что нужно знать о театре
Что нужно знать о театре
Вначале (у древних греков) театральных жанров было ровно два: трагедия и комедия. Потом, как известно, с миром случилось: христианство, Великое переселение народов, Крестовые походы, Возрождение, чума, технологический прогресс, Дарвин, Фрейд, «Черный квадрат», кинематограф, сексуальная революция, интернет, — и сингулярность маячит на горизонте. К XXI веку образовалось немыслимое множество видов театра. И все они перепутались. Чтобы хоть как-то в них разобраться, пробуем все распутать и разложить по полкам.
Текст: Антон Хитров, Алексей Киселев
19.12.18
Как это выглядит: Актеры на сцене перед зрителями разыгрывают вымышленные сюжеты.
Откуда взялось: Первые зафиксированные в истории спектакли — драматические. Фактически смысл представления в античном театре — декламационное исполнение пьесы. Главное в драме — пьеса, ее сюжет и фабула; словом — рассказываемая история. Впрочем, с появлением профессии режиссера в ХХ веке не менее важным стал способ рассказывания, нежели сама история. Именно в ХХ веке написаны все главные теоретические труды о театре; вот тут можно все их почитать.
Что посмотреть: Качественные спектакли, рассказывающие истории по старинке, идут в московских театрах «Студия театрального искусства» Сергея Женовача и «Мастерская Петра Фоменко». Наиболее прогрессивные драматические спектакли — в «Гоголь-центре», ЦИМе и в петербургском БДТ им. Товстоногова. Самые видные режиссеры-интерпретаторы: Константин Богомолов, Кирилл Серебренников, Юрий Бутусов. За пределами Москвы и Петербурга тоже много интересного.
Как это выглядит: Мужчины и женщины в роскошных костюмах на огромной сцене поют в сопровождении оркестра.
Откуда взялось: Принято считать, что опера сформировалась как вид театрального искусства в Италии в начале XVII века. Если в драме главное — история (или ее интерпретация), то в опере — музыка (и ее интерпретация). Впрочем, полтора века назад Рихард Вагнер убеждал мир, что опера — это встреча всех искусств, и в первую очередь драмы и музыки, — и убедил. Если в ХХ веке в драме трон занял режиссер, то в опере образовалось двоевластие: появился феномен режиссерской оперы, однако дирижер при этом не утратил позиций.
Что посмотреть: Более или менее традиционные оперные спектакли можно найти в Большом театре, Музтеатре им. Станиславского и Немировича-Данченко и в Мариинке. Один из важнейших оперных центров России — Пермский театр оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса. А самые экстремальные эксперименты на территории жанра сконцентрировались в московском «Электротеатре Станиславский». Подробнее о самых интересных операх на территории России читайте тут.
Новый музыкальный театр
Как это выглядит: Вы уверены, что это музыкальное сочинение и что его нужно воспринимать глазами, а не только ушами, — но это совершенно точно не опера.
Откуда взялось: Новый музыкальный театр — собирательное название для всех театральных жанров, которые композиторы придумали в XX веке и продолжают придумывать сегодня как альтернативу опере. Например, инструментальный театр, возникший в 50-е годы: в нем актер и музыкант — одно лицо, а сама игра на музыкальном инструменте — часть визуального ряда.
Что посмотреть: В России такого рода спектаклей пока совсем немного: обязательны к просмотру «Проза» Владимира Раннева в «Электротеатре Станиславский» и «Звуковые ландшафты» Петра Айду в «Школе драматического искусства» со старинными театральными шумовыми машинами. В Европе и на международных фестивалях высматривайте спектакли Хайнера Гёббельса и Кристофа Марталера.
Как это выглядит: Изящные мужчины и женщины в облегающих трико грациозно двигаются под музыку.
Откуда взялось: Из придворных увеселений Франции XVII века. Техника танцев усложнялась вместе с музыкой; к XIX веку балет окончательно оформился как искусство физического воплощения музыки. В классическом балете (в отличие от современного танца) во главе угла — техника танцовщика. В современном — авторский метод хореографа.
