что нужно знать в биологии для поступления в медицинский колледж
Как поступить в медицинский колледж
Обновлено: 17 Февраля 2021
Многие выпускники школ хотят быть врачами, но поступить в медицинский вуз не так просто из-за высокой конкуренции и небольшого количества бюджетных мест. Поэтому рациональным решением станет поступление в медицинский техникум или медколледж. Среднее учебное заведение поможет получить представление о будущей профессии и упростит поступление в вуз.
Какие специальности можно получить
Перед поступлением нужно выбрать направление. От него зависит список дисциплин и итоговая квалификация в дипломе.
Полный перечень содержится в классификаторе специальностей СПО в разделе «Здравоохранение»:
Правила приема
Чтобы поступить в колледж, необходимо хорошо сдать экзамены и получить высокий средний балл аттестата.
Помимо этого, абитуриенты в обязательном порядке должны пройти собеседование и психологическое тестирование.
Ряд категорий поступающих идут вне конкурса: сироты, инвалиды І группы и их дети, инвалиды группы ІІ, военнослужащие и участники боевых действий.
Необходимые документы
Для поступления понадобятся следующие документы:
Вступительные экзамены
Перечень вступительных экзаменов зависит от направления.
При поступлении на специальности «акушерское дело», «лечебное дело», «профилактическая стоматология», «сестринское дело» и «медицинский массаж» учитываются результаты экзаменов по русскому языку и биологии. На «фармацию» сдаются русский язык и химия.
Кроме того, для поступления на некоторые специальности нужно сдавать сразу 3 экзамена. Так, для «лабораторной диагностики» потребуются русский, биология и химия. Для «ортопедической стоматологии» — русский, химия и физика, для «медицинской оптики» — русский, биология и математика.
Если на одно бюджетное место претендуют несколько выпускников с одинаковыми баллами по экзаменам, то учитывают средний балл аттестата. Если и этот показатель будет совпадать, то приемная комиссия проанализирует оценки по профильным предметам.
Еще одно обязательное условие поступления помимо экзаменов — прохождение психологического теста. Также ссузы имеют право устанавливать дополнительные испытания.
Проходной балл
Проходной балл зависит от рейтинга учебного заведения и числа бюджетных мест. Обычно на сайтах колледжей размещают информацию о конкурсе прошлых лет и сообщают количество поданных заявлений на одно место.
Чем престижнее заведение, тем выше конкуренция. В наиболее известных колледжах Москвы в 2019 году проходной балл составлял 4,7. Абитуриенты, поступившие на специальность, сдали вступительные экзамены на пятерки и имели средний балл аттестата не ниже 4,5.
Как поступить
После 9 класса
Поступление после окончания 9 класса — хорошая идея для тех, кто хочет окунуться в профессию и подготовиться к поступлению в медицинский вуз. Также за время учебы можно проверить, действительно ли подходит избранная профессия. Срок обучения в колледже для выпускников 9 класса, как правило, составляет 3 года. Зачисление проходит на основании результатов сдачи ГИА.
После 9 класса можно поступать на все направления, кроме «лечебного» и «акушерского дела», «ортопедической стоматологии». Эти направления подразумевают наличие полного среднего образования, поэтому подать заявление можно только после 11 класса.
После 11 класса
Срок обучения после 11 класса составляет всего 2 года, поступать можно на любую специальность. Зачисление проходит с учетом результатов ЕГЭ и вступительных испытаний.
Для поступления потребуются:
Руководство большинства колледжей проводит дополнительные вступительные испытания.
С высшим образованием
Если у вас уже есть высшее образование, то вы можете поступить в колледж на бюджет, предоставив диплом. Ранее пройденные в институте общеобразовательные предметы будут зачтены автоматом.
Продолжительность обучения
Длительность тоже зависит от специальности. После 9 класса студенты учатся 3 года 10 месяцев, это базовый курс. После 11 класса обучение займет 2 года 10 месяцев.
Для завершения углубленного курса потребуется больше времени. После 9 класса срок составит 4 года 10 месяцев, после 11 — на год меньше.
Льготы для поступления в вузы
Если вы учитесь в колледже, открытом на базе вуза, то в виде льготы получаете автоматическое зачисление на 2 или 3-й курс. Во всех остальных колледжах дальнейшее поступление в медицинский вуз возможно только после сдачи ЕГЭ и вступительного экзамена на обычных условиях. Льготы в таких случаях не предусмотрены.
Заочное обучение
Медицинское образование предполагает приобретение многих умений и знаний. Получить их удаленно едва ли возможно, поэтому в медколледже нельзя учиться заочно. Однако во многих училищах можно выбрать вечернюю или очно-заочную форму обучения.
Надеемся, наша статья помогла определиться с выбором. Подготовиться к экзаменам и поступить в колледж поможет ФениксХелп.
Поступление в медицинский колледж
Учеба в медицинском колледже увеличивает шансы на успешное поступление в медицинский вуз. Эксперты отмечают, что приблизительно 95% выпускников медколледжей становятся студентами мединститутов, причем более половины из них поступает на бюджетные места.
