что нужно знать о живописи
Что нужно знать о 7 самых известных полотнах каждому образованному человеку
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Звёздная ночь», Ван Гог
Местонахождение: США, Нью-Йорк, Музей современного искусства
Сам художник признавался в письме брату в том, что испытывает потребность в религии, поэтому отправляется рисовать звёзды. Неповторимая техника мазков художника придаёт полотну динамику и создаёт движение. Если долго смотреть на картину, может показаться, что изображение на самом деле находится в движении. Ван Гог добивался этого движения, бесконечно ставя эксперименты: выдавливал краску на холст, создавал штрихи обратной стороной кисти или даже пальцами. Многослойность картины придаёт ей объём и даже структуру ночного неба.
«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли
Местонахождение: Италия, Флоренция, Галерея Уффици
Картина, написанная примерно в 1584 году, считается самым чувственным произведением мирового искусства. Художник создал удивительно воздушные образы, но не стал останавливаться на деталях, поэтому фон выглядит плоским, вода, по сути, едва обозначена. И всё же невозможно оторвать взгляд от одухотворённой картины с античным сюжетом. Кстати, яркость красок сохранилась до наших дней благодаря специальному защитному слою из яичного желтка, который нанёс Сандро Боттичелли, а вот эластичность холста и отсутствие растрескивания достигнуты минимальным добавлением жира в пигменты.
«Мона Лиза», Леонардо да Винчи
Местонахождение: Франция, Париж, Лувр
Самая известная работа художника является и сегодня объектом пристального внимания со стороны не только любителей живописи, но и простых людей. Произведение обладает какой-то особой притягательностью. В свое время о нем забыли на многие годы, оно хранилось глубоко в музейных запасниках, скрытое от глаз посторонних. Позже картину приказал отреставрировать непосредственно Наполеон, а настоящую популярность она обрела уже в ХХ веке благодаря попытке похищения и вывоза в Италию. При этом похитителем двигала вовсе не жажда наживы, а чувство патриотизма. Он хотел, чтобы полотно великого итальянца хранилось у него на родине.
«Сотворение Адама», Микеланджело Буонарроти
Местонахождение: Ватикан, Сикстинская капелла
Только подняв голову в Сикстинской капелле, можно увидеть этот шедевр Высокого Возрождения. Произведением просто невозможно не восхищаться, особенно, если знать, что исполнено оно в технике аль-фреско. Эта техника невероятно сложна по причине того, что краска должна быть нанесена исключительно на мокрую штукатурку. Поэтому роспись предполагала высокую скорость и полное отсутствие ошибок, ведь в случае неправильного или непропорционального изображения нельзя было просто смыть слой краски. Нужно было полностью сбивать штукатурку и весь процесс начинать с самого начала.
«Сикстинская мадонна», Рафаэль
Местонахождение: Германия, Дрезден, Галерея старых мастеров
Картина, созданная для алтаря церкви монастыря святого Сикста II в Пьяченце, была заказана самим папой римским Юлием II. Полотно обрело популярность в XIX веке, когда слава о нём в прямом смысле слова стала передаваться из уст в уста. Даже светоч русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин открыто восхищался произведением искусства, хотя за границей никогда не бывал. Фрагмент этой же картины маркетологи стали широко использовать в рекламе уже в конце прошлого века, и благодаря ангелочкам с нижней части полотна популярность «Сикстинской мадонны» многократно возросла.
«Руанский собор в солнце», Клод Моне
Местонахождение: Франция, Париж, музей Орсе
Художник написал порядка тридцати полотен с видами Руанского собора, не повторяясь ни на одном из них. Он демонстрировал смену цветов в зависимости от освещённости и погоды, рисуя его в лучах рассвета и заката, в солнечный ярких день или же при пасмурной погоде.
«Сад земных наслаждений», Иероним Босх
Местонахождение: Испания, Мадрид, музей Прадо
Художник в центральной части своего триптиха изобразил мир земных плотских наслаждений, поместив по обе стороны от него изображения ада и рая, правда, в собственной интерпретации. У этого произведения столько деталей, что рассмотреть их все в подробностях невозможно даже за день, а разгадыванию загадок полотна специалисты посвящают многие годы.
