что нужно знать о танках
Заметки о танках для начинающих
Увлекательно смотрятся соревнования по танковому биатлону, с интересом –видеоматериалы из горячих точек, которые, к сожалению, имеются на нашей планете.
Но, по вполне понятным причинам, многие имеют лишь самое поверхностное представление о том, как устроен и как должен использоваться современный танк и БМП (БТР).
Не хотелось бы повторять банальные истины, общее устройство танков и других образцов БТТ неоднократно публиковалось.
Но вот соображения, изложенные просто, без обилия технических терминов, по некоторым вопросам устройства и применения БТТ, которые зачастую вызывают бурные споры в среде околотанковой общественности, возможно, представят интерес для интересующихся.
Танковые двигатели
Итак, танковые двигатели.
Что это за зверь такой, чем они отличаются от двигателя фуры или тяжелого трактора-бульдозера?
Почему дизель В-2, вернее – его «потомки», применяются с 40-х годов прошлого века до нынешних времен, причем довольно успешно?
В общем-то, чисто танковые моторы, как, например, и упомянутый двигатель, стали применять в ходе Второй мировой. Нынче в подавляющем большинстве случаев на танки ставят специальные моторы.
Чем же они отличаются от своих гражданских собратьев?
Ну, с общей точки зрения дизель, скажем, МАЗа или МАНа не отличается от дизеля БМП особо ничем. Те же КШМ, ГРМ, блок-картер, системы охлаждения, смазки и т.д.
Но вот по требованиям, предъявляемым к моторам, отличия есть и весьма существенные. Соответственно, это требует и изменения конструкции и технологии изготовления танковых двигателей.
Что же, вкратце, нужно от двигателя грузовика?
Ресурс, надежность, достаточная мощность и крутящий момент, экономичность, соответствие экологическим требованиям. Двигатель трактора должен ещё и обладать паровозным крутящим моментом на сравнительно небольших оборотах.
Требования к массе и габаритам, соответственно, и к удельной (на килограмм веса) и габаритной мощностям – умеренны, а тракторные дизели: чем тяжелее, тем лучше, гусеницы мощнее врезаются в землю.
Танковый же мотор должен развивать высокую мощность, иметь не только «паровозный» крутящий момент, но и его запас – процентов 25 (запас крутящего момента – это, грубо говоря, сколько можно его добавить при переходе от номинала подачи топлива к «педали до полика»). При всем при этом он должен иметь небольшие габариты и сравнительно малый вес.
Нормальная работа танкового мотора при движении по разбитой и грязной грунтовке или вне дорог – это работа на почти полной мощности.
Да и живет танк на войне несравнимо меньше, чем трактор или грузовик в народном хозяйстве.
Естественно, в таких условиях нет требований к ресурсу: обеспечить пробег даже 30–40 тысяч километров (на практике работа двигателя измеряется в моторных часах: 1 мото-час равен 10 километрам пробега). Дай бог 7–10 тысяч километров до замены пробежать.
Картеры танковых дизелей часто отливают из алюминиевого сплава. Такая конструкция хоть и менее жесткая, и меньше тот же ресурс, зато легкая, лишняя тонна веса уходит на броню и вооружение.
Компоновка у них весьма плотная, рабочий объем – просто гигантский (по сравнению с автомобилем), у В-2, например. Вот тебе и паровозный момент.
К экологии жестких требований нет. Посему и современный Т-90М может здорово дымнуть, богатая смесь лучше горит, обеспечивает более высокую мощность. А экономичность в бою не сказать, что вообще неважна – от неё зависит запас хода, но не критична, как, например, для дальнобойщика, где лишние литры солярки сразу превращаются в денежные траты.
Аккумуляторную топливную систему (common rail) на танковых моторах применяют, в частности, фирма MTU. Но тут есть вопросы. В условиях отсутствия экологических требований ТНВД в тяжелых обстоятельствах войны, может, и надежнее.
Всё вышесказанное относится и к легендарным ветеранам дизелям семейства В-2.
Весьма разумные люди конструировали эти моторы именно для танков, хотя их версии, собранные, как правило, из деталей с несколько большими допусками (второго сорта), работали и в народном хозяйстве.
Сравнительно невысокая цена, небольшой вес и габариты, приемлемая мощность, умеренный уровень литровой и форсирования, соответственно, возможность увеличить мощность с 450 л. с. в 1940 году до 1130 л. с. в 2000-х – и обеспечили долгий век этому мотору.
Вокруг огромных гильз цилиндров легкий силуминовый блок со стальными шпильками, воспринимающими нагрузку, весьма аккуратный ГРМ и системы. Никаких цепей и ремней, только валы и шестерни. Конечно, два распредвала в ГБЦ, приводной или турбонагнетатель, сухой картер.
Конечно, качество коленвала, деталей цилиндро-поршневой группы на В-92С2Ф отличается от того, что было на Т-34, когда дизель не вырабатывал порой и 50 м/ч.
