что нужно знать продукт менеджеру
Продакт-менеджер: чем занимается, сколько получает, как им стать
Исполнительный директор и сооснователь ProductStar
Интерес к профессии продакт-менеджера растет: только на портале hh.ru сегодня можно найти более 90 тыс. резюме. Спрос на них есть и у работодателей, и, по мнению Михаила Карпова, исполнительного директора и сооснователя ProductStar, бывшего директора по продукту Skyeng, руководителя мультимедиа-сервисов «ВКонтакте» и «Яндекса», в ближайшие три-пять лет он будет стремительно увеличиваться.
Однако на продакт-менеджера нельзя выучиться в вузе, а сама специальность предполагает наличие кросс-компетенций, полученных в ходе активной практики. Разбираемся, какие задачи стоят перед продакт-менеджером, в каких сферах помимо IT можно работать и как войти в профессию.
Кто такие продакт-менеджеры?
Менеджер по продукту (product manager) — актуальная и молодая профессия, но для людей не из IT-сферы часто непонятная. Продакты отвечают за жизнеспособность и успех на рынке любого вида продукта, необязательно технологического.
Пока профильного направления в классических вузах нет, в профессию переходят из совершенно разных областей: начиная от аналитики и разработки, заканчивая маркетингом, продажами или дизайном. Главное, что требуется от сотрудника, — это коммуникационные навыки и склонность к систематизации знаний и данных.
Продакт-менеджер отвечает как за процесс создания продукта, так и за достижение бизнес-метрик, включая монетизацию. В обязанности входит:
Когда перед компанией стоит задача вывода продукта на рынок, в процесс включаются интересы самых разных сторон: владельцев бизнеса, которые рассчитывают на прибыль, маркетологов, которые обязаны обеспечить соответствие продукта ожиданиям аудитории, разработчиков, ведь им придется воплощать задуманное в жизнь, и многих других.
Глобальная задача продакт-менеджера состоит в том, чтобы объединить пожелания, возможности и усилия всех сторон на пользу общему делу. Кроме того важно грамотно расставить приоритеты и понять, чем может пожертвовать разработка в пользу маркетинговой составляющей, и наоборот.
Есть ли спрос на продакт-менеджеров вне IT?
В сложном бизнесе, который работает на массовый рынок, все более значимым становится фактор скорости, а time to market (промежуток времени, за который продукт попадает на рынок) сжимается до предела. И даже если продукт очень хорош, конкуренты могут обойти компанию буквально на полкорпуса и свести все усилия бизнеса по запуску на нет. Эта конкурентная гонка, охватившая все рынки с высокой динамикой — от телекома и финансов до ритейла и FMCG — и диктует постоянно растущий спрос на менеджеров по продукту.
Мир быстро катился по цифровым рельсам, но 2020 год по понятным причинам сделал переход в digital для всех отраслей буквально мгновенным, но не всегда безболезненным. Именно продакт-менеджер помогает бизнесу понять конкурентов и отстроиться от них, монетизировать продукт, поставить задачи всем от дизайнеров до разработчиков, управлять всей вовлеченной в процесс командой и продуктом не только на стадии MVP (минимально жизнеспособной версии), но и дальше по всему жизненному циклу.
Среди отраслей, где уже внедряется продуктовый подход:
И поскольку в цифре теперь все — нужны люди, способные поддержать запуск новых массовых продуктов.
Сколько получают продакт-менеджеры?
О востребованности продакт-менеджеров и средней зарплате на необычной новой должности можно судить на основании объективных индикаторов. На момент написания статьи в базе портала HeadHunter было 2152 вакансии на продактов в Москве и более четырех тыс. по всей России. Средние зарплаты приводим в графике ниже.
По данным «Хабр.Карьера», по итогам второго полугодия 2020 года средняя зарплата продакт-менеджера составляла 150 тыс. рублей, а верхняя планка приближалась к 240 тыс. Поскольку за второе полугодие 2020 года зарплаты айтишников выросли на 2,7%, то и размер оплаты труда продакт-менеджера также постоянно идет в гору. Интересно, что по зарплатному уровню продакты обходят менеджеров проектов, что отображено на диаграмме, и вплотную приближаются к топ-менеджерским вакансиям в отрасли, например, к IT-директорам.
