что нужно знать шпиону
6 шпионских навыков, которые пригодятся в повседневной жизни
В наше время для жителей мегаполисов термин «выживание» получил куда более широкий смысл, нежели «добыча воды, еды и огня в критической ситуации«. Например, выживание в обществе, или конкретнее — выживание в рабочем коллективе. Не секрет, что большая часть успеха в карьере часто связана с неудачами коллег по работе. Зачастую эти неудачи соперников — не столько следствие их некомпетентности, сколько — результат именно вашей расторопности.
Существуют очень простые навыки, которые стары как мир и применялись секретными агентами, шпионами и разведчиками ещё задолго до возникновения корпораций, компаний и фирм, в которых движение по карьерной лестнице ставится во главу угла. И как оказалось — эти навыки отлично могут быть применены для достижения успеха в современных реалиях. Итак, 6 шпионских навыков, которые пригодятся тебе в повседневной жизни и на работе.
1. Не расколись на допросе
Используй, когда на тебя наезжает босс.
«Пользуйся системой Станиславского: полностью вживайся в роль, поверь в то, что говоришь», — делится секретами ремесла бывший агент британской разведки MИ-6 Гарри Фергюсон. «Продумай «легенду» и вызубри ее заранее», — вторит ему Дэйв Томас, бывший сотрудник секретной службы и консультант по скрытому наблюдению (spy-games.com). Следи за своей жестикуляцией: например, касание лица является первым признаком вранья. Ну, или аллергии на стиральный порошок.
2. Создавай альянсы
Используй, когда… идешь на повышение.
3. Охраняй информацию
Используй, когда заметаешь следы.
Хороший агент не борется с проблемами, а старается их избегать, утверждает Дэйв Томас. «Ограничь доступ посторонних к своему рабочему компьютеру и мобильнику с помощью паролей и приучи себя держать рабочий стол в идеальной чистоте: никаких прилепленных к монитору стикеров, — советует он. — Выходя из кабинета, всегда ставь курсор в одно и то же место на экране. Если, вернувшись, ты увидишь, что он сдвинулся, — значит, тут кто-то был». Проще, чем снимать отпечатки пальцев с клавиатуры, верно?
4. Изучай врага
Используй, когда устраняешь конкурента.
Выясни, кто из окружающих — твой главный соперник. Определи, что вызывает его самые низменные, примитивные эмоции, в особенности жадность, гнев или самолюбование. И дави на эти кнопки. «Большинство людей любят похвастаться своим социальным положением, успехами или семьей, так что воспользуйся этим, — советует военный разведчик, автор книги «Руководство по шпионажу» Барри Дэвис. — Вынудить людей раскрыть свои секреты — основа шпионского мастерства. Информация бывает дороже золота».
5. Манипулируй агентами
Используй, когда руководишь командой.
В отношениях вербовщика с агентами важно избегать прямолинейного доминирования. «Агент должен чувствовать, что он может подружиться со своим вербовщиком, и это дает последнему серьезные преимущества, — уверяет агент Фергюсон. — Следи за своим поведением и внешним видом, чтобы казаться ближе к команде». Войди в доверие к сотрудникам, создав такое искусственное «я», с которым им будет комфортно находиться рядом. За это они облегчат твое продвижение по карьерной лестнице своей поддержкой. И, возможно, даже угостят выпивкой.
6. Избавляйся от хвоста
Используй, когда собираешь ценные корпоративные сплетни.
В сборе оперативной информации главное — не подорваться на ерунде. Ты должен сделать все, чтобы слиться с коллективом, будь то офис, корпоратив или конференция. «Первое правило: никаких эмоций, независимо от того, что ты услышал или узнал, — подчеркивает Дэйв Томас. — И не задавай лишних вопросов». Томас также советует внимательно подбирать одежду: «Мы никогда не используем привлекательную женщину в оперативных мероприятиях. И тебе тоже не стоит выделяться, одеваться вызывающе и привлекать к себе внимание. Лучше всего подойдут темно-синий или черный цвета».
Как стать агентом спецслужб
Содержание статьи
Погони, перестрелки, тайные явки и пароли… Все это звучит заманчиво для тех, кто мечтает стать агентом спецслужб. Что же для этого нужно?