Но и чудес на свете не бывает: форсированный дизель Т-90 имеет гарантию 350 м/ч. Тяжело тащить по полю и песку 46-тонную машину. Видимо, этот мотор достиг предела. Но все имеет конец, и у В-2 он славный.
Защищенность
Разговор в курилке: «Танков в армии много, да что толку? Столько сейчас против них придумано».
Действительно, может быть, боевые машины были защищенней в годы Второй мировой войны, когда ПТУР не было, а РПГ только стал появляться в виде фаустпатронов и базук, чем сейчас?
Мнения есть разные, ведь нынче не только ПТУРы, но и композитная броня, динамическая защита, системы дымопуска и распыления аэрозолей, непроницаемые для оптики, лазера, а некоторые – и для локатора. Внедряются, хотя и не массово, комплексы активной защиты.
Так что всё осталось по-прежнему. Танки никогда не были абсолютно защищены, были случаи когда подбивали Т-34 сотнями за один бой, иной раз – в течение часа. Достаточно уверенно поражались и «Тигры» с «Пантерами» и Исы. Артсистемы типа 88-мм KVK-36 (40), 122-мм Д-25Т, БС-3 и т.п. не очень-то боялись толстой брони, а фаустпатрон в тесноте городских улиц поражал, как правило, наименее защищенные проекции бронированных машин.
Почему же танковые соединения, несмотря на потери, выполняли свои задачи и считались грозными инструментами в руках командования?
Да потому, что правильная тактика, сочетание маневра с огнем, взаимодействие танковых подразделений с артиллерией, авиацией, тщательная разведка, инженерное, тыловое и техническое обеспечение делали весьма трудным делом поражение танков на поле боя. Уровень потерь был приемлем, за исключением некоторых хорошо известных случаев, когда сотни танков просто бездарно губились на поле боя.
Совершенно неправильно рассматривать дело таким образом, что вот, дескать, движутся танки и БМП в колонне или в атаку, а по ним упражняются в интенсивном огне разного рода противотанковые средства. Все эти ПТС сами есть цели и для танков, и для артиллерии, и для авиации. И только когда все это работает, обеспечивая атаку, будет успех у танкистов и мотострелков. Так было всегда. Иначе нечего и начинать, даже на очень хорошо защищенных «Тиграх», «Исах» и «Абрамсах» с «Арматами».
Тут все зависит от задач: видимо, нужно и то, и то. Для первого удара по укрепленной позиции, так сказать, непосредственного сопровождения пехоты хорошо защищенные ОБТ и БМП нужны. Возможно, даже будет опять деление на тяжелые и более легкие, но подвижные машины. Их легче снабдить, перевезти, они более подвижны, на них лучше развивать успех.
Но если танк движется и маневрирует, если он ещё и хорошо стреляет, а тем паче ему помогают гаубицы, РСЗО и штурмовики, так кучно уже не попадешь, а данная «малокалиберная артиллерия» улетит к небесам, не успев дать и несколько очередей, и гранатометчики будут или убиты, или ранены и полностью деморализованы. Все это касается и ПТУР, и иных ПТС.
Итак, вывод прост: танки разные нужны, танки разные важны. На броню, ДЗ и КАЗ надейся, но более на свою артиллерию с авиацией и в грамотном тактически применении БТТ не плошай.
Вооружение
Боевые машины поддержки танков. Что там нужно поддерживать?
В качестве основного вооружения на современных танках применяют танковые пушки с высокой начальной скоростью снаряда (1600 м/с – 1900 м/с для БОПС, свыше 800 м/с для ОФ и БК). В СССР и России танковую пушку много лет назад снабдили и ПТУР – танковым управляемым снарядом (ТУС). В настоящее время вооружаются им и некоторые ОБТ за рубежом.
Пушка калибром 125 и более – это лом, против которого если и есть приемы, то весьма ограниченные. ОФ-снаряды с ИС-2 выводили из строя «Тигры» и «Пантеры» и без пробития брони.
Благодаря настильности траектории, особенно БОПС, на дистанциях до 1500–2000 м, да ещё с использованием современной СУО с лазерным дальномером и ТБВ, вероятность попадания в цель типа танк, БМП – весьма высока и несильно уступает ТУС. А на многих ТВД на большей дальности ничего и увидеть невозможно из-за рельефа, деревьев, зданий и других местных предметов. Обычный боеприпас более надежен и несравнимо дешевле.
Но. ТУС может надежно поразить более малоразмерную цель на удалении 4, 5 и более тысяч метров. Боевую часть ТУС можно, в отличие от БОПС, применить фугасную, осколочную, термобарическую. Современные ТУС можно использовать и против низкоскоростных воздушных целей.
В общем, вывод банален. Желательно и то, и это. Вот только нужно ли оснащать комплексом управляемого вооружения каждый линейный танк?
