что нужно знать программисту помимо языка программирования
7 дисциплин, которые стоит знать программисту
Чтобы писать логичный и полезный код, нужно не только быть хорошим программистом, но и разбираться во многих других вещах.
Изучить популярный язык или даже несколько недостаточно, чтобы стать программистом. Чтобы создавать сайты, приложения, ПО, игры, да и вообще хоть
что-то, необходимо разбираться в науках и языках. Их не так уж и много, но погружение занимает даже больше времени, чем изучение какого-нибудь PHP или еще чего-то попроще.
Английский язык
Если вы пишете на 1С, сразу переходите к следующему пункту. Ну а всем остальным знание английского языка пригодится, чтобы:
Кроме того, английский язык позволит задавать вопросы на зарубежных форумах и stackoverflow — это иногда единственный способ получить помощь, потому что на англоязычных ресурсах люди стараются помочь, в то время как на отечественных прежде всего поднимут на смех, спросят, зачем вам это нужно и для чего вообще вы пришли в программирование, и только потом, может быть, помогут.
Так что английский для IT-специалистов — мастхэв, иф ю вонт ту би э вери гуд программер. Но если вы не дружите с языками, не беда — знания терминов будет достаточно, чтобы нормально работать.
Математика
Большинству программистов хватит умения выполнять простые операции и знания нескольких формул. Например, полезно разбираться в процентах — с их помощью можно создавать адаптивные интерфейсы, работать со звуком и прозрачностью. Вот образец того, как разработчик компьютерных игр может использовать математику:
Продвинутый уровень математики позволяет программисту писать сложные алгоритмы, которые применяются в графике, аналитике, сортировке, построении маршрутов и машинном обучении.
Логика
Все программы построены на логике. Они получают какие-то данные, проводят вычисления и, в зависимости от результата, делают что-то еще. Например, вот пример кода акции в интернет-магазине:
В коде две логических операции: первая проверяет, распространяется ли акция на товар, а вторая — не прошел ли срок ее действия. В зависимости от результата меняется цена и выводимое сообщение. Это банальный пример; в реальных программах логики очень много, поэтому в ней нужно разбираться хотя бы на базовом уровне.
Статистика
Если вы собираетесь заниматься аналитикой, то без статистики никуда. С ее помощью выявляются закономерности, которые помогают в исследованиях. Например, можно написать программу, которая определяет, какие статьи принесли больше всего трафика и почему. Для этого находятся все похожие случаи и сравниваются их показатели:
Также с помощью статистики и алгоритмов можно создать искусственный интеллект с машинным обучением — тогда программисту останется лишь подождать, когда ИИ сам найдет закономерности.
Нужно: аналитикам, ученым, разработчикам ИИ.
Информатика
В школах курс информатики состоит из примерно таких уроков:
Программист, конечно, должен уметь все это, но информатика — это не только компьютерная грамотность: это наука об информации, ее сборе, хранении, передаче, обработке, шифровании и других операциях с данными. Знание может помочь как в написании кода, так и в его оптимизации. Поэтому в информатику нужно хотя бы немного погрузиться, а углубляться — только по желанию.
Профильные науки
Так уж сложилось, что программы в основном пишутся, чтобы решать практические задачи обычных людей:
Чтобы успешно разрабатывать приложения для решения этих задач, нужно уметь справляться с ними самостоятельно. То есть если приложение предназначено для того, чтобы рисовать графики, то разработчик должен знать, как и зачем люди это делают, чтобы программа соответствовала требованиям пользователей. Иначе он не сможет создать ничего полезного.
Программирование
Последнее, но не по значению, — программирование. Тут не важен какой-то конкретный язык — важен сам подход. Необходимо понимать, как составляются приложения, для чего они нужны, как лучше решить ту или иную задачу и многое другое.
Поэтому перед тем, как углубляться в какой-то язык, нужно обучиться основам программирования. Это поможет по-новому взглянуть на разработку и научиться работать более осознанно и, следовательно, эффективно.
