что нужно знать юристу работающему в ооо
Преимущества наличия юриста на предприятии
В настоящее время эффективную предпринимательскую деятельность сложно осуществлять, не разбираясь досконально в российском законодательстве.
Для организации грамотного правового регулирования работы предприятия руководители нанимают юриста.
Специалист контролирует заключение сделок, формирует договорную базу, повышает юридическую грамотность руководителя и сотрудников, представляет интересы компании и выполняет множество иных функций.
Нормативная база
Юрист организации – это должностное лицо, которое регулирует правовые аспекты деятельности предприятия.
Данная должность может быть предусмотрена как в государственных учреждениях, так и в частных организациях.
В крупной компании правовой деятельностью может заниматься целая юридическая служба (отдел).
Юрист организации, прежде всего, должен быть хорошо ознакомлен с положениями Гражданского кодекса.
Специалист обязан не просто хорошо знать содержание кодекса, но и легко ориентироваться в данном документе.
Поскольку Гражданский кодекс постоянно дополняется различными правками, работнику необходимо отслеживать все изменения и быть в курсе новых положений закона.
Кроме Гражданского кодекса юристу важно разбираться в Трудовом кодексе, поскольку его работа часто связана с решением различного рода вопросов, возникающих в кадровой сфере.
Работники отдела кадров нередко обращаются за помощью к юристам.
Например, при разработке методики аттестации сотрудников, при приеме на работу или увольнении, при объявлении выговоров и т.д.
Помимо основных законодательных актов юрист должен разбираться в нормативных документах, регламентирующих деятельность его организации.
Вид нормативного документа зависит от того, к какой организационной правовой форме относится данное предприятие.
Так, юрист некоммерческой организации (НКО) должен разбираться в действующих законах, регулирующих деятельность НКО.
Преимущества штатного юриста
Организация может решать свои юридические вопросы двумя способами: заключить договор с юридической компанией (адвокатским бюро) и обращаться к ним при необходимости за правовой помощью, либо оформить в штат постоянного сотрудника.
В первом случае главным преимуществом является то, что в распоряжении компании оказывается целая юридическая организация, в которой работают специалисты разного профиля.
Это позволяет рассчитывать на получение квалифицированной помощи по любому вопросу.
Но подобные юридические конторы работают с несколькими клиентами одновременно, поэтому решение срочного вопроса для конкретного заказчика может затянуться.
К тому же, отсутствует возможность получения моментальной юридической помощи по незначительным текущим делам, поскольку нужный специалист не находится непосредственно на предприятии.
Главный минус работы с юридическими конторами – высокая стоимость подобных услуг.
Наличие штатного юриста, либо целого юридического отдела дает руководству организации целый ряд преимуществ.
К ним относятся:
Особенности деятельности юриста
Юрист может быть принят на работу в организацию, где уже существует юридическая структура с наработанной правовой базой, либо стать первым подобным специалистом.
В первом случае специалисту достаточно разобраться в уже налаженной правовой системе, ознакомиться с принятыми формами договоров, должностными инструкциями и т.д.
В такой ситуации риск совершить ошибку, которая приведет к негативным юридическим последствиям для организации, сведен к минимуму.
В иную ситуацию попадает специалист, который пришел на только что образовавшуюся должность юриста в компанию.
В таком случае работнику предстоит самостоятельно разрабатывать правовую базу, на которой будет основываться деятельность предприятия.
Сюда относится разработка должностных инструкций, подготовка проектов типовых договоров, принятие дополнительных соглашений, создание стандартных юридических формулировок, учет возможных сложностей и «подводных камней» и т.д.
Для успешного решения подобных вопросов юристу важно не только разбираться в российском законодательстве и особенностях деятельности конкретной организации, но, также, заручиться поддержкой руководства предприятия.
В государственных структурах и на крупных предприятиях вся деятельность юридического отдела четко зафиксирована в соответствующих положениях. Это позволяет обозначить рамки для специалиста и наделить его конкретными полномочиями.
