнее остановиться именно на сочинении живой музыки. Это когда Вы сидите с инструментом (с гитарой или за фортепиано) и сочиняете. Так как же Вы будете это делать, если не будете уметь толком на нем играть?
У меня есть устойчивое убеждение, что уровень самой возможности сочинять музыку зависит от уровня уменя играть ее. Предположим, что Вы играете на гитаре только песни. И при этом не умеете исполнять многие технические приемы игры, такие как слайд, форшлаг, трель, арпеджио и др. В таком случае Вы сможете сочинять такие же песни (пусть и весьма достойные), которые играете.
Но если Вы овладеете всеми приемами игры, то сможете сочинять интересную инструментальную музыку, всяческие проигрыши, и даже композиции для классической гитары.
Важно, чтобы Вы поняли – я не имею ввиду, что чем лучше Вы играете на инструменте, тем в большем количестве стилей станете сочинять. Не обязательно. Просто в одном стиле всегда могут присутствовать и другие. И хорошее владение музыкальным инструментом позволит Вам как играть в разных стилях, так и сочинять музыку, используя элементы этих стилей. Пример:
Вы играете классику, бард? Здорово. Попробуйте купить самоучитель по блюзу и овладеть хотя бы его основами. Научившись новым аккордам (в блюзе же они крайне оригинальны, ну Вы знаете. ), освоив блюзовый лад, умея делать блюзовый прием бэнд, Вы сможете все это использовать в сочинении музыки для классической гитары или бардовых песнях.
Вывод: задайтесь целью овладеть инструментом как он того стоит и совершенствовать игру на нем ПОСТОЯННО!
Конечно это не все, что нужно уметь, прежде чем сочинять. Напомню, что выше я упомянул лишь знание законов ритма и ритмического рисунка, умение слушать самую разнообразную музыку и определенную степень владения музыкальным инструментом. Почему-то именно это первым делом пришло мне в голову. Я на самом деле считаю все это очень важным. Ах да. вспомнил еще кое что:
Набирайте репертуар! То есть играйте как можно больше самой разнообразной музыки. Покупайте всякие сборники и самоучители (кое что можно взять в библиотеке или скачать из Интернета). Разучивайте песни, произведения, всяческие проигрыши один за другим. Чем больше Вы будете играть, тем больше Вас потянет сочинять свою музыку. И будет с чего. Весь тот материал, который Вы переиграете станет Вашим инструментарием, пользоваться которым Вы сможете всякий раз, как сядете за сочинитеьство.
Как начать самому сочинять музыку?
Ну и напоследок хочу затронуть еще один хороший вопрос: с чего начать? Предположим, что Вы умеете играть на гитаре в той или иной степени. И захотели почувствовать себя настоящим композитором и сочинить так что-нибудь. Вы сели с гитарой (или др. инструментом) и сказали себе: “вот надо бы что-нибудь сочинить”. А в голову ничего и не лезет. Как быть?
В том то и дело, что голова здесь ни при чем. Точнее не голова а сознание, с помощью которого Вы подумали, что надо что-то сочинить. Надо его отключить. Слышали что-нибудь про то, что “музыка льется из души”? В этом есть доля правды.
Чем меньше приготовлений, тем лучше. Чем меньше сосредоточенности, тем тоже лучше. А что бы надо сделать, так это настроиться на определенную волну. Это может быть какая-то конкретно музыка, которую Вы только что прослушали и она Вас очень захватила. Бывает, что в таких случаях само что-то лезет в голову (да, похоже голова здесь все таки важна). Берите тут же инструмент и попробуйте что-нибудь подобрать. Пусть это будет что-то самое элементарное и простое – важно начать выражать свое состояние при помощи музыкального инструмента.
Источником, который поднимет Вас на волну сочинения, может быть и просмотренный фильм и что угодно еще, что Вас взволновало и увлекло. Но можно обойтись и без него.
Предположим, что у Вас не настолько чувствительная натура, чтобы настраиваться на “частоту сочинительства”. Здесь опять же сначала надо взять инструмент в руки. Попробуйте теперь сыграть (я имею в виду сочинить) что-нибудь ну самое простое – маленький мотивчик, или бой из нескольких аккордов, или просто мелодию и т.д. Даже если Вам это кажется полной ерундой.
Дальше постарайтесь развить его. Постарайтесь продолжить, добавить что-то к уже имеющемуся мотивчику: разнообразить мелодию, добавить новые аккорды, сыграть то же самое, но выше или ниже по грифу (если играете на гитаре) и т.д.
Но потом постепенно стали выходить довольно неплохие вещи. Больше всего мне нравится сочинять инструментальные композиции на акустической гитаре. В моей нотной тетрадке накопилось около 20 таких композиций и я считаю, что они весьма неплохи, и даже. профессиональны! (считайте меня за хвальбуна). Мой музыкальный учитель, как помнится, их также одобрил.
Я полагаю, что в данном случае сочинение “весьма неплохих композиций” идет паралельно с обучением игре на гитаре (или на другом инструменте). Это примерно то, о чем я говорил выше. Чем лучше Вы осваиваете инструмент, чем более разнообразную музыку умеете на нем играть, чем больше музыкальных навыков накапливаете, тем больше вероятность, что сможете сочинять что-то стоящее.
Но это не значит, что надо ждать какого-то определенного момента, какого-то уровня, до которого надо подняться, прежде чем самому сочинять музыку. Делайте это, даже если пару дней назад взяли гитару в руки. Помню, когда я первый раз взял гитару в руки (в сознательном возрасте), я сразу же подобрал рифф из Smells like teen spirit и еще через несколько дней что-то даже и сочинил. И то, и другое было полным отстоем. Но это был первый шаг!
Сделайте и Вы первый шаг. Я уверен, что каких-то золотых правил сочинения не существует. По моему все самое лучшее рождается из импровизации.
Подведу итог. У людей с разным психологическим типом могут быть разные способности к сочинению музыки, но они есть у всех в той или иной степени. Если у Вас есть к этому интерес – это говорит о том, что в Вашем случае степень эта достаточно высока, чтобы начать. Слух тоже у всех по-разному развит, но он есть у каждого. Существуют разные виды слуха, но внутренний и относительный Вы просто обязаны развивать, если хотите сочинять – потому что сначала музыка должна родиться внутри Вас, а затем ее надо подобрать на музыкальном инструменте.
Чтобы сочинять хорошую музыку кое-что надо уметь. В это число входит умение слушать музыку (лучше отводить для этого специальное время), причем разнообразную, стараться играть эту разную музыку, т.е. разучивать как можно больше музыкальных произведений (набирать репертуар), научиться хотя бы читать ритмический рисунок, если не знаете нот. Иначе далеко “не уедете”.
Ну и наконец, повторю, что сочинять можно всегда, независимо от того, на каком уровне музыкального мастерства Вы находитесь. Первый шаг прост – сесть и сочинить хоть что-нибудь. Не нравится – бросить и в другой раз сочинить что-нибудь еще.
Если Вы начали сочинять музыку, то не стесняйтесь показывать это близким и знакомым. Пусть они оценят! Это лучше чем мучиться в догадках: а хорошую ли музыку я сочинил?