Поступление в медицинский колледж становится возможным после окончания 9-го класса общеобразовательной школы. На базе неполного среднего образования обучение длится три года 10 месяцев, затем учащиеся могут проходить испытания в медицинский вуз на упрощенной основе. Большинство таких колледжей сотрудничает с высшими учебными заведениями медицинского профиля или входит в структуру медицинских вузов.
Подача документов
Прием документов длится до 1 августа. В случае недобора нужного количества учеников срок может быть продлен даже до конца сентября. Понадобится предоставить:
Очень важным моментом при поступлении является достойный результат по ЕГЭ и высокие баллы по профильным дисциплинам: химии и биологии. Для любого колледжа обязателен достаточный уровень знания правил русского языка. На некоторых факультетах требования жестче и может понадобиться знание математики.
Основные специальности
Чтобы знать, как поступить в медицинский колледж, следует определиться с направлением подготовки. Медколледжи реализуют программы обучения следующим специальностям:
Экзамены
Не стоит впадать в крайние степени беспокойства и беспрерывно задаваться вопросом, как поступить в мед колледж. Целесообразнее основательно подготовиться к вступительным испытаниям. Для начала обеспечить себе высокий средний балл школьного аттестата и ликвидировать пробелы в знаниях по русскому языку и биологии. Скорее всего, при поступлении потребуется пройти письменный экзамен по русскому языку и собеседование по биологии. Для некоторых специальностей к биологии может прибавиться собеседование по химии или письменный экзамен по алгебре.
Выпускники 9-х классов учатся в среднем 3 года и 10 месяцев, выпускники 11-х – на один год меньше.
Эффективную помощь в поступлении окажет учеба на подготовительных курсах при избранном колледже. Обычно длительность таких курсов составляет от полугода до года. Если вы выбрали вариант с поступлением по результатам ЕГЭ и ГИА, но не сумели пройти конкурс, не отчаивайтесь. В медколледжах практикуется организация специальных дней, когда все желающие могут сдать вступительные экзамены.
Программа по биологии для поступления в Медицинский колледж ФГОУ ВПО ПГУПС на базе основного общего образования
Программа по биологии для поступления в Медицинский колледж
ФГОУ ВПО ПГУПС на базе основного общего образования
СТЕБЕЛЬ. Понятие о побеге. Почки листовые и цветочные. Их строение и расположение на стебле. Развитие побега из почки. Рост стебля в длину, ветвление стебля. Формирование кроны. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями: кора, древесина, сердцевина. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Значение стебля. Видоизменённые побеги: корневища, клубень, луковица. Их строение.
ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ.
Размножение растений посредством побегов, корней, листьев в природе и растениеводстве
. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.
ЦВЕТОК И ПЛОД, Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка и венчик), тычинки, пестик или пестики. Строение тычинки и пестика. Цветки однополые и обоеполые. Соцветие и их биологическое значение. Перекрёстное опыление насекомыми и ветром. Самоопыление. Оплодотворение. Образование семян и плодов. Значение цветков и плодов, семян в природе и жизни человека.
РАСТЕНИЕ – ЦЕЛОСТНЫЙ ОРГАНИЗМ. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания.
КЛАССИФИКАЦИЯ цветковых растений. Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и их классификация. Элементарные понятия о систематических категориях – вид, род, семейство, класс.
КЛАСС ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ, Семейство крестоцветных, розоцветных, бобовых, паслёновых, сложноцветных.
КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ. Семейство злаковых, семейство лилейных. Отличительные признаки растений основных семейств, их биологические особенности и народно-хозяйственное значение. Типичные культурные и дикорастущие растения этих семейств. Охрана редких видов растений. Красная книга.
ОСНОВНЫЕГРУППЫ РАСТЕНИЙ. Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерии Распространение бактерии в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.
ВОДОРОСЛИ. Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей. Нитчатые водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйстве.
ЛИШАЙНИКИ. Строении е лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайника в природе и хозяйстве.
МХИ. Зелёные мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности его строении я. Образовании е торфа, его значение.
ПАПОРОТНИКООБРАЗНЫЕ. Папоротник. Строение и размножение. Хвощ. Плаун.
ГОЛОСЕМЕННЫЕ. Строение и размножение голосеменных.( на примере сосны и ели).Распространение хвойных, их значение в природе и народном хозяйстве.
ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (цветковые).Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на земле и господство в современной флоре. Влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие растений. Охрана растений. Развитие растительного мира на Земле. Основные этапы исторического развития и усложнения растительного мира на Земле. Создание культурных растений человеком.
РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА. Понятие о растительном сообществе. Взаимосвязи растений, животных, микроорганизмов, неживой при роды в сообществе. Цепи питания. Ярусность надземная и подземная. Сезонные изменения сообщества.
ТИП ХОРДОВЫЕ. Общая характеристика типа. Класс Ланцетники. Ланцетник – низшее хордовое животное. Среда обитания. Внешнее строение. Хорда. Особенности внутреннего строения. Сходство ланцетников с позвоночными и беспозвоночными.