В небольших частных организациях положение юриста часто не определено соответствующими нормативными актами и сфера его деятельности остается достаточно расплывчатой, что значительно осложняет работу специалиста.
Руководители небольших предприятий часто стремятся оставить за собой право принятия решения, в том числе и в сфере правового регулирования деятельности компании.
Стремление ограничить юриста в полномочиях и принятие важных юридических решений без его участия может привести к негативным последствиям для организации.
Предпринимательские интересы не должны противоречить нормам закона.
И только полное посвящение юриста во все дела фирмы и его осведомленность о тонкостях ведения конкретного дела позволит найти баланс между соблюдением интересов бизнеса и юридической чистотой сделок.
Любой квалифицированный юрист, пришедший в новую организацию, изначально проверяет договорную базу предприятия.
Если в договорах существуют ошибки правового характера (например, вместо подписи руководителя в документе стоит подпись его заместителя, не наделенного соответствующими полномочиями), юрист потребует их исправления.
Наличие уважения между руководителем и юристом является важным условием построения выгодного сотрудничества.
В организации юрист должен занимать особое положение доверенного лица руководителя, не являясь лишь простым наемным работником.
Наличие личной заинтересованности в коммерческом успехе организации является мощным стимулом для качественного выполнения возложенных на специалиста обязанностей.
Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту «Договор подряда», где подробно объясняется какие права есть у подрядчика
Или ТУТ вы узнаете как составляется договор комиссии
Где можно ознакомиться с решениями арбитражных судов:
Как стать юристом предприятия
Для того чтобы стать грамотным юристом организации молодому специалисту необходимо соответствовать следующим требованиям:
Эффективность работы юриста во многом зависит от его технической оснащенности.
На компьютере специалиста обязательно должна быть установлена справочная база данных, постоянно обновляемая.
Это может быть система «Консультант Плюс», «Гарант» и др.
Кроме того, у юриста должна быть подписка на периодические издания («Российская газета», «Экономика и жизнь» и т.д.).
Чем лучше юрист осведомлен обо всех изменениях и событиях, происходящих в законодательной сфере, тем эффективнее он будет строить свою работу.
Также, специалист должен получать своевременную информацию обо всех изменениях в той сфере деятельности, к которой относится работа предприятия.
Например, юрист медицинской организации должен быть в курсе всех изменений, которые происходят в области правового регулирования системы здравоохранения.
Должностные обязанности юриста
В должностной инструкции юриста обычно указаны следующие обязанности:
Таким образом, претендуя на должность юриста предприятия важно учитывать следующие аспекты:
Для чего нужна юридическая служба малому и среднему бизнесу?
Распространенное заблуждение начинающих бизнесменов в том, что молодому предприятию юрист не нужен, может привести к финансовым убыткам и даже уничтожить бизнес. Сегодня каждый предприниматель должен понимать, как создается и работает юридическая служба организации
Сегодня юридическая служба нужна малому и среднему бизнесу как никогда. По результатам прокурорской деятельности наблюдается увеличение количества случаев нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности – с 152 807 в 2019 г. до 165 548 в 2020 г. (прирост – 8,3%). Усугубляют ситуацию распространенные заблуждения начинающих бизнесменов: предприятие молодое, долги мы еще не накопили, и государственные органы с проверками пока не придут; ответы на все вопросы можно найти в интернете; возникла проблема – так она решится сама по себе.
А вот что Д.В. Засухин пишет в своей книге «Юридический маркетинг»: «К сожалению, мы очень ленивы и инертны. Давайте будем честными с собой и признаемся, что решать проблемы мы не любим. Авось и так пройдет? Это утверждение верно не только для бизнеса. Вспомните, как вы посещаете стоматолога? Мало кто из нас раз в полгода записывается на профилактику и при первых симптомах бежит в стоматологический кабинет. Большинство из нас откладывают решение проблемы до последнего. »
Однако такое легкомысленное отношение крайне опасно. Из-за стремительного изменения законодательства непрофессионалу трудно уследить за нововведениями, а по общему правилу незнание закона не освобождает от ответственности. Непродуманные действия предпринимателя могут не только сказаться на репутации компании и привести к финансовым убыткам, но и уничтожить бизнес.
