что нужно знать по биологии для сдачи цт
Как сдать ЦТ 2020 по биологии на 100 баллов: советы от выпускницы Адукар 2019 года
Среди 43 абитуриентов, которые получили 100 баллов на ЦТ по биологии в 2019 году, есть и выпускница курсов Адукар — Яна Никуленкова. Девушка рассказала, как она готовилась к тестированию и повлияла ли новая методика подсчёта баллов на результаты по другим предмета.
Яна окончила Минский государственный областной лицей, где училась на химико-биологическом профиле. Планирует подавать документы на фармацевтический факультет БГМУ. ЦТ по химии сдала на 88 баллов, белорусский — на 93
Изначально я выбирала между лечебным и фармацевтическим факультетом, но в итоге в начале 11 класса решила, что второй мне ближе. Профессию я выбирала сама, с родителями могла только посоветоваться в некоторых моментах. Мама всегда говорила, что я могу быть тем, кем захочу, что это только моё решение.
Расскажи о своей подготовке к ЦТ
Я стала заниматься биологией, когда решила поступать в лицей в конце 9 класса. Усиленно готовилась с сентября 11 класса. Я записалась на курсы в Адукар к Марии Казаковой ещё в начале августа, а в сентябре приступила к занятиям. Они были два раза в неделю по 1 часу 20 минут. Также я готовилась в лицее, где у меня было шесть уроков биологии в неделю. Я редко что-то учила самостоятельно, потому что у меня не хватало времени, ведь надо было подготовиться к урокам в лицее и к занятиям на курсах. А этого мне вполне хватало для хорошей подготовки.
Очень сложно было грамотно распределить время. Я училась шесть дней в неделю по шесть-семь уроков, ещё ходила к репетитору по химии и на курсы по биологии. Особенно тяжело было в первой четверти, пока я ещё не привыкла ко всему этому, но потом втянулась, стало легче.
Удавалось ли совмещать учёбу и отдых?
Конечно. Я всегда старалась отдохнуть немного после лицея, только потом ехать на курсы или к репетитору, на выходных гуляла.
Волновалась ли на самом ЦТ?
ЦТ 2019 тебе показалось проще или сложнее РТ, ЦТ прошлого года?
Мне кажется, оно было проще РТ, а с ЦТ 2018 на одном уровне. Были новые задания, которые я не видела раньше, но в них можно было разобраться.
Переживала ли ты из-за новой методики подсчёта баллов?
Новая система мне не очень понравилась, особенно когда выложили таблицу соответствия первичных баллов по обществоведению. Я увидела, как сильно урезаются баллы у детей, которые писали на 85+. В биологии за одну нерешённую задачу люди получали 92 балла, что я считаю несправедливым. Я сама за 3 ошибки в химии потеряла 12 баллов, а за 1,5 в белорусском — 7. В прошлом году система была лучше и справедливее.
Какой совет дашь абитуриентам 2020-го года?
Мне очень помогло прорешивание РТ и ЦТ прошлых лет. Особенно усиленно я начала их решать в апреле-мае, когда уже почти вся программа была пройдена. До этого мы с одноклассниками решали их на дополнительных занятиях в лицее, а в мае я присоединилась к марафону #30daysofbio, который Мария Валерьевна организовала в инстаграме. Суть была в том, что первую декаду мы решали по одному, а затем и по два теста в день. Это здорово помогло научиться распределять время, ориентироваться в заданиях и понимать формулировки. И именно это подняло мой балл, ведь 3-й этап РТ я написала на 84.
Яна с её преподавателем Марией Казаковой
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
7 частых вопросов о подготовке к ЦТ по биологии
Ежегодно ЦТ по биологии сдают более 20 000 абитуриентов. Перед каждой вступительной кампанией ребята просят у Адукар советы о подготовке к ЦТ по этому предмету. Собрали 7 частых вопросов, которые, возможно, тебя также волнуют.
Когда начинать готовиться к ЦТ по биологии?