Как это происходит
Вот основные идеи вербования агентов:
Идейно-политические. Такая связь между агентом и спецслужбой является самой крепкой. Человеком, который пошел на это шаг, могут двигать разочарование в политике действующего президента, ущемление прав и другое. Такие агенты всегда готовы принести себя в жертву ради идеи.
Компрометирующие. Здесь тоже все ясно. На интересующего спецслужбы человека ищется компромат, который в дальнейшем и будет выступать залогом долгой и плодотворной службы.
Материальные. Деньги – вот лучший стимул. Чем больший интерес представляет агент для спецслужб, тем больше ему и платят. Желая свернуть сотрудничество, агенту перестают платить вовсе.
Морально-психологические, основанные на чувстве жадности, тщеславия, мести и других. Однако для создания крепкой агентуры это не очень хороший фундамент. Идеальный вариант – это когда такая идея подкрепляется одной или несколькими из вышеназванных идей.
Качества, которыми обладают спецагенты
Многие горят желанием стать агентом спецслужб, но на деле ничего не умеют и не хотят. А ведь здесь необходимы сверхспособности. Например, нужно очень хорошо говорить на нескольких языках мира. И не просто говорить, а говорить так, чтобы носители языка воспринимали агента как своего. Очень ценится коммуникабельность, искусство расположить к себе собеседника и умение хорошо владеть языком тела, то есть не только голосом, но и мимикой, осанкой и жестами выразить ему свои желания.
Человек должен хорошо разбираться в технике, уметь работать с прослушивающими устройствами, знать на «5+» электрику, уметь «проходить сквозь стены» и взламывать самые сложные пароли. Хороший спецагент – это волк-одиночка, не имеющий семьи, детей и друзей. Это человек, привыкший «ходить по лезвию бритвы», для которого простая спокойная жизнь равносильна смерти. Холодный ум, тонкий расчет, нечеловеческая сила и крепкое здоровье – вот качества идеального спецагента, готового в любую минуту «заглянуть в глаза смерти».
Пять качеств разведчика, которые будут полезны каждому
К сожалению, наш мир не становится безопаснее. Многие современные опасности заставляют людей быть всегда «на чеку». Чтобы защитить себя, нужно многое знать и уметь. Основными навыками могут поделиться бойцы невидимого фронта – разведчики. Их скрытная, секретная работа хранит много знаний. Некоторые — можно было использовать в повседневной жизни.
«Слово и Дело» предлагает принять на вооружение те знания и умения, которые помогут выстоять в любых переделках и трудностях. Для разведчиков фототехника, камуфляж, скрытое наблюдение, манипуляция другими – это «поле боя». Но и некоторые общечеловеческие навыки тоже пригодятся каждому в повседневной жизни.
1. Будь внимателен с информацией
Мы окружены огромным количеством информации, но не каждый умеет правильно ею распоряжаться. Хороший разведчик знает, с кем и когда делиться своей информацией. Часто их имена и личные данные засекречены. Они не держат в открытом доступе свои фотографии, очень осторожно пользуются интернетом, а в социальных сетях их нет.
Современному человеку не нужно отказываться от жизни в онлайне, но стоит задуматься о том, какую личную информацию он выкладывает на всеобщее обозрение. К сожалению, в современных реалиях любая информация может быть использована против вас. Приведите в порядок свои социальные сети. Не разбрасываетесь номером телефона. Не называйте личные данные и информацию с банковских карт. Не доверяйтесь незнакомцам и относитесь к ним осторожно. Эти простые правила защитят вас от преступников и недоброжелателей.
Источник фото: unsplash.com
2. Будь аккуратнее с эмоциями
Человеку приходится общаться с разными людьми. Порой – не самыми приятными. Настоящему разведчику все равно, с кем работать. Он всегда полагается только на себя и не дает волю эмоциям, даже если человек, с которым ему приходится работать, просто невыносим. Для разведчика боевая задача – это самое главное, и никакие эмоции и личные отношения не могут помешать ее выполнению.