С западным рынком сравнивать российские зарплаты пока сложно. IT-отрасль за рубежом более зрелая, да и уровень компетенций специалистов в целом не сопоставим, но все-таки посмотреть на зарубежный опыт интересно.
Для нас эти цифры говорят о том, что продакт-менеджер во всем мире является высокооплачиваемой профессией. Интерес к ней подогревается еще и тем, что она дает хороший карьерный трамплин в digital тем, кто не готов глубоко прорастать в программирование и разработку и не имеет сильных математических скиллов, но при этом хочет разобраться в бизнесовой части вопроса. Вот почему продакт-менеджер сегодня одна из наиболее привлекательных профессий в IT без специальных навыков.
Что должен знать продакт-менеджер?
На практике можно встретить совершенно разные описания вакансий продакт-менеджеров: различия связаны в первую очередь с тем, что компании выбирают продактов под свои конкретные цели. Будучи профессионалом на стыке разных областей, продакт-менеджер должен не только хорошо разбираться в маркетинге, но и иметь четкие представления о законах того рынка, куда он выходит со своим продуктом.
Именно поэтому нельзя стать грамотным продактом сразу после получения диплома вуза: нужен еще и отраслевой бэкграунд. Анализу рынку, основам ценообразования и продвижению можно научиться в теории, но опыт приобретается только в поле.
Кстати, по данным Pragmatic Institute, образование продактов может включать даже MBA. Но общий вход в профессию открыт только с высшим образованием:
В России ситуация схожая: высшее образование вам потребуется, но в профильную категорию продакта можно перейти за 12-14 месяцев специального обучения — онлайн-курсы предлагают большинство крупных школ IT-профессий. Когда будете искать для себя курсы, обратите внимание, что предлагает вам компания кроме стандартных базовых лекций и семинаров. Это могут быть:
И в завершение хочется сказать о перспективах работы в продакт-менеджменте. По нашим оценкам, спрос на продакт-менеджеров в ближайшие три-пять лет будет стремительно расти не только за счет IT, но и в первую очередь из-за развития смежных отраслей, которые после 2020 года находятся в процессе цифровой трансформации.
Также будет развиваться онлайн-образование, поскольку возможность получить билет в профессию не выходя из дома особенно актуальна для регионов. Сейчас 50% вакансий продактов открыты в компаниях в Москве, но спрос на специалистов этой сферы в регионах определенно будет расти в ближайшие годы. Думаю, к 2025 году большинство компаний России перейдет на продуктовый подход.
Переговоры и психология: что должен знать менеджер по продажам
Продажи — это процесс, требующий от сотрудника знаний и навыков в нескольких профессиональных областях. Грамотному менеджеру по продажам нужно разбираться в психологии для быстрого установления контакта с клиентом. Чтобы заключать выгодные сделки, придется развивать навыки переговоров. А внимательное изучение товаров поможет продавать людям то, что им действительно нужно.
Рассказываем, что должен знать и уметь менеджер по продажам и как стать лучшим в этой профессии.
Психологический портрет менеджера по продажам
Как и в любой специальности, от продавца требуются не только какие-то технические навыки, но и особые личностные качества.
Важное качество менеджера по продажам — это умение нравиться, вызывать приятные эмоции. С таким продавцом и товар кажется лучше.
Остальные компетенции зависят от специфики бизнеса. В холодных продажах нужны настойчивость и стрессоустойчивость, умение преодолевать возражения, способность стойко переносить отказы и неудачи. В работе с постоянными клиентами в первую очередь потребуются умение устанавливать эмоциональный контакт, эмпатия и клиентоориентированность.
Надежда Шипилова, руководитель методического отдела онлайн-системы оценки персонала Proaction
Как стать лучшим менеджером по продажам
Психологические нюансы характера в работе продавца важны, но нельзя обойтись и без других компетенций. Вот список того, что пригодится.
