что нужно знать в 6 классе по истории
Памятка по Всеобщей истории и истории России для учащихся 6-х классов
Памятка для учащихся 6 класса
476 г. – начало истории Средних веков
500 г. – возникновение государства франков
630 г. – образование арабского государства
800 г. – провозглашение Карла Великого императором
843 г. – раздел империи Карла Великого
863 г. – создание Кириллом и Мефодием славянской письменности
962 г. – образование Священной Римской империи
1054 г. – разделение христианской церкви на Западную и Восточную
1066 г. – завоевание Англии герцогом Нормандии
1096-1291 гг. – крестовые походы
1099 г. – взятие крестоносцами Иерусалима
VI век – основание Киева
IX век – образование Древнерусского государства
988 г. – принятие христианства
1024-1072 гг. – составление Русской правды
1097 г. – съезд в Любече
1147 г. – первое летописное упоминание о Москве
1096-1291 гг. – крестовые походы
1204 г. – взятие крестоносцами Константинополя
1215 г. – подписание английским королем Великой хартии вольностей
1215 – захват Чингисханом Пекина
1265 г. – возникновение английского парламента
1223 г. – битва на реке Калка
1237-1240 гг. – «Батыево нашествие» (завоевание Руси монголо-татарами)
1240 г. – Невская Битва
1242 г. – «Ледовое побоище»
1302 г. – созыв Генеральных штатов во Франции
1337-1453 гг. – Столетняя война
1347-1348 гг. – эпидемия чумы (погибло 25 млн. европейцев)
1349-1351 гг. – начало рабочего законодательства в Англии
1368 г. – освобождение Китая от власти монголов
1381 г. – восстание Уота Тайлера
1389 г. – битва на Косовом поле
1419-1434 гг. – гуситские войны
1445 г. – изобретение книгопечатания И. Гуттенбергом
1453 г. – гибель Византийской империи
1479 г. – создание Испанского королевства
1492 г. – изгнание мавров из Испании
1492 г. – открытие Колумбом Америки
1498 г. – открытие Васко да Гамой морского пути в Индию
1378 г. – битва на реке Вожа
1380 г. – Куликовская битва
1480 г. – «Стояние на Угре»
1497 г. – Судебник Ивана III
XVI век — начало капиталистического производства в Англии, «огораживание», появление «новых дворян»
1517 г. – выступление Мартина Лютера с тезисами. Начало Реформации
1519-1521 гг. – первое кругосветное путешествие Фернандо Магеллана
1519-1521 гг. – завоевание испанцами Мексики
1524-1526 – крестьянская война в Германии
1530 г. – закон о тюремном заключении нищих и бродяг в Англии
1531-1533 – завоевание испанцами империи инков
1536 г. – закрытие монастырей в Англии
1547 г. – закон о принудительно труде нищих во Франции
Середина XVI века – возникновение торговых компаний в Англии
1560-1598 гг. – религиозные войны во Франции
1562 г. – начало работорговли в Америке
1572 г. – «Варфоломеевская ночь» (массовая резня гугенотов католиками в Париже)
1577-1580 гг. – кругосветное плавание Френсиса Дрейка
1588 г. – гибель «Непобедимой армады»
1590 г. – начало контрреформации в германских землях
1598 г. – свобода вероисповедания для гугенотов во Франции
1600 г. – сожжение Джордано Бруно
1547 г. – венчание Ивана IV на царство
1552 г. – присоединение Казанского и Астраханского ханства
1558-1583 гг. – Ливонская война
1565-1572 гг. – опричнина
1586 г. – основание крепости Самара
1589 г. – установление патриаршества в России
1598 г. – пресечение династии Рюриковичей
Памятка для учащихся 6 класса
Присваивающее и производящее хозяйство, пашенное земледелие,
родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.
Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская правда, усобица, летопись, былина, патриотизм.
Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.
Боярская дума, самодержавие, Судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь.
Централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор.