Полотна голландского художника Иеронима Босха узнаваемы по фантастическим сюжетам и деликатным деталям. Одной из самых известных и амбициозных работ этого художника является триптих «Сад земных наслаждений», который уже более 500 лет вызывает споры у любителей искусства по всему миру.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как научиться понимать живопись
Как научиться понимать живопись человеку без академического художественного образования? Вопрос можно поставить иначе: зачем современным людям загружать свой мозг лишней информацией, тратить время на посещение музеев и галерей, запоминать фамилии живописцев, если фотокамера смартфона способна зафиксировать все, что душе угодно? Причем, получится высококачественное изображение предмета или очень реалистичный портрет, и не нужно будет вообще думать о том, как научиться понимать живопись и как ее расшифровывать.
Поклонники живописи ответят, что даже самая правдивая и точная до мельчайших деталей фотография не способна передать зрителю эмоциональное состояние и посыл автора. А вот картина, даже если она выполнена в абстракционизме или кубизме, содержит в себе закодированное послание. И счастлив тот, кто может хотя бы частично раскрыть замыслы художника, впитать в себя его настроение и расшифровать информацию, заложенную в произведение.
Почему все же стоит научиться понимать живопись и зачем нужно впустить ее в свою жизнь? Можно привести как минимум три причины:
А еще живопись может стать новым и интересным увлечением, причем не только в виде простого коллекционирования картин — вы можете попробовать себя в рисовании, взяв в руки карандаш и кисть. Ведь известно много случаев, когда успешные брокеры, таможенники и бакалейщики в зрелом возрасте становились известными художниками. Но для начала стоит научиться рассматривать живопись. И мы подскажем, как это сделать.
Инструкция — как расшифровать картину?
Всмотритесь в полотно внимательно, и, если позволяет помещение, посмотрите на изображение с разных ракурсов и с различного расстояния. Прочитайте название и затем попробуйте изучить картину, воспользовавшись небольшой инструкцией:
И в конце уже можно будет научиться понимать живопись и осознавать истинное предназначение полотна.
В чем предназначение картины
Каждая картина создавалась автором для достижения определенной цели. В давние времена, когда грамотность была привилегией высшего класса, картины использовали для просвещения большой массы людей. Например, в эпоху раннего христианства церковь стремилась распространить евангелистское учение как можно шире. Так появились иконы и иллюстрации к Библии. Люди смотрели на рисунок и сравнивали его содержимое со словами проповедников.
Позже, с заметным увеличением количества грамотных людей, художникам надоело доступно излагать информацию для тех, кто не умеет читать. Живописцы научились зашифровывать в полотнах тайные послания, порой закладывая в них задачи, непосильные даже для просвещенного зрителя. Этим любил баловаться Микеланджело (Michelangelo). Посмотрите на «Сотворение Адама». Говорят, что мастер нарисовал человеческий мозг, а потом повторил этот трюк на «Отделении света от тьмы» на шее бога. С какой целью?
А вот «Аллегория с Венерой и Амуром». Какая задача стояла перед Аньоло Бронзино (Agnolo Bronzino) — неизвестно. Однако, если всмотреться в полотно, то можно понять, что художник изобразил ложь, похоть, зависть, ревность и отчаяние. На картине присутствует много персонажей и предметов, и каждый из них достоин детального изучения, чтобы составить целостное представление о работе и о целях автора.
Попробуйте расшифровать тайные смыслы картин, изучая работы современных живописцев и старых мастеров. На сайте Very Important Lot можно купить картины напрямую у художников, которые презентуют собственные полотна на отдельных страницах-портфолио.
Что нужно знать о живописи
Многие хотят научиться рисовать, но боятся начать. Как подступиться к краскам? Какую кисть и бумагу выбрать? С чего начинать? В руководстве «Живопись с нуля» есть ответы на все эти вопросы. Приводим азы, с чего начинать занятия живописью. Следуйте этим советам, выполните упражнения и вы уже не будете бояться чистого листа. Вы получите необходимые знания и базовые навыки. Живопись станет ближе, понятнее и будет доставлять море удовольствия.
Часть 1. Подготовительная
1. Найдите вдохновляющий объект для рисования
Бывает так, что вы уже все приготовили, но не можете найти объект, который вдохновил бы вас. Об этом стоит позаботиться заранее. Что-нибудь интересное наверняка завалялось в шкафах и ящиках стола. Присматривайте объекты на распродажах, в комиссионных и продуктовых магазинах. Изучайте картины любимых художников.
