что нужно знать product manager
Кто такой продакт-менеджер?
Популярность специальности product manager за последние 3 года выросла в несколько раз. Мы видим много объявлений о поиске менеджера продукта, курсов по по подготовке специалистов, кейсов и т.п. Но далеко не все знают, кто это такой, какие задачи выполняет и за что отвечает, некоторые и вовсе путают продакт-менеджера с генеральным директором.
В этой статье подробно рассмотрим эту специальность, поговорим об обязанностях и зоне ответственности. Если вы планируете пойти учиться на менеджера продукта, но еще сомневаетесь, информация из материала поможет принять окончательное решение.
Кто такой продакт-менеджер
Должность продакт-менеджера появилась не так давно, поэтому статьи и разные специалисты дают разные определения. Но во всех есть одно целое: product manager — человек в компании, который отвечает за создание и выход на рынок нового продукта.
Неразбериху в понятиях создает и то, что все организации трактуют продакта по-разному. В этом можно убедиться, если посмотреть актуальные вакансии на любом сайте по поиску работы. Например, одна компания выдвигает такие требования. Другая — такие.
Можно подумать, что фирмы сами не до конца понимают, кого ищут. Но дело в другом: перечень обязанностей и зона ответственности продакт-менеджера не может быть одинаковой везде, потому что компании создают разные продукты. Это зависит от сферы деятельности и поставленных целей.
Если просмотреть сотни вакансий и провести глубокий анализ, становится понятно, что product manager — специалист, работающий на стыке бизнеса, маркетинга и программирования. Он на всех этапах контролирует работу над новым продуктом, взаимодействует с инвесторами и пользователями и продолжает развивать свое детище после окончания технической реализации.
Это не простая, но очень перспективная профессия. Если вы заинтересованы в ее получении, то должны быть готовы к постоянному всестороннему развитию в зависимости от появления новых задач. Продакт-менеджер — это не только управленец, но еще немного программист, маркетолог, дизайнер и т.п.
Так выглядит типичный менеджер продукта
Какую роль выполняет product manager
Рассмотрим роль продакт-менеджера более подробно. Основная задача — управление всеми процессами по разработке нового продукта. Сюда относятся принятие или отклонение идей, обеспечение технической реализации, формирование подробной отчетности для дальнейшего анализа и улучшения бизнес-процессов.
Полный перечень обязанностей зависит от конкретной компании. Изучая очередную вакансию, на этот блок обращайте внимание в первую очередь. Например, одна фирма доверяет своему продакту и передает ему полномочия по генерации новых идей. Другая организация самостоятельно создает стратегию развития, включая в нее разработку необходимых продуктов, а менеджеру остается контроль реализации.
Также важно отличать продакт от проджекта. Первый разбивает создание нового продукта на несколько этапов (проектов), второй (обычно их несколько) контролирует выполнение каждого этапа в установленные сроки в рамках имеющихся ресурсов. Условно: продакт создает стратегию и нанимает помощников (менеджеров проектов), которые отчитываются перед ним по каждому этапу работы.
Пока происходит реализация каждого этапа, продакт взаимодействует со всеми вовлеченными в работу специалистами, проводит анализ рынка, определяет целевую аудиторию, проводит тестирования и т.п.
Продакт-менеджер придумал что-то крутое
Следовательно, роль product manager в компании — генерирование идей, создание стратегии развития, набор команды специалистов для дальнейшей реализации, планирование и контроль выполнения поставленных задач.
Какими навыками должен обладать менеджер продукта
Квалифицированный продакт обладает навыками, которые помогают выполнять поставленные задачи.
Стратегическое мышление
Один из ключевых скиллов product manager, который применяется для генерации идей и создания стратегии развития.
Задача любого продукта — создать выгоду и ценность для клиентов. Поэтому менеджер анализирует аудиторию, рыночные условия и конкуренцию, создает «картинку» идеи и презентует команде (руководству). Причем анализирование не останавливается после окончания реализации, оно делается постоянно.
Например, сделана платформа для формирования отчетных документов малого бизнеса (накладные, акты). Все работает, все хорошо. Без анализа потребностей рано или поздно система «затухнет» и станет невостребованной. Но благодаря постоянному изучению рынка продакт-менеджер определяет новые тенденции и «боли» клиентов. Вводится новый функционал, потребитель доволен, система продолжает нести ему выгоду и ценность.