Пишет о программировании, в свободное время создает игры. Мечтает открыть свою студию и выпускать ламповые RPG.
Семь вещей, которые нужно знать начинающему программисту
Если вы недавно в мире профессиональных разработчиков, вы могли слышать о вещах, которым не учат в университете или на курсах.
Выпускник ли, начинающий карьеру разработчика, или человек, переходящий к программированию из другой сферы, остановись и прочти эти семь советов для начинающих программистов от тех, кто занимается этим уже много лет.
Загляните под капот
Знание языка программирования — основа разработки программного обеспечения. Но не менее важно понимать, что скрывается у языка под капотом.
Пит Балл, инженер поддержки в Acquia, сказал: «Многие языки абстрагированы от того, что происходит на уровне системы, и эта абстракция полезна, поскольку позволяет разработчикам быстрее разрабатывать. Но когда вы натыкаетесь на грабли, действительно неприятный баг, нужно понять, что же происходит внутри. Совершенно необходимо тогда уметь заглянуть внутрь процесса, посмотреть системные вызовы и понять, как кусок кода взаимодействует с остальной системой».
Точно так же говорит Роберт Дуглас, вице-президент отдела удовлетворенности клиентов Platform.sh: «Когда я начинал программировать, были вещи, которые я действительно не понимал. Три примера таких вещей — файловые системы, сеть и то, как данные хранятся в памяти. Это значит, что я не обязательно понимал цели некоторых программ, с которыми сталкивался».
Знайте инструменты командной строки
Есть шанс, что как разработчик, вы большую часть времени будете писать код в красивом редакторе или IDE. Однако знание разных утилит командной строки может облегчить вам жизнь.
Ветеран с двадцатилетним опытом, пожелавший остаться анонимным, сказал: «Иногда вы оказываетесь перед машиной с ограниченным набором инструментов и задачей, которую надо сделать прямо сейчас. Знайте командную строку, как пять пальцев; инструменты, такие как find, comm, diff, vi/vim, sed, awk; умейте писать небольшие скрипты прямо в командной строке, чтобы найти файл, который надо подправить прямо сейчас, потому что продакшн сломан, а Джо, который полез своими ручонками не туда, — в отпуске на Фиджи».
Балл, использовавший инструменты Microsoft, а теперь перебирающийся на Linux, соглашается: «Я узнал о командной строке и утилитах *nix все, что возможно. Я могу вспомнить код, который писал год назад, и как я проводил дни или недели, работая над тем, что решается однострочником на grep+awk».
Дебаггер — ваш друг
Как разработчик, вы проведете кучу времени, отлавливая баги. Дейв Вэйрон, биотехнолог-программист в Novartis, выделяет преимущества дебаггера, несмотря на затраты времени на его освоение.
«Учитесь пользоваться дебаггером!», — говорит он. «Потратьте день-два на его настройку. Если вы не видите ожидаемого результата, просто отладьте его: установите точки останова и аккуратно продвигайтесь по коду, особенно по коду сторонних библиотек. Это лишит вас дней разочарования, более того: вы научитесь новому, просто читая чей-то код».
Научитесь писать тесты
Некоторые разработчики уверены в критической важности модульного тестирования, которое подразумевает написание небольших тестов, проверяющих, делает ли код то, что задумал разработчик. Среди этих людей — Ричард Хэндлофф, разработчик баз данных в Strategic Power Systems. Он пишет: «Думаю, что лучший совет, который я могу дать начинающему разработчику — научиться писать хорошие тесты как можно раньше».
Планируйте самообучение
С быстрым изменением технологий меняются системы, языки и инструменты, используемые программистами.
Адам Вульф, мобильный разработчик и основатель Milestone Made, предполагает, что новые разработчики должны быть готовы к изменениям и быть на гребне волны. «Прямо сейчас я хочу сказать, что вы должны быть готовы осваивать новый стек технологий примерно каждые четыре года. Хорошие базовые знания всегда будут актуальны, но инструменты и технологии, которые вы будете использовать каждый день, будут меняться не реже, чем с названной частотой».