Знание продукта. Менеджер по продажам должен разбираться в том, что продает. Как минимум нужно запомнить основные характеристики товара или условия оказания услуги. Тогда не возникнет неприятных ситуаций, когда менеджер не может ответить на уточняющий вопрос клиента.
Понимание потребностей клиента. По мнению руководителя отдела маркетинга и рекламы группы компаний «Био-Веста» Евгения Кудряшова, главная компетенция менеджера по продажам — быть в глазах клиента экспертом. Это значит не только понимать особенности ассортимента, но и разбираться в потребностях покупателя.
Клиентов раздражают поверхностные продавцы, ничего не смыслящие в их проблеме, преследующие одну-единственную цель — продать. Поэтому сначала нужно убедить клиента, что часть его проблем лучше доверить вам, и только потом продавать.
Чтобы разбираться в потребностях клиента, нужно жить в его мире. Разговаривать с ним, задавать много интересных и грамотных вопросов, выявлять скрытые потребности клиентов, например, с помощью метода СПИН-вопросов.
Евгений Кудряшов, руководитель отдела маркетинга и рекламы группы компаний «Био-Веста»
Умение слушать покупателя. Чтобы разобраться в потребностях клиента, продавец должен уметь активно слушать — это способ коммуникации, когда вы предлагаете говорить собеседнику, но сами постоянно демонстрируете свое внимание. Развить навык активного слушания можно на практике.
Желание быть лицом бренда. По мнению бизнес-тренера Елены Рисберг, менеджер по продажам должен быть «проводником» между своей продукцией и покупателем, соответствовать продукту, который он реализует.
Менеджер, реализующий финансовые услуги, должен олицетворять достаток, достоинство и уверенность. Тренеру по тайм-менеджменту нельзя опаздывать на тренинг. Продавцу дорогих ювелирных украшений не следует суетиться, нельзя быть неряшливым и забывать ухаживать за руками. Продавец сложных IT-решений должен быть очень вдумчивым, надежным и предусмотрительным.
Продавец должен соответствовать ценностям предлагаемого решения задачи клиента.
Елена Рисберг, бизнес-тренер
Знание основных методологий продаж. Торговля — это не просто процесс предложения клиенту какого-то товара. Это практическая отрасль, в которой есть методологии работы, которые помогают специалисту быть эффективнее.
Умение формулировать мысли. Главный инструмент менеджера по продажам — разговор. Чтобы стать лучшим, специалист должен обладать приятной, грамотной речью, без слов-паразитов. Для этого нужно тренироваться.
Придумайте монолог на какую-то тему и запишите его, структурируя информацию с помощью списков, длины абзацев и предложений, знаков препинания.
Затем прочитайте его вслух. Следите, чтобы не было слишком много текста и мысль не терялась.
Монолог можно записать на диктофон и затем прослушать несколько раз, чтобы усовершенствовать.
Отработка возражений. Идеальная сделка выглядит так: задали вопрос, узнали о проблеме клиента, предложили продукт, забрали деньги. На практике всегда появляется еще один этап — возражения клиента.
Иногда они обоснованы — тогда менеджеру нужно внимательнее отнестись к проблеме покупателя и предложить другой продукт, который точно решит его задачу. Или это могут быть возражения эмоционального типа, когда продукт вроде бы подходит, но цена его довольно высока или покупатель сомневается, что ему вообще нужен продукт. Тогда менеджер должен разобраться в мотивах клиента и посоветовать лучшее решение, отработать возражения.
Работа в условиях многозадачности. Менеджер по продажам — довольно сложная работа, требующая упорства, терпения и умения быстро переключаться между задачами, быть гибким. Только что продавец беседовал с одним клиентом и разбирался в его проблемах, и уже через несколько минут нужно вникать в сложности другого покупателя. Чтобы не теряться в большом количестве дел, используйте специальные инструменты.
Хотите увеличить прибыль компании? Начните пользоваться Контур.CRM
Настраиваем Контур.CRM под процессы компании и помогаем внедрить систему в бизнес.