В СССР были, например, Т-64Б с КУРВ и Т-64Б1 – то же самое, но комплекс управляемого вооружения не устанавливался.
Плавно переходим к модной теме.
БМПТ, то есть поддержка танков в бою непосредственно на поле боя. Ибо танки издалека и не очень должны поддерживать самолеты, вертолеты, БПЛА, гаубицы, минометы, РСЗО и пр.
ОБТ – самое лучшее средство для уничтожения прямой наводкой самых разных целей: различной БТТ, полевых укреплений, ПТС пехоты на позициях и т.д. 30-мм автоматические пушки 2А42 БМП способны помочь в этом, особенно по вертолетам, легкобронированным целям, по которым «жалко» тратить двадцатикилограммовый ОФ-снаряд из Д-81. Кроме того, они своим высоким темпом огня могут заставить расчеты ПТС противника «прижать голову», прятаться в окопах, что, несомненно, влияет на эффективность их противотанкового огня.
Зачем тогда широко упоминаемый «Терминатор» с неспрятанными в броневой корпус, уязвимыми от осколков и пуль ПТУРами и парой тех же самых 2А42?
Вернемся к истории.
САУ СУ-100, ИСУ-122, 152 были созданы для того, чтобы уверенно уничтожать прямой наводкой цели, для которых 76-мм пушка Т-34-76 была слабовата. С появлением на вооружении в конце и после войны танков со 100-мм и особенно 122-мм пушками такая поддержка оказалась не нужна.
Сейчас танки непосредственно на боле боя поддерживают, прежде всего, ЗСУ да артиллерия с армейской авиацией.
Наверное, сильно защищенный гибрид ЗСУ и машины ПТУР на базе ОБТ, которая могла бы находиться в боевых порядках танковых и мотострелковых подразделений и вести огонь ракетами и из скорострельных пушек типа зенитного автомата АО-18, как по наземным целям, так и по армейской авиации противника – может называться БМПТ.
Или другой вариант: машина на той же базе, вооруженная вместо зенитного автомата минометом калибра 120–160 мм с автоматизацией процессов подготовки к стрельбе, из которого можно уверенно поражать отдельные опасные цели за обратными скатами высот, в укрытиях, в том числе и управляемыми боеприпасами, и делать это быстрее, адреснее, чем приданный гаубичный артдивизион, хотя и ближе к своим боевым порядкам.
Ну, что ж. Теперь обсуждать. Буду рад, если помог неспецам узнать что-то новое о танках и танковых войсках.
Типы и назначение техники
В этом разделе
Тип и характеристики выбранной техники определяют тактику ведения боя. Кроме того, от особенностей машины зависит выбор дополнительного оборудования и снаряжения, а также навыков и умений для развития экипажа. Все эти факторы влияют на исход боя: если машина отыгрывает своё предназначение в бою, то вероятность победы существенно возрастает.
Типы техники
Техника в игре World of Tanks представлена пятью типами боевых машин.
Лёгкие танки. Подвижные небольшие машины с хорошей маскировкой и дальностью обзора, однако со слабым бронированием и невысокой огневой мощью.
Средние танки. Универсальные танки, которые достаточно подвижны, однако при этом обладают ощутимой огневой мощью и бронёй, а часто ещё и неплохой дальностью обзора.
Тяжёлые танки. Малоподвижные машины с толстой бронёй и мощным орудием, способные выдерживать и наносить значительный урон.
ПТ-САУ. Как правило слабобронированная техника, оснащённая очень точными дальнобойными орудиями. Такие машины хорошо маскируются и могут вести огонь на поражение из засады.
САУ. Медленные и слабобронированные артиллерийские установки, которые ведут огонь фугасными снарядами на больших расстояниях и могут наносить повреждения сразу нескольким машинам.
Линии ведения боя
В любом сражении на карте можно условно выделить три линии боя, для каждой из которых характерна особая тактика.
На первой происходит непосредственное столкновение с противником. Тяжёлая бронированная техника продавливает направление, в то время как манёвренные лёгкие машины непрерывно осуществляют разведку. Вторая линия обеспечивает огневую поддержку и прикрытие штурмовых машин. Третья линия, как правило, занята снайперской техникой и артиллерией, которые из засады и с большого расстояния уничтожают противников.
Функции техники на линиях
Различные типы техники выполняют свои функции на линиях боя в зависимости от характеристик выбранной машины.
Лёгкие танки обладают слабой бронёй, но хорошими показателям обзора и маскировки. Основной задачей лёгких танков является обнаружение техники противника и передача разведданных союзникам. Они ведут огонь в ближнем бою по медленным слабобронированным соперникам и обездвиживают технику в радиусе обзора, нанося урон по гусеницам машин противника.