«Проекты больше не пишутся на одном языке и стеке технологий», сказал анонимный разработчик. «Вы никогда не ограничитесь работой только с одной технологией в одном проекте. Привыкайте к переходу из проекта в проект и от одних языков и технологий к другим».
Кооперируйтесь
Несмотря на то, что обычно разработчики работают обособленно, им приходится взаимодействовать с другими людьми. Бен Миллер, CTO Sinclair Digital Ventures, подчеркнул важность готовности к командной работе для вашей карьеры: «Большие проекты — это куча движущихся деталей, собранных вместе, и то, как они соединяются и разделяют проблемы, создаст невероятные инженерные сложности, если вы не будете осторожны», пишет он.
«Прежде чем браться за улучшение одного алгоритма, соберитесь с командой и убедитесь, что нет способа разделить проблему на всех, сделав ее проще. Разработка — командная игра!».
Подтверждая важность командных навыков, Вейрон говорит: «Если вы не можете понять самостоятельно, как работает этот интерфейс, попросите помощи. То, что вы считаете свою работу шедевром, не делает ее шедевром. Как в колледже, у других людей в комнате те же вопросы или вопросы, на которые только вы можете ответить. Разрабатывайте отношения с коллегами. Часто просто озвучивание проблемы вызывает озарение».
Анонимный источник, разделяющий мнение о важности командной игры, говорит: «Соберитесь и делайте что говорят, даже если это вас утомляет. Но осторожно: вы рискуете застрять так надолго».
Разрабатывайте для себя вне работы
Миллер дает достаточно интересный совет, который не кажется очевидным на первый взгляд. «Разработка для себя — путь к повышению», — говорит он. «Найдите простое решение проблемы, сделайте код понятным и легко модифицируемым, и вам подкинут еще больше работы. Со временем у вас даже будут просить совета» — объясняет он. «Короче говоря, стремление к спокойной безопасной работе затормозит карьеру».
Перевел: Андрей Никифоров
___
Полезные материалы для начинающих разработчиков от образовательного IT-портала GeekBrains:
Запись вебинара «Все, что вы хотели знать о профессии программиста»
Бесплатный онлайн-курс для начинающих «Основы программирования»
Что должен знать программист без профильного образования
Мы собрали список дисциплин, которые должен знать программист без профильного образования, помимо самого языка программирования.
Многие разработчики рано или поздно начинают задумываться о том, что еще им нужно изучить, чтобы стать Джуном или повысить квалификацию. Для кого-то это новый фреймворк, а для кого-то – основы матанализа, которые он никогда не изучал. Какие из университетских дисциплин могут помочь программисту и в каких случаях?
Давайте разберемся, что должен знать программист без профильного образования.
Теория графов
Если вы занимаетесь алгоритмами поиска или планируете это делать – вам понадобится дискретная математика, в частности, теория графов. Практически все алгоритмы поиска и сортировки основаны на деревьях.
Математическая логика
Математическая логика нередко используется в кодинге, начиная незамысловатыми условиями if/else и заканчивая работой с БД, так как любой SQL предполагает оперирование с множествами.
Чаще всего нужна булева алгебра. Изучите и поймите правила преобразования логических выражений: это поможет в понимании логики работы условий и при построении алгоритмов.
Теория вероятностей и математическая статистика
Математическая статистика в программировании нужна для создания отчетов и тестирования, обработки собранных данных и построения рабочих процессов. То же можно сказать и о теории вероятности, но она, в свою очередь, затрагивает и другие смежные области, например, разработку игр.
Вот примерный список разделов программирования, где помогут эти две дисциплины:
— Компьютерное зрение.
— Биржевые торговые роботы.
— Data mining.
— Системы принятия решений и нейросети.
— Алгоритмы шифрования и крипто-анализ.