Интерес к цвету и форме будет вас мотивировать в процессе работы над картиной. Существует связь между чувствами к объекту и возможностью раскрыть свои способности. Вы сможете больше, чем вам кажется.
Для первой картины сгодится простой одноцветный симметричный сосуд, например обычная кофейная чашка. Иллюстрация из книги
2. Познакомьтесь с кистями и красками
Возьмите в руки мягкую круглую и щетинную кисти и сравните их ворс. Выдавите на палитру немного акриловой краски из тюбика. Попробуйте нанести неразбавленную краску разными кистями на холст или акварельную бумагу. мазки должны получиться яркими и рельефными. Почувствуйте отличия в мазках разными кистями. Добавьте немного воды и нанесите мазки еще раз. Средняя консистенция краски имеет такую же интенсивность цвета, как и неразбавленная, но ее фактура при этом сглажена. И сделайте это упражнение еще раз со слабым раствором краски. Отметьте, как быстро высыхают краски в первый, второй и третий раз.
Иллюстрация из книги
Попробуйте наносить краску разными кистями — овальной мягкой, синтетической тонкой, щетинистой плоской. Пробуйте каждую кисть, пока не будете уверены в том, что знаете, какой кистью воспользоваться, чтобы реализовать задуманный рисунок.
Иллюстрация из книги
3. Полезные приемы работы с палитрой
Цвета на картинах, которые мы видим, как правило, получены с помощью смешивания: чистый цвет из тубы обычно слишком интенсивен. Эти приемы облегчат вам получение нужного цвета.
4. Научитесь получать нейтральные цвета
В любой картине присутствуют нейтральные цвета — «визуально серые». Из-за низкой интенсивности на первый взгляд они незаметны, но это самый полезный инструмент для создания гармоничной цветовой композиции. Давайте посмотрим, как этого добиться.
Смешайте синий и оранжевый в любой пропорции. Теперь давайте попробуем изменить цветовую температуру за счет пропорционального соотношения теплого и холодного цветов в смеси. Если результат скорее фиолетовый, попробуйте сделать ржавый цвет, добавив больше оранжевой краски, а затем белил для более светлого персикового цвета. Если на первом шаге образовался ржавый цвет, добавьте синего, чтобы вышел холодный цвет, близкий к фиолетовому, а затем белил, чтобы получился светлый фиолетово-серый.
Повторите предыдущие шаги для другой пары дополнительных цветов — желтого и фиолетового, красного и зеленого.
Короткими вертикальными штрихами соединены пары дополнительных цветов. Цвета каждой пары смешаны друг с другом для получения двух нейтральных цветов, в каждом из которых доминирующим был один из родительских цветов, — они расположены справа от соответствующего родителя. Иллюстрация из книги
5. Основные, вторичные и третичные цвета
Нарисуйте круг, затем разбейте его на три одинаковых сектора. Верхний сектор закрасьте кадмием желтым средним, правый нижний — синим ультрамарином, а затем смешайте основной красный из нафтола малинового и кадмия красного светлого и закрасьте им левый нижний сектор.
На цветовом круге из основных цветов нарисуйте полукруги с центрами в пересечении границ сектора с внешним контуром цветового круга. Закрасьте эти полукруги вторичными цветами, расположив над «родителями»: кадмий красный светлый над границей между красным и желтым, фиолетовый диоксазиновый над границей между красным и синим. Добавьте желтый в зеленую ФЦ и закрасьте зеленый полукруг над границей между желтым и синим.
Основной цвет при смешивании с лежащим рядом вторичным дает третичный. Добавьте по одному треугольнику с каждой стороны полукруга, всего их получится шесть. Закрасьте каждый треугольник, ориентируясь на подписи.
Основные, вторичные и третичные цвета. Иллюстрация из книги
Часть 2. Рисовательная
6. Начните с абстракций
Абстракция — интересный и простой способ подготовки к работе над реалистичным произведением. Важно выбирать 3-4 цвета, которые вам нравятся, чтобы чувствовать эмоциональную связь с картиной. Нарисуйте по всей поверхности листа простым карандашом непрерывную угловатую или округлую линию. Она может пересекаться несколько раз.
Закрасьте фигуры на рисунке теми цветами и оттенками, консистенцией краски и кистью, которые вам нравятся. Слушайте свой внутренний голос. Главная задача — сделать так, как вам нравится, забыв обо всем остальном.
