что нужно знать проводнице
Профессия: проводник
Когда едешь в поезде, кажется, что работать проводником не так уж сложно: собрал билеты, напоил чаем, проследил за порядком — и все.
На самом деле далеко не все. Проводники отвечают за исправность оборудования и комфорт пассажиров. Если в поездке что-то идет не так, спрашивают с нас. При этом получаем мы не так много — до 40 тысяч в лучшем случае, а в среднем 25 тысяч рублей.
Расскажу, каково работать проводником пассажирского поезда.
Что за работа
Проводник пассажирского поезда — это официант, уборщик, истопник, электрик, психолог, продавец и много кто еще в одном лице. Он проверяет личность пассажиров, усаживает их на нужные места в вагоне, выдает белье, кормит, заносит данные о пассажирах в бланк строгой отчетности и высаживает на нужной станции. Проводник отвечает за жизнь и здоровье пассажиров, поэтому он должен знать, как вести себя в чрезвычайной ситуации.
Еще мы улаживаем конфликты и содержим вагон в чистоте. Каждую поездку нам нужно продавать товары, а зимой — очищать снег под вагонами и убирать лед.
Практически в каждой поездке возникают какие-то проблемы: то у пассажиров нет нужных документов и их нельзя посадить в вагон, то кто-то не успевает на поезд. Бывает, кто-то слишком много выпьет. Ну и конечно, кто-то из пассажиров обязательно будет курить в тамбуре или между вагонами, а это запрещено. Все эти проблемы решаем мы, проводники, и начальник поезда.
Разряды железнодорожных профессий
Все должности делятся на разряды. Чем выше разряд, тем больше ответственности и выше зарплата. Например, первый разряд — у уборщиков вагонов, а начальники службы железной дороги — это 15—17-й разряд. Проводники — это работники 2—5-го разряда:
У начальника поезда разряды с 8 по 11, логика разрядов такая же. Начальник поезда отвечает за безопасность пассажиров, руководит проводниками и техническим персоналом, разбирает конфликтные ситуации и жалобы. Еще он ответственен за то, чтобы поезд вовремя уезжал и приезжал.
Железнодорожные компании, зарплата и график
В России есть несколько ж/д компаний: РЖД, «Гранд-экспресс», «Транскласссервис» и др. РЖД принадлежат другие компании, например «Федеральная пассажирская компания». Все они регулярно нанимают проводников.
ст. 153 ТК РФ — оплата труда в выходные и праздничные дни
Как стать проводником
Курсы. Стать проводником в РЖД несложно. Достаточно иметь среднее образование и пройти курсы — их проводят с сентября по декабрь. На курсах учат, как решать конфликты, дают знания по технике безопасности, охране труда, устройству и эксплуатации оборудования в пассажирских вагонах. Курсы у ФПК и «Гранд-экспресса» бесплатные.
Можно получить образование в железнодорожном техникуме. Специальность «эксплуатация железных дорог» есть, например, в Сибирском государственном университете путей сообщения или в Липецком государственном техническом университете.
Чтобы стать начальником поезда, не обойтись без высшего образования. Специальность необязательно должна быть железнодорожной, хотя с ней проще.
После курсов будущие проводники проходят инструктажи, тестирование и стажировку.
На инструктаже знакомят с местом работы, правилами трудового распорядка, основными вопросами по охране труда. Непосредственно на рабочем месте проводят еще один инструктаж — рассказывают, где переходить пути, как вести себя в конкретном вагоне и т. п. Раз в три месяца — повторные инструктажи.
На этапе тестирования нужно выполнить тесты на логику, знание дисциплин и пройти психологический тест.
Во время стажировки новички едут в пробный рейс с опытным проводником. Взять могут в любой рейс, ограничений по дальности нет. Бывает, что приходится стажироваться в рейсе Москва — Владивосток. Во время стажировки новички заполняют дневники. Там пишут, что и когда делали: проверяли билеты, убирались, продавали товары и т. д. Опытный проводник в конце рейса оценивает новичка. Мы обычно ставим хорошие оценки, потому что новички всегда стараются показать себя с лучшей стороны.
Каждые несколько лет проводники проходят дополнительное обучение и сдают экзамены по всем железнодорожным дисциплинам. Перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году у проводников в поездах, организованных для перевозки иностранных болельщиков, был дополнительный курс базового английского.