Пособие для найма РОПов
Чтобы выстроить в бизнесе систему продаж, как правило, просто набрать нескольких менеджеров недостаточно. Команде продавцов нужен руководитель, который будет помогать со сложными сделками, контролировать работу, мотивировать, разрабатывать систему обучения и роста.
Руководитель отдела продаж (РОП) должен разбираться сразу в нескольких дисциплинах.
Больше о задачах и должностной инструкции РОПа читайте в статье «Обязанности руководителя отдела продаж».
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как стать менеджером продукта без опыта?
Вдохновение попробовать себя в качестве менеджера продукта может посетить любого члена команды. Обязательно ли для этого иметь специальное образование, если такое вообще найдется в ближайшем доступе? И достаточно ли просто “горящих глаз” и большого желания, чтобы стать успешным product manager? Истории многих крупных компаний и стартапов показывают, что можно.
Руководители продуктов — это профессионалы, которые работают с продуктом и для продукта от стадии формирования идеи до релиза и пострелизных активностей. Такие специалисты играют ключевую роль в разных по масштабу и уровню компаниях, часто выполняя смежные обязанности, в том числе, в области маркетинга.
Сегодня широко доступна статистика, которая показывает, что менеджеры продуктов часто зарабатывают наравне или даже больше разработчиков. Причем, для этого не обязательно “стучаться” в компанию в качестве джуниора. Многие успешные PM сразу “дорастают” до уровня собственника продукта (product owner) или директора по продукту (product director).
Что нужно для успешной карьеры product manager?
Маловероятно, что в детстве мечтают стать менеджером продукта. Более того, вряд ли в ближайшем университете или колледже найдется классическая дисциплина. Зато сегодня очень популярны различные курсы, семинары, с каждым годом появляется все больше интересных книг и кейсов от крупных компаний, подготовленных специально для развития PM.
У вас может не быть изначального бэкграунда и достаточного опыта для карьеры product manager. Практика показывает, что, вероятнее всего, к управлению продуктами приходят в трех случаях:
Обычно руководители компаний и менеджеры по персоналу, нанимающие менеджера продукта, обращают внимание на три аспекта:
Профессиональные навыки менеджера продукта
Профессиональные навыки для менеджера продукта — это набор умений из разных областей. Многое из такого must-have списка приобретается с опытом и годами. Вот некоторые важные области, в которых нужно ориентироваться PM на самом старте своей карьеры:
Как менеджеры продуктов отличаются в стартапах и крупных компаниях?
Product manager в стартапе
PM в стартапе может одновременно отвечать за обнаружение спорных вопросов, подготовку фич, ценообразование, вопросы поддержки, маркетинг и продажи.
Здесь важно всегда быть готовым к частым изменениям и уметь быстро принимать другое направление, так как компания работает на высококонкурентном продуктовым рынке и учится становиться масштабнее.
Product manager в крупной компании
Здесь менеджеры по продуктам могут иметь более узкую специфику работы и часто делегировать задачи. PMы в крупных компаниях, чаще всего, являются частью большой команды менеджеров.
10 советов для менеджеров продуктов без опыта
Чем больше исследований — тем лучше
Об этом потенциальному менеджеру продукта стоит подумать еще накануне собеседования на позицию product manager. Важно детально изучить отрасль, историю продукта (если такая есть), конкурентов и целевую аудиторию.
Чем больше вы изучаете продукт и все, что с ним связано, тем легче вам будет “стать на ноги” в карьере.
Попробуйте продукт
Если вы хотите лучше понять продукт или сервис, попробуйте его самостоятельно. Для менеджеров, работающих с потребительскими товарами и продуктами, очень важно знать максимально много о продукте, который они предлагают. Важно ежедневное взаимодействие с продуктом и “испытание” всех обновлений.
Если вы работаете с продуктами B2B или B2C, попросите доступ к демо-версии. Обычно такой доступ могут открыть sales-менеджер или команда поддержки.
Знайте глобальные цели руководства
Это не требует полного принятия жизненной философии вашего босса. Никто не любит подражателей. Однако попытка разузнать больше про личные ощущения и впечатления о продукте, цели и перспективы могут помочь сформировать общую командную позицию по разным вопросам.