Для развития и обеспечения безопасности любой организации необходима юридическая служба. Ее специалисты призваны внедрять юридические механизмы для эффективного осуществления компанией своей деятельности, обеспечивать ее правовую защищенность путем выявления и устранения возможных рисков. Без юридической службы успешное функционирование организации сегодня представить практически невозможно.
Зачем нужна юридическая служба?
Основные задачи юридической службы можно разделить на две категории.
1. Внутренние задачи, связанные с деятельностью юридической службы непосредственно в области права:
Перечисленные виды деятельности не могут выполнять лица без юридического образования и соответствующего опыта работы.
2. Внешние задачи, связанные с деятельностью юридической службы, которая лишь отчасти касается юриспруденции:
Подобная деятельность юридической службы подразумевает работу с документацией исключительно в части права. Например, в заявлении от гражданина могут содержаться вопросы, касающиеся не только юридической стороны, но и экономической или технической. Ответ на такое обращение юрист готовит совместно с экономистом или техническим специалистом компании.
Задачи юридической службы пронизывают деятельность каждой компании независимо от ее формы и размера в любом сегменте бизнеса. Каждодневное выполнение этих задач напрямую связано с грамотным ведением документооборота и решением важных правовых вопросов. Поддержание стабильной и планомерной работы юридической службы упрощает и делает более эффективной работу компании по всем направлениям деятельности, позволяет экономить средства и беречь нервы руководителя организации.
По каким принципам работает юридическая служба?
Рассмотрим основные принципы, по которым должна работать любая юридическая служба.
Как выбирать специалистов в юридическую службу?
Прежде всего нужно понять, кого принимать на работу и на что обращать внимание. Для проверки знаний и практических навыков претендентов на должность вам понадобится помощь профессионального рекрутера или юриста. При этом вопросы, которые он будет задавать на собеседовании, должны быть вам разъяснены.
Мы рекомендуем задавать вопросы о видах исковых заявлений и сроках их подачи, об адресе суда, о действиях при проведении проверки, размерах штрафов по делам об административных правонарушениях и т.п. Также пусть претендент на должность расскажет, как учился и чем интересуется. Вы должны определить уровень знаний и кругозор человека. Обязательно выясните, выступал ли он публично. Если у кандидата нет такого навыка, он не сможет представлять ваши интересы в суде и перед иными государственными органами.
Имейте в виду: если претенденту прежде приходилось подавать много исков или работать с большим объемом документов, это еще не значит, что он профессионал. Количество не всегда равняется качеству. Вы должны понимать, что юрист призван решать стратегические и тактические правовые вопросы. Такой специалист, как снайпер, должен попадать в цель с первого раза, его действия должны быть аналогом точного выстрела: он собирает данные, оценивает обстановку и в нужный момент подает иск, чтобы выиграть дело. Иными словами, важно не количество составленных документов, а то, насколько эффективна и продуктивна деятельность юриста, как быстро она позволяет достичь нужного результата.
Оцените диплом претендента. Мы советуем отдавать предпочтение кандидатам, которые получили высшее образование в государственных вузах, так как их больше контролируют и у их выпускников похожая подготовка. Определите средний балл – он должен быть не ниже 4. Если средний балл ниже, можно обратить внимание на отметки по специальным предметам. Например, если вы владелец маленькой пилорамы, то вас должно заинтересовать знание претендентом таких предметов, как гражданское, трудовое и экологическое право. Знать на отлично уголовно-исполнительное право или криминалистику ему необязательно. В целом, на наш взгляд, принимать на работу лучше специалистов с гражданско-правовой или государственно-правовой специализацией. При этом можно присмотреться и к кандидату с уголовно-правовой специализацией, тем более если он некоторое время работал в системе правоохранительных органов: въедливость, скрупулезность и умение вести расследование всегда пригождаются.