Как устроена работа в поездке
Перед посадкой пассажиров на конечной станции я убираюсь в вагоне: мою полы и все поверхности, чищу туалеты. Я работаю в фирменном поезде, поэтому обязана застилать постели на верхних полках. За несколько минут до посадки нам на специальные устройства поступает список пассажиров в нашем вагоне.
Посадка. На начальной станции посадка происходит за полчаса до отправления поезда. Я сверяю данные пассажира в документе, удостоверяющем личность, и в билете. Часто с документами возникают проблемы: бывает, например, пассажиры покупают льготный билет, не имея такого права. В этом случае я зову начальника поезда, и с каждой проблемой мы разбираемся индивидуально.
Часто пассажиры ошибаются в данных — такое случается хотя бы раз за поездку. По внутреннему регламенту пассажир может допустить одну ошибку в фамилии или номере документа. Можно пройти в вагон, даже если в билете указан неверный пол.
п. 3.3 Инструкции проводника пассажирского вагона. Это старая инструкция, у нас постоянно появляются новые. Показывать их запрещено
После проверки билетов я иду продавать товары. В нефирменных поездах проводники раздают белье, а после санитарной зоны открывают туалеты. Еще мы предлагаем купить дополнительное питание, чай, тапочки, гигиенические принадлежности, сувениры.
После продажи товаров я вношу данные о пассажирах в бланки строгой отчетности. Ошибаться в бланках нельзя. Если я найду неточность, исправить ее может только начальник поезда. Если поезд пересекает границу страны, проводник должен внести данные пассажиров, выезжающих за рубеж, в миграционные карты.
Купе проводника
У проводников обычно два купе: первое, где мы спим, второе, где работаем и следим за датчиками. Пока один проводник работает, другой отдыхает в спальном купе.
Датчики в рабочем купе показывают, какая в вагоне температура, все ли хорошо с электроприборами, есть ли в бойлере горячая вода. Еще в этом купе есть раковина, иногда микроволновка и кофемашина. Там же хранится посуда, товары, аптечка и инвентарь.
Периодически нужно убираться в вагоне: мыть полы и туалеты, убирать мусор. Во время длинных остановок зимой иногда приходится очищать от снега и льда подвагонное оборудование: колеса, рычаги, ступеньки. Еще перед поездкой нужно закидывать матрасы на верхние полки, а после каждой посадки таскать тяжелые мешки с бельем. Из-за этого у меня часто болит спина.
Я никого не обыскиваю, но если замечу людей с запрещенными предметами, то обязана вызвать начальника поезда и транспортную службу безопасности. Если у пассажира найдут эти предметы, его могут высадить. Однажды мне пришлось заставить пассажиров оставить на перроне канистру бензина: она воняла на весь вагон.
Сложности
С пассажирами приходится много общаться. Не всегда это общение приятное, но в любом случае надо улыбаться. Например, проводникам нельзя пускать в вагон пьяных. Больше того, если пассажир выпивает в поездке или дебоширит, по правилам его должны высадить на ближайшей станции. В такие моменты я должна быть одновременно непреклонной и вежливой, а это не так просто, когда пассажир начинает хамить или распускать руки.
Пассажиры порой приходят с весьма странными вопросами. В фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона. Люди часто не верят, что около купе проводников не туалет, а кладовка, и думают, что там есть еще один туалет, а проводники, негодяи такие, его прячут.
Однажды около пяти утра я подскочила от грохота и услышала крик: «А начальник поезда в курсе, что вы здесь устроили?!» Выбегаю, а там мужчина стоит около открытой кладовки, с выпученными глазами смотрит на полки с инвентарем и орет: «Куда вы дели туалет? Зачем вы поставили здесь полки?» Пришлось пояснить ему, что в фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона, а полки поставила не я, а те, кто спроектировал и построил вагон. Мужчина поначалу не поверил, но в конце концов успокоился. Начальника поезда звать не стали.
Иногда пассажиры удивляют. В одной поездке мужчина спросил, проезжает ли поезд мимо Дзержинска. Я ответила, что проезжает, но там не останавливается. Пассажир не растерялся и спросил, нельзя ли «тихонечко» выйти из поезда на ходу, мол, никто и не узнает. Пришлось его разочаровать.