Что посмотреть: За классикой нужно идти в Большой театр в Москве, в Мариинский и Михайловский — в Петербурге. За современным — в московский Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, екатеринбургский «Урал Опера Балет» и новосибирский НОВАТ (да, там все еще отличная балетная труппа).
Как это выглядит: Бодрые артисты весело поют и танцуют.
Откуда взялось: Оперетта — максимально легкомысленная мини-опера, в современном виде сформировалась как отдельный театральный жанр в середине XIX века. Мюзикл же возник сравнительно недавно — около ста лет назад; его родители — мюзик-холл, варьете, кабаре, бурлеск и прочие буржуазные увеселения начала века. Задача мюзикла столь же элементарна, сколь невообразимо трудна: собрать полный зал сто раз подряд, то есть быть понятным всем, уметь угодить каждому.
Что посмотреть: Классические оперетты вроде «Мистера Икс» и «Летучей мыши» идут в «Московской оперетте». За настоящим мюзиклом надо лететь в Нью-Йорк или Лондон. Впрочем, у московского отделения Stage Entertainment случаются большие успехи, и в Театре мюзикла идут отличные «Принцесса цирка» и «Все о Золушке».
Как это выглядит: Так, что невозможно точно установить, театр это или нет.
Откуда взялось: Термин придумал немецкий театровед Ханс-Тис Леман, так называется его докторская диссертация, ставшая самой популярной книгой о театре в XXI веке. Строго говоря, Леман называет постдраматическим театром эпоху, начавшуюся в 1960-е годы, когда театр окончательно освободился от примата драмы, сюжета и вообще нарратива как такового. Наличие истории в спектакле перестало быть необходимым. Самый наглядный пример режиссера эпохи постдраматического театра — Роберт Уилсон.
Что посмотреть: В России название книги Лемана стало известно сильно раньше того, как появился ее перевод. Поэтому постдраматическим театром у нас заочно стали называть все более или менее экспериментальное. Главный герой постдраматического театра в российском понимании термина — Дмитрий Волкострелов, создатель петербургского «театра post»; в первую очередь идти нужно на «Я свободен», «Диджей Павел» и «Лекцию о ничто». В Москве же всем интересующимся пограничными явлениями рекомендуется спектакль Всеволода Лисовского «Молчание на заданную тему».
Как это выглядит: Нам показывают что-то реальное или рассказывают о чем-то, что происходило на самом деле.
Откуда взялось: Первый полностью документальный спектакль — «Несмотря ни на что» про революционеров всех времен и народов — поставил немецкий режиссер Эрвин Пискатор в 1925 году. В советском авангардном театре 20-х годов тоже использовали документальные материалы. Но настоящий бум театра нон-фикшн начался в 60-х в Германии, Великобритании и США.
Что посмотреть: Самые крутые театральные документалисты сегодня — группа Rimini Protokoll. Если видите их в афише какого-нибудь фестиваля — непременно идите. В Москве нужно смотреть «Игру на барабанах» и, конечно, спектакли «Театра.doc», в Петербурге — «Топливо». В регионах популярен жанр «городского вербатима» — спектакля, основанного на интервью с жителями города; из удачных примеров — воронежский «День города» и новосибирская «Пыль».
Как это выглядит: Это когда неодушевленные вещи на сцене — свет, цвет, предметы и материалы, из которых они сделаны — занимают вас не меньше, чем люди, и точно больше, чем слова.
Откуда взялось: Визуальная революция охватила театр на рубеже XIX–XX веков, вместе с появлением режиссуры. Из некоторых легендарных спектаклей начала прошлого столетия — например, из «Гамлета» Гордона Крэга в Московском художественном театре и оперы футуристов «Победа над Солнцем» — современники запомнили решение пространства лучше, чем работу артистов и трактовку пьесы. Пионером визуального театра в его сегодняшнем виде считают американца Роберта Уилсона.
Что посмотреть: Самого Уилсона — «Сказки Пушкина» в московском Театре наций и «Травиату» в Пермской опере. А еще — спектакли Дмитрия Крымова в Москве и «Инженерного театра АХЕ» в Петербурге.
Театр кукол / театр анимации
Как это выглядит: Взрослые люди невозмутимо манипулируют разнообразными предметами.