Функция средних танков в бою напрямую зависит от характеристик конкретной машины данного типа. СТ со средней бронезащитой, но хорошим орудием и высокой подвижностью служат огневой поддержкой и прикрытием союзников, нанося урон по технике противника в радиусе обзора. В ближний бой такие танки вступают против одиночной цели в том случае, когда способны обойти её, и часто получают право первого выстрела за счёт подвижности и неплохой маскировки. Функцию поддержки первой линии осуществляют универсальные СТ с достаточно неплохим бронированием лба и/или башни, а также СТ, характеризующиеся невысокой подвижностью, но хорошей защищенностью. Танки поддержки эффективно играют на средней и ближней дистанциях, передавая разведданные и обездвиживая технику противника.
Тяжёлые танки ведут бой на близкой дистанции: благодаря толстой броне и мощному орудию они эффективно блокируют урон, наносимый противником. Эти характеристики позволяют им продавливать направления и сдерживать силы противника на первой линии, отбивая существенную часть урона. ТТ с магазинной системой заряжания характеризуются невысоким комфортом стрельбы, но большой огневой мощью, благодаря которой они могут поддерживать технику при продавливании ключевых направлений.
За огневую поддержку союзников отвечают ПТ-САУ со средней бронезащитой. ПТ-САУ с хорошим уровнем маскировки и точным орудием, но посредственным бронированием играет роль снайпера и уверенно поражает цели с любой дистанции из укрытия по собственным разведданным. При наличии магазинной системы заряжания машины этого типа служат поддержкой при сдерживании сил противника и блокировании урона.
Полный гайд для новичков World of Tanks — Разбор всего
+ Содержание
WoT – это онлайн шутер, однако в отличие от основной массы игр этого жанра, в ней многое зависит не только от скорости реакции. Огромную роль играет опыт, знание карт и умение занять правильную позицию в той или иной ситуации, а также тактика в бою в зависимости от ТТХ вашего танка. В целом это дает множество удачных вариантов для игры, где все решает правильная оценка ситуации в бою и умения наиболее продуктивно ней воспользоваться. Хотя и не исключается некоторая шаблонность на многих картах, однако после нескольких минут боя, обычно приходится действовать в зависимости от сложившейся обстановки и успешность игрока практически полностью отвечает этому таланту.
Перед основной статьей хочется дать совет всем игрокам, которые только начинают играть в танки. Запасайтесь терпением и стоически переносите неудачи. Слегка перефразируя Феликса Эдмундовича: у хорошего танкиста должна быть холодная голова, горячее сердце и умелые руки.
Обучающая миссия
В принципе, нет принципиальной разницы в выборе первой нации, так как с обучения вы выйдете с третьим уровнем машины, что прокачивается достаточно быстро. Я выбираю СССР, так как эта ветка наиболее сбалансирована и имеет множество хороших машин, плюс стартовый танк третьего уровня, который вы увидите в ангаре, ведет к нескольким очень хорошим веткам техники.
Во время этой мисси вы получите азы ведения боя, однако не стоит заблуждаться – в бою с настоящими игроками, а не ботами, как в данном случае, ехать вперед, не оглядываясь и стреляя во все стороны, у вас просто не получится, и вы достаточно быстро попадете в ангар. Но вначале можно и порезвится.
В конце обучающей мисси разработчики выдадут немного наград и, можно сказать, выпустят в большой мир.
Курс молодого бойца
Это задание мы получаем после вводной мисси, и главной наградой его является жетон, который можно обменять на любой прокачиваемый танк 6-го уровня.
Это задание обязательно нужно проходить. В выборе танка я придерживаюсь принципа наименьшего сопротивления и советую взять артиллерию. Суть в том, что практически все танки имеют некоторую преемственность в развитии, и достаточно большая часть изученных модулей танка 5-го уровня, понадобится на 6-м. А артиллерия в этом плане вполне самодостаточная техника и не потребует длительного изучения пропущенных в развитии модулей, а достаточно быстро начнет работать в полную силу, а также ее результативность не настолько зависит от топового орудия, как у другой техники.
Также нам предоставят на 10 дней в аренду премиум машину — средний танк Т-35-85М. Выйдя из режима обучения, вы получите 3 дня премиум-аккаунта и, если вы не планируете его продлять, – лучше отыграть на этой машине максимальное количество боев для заработка стартового серебра.
Также экипаж с этого танка можно будет пересадить на прокачиваемый Т-34-85 (еще одна небольшая причина начинать игру с ветки СССР). Экипаж будет прокачан на 100% и все модули танка уже исследованы. Поэтому сразу же ставим галочку « ускоренное обучение экипажа ». Это позволит гораздо быстрее выкачать первые профессии.
Первые танки III-IV уровни
В конце обучения я получил вот такую машину:
Немаловажный момент – я ее прохожу не на топовом орудии, а на барабане, так как он больше подходит для активного настрела.