— Предсказание процессов, системы анализа вероятностей.
— Распределенные вычислительные системы.
— Анализ производительности распределенных вычислительных систем.
Базы данных
Обработка и хранение данных – это важная часть рабочего процесса огромной части программистов. Базы данных используются и в вебе и в системном программировании. Чтобы лучше понимать теоретическую подоплеку хранения данных, модели организации и язык запросов – попробуйте начать с нашей подборки.
Теория алгоритмов
Этот раздел математики поможет не только в создании алгоритмов при разработке программ, она научит вас оценивать сложность того или иного алгоритма и целесообразность его применения в программе.
Моделирование
Моделирование – описание реальных объектов и процессов в формальных терминах. В общем случае программист без профильного образования сможет лучше понимать не только процессы объектно-ориентированного программирования, изучив математическое моделирование.
Защита компьютерной информации
Для рядового программиста защита информации может заканчиваться на элементарной цифровой гигиене. Но сейчас речь именно о фундаментальных принципах сохранения информации приватной: вы должны понимать, как написать и защитить программную и аппаратную части.
Для определения защиты информации в России даже существует свой ГОСТ (Р 50922—96), который определяет компоненты информационной защиты, а также то, как они должны быть защищены.
Микропроцессорные системы
Если вы занимаетесь электроникой и ее программированием, или вам это просто интересно – необходимо приступить к фундаментальному изучению микропроцессорных архитектур. Вы будете лучше понимать как микроконтроллеры и микропроцессорные устройства, так и вычислительную технику в целом.
Операционные системы
Пользоваться операционными системами может каждый, а понимать на уровне внутренних процессов – нет. Если вы системный программист без профильного образования – эта дисциплина будет чрезвычайно полезна. И даже если нет – вы узнаете много не только о строении системы, но и о программировании в целом. К примеру, чтобы лучше понять Unix-подобные системы, для начала прочтите наше руководство по написанию системного ядра.
Что следует знать перед тем как «увлечься» программированием
Вступление
Этот хабратопик предназначается для всех тех, кто хочет с головой (или не очень) погрузиться в волшебный мир программирования, но пока не знает, с чего начать. Возможно, вы уже предпринимали попытки научиться программированию, однако безнадежно забуксовали.
Так получилось, что около четырех-пяти месяцев назад я решил слегка разнообразить свой досуг новым хобби и вплотную заняться веб-программированием. Как я докатился до жизни такой — это тема для совсем другой статьи, и речь сейчас пойдет не об этом. Речь пойдет о трудностях, с которыми я столкнулся, и к которым абсолютно не был готов. Возможно, этот топик поможет вам лучше подготовиться и не повторить моих ошибок.
Итак, после осознания навязчивого желания хотя бы немного да освоить это таинственное ремесло, каждый задает абсолютно логичный вопрос — «С чего же мне начать»? Ответов может быть множество — к услугам новичков скринкасты, книги, курсы, онлайн-обучение, форумы и прочее, и прочее. Учи-нехочу. И так как никакой общепринятой системы самообучения программированию не существует, можно смотреть и читать все без разбору, дни напролет. При желании, в чтении можно захлебнуться, однако для уверенного продвижения по лестнице знаний необходимо четко и эффективно расходовать свое время и силы, и если не знать с чего начать и куда двигаться — вы попросту забредете в дремучий лес, по которому можно блуждать неделями, пока, наконец, вы не выйдете на верную тропинку. Если выйдете вообще — велик шанс, что вам попросту все это дело быстро надоест.
Я и сам пошел по этому пути — скачивал тучи роликов, впридачу купил несколько книг, читал их и забрасывал, потому что мне все-равно не хватало знаний и подготовки, несмотря на то, что все материалы были предназначены для «новичков». Я постоянно гуглил разные мелочи, задавал нубские вопросы на форумах, хватая минусы, и это убивало во мне желание продолжать самообучение.