Планирование
Без грамотного планирования, распределения задач по времени, формирования общей дорожный карты достигнуть поставленных целей невозможно. Поэтому менеджер продукта должен уметь не только придумывать идеи, но и планировать их реализацию в мельчайших деталях.
Построение коммуникаций
Product manager регулярно взаимодействует и общается с десятками специалистов, вовлеченных в работу: программисты, дизайнеры, маркетологи и т.п. Важно уметь грамотно общаться с любым человеком в соответствии с его характером и темпераментом и доносить свои мысли.
А так как проект — совокупность взаимосвязанных элементов, созданием которых занимаются разные специалисты, для получения хорошего результата важна стабильная коммуникация между ними. Менеджер должен уметь ее налаживать.
Дорожная карта — хороший способ создания коммуникаций между разными отделами. Если она проработана детально, сотрудники компании будут знать, с кем взаимодействовать на той или иной стадии разработки.
Ведение документации
Создание продуктов не обходится без ведения документации. Продакт, как руководитель, должен уметь ориентироваться в ней и составлять новую. Чаще всего, product manager сталкивается со следующими типами документов:
предпроектная — описание идеи, круг обязанностей, техническое задание;
проектная — план выполнения работ, технический контроль, график;
рабочая / исполнительная — подробное описание продукта, отчеты о выполненных работах, чертежи, графики, дополнительные планы, отдельные задачи;
итоговая — отчет о проделанной работе, руководство по эксплуатации и прочее;
Работа с подрядчиками
Часто для реализации задуманного необходимо приобретение дополнительных материалов, заключение сотрудничества с новыми специалистами, приобретение инструментов, разработок и т.п. Для быстрого получения ресурсов по минимальной стоимости нужно уметь работать с подрядчиками, вести переговоры, договариваться о дополнительных условиях и т.п.
Остальные навыки продакта зависят от сферы деятельности. Например, если он работает в студии по созданию приложений, должен уметь создавать прототипы приложений для тестирования идей. Это снижает нагрузку на разработчиков.
Какие обязанности выполняет продакт-менеджер
Рассмотрим обязанности, выполняемые менеджером продукта. Как уже говорилось ранее, основная задача — разработка новых продуктов, соответствующих трендам и потребностям пользователей. Другие обязанности:
формирование практических выводов;
выведение требований к продукту;
создание рабочего плана, распределение ролей между персоналом;
продвижение и реализация продукта.
Зона ответственности продакт-менеджера:
проведение рыночных исследований, анализ рынка для определения основных потребностей клиентов;
реализация продуктовых линеек, тестирование новых идей;
проведение конкурентного анализа, сравнение аналогичных продуктов по многочисленным характеристикам;
проработка маркетинговых коммуникаций;
взаимодействие с директором по продажам для создания стратегии продаж;
работа с клиентами и отделом продаж для оценки результатов реализации;
формирование долгосрочных и краткосрочных прогнозов продаж, предоставление аналитики руководству;
вывод новых продуктов на рынок, анализ рентабельности (ROI);
создание маркетинговой стратегии совместно с маркетологами;
ценообразование на основе исследования рынка, производственных затрат и ожидаемого спроса;
составление графика и определение эксплуатационных требований;
Рассмотрим простенький пример. Руководство поставило задачу: создать информационное приложение на самых востребованных мобильных платформах для любителей футбола. Продакт разделит работу на несколько этапов:
Анализ рынка мобильных платформ, определение самых востребованных.
Анализ рынка информационных приложений для любителей футбола, определение первоначальной концепции.
Планирование основных этапов разработки в соответствии с первоначальной концепцией.
Сбор команды, определение проджект-менеджеров на каждый этап.
Выбор способов монетизации (получения прибыли) продукта, создание маркетинговой стратегии.
Контроль и оценка выполненной работы.
Выход на рынок, запуск рекламной кампании приложения.
Пример максимально упрощен для общего понимания, как проходит работа продакта. После выхода на рынок он продолжает работать, постоянно анализирует, генерирует идеи по улучшению текущего продукта для привлечения новых пользователей.
Как оценивается эффективность работы продакт-менеджера
Работу product manager оценивают по нескольким критериям, которые разделены на две группы: внутренние и внешние.