Откуда взялось: По всей видимости, из детства. Чуть ли не в каждой культуре есть собственная традиция театра кукол — от Китая и Индии до Италии и Камбоджи. Генеральный принцип: на глазах у изумленной публики неживое становится живым. Вопреки распространенному заблуждению, театр кукол совершенно не обязательно ориентирован на детей. Об этом и других заблуждениях можно почитать вот здесь.
Что посмотреть: В Москве — спектакли Бориса Константинова в Театре им. Образцова и всё в театре «Тень». В Петербурге есть два удивительных независимых театра кукол: «Кукольный формат» и Karlsson Haus, а в Большом театре кукол каждую осень проходит лучший международный фестиваль театра кукол «БТК-фест». Среди режиссеров, ставящих по всей стране, есть безусловный чемпион предметного театра (театра анимации / фигуративного театра) — Яна Тумина.
Как это выглядит: Как обычный цирк, только красивее, осмысленнее и без дрессированных животных. «Старый цирк» — про невероятные умения, новый — про цельный замысел, эстетику и настроение.
Откуда взялось: Новый цирк придумала в 70-х дочь Чарли Чаплина Виктория вместе со своим мужем Жан-Батистом Тьерре. А спустя десять лет в Канаде появился «Цирк дю Солей» — самая знаменитая и успешная компания, работающая в этой сфере. Подробнее о том, что такое новый цирк и откуда он взялся, можно почитать вот тут.
Что посмотреть: Главное лицо нового цирка в России — клоун Слава Полунин, а главный спектакль Славы Полунина, если вы вдруг не знали, — «сНежное шоу». Еще можно посмотреть «Антикварный цирк» в Москве и «Упсала-цирк» в Петербурге. И не пропускайте гастроли «Цирка дю Солей»: они нередкие гости в России.
Как это выглядит: Вы (как правило) в маске или в наушниках перемещаетесь в свободном режиме, спектакль происходит вокруг вас.
Откуда взялось: Слово immersive переводится с английского как «погружающий». Эксперименты с разного рода интерактивными театральными формами устраивались в Европе и США неоднократно и в прошлом веке, но только с возникновением британской группы Punchdrunk в начале XXI века и их флагманского проекта «Sleep No More» об иммерсивном театре заговорили как о самостоятельном направлении. На входе в особняк зрители надевают маски и отправляются бродить по этажам, где в каждом закутке происходит что-то таинственное.
Что посмотреть: Прямая реплика «Sleep No More» в Москве — иммерсивное шоу «Вернувшиеся» по мотивам пьесы Ибсена «Привидения»; точное соблюдение канона Punchdrunk. Из необычных и самобытных — в краснодарском «Одном театре» недавно выпустили иммерсивный спектакль Сергея Чехова «Жизнь мертвецов»: публике предлагается путешествие в загробный мир и обратно. Больше примеров — в нашей подборке 10 самых интересных иммерсивных спектаклей России на данный момент.
Как это выглядит: Ярко загримированные ходулисты, клоуны и шпагоглотатели надувают мыльные пузыри и дышат огнем под разухабистые марши духового оркестра.
Откуда взялось: Из средневековой Европы. Строить театральные здания еще никому в голову не приходило, бродячие труппы выстраивали подмостки на площадях и использовали все доступные средства для привлечения внимания публики. От площадного театра один шаг до цирка, но столько же и до стендапа, карнавала и, главное, до традиционной комедии положений, истоки которой нетрудно обнаружить на итальянских площадях эпохи Возрождения в импровизационных выступлениях трупп commedia dell’arte.
Что посмотреть: В теплое время года повсеместно проходят фестивали уличных театров. Самые самобытные российские коллективы — «Высокие братья», «Огненные люди», есть отличные уличные шоу у москвичей Liquid Theatre и петербуржцев «АХЕ».
Как это выглядит: На фабрике, в лесу или торговом центре артисты исполняют нечто заготовленное для специально собравшейся публики.