Танк достаточно результативный и прекрасно подойдет для первичной тренировки с реальными соперниками. Во время обучающей миссии на него дадут «Улучшенную закалку», сверх этого устанавливать ничего не нужно, это будет лишними тратами. Немного результатов этого танка:
С этого танка вы сможете достаточно быстро прокачать две машины 4го уровня. Это вот этот вот очкарик БТ-7 :
Машина, не имеющая, кроме скорости, практически ничего, и является полностью проходной, она нужна для прокачки легких танков и перехода на ветку СТ. На БТ-7 нужно перенести экипаж с БТ-5 – так как для ЛТ командир с лампой крайне важен.
Переучивается экипаж одной кнопкой над списком членов экипажа танка.
Танк очень слабый, однако, и на нем можно что-то настрелять, если постараться.
Несмотря на довольно слабые ТТХ этого танка на нем можно неплохо настрелять.
Кампании
Начиная с четвертого уровня техники можно начинать проходить большую кампанию из четырех глав, которая помимо главных наград – техники и экипажа, позволит неплохо подняться по серебру в начале игры. Задания можно просмотреть, кликнув на иконку «Кампания».
Для ее прохождения вам понадобятся все типы техники в игре. Для полного прохождения нам понадобятся машины уровнем более четвертого, и более высокие уровни мы получим таким образом: ТТ – прокачивая ветку по линии Т-28, СТ и ЛТ по БТ-7, САУ как наградную, ПТ-САУ придется качать с нуля, я советую брать ветку СССР, так как шестой уровень ПТ СУ-100 настолько мощная машина, что с ее помощью можно легко выполнить множество заданий на всех четырех этапах кампании.
Может показаться странным, что я советую изначально все танки брать из сеток СССР, но эта ветка самая сбалансированная, имеет множество сильной техники и наибольше подойдет новичкам.
Главной наградой за выполнение всех четырех этапов этой кампании станет машина Х уровня « Объект 260 »
С VI уровня техники становиться доступной вторая большая кампания.
Она рассчитана на разные нации и в основной массе более сложная для прохождения, а также потребует развития практически всех веток в игре. Обязательно стоит ознакомиться с заданиями и выкачивать следующие ветки с прицелом на прохождение этих заданий.
Главной наградой этой кампании является один из лучших ТТ в игре « Объект 279 »
Отдельно отмечу, что стоит уделить повышенное внимание прохождению компаний, особенно на начальных этапах – они достаточно простые и их выполнение приносит довольно много серебра и других полезных игровых ресурсов.
Танки V-VI уровней
Примерно через сотню боев в ангаре будет такая (или в зависимости от ваших веток – близкая к этому) картина:
Имеется ЛТ, СТ и ТТ пятого уровня, ПТ-САУ шестого уровня и ПТ четвертого. Арендный премиум Т-34-85М в расчет не берем. Это результат 102 боев.
Частично на технике уже установлено оборудование. Помимо ПТ, которую со временем нужно поменять на 5 уровень ветки – СУ-85, на остальной технике стоит на какое-то время остановиться.
Почему именно на этих уровнях стоит задержаться на некоторое время? В начале игры еще нет хороших прокачанных экипажей – кроме одного, в нашем случае на ЛТ, где есть перк «шестое чувство». Для комфортной игры на уровнях выше, желательны экипажи с этим умением, так как оно является критическим для выживания. Поэтому, тем, кому небезразличен комфорт игры и результативность, стоит, не переходя на более высокие уровни, прокачать экипажи, а также накопить серебра, чтобы покупая технику 6-7 уровней иметь возможность сразу установить на ней необходимое оборудование и переобучить экипаж.
Также не стоит забывать, что при «элитном» статусе техники (проучены все модули и доступная техника) нужно обязательно включать ускоренное обучение экипажа.
Немного подробнее о танках, которые вы видите в ангаре.
Т-34 – средний танк 5-го уровня.
КВ-1 – тяжелый танк 5-го уровня.
Танк очень требовательный к картам, так как на открытых пространствах чувствует себя некомфортно, и очень уязвим для артиллерии. Однако на городских картах может неплохо настреливать, особенно если КВ-1 попадет в топ списка.
У тяжа есть два орудия, каждое из которых имеет право на жизнь и установка какого-либо из них больше зависит от манеры игры.
В целом в начале игры на танке стоит играть на У-11, а после прокачки башни – перейти на Ф-30.
На этом танке придется играть достаточно долго, так как он ведет к двум очень хорошим веткам ТТ и одному тяжу, который стал легендой WoT – КВ-2.
А-20 легкий танк 5-го уровня.
Это танк первый, который стоит менять, прокачав следующую машину. Танк крайне сложный и обладает очень слабыми орудиями. Единственное что у него есть – это скорость, и, попадая к 6 и 7-м уровням, он чувствует себя очень некомфортно. Это еще одна причина, по который на него садится уже прокачанный экипаж – минимизировать мучения на этом танке.
СУ-76М – 4-й уровень, ПТ-САУ.
Пишу об этой машине здесь, так как куплена она уже была после прокачки 5-х уровней. Танк в целом проходной, и задерживаться на нем особо стоит. А вот 5-й уровень уже гораздо интереснее.