Внутренние критерии — то, насколько продакту удалось организовать взаимодействие внутри команды и насколько каждый специалист имеет доступ к необходимой информации. Если это сделано на хорошем уровне, все члены команды довольны, значит, внутренняя эффективность работы высокая.
Количественной оценки по факторам этой группы нет, тут все субъективно. Но если в коллективе хорошая атмосфера, все настроены на работу и достижение целей, значит, со своими обязанностями менеджер продукта справляется.
К внешним факторам относят многочисленные метрики продукта на рынке (перечень определяется в каждом конкретном случае): финансовые результаты, удовлетворенность клиентов и т.п.
Есть несколько KPI, по которым оценивают эффективность работы продакт-менеджеров. В разных компаниях свои наборы, как правило, они уточняются при найме на работу или запуске нового продукта:
Количество покупок и новых пользователей по отношению к текущей аудитории. Метрики показывают популярность продукта, над которым работает менеджер и его команда.
Маржинальность. Фактический объем продаж сравнивают с плановыми показателями.
Активные пользователи. Оценивают, сколько людей ежедневно используют продукт.
Customer Retention Rate (CRR). Коэффициент удержания новых пользователей, ведь важен не только прирост, но и количество оставшихся людей.
ROI. Показатель рентабельности доходов по отношению к рекламным расходам. Показывает, окупились вложенные средства или нет (показатель должен быть больше 100%).
Некоторые компании дополнительно оценивают эффективность работы product manager по срокам разработки, успешности запуска пилотной версии продукта и т.п.
Рынок профессии
В начале статьи говорили о популярности профессии и ее востребованности. Рассмотрим некоторые статистические данные:
в 2020 году чуть меньше полутора тысяч компаний ищут менеджеров продукта (по данным hh.ru);
максимально предлагаемая зарплата в Москве — 600 000 рублей в месяц.
Регулярно появляются новые технологические компании, спрос на продакт-менеджеров растет, количество вакансий и средняя зарплата увеличиваются. Поэтому получение новой квалификации сегодня — актуально.
Таким образом, product manager — специалист, занимающийся созданием новых идей и контролем их реализации. Для успешной работы нужно иметь стратегическое мышление, навыки планирования и построения надежных коммуникаций внутри и за пределами команды.
Еще больше о том, как стать продакт-менеджером, можно узнать на нашем годовом курсе «Профессия: Продакт-менеджер»
Как стать менеджером продукта без опыта?
Вдохновение попробовать себя в качестве менеджера продукта может посетить любого члена команды. Обязательно ли для этого иметь специальное образование, если такое вообще найдется в ближайшем доступе? И достаточно ли просто “горящих глаз” и большого желания, чтобы стать успешным product manager? Истории многих крупных компаний и стартапов показывают, что можно.
Руководители продуктов — это профессионалы, которые работают с продуктом и для продукта от стадии формирования идеи до релиза и пострелизных активностей. Такие специалисты играют ключевую роль в разных по масштабу и уровню компаниях, часто выполняя смежные обязанности, в том числе, в области маркетинга.
Сегодня широко доступна статистика, которая показывает, что менеджеры продуктов часто зарабатывают наравне или даже больше разработчиков. Причем, для этого не обязательно “стучаться” в компанию в качестве джуниора. Многие успешные PM сразу “дорастают” до уровня собственника продукта (product owner) или директора по продукту (product director).
Что нужно для успешной карьеры product manager?
Маловероятно, что в детстве мечтают стать менеджером продукта. Более того, вряд ли в ближайшем университете или колледже найдется классическая дисциплина. Зато сегодня очень популярны различные курсы, семинары, с каждым годом появляется все больше интересных книг и кейсов от крупных компаний, подготовленных специально для развития PM.
У вас может не быть изначального бэкграунда и достаточного опыта для карьеры product manager. Практика показывает, что, вероятнее всего, к управлению продуктами приходят в трех случаях:
Обычно руководители компаний и менеджеры по персоналу, нанимающие менеджера продукта, обращают внимание на три аспекта:
Профессиональные навыки менеджера продукта
Профессиональные навыки для менеджера продукта — это набор умений из разных областей. Многое из такого must-have списка приобретается с опытом и годами. Вот некоторые важные области, в которых нужно ориентироваться PM на самом старте своей карьеры:
Как менеджеры продуктов отличаются в стартапах и крупных компаниях?