Группа в университете, рабочий коллектив, проектная команда, попутчик в поезде – с кем бы вы ни общались, не проявляйте в отношении чужих людей слишком много эмоций. Несмотря на то, что разведчики годами учатся контролировать свои переживания и эмоции, а простому человеку делать это очень сложно, постарайтесь лишний раз не показывать свое негодование, раздражение или даже отвращение к человеку. Возможно, он не заслужил вашей субъективной оценки. А промолчать порой оказывается намного более мудрым решением.
Источник фото: unsplash.com
3. Изучай «врага»
Разведчики очень долго и внимательно изучают своего врага – того, против кого они работают. Не раскрыть своих истинных целей, сохранить свою тайну порой оказывается очень сложно. Перед тем, как начать предпринимать конкретные действия против какого-либо человека или организации, разведчик долго «вживается в роль», изучает поведение и привычки противника. Его не выдаст ни язык, ни манеры, ни вкусы, ни стук сердца.
Перед тем, как судить о человеке, изучите его. Попробуйте так же, как и разведчик, «вжиться в роль», понять мотивацию, чувства, эмоции, поступки человека. Это поможет понять человека и не делать преждевременных выводов о нем. Определите, что у него вызывает гнев, печаль, где ему хочется смеяться, а где плакать. Что он считает правильным и добрым, а что – несправедливым. Изучив человека таким образом, вы поймете, что, быть может, он вам и не враг. А еще вы совершенно точно найдете подход к любому, даже самому неприятному человеку.
Источник фото: unsplash.com
4. Развивай память
Настоящий разведчик должен помнить огромные «тонны» информации. Когда он работает под чужим именем, он должен проникнуться своей ролью настолько, чтобы не откликнуться на настоящее имя. Порой мы не задумываемся, как много знаем о себе и как много нужно знать о другом человеке, чтобы войти в его роль.
Знание языка, фраз, акцентов, диалектов, целые заученные сценарии, реплики, роли – это все должно лежать в голове разведчика «по полочкам». Любое неверное слово может выдать его – шпиона, чужого среди своих. Именно поэтому разведчики развивают память особыми техниками и приемами, и учиться этому можно практически всю жизнь.
Простому человеку тоже порой стоит «напрячь мозг». Лишний раз запомнить список покупок в магазине, выучить стихотворение с ребенком, заучить номера телефонов близких. Это важно потому, что развитая память помогает человеку оставаться здравомыслящим, адекватным человеком до конца жизни. А еще это просто полезно в хозяйстве. Лишний раз запомнить информацию, если ее некуда записать, никогда не будет лишним.
Источник фото: unsplash.com
5. Учись актерскому мастерству
Разведчика можно назвать настоящим актером. Продумать заранее свою легенду и ни на шаг не отступать от нее – крайне важно для разведчика.
Изучая актерское мастерство, можно изучить себя и других. А еще можно научиться различать ложь – о ней, как известно, говорят неосознанные жесты. Человек, изучающий теорию лжи, сможет и в повседневной жизни различить неискренность. Это очень важно в личной жизни, в переговорах, в деловом общении.
Источник фото: unsplash.com
Одним словом, стать настоящим разведчиком сложно. Но взять на заметку некоторые приемы – вполне возможно. Они помогут сделать вашу жизнь более качественной и осознанной.
Будни разведчика: как стать своим среди чужих
Как готовят разведчиков-нелегалов? Как возможно выучить иностранный язык на уровне носителей? И как справиться с проблемой раздвоения личности, когда ты — уже не ты? Как сохранить свое истинное я, но при этом убедить не только себя и окружающих, но и беспристрастный полиграф в своем другом я?
Обо всем этом и многом другом генеральному директору «Правды.Ру» Инне Новиковой рассказала разведчик-нелегал с 20-летним стажем, полковник Службы внешней разведки в отставке и автор книги «Женщина, которая умеет хранить тайны», писатель Елена Вавилова.
Читайте начало интервью:
— Елена, какое первоначальное общее задание у вас было — просто найти какую-нибудь полезную, на ваш взгляд, информацию? Или вам говорят, вы должны узнать, не готовится ли когда-то какого-то мероприятия определенного рода?
— И так, и так — по-разному бывает. Человек сам решает, чем заниматься, и, конечно, разведчику даются определенные общие и частные задачи. Время от времени мы получали четкие задания, были задачи вполне конкретные. Но всегда человек сам инициативно тоже должен искать необходимую информацию, которая может быть полезна.
