что нужно знать о вокале
Основы вокала: первые шаги, первые упражнения
Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие. Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.
Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного). И чтобы научиться петь красиво и профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».
Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.
Дыхание
Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.
На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.
Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.
Интонирование
Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.
Упражнения на интонирование
Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.
Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:
Резонаторы
Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.
Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.
Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.
Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.
Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.
Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.
Упражнения для резонаторов
Упражнения для развития мышц лица
Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.
Автор: Александра Селиванова
Первые шаги начинающего вокалиста в вопросах и ответах. Часть 1
Но сначала небольшое лирическое отступление.
В этот раз я решил построить повествование в форме вопросов и ответов. К сожалению, начав писать, я понял, что вопросов может быть достаточно много и коротко ответить не получается, поэтому пост будет разбит на несколько (как минимум – две) частей.
Естественно, если будут какие-то еще вопросы – задавайте в коментах, постараюсь ответить сразу или, если вопросов наберется много, включу в очередной пост.
Вопрос: Ну хорошо, допустим, действительно, петь можно научиться. Что делать дальше?
Ответ: Ответ, как водится, поражает своей глубиной – нужно начать учиться. И, в первую очередь, решить для себя – готовы ли вы тратить на это определенное количество времени, усилий и, к сожалению, денег в течение достаточно длинного срока. Потому что, к несчастью, человек пока не умеет, как Нео в Матрице, загрузить в себя программу кунг-фу за 20 секунд и немедленно побежать спасть мир. А если вы внимательно читали предыдущий пост, то должны были понять, что пение в значительной своей части – это вопрос правильной техники, наличие определенного психическо-мышечного навыка (весьма непростого, к тому же, это вам не тройной тулуп крутить) и обучение этому навыку придется вести по старинке – путём многократных тренировок и повторений. И наиболее эффективно процесс обучения будет идти, если «тренировка» будет проводиться под руководством и присмотром вменяемого педагога.
Хотя, конечно, бывают и исключения. Многие научились петь сами, но это, как правило, не благодаря, а вопреки.
Вопрос: Я правда хочу научиться петь, но мне все-таки кажется, что слуха у меня нет совсем, и обучение будет пустой (и демотивирующей) тратой времени и сил
Возможно, неразвитый, возможно, кривой, скорее всего – несинхронизированный с голосом, но, определенно, есть.
Вопрос: Кустарщина какая-то. Вот в музыкальной школе меня проверяли – играли две ноты и спрашивали, какая выше – какая ниже, а еще играли ноту и просили её спеть, а еще хлопали в ладоши и просили повторить в ритм. Вердикт: слуха нет.
Ответ: Сначала мини-флэшбек – в пять лет меня так «зарезал» папа. Но я точно помню, что я просто не понимал, что такое «выше», а то такое «ниже». К счастью, он ошибся.
Теперь, собственно, ответ. В музыкальной школе задача преподавателей на вступительном экзамене не стоит в том, чтобы определить, есть ли у вас слух или нет. Их задача – набрать группу из определенного количества детей с примерно одинаковым начальным уровнем подготовки. Как и в обычной, не музыкальной, школе, преподавателям нужно, чтобы ребенок уже что-то умел на базовом уровне. Вы знаете хотя бы одного психически здорового ребенка, который, не умея читать до школы, не научился хоть как-то читать к третьем классу? Я таких не знаю. Когда говорят, «у ребенка нет слуха» или «у ребенка нет чувства ритма» это в большинстве случаев означает «у ребенка недостаточный для нашего класса уровень начального развития слуха/ритма», а вовсе не «у ребенка отсутствует музыкальный слух и путь в музыку ему закрыт».
Вопрос: А что, без преподавателя совсем никак нельзя? Я стесняюсь/сильно занят/финансово ограничен/хочу сначала попробовать свои силы.
