что нужно знать в результате изучения тсп
О предмете и задачах учебной дисциплины «Тактико-специальная подготовка»
Педагогические науки
Похожие материалы
Дисциплина «Тактико-специальная подготовка» (далее – «ТСП») в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации представлена как обособленная учебная дисциплина и выступает в качестве одной из главных составляющих профессионального мастерства сотрудника ОВД [1, с. 83].
Предмет упомянутой дисциплины включает в себя теоретическую подготовку личного состава органов внутренних дел по применению нормативно-правовых актов, которые регламентируют:
Главной целью дисциплины «ТСП» является формирование готовности будущего специалиста к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, пресечению и предупреждению различного рода противоправных деяний, силовой защите законодательных установлений.
При изучении дисциплины у курсантов и слушателей должны сформироваться высокие морально-боевые качества и развиться тактическое мышление. Они обязаны приобрести устойчивые навыки выполнения функциональных обязанностей командиров подразделений, действуя при этом самостоятельно, с разумной инициативой и творческим подходом. Быть способными решать служебные задачи при любых условиях и обстоятельствах.
ТСП наиболее полно обеспечивает комплексное обучение сотрудников ОВД умелым и слаженным действиям при выполнении оперативно-служебных задач в условиях, максимально приближенных к действительности, где вырабатываются высокое профессиональное мастерство, морально-психологическая устойчивость, физическая закалка и выносливость [2, с. 46].
Практическую деятельность ОВД, связанную с обеспечением общественной безопасности при чрезвычайной обстановке, принято называть специальной деятельностью. Именно теория и практика специальной деятельности органов внутренних дел ии являются предметом ТСП.
Целью ТСП является обучение личного состава органов внутренних дел эффективным действиям при выполнении оперативно-служебных задач в особых условиях [4, с. 8].
В соответствии с действующим законодательством, задачи ОВД в условиях чрезвычайной обстановки заключаются в следующем:
В следствие прикладного характера понятия «специальная деятельность», цель ТСП может быть достигнута лишь посредством эффективного взаимодействия ее структурных элементов, к которым относятся:
Специальная топография рассматривает вопросы использования графических документов в оперативно-служебной деятельности ОВД (чтение топографических карт, составление служебно-графических документов, осуществление различных измерений и ориентирование на местности и по карте).
Деятельность ОВД при чрезвычайных ситуациях состоит в применении теоретических знаний и практических действиях во время техногенных и природных катастроф (например, при прогнозировании и оценке химической и радиационной обстановки на обслуживаемой территории, использовании средств коллективной и индивидуальной защиты).
Специальная тактика изучает способы и приемы действий отдельных сотрудников и специально создаваемых групп, а также управление ими в особых условиях.
Общая часть представляет собой основу специальной тактики и состоит из целого ряда общих и частных теорий, а также определяет тенденции развития и общее место специальной тактики в системе научного знания. Традиционно к ней относятся основы тактики действий сил ОВД, которые привлекаются для специальной деятельности, а также теория их организации и управления ими при выполнении специальных задач.
На базе общей теории разрабатывают методы специальной деятельности ОВД по конкретным видам и направлениям. Они классифицируются по характеру и содержанию, общим признакам и группируются в соответствующие системы, которые образуют разделы особенной части специальной тактики, в частности:
Таким образом, ТСП представляет собой комплексную научную дисциплину, которая имеет четкую структуру взаимосвязанных компонентов (учебных дисциплин), предназначенных для решения общей задачи.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Задачи дисциплины:
— подготовить специалиста-выпускника для органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с квалификационной характеристикой;
— обучить слушателей умелым действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных задач в особых условиях;
— вырабатывать постоянную готовность к решительным и умелым действиям по пресечению противоправных проявлений, с использованием физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
— овладевать тактикой действий сотрудников органов внутренних дел в составе групп оперативно-служебного применения при чрезвычайных обстоятельствах;
— формировать высокую психологическую устойчивость обучаемых, развивать у них бдительность, наблюдательность, память, мышление и другие профессионально-психологические качества необходимые для решения оперативно-служебных задач в экстремальных условиях;
— обучать слушателей приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в различных условиях оперативной обстановки.
Учебная дисциплина основывается на требованиях нормативно-правовых актов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, положений и рекомендаций науки, передовой практики деятельности ОВД, внутренних войск МВД России и специальных подразделений других федеральных ведомств по обеспечению общественного порядка и безопасности в особых условиях.