Откуда взялось: Сам термин site-specific обозначает примерно «пространственно ориентированный». Опыты исполнения спектаклей за пределами театральных сцен случались на протяжении всей истории театра, но в особое направление сайт-специфический театр обособился в середине прошлого века вровень с возникновением хеппенинга. Если в драматическом театре основой спектакля служит пьеса, в музыкальном — партитура, то в сайт-специфическом — пространство со всеми его особенностями: историей, акустикой, архитектурой, атмосферой и так далее.
Что посмотреть: В Москве — «Remote Moscow» компании Rimini Protokoll; спектакль, декорациями которого служат улицы города. В Петербурге действует стрит-арт-театр под названием «Театр. На вынос», все спектакли которого сайт-специфические. Там же проходит ежегодный фестиваль «Точка доступа», специализирующийся на спектаклях вне театральных зданий (в лифтах, на пароходе, в торговых центрах). А в городе Губаха Пермского края проводят ландшафтный фестиваль, все спектакли которого играются под открытым небом на закате.
Как это выглядит: Сюрреалистические спектакли с участием людей с особенностями развития.
Откуда взялось: Арт-терапия — достояние ХХ века. А конкретно театральные практики, нацеленные на социализацию и личностный рост людей с особенностями развития, получили распространение около тридцати лет назад.
Что посмотреть: В Москве «Театр простодушных», «Открытое искусство», ИТС «Круг» и «Круг II» создают такие спектакли с особыми актерами, от которых невозможно оторвать глаз; ужасно красивые, трогательные, а иногда и выдающиеся в чисто профессиональном смысле. В Петербурге режиссер-интеллектуал Борис Павлович время от времени на разных площадках выпускает спектакли с подопечными фонда «Антон тут рядом»; его новая (в некотором роде иммерсивная) работа «Разговоры» номинирована на «Золотую маску».
Как это выглядит: Как обычный драматический театр, только голоса актеров вы слышите в записи. И иногда там еще есть текст от автора.
Откуда взялось: Радиотеатр — настолько самоочевидная идея, что он возник практически сразу, как только появилось радиовещание. В 20-х и 30-х, до распространения магнитной звукозаписи, это был театр в полном смысле слова: артисты разыгрывали пьесу в прямом эфире.
Что послушать: Из нового — любой выпуск подкаста «Стереотеатр», который выпускает фестиваль «Любимовка» совместно с радио «Глаголев FM». Из классики — «Алису в Стране чудес» с песнями на стихи Высоцкого и «Мартина Идена» в постановке Анатолия Эфроса.
Как это выглядит: Кукольный мюзикл. Документальный цирк. Балет с участием оперных певцов и артистов драмы. Любые комбинации.
Откуда взялось: Идеями синтетического театра, то есть такого театра, в котором соединяются сразу все главные жанры, бредили едва ли не все реформаторы театра XX века от Александра Таирова до Роберта Уилсона. Привело это к тому, что на сегодняшний день жанров в чистом виде практически не существует. Как правильно заметил поэт Оксимирон: «Все переплетено».
Что посмотреть: «Нуреев» Кирилла Серебренникова в Большом театре — это одновременно балет и опера при участии актеров драмы. «The Marusya» костромской компании Dialogue Dance — гибрид стендапа и современного танца. «Художник извне и изнутри» Дмитрия Волкострелова и Дмитрия Ренанского — фактически инсталляция культурологического исследования. А окажетесь на Бродвее — посмотрите «The Lion King». Это кукольный мюзикл.
33 неудобных вопроса о театре
Текст: Алексей Киселев, Антон Хитров, Вита Хлопова
И последнее. На странице «Шекспировской компании» в фейсбуке проводился опрос: «Что такое театр — в одном слове». Вариантов ответа набралось больше больше ста, но с огромным отрывом и вровень лидировали два: «жизнь» и «эскапизм». То есть для большинства зрителей театр — это либо прикосновение к реальности, от которой в повседневной жизни мы прячемся за скорлупой социальных условностей, либо наоборот — бегство из реальности, экспресс-путешествие к лучший из миров.