Если школьник учил биологию и у него не было с ней проблем, то, по мнению преподавателя образовательного центра Адукар Марии, года вполне достаточно. Этого времени хватит, чтобы изучить каждый вопрос ЦТ, легко совмещая с учёбой в школе и другими занятиями. Но когда большая часть биологии прошла мимо тебя, то лучше начинать готовиться как можно раньше.
Конечно, если начать работать с 5 класса, то в любом случае достигнешь успеха. Но даже за четыре месяца, при должном старании, можно реально выучить необходимый пласт информации. Только нужно понимать, для чего ты это делаешь и как.
Можно ли подготовиться к ЦТ по биологии самостоятельно?
Чтобы основательно подготовиться к тестированию, необходимо перелопатить огромное количество материала. Если нет навыка его компоновать, систематизировать, справиться будет неимоверно сложно. На разработку плана подготовки уходит немало времени. Нужно к тому же иметь силу воли для его соблюдения.
Реально ли решить ЦТ по биологии методом тыка?
Нужно ли ходить на все РТ по биологии?
Это хороший способ посмотреть, меняется ли что-то в заданиях с течением времени. Становится понятно, какие темы для тебя самые сложные. Плюс полезно научиться всем организационным моментам и потом не тратить энергию на волнение. И, самое главное, на РТ ты учишься грамотно распределять своё время.
Реально ли сдать ЦТ на 100 баллов?
Очень сложно было грамотно распределить время. Я училась шесть дней в неделю по шесть-семь уроков, ещё ходила к репетитору по химии и на курсы по биологии. Особенно тяжело было в первой четверти, пока я ещё не привыкла ко всему этому, но потом втянулась, стало легче.
Яна Никуленкова, выпускница курсов подготовки к ЦТ Адукар
Меняются ли задания ЦТ по биологии из года в год?
Что делать, если набрал на РТ по биологии мало баллов?
Не отчаивайся. Внимательно изучи консультацию РТ, доучи темы, в которых были ошибки и прорешай по ним тесты. Например, дал неправильный ответ в задании по опорно-двигательной системе человека, значит, почитай эту тему в школьном учебнике. А затем закрепи материал решением подобных заданий. Кстати, в ЦТ онлайн по биологии ты можешь делать работу над ошибками по определённому разделу.
4 секрета подготовки к ЦТ по биологии
Что объединяет ромашек и медведей, людей и рыб, бактерий и вирусов? Наука о живом — биология. А для многих завтрашних выпускников ответ немного другой — ЦТ. Одни школьники готовятся самостоятельно, заменяя прогулки с друзьями на книгу про пестики и тычинки. Другим помогает седовласый профессор или мудрая учительница.
В любом случае не обойтись без продуманного плана действий и хороших книг. Что же нужно, чтобы, как зернышки, обобрать тесты, не запутаться в лианах соответствий и переварить задачи?
А что там у предшественников? Результаты ЦТ по биологии прошлых лет
В 2018 году на ЦТ с биологии зарегистрировались 25759 желающих. 11 счастливцев получили 100 баллов. Один участник сдал на 0, а другого выгнали за использование небиологического предмета — мобильного телефона.
Средняя оценка в 2018 году — 37,85 баллов, а в 2017-ом — 33,31. Конкуренция за бюджетные места обостряется.
4 секрета подготовки к ЦТ по биологии
Чтобы панически не листать книги перед самым тестированием, готовьтесь правильно. Предлагаем следующие шаги как подготовиться к ЦТ по биологии самостоятельно.
Спланируйте работу
Определите уровень знаний с помощью нескольких десятков тестов и задач. Пролистайте школьные учебники и поделите темы на несколько групп знаний: «хорошо», «нормально», «плохо», «очень плохо», к примеру. С каждой из них выберите, изучите и пройдите тесты по нескольким темам, зафиксировав время. Умножьте потраченные минуты на количество параграфов по группам — получите примерный период подготовки. Оставьте в запасе месяц на «хвосты» и работайте.
