что нужно знать сиделке
Сиделка и подопечный: как выстраивать отношения
Профстандарт требует от сиделок «соблюдения морально-этических норм» в построении отношений с подопечными. На практике довольно трудно понять, что входит в это понятие. Мы постарались разобраться в тонкостях профессии с этого ракурса и расскажем, как правильно выстраивать отношения на работе.
Стать сиделкой или помощником по уходу можно после двухмесячных курсов. На обучении рассказывают, как кормить подопечных, следить за их самочувствием, оказывать первую помощь, организовывать досуг и поддерживать чистоту. По идее, это все, что нужно для работы. Но отношения могут складываться совершенно по-разному. Поэтому эксперты АБиУС собрали восемь универсальных советов для профессиональных сиделок и для тех, кто только собирается пройти обучение.
Составляйте договор и включайте в него абсолютно всё
Почти в любом типовом договоре будут обязанности сиделки по уходу за подопечным, требования к его питанию и гигиене, прогулкам и проветриванию помещения. Но крайне редко в договоре прописана морально-этическая сторона вопроса. Уточните у родственников, есть ли запретные темы для разговора с подопечным, может ли быть какая-то неадекватная реакция на ваши действия, как вам реагировать в той или иной ситуации — постарайтесь внести все эти данные в договор или приложение к нему.
Кроме того, не забывайте, что даже при уходе за «легкими» подопечными — теми, кто может себя как-то обслуживать, — вам нужен отдых. Если вы планируете жить на одной территории, обратите внимание, чтобы в договоре было указано время подъема и отхода ко сну, возможность выйти на улицу, перекусить в течение дня. Большинство сложностей у сиделок возникает из-за усталости и отсутствия личного пространства.
Задавайте вопросы подопечному и его близким
Частая ошибка начинающих сиделок — относиться к подопечному как к человеку без права голоса. Да, зачастую помощник по уходу присматривает за людьми с ментальными расстройствами, но важно относиться к ним с уважением и спрашивать об их желаниях. На какую высоту поднять подушку, открыть или закрыть шторы, включить воду горячее или холоднее — ваше участие и заботу оценят и подопечные, и их близкие, которые смогут вас в дальнейшем порекомендовать еще кому-то.
Кстати, вопросы помогают произвести хорошее первое впечатление. Перед началом работы сиделки часто остаются на пробный период. При знакомстве попробуйте что-то сделать для человека — помогите пересесть на коляску, переодеться, перестелить постель. При этом задавайте вопросы как подшефному, так и его близким. Чем больше вы узнаете о его предпочтениях, тем легче и комфортнее вам будет работать дальше.
Ведите дневник и списки дел
Фиксируйте, как проходит ваш день по уходу за человеком. Дневник нужен вам: не забыть повернуть больного, дать лекарства, походить по комнате, проветрить помещение. Составьте для себя список дел, чтобы не держать это в голове. Так вы почувствуете себя увереннее и расслабленнее. Иногда это помогает и в работе со сложными подопечными: им можно показать, что у вас по плану такие-то процедуры, чтобы они могли настроиться или просто согласились их выполнять.
Иногда такой дневник помогает отслеживать прогресс, если человек, например, находится на реабилитации. Или можно смотреть, как меняются его навыки, как на него влияют лекарства — это упрощает работу и снимает с вас часть ответственности. Например, если вы знаете, что в 19 часов даете человеку лекарство, а потом он не может уснуть до 3 часов ночи, можете сказать об этом родственнику или врачу — это позволит скорректировать терапию.
Принимайте особенности возраста, но не берите на себя всё
Часто пожилые люди хуже слышат, видят, у них может снижаться мыслительная деятельность, поэтому сиделке важно подстроиться под их ритм жизни. Не ругайте людей за их физические особенности — если чувствуете злость, убедитесь, что человек в безопасности и по возможности отойдите от него. Закройтесь в ванной на пару минут, подышите, помойте руки, посчитайте до 100 и только потом возвращайтесь. Поймите, что это лишь особенности возраста. Вы же не будете ругать ребенка, который не знает, как держать вилку? Постарайтесь отнестись к подопечным так же.