Общайтесь с клиентами
Не ограничивайте себя в общении с клиентами напрямую. Иногда дружественно настроенные действующие клиенты, которые долгое время используют продукт, могут предоставить полезную обратную связь, предложить интересную идею или вовремя выявить боль. Такое взаимодействие может быть использовано на будущих этапах дорожной карты.
Подружитесь с менеджером по продажам
Конечно, развивать коммуникацию следует со всеми членами команды. Например, project manager — это человек, который быстрее всех сможет познакомить с внутренними проектами, он должен тесно сотрудничать с QA и разработчиками. В свою очередь, sales-менеджеры ближе к клиентам и лучше знают рынок с технической стороны. Специалисты по продажам смогут посвятить вас в то, как активные клиенты используют продукт в повседневной жизни. Этот опыт даст глубокое понимание продукта, продемонстрирует все сильные и слабые его стороны.
Попробуйте себя в поддержке
Проведите несколько дней, а лучше неделю, отвечая на звонки и письма клиентов и решая их проблемы. Пусть это будет 30, 50 или даже 100 обращений, с которыми вы попытаетесь справиться самостоятельно. Конечно, рядом должен быть компетентный сотрудник для решения сложных ситуаций.
Знайте конкурентов
Перед первым собеседованием с представителем продукта, обязательно поинтересуйтесь текущим положением основных конкурентов. Изучите их последние обновления и актуальные предложения, реакцию рынка.
Запланируйте участие в доступных конференциях и других полезных ивентах
В первые месяцы работы с продуктом у вас наверняка не будет времени для внешних профессиональных событий. Но когда ситуация “войдет в колею”, начните поиск полезных мероприятий, которые смогут обеспечить вас новыми профессиональными знаниями и контактами.
Читайте и изучайте
Ничто не научит вас лучше, чем собственный опыт. Только ваши собственные идеи, ошибки и достижения дадут уверенность в работе с новым продуктом. Однако часто заимствованный опыт и теория могут также привести к блестящим решениям. Сегодня в широком доступе классические издания о product management и новинки, интересные статьи и продуктовые блоги, где всегда можно черпать полезную информацию. Не лишним будет подписаться на профильные группы в соцсетях.
Профессиональные инструменты
Будучи новоиспеченным менеджером продукта, вам определенно понадобится удобный и дружелюбный сервис с инструментами для управления целями и задачами, планированием, системой отчетности и работой с удаленными сотрудниками.
Очень важно всегда иметь под рукой универсальный роадмап, которым можно поделиться с командой для синхронизации.
Важным функционалом для менеджера продукта является управление бэклогом. Грамотная работа с очередностью задач поможет избежать нарастания бэклога, упорядочить идеи и спланировать итерации.
Заключение
Самое интересное в профессии менеджера продукта то, что здесь нет идеального пути развития, а также нет значительных препятствий, которые могут помешать любому претенденту стать успешным PM. Роль product manager в команде сегодня — это престижное и востребованное поле деятельности, где вы можете оказать реально ощутимую пользу и влияние.
Очень часто хороший менеджер продукта — это самоучка. Если вы серьезно относитесь к управлению продуктом, то, слушая, запоминая и практикуя, вы быстро научитесь всему, что требует эта профессия.
Продакт и проджект: кто такие, чем отличаются и как ими стать
Как выучиться на самые актуальные менеджерские профессии
Продакт- и проджект-менеджер — две разные, но одинаково популярные современные профессии.
На примере двух героев разберемся, чем продакт отличается от проджекта и как стать тем и другим.
Когда-то я три года работал менеджером в официальном дилерском центре — продавал клиентам автозапчасти. В какой-то момент меня переклинило: я понял, что это не то, чего хочу, и в 2016 году ушел в предпринимательство.
Я был экспертом в автозапчастях, поэтому запустил продукт в этой же сфере. Мы быстро развивались и уже к четвертому кварталу 2016 года достигли потолка. Я не представлял, как дальше развивать бизнес, а потом узнал о продактах. Тогда в России плохо понимали эту профессию. Казалось, что эти ребята обладают сакральным знанием, которое нужно мне для того, чтобы пробить потолок и расти дальше.