КЛАСС РЫБЫ. Общая характеристика. Речной окунь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Пищеварительная система органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Многообразие рыб. Отряды рыб: акулы, осетровые, сельдеобразные, карпообразные, кистеперые. Хозяйственное значение рыб. Промысел рыб. Прудовое хозяйство. Влияние деятельности человека на численность рыб. Необходимость рационального использования рыбных богатств, их охраны (защита вод от загрязнения и др.).
КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ. Общая характеристика класса. Лягушка. Особенности среды обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Особенности строения внутренних органов и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Многообразие земноводных и их значение. Происхождение земноводных.
КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ. Общая характеристика класса. Прыткая ящерица. Среда обитания. Внешнее строение. Особенности внутреннего строения. Размножение. Регенерация. Многообразие современных пресмыкающихся. Отряд чешуйчатые. Отряд черепахи. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся.
КЛАСС ПТИЦЫ. Общая характеристика. Голубь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Особенности внутреннего строения и процесс жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Сезонные явления в жизни птиц: гнездования, кочевки, перелеты. Происхождение птиц. Приспособленность птиц к различным средам обитания. Птицы парков, садов, лугов, полей. Птицы леса. Хищные птицы. Птицы болот и побережий водоемов. Птицы степей и пустынь. Роль птицы в природе и их значение в жизни человека. Роль заповедников и зоопарков в сохранении редких видов птиц. Привлечение птиц. Птицеводство.
КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. Общая характеристика класса. Домашняя собака. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полости тела. Системы органов. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Отряды млекопитающих. Рукокрылые: летучие мыши. Грызуны. Хищные: собачьи, кошачьи. Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Особенности строения системы жвачных. породы крупного рогатого скота. Кабан. Домашние свиньи. Дикая лошадь. Породы домашних лошадей. Приматы. Роль млекопитающих в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на численность и видовое многообразие млекопитающих, их охрана.
Человек и его здоровье.
Анатомия, физиология и гигиена человека – науки, изучающие строения и функции организма человека и условия сохранения его здоровья. Гигиенические аспекты охраны окружающей среды.
ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. Общее знакомство с организмом человека (органы и системы органов). Элементарные сведения о строении, функциях и размножении клеток. Рефлекс. Краткие сведения о строении и функциях тканей. Ткани (эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная).
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Значение опорно-двигательной системы. Строение скелета человека. Соединение костей: неподвижные, полуподвижные, суставы. Состав, строение (макроскопическое) и рост костей в толщину. Мышцы и их строение и функции. Нервная регуляция деятельности мышц. Движение в суставах. Рефлекторная дуга. Работа мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
КРОВЬ. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное постоянство внутренней среды. Состав крови: плазма, форменные элементы. Группы крови. Значение переливания крови. Свертывания крови как защитная реакция. Эритроциты и лейкоциты, их строение и функции. Малокровие. Учение о защитных свойствах крови. Борьба с эпидемиями. Иммунитет.
КРОВООБРАЩЕНИЕ. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Органы строения и работа. Автоматия сердца. Понятие о нервной регуляции деятельности сердца. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление. Гигиена сердечно-сосудистой системы.
ДЫХАНИЕ. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Понятие о жизненной емкости легких. Понятие о гуморальной и нервной регуляции дыхания. Гигиена дыхания.
ПИЩЕВАРЕНИЕ. Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение, ферменты и их роль в пищеварении. Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Глотание. Пищеварение в желудке. Понятие о нервно-гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Роль в изучении функций органов пищеварения. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания.
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Распад и окисление органических веществ в клетках. Пластический и органический обмен – две стороны единого процесса обмена веществ. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Норма питания. Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма.
ВЫДЕЛЕНИЕ. Органы мочевыделительной системы. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ.
КОЖА. Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание организма. Гигиена кожи и одежды.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга6 продолговатого, среднего, промежуточного, мозжечка. Понятие о вегетативной нервной системе. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий.
АНАЛИЗАТОРЫ. Органы чувств. Значение органов чувств. Строение и функции органов зрения. Гигиена зрения. Строение и функции органов слуха. Гигиена слуха.
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Роль и в создании учения о высшей нервной деятельности, его сущность. Значение слова. Сознание и мышление человека как функции высших отделов головного мозга. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон, его значение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.
ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ. Значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гормональной регуляции в организме. Развитие человеческого организма. Воспроизведение организмов. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Особенности развития детского и юношеского организмов.
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА
Основные свойства живых организмов. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Развитие биологии в додарвиновский период. Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.
Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Дарвина об искусственном отборе.
Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая ндивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного обора. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Микроэволюция. Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. Главные направления эволюционного процесса. биологический прогресс и биологический регресс. (). Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Возникновение жизни на Земле. Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика ), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Развитие жизни на Земле. Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Химическая организация клетки. Элементный состав в клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода, химический свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация. Функция белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Строение и функции клеток. Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза ( бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов.
Размножение организмов. Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Гостэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл метаморфозом. прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы об эмбриональной изменчивости.
Закономерности наследования признаков. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Закономерности изменчивости. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Селекция растений, животных и микроорганизмов. Центры происхождения и многообразие культурных растений. Сорт, порода, штамм. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Биосфера, ее структура и функции. Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (). Круговорот веществ в природе.
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.
Биосфера и человек. Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы; защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.