что нужно знать начинающему яхтсмену
Советы начинающим яхтсменам
Яхтинг – это не просто увлечение, а настоящий образ жизни. Избрав море в качестве своей родной стихии, стоит учитывать те правила, которые оно диктует, и сознательно подходить к освоению искусства управления яхтой, чтобы добиться успеха на его просторах.
Важность определения цели в яхтинге
Тем, кто решил приобщиться к миру яхтинга, стоит изначально определиться со своей главной целью. Заинтересованность этим увлечением можно условно разделить на 4 основные направления:
2) спортивный интерес – участие в регатах;
4) возможность заниматься увлекательным хобби в команде единомышленников, но при этом самому не управлять яхтой.
Хорошая морская практика – стать членом команды яхты во время участия в каких-либо морских фестивалях или соревнованиях. Парусная школа – идеальный вариант предоставить своё обучение квалифицированным специалистам и самому получить сертификат на управление яхтой. Аренда судна с командой позволит совместить отдых с пользой. Покупка собственной яхты – наиболее дорогой вариант обучения, но если вы всерьёз планируете заниматься яхтингом профессионально, то это будет наиболее удачный вариант. Быть лишь членом экипажа яхты или же обладать возможностью аренды яхты и в одиночку или с компанией друзей бороздить морские просторы планеты – вопрос, на который в первую очередь стоит ответить себе. Определившись со своими целями в яхтинге, вы сможете выбрать наиболее подходящий вам курс обучения.
Выбор школы для обучения яхтингу
Самостоятельно осилить яхтинг возможно, но сложно и не очень эффективно. Поэтому желающим не только соприкоснуться с этим увлекательным морским миром, а и сделать его частью своей жизни, стоит задуматься об инвестициях в качественное обучение искусству хождения на яхте и уделить особое внимание выбору лучшей школы, где можно пройти такое обучение.
Стоит обратить особое внимание на многие детали: выяснить, есть ли у данного учреждения лицензия, и владельцем каких сертификатов вы станете после прохождения обучения в нём. Важно, чтобы это были документы международного уровня, ведь при свидетельстве отечественного образца об яхтенном чартере за границей придётся позабыть. Также стоит выяснить, сколько человек в группе, на каких яхтах проводится обучение, где именно проходит практика, и какие преимущества вы получите после окончания обучения. Естественно, у школы должна быть хорошая репутация, а её инструктора должны обладать богатым опытом хождения на яхте.
Не стоит вестись на предложения мгновенных курсов. Не рассчитывайте, что за 3 дня или же за неделю овладеете искусством полноценного управления яхтой, поэтому выбирайте ступенчатую программу обучения в зависимости от ваших целей в яхтинге.
Сочетание теории и практики – залог успеха
Начинающим яхтсменам стоит уделять внимание и тщательному изучению теории, и постоянной морской практике. Яхтинг – не то место, где можно пожертвовать теоретическим багажом или же, наоборот, на одной лишь теории изучать азы этого морского искусства. Здесь важно полноценное освоение всех знаний и навыков, поскольку от этого в дальнейшем будет зависеть безопасность и яхты, и находящихся на ней людей. Важно освоить все морские термины перед тем, как приступать к обучению управлению яхтой.
Начальная практика в идеальных условиях
Новичкам-яхтсменам также не стоит стремиться в миг покорить вершины мастерства управления яхтой. На первых порах очень важно обучаться этим навыкам в почти идеальных условиях. Такие практические занятия лучше всего проводить в свободной от иных судов акватории и при отсутствии каких-либо помех, при слабом ветре и незначительных волнах. Какой бы прекрасной не казалась практика в условиях, близких к наиболее опасным, на начальном этапе обучения яхтингу максимальный эффект будет достигнут лишь в контролируемых условиях безопасного обучения.
В море лишь подготовленными выходить!