Да, любые знания и любой накопленный (нагугленный?) опыт вам, безусловно, поможет и пригодится, однако ваша цель научиться тому, чему вы хотите научиться, и увидеть мало-мальский результат в обозримом будущем ведь так?
Абсолютно все материалы, которые попадались мне на глаза, после краткого вступления немедленно бросались с места в карьер, предлагая читателю решения и примеры на заданную тему. Я чувствовал себя абсолютным двоечником в классе вундеркиндов, и постоянно сталкивался с одной и той же проблемой — авторы книг, впрочем как и любого другого образовательного материала, предполагали что я владею некоторой базой основ, которая, на первый взгляд, к непосредственному программированию не имеет никакого отношения.
Это как если вы пришли работать, скажем, крановщиком, вас в первый же день посадили в башню, и похлопали по плечу со словами «Ну, удачи!». А как же техника безопасности и базовое объяснение что делать, а чего делать не нужно? Как мне пользоваться инструментами? Что вообще у меня за инструменты в наличии? Что я должен знать перед тем как приступить к работе?
Статья носит сугубо рекомендательный характер, однако попадись мне подобный топик на глаза пол года назад, я бы значительно увеличил свою продуктивность, сэкономил уйму времени себе, а так же множеству людей с форумов, отвечавшим на мои абсолютно идиотские вопросы. К каждому пункту я добавил несколько ссылок, как отправных точек для начала обучения. Так как текст предназначается для абсолютных новичков (да и сам я еще таким себя считаю) — я буду изъясняться предельно просто и понятно, поэтому если вы — гуру, и вы нашли в моем тексте оплошность — судите, но не строго!
Итак, что же следует знать, перед тем как увлечься программированием?
1. Терминал
Для вашего дальнейшего успешного самообучения программированию вам необходимо научиться пользоваться терминалом. Помимо непосредственного взаимодействия с языками программирования, обучение пользованию терминалом поможет вам лучше, так скажем, понять язык компьютера и устройство файловой системы в целом, а это уже маленький шажок в нужную сторону. Более того вы скажете мне спасибо, после того как начнете обучаться по скринкастам, в которых терминал используется постоянно.
Самообучение
2. Регулярные выражения
Представьте себе, что вы решили выучить иностранный язык не вникая в его азбуку, алфавит или иероглифику. Конечно, это возможно. Но насколько это усложнит процесс и путь к пониманию сути вещей? Решение сомнительное, правда? Так вот, регулярные выражения (они же регексы, с ударением на первый слог) — это, объясняясь простым языком, в какой-то степени вспомогательная азбука любого программиста, или, выражаясь языком викисловаря — «формальный язык поиска и осуществления манипуляций с подстроками в тексте, основанный на использовании метасимволов».
Выглядеть регекс может, например, так:
Задача регулярных выражений — помочь программисту с поиском чего-либо. Сейчас объясню.
Если я в своей программе захочу найти все слова, частью которых является слово car (car, carrot, cartoon), мой регекс будет выглядеть так:
Если же меня интересует только слово car, я напишу:
Дальше — веселее. Можно фильтровать поиск через слово, через букву, исключать слова перед или же после искомого результата… Список возможностей фильтрации результатов при помощи регулярных выражений по-настоящему захватывает, и в паре с терминалом, про который я вам уже рассказал выше, эта штука просто невероятно крута. Несмотря на различающийся синтаксис отдельно взятых представителей ООП, многие из них поддерживают регексы и экономят уйму времени людям их использующим.
«Ну поиск, кому оно надо? Я же буду учиться программировать, а не искать слова!» — наверняка подумаете вы. Я вас услышал и даже понял. Так что если вы все еще сомневаетесь в необходимости заморачиваться с регулярными выражениями, просто поверьте мне на слово — они вам пригодятся. Многие книги и скринкасты используют регексы в примерах, вообще не объясняя, что происходит — авторы думают, что вы уже владеете этими азами и особенно не акцентируют внимание на разжевывании написанного.