Во взаимодействии сдругими дисциплинами тактико-специальная подготовка реализует выполнение требований государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников высших учебных заведений МВД России.
Структурно дисциплина состоит из четырех взаимосвязанных разделов:
1. Топографическая подготовка сотрудников ОВД.
2. Действия сотрудников ОВД в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
3. Тактическая подготовка сотрудников ОВД.
4. Деятельность органов внутренних дел в особых условиях.
Тактико-специальная подготовка тесно связана с другими дисциплинами, которые изучаются в образовательных учреждениях МВД России:
— оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел по вопросам организации и проведения оперативно-розыскных и разведывательных мероприятий в специальных операциях;
— административное право и административная деятельность ОВД по вопросам организационного построения и правовой основы деятельности ОВД по обеспечению особых административно-правовых режимов;
— криминалистика, специальная техника по вопросам проведения следственных действий, осмотра места происшествия, составления графических служебных документов, использования технических средств;
— уголовное право по вопросам уголовно-правовой характеристики преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, основ конституционного строя и безопасности государства;
— теория государства и права по вопросам соблюдения законности при выполнении оперативно-служебных задач;
— психология по вопросам обеспечения переговорного процесса с правонарушителями и морально-психологического обеспечения группировки сил и средств, привлекаемой к проведению специальной операции.
В результате изучения дисциплины выпускники должны:
знать:
— основы правового и организационного регулирования деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, при чрезвычайном положении и в военное время;
— структуру, состав и задачи органов внутренних дел МВД России, тактические основы их применения в особых условиях;
— тактико-технические характеристики, нормативно-правовые основы и способы применения вооружения, специальных средств, средств
— индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, используемых подразделениями органов внутренних дел;
— тактику действий сотрудников органов внутренних дел в составе служебных нарядов и групп оперативно-служебного применения при проведении специальных операций;
— основы планирования специальных операций и управления подразделениями ОВД при их проведении;
— основы разработки, оформления и ведения служебных документов;
— классификацию и характеристику чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, причины возникновения и возможные последствия;
— методику расчета сил и средств ОВД при выполнении оперативно-служебных задач в различных условиях оперативной обстановки;
— задачи ОВД в системе гражданской обороны и в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные способы их выполнения;
— основы действий сотрудников органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельствах (обнаружение взрывоопасных устройств, захват заложников, вооруженное нападение на объекты, массовые беспорядки и др.);
— основы топографической подготовки сотрудников органов внутренних дел;
— основные принципы организации и ведения радиационного и химического наблюдения в органах внутренних дел при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера и в военное время;
— методику оценки обстановки в очагах (зонах) поражения (заражения).
уметь :
— решать служебные задачи индивидуально и в составе подразделений (нарядов, групп) оперативно-служебного применения;
— уяснять полученную задачу, оценивать оперативную обстановку, проводить расчет сил и средств, принимать целесообразные решения, ставить задачи подчиненным, организовывать взаимодействие, обеспечение и управление;
— читать топографическую карту, производить измерения по ней, ориентироваться на местности с картой и без неё, составлять служебные графические документы и пользоваться ими;
— обеспечивать безопасность граждан, личную, подчиненного личного состава.
владеть навыками :
— определения координат объектов по топографической карте;
— чтения топографических карт;
— использования и применения специальных средств при выполнении оперативно-служебных задач;
— организации и руководства службой нарядов и групп оперативно-служебного применения в качестве старшего наряда (группы).
иметь представление :
— об организации, назначении, задачах подразделений ОВД специального назначения, атакже частей и подразделений внутренних войск МВД России;
— об основах действий ОВД при введении и поддержании режима военного и чрезвычайного положения;
— об основах работы руководителя ОВД (старшего оперативного начальника) по организации действий ОВД при возникновении чрезвычайных обстоятельств;
— о принципах построения и ведения территориальной обороны;
— об основах борьбы с незаконными вооруженными формированиями (бандформированиями), диверсионно-разведывательными группами.
Основными ориентирами при самостоятельной подготовке слушателей является рабочая учебная программа и планы семинарских, практических занятий по дисциплине «Тактико-специальная подготовка». Они помогут слушателям правильно сориентироваться в структуре дисциплины, увидеть последовательность и объем изучаемого материала.