Ответ: Ну, вообще говоря, начать можно и без преподавателя. Просто занятия с преподавателем гораздо более эффективны («ученик поёт ушами своего учителя»), но даже занимаясь с педагогом, вам придется достаточно много практиковаться самостоятельно, поэтому, почему бы не начать с простого самостоятельного занятия по интонированию?
Хорошая новость состоит в том, что задача анализа высоты издаваемого вами звука уже давно алгоритмизирована, и сегодня существует огромное количество программ, которые покажут вам, какую ноту вы поёте на самом деле. Другими словами, «ушами учителя» в данном случае будет микрофон вашего смартфона/компьютера + программа.
Какими конкретно программами пользоваться – без разницы, по большому счету. Я пользовался – для компьютера – SingingTutorApp (поищите в гугле), для андроида – Voice Training Learn to Sing. Обе программы очень простые, но на английском языке, если с этим проблемы – поищите аналоги, ну или спросите у пикабу.
Как заниматься (на примере SingingTutorApp):
Сначала определите комфортный для вас вокальный диапазон. Для этого запускаем программу и поём слог «ма» сначала низко, т.е. толсто, а потом высоко, т.е. тонко. Не нужно надрываться – ширина диапазона, в данном случае, роли не играет, петь нужно комфортно и избегать напряжения и в низах, и в верхах. Запомните буковки и циферки, которые программа показывает – это названия нот (в английской нотации ноты пишутся латинскими буквам – A, B, C, D, E, F, G – для ли, си, до, ре, ми, фа, соль соответственно) и их октава.
Теперь выставляете ползунки так, чтобы программа выдавала только звуки из вашего диапазона – и вперед. На начальном уровне лучше настроить программу так, чтобы она играла звук все время, пока вы нажимаете на кнопку (галка Play while button pressed).
В процессе пения программа будет показывать ту ноту, которую вы поёте на самом деле и, соответственно, нужно корректировать голосом и петь выше или ниже, пока нота не позеленеет.
Это самокопание крайне важно! Пока у вас не развилось чувство интонации, ваш мозг должен искать, за что же ему зацепиться при анализе. Ведь он слышит, что звук, который играет в ушах и звук, который издаете вы – вообще говоря, разные. Но при этом, в зависимости от каких-то ваших действий связками и мышцами гортани, они становятся очень похожими, практически одинаковыми. Значит, у них есть что-то, что их объединяет (ответ – основная несущая частота) и ваш мозг учится идентифицировать, выделять это самое общее. А еще он запоминает, какие действия приводят к тому, чтобы это общее появилось (т.е. вы спели «в ноту»).
Занимайтесь ежедневно, по 10-20 минут или пока не устанете. Не мешайте мозгу и имейте терпение – через какое-то время (может пройти до нескольких месяцев – не пугайтесь!) вы вдруг начнете «узнавать» ноты, у нот появится, грубо говоря, окраска, или форма, или шершавость, и ваш голос начнет выдавать ноты все ближе и ближе к эталону. Сначала это произойдет для каких-то отдельных нот, потом количество «успехов» будет расти и расти и, наконец, вы начнёте практически сразу попадать в нужную ноту.
В процессе занятий не стесняйтесь экспериментировать. Что, если диапазон расширить? Или, наоборот, сузить? А что, если петь не «ма», а, например, «лё»? Или «йэ»? Может, для каких-то гласных ваш процент «попаданий» больше, чем для других? Или для каких-то нот? А почему? А если петь сначала один слог, а потом – другой? Что меняется?
Главное при этом фокусироваться не на интонации, а на своих ощущениях, эмоциях, и пытаться их запомнить и воспроизвести при пении очередной ноты – и интонация придёт сама собой.
Вопрос (последний на сегодня по очереди, но не по значению): Я начал заниматься и у меня болит в горле. Это нормально?
Это НЕ НОРМАЛЬНО и довольно даже плохо, но случается часто, особенно с начинающими певцами. В процессе всех ваших вокальных упражнений вы должны понять и уяснить одну критическую вещь – связки нам даются один раз и на всю жизнь! И орган этот – достаточно нежный, поэтому берегите их.