Иллюстрация из книги
7. Схема мазков
Начинающие часто не уверены, как наносить мазки. На рисунке стрелочками показано направление, которое поможет добиться хорошей глубины изображаемого пространства на примере кружки.
Схема мазков и результат. Иллюстрация из книги
8. Как наносить тени
Ключевую роль в создании объемного изображения играют тени: их-то в первую очередь нужно научиться видеть и писать. Всего есть четыре типа теней:
Чтобы нарисовать тень, положите черную краску или краску более темного цвета, чем основной цвет. А вторым этапом покройте этот затемненный участок основным цветом. Черный цвет в полутоне должен просвечивать под новым слоем краски, создавая цветную тень. Если хотите сделать тень темнее, нанесите еще черного от четкой границы тени и смешайте с цветом на полутоне.
Тень на примере цилиндра. Иллюстрация из книги
9. Как наносить блики
Чтобы создать реалистичный блик, обозначьте сухой кистью с белилами самый светлый участок на предмете столько раз, сколько нужно для достаточной яркости. В середине блика положите небольшой мазок густой краски для большей яркости.
Два примера наложения бликов. Иллюстрация из книги
10. Пишите картины в воображении
Занимаясь повседневными делами, пишите картины в воображении. Мысленно ищите соответствие между поверхностями и текстурами, которые видите вокруг себя, и способами работы с кистью и наложением краски.
Как читать и понимать живопись
Как научиться понимать живопись? В этой статье даю советы и рекомендации, как правильно научиться читать картины знаменитых художников. Также разберем и современное искусство.
Возможно ли научиться понимать живопись – как современную, так и признанную классику, если у вас нет специального образования, например, историка искусств? И нужно ли нам вникать во все нюансы, если это никак не связано с нашей работой? Разве нужно перед походом в музей или картинную галерею, изучать биографии художников, стили и виды живописи, историю создания картин? Ведь есть же, в конце концов, Интернет, где в один клик можно посмотреть всю информацию, не вдаваясь в детали и подробности.
Как видите, существуем множество нюансов, к пониманию и расшифровки изобразительного искусства. Эта статья рассчитана на тех, кто хочет начать разбираться в живописи уже сейчас, чтобы к следующему походу в музей быть во всеоружии.
Можно ли научиться понимать живопись
Да, научиться понимать живопись можно, и даже нужно, если вам интересна эта тема. Только нужно сразу настроить себя на то, что это, как и во всем будет учеба – не бывает такого, что мы рождаем с даром понимания живописи. Придется много читать и смотреть, прежде чем вы научитесь разбираться в искусстве живописи.
Так почему же некоторым так важно и нужно учиться понимать живопись? Прежде всего, хочу сразу отметить, что если вы пойдете учиться на искусствоведа, то вам в любом случае придется этому учиться. Я же хочу поговорить об обычных людях, которые в своей жизни не так часто сталкиваются с миром искусства, но все равно хотят в нем разбираться.
Также хочу уточнить, что для изучения и понимания живописи, иметь яркое воображение – не самое главное качество. Конечно, оно безусловно нужно, чтобы, по крайней мере, представить себе реалии, в которых создавались картины, творческие пути художников. Но больше чем воображение, вам понадобится хорошая память, умение строить причинно-следственные связи, насмотренность, начитанность, знание истории, в конце концов.
Только в совокупности все эти качества помогут вам понимать искусство, как современных художников, так и творцов прошлых веков.
С чего начать изучать искусство
Как и любой другой предмет, искусство требует определенного подхода к изучению. Начать стоит с основ – а именно, с теоретической составляющей.
Изучаем теорию
Начните с истории искусств. Для этого, советую вам начать читать о разных эпохах и направлениях в искусстве: от античных времен и эпохи Возрождения, до классицизма, импрессионизма, кубизма и других измов.
Благо сейчас существует огромный выбор книг, помимо доступных статей в сети Интернет, где подробно расписывается каждый период в живописи, с конкретными примерами значимых художников того или иного времени.
Стоит также подтянуть культурно-исторический контекст ваших знаний. Ведь сложно будет понять почему художники творили так, а не иначе, не зная, что происходило в мире, в каких условиях они жили. Так как среда обитания играет большую роль, постарайтесь также прочитать биографии наиболее ярких представителей эпох. Зачастую именно из описания жизни художника становится понятно, почему он стал великим, а другой его современник – нет.