Новичкам-яхтсменам стоит усвоить одну из важнейших в морском деле заповедей: в море неподготовленными не выходить! Море, как и небо и горы, не прощает халатности и небрежного отношения при подготовке к отправлению на его просторы. Истина, которую должен зарубить на носу каждый новичок: путешествие на яхте начинается с идеальной подготовки на суше. Перед выходом в море важно всегда тщательно изучать прогноз погоды, ветровых условий и приливов, чтобы максимально эффективно подготовиться к безопасному плаванию.
Что брать с собой на яхту
Для новичков-яхтсменов одним из наиболее актуальных затруднений становится вопрос о том, что же брать с собой на яхту. Во-первых, яхта представляет собой жизненное пространство, в котором не должно быть ничего лишнего, поэтому это должны быть самые важные и жизненно необходимые вещи. Во-вторых, это пространство довольно ограниченное, поэтому всё с лёгкостью должно компактно упаковываться и занимать как можно меньше места. Важно наличие сменной и непромокаемой одежды. В остальном стоит ориентироваться на зону плавания и в зависимости от климата комплектовать набор нужной для путешествия на яхте одежды.
Яхтсменов по обуви встречают.
Соблюдение морского этикета
Новичкам, привыкшим к сухопутной жизни, порой сложно понять определённые традиции морского этикета, кажущиеся несуразными. Тем не менее, большая часть таких правил сложилась исторически и обладает своим смыслом, именно поэтому стоит запомнить простую истину: на борту яхты уважайте и соблюдайте правила морского этикета – и будет вам счастье. Одно из главных таких правил: капитан всегда прав! Оно мало чем отличается от сухопутного: кто управляет, тот и прав. Особым элементом морской вежливости является правило спроса разрешения для вступления на борт яхты и приветствие проходящих мимо яхт во время переходов.
Порядок во всём – часть яхтинга
Экономия должна стать частью жизни начинающего яхтсмена. Во время морских переходов на яхте принято рационально использовать пресную воду и электроэнергию. Также рационально использоваться должно и общественное пространство на яхте. Все вещи должны быть компактно уложены и не занимать пространство других членов команды. Всё должно быть строго на своих местах, и на яхте повсюду должна царствовать чистота. Одна из морских поговорок не зря гласит, что как к яхте отнесёшься, так тем же она тебе и ответит.
Преодоление морской болезни
Если вы всерьёз планируете заниматься яхтингом, то стоит научиться бороться с морской болезнью. Новичкам во избежание этого недуга следует планировать маршрут так, чтобы переходы занимали не более суток, что позволит постепенно привыкнуть к морю. Также желательно избегать переходов в шторм, при сильных ветрах и высоких волнах. Таблетки от укачивания лучше принимать до появления первых симптомов, оптимально – за сутки до осуществления морского перехода. Во время пути на яхте стоит больше времени уделять работе, что позволяет сконцентрироваться на своём занятии и слегка смягчает приступы болезни. Большинство новичков в состоянии за несколько дней адаптироваться к морскому путешествию на яхте.
Необходимо знать начинающему яхтсмену
Введение
Статья предназначена для начинающих яхтсменов, планирующих участие в первой регате в качестве матроса.
Статья содержит необходимые начальные знания.
Описание устройств дано на примере яхты Bavaria 40 Cruiser.
Устройство парусной яхты
Паруса
Паруса на яхте треугольные и регулируются с помощью натяжения сторон (шкаторин)
Колдунчики — указатели качества настройки парусов
Генакер
Генакер — дополнительный парус
Такелаж — чем управлять парусами
Такелаж — веревки, тросы и т.д. Такелаж необходим для удержания и управления парусами.
Фалы — веревки для вертикального перемещения (подъема и опускания) парусов.
Шкоты, брасы — веревки для поворота и горизонтального перемещения парусов.
Паруса управляются за счет натяжения или ослабления одной или нескольких сторон (шкаторин).
Стаксель шкоты
Веревки для натяжения и регулировки стакселя
Стаксель шкоты
Стаксель шкоты изменяют угол установки стакселя, а также переводят стаксель с борта на борт.
Со стаксель шкотами работают с помощью лебедок, одна с левой, другая с правой стороны.
Лебедка стакселя, каретка стаксель шкота
Шкот наматывать на лебедку по часовой стрелке.