Многие думают, что проводники много путешествуют и могут между делом осмотреть город. На самом деле нас пускают в город исключительно с разрешения начальника поезда и только до аптеки, продуктового или столовой. Если я выхожу в город, то даже не пытаюсь идти куда-то еще: за такое нарушение могут оштрафовать.
Бонусы в работе проводника
Работать проводником тяжело, но есть и преимущества.
Стабильность. На железной дороге белая зарплата, начисляются премии за преданность компании. Премию выплачивают каждые пять лет в размере нескольких окладов. Еще дополнительно платят за работу в праздники, всегда оплачивают больничные листы. Все по Трудовому кодексу.
Полный соцпакет. Проводникам оформляют добровольное медицинское страхование — ДМС, которое включает стоматологические услуги. Еще дают возможность бесплатно лечиться в санаториях и посещать бассейн. Железнодорожные компании по заявлению делают дополнительные отчисления в пенсионный фонд в счет накопительной пенсии, полностью оплачивают проезд по железной дороге от дома до места работы, если расстояние не больше 150 км. Дети проводников ездят в летние лагеря с большой скидкой.
Раз в год проводники вместе с ребенком могут бесплатно съездить куда угодно по России на поезде туда и обратно — за вычетом НДФЛ. Это значит, что 13% от стоимости билета вычтут из зарплаты. В остальное время все как обычно, никаких льгот.
Кратко о проводниках
Алиса Селезнёва, это ужас вообще. Есть этот миф и он ходит и ходит. Надеюсь, автор читает комментарии.
Вот кстати читал и думал отвлечённо о том, что каждый миллениал сейчас знает из интернета про ложку между зубами)
После месячного путешествия по северной Африке впервые мне стало страшно в поезде Москва-Пермь. Дагестанец решил попить пива в нашем купе сидя на моём месте. Трижды просила проводника его выпроводить к себе. Помогли угрозы полицией, но думала что после угрозы он меня прибъет.
За такие гроши столько муторной работы, да еще и в поезде, ужас
Спасибо адекватным проводникам, как мы без них.
Стабильность и ДМС. Божечки, как это можно считать за преимущество в 2019? Иностранные рабочие на стройках которые не знают русского и живут там же где и работают точно также «стабильны». Сегодня ты работаешь, а завтра нет.
Я работал проводником в студенчестве и не мог понять что там делают люди 30+ и ради чего они «проводничат»? 25-35 тыс зарплата продавца в магазине прямо в доме моем. 2/2, общение с людьми, некоторые из них неадекваты и бухие. Таскай коробки с товаром, следи за порядком и будь материально ответственным за всё. Зимой можно и крылечко подмести.
Профессия проводник: особенности, требования, обучение, плюсы и минусы
Люди выбирают профессию проводник пассажирского вагона по ряду причин. Кого-то привлекает возможность путешествовать по стране и даже за границу. Другие надеются на то, что перечень их должностных обязанностей ограничится раздачей постельного белья и разносом чая. Есть такие, кто считает, что для работы в поезде не нужно обладать каким-то специальным образованием. На самом деле, получить должность на железнодорожном транспорте можно лишь при наличии соответствующего диплома. Еще у проводника должны быть профильные навыки и знания, определенные личные качества.
Задачи проводников и должностная инструкция
Мнение эксперта
«К выполнению служебных обязанностей проводник вагона приступает еще до отправления состава. Он принимает участие в подготовке вверенного ему участка, посещает инструктажи и планерки. Работник получает постельное белье, моющие принадлежности, продукты питания и другие расходные материалы. Зачастую он участвует в уборке вагона, осматривает его на предмет наличия неполадок и вызывает бригаду для их устранения.»
Во время следования состава проводник поезда должен:
На станциях сотрудники поезда обеспечивают бесперебойное движение потока пассажиров. Во время следования состава они следят за соблюдением порядка в вагоне. В случае необходимости вызывают наряд полиции или начальника поезда по внутренней связи.
Требования к претендентам
Квалифицированных проводников принимают «Российские железные дороги», сервисно-транспортные коммерческие и государственные компании, метрополитен. Чтобы поступить на работу, соискателю необходимо отучиться в профильном учебном заведении и оформить санитарную книжку. Начинающего специалиста изначально берут вторым проводником. Опытный куратор за несколько поездок должен научить молодого коллегу практическим нюансам службы, после чего он становится самостоятельным.