Зубрить их совсем не обязательно, но, согласитесь, просмотр пары-тройки скринкастов на данную тематику вас явно не убъет.
Самообучение
3. Софт для разработки — знай свое оружие
Правило номер один — вы должны по-максимуму знать и владеть своими инструментами. Грамотно выбранный и изученный редактор, в котором вы вскоре обязательно начнете творить чудеса, я легко могу сравнить с превосходно подобранным самурайским мечом. Солдаты собирают и разбирают свои автоматы с завязанными глазами — вот насколько хорошо вы должны владеть софтом, которым пользуетесь! Пока вы буква за буквой пишете простую функцию, ваш враг, используя весь потенциал своего редактора, напишет несколько.
Для веб-разработки существует огромное количество програм, от простых текстовых редакторов до сложных облачных решений. В этой статье я не буду сравнивать эти редакторы между собой, вам придется сделать это самостоятельно — ведь вам с этим редактором жить, работать и смотреть на него и в горе и в радости. Я остановил свой выбор на редакторе Sublime Text 2. Помимо тонны возможностей, которыми обладает Sublime, необходимо отметить, что он условно-бесплатный и по нему существует множество отличной документации. Возможно совсем скоро, познав все хитрости Sublime и научившись подключать к нему плагины, подобная строка будет для вас обычным делом:
div>(header>ul>li*2>a)+footer>p (используется плагин Emmet, если кому интересно)
Самообучение
4. Система контроля версий
«Ну а это еще что такое?» — спросите вы. О, система контроля версий это прекрасная вещь, без которой в наши дни не обходится ни один серьезный девелопер. Википедия гласит — «Система управления версиями позволяет хранить несколько версий одного и того же документа, при необходимости возвращаться к более ранним версиям, определять, кто и когда сделал то или иное изменение, и многое другое.» Систем контроля версий существует достаточно много, поэтому сразу скажу — ниже речь пойдет исключительно о GitHub, самом большом сервисе для совместной разработки проектов.
Резонный вопрос: «Зачем мне этот Гитхаб осваивать, ведь мне пока нечего выкладывать?» А причин на то несколько. Помимо содержания собственных репозиториев, GitHub, во-первых, поможет вам осознать себя частью огромного сообщества разработчиков (возможно, кто-то из читающих сейчас ухмыльнулся, но поверьте, это действительно важно, особенно на ранних стадиях обучения!). Кроме того, вы сможете взглянуть на чужой исходный код и научитесь правильно его скачивать и «форкать» (копировать). В дальнейшем GitHub частенько будет всплывать в различных онлайн-курсах и скринкастах, и, конечно же, их авторы будут уверены в том, что вы знаете, как Гитхабом пользоваться. Поэтому если у вас найдется немного времени на неделе, сделайте себе одолжение — попробуйте Git.
Самообучение
5. История и культура
Этот пункт, скорее, вспомогательный, но если программиста которым вы восхищаетесь зовут Стив Джобс, то прошу вас, продолжайте чтение. Программирование имеет богатую и интересную историю (говорю вам как историк по первому диплому), в которой следует поковыряться хотя бы для общего образования. Занимаясь чем-либо, всегда полезно знать, откуда у этого чего-либо растут ноги. Кроме того, я искрене считаю, что без знания истории предмета невозможно полностью понять его суть, и, следовательно, достичь предельных успехов в его освоении. Поэтому если по прошествии некоторого времени такие имена, как Линус Торвальдс или же Грейс Хоппер не будут для вас пустым звуком — уважение вам и респект!
Помните — тот, кто не изучает историю, повторяет ее ошибки.
Заключение
Надеюсь, данный текст вас ни в коем случае не испугал, а наоборот, направил в нужную сторону, или же поможет в будущем избежать затруднений, которые постоянно встречаются на пути ученика. Я буду рад получить отзывы и комментарии, или же ссылки на дополнительные ресурсы, которые помогут новичкам в самообучении.