Для увеличения усиления лебедки увеличиваем количество витков (шлагов).
Шкот растягивает сразу две (заднюю и нижнюю) шкаторины, для изменения соотношения растяжения задней и нижней шкаторины используется каретка.
Закрутка стакселя
Лебедка для скручивания (уборки) стакселя
Закрутка стакселя фиксатор закрутки стакселя
Гика шкоты
Веревки для изменения угла гика и грота
Гика шкоты
Устанавливают угол гика и грота. Управляются лебедками.
Устанавливают угол гика и грота.
На Bavaria 40 Cruiser с гика шкотами работают с помощью лебедок. Погона на Bavaria 40 Cruiser нет
Грота шкот
Веревка для натяжения грота по гику
Грота шкот
Оттяжка гика
Опускает гик вниз и натягивает заднюю шкаторину грота
Оттяжка гика
Брасы
Устанавливают угол генакера и используются для переброски генакера с борта на борт при поворотах.
Генакер
Стаксель фал
Натяжение передней шкаторины стакселя
Стаксель фал
Грота-фал
Натяжение передней шкаторины грота
Грота фал
Генакер фал
Генакер фал
Топенант
Поддержка гика при убранном гроте. Для регулировки парусов не используется.
После установки грота, топенант ослабить.
При набивке оттяжки гика проверьте, чтобы топенант провисал (не был натянут).
Ахтерштаг
Регулировка наклона верней части мачты и регулировка профиля грота
Ахтерштаг
Лебедки
На Bavaria 40 Cruiser 4 основные (используемые в настройке парусов) лебедки. Лебедки — это усилители натяжения.
4 основные лебедки Bavaria 40 Cruiser
Такелаж накручивается на лебедку по часовой стрелке. Чем больше шлагов (витков), тем больше коэффициент усиления лебедки.
Для фиксации такелажа на лебедке веревка закладывается в фиксатор.
Лебедка
Внимание!
Работа с лебедкой при небольшом усилии, добирать веревку можно «от руки»
Работа с лебедкой при большом усилии, ручкой
«Пианино»- стопоры
Для работы со всеми фалами, гика и грота шкотами используется две лебедки. Не используемый такелаж фиксируется стопором.
Стопор удерживает такелаж от ослабления, но позволяет натянуть его, т.е. работает как обратный клапан.
Стопоры (пианино)
Для подтравливания (ослабления) такелажа, необходимо открыть стопор.
Внимание!
Перед открытием стопора под нагрузкой убедитесь, что ничего не упадет, если есть сомнение, предварительно зафиксируйте веревку на лебедке.
Термины
Наветренная, подветренная стороны
Добрать, подобрать, набить
Натянуть, потянуть.
Например: Добрать стаксель шкот, набить грота фал
Потравить
Ослабить, но не до конца.
Например: потравить топенант,
Отдать
Полностью ослабить, отвязать.
Например: отдать швартовы.
Это не значит их выкинуть в воду — это значит снять швартовы с причальных кнехтов.
Откренка
Противодействие наклону яхты за счет веса команды.
При наклоне яхты уменьшается действующая площадь парусов, паруса сбрасывают ветер.
Для откренки свободные матросы размещаются на наветренном борту.
Откренка
Закренка
Обратное действие откренки — создание крена.
Используется при слабом ветре, когда ветер не может сформировать профиль паруса.
Для закренки свободные матросы размещаются на подветренном борту.
Закренка
Методичка яхтсмена: Что нужно знать перед выходом в открытое море
#яхтинг #парусныйспорт #sailing #методичкаяхтсмена
Каждый профессиональный и начинающий яхтсмен должен знать несколько основных вещей. Они не просто помогут при критических обстоятельствах. Эти советы и инструкции способны спасти жизнь.
Что делать при падении за борт
Обстоятельства могут сложиться так, что вы окажитесь за бортом. Не стоит паниковать. Нужно быстро сориентироваться. Вы можете успеть привязать себя веревкой к борту. В таком случае нужно понять смогут ли вас вытащить другие члены экипажа. На решение будет всего несколько секунд.