Для государственных театров без щедрой спонсорской поддержки или дополнительных грантов, средний бюджет на постановку камерного спектакля (до 300 зрителей) — около одного миллиона рублей. Другое дело, что каждый отдельный показ спектакля тоже стоит театру денег — это гонорары приглашенным артистам (если таковые есть), закупка одноразового реквизита (если нужно), электроэнергия, работа персонала, монтировка, реклама и так далее. На эти расходы обычно идут кассовые сборы.
Второй фактор — уровень спроса. Чем выше спрос, тем больше стоимость: все желающие все равно не поместятся. Например, на московских гастролях «Гамлета» Льва Додина с Данилой Козловским в главной роли билеты стоили от пятнадцати тысяч, что, конечно, вызвало громкий скандал. Однако, зал был выкуплен полностью в первый день продаж.
Однако, чаще всего обнаженное тело на сцене — не провокация, а эстетическая единица, в которой постыдное уступает место возвышенному, как в «Медее. Материал» Анатолия Васильева или «Машине Мюллер» Кирилла Серебренникова.
Про ненормативную лексику: публично изъясняться матом в России с недавних пор запрещено законом. Запрет использовать неотъемлемую часть языка для драматурга — это серьезное ограничение. Это как если бы художникам запретили использовать, например, желтый цвет. А «оскорблением традиций» консервативные театралы обычно называют любое отклонение от советского стиля пятидесятых; так что если увидите, что кого-то обвинили в чем-то таком, бегите смотреть — почти наверняка это что-то хорошее.
Совсем другое дело — относительно свежие спектакли, на которые много лет подряд трудно достать билет. Самый очевидные пример — «Одна абсолютно счастливая деревня» в «Мастерской Петра Фоменко». И, конечно, бульварные комедии могут идти годами, как «№ 13D» в МХТ им. Чехова, время от времени сменяя только состав актеров.
На этой же сцене еще идет «Волшебная гора» Константина Богомолова, в которой 80% игрового времени артистка лежит на сцене и кашляет. И даже этот спектакль выглядит вполне традиционно, пока в режиссер Василий Березин играет спектакль для котов, а в «Театре.doc» исполняют «Молчание на заданную тему» Всеволода Лисовского, где в течение часа артист просто сидит на стуле и молчит. Кстати сказать, Лисовский побил рекорд Фабра, — его новый спектакль-экспедиция «Сквозь/ Скольжение по возможностям» длится сорок восемь часов.
ПРИРОДА ТЕАТРА | Лаборатория жизни. Всё, что нужно знать о театре
Прежде, чем отправляться в увлекательное приключение сквозь всю историю театра, пытаться понять и анализировать его, давайте сначала попробуем ответить на кажущийся простым вопрос:
“А что же такое театр?”
Возможно кто-то удивится, но первая ассоциация у большинства людей возникает именно со зданием, где исполняются пьесы и показываются спектакли. И это неудивительно — само слово “театр” происходит от греческого “место для зрелищ”.
Однако такое “место” может быть как большим, так маленьким; как крытым, так и устроенным на открытом воздухе; как специально построенным для регулярных “представлений”, так и позаимствованным на время.
Иногда “представления” даже происходят (а в последние годы все чаще) в местах, которые в принципе на театр не похожи — это и парки, и парковки, и подвалы, и тротуары (да-да!), и даже частные дома и квартиры!
И, конечно, слово “театр” так же применяется и в отношении пьес, литературных материалов и прочих документов, которые используются в постановках.
Более того, существует даже такой жанр, как “пьеса для чтения” (или “драма для чтения”), когда произведение преднамеренно написано так, чтобы его было невозможно воплотить сценически, но чтобы при прочтении оно вызывало опыт переживаний, схожий с театральным.
А есть еще и “импровизированные пьесы”, у которых вообще нет прописанного сценария. Или пьесы, у которых выстроенный сценарий есть, но которые не используют слов (как, например, некоторые рассказы Сэмюэля Беккета).
И все это (нравится оно нам или нет) — тоже театр.
Наиболее расхожее определение гласит:
«Театр требует как минимум одного исполнителя и как минимум одного зрителя».
И это определение охватывает большинство вышеперечисленного.
Но опять же! А какого именно исполнителя? Какого зрителя?