Терпение и понимание — важные принципы работы сиделки. И, кстати, не берите на себя абсолютно все. Пожилые люди осознают свою немощность и не всегда готовы с ней мириться, поэтому лишний раз не лишайте их возможности сделать что-то самостоятельно. Помогайте по необходимости, поощряйте попытки сделать что-то — так человек не впадет в отчаяние и будет чувствовать себя лучше.
Не переходите на «ты»
Одно из самых сложных правил, которое нарушают практически все. Но профессионалы знают: работу и личное смешивать нельзя. Даже если подопечный обращается к вам на «ты» в силу возраста или особенностей здоровья, вам переходить к такому формату не стоит. Это стирает границы и часто приводит к этическим проблемам.
Например, когда вы держите дистанцию, вы вправе отказаться от выполнения каких-то дополнительных услуг. Если вы общаетесь на «ты» и сближаетесь с семьей, любой отказ будет восприниматься как личное оскорбление и может повлиять на вашу репутацию.
Будьте другом, но помните, что вы на работе
Часто можно встретить совет: «станьте другом для подопечного». Это действительно важно — пожилые люди остро реагируют на фальшь и относятся к посторонним с подозрением. Однако часто сиделки понимают это буквально: забывают о личных границах человека и о себе рассказывают что-то слишком интимное.
Вы вправе вовремя останавливать разговор прямым текстом или какими-то хитростями: менять тему, переключать внимание. Стать другом с соблюдением границ помогает общее дело. Если ваш подопечный может, займитесь вместе творчеством: вяжите, рисуйте. Если нет — читайте ему вслух или разгадывайте вместе кроссворды; составьте список допустимых тем для разговоров — это может быть что-то, связанное с его профессией или увлечениями. Так вам не придется молчать, и у каждого останется личное пространство.
Не спорьте, а войдите в реальность подопечного
Люди с ментальными заболеваниями иногда погружаются в свой мир. Там они, например, еще маленькие и ждут маму, или каждый день ходят на работу, или воспитывают своих детей. Психологи советуют сиделкам и помощникам входить в реальность, создаваемую пожилым человеком, а не стараться насильно вернуть его в нашу.
Если попытаетесь «выдернуть» его из своего мира, вы получите растерянность, тревогу, страх, раздражение. Дайте человеку пожить в его состоянии какое-то время, задавайте наводящие вопросы — спросите о людях, с которыми он хочет увидеться, как он видит окружающую обстановку. Играйте по его правилам какое-то время, а затем мягко переключите его на какое-то дело в реальности: отведите помыть руки или дайте воды.
Придумайте 10 дел
Часто срывы и сложности в общении возникают, когда сиделка и подопечный устают друг от друга.
Не стоит рассчитывать на отпуск или выходные — в течение дня выделяйте 5-10 минут на какие-то свои дела, которые позволят вам «подзаряжаться». Заранее составьте список этих дел. Это может быть разговор по телефону, просмотр короткого видео, чашка кофе, зарядка, короткая медитация.
Если подопечный в силах, то помогите и ему составить такой список. Никогда не поздно укреплять здоровье, поэтому такой опыт пойдет только на пользу. Возможно, это будет даже какая-то обязанность — поливать цветы или кормить кота.
Понимание, как «соблюдать морально-этические нормы», приходит с опытом и знаниями. Помните, что вы на работе и не обязаны делать все в одиночку. Советуйтесь с родственниками подопечного, рассказывайте о сложностях другим, ищите поддержку в профессиональном сообществе, а решения — в профессиональной литературе.
10 признаков хорошей сиделки – и как ее найти
Как организовать уход за лежачим больным в домашних условиях
Нюта Федермессер руководитель московского Центра паллиативной помощи
Когда приходит время нанять сиделку для престарелого или больного родственника, ситуация в семье обычно уже настолько тяжелая сама по себе, что ищут сиделку скорее опытную и умелую, чем обладающую какими-то особыми человеческими качествами. Но это тоже важно: лежачему больному нужен не только уход, но и уважение к его личности. Какие же самые важные моменты в работе сиделки?