Если вы не успели использовать веревку, алгоритм действий будет другим. В первую очередь стоит проверить свой спасательный жилет. Если он не сработает после выдергивания чеки, стоит от него избавиться. Лучше выбросить все лишние вещи. Так можно дольше продержаться на плаву. Быстро сбросьте обувь. Она довольно тяжелая.
Вы можете оказаться за бортом не одни. В таком случае лучше найти других пострадавших. Вместе вы сможете дольше продержаться на воде и быстрее привлечь к себе внимание.
Следующая задача – помочь спасателям или экипажу яхты себя обнаружить. Нужно подать сигнал свистком, фаером, фонарем, махать руками. Постарайтесь как можно дольше продержаться на воде лицом в верх. Лучше расслабиться.
Спасение человека, упавшего за борт
Экипаж должен запомнить простой алгоритм для спасения упавших за борт людей. Прежде всего, заметив данную критическую ситуацию нужно закричать: «Человек за бортом!». За упавшим нужно внимательно следить. Важно помочь человеку дольше продержаться на воде. Для этого нужен специальный блок либо что-то с высокой плавучестью. На яхте должны нажать на специальную кнопку, оповестить ближайшие суда.
После этого нужно решить, как развернуть яхту, чтобы спасти пострадавших. Стоит учесть погодные условия. Лучше поставить судно со стороны без ветра. Есть несколько способов это сделать:
• Восьмерка. Нужно увалить судно в галфвинд, подойти к утопающему на длину в три раза больше яхты.
• После этого сделать овершат и вернуться на прежний курс. Дальше нужен еще поворот. Подойдите к пострадавшему в галфвинде.
• Галфвинд и полный бакштаг.
• Возвращение под мотором.
Нужно быть готовыми вытянуть человека с помощью выброски. Может понадобится шлюпка.
Особенности спасательного жилета
Современные яхтсмены пользуются надувными спасательными жилетами. Жилет надувается от давления и растворения специальной капсулы в воде. Система не сработает при небольшом попадании жидкости.
Жилеты можно перевести в ручной режим при необходимости. Нужно выдернуть капсулу, останется чека. Конструкция сработает только при усилии.
Жилет полной комплектации включает свистки, огни, защиту от брызг, лямки. Его надувная часть должна быть яркого цвета со светодиодными лентами.
Важно – сидеть должен хорошо на вас сидеть и облегать. Нужно правильно подобрать размер. Учтите – жилет будет сидеть по-разному в зависимости от одежды. Разместите комплектацию на нем как можно удобнее.
Следует внимательно изучить инструкции эксплуатации жилетов, посмотреть видео об этом.
Важно содержать жилет в правильных условиях. Сушите его после использования, очищайте от соли и грязи. Конструкцию нужно проверять каждый год. Процесс описывается в инструкции.
Использование фальшфейера
С помощью фальшфейера можно привлечь к себе внимание спасателей или экипажей яхт. Важно воспользоваться им вовремя.
Использовать фальшфейер лучше несколько раз. Первый покажет необходимость помощи. Второй – точное место нахождение. Важно не прекращать привлекать к себе внимание. В этом помогут зеркала, фонари, свистки.
Подробно изучите инструкцию использования сигнальных огней до из применения.
Стоить брать с собой как можно больше фальшфейеров.
Что делать во время шторма
Во время шторма существует несколько вариантов действий.
Первый подходит для тяжелых яхт или судов с длинным килем. Нужно просто лечь в дрейф с парусами. Руль нужно жестко зафиксировать. При правильном положении грота и пера руля судно станет под углом 45 градусов.
Второй вариант – лечь с дрейф с парусами чтобы судно продолжало движение. Этот вариант хорош для большинства яхт. Преимущество – судно будет двигаться вперед, не просто ждать хорошей погоды.
Самый опасный вариант действий – дрейф без парусов. Он подходит только для критических погодных условий. Яхта может легко перевернуться.
Зарифить грот
Нужно заранее рифить грот. Важно слышать команды всех членов экипажа.