Переходим к практике
Если у вас нет возможности посетить музей, где собраны ярчайшие представители какого-то направления в искусстве, вам помогут различные альбомы по живописи, художественные каталоги с выставок и сайты знаменитых галерей и музеев.
Выберите несколько понравившихся вам картин, и попробуйте определить направление, в котором написана работа, либо самого художника. Это стоит делать, когда вы уже читали и смотрели репродукции известных полотен. Так, методом проб и ошибок вы запомните основные черты, выделяющие эпоху или живописца, и уже придя в музей, сможете сами для себя выделить разные картины.
Выходите в свет
Книги и альбомы — это хорошо, но лучше все-таки иметь возможность также смотреть на живые картины. Обычно в музеях, пусть даже региональных, есть несколько залов с разными направлениями. Проходите их все постепенно, подглядывая в гид-брошюру, либо на месте ища информацию о картине в Интернете. Так, с помощью зрительной памяти, вы лучше запомните материал, будучи под впечатлением от настоящей картины.
Коллекционируйте работы художников
Как понять современное искусство? Начните его коллекционировать! Вы удивитесь, но это правда работает. Некоторые современные художники очень мало берут за свои работы, особенно не такие известные. Чтобы удачно вложиться в искусство, а спустя пару лет еще и заработать на своем приобретении, вам придется начать разбираться в современном арт-рынке.
Это очень увлекательно и интересно, хотя бы потому, что сейчас у нас с вами есть огромный спектр материалов, новые возможности, которые дарит нам Интернет. Вы можете приобрести себе в коллекцию работу художника с другого континента, если он покажется вам многообещающим и о нем будут отзываться арт-критики.
Для этого вам нужно читать статьи галерей и музеев современного искусства, следить за выставками современных художников, узнавать больше о региональных творцах – ведь так много самородков на просторах нашей страны, так много имен, которые еще не открыли.
Также вам помогут социальные сети, например, Инстаграм – некоторые художники не ждут, что их пригласят на выставку, а делают выставку работ прямо у себя на странице, там же и продают картины.
Постепенно, изучая работы других художников, вы начнете разбираться в основных направлениях современного искусства.
Рисуйте сами
Если вам нравится живопись и у вас есть к ней способности, начинайте рисовать сами. Если пока не получается придумывать сюжеты из головы, попробуйте делать копии известных картин, но всегда помните об авторском праве.
Ведь когда вы немного разберетесь в основных направлениях, у вас, скорее всего, появится свое любимое – импрессионизм, реализм или что-то современное. Так, чтобы лучше понять и донести свое творчество до зрителя, вы и сами должны будете погрузиться в это направление.
Чтобы понять, как читать живопись, нужно также знать основные законы и правила создания картины.
Так, очень важно знать правила воздушной перспективы, принципы светотени, основные законы композиции, изучить разные планы, с помощью которых создается пространство на картине.
Все это уже знает художник, и с помощью этих средств выразительности он и старается впечатлить зрителя своей картиной. А значит и вам нужно знать эти правила, чтобы понять, что он хотел сказать своей работой, чтобы начать говорить с ним на одном языке.
Как нужно воспринимать картину
Практически всегда художник вкладывает какой-то определенный смысл в свою картину, а нам, зрителям, нужно правильно этот смысл интерпретировать. Так что же нужно, чтобы воспринимать картину художника правильно?
Во-первых, нужно постараться рассмотреть картину внимательно, со всех сторон и ракурсов. Затем, отталкивая от названия картины и биографии художника, попробуйте подумать, почему именно в этот период своей жизни, автор написал то, что вы сейчас видите перед собой? Может, у него был творческий кризис, или, наоборот, душевный подъем, когда он писал картину? Подумайте об этом.
Если же, сюжет картины очевиден, например, это сцена из библии или портрет исторического персонажа, то понять и прочитать картину будет намного проще. Опять же, вы можете обратиться к биографии художника, чтобы понять почему он стал писать именно этот сюжет.
Обратите также внимание на цвет красок, которые использовал автор. На пропорции и перспективу. Эти ключи о многом могут вам рассказать.
Подумайте также про символизм. Например, если на картине изображены 12 апостолов, то очевидно, что это прямая отсылка к другому произведению. Многие творческие личности любили вкладывать дополнительные смыслы в свои работы, и, порой, читать и находить их – это отдельный вид искусства.