Методические рекомендации для самостоятельной работы слушателей рассчитаны на оказание помощи обучающимся при самостоятельной подготовке.
Прежде всего, следует читать то, что рекомендуется перечнем основной и дополнительной литературы и преподавателем. Приступая к самостоятельной творческой работе, слушатель должен проявить инициативу в отыскании литературных источников.
Работа с источниками, в конечном счете, должна привести к выработке умения самостоятельно размышлять о предмете изучения, о прочитанном материале, которое должно проявляться в следующем:
— ясном и отчетливом осмыслении основных понятий и суждений, содержащихся в источнике, в анализе доказательств, подтверждающих истинность тех или иных положений;
— понимании целесообразности и уместности приводимых в источниках примеров, иллюстраций, поясняющих доказательства и выводы автора;
— обособлении основных положений от дополнительных, второстепенных сведений;
— способности критически разобраться в содержании источника, определить свое отношение к нему, в целом, дать общую оценку и характеристику.
В заданиях для самостоятельной подготовки вы найдете задания и основные понятия, относящиеся к теме.
Положительный результат, может быть, достигнут только при условии комплексного использования различных учебно-методических средств, приемов и систематического, целеустремленного и упорного труда по овладению необходимыми знаниями.
Непременными условиями успешного усвоения учебного материала является глубокая проработка обучающимися рекомендованных к изучению нормативных актов, учебной и научной литературы, а также постоянное взаимодействие с преподавателями кафедры для своевременного разрешения возникающих вопросов, в том числе и в часы, отведенные для консультаций.
ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
ТСП имеет основную цель – выработать у каждого солдата и подразделения в целом практические навыки, умения и качества, необходимые для успешного решения задач РХБ защиты.
Она содержит только принципиальные, наиболее важные положения и правила организации и действия подразделений, вырабатывает новые тактические приемы и способы действий войск РХБ защиты, пользуясь которыми командиры принимают самостоятельные решения, соответствующие конкретным условиям обстановки.
Главной задачей ТСП является совершенствование полевой выучки подразделений войск РХБ защиты. Важное значение приобретает обеспечение взаимозаменяемости и слаженности действий подразделений в целом, так как выполнение задач войсками РХБ защиты основано на использовании группового вооружения и военной техники.
совершенствование умений и практических навыков младших командиров в принятии обоснованных решений, четкой постановке боевых задач;
выработка и совершенствование навыков и умений командира в организации, обеспечении боевых действий и непрерывном управлении подразделением при выполнении задач по предназначению;
подготовка подразделения к ведению согласованных, умелых, решительных и слаженных действий в современном общевойсковом бою в любых условиях обстановки;
формирование у личного состава высоких морально-боевых, психологических, физических качеств, сознательной воинской дисциплины и соединение их с профессиональными навыками и умениями.
Повышение уровня полевой выучки достигается качественным проведением различных учебных мероприятий – тренировок, занятий, учений.
Все занятия по ТСП сводятся к тому, чтобы научить:
командира отделения– вести наблюдение за противником и организовать бой на местности;
– умело управлять отделением (расчетом) и настойчиво добиваться выполнения поставленной задачи;
– быстро принимать команды (сигналы) командира взвода (роты) и четко ставить задачи личному составу;
– знать обязанности командира отделения (расчета) и при необходимости заменять его;
Структура и содержание разделов тактико-специальной подготовки.
Введение в дисциплину. Предмет, задачи и структура учебной дисциплины».
Учебные вопросы:
1. Место тактико-специальной подготовки в системе подготовки сотрудников.
2. Структура и содержание разделов тактико-специальной подготовки.
3. Задачи тактико-специальной подготовки как учебной дисциплины.
Литература:
2. Методическое пособие МЮ РФ. ГУИН. «Методика планирования, подготовки и действий сил и средств УИС при чрезвычайных обстоятельствах». М., 2001 г.
3. Калашников А.В. «Тактико-специальная подготовка». (Секретно). Учебник. Москва. Высшая школа 1989г.
4. «Специальная тактика». Учебное пособие. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказания. 2006г.
5. «Методические указания по организации обучения работников уголовно-исполнительной системы, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в области гражданской обороны». Москва 2007г.
Место тактико-специальной подготовки в системе подготовки сотрудников.