Теперь у вас будет новый друг — «Спецификации теста по учебному предмету «Биология» для проведения централизованного тестирования». Спланируйте каждую неделю подготовки: выделите время на теорию, тесты, практические задания, и текущий контроль. Не успеваете — нужна подготовка к ЦТ по биологии с репетитором.
Текст — хорошо, схемы и таблицы — лучше
Трудно понять сложную информацию из текста. Если же данные структурированы в таблице, рисунке или схеме, включается зрительная память. Так легче запомнить строения растений, человеческих органов или бактерий. Если иллюстрации не лезут в голову, то сначала просто перепишите их в тетрадь, затем переносите и немного подсматривайте, а в конце сделайте это без помощи книги.
Практика
Прочитанное — это лишь теория. Учитесь применять полученные знания, решая тесты и задачи по биологии. Прочтите консультации РТ и посетите пробное тестирование. Решайте задания онлайн. Воспользуйтесь также сборниками заданий и демонстрационными вариантами.
Готовься к сложностям
Трудно глубоко пройти весь школьный курс по биологии. Даже если вам это удастся, на тестировании будут вопросы, в которых будете сомневаться. Лучше такие задачи оставить на потом, приступив к более простым. Тогда не придется жалеть, что знали ответ на тест, но не успели решить. А неверная задача не украдет у вас уйму времени.
Что же делать, когда на тестировании чего-то не знаете? Не сдаваться. Методы исключения, логика и немного везения.
Книги по биологии для подготовки
Иногда родители и ученики жалуются, что полученных знаний в школе не хватает для успешной сдачи теста. Однако на страницах учебников — вся информация для любого задания на ЦТ. В 99% случаев ученик плохо усвоил материал, не умеет его анализировать и использовать во время тестирования.
Вооружиться знаниями до зубов и успешно пройти испытание помогут следующие пособия для подготовки к ЦТ по биологии.
Учебник для 6 класса не берите. В нем слишком обрезаны темы, которые изучаются в следующие 5 лет в школе.
«Здорово, когда абитуриенты учат и сдают биологию, потому что хотят её знать, так как желают быть врачами, биологами, экологами, учителями»
Может показаться, что биология — простой школьный предмет, который запоминается сам собой. Однако абитуриенты, что собираются сдавать централизованное тестирование по биологии, знают, как легко запутаться в огромном количестве названий видов живых организмов или строении ДНК. Преподаватель Адукара Мария Казакова расскажет о том, как грамотно организовать подготовку к ЦТ по биологии.
Какова специфика ЦТ по биологии?
В тестировании по этому предмету много терминов и серьёзных задач. Нужно вспомнить или выучить вновь большое количество понятий. Задания в тестах хоть и совпадают со школьной программой, всё равно при подготовке немало приходится изучать самому. Тут вопрос в том, как преподаётся в школе биология. Учителя могут давать не всю информацию, которая предусмотрена составителями программы, поэтому ученику кажется, что задания в ЦТ — это что-то невероятное.
Мария честно нам призналась, что получает безмерное удовольствие от преподавания. Благо опыт перенимать есть у кого: её родители — педагоги
Состав заданий ЦТ меняется из года в год?
Я бы сказала, что в последние годы есть тенденция к увеличению количества заданий по генетике, эволюции и экологии. Это не существенная разница, но пару вопросов прибавилось однозначно. Всё так же в тестах заданий по ботанике и зоологии меньше, чем по анатомии. Однако все темы затрагиваются так или иначе. Мелкие подробности, особенности молекулярных механизмов, конечно, вряд ли попадутся, но нужно иметь представление обо всём.
Сильно ли отличаются варианты?
Вопросы в разных вариантах совершенно идентичные. Они вращаются вокруг одних и тех же тем. Задачи могут отличаться всего несколькими значениями. Поэтому такого не бывает, что, к примеру, десятый вариант гораздо сложнее первого. Всё зависит от абитуриента. Когда недоучено, задания кажутся невыполнимыми.