Чтобы работать по специальности и иметь шансы для карьерного роста, надо обладать такими личными качествами:
Заработная плата сотрудников на международных рейсах значительно выше, чем на внутренних. Чтобы работать по этому направлению, дополнительно требуется знание иностранных языков.
Проводник — железнодорожный служащий, сопровождающий пассажирский вагон в пути его следования и обслуживающий пассажиров. Деятельность проводника представляет собой работу с применением знаний о техническом оборудовании, правилах железнодорожного движения, этикете, сервисном обслуживании пассажиров.
Достоинства и недостатки профессии
Главное преимущество направления в России – его востребованность. Количество внутренних и внешних рейсов систематически увеличивается с целью создания максимально удобных для населения графиков. Даже начинающие сотрудники способны без труда найти себе работу в течение 2-3 месяцев после получения диплома. Некоторые из них получают такие предложения уже в процессе учебы.
Вот еще ряд плюсов направления проводник пассажирских вагонов:
Есть у профессии и несколько существенных минусов.
Как стать проводником и продвинуться по карьерной лестнице?
Чтобы получить профессию проводника пассажирского вагона, необходимо поступить в техникум, колледж или училище на одноименную специальность. Срок обучения после 9 классов составляет 3-4 года, после 11 классов – 2-3 года в зависимости от особенностей направления. Людям с высшим образованием достаточно пройти профильные курсы.
Второй вариант подхода оптимален для тех, кто рассчитывает на карьерный рост. Получают проводники со стажем неплохо, но продвижение по службе увеличивает эти цифры. Тот, кто зарекомендовал себя на местных рейсах, переходит на поезда дальнего следования. За этим идет работа на фирменных составах. На весь этот цикл при ответственном подходе к должностным обязанностям можно потратить 1-2 года. Далее требуется пройти курсы повышения квалификации, чтобы стать начальником поезда. За этим следуют такие должности, как главный смены и директор вокзала.
Оплата труда и содержимое социального пакета
То, сколько получают начинающие проводницы и работницы с опытом, зависит от выработки, должности, стажа, места службы. У каждой организации, в штате которой присутствуют такие сотрудники, предусмотрены надбавки. При устройстве на работу крайне важно оценить все эти моменты, чтобы понимать, на какие условия можно рассчитывать.
Принцип начисления зарплаты
В РЖД оклад проводников рассчитывается из количества отработанных часов. Существует уровень, ниже которого нельзя опускаться. Есть и верхний предел, который не рекомендуется переходить, так как время на работу не должно быть больше периодов отдыха. Все цифры рассчитаны так, чтобы проводники в среднем зарабатывали 18 – 20 тыс. рублей в месяц. На поездах дальнего следования и в фирменных составах эти цифры существенно выше. Дополнительно идут надбавки за стаж, направление, сезонность, выполнение планов перевозок. В итоге, у опытных сотрудников в месяц может выходить до 50 — 60 тыс. рублей при условии отработки 15 из 30-31 дня.
В крупных компаниях, таких как РЖД, предусмотрены существенные бонусы. Независимо от того, сколько получает конкретный работник, раз в пять лет ему выплачивают премию в размере 3-4 месячных окладов. Это традиция, а не обязательства компании, поэтому ситуация может меняться в зависимости от коммерческих успехов организации.
Дополнительные бонусы и поощрения
Зачастую соискателей должности проводника больше интересует, какая предусмотрена наполненность соцпакета. Гарантированы существенная прибавка к пенсии при достижении выслуги лет, медицинское обслуживание в специальных поликлиниках. Определенные группы сотрудников могут рассчитывать на материальную помощь при выходе в отпуск, льготные условия на путевки для себя в санаторий и ребенка в лагерь. Еще предоставляется проезд от депо до места жительства, а раз в год бесплатный железнодорожный билет туда-обратно по территории РФ.
Сотрудник железной дороги на пенсии при наличии 20-летнего стажа сохраняет право на льготный проезд один раз в год на всю жизнь. Еще ему полагается «дачный» билет – бесплатное перемещение на пригородных поездах (не более 150 км от места жительства).
Льготные условия работы проводникам обеспечивают профсоюзы. Стараниями этих людей интересная и ответственная профессия с каждым годом становится все более привлекательной. На нее учат во многих учебных заведениях среднего звена, а ВУЗы позволяют сотрудникам повышать уровень квалификации и продвигаться по карьерной лестнице.