Кий, Щек, Хорив, Лыбидь
Рюрик, Аскольд, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Святополк «Окаянный», Борис, Глеб, Ярослав Мудрый, Нестор, Владимир Мономах
Всеволод Большое Гнездо, Чингисхан, Батый,
Дмитрий Иванович Донской, Мамай, Сергий Радонежский, Феофан Грек, Андрей Рублев, Афанасий Никитин, Тохтамыш, Иван III, Ахмат, Софья Палеолог,
Василий III, Елена Глинская,
Иван Грозный, Андрей Курбский, Малюта Скуратов,
«Повесть временных лет»
«Слово о полку Игореве»
Церковь Покрова на Нерли
«Поучение» Владимира Мономаха
«Житие» Александра Невского
«Хождение игумена Даниила» в Палестину
«Хождение за три моря»
в Троице-Сергиевой Лавре
Покровский собор (храм Василия Блаженного)
Колокольня Ивана Великого
Рождение средневековой Европы
Право, собственность, латинский язык
Великое переселение народов
Классы феодального общества
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-278593
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Краткие конспекты для подготовки к ВПР «История России» (6 класс)
1. Призвание варягов на Русь
Выберите одно событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 4–7,
рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). Перед выполнением
каждого из заданий 4–7 укажите букву, которой выбранное событие (процесс)
обозначено в перечне. Указанные в заданиях 4–7 буквы должны быть одинаковыми. Если выбираем тему «Образование Древнерусского государства»
Личность Гостомысл, действи я: был инициатором приглашения варягов.
2. Первые русские князья. Образование Древнерусского государства.
6. г. Киев в результате похода Олега на Киев в 882 г. два государственных центра – Новгород и Киев – были объединены под единой княжеской властью. Это событие считается ключевым в процессе образования Древнерусского государства.
6. г. Киев, прибытие послов из древлянской земли, чтобы выдать замуж Ольгу за древлянского князя Мала.
7. Так, в середине X века было усилено единство Руси, создана система сбора налогов, окрепло Древнерусское государство, великокняжеская власть.
В 964-967 годах Святослав вёл войну против Хазарского каганата. В результате многие племена были освобождены от уплаты дани кагану, союзная хазарам Волжская Булгария разорена, хазарские войска разбиты, а сам каганат практически уничтожен. В 971 году между Византией и Русью был подписан мирный договор на выгодных для Руси условиях.
В IX-X веках происходило становление Древнерусского государства – монархии, объединившей племена восточных славян и их ближайших соседей под властью одной княжеской династии, утвердившей могущество великих киевских князей в пределах Руси и их величие за ее границами .
5. Русь при Владимире Святославиче.
Принятие Русью христианства и его значение .
4. Личност ь –князь Владимир, действие Крещение Руси в 988году в реке Днепр, борьба с печенегами. В своей деятельности Владимир прилагал много усилий для развития государственности Киевской Руси. Около 988 г. он совершил административную реформу. Князь низложил местную племенную знать и посадил наместниками своих десятерых сыновей. Князь провел также судебную реформу, введя «Устав земляной» – новый свод норм устного обычного права, которое основывалось на древних обычаях и традициях восточных славян.
7. Ведение христианства как государственной религии оказало огромное влияние на развитие Руси. Оно изменило быт, нравы, содействовало развитию культуры. Изменилось и международное положение Руси.
6. Деятельность Ярослава Мудрого.
4. Личность – Ярослав Мудрый, действие : издание первого свода законов «Русская правда», положил конец набегам печенегов. Ярослав многое сделал для распространения христианства. Он строил новые церкви и открывал при них школы. При нем был основан Киево-Печерский монастырь. При Ярославе Мудром сложились более четкие правила управления Древнерусским государством. Высшая власть принадлежала киевскому великому князю. Летописцы называли князя Ярослава самовластцем.
Личность- Святополк Окаянный, д ействи е: воевал против Ярослава за Киевский престол.
Стремясь установить порядок в своем государстве, киевский князь создал первый на Руси письменный свод законов – «Правда Ярослава Мудрого», или «Русская правда». Этот документ предусматривал строгие наказания за убийство, оскорбление, кражу чужого имущества. Принятие единого свода законов имело огромное значение для укрепления Древнерусского государства.
7. Русь при Ярославичах. Деятельность Владимира Мономаха.
6. г.Любеч, на съезде князей в Любече в 1097 году, князья поклялись, что не дадут половцам разорять русские земли и будут бороться с ними сообща. А чтобы не было усобиц, князья договорились, что отныне каждый будет править самостоятельно в земле, доставшейся от отца.
7. В период правления Ярославичей произошли следующие важные события: борьба против половцев, укрепление границ государства при Владимире, создание новой части Русской правды.
В то же время княжеские усобицы положили начало раздроблению Руси. Владимир Мономах и его сын Мстислав были последними правителями единого государства.
8. Формирование системы земель- самостоятельных государств ( по другому феодальная раздробленность). Или тема Андрей Боголюбский.
4. личность: Андрей Боголюбский, действие: перенес столицу во Владимир, борьба с Киевом, строительство золотых ворот во Владимире, борьба с волжской Булгарией.
Личность: Даниил Галицкий, действие: наладил торговлю с Византией, Германией, объединил под своей властью Галицко-Волынскую и Киевскую землю в 1240 году, основал город Львов.
6. город Владимир: строительство Дмитровского собора, княжение Андрея Боголюбского ( 1157-1174 гг.), столица Владимиро-Суздальского княжества.
7. Как и в Западной Европе, распад Древнерусского государства не привел к упадку страны: продолжалось дальнейшее развитие, подъем хозяйственной и культурной жизни, осваивались новые земли, строились новые города.
Главной целью Боголюбского стало возвышение Владимиро-Суздальского княжества. При Андрее Боголюбском было начато строительство новой крепости во Владимире, построены Золотые ворота, величественные каменные соборы и храмы. Успенский собор – стал духовным центром Северо-восточной Руси. Чудом русской архитектуры по праву считается церковь Покрова на Нерли, построенная Андреем Боголюбским после кончины любимого сына Изяслава
9. Походы Батыя на Русь.
4. Личность Батый, действия : возглавлял поход в русские земли 1237-1242, обложил данью русские земли, разорил и сжег русские города (Рязань, Козельск, Владимир и другие).
Личность князь Юрий Всеволодович, действия : сражался с Батыем на реке Сити.
6. г. Козельск, во время Батыева нашествия на Русь Козельск держал оборону в течение семи недель и назван был Батыем «злым городом».
7. Несмотря на героическое сопротивление русского народа, Русь была разорена монголами. Восстановление экономики страны затянулось на несколько десятилетий. Но ожесточённая борьба ослабила силы захватчиков, и они не смогли покорить всю Европу.
10. Ордена крестоносцев и борьба с ними на Руси. Александр Невский.
Личность Гаврило Олексич, действия : — отличился в Невской битве, срубил мачту одного из шведских кораблей.
7. В результате сражений на Неве и Чудском озере был отражен натиск северо-западных соседей на Русь. Она отстояла свои земли и свою веру от посягательств шведских и немецких рыцарей.
11. Ордынское владычество на Руси.
4. личность: Даниил Романович, действия: галицко-волынский князь, отказался от притязаний на Киев, ездил в Орду для выплаты дани Батыю в 1245 году, поднимал восстание против Орды, но его земля была разорена, и он снова выплачивал дань.
Личность: Батый, действие: разорил Русь походами в 1237-1240 годах, установил ордынское владычество на Руси.
6. г. Владимир. Самым главным считался ярлык на великое княжество владимирское, так как владимирский князь получал право на старшинство среди других князей.
7. Ордынское владычество оказало большое влияние на историю Руси. Оно способствовало началу экономического отставания русских земель от Западной Европы, привело к изменению характера княжеской власти. При этом развивались экономические и культурные связи Руси и населения Золотой Орды, других стран Востока.
12. Противостояние Твери и Москвы
4. Личность Юрий Данилович, действия: получил ярлык на Владимирское княжение, увеличил владения московских князей в три раза, присоединил Можайск.
6. г. Тверь Главными соперниками Москвы в начале 14 века были тверские князья
7. Победа Москвы в борьбе с Тверью сделала ее центром объединения русских земель, благодаря чему Москва укрепилась и повела борьбу за освобождение от ордынской зависимости.
4. Личность Иван Калита (1325-1340), действия: возглавил подавление тверского восстания в 1328г, навел порядок в русских землях, на 40 лет воцарилось спокойствие от Орды, появились в Москве первые каменные храмы.
Личность митрополит Петр, действия: перенес свою резиденцию из Владимира в Москву.
6. г.Москва, политические успехи московских князей возвысили Москву над другими княжествами. Московское княжество превратилось также в духовный центр русских земель.
7. Иван Калита стал ключевой фигурой в истории Московского государства. Оно стало сильнейшем в Северо-Восточной Руси. Иван Калита был дальновидным политиком, сумел сохранить от разорения русские земли, развивал культуру. Перенесение центра Русской православной церкви в Москву сыграло важнейшую роль в объединении земель. Москва стала крупнейшим церковным центром.
14. Московское государство при Дмитрии Донском. Закрепление первенствующего положения московских князей
4. Личность Дмитрий Донской, действия: борьба с Ордой, победа на Куликовом поле в 1380 году, не допускал княжеских распрей в подвластных Москве землях.
Личность Сергий Радонежский, действия: основатель Троицкого монастыря.
При его посредничестве был заключен мир между Москвой и Рязанским княжеством.
6. г.Москва, московское княжество при Дмитрии Донском ещё более укрепило свои позиции в северо-восточной Руси. Победа на куликовом поле превратила Москву в центр освободительного движения русского народа против ордынского владычества.