Наша героиня закончила лицей БГУ, а затем биологический факультет БГУ по специальности «Биотехнология»
Существует мнение, что ЦТ — необъективная система проверки знаний. Так ли это?
Если ты знаешь предмет, то должно быть всё равно, каким образом у тебя его проверяют. Тестирование объективно в том плане, что баллы начисляются в зависимости от процента участников экзамена, которые правильно выполнили конкретное задание. Решение теста не требует каких-то особенных мыслительных процессов от абитуриента. Владеешь материалом, то и волнение не большая помеха. Сомневаешься в чём-то — выбирай из предложенных вариантов похожий на правду (не считая части Б). Не знаешь — и удача не поможет. Для проверки знаний по биологии тестирования достаточно.
К слову, часть Б гораздо сложнее, как минимум потому, что там есть задачи. Это уже другой уровень понимания предмета. Сходу её не решить. Тут нужно и математическими способностями обладать, хотя бы элементарными.
Можно ли подготовиться самостоятельно так, чтобы сдать ЦТ на высокий балл?
Я верю, что школьники, которые могут учиться самостоятельно, существуют. Но их мало. Чтобы основательно подготовиться к тестированию, необходимо перелопатить огромное количество материала. Если нет навыка его компоновать, систематизировать, справиться будет неимоверно сложно. На разработку плана подготовки уходит немало времени. Нужно к тому же иметь силу воли для его соблюдения. Более эффективно, если ты придёшь к человеку, который уже переработал все темы, знает, на что обратить внимание в первую очередь. Он подскажет, как лучше запомнить материал, посмотрит динамику, в конце концов. Самонаблюдение даётся далеко не всем.
Параллельно с преподаванием на курсах Адукара, Мария работает в Белорусской медицинской академии последипломного образования в иммунологической группе, одно из направлений которой — разработка лечения с помощью стволовых клеток
Сколько нужно времени на подготовку к ЦТ?
Это очень личный параметр. Чтобы подготовка не была в ущерб всему остальному, следует выделить на неё один учебный год. Этого достаточно для методичного изучения каждого вопроса без паники и суеты. Конечно, если начать работать с 5 класса, то в любом случае достигнешь успеха. Но даже за четыре месяца, при должном старании, можно реально выучить необходимый пласт информации. Только нужно понимать, для чего ты это делаешь и как.
По каким учебникам лучше всего готовиться?
Есть хорошая книга под редакцией Лилии Камлюк и Николая Лисова «Биология. Полный школьный курс». В ней собраны пять учебников под одной обложкой. Там исчерпывающая информация и совершенно нет воды. Всё доступно объясняется и подкрепляется замечательными схемами и рисунками.
Можно ли без подготовки набрать приемлемое количество баллов методом угадывания?
ЦТ — это ни в коем случае не самоцель, не пункт назначения, а всего лишь способ проверки того, что у абитуриента есть достаточный уровень знаний для дальнейшего обучения, получения специальности. Поэтому никакого смысла угадывать нет. Если собрался воспользоваться методом тыка, то изначально ничего знать не хочешь. В университете придётся столкнуться с тем, что все будут считать тебя знающим человеком. А это далеко не так.
Нужно ли проходить РТ по биологии?
Конечно. Это хороший способ посмотреть, меняется ли что-то в заданиях с течением времени. Становится понятно, какие темы для тебя самые сложные. Плюс полезно научиться всем организационным моментам и потом не тратить энергию на волнение. И, самое главное, на РТ ты учишься грамотно распределять своё время. Допускать ситуацию, когда остаётся 5 минут до конца, а ещё 20 заданий не выполнено, не стоит. Хотя 120 минут на биологию более чем достаточно. В принципе, в ЦТ мало заданий, на которые нужно много времени. Только несколько задач, а остальное либо вспомнил, либо нет.
Как же справляться с волнением?
Необходимо помнить — на экзамене жизнь не заканчивается, это всего лишь проверка. Всё, что мог, ты уже сделал. Нового в твоей голове уже не появится и, дай бог, не убавится. Сконцентрироваться не на своих внутренних ощущениях, а на выполнении задания.