Мы взрослеем, наши родители стареют. Все чаще приходят просьбы от друзей помочь найти сиделку уже не для бабушек и дедушек, а для наших пап и мам. Время летит. Не успеем оглянуться, как сиделки могут понадобиться нам самим.
Я очень часто думаю о собственной предстоящей в старости (если повезет, то не раньше) беспомощности и очень четко понимаю, какой должна быть моя добрая и опытная сиделка. Такая родная, теплая, скорее бабушка, чем мама, старше пятидесяти, опытная, с сильными и мягкими руками, спокойная, несуетливая, с чувством юмора, способная быть жесткой и требовательной, но обоснованно, как первый учитель; и умеющая быть нежной и очень сочувствующей, как если бы у нее на руках был скулящий щенок с раненой лапой. И еще я точно знаю, кого не захочу видеть у своей постели.
Однако оказывается, что большинство людей совершенно не понимают, кого именно искать и чего требовать от сиделки, которая будет ухаживать за их близким в его самое трудное время, когда он особенно беспомощен и уязвим.
Что могут сиделки и чего мы хотим от них
Сегодня приемлемая сиделка — это чаще всего женщина в возрасте от сорока пяти до пятидесяти пяти лет, чистоплотная, аккуратная, ответственная, скорее всего из Молдавии или Украины. Ей нужно уезжать каждые три месяца из-за трудностей с регистрацией, она уедет и раньше, если что-то случится у нее дома, она попросит прибавку к жалованью, если пациенту станет хуже, если он ослабеет и перестанет есть котлеты с пюре («вы меня брали к ходячему, а уход за лежачим стоит дороже»).
Мы же при этом считаем, что хорошая сиделка к тому же должна уметь готовить, прибрать в квартире, по весне и окна помыть, вовремя давать лекарства и помогать с мытьем и личной гигиеной. Мы как-то путаем сиделку с домработницей, видимо, потому, что в нашей сумасшедшей жизни нам нужны обе.
Но давайте все же разберемся, для чего нужна сиделка или няня к больному ребенку, чего от нее хотеть и как отличить «хорошую» от «плохой».
Нужна ли вам сиделка с медицинским образованием
Первое и самое главное: сиделка должна нравиться пациенту, а не его родным.
Нам не нравится ее вид, вес, запах изо рта, акцент, она бегает курить на балкон, но нашему папе или маме с ней комфортно, они едят вместе, они шушукаются, улыбаются, они вместе смотрят одну и ту же программу по телику. Значит, давайте ставить свои пожелания на второе место, а на первом все же должны быть чувства и качество жизни пациента. Уходу можно обучить, а контакт или есть, или нет.
Очень важно понимать, что, если вашему родственнику нужно делать инъекции, измерять давление, следить за уровнем сахара или даже ухаживать за колостомой, нефростомой, трахеостомой, вам вовсе не обязательно нужен человек с медицинским образованием. Вам нужен человек с опытом ухода за такими пациентами, желательно ухаживавший за кем-то из своих близких, понимающий боль, горе, растерянность семьи, который не будет осуждать ни уставших родных, ни агрессивного порой пациента.
Расспросите кандидата в сиделки, что было труднее всего, страшнее всего, какие манипуляции вызывали больше всего волнения, когда ей приходилось ухаживать за пациентами раньше. Уверенные ответы: «я все умею, вы не пожалеете, я ничего не боюсь» — сразу должны вас насторожить.
Гораздо правильнее, если сиделка будет первое время задавать много вопросов, просить вас показать, как вы делаете то или это, ведь именно вы лучше знаете и про свою маму, и про своего ребенка, как ему не больно, какую подушку он любит, какой чай, какую громкость у телевизора.
Такие вопросы тем более важны и показательны, если сиделка имеет опыт и соответствующее образование. Часто профессиональные медсестры испорчены «армейским» больничным подходом: делают все резко, уверенно и быстро и совершенно не следят за реакцией пациента. Диплом медсестры вовсе не залог успеха.