Проводник поезда (пассажирских вагонов)
Проводник поезда (пассажирских вагонов) — администратор вагона, он обеспечивает комфортное путешествие пассажирам. Профессия подходит общительным, коммуникабельным и физически крепким людям. Зарплата в России колеблется в диапазоне от 15000 до 45000 рублей. Высшее образование не обязательно, достаточно получить средне-техническое образование или окончить курсы. У проводника есть возможность карьерного роста. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Постоянная смена пейзажей за окном, калейдоскоп новых лиц, общение с самыми разными людьми — такова внешняя сторона работы проводника, которую называют романтикой большой дороги.
А внутренний смысл работы проводника — обеспечить максимальный комфорт пассажирам вагона. Образно говоря, проводник — это «маленький хозяин большого вагона», населенного людьми, постоянно меняющимися по пути следования поезда. Кроме того, проводник работает с техническим оборудованием вагона: водоснабжением, отоплением, электроснабжением, вентиляцией, а также поддерживает санитарную чистоту в вагоне.
Профессия проводника чрезвычайно востребована и проблем с трудоустройством молодых специалистов не возникает. Учебные заведения по договорам с вагонными участками сразу направляют выпускников в маршруты в паре с опытным проводником.
Все рейсы условно делятся на местные (время в пути до одних суток) и дальнего следования (время в пути более суток).
Особенности профессии
Работа проводника осуществляется не только в пути, а начинается за несколько часов до отправления поезда:
В пути следования проводник:
Все многочисленные обязанности на всевозможные случаи подробно описаны в Должностной инструкции проводника пассажирских вагонов.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Место работы
ОАО «РЖД», международные железные дороги, метрополитен, предприятия транспорта.
Важные качества
Обучение на проводника поезда (пассажирских вагонов)
Оплата труда
Зарплата проводника поезда (пассажирских вагонов) на декабрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Заработная плата проводника зависит от количества накатанных часов за месяц. Кроме оклада начисляются премиальные надбавки, районные коэффициенты и другие бонусы. Зарплата проводников также зависит от сезона, типа поезда: в осенне-зимний период зарплата составляет от 15 тысяч рублей, летом — до 25 тысяч рублей в связи с увеличением пассажиропотока. В фирменных поездах зарплата выше, чем в обычных.
Каждые 5 лет непрерывной работы выдают премию за преданность компании в размере 3-4 окладов. При выходе на пенсию со стажем работы 20 лет и более за проводником сохраняется право на одноразовый проезд по всей сети железных дорог и дачный билет на пригородные поезда в 150 км от места жительства.
Кроме того, проводникам ежегодно выделяются бесплатные или частично оплаченные путевки в санатории и летние лагеря для детей. Проводники бесплатно обслуживаются в клиниках для работников железнодорожного транспорта. В случае серьезных заболеваний предприятие несет расходы по лечению.
Ступеньки карьеры и перспективы
Карьерный рост возможен по следующим ступеням: начальная позиция — проводник местных поездов, следующая ступень — проводник поездов дальнего следования; высшая позиция — проводник фирменных составов. В фирменных поездах более комфортные условия работы и выше оплата труда, красивая форма и интересный контингент пассажиров (знаменитости из разных сфер). Чтобы стать проводником фирменного поезда необходимо отработать на обычных поездах не меньше 1 года, зарекомендовать себя как хорошего работника, затем пройти курсы повышения квалификации.
Отработав 2-3 года проводником на поездах дальнего следования, получив средне-техническое или высшее образование в профильных учебных заведениях по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» и окончив курсы ЛНП, проводник может стать начальником поезда. Дальнейшие ступеньки карьеры: начальник смены, начальник поезда.
Prom-Nadzor.ru
Вы здесь
Должностная инструкция проводника пассажирского вагона
[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]
[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]
Должностная инструкция проводника пассажирского вагона [наименование организации, предприятия и т. п.]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 52, разделы: «Железнодорожный транспорт»; «Морской и речной транспорт», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.02.2013 г. N 68н, Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.10.2008 г. N 582н, Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.06.2009 г. N 357н, и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1. Проводник пассажирского вагона относится к категории рабочих.
1.2. На должность проводника пассажирского вагона принимается лицо, обладающее специальными навыками, без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Проводник пассажирского вагона принимается и увольняется с работы приказом [должность руководителя организации].