Еще есть такое высшее искусство — предсказывать события. Конечно, для этого нужно хорошо разбираться в теме, всегда внимательно следить за событиями и тщательно анализировать информацию. Понятно, что человек, который находится там, лучше и более конкретно ориентируется в ситуации. Очень важно уметь найти что-то и понять, что готовится.
Тогда в идеале можно предупредить те или иные нежелательные события на месте. В любом случае надо вовремя сообщить нашему руководству о том, что есть такие настроения в обществе или в правительстве, чтобы наше руководство что-то предприняло или хотя бы подготовилось к ответным мерам. В принципе можно сказать, что разведка — это работа предсказания будущего, основанная на каких-то конкретных сведениях.
— Вы даже умудрились обмануть полиграф, и был такой комментарий, что вы себя ощущали американкой. Кем и как вы себя там чувствовали?
— Да, но это не раздвоение личности, как могло кому-то показаться. Это просто профессионализм.
— Конечно же, очень интересует внутренний мир разведчика, потому что в книжках написано, что все время нужно быть на страже, быть готовым к провалу… Поэтому самое сложное — это именно вот это психологическое состояние. И как можно разобраться с тем, что ты — это уже как бы и не ты?…
— На самом деле к этому тоже готовят, предлагаются определенные методы, как себя идентифицировать, как найти и сделать из себя того человека, за которого ты должен себя выдать. Очень важен для этого, конечно, язык. Вместе с изучением языка приходит как раз такая культурная и психологическая составляющая, ты начинаешь себя ощущать уже иностранцем, точнее, иным человеком.
Конечно, хорошо помогло то, что нашими преподавателями были люди, которые жили в той среде. Они передавали нам определенные привычки, манеры, и мы их повторяли. И потом ты, естественно, сознательно изучаешь культуру, окунаешься в нее и переносишь ее на себя. Когда мы уже приехали туда на работу, первое время, конечно, основным было наблюдение и перенимание.
Как-то ты даже начинаешь копировать тех или иных людей. Можно даже такой метод использовать. Я, например, выбирала образ какой-то молодой женщины. Проходя мимо кого-то по улице, я присматривалась и говорила себе, что хочу быть похожа на эту девушку. И я старалась копировать те или иные моменты поведения, разговора.
Многие элементы, конечно, уже здесь преподавались. Например, считать, не загибая пальцы, а разгибая их, учили улыбаться по-американски и т. д. Все это приобретается. И постепенно это становится твоим вторым я. Просыпаясь утром, я уже не думала, кто я, на каком языке мне говорить, как мне себя вести, — это становилось уже естественным, автоматическим.
— Но как можно в Томске выучить язык на уровне носителя? Многие люди, уехавшие в молодости в США и Канаду и прожившие там по 20-30 лет, хотя они вполне адаптировались, но до сих пор они говорят не как люди, там родившиеся.
— Я углубленно учила язык, естественно, не в Томске. В моей книге как раз описана первая часть подготовки. Там реально очень близко пересказана история, которая происходила со мной и моим супругом. Мы были студентами Томского университета, учились на историческом факультете. Нас, видимо, по каким-то критериям подобрали и предложили нам пройти подготовку. Подготовка проходила уже в Москве. А здесь была достаточно хорошая школа.
— Как долго длилась подготовка?
— Несколько лет. Самое основное — это, конечно, язык. А чтобы выучить язык до уровня носителя, в любом случае всегда нужно большое время. Наскоком это не сделаешь. Это была очень изнурительная, ежедневная по много часов работа, которая в конце концов позволила нам освоить два языка.
— Вы выезжали куда-то на языковую практику?
— Да, конечно. Потому что должно быть как можно больше возможностей для общения с носителями языка, людей с разным произношением, дикцией, темпераментом речи… Но многое мы изучали также путем просматривания фильмов на кассетах. Тогда они еще были. Нам предлагались определенные коллекции фильмов, и мы с удовольствием их просматривали, заучивали диалоги и пытались их воспроизвести.