Product manager в стартапе
PM в стартапе может одновременно отвечать за обнаружение спорных вопросов, подготовку фич, ценообразование, вопросы поддержки, маркетинг и продажи.
Здесь важно всегда быть готовым к частым изменениям и уметь быстро принимать другое направление, так как компания работает на высококонкурентном продуктовым рынке и учится становиться масштабнее.
Product manager в крупной компании
Здесь менеджеры по продуктам могут иметь более узкую специфику работы и часто делегировать задачи. PMы в крупных компаниях, чаще всего, являются частью большой команды менеджеров.
10 советов для менеджеров продуктов без опыта
Чем больше исследований — тем лучше
Об этом потенциальному менеджеру продукта стоит подумать еще накануне собеседования на позицию product manager. Важно детально изучить отрасль, историю продукта (если такая есть), конкурентов и целевую аудиторию.
Чем больше вы изучаете продукт и все, что с ним связано, тем легче вам будет “стать на ноги” в карьере.
Попробуйте продукт
Если вы хотите лучше понять продукт или сервис, попробуйте его самостоятельно. Для менеджеров, работающих с потребительскими товарами и продуктами, очень важно знать максимально много о продукте, который они предлагают. Важно ежедневное взаимодействие с продуктом и “испытание” всех обновлений.
Если вы работаете с продуктами B2B или B2C, попросите доступ к демо-версии. Обычно такой доступ могут открыть sales-менеджер или команда поддержки.
Знайте глобальные цели руководства
Это не требует полного принятия жизненной философии вашего босса. Никто не любит подражателей. Однако попытка разузнать больше про личные ощущения и впечатления о продукте, цели и перспективы могут помочь сформировать общую командную позицию по разным вопросам.
Общайтесь с клиентами
Не ограничивайте себя в общении с клиентами напрямую. Иногда дружественно настроенные действующие клиенты, которые долгое время используют продукт, могут предоставить полезную обратную связь, предложить интересную идею или вовремя выявить боль. Такое взаимодействие может быть использовано на будущих этапах дорожной карты.
Подружитесь с менеджером по продажам
Конечно, развивать коммуникацию следует со всеми членами команды. Например, project manager — это человек, который быстрее всех сможет познакомить с внутренними проектами, он должен тесно сотрудничать с QA и разработчиками. В свою очередь, sales-менеджеры ближе к клиентам и лучше знают рынок с технической стороны. Специалисты по продажам смогут посвятить вас в то, как активные клиенты используют продукт в повседневной жизни. Этот опыт даст глубокое понимание продукта, продемонстрирует все сильные и слабые его стороны.
Попробуйте себя в поддержке
Проведите несколько дней, а лучше неделю, отвечая на звонки и письма клиентов и решая их проблемы. Пусть это будет 30, 50 или даже 100 обращений, с которыми вы попытаетесь справиться самостоятельно. Конечно, рядом должен быть компетентный сотрудник для решения сложных ситуаций.
Знайте конкурентов
Перед первым собеседованием с представителем продукта, обязательно поинтересуйтесь текущим положением основных конкурентов. Изучите их последние обновления и актуальные предложения, реакцию рынка.
Запланируйте участие в доступных конференциях и других полезных ивентах
В первые месяцы работы с продуктом у вас наверняка не будет времени для внешних профессиональных событий. Но когда ситуация “войдет в колею”, начните поиск полезных мероприятий, которые смогут обеспечить вас новыми профессиональными знаниями и контактами.
Читайте и изучайте
Ничто не научит вас лучше, чем собственный опыт. Только ваши собственные идеи, ошибки и достижения дадут уверенность в работе с новым продуктом. Однако часто заимствованный опыт и теория могут также привести к блестящим решениям. Сегодня в широком доступе классические издания о product management и новинки, интересные статьи и продуктовые блоги, где всегда можно черпать полезную информацию. Не лишним будет подписаться на профильные группы в соцсетях.
Профессиональные инструменты
Будучи новоиспеченным менеджером продукта, вам определенно понадобится удобный и дружелюбный сервис с инструментами для управления целями и задачами, планированием, системой отчетности и работой с удаленными сотрудниками.
Очень важно всегда иметь под рукой универсальный роадмап, которым можно поделиться с командой для синхронизации.
Важным функционалом для менеджера продукта является управление бэклогом. Грамотная работа с очередностью задач поможет избежать нарастания бэклога, упорядочить идеи и спланировать итерации.