На самом деле продакт анализирует рынок и конкурентов, общается с пользователями, закапывается в аналитику, проводит эксперименты, анализирует и разрабатывает пользовательские сценарии.
Легче сказать, чего он не делает. Это позиция, которая сильно отличается по набору задач и целей от компании к компании. Где-то есть продакты, которые отвечают за привлечение и активацию пользователей, кто-то отвечает за монетизацию, а еще есть продакты с функциями проджектов.
Для меня продакт-менеджер — это человек, которому больше всех надо. Его основная задача — сделать такой продукт, который будет востребован у пользователей и заработает деньги для бизнеса. Продуктом может быть любая вещь, с которой взаимодействует пользователь, но чаще всего в современном мире это веб-сервисы и мобильные приложения.
В 2016 году я проходил курсы по продуктовому менеджменту от «Нетологии», но они на самом деле были больше про проджект-менеджмент и управление проектами, поэтому не сильно помогли. Реальные знания пришли с опытом, первыми шишками, болью и страданиями. Из академического были только статьи и книги, например «Спроси маму», «Бизнес с нуля. Lean Startup».
Как победить выгорание
Как еще можно стать продактом
Курсы. На рынке много глубоких курсов для продактов — какие-то чуть хуже, какие-то лучше, но все довольно хорошие. Длятся они, как правило, год, некоторые — 14 месяцев. Они хорошо погружают в профессию, ее специфику и весь пул задач. Можно пройти длинный курс, а можно — двухмесячный Go Practice. Он тоже будет считаться кейсом, который можно прикрепить в портфолио. Go Practice — это крутая штука, которая за два месяца научит мышлению продакта и тому, как подходить к задачам с точки зрения данных.
Но надо помнить, что обучение на курсах кардинально отличается от реальности. Там рассказывают, как работать только с одним вариантом событий, но не показывают, как действовать в остальных. Продакт-менеджмент не математика, где сложил два и два и получил четыре. Это огромное количество сценариев решения одной и той же задачи, а в рамках курсов обычно показывают прямолинейный подход. После них человек сталкивается с действительностью и зачастую начинает теряться: ему говорили одно, а в жизни все немного иначе.
Менторство. Опыт хорошего ментора поможет свыкнуться с реальностью и преодолеть ее. Джуны без присмотра часто решают задачи по своему усмотрению, но их действия могут быть неправильными, а они об этом даже не узнают. Они привыкли делать A/B-тесты и радуются этому, но их тесты могут не учитывать множество мелочей и нюансов. Хороший ментор сделает получаемый опыт максимально полезным и релевантным.
Стать продактом в своей компании. В большой компании, где есть культура продуктового менеджмента, можно прийти к CPO своего направления или к Head of Product и сказать ему, что вам хочется пойти в продакты. Неплохих специалистов компании хотят удержать, поэтому могут попытаться устроить на желаемую должность. Возможно, предложат быть помощником квартал или два — и если откроется позиция, то переведут на нее.
Ошибки на старте и эффект Даннинга — Крюгера
Основная ошибка — засидеться в джуниорах, ничего не делать, не прокачиваться и не стараться вырасти. Компании набирают продактов-джунов крайне редко, открытых вакансий на рынке мало, и если все-таки удалось попасть в нишу, нужно всеми силами стараться перерасти в мидла.
Рынок продактов перегрет, но мидлов набирают чуть более охотно. Из джуниоров побеждает тот, кто больше всех хочет, запускает параллельно несколько продуктов, добавляется в друзья к классным продактам в «Фейсбуке» и просится, чтобы они стали его менторами.
В начале карьеры легко столкнуться с эффектом Даннинга — Крюгера. Сперва все получается, а потом при встрече с реальностью вы впадаете в отчаяние и понимаете, что область задач и проблем гораздо шире и глубже.