Нам очень помогало именно то, что мы готовились сразу вдвоем, поэтому у нас были такие вот интерактивные занятия. Конечно, в Советском Союзе все изучить, а главное, понять про жизнь на Западе было не просто сложно, а невозможно в принципе. Поэтому мы уже тогда ненадолго выезжали туда, чтобы понять и немного освоиться, даже слегка опробовать себя в новой роли.
Беседовала Инна Новикова
К публикации подготовил Юрий Кондратьев
Читайте продолжение интервью:
4. 2. Как овладевать языками. Опыт шпиона-нелегала
Сергей ЖИРНОВ, политолог, публицист, политэмигрант (Франция),
бывший кадровый старший офицер нелегальной разведки КГБ СССР и СВР РФ
ИРОНИЯ СУДЬБЫ ШПИОНА С ЮГО-ЗАПАДА МОСКВЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Глава 4.2. Как овладевать языками. Опыт старого нелегала.
(Продолжение, начало в главе 4.1. Как я стал франкофилом)
А сейчас, мои дорогие читатели, я начну вам открывать шпионские секреты! Стану выдавать государственную тайну: как овладевать иностранными языками. Обыватели и дилетанты у нас говорят «учить иностранный язык», «он выучил язык». Это полная, безграмотная чушь. Выучить можно стих, песенку, правило грамматики, закон физики, таблицу умножения или Менделеева. Язык не учат. Потому что у него нет конечного предела, и он – живой, меняющийся организм. Языком овладевают! Как видом спорта, как вождением автомобиля, самолета, парохода, яхты, игрой на музыкальном инструменте.
В наш век постоянно растущих скоростей люди, словно сумасшедшие, куда-то несутся, сломя голову. И хотят освоить всё в кратчайшие сроки, в том числе и иностранные языки. Такой неправильный, перекошенный спрос порождает требуемое ложное предложение, и наоборот: неправильное предложение формирует ложный спрос. Отсюда у нас чрезвычайно распространены якобы интенсивные и весьма короткие методы преподавания.
Английский, французский, китайский – за две недели, месяц, два! Во сне! Не прилагая усилий! Если вы увидите подобные объявления, знайте: это – чистое шарлатанство, жульничество, обман, вымогательство у вас денег. Женщина вынашивает ребенка 9 месяцев, и иного не дано. План «Барбаросса» – блицкрига, быстрой войны – Адольфа Хитлера против СССР торжественно провалился в 1941 году.
Блиц-курсы иностранного языка оправданы только в одном случае. Допустим, вы узнали, что через месяц поедете за границу, в незнакомую страну с незнакомым языком. Вам нужно не чувствовать там себя полным идиотом, не быть полностью потерянным и зависимым от гида-переводчика. Только в этом случае можно и нужно срочно осваивать интенсивный базовый курс.
Помня о главном: это – никакое не нормальное овладение языком, а вынужденная мера. Она вам даст минимальный словарный запас, чтобы вежливо поприветствовать собеседника, доставив ему удовольствие и выказав уважение вашим интересом к его языку. Вежливо поблагодарить, вежливо осведомиться, перекинуться парой дежурных фраз на самые банальные темы, не чувствовать себя потерянным в чужой стране. И всё! Ничего более! Тот, кто надеется ухватить успех за хвост за несколько недель или месяцев, обречён на неудачу. Олимпийское золото не завоевывают наскоком.
Нормальное, правильное овладение иностранным языком – это процесс длительный и, к сожалению, обратимый. Талантливый спортсмен может стать олимпийским чемпионом, и за ним всегда останется это почётное звание, но это не означает, что у него надолго и реально сохранится чемпионский спортивный уровень. Если перестать практиковать язык, достигнутая степень владения тоже быстро теряется. Но, в отличие от спорта, языковые навыки можно вернуть на прежний и даже более высокий уровень, практически независимо от возраста, но только в результате регулярных тренировок и практики.
Неправильно говорить: я владею языком хорошо, плохо, со словарём, свободно, как у нас широко принято, и как того требуют дурацкие анкеты. Это – слишком расплывчато. Вспоминается классная шутка полковника Костенко из «Противостояния» Юлиана Ляндреса (Семёнова): «Есть у нас такая хитрая формулировка в кадровых анкетах. Если кто-то знает два немецких слова «Гутентаг» и «Ауфвидерзеен», он пишет: читаю со словарём.»