СУ-85 – 5-й уровень ПТ-САУ.
На этой машине уже стоит остановиться и выкачать экипаж под СУ-100. СУ-85 обладает неплохой скоростью и очень комфортным орудием, с хорошим для своего уровня бронепробитием и достойным разовым уроном.
СУ-8 – 6-й уровень, САУ.
Менять эту САУ на следующий уровень можно особо не спешить, так как эта арта уже вполне результативная и на ней можно пройти много заданий по кампаниям и выкачать хороший экипаж.
Какие ветки стоит выкачивать
В начале игры многие игроки не совсем понимают, к каким машинам Х уровня стоит двигаться в первую очередь и какие ветки прокачивать. Суть в том, что по заявленным ТТХ не всегда можно уверенно сказать насколько хорош тот или иной танк. Также бывают ситуации, когда Х уровень ветки отличный, а все предыдущие машины (или большинство) крайне тяжелы для прохождения, как это происходит с STB-1.
СССР
Если изначально вы решили пойти не по ветке СССР, а по другим нациям, то вот ветки на которые стоит обратить внимание.
Германия
США
К этой нации я бы советовал переходить, набравшись опыта и уверенности в своих силах. Ветки достаточно сложные, из которых наиболее комфортная ветка ПТ-САУ с Т110Е4, слабоваты 7-8 уровни, но 9-10 уровни очень хорошие.
Франция
Отличается двумя неплохими ветками ЛТ, из которых для начинающих больше подойдет ветка с АМХ 13 105 в финале. Колесников стоит оставить напоследок, так как для результативной игры на них требуется очень хороший экипаж и оборудование.
Великобритания
С учетом грядущего ребаланса арты и фугасов (неясно какими в конечном итоге будут САУ и ПТ этой нации), есть смысл выкачивать только ТТ. Вся ветка очень хорошая, могут возникнуть некоторые трудности с 7-м уровнем, однако начиная с 8-го – британские ТТ одни из лучших в игре.
Чехословакия
Довольно спорная ветка, с тяжелыми в прохождении 7-8 уровнями, очень хороший 9-й уровень, но сомнительная ценность финальной машины. В целом не стоит с ней торопиться.
Китай
Во многом схож с СССР, но не настолько легок в прохождении. Однозначно не стоит качать в первую очередь.
Япония
Великолепный Х уровень СТ — STB-1, однако в остальном ветка очень тяжелая.
Польша
Хорошая ветка ТТ, с некоторыми проблемами на 8-9х уровнях, но 10-ка просто отличная.
Швеция
Очень хорошая ветка ПТ начиная с 8-го уровня. Также интересная ветка средних танков, но больше подходящая для опытных игроков и начинать с нее не стоит.
Италия
Однозначно стоит качать ветку СТ – одна из самых легких в прохождении, начиная с 8-го уровня превращается в сплошное удовольствие из-за барабанов с системой дозарядки.
Стандартное оборудование
Начиная с 5-х уровней техники, особенно на тех которые требуют длительного отыгрыша, нужно устанавливать оборудование. Выбор правильного оборудования практически всегда зависит от типа техники, а также от сильных и слабых сторон машин.
САУ – здесь все достаточно просто и стандартно – досылатель + усиленные приводы наводки + маскировочная сеть. На арту с закрытой рубкой вместо маскировочной сети устанавливается улучшенная вентиляция. Также имеет право на жизнь вместо сети устанавливать улучшенные механизмы поворота, которые уменьшают разброс при повороте машины.
ПТ-САУ
Для машин с неподвижной рубкой: стереотруба + досылатель + улучшенная вентиляция. В случае штурмовой ПТ с неподвижной рубкой — стереотрубу лучше заменить на просветленную оптику.
Для ПТ с подвижно рубкой: стереотруба + досылатель + улучшенная вентиляция, а если разброс при повороте башни очень большой – стабилизатор вертикальной наводки или улучшенные механизмы поворота – выбор зависит от скорости вращения башни и машины.
ТТ – досылатель + улучшенная вентиляция + стабилизатор вертикальной наводки(либо улучшенные механизмы поворота). Для крупногабаритных тяжей, сильно страдающих от артиллерии, вентиляцию можно заменить на противоосколочный подбой – от урона он защищает слабо, однако дает хорошую защиту экипажу.
СТ – установка оборудования на СТ достаточно разнообразна и зависит от манеры игры. Если игрок предпочитает играть на средних и близких дистанциях, а также больше надеется на роль ЛТ в бою, то наиболее оптимальна такая компоновка: досылатель+ улучшенная вентиляция+ стабилизатор вертикальной наводки (либо улучшенные механизмы поворота). Для скоростных машин и игроков, предпочитающих универсальность, за счет некоторой потери огневой мощи, больше подойдет досылатель + улучшенная вентиляция + просветленная оптика. Такая компоновка позволяет при надобности достаточно эффективно подсвечивать противника.