Закупите заранее разную литературу по уходу: журналы, каталоги продукции. Добросовестный и ответственный человек никогда не скажет вам, что это все ему хорошо известно. Наоборот, обязательно все перечитает, пометит галочками полезное, попросит вас что-то приобрести для улучшения качества жизни пациента.
А если нет денег, не бойтесь поднять кровать повыше, просто подложив под ножки по паре кирпичей, стульчак можно соорудить из стула с ведром, «гусь» для подтягивания может быть заменен на простыню с узлами, привязанную в изножье кровати, а в качестве кнопки срочного вызова прекрасно работает металлический колокольчик. Что-то можно купить, что-то взять напрокат, что-то сделать своими руками.
Сиделка с проживанием, первые дни
Если вы нанимаете сиделку с проживанием, попробуйте провести хотя бы первую пару ночей в одной квартире вместе с нею и пациентом. Пусть ее первые рабочие дни начнутся в выходные. Ведь важно же верно выбрать для себя и своего ребенка акушерку, потом детский сад — вот так же важно правильно выбрать и того, кто будет рядом при переходе вашего близкого в иной мир. А может быть, и важнее. Ведь тут уже ничего не исправишь.
Важно обратить внимание на то, как выглядит сиделка, как она ухаживает за собой. Если у женщины неаккуратные руки, неопрятная одежда и от нее пахнет потом, то она никогда не сможет научиться содержать в чистоте вашего близкого. Если она не понимает, что надо обрабатывать свои пятки, то она не сочтет нужным обрабатывать чужие.
Как оборудовать кровать и тумбочку лежачего больного
Понаблюдайте, что держит сиделка на тумбочке и у кровати пациента. Там не должно быть стерильной чистоты. Там должно быть удобно пациенту, а не приятно вашему глазу.
Тумбочка (или стул, столик) должна стоять не в изголовье, а ближе к центру кровати, чтобы при желании пациента что-то взять ему надо было бы протянуть руку чуть вперед, а не выворачивать назад и руку, и голову.
На кровати всегда должно быть небольшое полотенце, рядом — влажные салфетки. У кровати — мешочек для мусора или небольшое (чем меньше, тем чаще оно будет опустошаться) ведерко.
На тумбочке — крем для массажа, обычный, детский. И любой контакт (сменить памперс, переменить положение тела в кровати, дать попить) должен сопровождаться небольшим приятным и необходимым массажем рук, ног, плеч, шеи. Попробуйте весь день пролежать без возможности повернуться самостоятельно. Тело должно двигаться; если пациент лишен возможности делать это самостоятельно, то ухаживающий за пациентом берет эту задачу на себя, иначе у больного образуются пролежни, контрактуры, тромбозы, возникают боли.
Всегда рядом должна быть вода в удобном виде: в поильнике, в бутылочке со спортивной крышкой или с трубочкой для коктейля. Научите замораживать фруктовый лед из сока и давать его мелко наколотым, если пациента трудно напоить или он отказывается от еды. Холодный сок очень освежает рот.
Обязательно наличие на тумбочке или рядом расчески и гигиенической помады. Вы сами часто поправляете волосы? А губы у вас часто сохнут? Вот и сиделка должна не сидеть, а постоянно выполнять за пациента те функции, которые он не может выполнить сам. Сиделка должна быть все время рядом. Если вы пришли, а у нее в другой комнате работает телевизор и смята кровать, значит, она не сидит рядом с пациентом.
Проследите, какая установлена громкость, какой канал на телевизоре в комнате пациента. Даже если ваш родственник без сознания или вы не понимаете степень его адекватности после инсульта, пусть телевизор будет включен во время любимой передачи на привычной громкости.
Как сделать еду одной из радостей жизни
А как сиделка кормит? Она приподнимает изголовье кровати перед едой или поднимает подушки и подтягивает наверх? А кормит, сидя рядом, спокойно, или стоя и нависая сверху, заливая еду внутрь?