Заключение
Самое интересное в профессии менеджера продукта то, что здесь нет идеального пути развития, а также нет значительных препятствий, которые могут помешать любому претенденту стать успешным PM. Роль product manager в команде сегодня — это престижное и востребованное поле деятельности, где вы можете оказать реально ощутимую пользу и влияние.
Очень часто хороший менеджер продукта — это самоучка. Если вы серьезно относитесь к управлению продуктом, то, слушая, запоминая и практикуя, вы быстро научитесь всему, что требует эта профессия.
Как стать product-менеджером: специфика профессии, must-have навыки и вектор развития
Product-менеджер (продакт-менеджер или просто “продакт”) — это человек, который отвечает за успех продукта или какой-то его части. Миссия продакта отчасти альтруистическая и состоит в создании чего-то ценного, что сделает жизнь людей лучше.
С другой стороны, сегодня профессия product-менеджера очень популярна, поэтому появляется все больше искателей легкого пути: проходишь онлайн-курс, добавляешь строку “product-менеджер” в резюме и просишь зарплату от 150 000 рублей.
Онлайн-курсы, конечно, полезное подспорье в развитии, но профессия продакта настолько многогранна, что только курсами тут не обойтись. Об этом я и расскажу в данной статье: в чем специфика работы продакт-менеджера, какие навыки необходимы для эффективной работы и как попасть в профессию.
Product-менеджер: специфика профессии
В России продактов называют по-разному: product-менеджер, product developer, product owner и даже project manager. За каждым названием стоит своя специфика, но в этой статье я не буду вдаваться в тонкости названий. Остановимся на том, что продакт — это человек, который создает востребованный и конкурентоспособный продукт.
В нашей компании iSpring, product-менеджера называют “внутренним предпринимателем”, который занимается либо улучшением продукта для текущих клиентов, либо поиском потенциальных новых ниш, куда можно зайти с продуктом (или его вариацией). Все эти действия ориентированы на коммерческий успех продукта.
При этом у продакта всегда есть заказчик, который ставит продуктовые цели — промежуточные вехи на пути к заветному “успешному продукту”. Эти цели могут быть абсолютно разными: например, достижение конкретных продуктовых метрик, наращивание функционала, расширение клиентской базы, создание продукта с нуля и так далее. Зависит от специфики компании и ее области деятельности.
Под разные цели нужны продакты с разными компетенциями и скорее даже с разным складом характера. Кто-то в душе стартапер, и ему нужна свобода действий — тогда он раскрывается и жжет не по-детски. Другой, наоборот, хочет получить небольшую область ответственности, делать определенные задачи и выдавать стабильный результат.
Что объединяет продактов с любым складом характера — так это умение работать в условиях неопределенности. В рабочий процесс всегда вовлечено много участников и факторов, и продакту постоянно приходится работать с возражениями и искать нестандартные пути решения.
Вот несколько примеров неопределенности, с которой сталкивается product-менеджер в работе:
Работа с гипотезами. Одна из ключевых задач продакта. Нужно быть готовым к тому, что из ста гипотез может выстрелить только одна, а то и ноль. Важно не опускать руки, предлагать формулировать новые варианты гипотез, анализировать эксперименты, обсуждать с клиентами и коллегами.
Клиентские исследования. Чтобы создать продукт, который отвечает всем потребностям пользователя, product-менеджер проводит клиентские исследования. Мы хотим понять, что происходит в головах у наших клиентов? Как они принимают решения? Какие функции продукта особенно их порадуют? Иногда результаты исследования не проясняют картину, а наоборот сбивают с толку. К этому тоже нужно быть готовым.
Известные конкуренты. Мы не знаем, какую стратегию развития и продвижения выберут наши прямые конкуренты. В идеале нужно постоянно наблюдать за ними и предсказывать их действия на два шага вперед. Но временами приходится действовать реактивно.
Неожиданные конкуренты. Рынок — штука непредсказуемая. Всегда может из ниоткуда появиться бойкий стартап и поменять правила игры. В таких случаях приходится спешно реагировать и обороняться.