ЛТ – также очень зависит от манеры игры. Для пассивного света, особенно на средних уровнях рекомендуется стереотруба + улучшенная вентиляция + маскировочная сеть. Для активного света: просветленная оптика + улучшенная вентиляция + малошумная система выхлопа. Также многие игроки жертвуют оборудованием на маскировку и устанавливают досылатель – это хорошо подходит для игроков, предпочитающих активную стрельбу, с некоторой потерей незаметности на поле боя. Начиная с 8-го уровня, базовый обзор достаточно высокий и появляется возможность такой компоновки: командирский обзорный прибор + просветленная оптика + улучшенное радиооборудование либо улучшенная вентиляция.
Специальное и трофейное оборудование
Эти два типа оборудования отличаются повышенными бонусами к характеристикам техники.
Специальное оборудование можно приобрести за боны – игровая валюта, которую можно получить при прохождении разнообразных ивентов и за бои на Х уровнях техники. Накопление этого ресурса очень длительное и требует взвешенного подхода к его тратам.
Как можно увидеть, за бой получено всего 5 бонов, и сравнивая с ценами на специальное оборудование от 3000 до 5000 бонов, можно представить скорость накопления.
Трофейное оборудование можно получить за прохождение ивентов. В свободной продаже его нет. Оно является серединным между базовым и специальным оборудованием.
Экипаж, какие умения качать в первую очередь
Первоочередные навыки, которые стоит выкачивать, также зависят от типа техники и ТТХ каждой отдельно взятой машины. Однако есть ряд необходимых навыков для каждого типа машин и на них можно смело ориентироваться при прокачивании экипажа. Ниже будет приведен порядок, в котором рекомендуется изучать полезные навыки экипажа для каждого типа техники.
ПТ-САУ:
Так как комплектация экипажа может отличаться, то основная масса умений указана без привязки к конкретному члену экипажа.
Свободный опыт – куда лучше тратить
За участие в боях мы получаем две категории опыта:
Помеченный серыми звездочками записан опыт, идущий на технику – за него в машине, на который был проведен бой, можно изучать модули и следующую технику в ветке развития.
Золотыми звездочками отмечен свободный опыт, который можно употребить для любой машины любой нации. Количество накопленного свободного опыта можно увидеть в правой верхней части экрана.
Свободный опыт разумнее всего тратить на изучение модулей в только купленной технике. Ввиду того, что базовая комплектация машин часто очень слабая, то разумнее всего употребить его на изучение необходимых для комфортной игры модулей.
Коллекционная техника
На вкладке «магазин» можно найти коллекционную технику. Суть ее такова – прокачивая любую ветку любой нации, в этом магазине будет становиться доступной техника той же нации, без привязки к типу техники. К примеру, игрок выкачал тяжелые танки ветки СССР до 10-го уровня. В магазине коллекционной техники откроются все доступные машины этой нации. Они не являются проходными и после изучения всех модулей приобретают статус «элитный».
В чем основная польза этого магазина? Допустим, вы не хотите прокачивать ветку САУ, а вам нужна артиллерия для выполнения кампаний или ивентов – вы можете приобрести доступную в магазине арту. Как можно увидеть из скриншота – в коллекционной технике СССР доступны САУ 7-го и ниже уровней. Это касается и других наций и типов техники. Плюс этого магазина также в том, что игрок может опробовать технику недоступную в основных ветках.
Товары за боны
В магазине также можно найти раздел «товары за боны». В нем будет три вкладки: техника, оборудование, инструкции. Инструкции покупать за боны не рекомендуется – это нерациональная трата редчайшей игровой валюты.
Больший интерес представляют техника и оборудование. Оборудование было рассмотрено в этой статье несколько ранее в разделе «Специальное и трофейное оборудование».
В каком случае стоит покупать боновую технику?
В случае если игрок не планирует покупать премиум технику, покупка танков за боны является оправданной. До 8-го уровня включительно, представленная в магазине техника является премиумной, то есть с повышенным показателем получаемого за бои золота и опыта. Однако, она ощутимо хуже техники покупаемой за реальные деньги в премиум-магазине Wargaming. В том случае, если вы будете приобретать премиум танки за реальные деньги, то боны лучше тратить на оборудование, и копить их до 9 тысяч, для покупки набора из двух разных единиц оборудования.
Личные резервы
При игре на фарм (заработок серебра) и на премиум технике, разумно будет подключать резервы на опыт экипажа, свободный опыт и кредиты.
Клан — зачем он нужен и что дает
Первоочередная польза клана – это участие в боевом походе, за прохождение которого можно получить массу полезных игровых ресурсов.
Это личные резервы, учебные материалы, чертежи техники и элементы внешнего вида танка.
Наиболее ценными являются личные резервы на кредиты, при их использовании можно очень быстро нафармить серебра.
Также существуют клановые резервы, которые добавляют опыт и серебро в разных типах боев.