Да, большинство постановок используют в качестве актеров реальных людей. Но тем не менее сегодня существует множество спектаклей, где роли исполняют роботы, запрограммированные компьютерные технологии, просто синтезированный голос.
И если вы сейчас подумали, что это — примеры уже совсем каких-то “современных извращений”, не спешите с выводами. Вспомните о театре, где в главных ролях выступали животные. А еще лучше — о театре кукол. Тут вы можете справедливо возразить, что куклами все же “управляют” конкретные люди. Но, хочется верить, что роботами и технологиями пока тоже! 🙂
Так что же получается?
Театр — это вообще всё?
Тут на нас, довольно улыбаясь, из-за угла выглядывает известный композитор Джон Кейдж. По его убеждению: театр происходит всегда и везде, а искусство лишь помогает привлечь к происходящему внимание и сфокусироваться на нем.
Определение — совершенно грандиозное, но пока, для удобства, давайте ненадолго попробуем забыть про роботов с их пугающим искусственным интеллектом, и сойдемся на чуть более узком определении:
Театр — это преднамеренное представление, созданное живыми людьми, направленное на живую аудиторию, и (как правило) использующее предписанный сценарий.
Как видите, вопрос что театром является, а что нет способен неслабо вскружить голову. И, если этот курс не иссякнет за ненадобностью, мы обязательно будем к этом вопросу возвращаться. Как минимум, когда придет час поговорить на такие захватывающие темы, как политический театр, протестный театр и, конечно — театр иммерсивный.
Возможно история возникновения театра поможет нам сузить рамки определения еще больше?
И тут нас снова поджидают трудности.
“Весь мир — театр!” — когда-то заметил Шекспир. И возможно даже не представлял, насколько зловеще точно он выразился. Поскольку теорий о происхождении театрального искусства не меньше, чем теорий о происхождении мира.
А самая заметная из них — разумеется, религиозная!
Дело в том, что в западной культуре до 6–7 веков до нашей эры у человечества нет свидетельств о существовании театра в сколько-нибудь близком к привычному нами пониманию.
Но! Зато нам известно множество религиозных ритуалов, которые временами были весьма театральны.
РИТУАЛИСТЫ
Ритуалы всегда использовались человечеством как способ посредничества между земным и внеземным, между человеческим и сверхъестественным.
Ритуалы служат своего рода представлением или воспроизведением значительных событий, причины которых не поддаются полному объяснению и пониманию. Это и дни рождения (рождение человека как дар и чудо), и свадьбы (встреча двух людей как судьба), и похороны (смерть как уход в неизвестность), и даже сборы урожая (урожайность как милость и расположение богов).
Важная особенность ритуалов в том, что хоть и являясь напоминанием или воспроизведением уже прошедших событий, они всегда происходят в реальном времени. Иначе говоря, ритуалы, представляя старинные идеи и истории, заставляют их происходить “прямо сейчас”.
И это качество очень напоминает то, что делает театр, не правда ли?
Но, конечно, это не значит, что ритуал и театр — идентичны.
Критическое различие в том, что ритуалы — священны, а театр, как правило — “светское” событие (хотя, как мы скоро увидим, далеко не всегда).
И даже несмотря на то, что и ритуалы, и театр могут обращаться к одному и тому же мифологическому сюжету, ритуал преподносит этот сюжет как не поддающийся сомнению факт, а театр же — как вымысел.
К тому же в ритуалах аудитория активно вовлечена и участвует, а в театре обычно вежливо восседает в своем кресле (как минимум до тех пор, пока мы не подберемся к театру, который подразумевает и требует вовлечения и участия публики).
Отслеживая эти процессы (примерно как мы сейчас), в 19-м веке группа ученых-антропологов во главе с Джеймсом Фрейзером предложила рассматривать театр именно как прямую эволюцию религиозных ритуалов.
Фрейзер и его современники для подтверждения этой теории решили использовать “научный” подход и обратились к по их мнению “примитивным” обществам Азии и Африки — к обществам, об устройстве которых они не так уж много знали и понимали. Но это не помешало им заключить, что театр — не что иное, как усложненный и рафинированный ритуал.