Конечно, как и любая другая мышца, нераспетые (т.е. не разогретые предварительными упражнениями) связки могут устать с непривычки и ныть, но любые болевые ощущения – однозначный сигнал немедленно прекратить занятие и сделать перерыв, пока болевые ощущения не исчезнут. Нельзя заниматься на травмированных мышцах!
Более того, если в процессе занятий это ощущение возвращается, значит вы делаете что-то неправильно – скорее всего, слишком сильно напрягаетесь когда поёте верхние ноты.
Помните – упражнение на интонацию не требует громкого звука, можно петь даже вполголоса!
Как научиться петь. Упражнения в домашних условиях и практические советы
Как научиться петь. Общая информация
Овладение своим голос как музыкальным инструментом – очень сложная задача, требующая огромного количества работы. Тем не менее, существуют упражнения, которые помогут вам понять, как ставится голос, а также специфику вокального исполнения. В данной статье мы расскажем, как научиться петь в домашних условиях, дадим упражнения и объясним особенности этого процесса.
Виды вокала
Разделяют три вида вокального исполнения – академический, эстрадный и народный. Освоение каждого из них происходит по-разному, а также различаются аспекты техники и звукоизвлечения.
Академический
Тот самый способ пения, которым исполняются оперы и другие классические произведения. Главная вещь, которая отличает этот вид вокала от остальных – в нем певцы не используют микрофоны и другие способы увеличения громкости. Все достигается за счет самого пения. Из-за этого к данной вокальной технике предъявляются довольно жесткие требования.
Во-первых, вы должны тренировать свой тембр голоса, потому что исполнение академических произведений требует широкий вокальный диапазон, в котором все ноты звучат чисто и без призвуков.
Во-вторых, академический вокал требует безупречную артикуляцию – опять же, цель добиться идеального звука, который бы пробивал оркестр и звучал хорошо без каких-либо средств обработки.
Научиться данному типу вокала в домашних условиях очень тяжело, и если вы хотите освоить его – то лучше всего обратиться к преподавателю.
Народный
Это довольно распространенная манера пения, которой пользуются многие эстрадные певцы – например, Пелагея. Народный вокал – это разговорная манера исполнения, которая содержит в себе специфические приемы, свойственные конкретному народу.
Еще одна отличительная особенность – это почти постоянное нахождение в высокой певческой позиции. Именно благодаря этому данный тип вокала получает свое специфическое звучание.
Народному вокалу в наши дни обучаются практически так же, как и эстрадному. В нем есть все основные приемы, необходимые для любого вокалиста. Вопрос остается только в том, чтобы понимать специфику жанра, в котором вы поете.
Эстрадный
На данный момент эстрадный вокал – наиболее распространенный среди всех остальных видов. Именно им пользуется большая часть певцов на большой сцене. Главная его особенность заключается в том, что, как правило, вокальные партии находятся внутри одного не очень широкого диапазона. Кроме того, эстрадная техника пения предполагает, что артист будет каким-то образом двигаться на сцене и взаимодействовать с публикой – это нашло свое отражение в используемых приемах.
На данный момент именно эстрадный вокал является одним из самых разнообразных. В этой статье мы рассказываем, как научиться петь именно в эстрадной манере.
Основные принципы
В данном разделе мы подробно расскажем и опишем принципы, по которым вы сможете научиться петь с нуля, не выходя из дома.
Опора дыхания
Первое, что нужно понять для освоения вокального мастерства – это, что дышать вам нужно не ртом, а носом, при этом извлекая звук как бы животом. Сделайте глубокий вдох и попробуйте сделать движение мышцами живота так, чтобы вытолкнуть набранный воздух небольшими порциями. Ощущение, которое создается в области диафрагмы от этого действия и есть опора. Вам нужно научиться контролировать ее и петь с опорой.