Важные навыка продакта: топ-3 soft-скилла для развития в профессии
Hard-скиллы продакта могут меняться от сферы к сфере: в конце концов, продуктовые менеджеры есть не только в IT, но и в сфере производства и услуг. Однако, вне зависимости от специализации, любому продакту нужно уделить внимание soft-скиллам:
1. Высокая обучаемость
Профессия product-менеджера настолько многогранная, что в ней постоянно приходится наращивать экспертизу и осваивать смежные области. Хороший продакт понимает, как работает маркетинг, аналитика, продажи и весь бизнес в целом.
Когда я говорю о высокой обучаемости, я не имею в виду способность прочитать много книжек или быстро запомнить большой объем новой информации. Обучаемость подразумевает сразу несколько личностных качеств:
Открытый ум. У человека не должно быть блокирующей установки “я всё знаю”. Мир меняется каждую секунду и эти изменения нужно улавливать и реагировать на них.
Эффективная работоспособность. Обучение — это тоже труд, и нужно быть готовым к тому, что после работы и на выходных придется постоянно учиться. Многие продакты говорят, что в первые годы в новой роли было очень сложно соблюдать work-life balance. Тем не менее, на отдых забивать нельзя — иначе есть риск быстро выгореть.
Умение работать со смыслами. Важно не просто изучать новое, но и глубоко понимать смысл изученного, обрабатывать информацию в голове, накладывать на свой предыдущий опыт и придумывать, как использовать полученные знания дальше.
2. Коммуникативные навыки
Продакт взаимодействует с самыми разными людьми: с заказчиками, клиентами, специалистами по продажам, маркетологами, разработчиками и т.д. От того, насколько хорошо он выстраивает отношения со всеми участниками процесса, зависит успех всего проекта.
Продакт может изучить рынок и клиентов, предложить блестящую идею, но, если навык коммуникации не развит, он не сможет донести ценность идеи до заказчика и команды.
3. Критическое мышление
Идеи вдохновляют, особенно, когда это твои идеи! Ты готов их отстаивать, они дают тебе энергию. При этом есть опасность впасть в иллюзию, начать реализовывать то, что никому (кроме вас) не интересно — и, как результат, подвести команду, клиентов и бизнес.
Очень важно уметь взглянуть на идею критически, чтобы увидеть не только сильные, но и слабые ее стороны. Иногда бывает полезно наоборот разнести свою идею в пух и прах: чтобы понять ее недостатки и по возможности их компенсировать.
Вектор профессионального развития продакта
Поскольку сегодня профессия product-менеджера так популярна, в нее приходят люди с самым разным бэкграундом: студенты, предприниматели, специалисты из смежных областей (например, продажники, маркетологи, тестировщики).
В зависимости от жизненного и профессионального опыта, вектор развития в профессии у этих людей будет разным. Также имеет значение, в какой компании вы намерены работать: в стартапе или в крупной, зрелой IT-компании. Начнем с того, что рассмотрим эти сценарии.
Карьерный путь продакта в стартапе
Стартап — это маленькая команда, которая работает как большая. У продакта в стартапе больше пространства для маневра: рамок нет, правил нет, можешь делать абсолютно всё. Как правило, продакту в стартапе ставят цель и дают практически полную свободу действий. Бывает, что стартап хочет просеять десяток идей и под каждую нанимает продакта: посмотреть, что получится.
В то же время, в стартапе больше хаоса, больше риска — и больше зон ответственности. Продакты в стартапах занимаются всем и сразу: дизайном, проектированием, маркетингом, переговорами и продажами.
Продакт в стартапе должен обладать обладать широкой экспертизой или быть готовым очень быстро ее нарастить. Нужно разбираться в digital-маркетинге, unit-экономике, позиционировании, project-менеджменте, аналитике. Всем этим нужно управлять, контролировать и адекватно реагировать на изменения.
С другой стороны, если вы попали в качественный стартап с сильной командой, то при желании сможете быстро и хорошо прокачаться, так как роли объединены, нужно сделать много и быстро.
Другой вопрос, где такой классный стартап найти? Примерно 1 из 10 стартапов выстреливает, то есть 90% вероятности попасть в стартап, который умрет. Хотя, плохой опыт = хороший опыт. Теперь ты будешь точно знать, как делать не надо. В хороших компаниях это ценят.