Не забывайте, кстати, проверять на вкус еду, которая приготовлена для вашего близкого, если вы не готовите ее сами. Когда все время лежишь — радостей мало. Приятно есть вкусное и в конце жизни уже не обязательно полезное.
Поэтому если сиделка готовить не умеет, готовьте сами. Оптимально (когда не требуется особая диета), если еда для сиделки и для пациента одна и та же. Только ей отварная картошка, а ему пюре, ей мясо, а ему котлета, дважды пропущенная через мясорубку, ей борщ, а ему борщ-пюре.
У нас в стране культ еды. Еда — это общение, любовь, близость. Здорово, если сиделка ест примерно в то же время и там же, где находится пациент, не изолирует себя от него. Да, это время ее отдыха, поэтому можно просто поболтать, а звук ложки в тарелке или запахи могут быть приятны и вызывать аппетит.
Бывает и наоборот, когда запах еды у пациента вызывает тошноту, и тогда именно сиделка должна первой перестроиться: готовить за закрытой дверью, включать вытяжку, не жарить и не есть ничего с сильным запахом.
Переодевать и менять положение — не только для профилактики пролежней
Уже упоминалось о том, насколько важно регулярно поворачивать лежачего пациента. Менять положение необходимо и для того, чтобы избежать пролежней, и для того, чтобы менять обзор, и для того, чтобы всегда максимально активизировать пациента.
Почему-то мы думаем, что больной должен лежать в постели и быть в пижаме. Это не так. Это расслабляет. Конечно, здоровому человеку иногда даже приятно посреди суеты поболеть гриппом, воспользоваться возможностью пропустить работу без угрызений совести и провести несколько дней в постели. Но если у вас впереди недели, месяцы неподвижного постельного режима, то в обязанности сиделки непременно должна входить максимальная активизация пациента и максимально долгое сохранение его самостоятельности.
Днем надо переодевать больного или хотя бы менять одну пижаму на другую. Перед сном освежать тело пусть даже влажной салфеткой, если нет приспособлений для мытья. Зубы надо чистить каждый день, а протезы мыть после каждой еды. Есть больному надо хотя бы полусидя, даже если у него стоит зонд или гастростома. Попробуйте сами поесть лежа!
В день надо несколько раз менять место больного: кровать, кресло у телевизора, снова кровать, кресло у открытого балкона, завернувшись в теплый плед. Когда пациент сидит, обязательно надевайте ему обувь, желательно с задником. Нога тоже должна «проснуться».
Что самое главное в уходе за лежачим родственником
Очень важно, даже при наличии хорошей сиделки, что-то делать для своего близкого самому. Ну хоть почитать вслух газету. Или покормить, если вы пришли в обеденное время.
Если вы мало видитесь, не тратьте это драгоценное время на уборку и «госпроверку» работы сиделки. Лучше пообщайтесь с больным, посидите рядом, расскажите новости. Вашему близкому нужны вы, и ваши глаза, и внимание, а чистый пол и набело отмытые чашки нужны нам с вами.
В любом состоянии человеку хочется оставаться личностью, а не безмолвным объектом, который переворачивают, моют, накрывают, одевают. Надо поддерживать у пациентов ощущение индивидуальности. Наденьте женщине кольцо, это изменит ей настроение. Мужчину после бритья освежите одеколоном, ему будет очень приятно. Все, что больной может делать самостоятельно, — пусть делает самостоятельно.
Если самостоятельности в самообслуживании уже нет, то независимость пациент может сохранять хотя бы на уровне принятия решений: завтракать сейчас или позже? Наволочку эту или вот эту? Радио или телевизор? Свет верхний или торшер? Кашу или омлет?
Хорошая сиделка обязательно будет спрашивать разрешения на манипуляции и комментировать свои действия, даже если пациент дементный, в коме, малоконтактный и общению недоступен.
Тактичная сиделка очень тщательно должна продумать все, что касается посещения больным туалета. Нельзя стоять рядом с салфетками наготове, уперев руки в бока, и спрашивать каждые пять секунд: всё? Сфера интимного ранит более всего. И даже если пациент еще может дойти до туалета и помощь нужна только в том, чтобы вытереть попу или снять и надеть штаны, это все равно для многих людей унижение и жуткий стыд. Что уж говорить о том времени, когда, будучи в сознании, человек вынужден носить подгузники.