Для тех, кто овладевает языком в школьном классе или в студенческой аудитории, правильно говорить: я овладел языком на уровне программы такого-то класса, курса, учебника, стольких-то семестров языкового ВУЗа. Да и то – на конкретный момент сдачи соответствующих экзаменов или зачётов. Потому что через месяц-два, полгода, год это утверждение уже не имеет смысла (когда-то я владел…).
Существует миф, что иностранным языком на высоком уровне можно овладеть только за границей, и только общаясь там с его носителями. Это – тоже неверно. Потому что место должно быть адекватно вашему уровню. Дети и подростки – исключение. Они, оказавшись в другой стране, схватывают всё моментально и на подсознательном уровне.
Учиться плавать лучше в тихом бассейне с тренером, а не одному в разбушевавшемся от шторма океане с акулами. Азами, базовыми навыками и знаниями иностранного языка лучше овладевать целенаправленно, систематически, системно на своей Родине с преподавателями, которым знакомы особенности вашего родного языка. До того, как вам придётся попасть в открытый океан иностранного языка за границей. Особенно во взрослом возрасте.
Взрослые, которые овладевают языком «диким» способом за границей могут быстро нахвататься поверхностных, беглых навыков, то есть выплыть, не утонуть в океане, но и только. Как глупо хвасталась в Фейсбуке одна моя очень недалёкая знакомая из Лиона, говорящая и пишущая со стилистическими и грамматическими ошибками даже по-русски: «Я выучила три языка в постели с моими тремя мужьями».
Как правило, всю оставшуюся жизнь такие горе-ученики будут постоянно ошибаться и говорить с сильным акцентом (так сказать, плохо и неправильно плавать). Для взрослых систематическая база навыков на начальном этапе должна приобретаться только за партой, в учебной аудитории, под бдительным и требовательным оком специализированного преподавателя.
Считается, что в процессе овладения иностранным языком преподаватель, учитель играет главную роль. Это не так. Вернее, не совсем так. Это верно только на начальном этапе, когда закладываются основы навыков, база. Но как только ученик способен более-менее самостоятельно стоять на своих двоих, дальше главное зависит уже только от него. Никакой тренер, самый способный, великий и мудрый, не может заменить собой спортсмена на соревнованиях. Медали завоевывают спортсмены, а не тренеры. Преподаватели только сопровождают, более или менее удачно, учеников в раскрытии и развитии их талантов.
Некоторые ушлые и дошлые даже из неплохих преподавателей в условиях рынка идут если не на обман, то на ухищрение. Они отбирают в классе самых способных учеников и именно им уделяют своё основное время. В результате, у таких преподавателей складывается некий ореол «делателя чемпионов»: смотрите, сколько его учеников поступило в престижные ВУЗы! А такие учителя просто имеют нюх на таланты (что тоже некий преподавательский талант), часто паразитируя на успехах своих талантливых учеников.
Чемпионами не становятся, а рождаются. Талантливый спортсмен с потенциалом олимпийского чемпиона сможет и без тренера раскрыть свой чемпионский потенциал. Ему просто будет сложнее это сделать в одиночку или со слабым тренером. Обратное же просто невозможно. Никакой самый замечательный тренер никогда не сможет сделать, как по мановению волшебной палочки, из слабого, посредственного спортсмена олимпийского чемпиона. Но хороший, опытный тренер способен увидеть большой природный потенциал, заложенный в спортсмене, и помочь ему раскрыть этот потенциал.
Так и в языках. Весь потенциал заложен в нас самих. Преподаватели лишь могут (или не могут) помочь нам раскрыть наши способности на полную мощь. Верить надо не в преподавателя или чудо-методику (часто встречаешь рекламные объявления о так называемых шпионских, секретных, чудодейственных методах овладения иностранными языками), а в себя и в свою собственную работу. Тяжелый труд по овладению лингвистическими навыками.
Работу, которая, однажды начавшись, уже не заканчивается никогда.
(Читайте продолжение в следующей главе 4.3. Как я стал франкофоном)