Итак, пробежимся по плюсам-минусам работы в стартапе:
+ возможность быстро и всесторонне прокачаться
— больше хаоса, риска и ответственности
— риск попасть в провальный стартап
Карьерный путь продакта в зрелой компании
В зрелой компании тоже можно попасть во внутренний стартап — а можно на устоявшуюся позицию продакта. Во втором случае вы, скорее всего, будете развивать существующий продукт, а это подразумевает большую ответственность: ведь это реальный кусочек бизнеса, продуктом уже пользуется множество клиентов и права на ошибку здесь сильно меньше.
Кроме того, в компании есть команда: разработчики, дизайнеры, продажники, другие менеджеры. Это накладывает ограничения на реализацию твоих идей: они должны соотноситься со стратегией компании и видением коллег.
С другой стороны, в устоявшейся команде работа идет спокойнее, а развитие — более планомерно. Плюс, тебя страхуют другие продакты: они подскажут, если идея явно тупиковая.
Итак, плюсы минусы работы в зрелой компании:
+ планомерное развитие в роли продакта
+ меньше личной ответственности, так как страхует команда
+ больше ресурсов для реализации идей
— больше согласований = медленнее реализация идеи
- больше ответственности перед клиентами и бизнесом
Признаки зрелой компании
Встает логичный вопрос: как понять, что перед вами зрелая компания, а не вчерашний (а то и нынешний) стартап? Вот несколько признаков зрелой компании в сфере IT:
Компания сама создаёт продукты и сама их продаёт.
Клиенты компании сегментированы; портреты клиентов в каждом сегменте, а также их потребности и мотивы, задокументированы.
Есть сформулированные продуктовые метрики и инструменты контроля.
В компании говорят на языке бизнес-гипотез (цикл HADI), а не “блестящих идей”.
У компании уважительное отношение к клиентам, компания заботится о создании и доставке ценности клиентам, а не о продаже любой ценой.
Бизнес компании растёт.
В компании есть как минимум один продакт, и это не CEO.
Грейды продакт-менеджеров в зрелой компании
Кроме вышеописанных признаков зрелой компании, есть еще один: прозрачная система грейдов. Грейды — это профессиональные уровни продакта, которые подразумевают постоянное расширение и наращивание компетенций и ответственности — и, соответственно, рост заработной платы.
В компании iSpring, где я работаю product-менеджером, система грейдов продактов упрощенно выглядит так:
Junior — ответственный за фичу в продукте. Проверяет гипотезы, проводит касдев, пишет ТЗ, проводит решенческие интервью.
Professional — ответственный за модуль или подсистему продукта. Генерирует и проверяет гипотезы, анализирует конкурентов, ищет точки роста продукта, строит воронки.
Senior — ответственный за продукт или вертикаль продуктов. Увеличивает долю рынка, создает стратегию выхода на новые рынки, разрабатывает стратегию развития продукта или вертикали продукта, определяет ключевые метрики, определяет ценообразование и монетизацию продукта.
Советы по входу в профессию для новичков
Итак, вы решили стать продактом. Возможно, вы только что закончили универ: у вас есть базовая профессия, ноль опыта и огромное желание учиться. Или, возможно, вы предприниматель со стажем: за плечами опыт запуска бизнеса и обширные знания во многих сферах. А может быть вы уже работаете в IT и решили попробовать себя в новой роли.
В любом случае, я бы не советовал сразу претендовать на позицию product-менеджера в крупной компании. Для начала нужно понять, подходит ли вам вообще роль продакта? Для этого можно пройти курсы и запустить какой-нибудь студенческий проект. Если вам все понравилось, можно попробовать себя в реальном проекте.
Далее, как я уже описывал в статье, у вас два пути: стартап или крупная компания. В стартап попасть проще, но, как я уже говорил выше, это отчасти лотерея. Поэтому ниже в поделюсь советами, как начинать свой карьерный путь в крупной компании:
Заходить в бизнес постепенно
Если у вас нет опыта в product-менеджменте, и ноль знаний о продуктах и процессах компании, на должности продакта вам будет сложно. Я бы посоветовал заходить в тему постепенно, через продажи, аналитику, тестирование или разработку.
Присмотреться к роли продакта в компании
Пока вы работаете в смежных областях, присмотритесь к роли продакта в этой компании. Какие у них навыки? Какие траектории развития? Кто работает, а кто больше не работает и почему?