Зевок
Зевок – прием, который пришел в эстрадный вокал из академического. Идея состоит в том, чтобы при исполнении вокальных партий широко открывать рот на гласных звуках – особенно когда вам надо протянуть его. Так создается объемное и круглое звучание, не зажатое вашей полостью рта. Делая зевок, вы можете обратить внимание, что некоторые гласные звуки, например «е», трансформируются в «а» из-за того, что вторые более открытые. Это нормально.
Самое сложно здесь – сохранять зевок при взятии звуков более верхних регистров. Сначала вам будет очень хотеться немного закрыть рот, чтобы найти верную ноту без сохранения округлости звука – это нормально, но от этой привычки придется избавиться.
Конечно, не всем песням зевок может подходить, однако владение этим аспектом вокала поможет создать приятный, округлый звук там, где это требуется.
Вибрато
Таким термином называют естественные колебания голоса, которые образуются в резонаторах во время пения. Это так же делает звук менее плоским и более объемным. Вибрато нельзя научиться отдельно от всего комплекса вокальных аспектов, и чаще всего оно появляется само собой после правильной постановки голоса и пения на опоре.
Пение звуков
Мы уже вскользь касались этой темы. Речь идет о том, чтобы во время пения исполнять не буквы слов, а их звуки. При постановке опоры и зевка это начнет получаться у вас само собой – и вы обратите внимание на то, что чаще всего вместо привычных букв «е» или «у» у вас будут получаться звуки «а» или «о». Дело в том, что эти звуки имеют более округлую форму, и сами по себе легче контролируются. Конечно, это работает далеко не во всех, особенно эстрадных композициях, но этот прием очень важен при вытягивании нот, а также при взятии звуков высоких регистров.
Упражнения
Упражнение для отработки опоры дыхания
Встаньте и вдохните. После этого напрягите живот и диафрагмой попробуйте как бы вытолкнуть воздух из легких, выкрикивая какой-то звук – например «а» или «о». Вы почувствуете, что на каждый из криков тратите меньше воздуха, несмотря на то, что звучит он громче вашего обычного крика.
Когда вы привыкните к этому ощущению, начните тянуть звуки таким же способом. Ваш живот должен быть напряжен и как бы выдавливать воздух, опираясь на него. Вам нужно приучить себя делать так при каждом вокальном исполнении.
Мычание
Для этого и последующих упражнений вам потребуется инструмент или секвенсор, в котором можно создать последовательность правильно звучащих нот.
Возьмите любую ноту на инструменте и попробуйте ее промычать, попадая в нужный тон. Сначала это будет сложно, однако со временем начнет получаться все лучше и лучше. Выстройте небольшой паттерн, который будете исполнять, и тренируйтесь на нем, стараясь, чтобы переход между нотами был плавным.
После того, как вы сможете нормально исполнять ноты последовательно, попробуйте придумать небольшую мелодию, и подпевать ей.
Гласные
Упражнение похоже на предыдущее, но разница в том, что вам нужно будет не мычать, а петь гласные звуки вслед за мелодией и нотами. Начинайте с медленных партий, где изменение нот редкое и долгое, без резкой смены тесситуры, и постепенно пытайтесь исполнять все более сложные мелодические рисунки.
Скороговорки
Вокал – это так же и про дикцию. Тренируйте ее на скороговорках, особенно обращайте внимание на последние фразы и слоги, которые в привычной речи как бы проглатываются.
Как научиться петь в домашних условиях
Начните играть на инструменте
Разумеется, можно научиться петь, не играя на каком-либо другом инструменте, однако это будет гораздо менее эффективно и сложнее. Именно поэтому очень часто преподаватели по вокалу дают основы игры на пианино.
Пойте чужие песни
Регулярно пойте под чужую музыку, которая вам хорошо знакома. Вслушивайтесь в то, что вы поете, и пытайтесь попадать в ноты вместе с вокалистом. Самый лучший вариант – любимая композиция, которая хорошо подходит вам по своему диапазону и исполняется певцом того же пола, что и вы. Так вы сможете избежать ситуаций, когда большая часть нот в песне просто не берется вами.