Реально ли сдать ЦТ по биологии на 100 баллов?
Это сложный вопрос. Всегда в тесте бывают вопросы, на изучение которых ученики не уделяют времени. Я их понимаю. Пытаешься охватить всё и пропустил, кто такая спирогира. В любом случае, будет парочка моментов, которые не успеешь выучить. Только если ты не машина (улыбается). И тут либо сможешь вычислить ответ, либо — удача. Это бывает, но в редких случаях.
Я бы очень хотела, чтобы все помнили, для чего им нужно сдать ЦТ, зачем они собираются поступать в университет. Тогда тестирование будет настоящим экзаменом. Здорово, когда абитуриенты учат и сдают биологию, потому что они хотят её знать, так как желают быть врачами, биологами, экологами, учителями. А не потому, что они вынуждены или им кто-то так сказал. Большую роль играет то, чем человек увлечён. Я хочу, чтобы образование было по любви.
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Топ-5 ошибок на ЦТ по биологии, список каверзных тем и другая полезная информация абитуриенту
Дарья Хвир — преподаватель биологии в образовательном центре Адукар. Окончила биофак БГУ, с 2016 года работает в университете младшим научным сотрудником. Готовит к ЦТ и ЕГЭ, а также к поступлению в учебные заведения Европы и Америки. Главный принцип преподавания: «Абитуриент — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь»
Топ-5 ошибок на ЦТ по биологии
Тема «Сердце и круги кровообращения»
Number one — это «Сердце и круги кровообращения». Первое, с чем связана данная ошибка, касается того, что абитуриенты забывают переворачивать изображение сердца, когда видят его перед собой в заданиях ЦТ. Как это выглядит? Люди смотрят левое и правое предсердие, пытаясь прикинуть: «Так-так-так, лево у меня здесь, я пишу правой рукой, вот у меня левая рука, значит, здесь у меня левое предсердие. Нет. Происходит зеркальный переворот.
Сталкиваюсь ещё с тем, что некоторые абитуриенты забывают про обозначения. ЛП — это не «лучшая подруга», а ПП — это не правильное питание, а левое предсердие и правое предсердие. Как бы это сейчас смешно не звучало, действительно, такие ошибки имеют место быть.
Тема «Строение среза бабочки спинного мозга»
Здесь у нас всё, что касается всевозможных рефлексов, которые бывают приобретёнными либо врождёнными, прохождения нервных импульсов. Вспоминаем сейчас все эти задания, где, к примеру, подошёл человек, окунул руку-ногу в холодную водичку, вскрикнул «боже мой, как холодно!», отдёрнул эту руку-ногу. Каким образом проступала у него информация? От его кожи, от рецепторов на поверхности кожи она шла до головного мозга, там анализировалась, потом развернулась обратно к мышце, которая сократилась, одёрнув руку-ногу. Такие задания, точно так же как и задания на кровеносную систему, повторяются из года в год, что в репетиционных этапах, что на централизованном тестировании.
Неправильно округление чисел в задачах по генетике и экологии
Ходит среди биологов такая шутка, что ЦТ по биологии идут сдавать те люди, которые не пошли сдавать математику. Соответственно, они с ней не знакомы и могут быть настроены таким образом, что не будут погружаться в данный предмет. Но здесь есть важный момент: если в задаче встречаются такие понятия, как написание целого числа, обязательно нужно помнить то самое правило математики из далёкой-далёкой вашей начальной школы: пятёрка округляется в большую сторону. Это не применимо к сдаче в магазине, к сожалению, но это действует для ваших ответов в В части. Если у вас получился ответ задачи 13,5, вам нужно написать 14. Если ответ получился 13,6, вам надо писать 14. А если 13,4, вы пишите 13.