Проявить инициативу
Через 2-3-6 месяцев, когда вы получше узнаете продукт и компанию, можно проявить инициативу и обратить на себя внимание. Например, может сработать такой сценарий: “Я тестировал наш продукт, и вижу, что вот здесь неудобно. Я спроектировал, как это можно улучшить. Что скажете?” или “Дайте мне какую-то зону ответственности в продукте, я чувствую в себе силу, хочу попробовать”.
Для бизнеса это будет хорошим сигналом, что в компании есть hipo (сотрудник с высоким потенциалом). В компании со зрелой продуктовой культурой такому человеку много ответственности сразу не дадут, зону риска уменьшат, но скорее всего предоставят возможность попробовать. Если у него получится дойти до результата, то сможет дальше двигаться, как продакт.
Обязательно поработать в продажах
Особое внимание хочу уделить продажам. Работаешь ты продактом в стартапе или в большой компании — не важно: практика в продажах будет полезна любому продакту. Продажи для product-менеджера — это линия фронта, с которой видно все, что происходит на рынке и внутри компании. Работая в продажах ты мгновенно накапливаешь опыт: учишься понимать клиентов, налаживать коммуникации, добиваться результата.
Единственный момент: практиковаться в продажах я советую в экологичной компании/стартапе. Есть бизнесы с агрессивными продажами: те, кто стремится продать любой ценой. А есть компании, которым важна не сама сделка, а сделка в обмен на ценность. Нужно искать такой бизнес.
Программа быстрого погружения в профессию: опыт iSpring
За время своей работы продактом в компании iSpring, я вывел программу быстрого обучения продактов. Она состоит из четырех шагов:
Погрузить в предметную область
Либо отправить новичка в продажи, либо предложить проделать работу клиента своими руками, чтобы пропустить через себя сценарий клиента и найти проблемы/неудобства, которые мы могли бы закрыть своим новым или действующим продуктом.
Погрузить в интернет-маркетинг
Дать новичку проект по продвижению товара или услуги. Он должен разбираться в базовых инструментах, понятиях маркетинга и применить новые знания на практике.
Погрузить в ux/ui
Обучить человека основам ux/ui: что такое опыт использования, удобный интерфейс, взаимодействие. Это можно реализовать через серию курсов или книг, и завершить реальным проект на практике: нарисовать интерфейс продукта, прототип, пройти путем клиента.
Погрузить в специфику работы продакта
Обучить человека инструментам продактов и базовым понятиям: например, что такое бэклог, гипотезы, метрики, цикл проверки гипотез. Завершить также практическим проектом.
После этих четырех этапов менеджеру можно дать первый продуктовый проект. Если в каждую тему входить на 1 месяц, то получается довольно быстрый старт в профессию.
Инструменты и книги для продакта
Конечно, сейчас огромное множество литературы и инструментов по product-менеджменту, но я хотел бы назвать must-have базу.
Инструменты product-менеджера
Продакт работает с очень большим объемом информации и ее нужно обрабатывать и структурировать. Для этого я использую четыре основных инструмента:
Miro. Онлайн-доски, где можно рисовать планы, гипотезы, структурировать информацию, создавать презентации. Для меня это ключевой инструмент визуализации.
Notion. Заметки с ссылками друг на друга. Все, что приходит в голову, я загружаю туда, связываю с другой информацией. Здесь структурирование не визуальное, а смысловое. Этакие чертоги разума.
Электронные таблицы. Я использую google.sheets.
Планировщик. Он может быть электронным, бумажным, а если вы Senior, это может быть и личный ассистент. Вы должны правильно организовывать свое время, чтобы успевать работать, учиться и отдыхать.
Книги для product-менеджера
“Спроси маму” Роба Фитцпатрика. Настольная книга любого продакта. Практическое руководство по эффективному общению предпринимателя с клиентами. Must-read, если еще не читали.
“Найти идею” Генриха Альтшуллера. Книга про теорию решения изобретательских задач. Вообще книга для инженеров, но будет полезна также бизнесменам, менеджерам, людям творческих профессий, студентам и школьникам.
“Построение бизнес-моделей” Александра Остервальдера. Книга предлагает концепцию анализа, построения и совершенствования бизнес-моделей, которой пользуются крупнейшие компании мира.
“Разработка ценностных предложений” Александра Остервальдера. Книга дает шаблон ценностного предложения, который позволит рассмотреть все аспекты сложного процесса разработки и тестирования новых продуктов и прийти к такому варианту предложения, который выведет бизнес в лидеры рынка.