Это можно преодолеть только эволюционно. Придется погрузиться в детали, увидеть, что существует множество сложностей, понять, что вы умеете решать далеко не все задачи. Только со временем можно преодолеть спесь и эффект Даннинга — Крюгера. Нечасто люди готовы осознать на старте, что они мало знают, имеют недостаточно опыта и пока что не очень хорошие специалисты.
Как я набираю новых продактов
Я сам продакт-неудачник: прошел через тестирование 30 продуктов и только три из них выстрелили. Поэтому в других ценю не успешные запуски, а желание развиваться и тащить продукт. В основном выбираю тех, кто близок мне по духу. У людей, которые запустили что-то свое, гораздо выше вероятность попасть ко мне в команду, чем у кого-то другого.
После выполнения тестового формируется огромная табличка. Я создаю воронку: оцениваю кандидатов по четырем критериям, отбираю топ-10 и созваниваюсь с ними по «Зуму». На этом этапе важно определить их культурный код: насколько человек близок мне по духу и кайфово ли будет с ним работать. Тут нет определенных критериев — только ощущения и интуиция.
Я задаю им 20—30 объемных вопросов. Есть базовые, чтобы понять, что вдохновляет человека и как он решил стать продактом. Спрашиваю про задачи и о том, что принесло наибольшее удовлетворение за последний год. Когда последний раз учился и чему, с каким руководителем хотел бы работать, что важно в работе. Эти вопросы раскрывают мотивацию человека.
То, как человек отвечает на вопрос, показывает, насколько он открыт к диалогу, готов ли учиться и воспринимать критику.
Стоит ли идти в профессию
Понять, ваше это или нет, можно только в боевых условиях. Курсы, книги и лекции нужны скорее для общего понимания. Они также помогут для расширения навыков, когда вы уже определились.
Финансовые перспективы продактов. В Москве талантливые джуны могут зарабатывать от 70 до 120 тысяч рублей. Мидлы — от 120 до 200 тысяч, но чаще в районе 150—160 тысяч рублей. Сениоры — от 200 до 260 тысяч рублей, CPO и Head of Product получают от 260 тысяч и выше.
До университета я за деньги настраивал и восстанавливал компьютеры знакомым. Во времена учебы работал учителем английского и техническим переводчиком. А после открыл собственный бизнес — магазин лицензионных видеоигр для консолей. Попутно запустил кальянный кейтеринг.
В конце 2018 года почувствовал, что перестал получать удовольствие от работы, и захотел все поменять. Мои проекты были связаны со сферой обслуживания, а денег в городе больше не становилось. Передо мной стоял выбор: или кредитоваться, чтобы расширить бизнес и отъесть доли конкурентов, или закрываться. Я не чувствовал, что готов брать кредит, поэтому разбирался, какие у меня есть профессиональные возможности дальше.
Проджект — главное связующее звено между заказчиком и командой разработки. Его роль в команде — превращать идеи заказчика в понятные задачи для команды.
Моя работа заключается в том, что я структурирую хаотичный список задач и делаю из него детальный план действий, на который смогут ориентироваться как заказчик, так и команда. Кроме того, помогаю прояснять любые возникающие вопросы обеим сторонам, минимизирую риски по проекту, отвечаю за настрой команды и уверенность, что путь, которым мы движемся, верен и соответствует ожиданиям заказчика.
Еще я тесно взаимодействую с командой, с которой регулярно обсуждаю, что можно улучшить в проекте, и утверждаю такие улучшения с заказчиком. К примеру, заказчик попросил добавить кнопку в интерфейс. Если эта кнопка вызывает у меня и команды сомнения, то я выясняю, какую проблему заказчик хочет решить с помощью этой кнопки. Затем мы думаем, как эту проблему можно решить эффективнее и правильнее с точки зрения UX. Потом я возвращаюсь к заказчику, чтобы обсудить придуманные с командой варианты. Вместе мы приходим к оптимальному решению, которое устроит всех и даст наилучший опыт для пользователя.
В отличие от продакта, который деятельно погружается в продукт и работает с метриками, проджект отвечает за достижение результатов в оговоренный срок, за команду, настрой на проекте.