Почерк при расписывании решения задач по генетике и экологии
Я с этим сталкиваюсь из года в год, и грустнее всего, если это происходит уже непосредственно тогда, когда абитуриент вышел после ЦT. Человечек начинает расписывать задачку, записывает родителей, записывает гаметы, затем всё касается третьего закона Менделя, там где требуется решёточка Пеннета и там где может получиться от 8 до 16 потомков. И цифры могут конечно варьироваться. И всё. Люди начинают писать одинаковые буквы и затем сами в своих же начертаниях, в своём почерке путаются. Поэтому прошу, если у вас, скажем так, не очень каллиграфический почерк, ограничивайте все обозначения. Вы волнуетесь, вы находитесь в состоянии стресса, стараетесь быстренько-быстренько всё решить. Вы пропустили одного потомка или что-то ещё неясно записали, не разобрались в собственном почерке, и в итоге неправильно написали. Когда вы будете переходить на данный тип задач, аккуратненько, неспеша, чётко разграничьте все обозначения. Не поскупитесь на эту одну, две, три минуты, чтобы грамотно всё записать.
Старт со сложных заданий с переходом на более простые
Начинайте с того, что лучше всего знаете. Представляете, вы сидите все мокрые, вас начинает раздражать что-то сложное, не дай бог, вы психанули или у вас что-то не сошлось, у вас какие-то проблемы с решением, и вы начинаете уже сомневаться просто во всём. Высока вероятность, что эмоционально себя можете довести до ошибок на самом простом. Решили А1, потом А5, потом перескочили на А12. Вы движетесь по тому, в чём точно уверены, потом наступает какой-то средний этап, где вам надо напрячься, и вот вы тоже решили эти задания, поэтому подходите к наиболее сложным. Экзамен не длится у вас 5 часов или два дня, вы не будете настолько измождёнными, что у вас устанет мозг. Он не устанет. 180 минут отведено на сдачу ЦТ по биологии, поэтому спокойненько двигайтесь от того, в чём уверены, до того, что вам кажется сложным.
Начинайте с каких-то простых моментов, с простых терминов. Это будет касаться общей биологии. Выучите для себя отдельно, что такое понятие экосистема, биоценоз, биогеоценоз и потом начинайте это всё усложнять.
Дарья Хвир, преподаватель биологии в образовательном центре Адукар
Какие пособия вы посоветуете для изучения?
Я советую пособия тех преподавателей, у которых имела честь учиться. Это настоящие, отличнейшие педагоги, которые в данный момент являются и разработчиками непосредственно централизованного тестирования, и готовят абитуриентов с помощью своих пособий к ЦТ. Это Лемеза с кафедры ботаники БГУ, Камлюк с кафедры экологии и Лисов. Пособия этих авторов (либо вместе, либо по отдельности) являются наиболее полными для подготовки.
Ребята, пожалуйста, не используйте какие-то краткие курсы, пособия, которые выпускаются российскими авторами. Программа подготовки к ЕГЭ очень отличается от программы подготовки к ЦТ. Вы можете изучать вещи, которые совершенно не будут мелькать на централизованном тестировании, но будут появляться на ЕГЭ. Самый быстрый пример: в рамках подготовки к ЕГЭ выделяют четыре царства живых организмов, а в рамках подготовки к ЦТ — пять. Дело в том, что протистов в нашей программе относят к грибам. Уже даже самые первые вопросы А части и В части, если говорить про ЕГЭ, могут быть провалены из-за того, что была выбрана не та книга.
Может быть, есть какие-то сайты в альтернативу учебникам?
Я, на самом деле, здесь ничего бы не посоветовала кроме Адукара. Всё действительно так, я не пользуюсь интернет-ресурсами. Пожалуйста, не лазьте по Википедии, по каким-то сторонним интернет-ресурсам, даже если они кажутся вам быстрыми, если они кажутся вам очень даже доступно изложенными, — в них возможны ошибки. Большинство сайтов не рецензируются, никто не проверяет, что там написано. Википедия вообще саморегулируемый источник. Соответственно, лучше и надёжнее обращаться к печатным изданиям.
Как хорошо запомнить тему «Гормоны»?