1.4. Проводник пассажирского вагона должен знать:
— общее устройство внутреннего оборудования, тележек, тормозного оборудования пассажирских вагонов всех типов;
— устройство и принцип работы автосцепки, системы контроля нагрева букс, системы контроля безопасности и связи пассажирского поезда, системы пожарной сигнализации;
— правила эксплуатации установок кондиционирования воздуха, принудительной вентиляции, электрооборудования и радиооборудования, холодильных и отопительных установок;
— правила пользования оборудованием, предназначенным для спасения пассажиров во внештатных и аварийных ситуациях;
— технологический процесс подготовки обслуживаемого пассажирского поезда в рейс в пунктах формирования и оборота;
— правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте;
— порядок посадки пассажиров по электронным проездным документам;
— правила по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи;
— географическое расположение железнодорожных станций и пунктов пересадок на обслуживаемом направлении;
— порядок пользования служебными расписаниями пассажирских поездов;
— порядок ведения проездных документов, квитанций, доплат; при обслуживании вагонов международного сообщения: иностранный язык в объеме, необходимом для общения с пассажирами по вопросам проезда;
— транспортную географию стран по маршруту следования поезда;
— международные соглашения, регламентирующие пассажирские перевозки железнодорожным транспортом между Российской Федерацией и иностранными государствами;
— правила ведения дорожной документации;
— тарифы международного сообщения;
— требования безопасности движения, действующие на железных дорогах по маршруту следования поезда.
— правила по охране труда;
— правила пожарной безопасности;
— правила пользования средствами индивидуальной защиты;
— требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ (услуг), к рациональной организации труда на рабочем месте.
2. Должностные обязанности
На проводника пассажирского вагона возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Обслуживание пассажиров и обеспечение их безопасности.
2.2. Обеспечение безопасной посадки и высадки пассажиров.
2.3. Размещение пассажиров в вагоне в соответствии с их проездными документами.
2.4. Своевременное уведомление пассажиров о прибытии в пункт назначения.
2.5. Контроль исправности и регулирование приборов отопления, освещения, вентиляции, холодильных установок и кондиционирования воздуха для поддержания нормального температурного режима и освещения в вагоне.
2.6. Контроль за нагревом букс.
2.7. Навешивание на вагон порядковых номеров и маршрутных указателей.
2.8. Проверка исправности ручного тормоза.
2.9. Контроль состояния систем сигнализации безопасности движения.
2.10. Обеспечение пассажиров охлажденной кипяченой водой.
2.11. Оказание пассажирам оплаченных и дополнительных услуг в объеме, соответствующем классу поезда.
2.12. Содержание в чистоте столовой и чайной посуды.
2.13. Влажная и сухая уборка вагона, уборка туалетов с применением моющих средств и дезодорирующих растворов.
2.14. Отопление вагонов в зимнее время года, очистка ото льда и снега подножек вагонов, переходных площадок, подвагонного оборудования, отогревание водозаправочных и сливных труб в пути следования.
2.15. Чистка топки котла и зольника кипятильника от золы и шлака.
2.17. Оказание при необходимости первой (доврачебной) медицинской помощи пассажирам.
2.18. При отсутствии экипировочной бригады получение и сдача постельного белья и продуктов чайной торговли на соответствующие склады.
2.19. Принятие и сдача внутреннего оборудования и съемного инвентаря вагонов по инвентарной описи и накладным.
2.20. В поездах международного сообщения: оказание помощи пассажирам при заполнении таможенных деклараций, миграционных карт, продажа пассажирам плацкарт и оформление доплатных квитанций в соответствии с действующим тарифом международного сообщения.
2.21. Информирование пассажиров о правилах поведения и порядке прохождения контроля в пунктах пропуска.
2.22. Проверка исправности хвостовых сигнальных фонарей, контроль за их работой в пути следования поезда.
2.23. Ограждение поезда в соответствии с инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации при вынужденной остановке поезда на участке железнодорожного пути.
2.24. Приемка и сдача смены, уборка рабочего места, приспособлений, инструмента, содержание их в надлежащем состоянии, чистка оборудования, ведение установленной технической документации.
3. Права
Проводник пассажирского вагона имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.2. На бесплатную выдачу сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.4. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.5. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.6. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
3.7. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.9.[Другие права, предусмотренные Трудовым законодательством].
4. Ответственность
Проводник пассажирского вагона несет ответственность:
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].