Всемерное развитие демократии не исключает, а, наоборот, выдвигает на первый план дельнейшее совершенствование, как всей системы государственного управления, так и отдельных ее звеньев и инструментов. При возникновении экстремальных ситуаций, когда требуется максимальная мобильность всех звеньев общества, а фактор сознательности действий частично утрачивает свое первостепенное значение, уступая фактору эмоциональности, неизмеримо вырастает роль такого инструмента государственного управления, как правоохранительные органы.
Свои функции правоохранительные органы выполняют как в обычных, повседневных условиях, так и при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с задержанием вооруженных преступников, предупреждением, пресечением и ликвидацией групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков в населенных пунктах и местах лишения свободы, ликвидацией последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий и катастроф. Кроме того, на правоохранительные органы возложены большие и ответственные задачи по обеспечению общественного порядка при осуществлении мероприятий гражданской обороны в мирное время, в период общей готовности и в военное время.
Способность правоохранительных органов успешно выполнять возложенные на них важные государственные задачи в экстремальных ситуациях определяется состоянием системы управления, реальностью планирования, всесторонней обеспеченностью и, что является решающим фактором, высокой профессиональной подготовкой всех категорий сотрудников.
Между тем практика показывает, что работники правоохранительных органов в таких ситуациях нередко оказываются недостаточно подготовленными, в их действиях отсутствуют четкость, слаженность и оперативность.
Допускаются серьезные просчеты в расстановке сил и средств, в организации управления нарядами и поддержании с ними связи, в материально-техническом обеспечении, не уделяется должного внимания защите личного состава. Все это, в конечном счете, ведет к отрицательным последствиям при проведении специальных операций.
Тактико-специальная подготовка является составной частью общей профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и включает в себя комплекс учебных дисциплин, цель которых — обучение личного состава умелым действиям в экстремальных ситуациях, заблаговременная подготовка руководящего и начальствующего состава к выполнению служебно-боевых задач в условиях чрезвычайных обстоятельств мирного и военного времени.
Тактико-специальная подготовка представляет собой составную часть отрасли специальных знаний науки управления в сфере правопорядка, изучающей проблемы служебно-боевой деятельности правоохранительных органов, разрабатывающей специфические вопросы применения сил и средств, при чрезвычайных обстоятельствах и в военное время.
Основными задачами тактико-специальной подготовки являются:
• формирование у сотрудников высоких моральных, волевых качеств, необходимых им при выполнении служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях;
• выработка у сотрудников системного подхода к принятию решений на выполнение поставленных задач в любых условиях обстановки;
• развитие у сотрудников теоретических знаний и практических навыков в организации и управлении действий элементов боевого порядка в специальной операции;
• привитие сотрудникам навыков штабной культуры при оформлении рабочей карты (плана) и других документов управления и работе с ними.
Предметом тактико-специальной подготовки являются теория и практика подготовки и осуществления служебно-боевых действий войсковыми силами в экстремальных ситуациях.
Теория тактико-специальной подготовки исследует содержание и характер экстремальных ситуаций, причины их возникновения и условия, им благоприятствующие; раскрывает закономерности и принципы действий сил и средств правоохранительных органов в этих условиях; изучает возможности войсковых сил по ликвидации чрезвычайных обстоятельств и их последствий; разрабатывает способы подготовки и ведения служебно-боевых действий создаваемыми группировками войсковых сил правоохранительных органов.
Теоретические положения тактико-специальной подготовки находят свое отражение в уставах, приказах, наставлениях, учебниках и учебных пособиях, теоретических трудах.
Практический аспект тактико-специальной подготовки охватывает деятельность руководителей всех уровней, подразделений и формирований, всего личного состава по подготовке и непосредственному ведению служебно-боевых действий в экстремальных ситуациях. Он включает сбор и изучение данных обстановки, принятие решения и доведение задач до подчиненных, планирование мероприятий, подготовку подразделений и обучение всех категорий сотрудников, всестороннее обеспечение действий сил и средств в ходе выполнения служебно-боевых задач, организацию взаимодействия всех элементов создаваемой группировки сил, непосредственное управление силами и средствами.
Роль тактико-специальной подготовки в современных условиях, как показывает опыт их действий в экстремальных условиях, возникающих в течение только последних пятнадцати лет, чрезвычайно велика. Это обусловлено тем, что последствия любых чрезвычайных происшествий, будь то стихийное бедствие, крупная производственная авария, транспортная катастрофа или групповое антиобщественное проявление, будут успешно и с минимально возможными потерями преодолены лишь при условии умелых, хорошо организованных действий сил, обеспечивающих общественный порядок, безопасность движения, установленный режим в зоне чрезвычайного происшествия. Поэтому тактико-специальная подготовка является важнейшей частью специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов.
Структура и содержание разделов тактико-специальной подготовки.
Как уже указывалось выше, тактико-специальная подготовка представляет собой комплекс учебных дисциплин. Она включает: специальную тактику, военную топографию, защиту населения и территорий при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Специальная тактика является продуктом творческого осмысления и переработки общевойсковой тактики и сочетания ее с элементами оперативной, служебной, режимной, административной и других видов деятельности.
Процесс обучения специальной тактике включает в себя проведение командно-штабных учений и групповых упражнений на топографических картах и планах, практические занятия и тренировки на местности. Основное количество учебного времени отводится практическим занятиям, в ходе которых в условиях, максимально приближенных к реальным, практически отрабатываются войсковые действия как отдельных элементов группировки сил в специальной операции, так м вся операция.
Защита населения и территорий при ЧС мирного и военного времени рассматривает три основных аспекта, имеющих непосредственное отношение к специальной тактике:
— организация защиты личного состава и обеспечение устойчивого функционирования подразделений и учреждений в экстремальных ситуациях;
— решение задач по обеспечению мероприятий гражданской обороны, возлагаемых на правоохранительные органы в военное время, при стихийных бедствиях, производственных авариях и транспортных катастрофах.
Использование топографии в правоохранительных органах предусматривает в первую очередь изучение элементов местности с целью учета их влияния на действия сторон при проведении специальных операций, а также изучение топографических карт и планов, как основных графических документов, обеспечивающих научно обоснованное планирование и надежное управление войсковыми силами.
Система тактико-специальной подготовки, построенная на сочетании
специальной тактики, гражданской обороны, военной топографии, позволяет в
совершенстве изучить вопросы управления, всестороннего обеспечения действий войсковых сил в экстремальных ситуациях и выработать практические
рекомендации по их решению.
К основным принципам, на которых базируется тактико-специальная
подготовка, относятся:
— целенаправленность, заключающаяся в сосредоточении основных усилии на достижении главной цели — подготовке подразделений и всего личного состава к действиям в условиях экстремальных ситуаций;
— плановость на всех этапах полготовки и проведения специальных операций войсковыми силами;
— строгое соблюдение законности;
— принцип единоначалия, основанный на четком распределении ответственности и предоставлении соответствующих прав руководителям, возглавляющим войсковые силы.
Широта диапазона экстремальных ситуаций требует
дифференцированного подхода к организации и проведению войсковых,
оперативных, режимных и других действий, их умелого сочетания. Суть тактико-специальной подготовки руководителя заключается в умении создать
группировку сил, наиболее оптимальную для каждой конкретной ситуации,
применять виды и способы войсковых действий, соответствующие характеру
складывающейся обстановки, в организации четкого взаимодействия
участвующих в операции сил по задачам, месту и времени; в создании
тактического превосходства на основном направлении путем своевременного
совершения маневра силами и средствами.
Являясь составной частью общей профессиональной подготовки сотрудников, тактико-специальная подготовка тесно связана со многими науками общеобразовательного и отраслевого характера. Связь тактико-специальной подготовки с правовыми юридическими дисциплинами основывается на строжайшем соблюдении принципов законности на всех этапах разработки, организации и проведения специальных операций с участием войсковых сил.
Организация войсковых действий в экстремальных ситуациях основывается на теоретических положениях и практических рекомендациях науки управления.
Практический аспект тактико-специальной подготовки тесно связан с военной наукой, используя многие методы и приемы общевойсковой тактики при организации и проведении специальной операции.
Вместе с тем специальная тактика отличается от общевойсковой особенностями, которые состоят в целях действий, специфическом составе сил и средств, характере взаимодействия с государственными органами и общественными организациями, а также в способах достижения целей и использования сил, привлекаемых к специальным операциям и обеспечению охраны общественного порядка в условиях сложной оперативной обстановки. Эти особенности и выражены словом «специальная».
Немаловажное влияние на практическую сторону тактико-специальной подготовки оказывают специальные юридические дисциплины: оперативно-розыскная деятельность, криминалистика, административная деятельность.
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 2974 ; Мы поможем в написании вашей работы!