Представьте себе ваше тело. Погуглите в интернете картинки, поищите видео, где человеческая модель будет представлена без кожи и будут видны органы. Вы увидите, что вот здесь у вас щитовидная железа, вот здесь, за вилочкой ваших ключиц, находится тимус, а эпифиз и гипофиз находятся в мозгах. И так далее. Когда вы визуализируете себе их анатомическое расположение, вам будет на самом деле проще их запоминать. То есть вы поймёте, что вот голова и отсюда вырабатывается гормон роста, что вот надпочечники, они сзади, когда бьют по почкам, нам больно плохо, вспоминаем адреналин, норадреналин Ассоциируйте с ситуациями.
Возможно ли повторить весь материал за 6 дней?
Знаете, когда биология начинается в 6-м, заканчивается в 11-м… Перед вами происходит просто супергеройское приземление: вокруг летят камни, осколки, вас по инерции отбрасывает всей этой биологией… Возможно, но только если в рамках тем, с которыми у вас проблемы (дальше я обязательно скажу об этом конкретно). Или же это будет поверхностное повторение. Суперметода и волшебной палочки для повторения с нуля или плохого уровня усвоения знаний за 6 дней поглощения информации вряд ли существует.
На каких темах в этом году могут потерять баллы максимальное количество людей?
Темы, которые обязательно вызывают трудности у абитуриентов — это строение головного мозга, строение нервной системы, строение кровеносной системы и мы уже сказали сегодня про гормоны, их тоже можно сюда добавить. Касательно общей биологии я бы рискнула даже сейчас сделать прогноз, что, несмотря на общую подготовленность, постепенно общая биология не то чтобы полностью растворяется, но уступает значительное место зоологии, классическим наукам и ботанике.
Как хорошо запомнить общую биологию?
Повторюсь: мне нравится подход от простого к сложному. В шестом классе общая биология тоже появляется и мне очень сложно доносить до ребят такие понятия как экосистема, объяснять разницу между биогеоценозом и биоценозом, пояснять, что такое экотоп, а что такое экотон. Поэтому к данному разделу следует подходить с самого начала, в эволюционном порядке. Когда вы начинаете понимать, что представляют из себя осы отдельно, что такое вид, что такое популяция, вы начинается дальше, как слоёный тортик, класть следующие пласты информации поверх того, что у вас имеется.
Какие задачи по биологии чаще всего встречаются на ЦТ? По каким темам задачи самые сложные?
На самом деле, я бы даже не выделила здесь самые сложные темы. Конечно же, будет третий закон Менделя, дигибридное скрещивание, это там, где у нас находится два гена, где вам надо правильно расписать буковки, обозначить гомо- и гетерозиготы, опять же, решёточка Пиннета. Сложность задач по генетике заключается в самом начале, в самом первом этапе, когда вы читаете условия. Как только вы правильно распределили, какой признак доминантный, какой рецессивный (а может, там будут гетерозиготы и вообще окажется третий признак), как только вы записали правильно генотипы родителей, расписали правильно гаметы, всё уже складывается. В рамках задач по экологии надо немножко напрячься и вспомнить, как у нас переводятся граммы в килограммы, килограммы в центнеры, центнеры в тонны, но, опять же, это знания на уровне чуть ли не начальной школы
Будут ли в ЦТ по биологии задачи на кроссинговер?
Задач на кроссинговер не будет. Они не встречались уже несколько лет. Мы ориентируемся на репетиционные этапы, мы ориентируемся на тесты, которые были 3, максимум 5 лет назад до года вашей сдачи централизованного тестирования. Глубже лезть не надо. Не надо открывать ЦТ 2008 года и пугаться, что там есть задачи на кроссинговер.
Как распределить время на ЦТ по биологии?
Желательно прорешать задания так, чтобы осталось время перепроверить собственные ответы два, три, четыре раза. Из-за стресса, возможно, вы невнимательно что-то прочитали, где-то пропустили «не», перепутали между собой гомологичные и аналогичные органы. После прихода на экзамен у вас работает адреналин, но тот, кто уже разобрал эту тему, он знает, что организм может находиться в состоянии адреналиновой реакции максимум 10−15 минут.