Можно ли брать выпускников без опыта работы? Можно. И тут будет важно наличие у претендента аналитического склада ума и широкого кругозора, полученных знаний и навыков. С осторожностью следует рассматривать кандидатуры людей, которые долго не работали, либо работали, но не по специальности, либо учились заочно, работая по другой специальности.
При приеме сотрудника на работу с испытательным сроком рекомендуем на данный период оформить договор ГПХ. Это позволит сэкономить на уплате обязательных взносов в государственные фонды и сократить процедуру оформления документов. Если специалист не пройдет проверку, вам будет легче расторгнуть договор ГПХ, нежели трудовой. Полагаем, месяц будет оптимальным сроком для проверки профессиональной подготовки работника.
А может, перейти на аутсорсинг?
Ответ на этот вопрос зависит от ваших предпочтений. Отметим только, что плюсами аутсорсинга являются: экономия денег, времени на оформление правоотношений, исключение проверок трудовой инспекции в случае конфликтов. Все это сыграет на руку руководителям малого и среднего бизнеса.
Обязательным условием договора аутсорсинга должно быть оказание вам услуг на вашем же предприятии, так как невозможность оперативно связаться с юристом может обернуться большими штрафами. При заключении договора с юридической фирмой почитайте отзывы о ней и ознакомьтесь с рекомендательными, благодарственными письмами и характеристиками; выясните, какова выручка компании, на каких клиентов она ориентирована, давно ли на рынке и как планирует себя позиционировать дальше; вела ли она громкие дела и какими были результаты. Внимательно изучите коммерческое предложение. Узнайте об образовании исполнителей, задайте вопросы об их кругозоре, знаниях и навыках.
Обратите внимание на договор обслуживания. Он не должен казаться вам слишком простым – в этом случае важные понятия и условия скорее будут сильно размыты, что не позволит уловить их смысл. Договор не должен быть и чересчур подробным и объемным – чрезмерная детализация может вас запутать. Оптимальный вариант, когда договор написан простым языком, но при этом не слишком детализирован. Особое внимание необходимо уделить следующим разделам договора: предмет, цена, порядок оплаты, права и обязанности сторон, их ответственность. Чтобы исполнитель вдруг не исчез, в договор нужно включить такие разделы, как антикоррупционная оговорка, заверения и гарантии.
Как определить объем работы юридической службы?
До образования юридической службы необходимо оценить будущие объемы ее работы исходя из документооборота компании. В некоторых организациях все документы проходят через юристов, в других юристам передают только те документы, которые касаются правовых вопросов. В идеале юридическая служба должна проверять каждый документ на соответствие его требованиям законодательства, но при таком подходе юристы не будут успевать решать важные правовые вопросы, потому тут необходимо найти баланс. Для экономии времени можно работать по такой схеме: юристы разрабатывают шаблоны документов и ответов на часто повторяющиеся вопросы, запросы и обращения, а в дальнейшем подготовкой аналогичных документов и ответов занимается секретарь или работник, ответственный за решение конкретных вопросов.
Сколько человек должно быть в юридической службе?
Для решения вопроса о необходимом количестве юристов в компании нужно учитывать те направления деятельности юридической службы, о которых речь шла выше: внутренняя юридическая деятельность (отстаивание интересов компании при проведении проверок, подготовка претензий, ведение судебных и исполнительных дел, регистрации изменений компании, консультирование ее работников и руководителей, ведение договорной работы и т.п.); внешняя деятельность юридической службы (проверка локальных нормативных актов на соответствие законодательству и т.п.), стратегическая, тактическая деятельность (общие задачи: планирование внешней и внутренней деятельности юридической службы, аккумуляция опыта, внедрение и оптимизация юридических механизмов для совершенствования деятельности компании; а также специфические задачи: решение вопросов о том, использование каких методов не будет нарушением закона в части работы с конкурентами, какие нюансы учесть при приобретении активов других компаний и т.п.).
Для небольшого бизнеса достаточно двух юристов. Один занимается внутренней деятельностью, другой – внешней, а оба они осуществляют стратегическую, тактическую деятельность по своим направлениям.
Если компания совсем маленькая, можно взять одного человека. Но чтобы юрист всё успевал, необходима будет постоянная оптимизация работы. Например, юрист ответил на претензию – шаблон сразу отдайте другим специалистам, разработал договор – основные его положения пусть специалисты сами вставляют в будущие договоры и т.д. Не загружайте человека лишней работой, лучше перенаправьте его на решение действительно важных правовых вопросов.
Откуда берется недопонимание между юристами и руководителями компаний?
Залогом успешной работы юридической службы являются постоянное планирование, соблюдение графика работы и регулярное представление отчетности. Контролировать ее деятельность должен руководитель бизнеса или его заместитель (в случае аутсорсинга контрольная функция переходит к руководителю организации, оказывающей услуги).
В ходе такого контроля у руководителя могут появиться вопросы, которые нередко становятся причиной недопонимания между ним и юристами:
Ниже мы дадим ответы на эти распространенные вопросы.
Почему юристы так долго решают проблемы компании?
Ответ на этот вопрос вы найдете в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Два месяца отводится на рассмотрение дела в суде первой инстанции, столько же – в судах апелляционной и надзорной инстанций. Причем срок этот нередко увеличивается из-за сложности дела. Гражданское дело может рассматриваться до полугода в суде первой инстанции, не говоря уже об обжаловании. Затем нужно дождаться вступления судебного решения в силу. Немало времени может уйти на получение исполнительных документов и работу по ним с ФССП.
А теперь представьте: у вашего юриста 10 или 20 производств, и ему нужно выработать правовую позицию по каждому делу, подготовить десятки документов, опросить свидетелей в суде и т.д. В это время ему передали несколько локальных нормативных актов организации на проверку. Нельзя забывать и о каждодневной договорной работе, проверках государственных органов, которым необходимо предоставить информацию и документы. Даже при таком небольшом объеме работы юрист всегда будет «завален» ею.
Как же понять, действительно ли человек не справляется или просто работы очень много? Требуйте пояснений у юриста: чем он сейчас занят, насколько это важно и сколько времени уйдет на решение конкретных вопросов. Попробуйте разобраться, отделяет ли человек важные и срочные дела от второстепенных, как он распределяет свое время. Например, если юрист вместо составления ответа на жалобу клиента или требование госоргана пишет по своей инициативе информационное письмо о действии законов во времени для руководителя, тогда проблема в человеке. Но если у юриста завтра проверка, потом заседание в суде и подача документов на регистрационные действия, и он отказывается срочно проверить договор, который должен быть заключен через четыре дня, то тут специалист все делает верно. Выходит, у него просто много работы.
Почему не все правовые вопросы решаются в пользу компании?
Решение всех вопросов в пользу компании в принципе невозможно. Например, представьте, что организация вовремя не подала иск, и при этом отсутствуют основания для восстановления срока его подачи, либо она своевременно не уплатила налог, не отправила отчет. Юридической службы у компании нет, и она обратилась за помощью к стороннему юристу. Он взялся решить вопрос и не смог. Но ведь виноват не юрист, а организация. Тут ей не поможет даже такой специалист, как персонаж фильма «Линкольн для адвоката» Микки Холлер. Бывают ситуации, когда уже ничего не поделать. Юридическая служба как раз для того и нужна, чтобы не допустить таких случаев. Ну а если юридическая служба в организации есть? Возможно, и тут виноваты не юристы. Скажем, им попросту могли слишком поздно передать документы из другого отдела.
Кроме того, всегда учитывайте, в чем именно выражается проигрыш вашей организации. Так, несколько лет назад я представлял интересы ответчика Ф. по иску страховой компании к нему в связи с его виновностью в ДТП. Согласно статистике, 99% таких дел являются проигрышными. Суд окажется на стороне ответчика, только если дорожное полотно было непригодно для езды (ямы и ухабы зафиксированы в схеме ДТП и т.п.). Но тогда все же удалось уменьшить сумму исковых требований с 400 тыс. до 40 тыс. руб. Можно ли говорить о победе страховой компании, если сумма была уменьшена в 10 раз? Бывают ситуации, когда юридическая служба поможет лишь уменьшить размер штрафа, и это уже отличный результат.