Работа сиделкой: что самое важное
Хорошую сиделку найти трудно, но они есть, и их много, как много хороших мам и бабушек. Надо только представить на месте своей больной мамы или папы себя, надо понять: а хотите ли вы, чтобы с вами рядом до конца жизни была эта женщина? Или вы ей себя не доверите?
И еще — уважайте сиделок и нянечек. Плохие люди не идут на такую работу. Быть нянечкой, сиделкой, медсестрой по призванию, а не по диплому — это прежде всего быть самой собой, помогать очень естественно, доброжелательно, не напрягаясь. Ни один диплом или учебник не научит сиделку искренне плакать вместе с пациентом, когда нужны лишь слезы сочувствия, а не активные действия. Ни один профессор не может научить медсестру подмывать пациента в постели так, чтобы у больного не возникло чувства неловкости.
Быть сиделкой — это не про таблетки и не про ведение графика процедур, это про любовь к людям на самом пике их слабости и беспомощности.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Секреты успешного собеседования для сиделок
За помощью к сиделке обращаются в сложной жизненной ситуации, поэтому первая встреча с потенциальным заказчиком может быть непростой. Недоверие, подозрительность, чрезмерная эмоциональность — к сожалению, столкнуться с этим приходится многим. Мы объясним, как успешно пройти собеседование и получить работу.
На что обратят внимание в первую очередь
Ваш послужной список может быть огромным, но есть моменты, на которые заказчик обратит внимание сразу.
Пунктуальность. Вам нужно прийти на встречу вовремя. Даже если заказчик предлагает прийти «в любое время» или «вечером», уточните, во сколько. Это покажет ваш уровень ответственности — значит, вы точно вовремя придете на работу и не забудете дать подопечному лекарство.
Внешний вид. Не нужно стараться надеть все самое нарядное или идти в салон красоты накануне собеседования, но вы должны быть одеты в чистую, опрятную, удобную одежду, сделать аккуратный маникюр, вымыть волосы. Не курите перед собеседованием и не употребляйте алкоголь, это повод отказать сразу. Сюда же можно отнести жесты: резкость и грубость не привлекут никого.
Речь и манера говорить. Здесь есть один универсальный совет: не перебивать и не повышать голос. В остальном вам придется действовать по ситуации: если предстоит ухаживать за пожилой женщиной, которая очень любит поговорить, она будет рада оказаться в компании словоохотливой сиделки. Хорошо, если речь будет чистой и грамотной, без слов-паразитов.
Физическая сила и выносливость. Родственникам важно, чтобы сиделка могла при необходимости поднять подопечного, перевернуть на кровати, помочь выйти из ванны — все это требует силы. Поэтому хрупким или, напротив, грузным сиделкам лучше сказать о том, что они готовы выполнять сложную работу. Иначе заказчик отдаст предпочтение другому кандидату. Обманывать не нужно, лучше подумайте, действительно ли вы осилите эту нагрузку.
Заинтересованность и участие в разговоре. Заказчика точно насторожит сиделка, которая ничего не спрашивает о своем будущем подопечном или о характере работы. Поэтому обязательно спросите о привычках, интересах, пожеланиях подопечного, о его жизни, о запретных темах для разговора. При этом мало кому из потенциальных заказчиков нужны непрошенные советы об уходе или лечении.
Кстати, не стоит забывать и о простых правилах этикета. Мобильный телефон во время собеседования должен быть отключен, шутки должны быть уместными, мат недопустим (даже если сам заказчик думает иначе).
О чем вас точно спросят
На собеседовании вам расскажут о потенциальном подопечном и зададут ряд вопросов. Приведем примерный список того, о чем заказчик точно поинтересуется.