Нужно ослабить оттяжку гика и топенанта. Следующее действие – отдать грота-фал. Нужно приминать грот ниже уровня рифов. Закрепите галсовый угол. Набейте переднюю шкаторину до нужного уровня. После этого привяжите задний угол и набейте его.
Остаток паруса сверните и увяжите через люверсы.
Яхтинг в России — где получить лицензию, 10 правил для начинающих яхтсменов
Всё больше людей в России увлекаются парусным спортом, но как оказалось, получить права на управление маломерным судном легко только на первый взгляд. Мы выяснили с какими проблемами может столкнуться любой начинающий яхтсмен.
Для чего нужны права судоводителя?
Без прав вы не сможете взять судно в аренду. Если у вас есть собственная яхта, без удостоверения на право управления вы обязаны нанимать специалиста, даже если планируете круиз по дождевой луже. И дело не в больших штрафах, а в вашей собственной безопасности.
Хочу получить права на управление яхтой, с чего начать?
В целом процедура похожа на получение водительского удостоверения. Вам необходимо пройти медкомиссию, выбрать парусную школу и пройти обучение, сдать теоретический и практический экзамены, получить лицензию.
Яхт-клуб обещает, что после окончания обучения я получу права. Это будет настоящая лицензия?
Нет, это либо рекламный ход, либо вы имеете дело с мошенниками. Школы не имеют права проводить аттестацию и выдавать лицензии. После прохождения обучения, вы получаете только сертификат, который не даёт права на управление судном.
Кто проводит аттестацию для судоводителей?
Принимают экзамены и выдают лицензии в России два органа: Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) и Всероссийская федерация парусного спорта (ВФПС). ГИМС относится к МЧС и занимается регистрацией судов и аттестацией судоводителей. Федерация занимается подготовкой спортсменов и популяризацией парусного спорта.
Как понять, где мне сдавать экзамен?
Для начала вы должны решить, где планируете использовать своё судно. Если вы собираетесь передвигаться только по внутренним водам России, то вам необходимо сдавать экзамены в ГИМС. А в случае если у вас в планах арендовать яхту за рубежом, то вам понадобится сдавать аттестацию в федерации. Управлять судном во внутренних водах России по лицензии федерации запрещено, а взять яхту в аренду в странах Европы по лицензии инспекции – практически невозможно.
Почему выдачей лицензий не может заниматься один орган?
Вся проблема в том, что в мире нет единых правил, так как существует слишком много различных акваторий, видов судов и целей пребывания на воде. Поэтому единственным международным документом является Конвенция о предупреждении столкновения судов в море.
Я решил, что буду путешествовать только во внутренних водах России, какой порядок действий?
Первым делом необходимо выбрать школу судоводителей, где вы будете учиться. После завершения обучения и получения сертификата, вы можете сдавать экзамены в ГИМС. В теоретической части экзамена инспекторы должны удостовериться, что вы знакомы с устройством яхты, правилами навигации и техникой безопасности. Во время практического экзамена необходимо выполнить упражнения на воде в одном из водных отделений инспекции.
Как подобрать школу судоводителей?
К выбору стоит подойти максимально серьёзно, так как риск нарваться на мошенников очень велик. Первым делом необходимо убедиться, что у школы есть все необходимые документы. Лицензию на подготовку судоводителей маломерных судов выдаёт министерство образования, а не сама инспекция. Наличие лицензии гарантирует, что у школы есть всё необходимое для полноценной подготовки обучающихся. Помимо этого, перед тем, как заключать договор, необходимо узнать, как и где проходят практические занятия, это может быть реальный водоём или тренажёр в зависимости от местоположения школы.
Как получить права на управление судном, которые будут котироваться в других странах?
Некоторые школы яхтинга на своих сайтах уверяют, что права, выдаваемы ГИМС принимают за рубежом. В большинстве случаев это не так, даже на сайте МЧС указано, что права выдаваемые инспекции действительны в российских территориальных водах, а также в странах Евразийского экономического союза (Армения, Казахстан, Киргизия, Белоруссия и Россия).