Уже позднее начните брать композиции с более широкими по диапазону вокальными партиями, и постепенно тренируйте свой голос брать нужные ноты. Таким образом, вы потихоньку начнете расширять свой голос.
Записывайте свой голос
В процессе пения под гитару или минусовку очень важно записывать свой голос. Так вы сможете услышать себя со стороны и понять, какие вещи вам даются сложнее, а какие – проще. Для этого подойдет любой микрофон, который может нормально и без артефактов записывать голос.
Если вы поете под студийную запись с вокалом – то попробуйте пустить дорожку с вами параллельно с дорожкой трека. Так вы услышите еще лучше, какие проблемы у вас есть и куда развиваться дальше.
Обратитесь к преподавателю
Советы в этой статье помогут вам понять основы и специфику вокального мастерства, но чтобы по-настоящему освоить все тонкости, вам в любом случае потребуется грамотный преподаватель.
Как научиться петь самостоятельно с нуля
В ванной, машине, на кухне многие моют. У всех разный тембр, неповторимый голос.
Хотите научиться петь так, чтобы даже соседи за стенкой кричали «на бис»? Мечтаете выступить перед аудиторией? Или петь в караоке в веселой компании? Как научиться петь в домашних условиях самостоятельно с самого нуля? Возможно ли это?
98,5% людей способны научиться петь. Согласно канадскому исследованию только 1,5% страдают врожденной амузией, неспособностью понимать, исполнять музыку.
Для мотивации ловите примеры великих певцов, которые учились петь самостоятельно с самого нуля.
Великие самоучки
Жорж Брассенс
Мастер слов, король глагола Жорж Брассенс (1921-1981) не думал стать всемирно известным.
Мать не разрешает ему заниматься музыкой из-за плохой успеваемости в школе. Тогда он учится играть на гитаре и петь самостоятельно с самого нуля. Не знает сольфеджио.
Во время Второй мировой войны сочиняет первые стихи. В конце 1940-х годов, живя в нищете, пишет песни, которые станут известными. Но Брассенс стесняется выходить на сцену. Предпочитает, чтобы его тексты исполняли звезды.
Учится музыке, поэзии, пению самостоятельно, вставая в 5 часов утра каждый день, тренируясь до заката.
Лучано Паваротти
Лучано Паваротти (1935-2007) учится петь самостоятельно на хорах оперы Модены, начинает карьеру в возрасте 26 лет после года обучения.
Талантливый тенор популяризировал классическую музыку, исполняя дуэты с поп-звездами, аккомпанируя таким исполнителям, как Стинг, Мэрайя Кэри на благотворительных концертах.
Эминем
Рэп-автор, композитор, исполнитель Эминем — тоже самоучка.
В школе был грозой одноклассников, затем знакомится с рэпом, учиться самостоятельно, участвует в рэп-баттлах. Эминем покоряет мир, принадлежащий чернокожим американцам, получает всеобщее уважение. Посмотрите фильм «Восьмая миля» о его дебюте.
Как научиться петь самостоятельно дома
Можно ли самостоятельно научиться петь не хуже звёзд? Педагоги по вокалу дают рекомендации, которые помогут с нуля прокачать вокальные данные в домашних условиях.
Раскрыть все нюансы в одной статье трудно, нужна практика. Получите 5 классных техник по улучшению голоса бесплатно.
Научитесь дышать диафрагмой
Дыхание влияет на каждый элемент звука, от длительности удержания нот до тона. При пении дышите животом, широко раскрывая диафрагму. Диафрагма — мышца под легкими.
Она позволяет дышать глубоко, вытягивая воздух с самого дна легких. Барбара Стрейзанд, Селин Дион поют из диафрагмы.
Большинство дышит грудной клеткой (верхними легкими). Поверхностное дыхание означает меньшее количество воздуха в легких. Не годится для удержания длинных нот, увеличения громкости.