Какое у вас образование и квалификация? Если у вас есть высшее образование, расскажите о нем подробно — вполне возможно, что оно поможет легче найти общий язык с самим подопечным или его родными. Медицинское образование будет плюсом. Профстандарт «Сиделка (помощник по уходу» требует, чтобы у работника была «профессиональная подготовка по должностям служащих». Ее можно пройти в АБиУС: программа разработана в соответствии с требованиями профстандарта, а после обучения слушатель получает свидетельство о должности служащего государственного образца.
Какой у вас опыт работы и что входило в ваши обязанности? Хорошо, если вы не просто перечислите тех, за кем ухаживали, а расскажете какие-то подробности о них, о формате работы — какие-то детали. Если опыт работы ограничивается уходом за близкими — это тоже хорошо, скажите о нем.
Почему ушли с предыдущего места работы? Здесь лучше не обманывать, а ответить честно, даже если речь идет про сложные отношения с заказчиком или подопечными.
Какие услуги вы можете оказывать? Заранее составьте список всего, что вы умеете. Подробно опишите все, даже то, что кажется вам мелочью. Можете просто показать потенциальному заказчику этот список, чтобы сэкономить время.
Есть ли у вас рекомендации? При увольнении всегда спрашивайте, можно ли обратиться к заказчику за рекомендациями и указать номер телефона.
Есть ли у вас медкнижка или готовы ли вы сдать анализы? Особенно актуален вопрос стал в период пандемии. Это нормальная практика для всех, кто работает с людьми. Так вы обезопасите и клиентов, и себя: вовремя сданные анализы помогут заметить заболевания на ранней стадии.
Перед тем, как идти на собеседование, изучите рынок, пообщайтесь с коллегами, решите, сколько должны стоить ваши услуги, на какие уступки вы готовы пойти. Посмотрите вакансии на разных сайтах, чтобы понять, что может быть важно потенциальному работодателю.
Нестандартные вопросы на собеседовании
Однако стандартными вопросами собеседование может не закончиться. Тем более, если вас нанимают через агентство или вы заранее отправили свое резюме и ответы на большинство вопросов заказчик уже получил. Поэтому подготовьтесь к тому, что во время разговора возникнут и необычные вопросы.
Есть ли у вас хронические заболевания или аллергия? Если таковые имеются, обязательно уточните про прием лекарств и их побочные явления. Никому не захочется нанимать сиделку, которая, например, пьет снотворное и не может ночью подойти к подопечному.
Как вы отнесетесь к тому, что обязанности изменятся? Подопечному может стать лучше или хуже. Это приведет к отказу от услуг сиделки или к усложнению работы. Уточните, что имеет в виду заказчик и честно ответьте на этот вопрос. Если вы готовы на изменения, попросите зафиксировать это в договоре.
Что вы делали в экстренной ситуации? Заказчику важно понимать, как вы будете действовать, если с подопечным что-то случится. Чаще всего единственный верный ответ — вызвать скорую и сообщить родным. Но если вам доводилось оказывать первую помощь или экстренно решать проблему, обязательно сообщите об этом.
Какие у вас жилищные условия? К сожалению, многие заказчики сегодня напуганы историями о сиделках, которые отбирают у пожилых людей жилье и подделывают документы, поэтому не стоит пугаться такого вопроса. Если у вас есть жилье, скажите об этом. Если нет — сообщите о родственниках, друзьях, знакомых, которые могут подтвердить вашу добросовестность.
Как вы относитесь к видеонаблюдению? Опытную сиделку контроль не смутит. Это нормальная практика, тем более, что следить за вами 24/7 никто не будет, да и не факт, что камеры действительно будут. Если же вы начнете нервничать — вам, скорее всего, откажут.
Какие телешоу вы смотрите? А также фильмы, передачи, каналы — все, что чаще всего смотрят пожилые люди. Иногда родственникам важно, чтобы сиделка могла не просто выполнять свои обязанности, но и подружиться с подопечными, иметь общие интересы.
Часто заказчик приглашает сиделку на работу сразу после беседы: первое впечатление играет важную роль. Однако не реже происходит так, что потенциальный заказчик берет паузу, чтобы подумать и не поддаваться эмоциям. Поэтому помните: если вас не пригласили на работу сразу — это еще не отказ.