Почему конфликтуют юристы и специалисты других отделов?
Подобные конфликты случаются по разным причинам. Специалист отказывается передавать договоры юристу, потому что он ему просто не нравится. У юриста не было времени на то, чтобы попросить документ, и он взял его без спроса. Специалист считает, что юрист придерживается неверной позиции по конкретному правовому вопросу или усложняет дело, причем сам он не имеет юридического образования. Такие конфликты нужно урегулировать сразу. Для этого необходимо все выяснить и провести разъяснительную беседу с зачинщиком. Если разговор не подействует, придется задуматься о поиске нового сотрудника. А чтобы минимизировать вероятность возникновения споров, мы рекомендуем наладить крепкую связь между специалистами разных отделов, которая позволит им максимально быстро обмениваться информацией.
Как определить, является ли ваш юрист хорошим специалистом?
Если юридическая служба в вашей компании только начинает работать, рекомендуем обратить внимание на то, имеются ли график и план работы у юриста, как он ее организует и распределяет свое время. Всерьез задуматься о пользе специалиста для предприятия нужно в том случае, если: график работы он не составил; на компьютере и даже на столе беспорядок, а потому он не может быстро найти нужный документ; он путается в юридических терминах и допускает в документах ошибки. Без самодисциплины юриста и порядка во всем вы получите лишь имитацию бурной деятельности. Представьте, если нагрянет проверка, а юрист из-за бардака не может оперативно во всем разобраться или его вовсе нет на месте, но вам срочно нужно распечатать документ или просмотреть информацию по делу, – провал обеспечен. Именно из-за беспорядка человек часто ничего не успевает или совершает ошибки, что ставит предприятие в крайне опасное положение.
Если юридическая служба в вашей организации уже работает какое-то время, после первичной оценки указанных выше нюансов попробуйте понять, справляется ли специалист со своей работой. Как это проверить?
Обратите внимание на то, допускает ли юрист при составлении документов ошибки и какие. Отметим, что они неизбежны в любой деятельности, и юридическая не является исключением. Мы предлагаем делить ошибки на технические и правовые. Если первые не навредят предприятию, то вторые могут усугубить положение дела и привести к убыткам. К техническим ошибкам можно отнести орфографические, пунктуационные и т.п. Правовыми ошибками будут: ошибки, искажающие факты (написание не тех имен, фамилий и дат, неверное описание обстоятельств), логические ошибки, ошибки при указании законов и статей, ошибки в правовой квалификации событий, направление документа не по адресу назначения и т.п. Технические ошибки юристов можно не принимать во внимание. Даже государственные органы всегда с пониманием относятся к ним. А вот правовые ошибки опасны. Если юрист их регулярно допускает, нужно присмотреться к его работе.
Определите, сколько было проверок за год. Проверьте, стало ли больше жалоб к вам и как велась претензионная работа. Если вы оцениваете работу по дебиторской задолженности, подсчитайте, сколько возвращено денежных средств за год по сравнению с предыдущим, как контрагенты стали исполнять обязательства по договорам. Если проверок на вашем предприятии не было, на вас не пишут жалобы, контрагенты исполняют принятые на себя обязательства, а по вашим претензиям денег возвращено больше, чем в прошлом году, значит, юридическая служба работает как надо. Тут важно исходить из того, сколько проблем удалось решить и избежать, повысился ли общий уровень правовой безопасности благодаря юридической службе.
Ну и, наконец, подведем итоги: так для чего нужна юридическая служба? Основная роль ее заключается в предупреждении рисков и обеспечении правовой защиты бизнеса. При наличии юридической службы в организации вы сможете заниматься своей деятельностью, не отвлекаясь на решение правовых вопросов.