Встаньте боком к зеркалу. При неглубоком дыхании грудь поднимается вверх. При диафрагмальном — желудок выходит наружу при вдохе.
Искусство дыхания в пении — полноценная дисциплина. Неспособность его контролировать приведет к тому, что вы быстро выдохнетесь во время выступления.
Проверьте себя двумя упражнениями.
Если дуть сильнее, звук становится громче. Не меняйте положение губ. Цель состоит в том, чтобы выдуть весь воздух из легких с одинаковой скоростью, громкостью. Получилось?
Если выходящий воздух колеблется, диафрагма недостаточно сильна. Представьте, что пытаетесь поднять тяжелый вес с помощью мышцы руки. Если мышца не развита, она начинает дрожать. Дыхание без сотрясения требует силы диафрагмы.
Повторяйте эти упражнения, учитесь дышать диафрагмой всегда, даже когда не поете.
Дышите беззвучно
Ваша задача — полностью уменьшить “воздушные” шумы. У вас будет более чистый звук, меньше ненужного трения в горле и голосовых связках.
С широко открытым ртом вдохните быстро и глубоко, затем выдохните полностью. Большинство людей издают задыхающийся звук.
Чтобы дышать беззвучно, сделайте движение в горле, как будто собираетесь зевнуть, но не зевайте. Вы должны почувствовать, как гортань движется вниз.
Задержитесь в этом положении, постарайтесь дышать тише. Практикуйте вдох и выдох, регулируя положение гортани.
В конечном итоге обнаружите ваш самый тихий метод дыхания.
Цель — научиться дышать беззвучно, полностью наполнять легкие, используя диафрагму. Сделайте полный вдох менее чем за 0,5 секунды. Затем выдыхайте плавно, с равномерным темпом в течение 30 секунд, вытолкните из легких весь воздух до последней капли. Если чувствуете головокружение, сделайте перерыв.
Открывайте рот
При плохо открытом рте звук будет слабым. Откройте рот широко, но так, чтобы было удобно. Не растягивайте его болезненным образом. Поэкспериментируйте с громкостью. Обратите внимание, как меняется тон звука.
Избавьтесь от мышечного напряжения
Не напрягайте мышцы, чтобы петь громче или выше. Громкость улучшается благодаря хорошей технике, а не путем напряжения связок.
Понаблюдайте за собой перед зеркалом в домашних условиях. Если вены выскакивают на шее, вы краснеете или чувствуете напряжение, это может привести к повреждению связок.
На этом этапе ваша цель — уменьшить напряжение. Посмотрите, когда лицо или тело становятся напряженными, расслабьтесь.
Отработайте дикцию
Что может быть хуже исполнителя, который бормочет, жует слова? Отработайте дикцию перед пением. Читайте тексты, выучите их наизусть.
Сложнее будет с иностранными песнями. Тут поможет только прослушивание музыки и языковая практика.
Многие говорят слишком быстро, некоторые поют так же. Замедлитесь, найдите время правильно произнести текст.
Как понять, что у вас правильная дикция? Вы слышите первые и последние буквы слов.
Пойте в караоке
Не стоит недооценивать эффективность караоке. Это хорошая тренировка в домашних условиях.
Наслаждайтесь этим развлечением, тренируйте голос, отрабатывайте дикцию. Караоке способствует раскрепощению, позволяет понять, как звучит голос со сцены, отточить шероховатости вокала.
Записывайте себя на диктофон и видео
Восприятие собственного голоса далеко от реальности. Когда мы говорим, звук движется по прямой линии, от нашего рта до ушей слушателя.
Чтобы достичь наших ушей, он двигается вокруг головы, вызывая модуляцию в частотном балансе, что приводит к уникальному звуку, который слышим только мы.
Поэтому вы подпрыгиваете, когда впервые слышите себя в записи. Звук необязательно хуже, просто другой. Это мешает.
Трудно петь, не зная, как звучите в ушах других людей.