Вот, как по их мнению все происходило:
— конкретные люди начинали поклоняться какому-то божеству или применять какие-то духовные практики,
— эти поклонения дистиллировывались в какие-то всеобщие, массовые ритуалы, чтобы иметь больше шансов привлечь внимание божества и тем самым гарантировать себе большую удачу.
— когда же примитивное общество усложнялось, эти ритуалы начинали генерировать мифы.
— а уже эти мифы мутировали в… театр!
И в конечно счете мы получили ослепительные лучи софитов и мерцающие блестки…
Иными словами, этот подход утверждает, что театральное искусство является заменой и подражанием магическим пассам и ритуалам, но при этом несет важную функцию — освобождает их свидетеля (зрителя) от обязательного тоталитарного вовлечения и участия.
Для того, чтобы окончательно понять логику “ритуалистов”, давайте обратимся к родоначальнику мирового театрального блогинга и по совместительству великому историку — Геродоту, который в 5-м веке до нашей эры стал свидетелем одного впечатляющего события в Египте и подробно его описал в своем блоге (так же известном под названием “История. Книга вторая. Евтерп”):
«Всякий раз, когда солнце склоняется к западу, лишь немногие жрецы хлопочут около статуи бога, большинство же с деревянными дубинками становится при входе в святилище. Против них стоит толпой больше тысячи богомольцев, выполняющих обет (также с деревянными дубинками). Статую же бога в деревянном позолоченном ковчеге в виде храма переносят ночью в канун праздника в новый священный покой. Несколько жрецов, оставшихся у статуи бога, влечет на четырехколесной повозке ковчег со статуей бога. Другие же жрецы, стоящие перед вратами в преддверии храма, не пропускают их. Тогда богомольцы, связавшие себя обетом, заступаются за бога и бьют жрецов, которые [в свою очередь] дают им отпор. Начинается жестокая драка на дубинках, в которой они разбивают друг другу головы, и многие даже, как я думаю, умирают от ран.»
Однако, являясь ответственным и порядочным театральным блогером, Геродот на своих догадках не остановился и опросил “зрителей” этого события. И вот, что ему удалось узнать:
«Египтяне, правда, утверждают, что смертных случаев при этом не бывает. Произошло же это празднество, по словам местных жителей, вот почему. В этом храме жила мать Ареса. Арес же был воспитан вдали от родителей. Когда он возмужал и захотел посетить мать, то слуги матери, никогда прежде его не видавшие, не допустили его к ней и задержали. Тогда Арес привел с собой людей из другого города, жестоко расправился со слугами и вошел к матери. От этого-то, говорят, и вошла в обычай потасовка на празднике в честь Ареса.»
Ритуалисты используют подобные свидетельства как наглядную иллюстрацию того, как поклонение становится ритуалом, ритуал — мифом, а миф — театральным представлением.
Кто-то пишет несколько песен, сопровождающих разбивание друг другу черепов. Кто-то превращает битвы в танец. Все это закипает на медленном огне несколько тысячелетий… И вуаля — “Юнона и Авось” готова!
И хотя теория ритуалистов во многом очень даже полезна для рассмотрения истории древнегреческой драмы (как мы совсем скоро убедимся), в ней неизбежно проступают проблемы, когда мы пробуем применять ее в отношении других театральных традиций.
Фрейзер и его единомышленники в действительности многого не знали о рассматриваемых ими обществах Азии и Африки, называя их “примитивными” скорее из европоцентристских соображений. Отсюда в их подходе много ненаучных допущений и предположений, где они исходили из своих представлений о “классическом театре” и не стеснялись взгромождать гипотезу на гипотезе о том, какие ритуалы легли в его основу.
Главная же претензия к этой теории заключается в том, что Фрейзер принимал как данность, что все общества непременно развиваются одинаковым образом и одним путем, по траектории схожим с развитием западной цивилизации. Более того, если принимать теорию ритуалистов, то нам придется признать, что все без исключения цивилизации развиваются согласно “позитивизму”, то есть становятся все лучше и лучше из года в год, из эпохи в эпоху. А это вызывает массу сомнений, не правда ли?