Немаловажным является участие в клановых ивентах, в которых можно получить уникальную технику. Подобное участие зависит от активности клана и игрока.
Помимо всего вышесказанного – в хорошем клане вы можете играть взводом до трех человек, а также задавать любые вопросы, на которые вам ответят опытные игроки.
Чертежи
С помощью чертежей можно изучать технику и таким образом ускорять ее приобретение. Для создания чертежей потребуется два типа фрагментов: обычные и национальные. Для полного изучения техники понадобится разное количество чертежей, в зависимости от уровня машины.
Фрагменты и чертежи обычно можно получить за прохождение ивентов и кланового боевого похода.
На низкоуровневую технику тратить чертежи не рекомендуется, стоит приберечь их для техники 8+ уровней.
Как повысить свою эффективность
Начиная играть, игрок, как правило, не знает множества вещей требуемых для эффективного геймплея. Здесь будет приведено несколько советов начинающим игрокам.
Установка модов
На сайте WoT через вкладку «сообщество» можно перейти на портал модов. Советую устанавливать моды только с этого сайта, так как на сторонних ресурсах можно установить запрещенные моды, за которые ваш аккаунт попадет в бан и придется начинать все сначала.
Что дают моды? В первую очередь это более удобные прицелы, командирская камера – позволяет гораздо дальше отдалять вид от танка, что помогает оценить ситуацию вокруг вас, а в некоторых случая увидеть, куда направлено орудие противника. Также в моды предоставляют в игре более удобный интерфейс для ремонта техники и лечения экипажа в бою, подробную сессионную статистику, удобные настройки графики и подъема FPS, а также другие полезные возможности.
Пинг и FPS
Для быстрого реагирования в бою обязательно должен быть хороший интернет и высокий FPS.
Если вы испытываете в бою сложности из-за периодически зависающей картинки, рывков и т.д. следует обратить внимание на эти показатели. Относительно интернета – при возникновении проблем стоит отключать перед игрой программы, которые «отъедают» канал, это может быть скайп, торрент и прочие приложения. При низком FPS рекомендуется закрывать все сторонние приложения, если же это не помогает – понижать графику до приемлемого уровня FPS.
Почему это важно? При интенсивном взаимодействии с противником даже секундное промедлении очень часто может привести вас в ангар и своевременное реагирование на возникающие угрозы залог выживания в сражении, а также высокая продуктивность по итогам боя. Помимо всего прочего это моральный комфорт, ведь никому не понравится играть с периодически возникающими лагами.
Тактика игры
В первую очередь изучайте карты и запоминайте удачные места для продуктивного настрела. В этом может помочь просмотр стримеров – опытных игроков, хорошо знающих игру и самые результативные точки на картах. Также полезно будет посмотреть гайды по технике, на который вы играете, это поможет досконально узнать ее сильные и слабые стороны, возможные нюансы с оборудованием и экипажем.
Придерживайтесь осторожной тактики, особенно играя на средних танках и ПТ-САУ, ждите подсвета вражеской техники союзными ЛТ. Старайтесь в первую очередь нанести максимум урона, а не героически умереть под вражеским огнем. Эти машины больше рассчитаны на поддержку тяжелых танков союзников, а также на ведение позиционных перестрелок на средних и дальних дистанциях.
На легких танках не приближайтесь близко к противникам, пользуйтесь преимуществами хорошего обзора. В начале игры ЛТ преимущественно не рассчитаны на ведение активного огня и раскрываются в этом плане обычно во второй половине боя, когда появляется возможность осуществлять обходные маневры и появляться в неожиданных для противника местах.
На тяжелых танках следует играть агрессивно, на первой линии, но соблюдая осторожность и по возможности играя от башни – это уменьшает зону поражения танка и позволяет дольше выживать и, соответственно, наносить больше урона. Для максимальной результативности ждите, пока противник выстрелит, а потом уже выезжайте из-за укрытия для собственного выстрела, после чего прячетесь на время КД.
Запоминайте свои ошибки – почему вы умерли или не нанесли никакого урона в бою, пробуйте разные тактики на разных картах и вырабатывайте свой наиболее результативный стиль игры. Если же ваши результаты по опыту и урону стабильно в низу списка по результатам боя, вам стоит больше смотреть игру опытных игроков и анализировать их действия в бою.
Для тех, кто хочет поднять статистику аккаунта, следует выбирать технику, приносящую максимальные результаты. К примеру, у игрока прекрасно получается играть на средних танках, победы на этой технике стабильно 55+%, а на ТТ меньше 50%. В таких случаях стоит ознакомиться с основами игры на тяжах, если же все равно не получается – играйте больше на удобных вам СТ и побеждайте. Автор не утверждает, что не стоит играть и на другой технике, но для тех, кому важна результативность – это самый простой вариант.
Всем удачных боев и побольше медалей!
Начать играть в World of Tanks можно на официальном сайте.
Автор гайда: alexej84