К счастью, решить проблему просто, запишите себя на диктофон. По этой же причине пойте иногда в микрофон. Будете звучать по другому, к этому надо привыкнуть.
Записывайте себя на видео. Сможете исправить неуместное выражение лица или позу, поработать над мимикой. Отследите прогресс.
Работа немецких исследователей показала, что важна не только практика, но и быстрота исправления ошибок. Когда учитесь самостоятельно в домашних условиях с самого нуля, рядом нет никого, кто укажет на ошибки. Запись как раз выявляет слабые места.
Делайте разминки
Голос — музыкальный инструмент. Так же, как барабанщик разминает запястья или гитарист пальцы, певец разогревает связки.
Держите простое вокальное упражнение для разминки. Подумайте о сирене проходящей мимо пожарной машины, подражайте ей. Начните с самой низкой, закончите самой высокой нотой вашего диапазона. Если способны петь низкие и высокие ноты, то находитесь в хорошей вокальной форме!
Еще один классный способ разогреть связки — спеть песню, которую уже знаете.
Примите правильную позу
Важно иметь хорошую осанку, чтобы освободить грудную клетку во время выступления.
Основное правило — стоять или сидеть прямо. Ноги параллельны друг другу, расставлены на ширину плеч, стопы плотно прижаты к полу.
Найдите собственный стиль
Каждый день появляются новые исполнители. Но сколько имен остается в памяти? Почему мы помним несколько имен из миллиардов других? Потому что единицы сумели выделиться, создать собственный стиль.
Как развить собственный стиль? Копируя своих кумиров. Парадокс!
Если хотите научиться классно петь с нуля самостоятельно, подражайте великим.
Создайте список из 4-6 любимых произведений. Если вы мужчина, то исполнители должны быть мужчинами.
Определите, кому можно подражать, кому нет. Некоторые голоса настолько уникальны, что никто не способен их копировать.
Например, Мэрайя Кэри. Многие девушки безуспешно пытаются достичь ее знаменитых высоких частот.
У певцов обычно есть 5 или 6 разных «голосов», которые они выбирают в зависимости от музыкального контекста.
Поэкспериментируйте с каждым, чтобы найти тот, с которым больше всего идентифицируете себя.
Развивайте уверенность в себе
Когда поете, аудитория точно знает, кто вы и как себя чувствуете.
Вас выдают взгляд, лицо, язык тела. Но что более важно, аудитория чувствует страх и неуверенность в вашем голосе.
Не пойте acapella
Чтобы петь acapella нужно обладать совершенным слухом. Иначе не сможете оценить себя без эталонного тона.
Выучите слова
Прежде чем начнете работать над новой песней, выучите ее текст. Вы не должны задумываться о словах, текст сам должен вылетать изо рта.
Тогда сможете вложить всю энергию в интерпретацию, а не беспокоиться о том, что будет дальше.
Работайте немного, каждый день
На гитаре вы способны играть 5-6 часов, если захотите. Голосовые связки наложат строгое ограничение.
Для большинства людей этот предел находится где-то между получасом и 2 часами, в среднем час. Когда любишь петь, час пролетает быстро, не так ли?
Если хотите научиться петь самостоятельно с нуля в домашних условиях, работайте каждый день.
Пойте различные версии песен
Если песня надоела, попробуйте исполнить ее по-новому. Экспериментируйте с громкостью, интенсивностью, тональностью, темпом.
Вы будете работать не только над вокалом, но и развивать композиционные и импровизационные способности.
Однажды достигните уровня виртуозности, когда каждое выступление будет уникальным.
Как научиться петь круто и с удовольствием
Наслаждайтесь пением. Найдите учителя, который любит петь и преподавать, регулярно выступает, включает знания анатомии, физиологии в вокальное обучение. Я дам наводку.
Получите 5 уникальных техник пения бесплатно. Уже через 7 дней близкие смогут насладиться вашим сильным, красивым голосом.