ФУНКЦИОНАЛИСТЫ
Поэтому неизбежно последовала другая теория возникновения театра — функционалистская, согласно которой люди создают мифы не на основе ритуалов, а из простого желания рационализировать мир вокруг себя и объяснить как и почему всё в этом мире стало именно таким, каким есть.
Согласно функционалистам и их яркому представителю Брониславу Малиновскому, миф является словесным воскрешением первобытной реальности, сводом моральных и даже практических предписаний, а также средством поддержания общественной субординации.
Малиновский, правда, непосредственно к вопросам театра не обращался, но его последователи это исправили, подчеркивая, что греческая драма выросла из мифов.
Качественное отличие функционалистов от ритуалистов в том, что они не ждут, что все общества непременно обязаны функционировать и развиваться одинаковым образом и создавать при этом схожие мифы.
Для примера, по их мнению, известная трилогия Эсхила “Орестия” объясняет устройство правовой системы, а его трагедия “Прикованный Прометей” разъясняет, что печень — может быть вкусной (ну или откуда у человека взялся огонь и технологии — тут уже кому как больше нравится думать).
Так что же получается?
Если миф — это объяснение мира, а театр основан на мифе, то мы можем говорить о театре — как об одном из важнейших инструментов для объяснения устройства окружающего мира!
Звучит это утверждение настолько эффектно, что уже хочется поставить точку и дружно поднять бокалы.
Но, к сожалению, и этот подход имеет некоторые недостатки.
Например, как в таком случае возникла другая пьеса все того же Эсхила — трагедия “Персы”? А она основана совсем не на мифе, а на современных автору конкретных исторических событиях.
К тому же и теория ритуалистов, и теория функционалистов, отталкиваясь от мифов, объясняют нам происхождение греческой драмы. Но как объяснить происхождение других театральных традиций, с греческой драмой схожего не имеющих?
И тут нам на помощь приходят сразу несколько других теорий.
Например, что театр частично происходит из фигуры эксцентричного “дурака”, “шута” или “клоуна” — своего рода светского эквивалента шамана в ранних обществах. Задачей таких фигур было рассмешить и/или высмеять как толпу, так и в первую очередь лидеров и истеблишмент таких обществ. И к этой теории мы непременно вернемся, когда будем говорить о сатирических пьесах и их связью с лесными божествами — сатирами.
В свою очередь эта теория прекрасно сочетается с другой, которая (по крайней мере частично) объясняет происхождение театра игрой и игривым инстинктом человека. Такой феномен называется лудическим (игровым) импульсом, отмечающим, что порыв играть — это неотъемлемая биологическая потребность каждого человека.
И тут уже возникает третья схожая теория, восходящая к Аристотелю, который утверждал, что у каждого человека есть подражательный импульс. В каждом человеке от природы встроено желание имитировать, играть роли и притворяться, поскольку эти процессы позволяют нам учиться и развиваться. Согласно Аристотелю именно это желание “подражать” в конечном итоге усовершенствовалось и обособилось в театр.
Какова же в результате природа театра?
Какая из этих теорий нам объяснит возникновение, например, “Идеального мужа” Богомолова, “Сказок Пушкина” Уилсона, “Тартюфа” Григорьяна, “Машины Мюллер” Серебренникова или мюзикла “Иисус Христос — суперзвезда”?
Ритуал? Миф? Дурачество? Потребность играть? Или необходимость имитировать и притворяться? А может все вместе?
И, забегая вперед, хочется предсказать возникший возможно у кого-то вопрос: “А не все ли собственно равно?”
“Неужели театр настолько важен, чтобы об этом думать?”
Вот именно с этим вопросом мы продолжим идти сквозь весь курс, рассматривая как и почему люди занимались театром, и какое влияние театр в итоге оказывал на человечество.
А пока, позвольте оставить вас с одной идеей, позаимствованной у английского поэта Перси Биши Шелли:
«Высшая моральная задача, к которой можно стремиться в драме высшего порядка, это — через посредство человеческих симпатий и антипатий — научить человеческое сердце самопознанию.»
До встречи через неделю!
Греки нас уже заждались, а они — очень гостеприимные товарищи. И у них есть вино.
Поэтому с ними нам придется пробыть, как минимум, пару недель! 🙂