7. в XIV в. в ходе борьбы с ордынским владычеством русский народ осознал, что единственным способом избавления от этого владычества является объединение всех русских земель и их совместная борьба под единым руководством. На роль руководящей силы в этой борьбе всё явственнее претендовала Москва. Таким образом, Москва укрепляла свои позиции в Северо-Восточной Руси.
15. Куликовская битва
4. Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).
Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами
Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени
повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса).
Ответ запишите в таблицу.
6. Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).
Запишите название любого объекта (города, населённого пункта, реки или др.), который
непосредственно связан с выбранным Вами событием (процессом).
Объясните, как указанный Вами объект (город, населённый пункт, река или др.) связан
с этим событием (процессом).
7. Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).
Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело
большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
16. Формирование единого Русского государства в 15 веке.
4. Личность Василий 2 (1425-1462гг), действия: междоусобная война между князьями, победил в этой войне, укрепил великокняжескую власть, ликвидировал почти все мелкие уделы в Московском княжестве.
Личность Иван III (1462-1505гг), действия: присоединил Ростовское, Ярославское княжества, поход в новгородскую землю 9 октября 1477 года, издал первый свод законов единого государства- Судебник 1497 года, принял новый титул- государь всея Руси, ликвидировал зависимость от Золотой Орды, присоединил Тверь.
6. г. Москва, Москва становится центром объединения русских земель и формирования единого русского государства.
7. Формирование единого русского государства способствовало укреплению княжеской власти, дальнейшему экономическому, духовному и культурному подъему русских земель, международному авторитету.
17. Деятельность Ивана 3.
4. Личность Иван III (1462-1505гг), действия: присоединил Ростовское, Ярославское княжества, поход в новгородскую землю 9 октября 1477 года, издал первый свод законов единого государства- Судебник 1497 года, принял новый титул- государь всея Руси, ликвидировал зависимость от Золотой Орды, присоединил Тверь.
Личность: хан Ахмат, действие: вторжение на Русь, стояние на реке Угре в 1480 году
6. р. Шелонь, В 1478г Иван Третий окончательно присоединил Новгород, лишив его вече и посадника.7.при Иване III (1465-1505 гг) была решена важнейшая общенациональная задача — освобождение от ордынского ига. Это произошло в результате событий, вошедших в историю как Стояние на реке Угре. Не решившись дать большое сражение, хан Ахмат увёл свои войска от границ Руси. Освобождение от ордынского владычества позволило завершить процесс формирования единого централизованного государства.
18. Ликвидация зависимости от Орды.
4. Личность Иван III (1462-1505гг), действия: присоединил Ростовское, Ярославское княжества, поход в новгородскую землю 9 октября 1477 года, издал первый свод законов единого государства- Судебник 1497 года, принял новый титул- государь всея Руси, ликвидировал зависимость от Золотой Орды, присоединил Тверь.
Личность: хан Ахмат, действие: вторжение на Русь, стояние на реке Угре в 1480 году
6. р. Угра;военные действия на берегах реки Угры в 1480 г. между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III. Это событие вошло в историю как Стояние на реке Угре, оно положило конец зависимости Руси от ЗолотоЙ Орды.
7. при Иване III (1465-1505 гг) была решена важнейшая общенациональная задача — освобождение от ордынского ига. Это произошло в результате событий, вошедших в историю как Стояние на реке Угре. Не решившись дать большое сражение, хан Ахмат увёл свои войска от границ Руси. Освобождение от ордынского владычества позволило завершить процесс формирования единого централизованного государства.
19. Присоединение Новгорода и Твери к Москве
4. Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).
Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами
Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени
повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса).
Ответ запишите в таблицу.
6. Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).
Запишите название любого объекта (города, населённого пункта, реки или др.), который
непосредственно связан с выбранным Вами событием (процессом).
Объясните, как указанный Вами объект (город, населённый пункт, река или др.) связан
с этим событием (процессом).
Объяснение:
7. Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).
Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело
большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
Ответ:
20. Культурное пространство Руси в 9-15 веках.
4. Личность: Нестор-летописец, действие: написал летопись «Повесть временных лет» в 12 веке.
Личность: Андрей Рублев, действие: икона «Троица» для иконостаса Троицкого собора.
6. Киев, написание летописи Нестором, г. Владимир, Андрей Рублев расписывал фресками Успенский собор.
7. Культура русского государства складывалась на протяжении нескольких веков. Она стала неотъемлемой частью европейской и мировой культуры. Перерабатывая культурные достижения Византии и других соседей, Русь формировала свои самобытные культурные традиции. После избавления от ордынского владычества, происходит культурный взлет России.