До ИТ у меня уже был практический опыт управления проектами и собственными бизнесами, но при этом я никогда не управлял разработкой. Во всякие курсы я не верю: считаю, что при наличии интернета и умения искать можно и самому набраться знаний, чтобы попасть в проджекты. Я читал много материалов на «Хабре» и vc.ru, в которых люди делились историями о проблемах в разработке, — мне помогло.
В 2019 году я устроился на позицию проджекта-джуна в ИТ-аутсорс-компанию Fora Soft, которая специализируется на создании мультимедиарешений, таких как видеостриминг и видеозвонки, для зарубежных заказчиков.
Спустя пару недель после трудоустройства один из проджектов ушел в отпуск, и в это время я управлял его проектами. Это помогло подтвердить мои навыки и пройти испытательный срок раньше положенных трех месяцев.
У нас крутая компания, и в ней много хороших специалистов. Именно там я начал регулярно общаться с разработчиками, узнавать технические подробности и особенности того, чем мы занимаемся. Например, если у нас был проект, связанный с видео, то я изучал, как конкретно он работает «под капотом» и почему именно так. На некоторых проектах активно лез в код, изучал его, гуглил неизвестное. Как обычно, помогал «Хабр»: к примеру, у команды разработки «Одноклассников» хорошие статьи про видео.
В итоге спустя шесть месяцев работы в компании я прошел аттестацию и стал просто проджектом, без приставки «джун». На этом не остановился и продолжал читать технические статьи и всякое разное про менеджмент. Неплохими книгами показались «Scrum и Kanban: выжимаем максимум», «Человеческий фактор. Успешные проекты и команды» и «45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Кроме чтения книг и статей, все это время я наращивал практический опыт просто в процессе работы. Еще через полгода я прошел аттестацию и получил повышение до сениор-проджект-менеджера.
В ИТ нельзя стоять на месте: технологии регулярно обновляются, поэтому очень важно продолжать развиваться. Если бы я только работал и не изучал ничего, то быстро бы потерял работу.
Мой рабочий день на 40% состоит из разговоров — и если ненавидеть всех людей, то долго так не протянуть. Я налаживаю отношения с заказчиками, выясняю их ожидания, провожу собрания, созвоны и встречи.
Отличительная черта хорошего проджекта — он всегда отвечает за свои слова, в противном случае это плохой менеджер. Поэтому важно выявлять риски, снижать их, контролировать проектную документацию. Я делаю все это, но кроме прочего, составляю и согласовываю задания по проекту, расставляю приоритеты по задачам, распределяю задачи по команде, контролирую качество и сроки в рамках бюджета.
Как стать проджектом
Основные ошибки, с которыми сталкиваются проджекты, можно разделить на три типа.
Неверно рассчитывать сроки. Если разработчик сказал, что сделает задачу за день, то нельзя говорить заказчику эту же оценку, так как обязательно что-то пойдет не так. Всегда надо давать сроки с запасом. Если быстрее сделаете, то раньше отдадите и порадуете заказчика.
Не выяснять требования. Для любой задачи, даже самой маленькой, необходимо подготавливать детальные требования, где не останется каких-либо вопросов или неясностей. Если не сделаете это сразу, то потом обязательно аукнется.
Не контролировать все этапы работы. Столкнулся с этой проблемой на удаленке. Когда все работали из офиса, то было легко понять, работает сотрудник или нет. А на удаленке такой возможности нет. На ежедневных созвонах сотрудник уверял, что все идет по плану, а в реальности сидел и ничего не делал. Это вскрылось, когда пришло время первого демо заказчику. У нас оказалось ничего не готово, и в итоге мы потеряли проект. Сотрудника уволили, а я стал регулярно проверять, что актуальный код лежит в репозитории компании.
Чтобы стать проджектом, просто знаний недостаточно. На мой взгляд, нужно еще любить помогать людям, общаться с ними. Но в целом достаточно уметь слышать и слушать людей, адекватно оценивать сроки и риски и не пускать все на самотек. С такими исходными данными можно погружаться в процесс разработки, изучить, как все работает, и пробовать подавать резюме.