Как правило, к началу экзамена у вас будет норадреналиновая реакция. Просто вспоминайте ваше состояние, когда вы с кем-то со всей силы поругались, поскандалили. Как вы себя чувствуете именно после какого-то большого скандала, истерики? Истощённым. Вы обессилены и вам хочется просто лечь и лежать. У вас практически закончились эмоции, вы всё выплеснули, вы опустошены. Норадреналиновая реакция — реакция расслабления. Поэтому перепроверяйте себя.
Какие задания на ЦТ по биологии самые каверзные?
Для зоологии — представители всевозможных классов и отрядов животных. Анатомические особенности классов хордовых. Сазан, фазан, адмирал, крапивница, медянка — есть много животных, которые обычно сбивают абитуриентов. Пожалуйста, находите картинки в интернете, смотрите, как выглядят данные животное. И вам реально будет проще запомнить, чем вы будете мучиться и вспоминать. Анатомические особенности класса хордовых — у кого где расположено сердце, сколько камер находится в сердце у представителей тех или иных классов, или, если мы будем говорить о рыбах, надклассов. У кого первичная, у кого вторичная, какие почки и так далее.
Для анатомии человека — строение головного мозга, нервной системы, кровеносной системы. Об этом мы уже говорили.
Для общей биологии — задачи на генетику и экологию, эволюция, экологические термины. Эволюция, эволюционные теории дядюшки Чарльза Дарвина, первого трансформиста, до него у нас были ещё Иллинойс с Ламарком. Соответственно, современная или синтетическая теория эволюции, чего это касается, — абитуриенты тоже путаются. И всевозможные экологические термины.
Будут ли задания про достижения учёных-биологов, например, Дарвин, Мендель и так далее?
Когда начинают мелькать всякие персонажи, как я их называю, обычно их фамилии зашифровывают в их открытиях. То есть, например, дядюшка Вавилов занимался разведением сортов растений, вот такой он был молодец, при Советском Союзе у него там была большая коллекция семян, которых он собрал столько-то, столько-то сортов яблонь и груш он вывел. Если это касается Дарвина, там будут говорить, что он совершил пятилетнее кругосветное путешествие на корабле и вам надо будет догадаться, кто это. Но опять же. Там, конечно же, не одна фраза, не одно предложение. Обычно перечисляется несколько фактов из биографии учёного и узнать его не составляет труда.
Методы вычисления правильного ответа
Отталкивайся от наименее вероятного. Обязательно среди пяти вариантов ответа найдутся два, которые абсолютно бредовые, они явно будут неподходящими. Если вы сомневаетесь, то лучше методом исключения вычеркните лишнее.
Метод исключения. К примеру, из пяти вариантов выбросили два, соответственно, осталось три, после этого вы начинаете смотреть, что ещё подходит по комбинациям каких букв.
Не вспоминай частности, если это не конкретный вопрос. Обычно абитуриенты это очень любят. Они любят прийти и вспомнить, что вот, у одуванчика стержневая корневая система, он трава, он у нас должен быть с мочковатой корневой системой. Но обычно когда речь идёт об очень общих характеристиках какой-то группы. Это значит, что данная характеристика охватывает 50% всех представителей, 60%, но не 100%. Характерно большинству, но не всем.
И последний вопрос. Как готовиться, если уже «горит»?
1) Повторяем простые термины и блоки информации, в которых точно не запутаешься.
2) Добавляем в свою жизнь картинки, ассоциации, составляем схемы.
3) Не сидим по ночам с учебниками, если нет 10 000% гарантии, что в такой биоритмике проще запоминается.
4) Стараемся охватить материал по максимуму, а не определёнными разделами биологии.
5) Не бойтесь посмотреть правде в глаза, самостоятельно прогнав один тест ЦТ прошлых лет, сверив затем ответы. В ошибках можно прощупать темы, в которых есть неуверенность.
6) Используем любую возможность для повторения.
Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё: