что нужно знать начинающему сценаристу
Как начинающему сценаристу искать работу в киноиндустрии
Рассказывает автор сериалов «Эпидемия» и «Звоните ДиКаприо!».
Фото предоставлено героем / Rawpixel image / Rawpixel / Annie для Skillbox
Алексей Караулов
Окончил журфак МГУ и Университет Колорадо в Боулдере.
Соавтор сценариев к сериалам «Звоните ДиКаприо!», «Эпидемия», «Гоголь», «Филатов» и фильму «Гоголь. Начало».
Разбираем сценарии успеха в профессии с автором сериалов «Звоните ДиКаприо!», «Эпидемия» и «Гоголь» Алексеем Карауловым.
Редакция Skillbox Media
Пишем о событиях, явлениях и понятиях из мира дизайна и программирования, геймдева, образования и бизнеса.
— С какими навыками можно браться за профессию сценариста?
— Качества, необходимые, чтобы стать сценаристом, — это терпение, некий teamplay, готовность к компромиссу, умение слышать другого человека и понимать, что работаешь в команде. Они, конечно, могут быть и у школьника.
Но дальше начинаются — не ограничения, а, скажем так, — конкурентные преимущества, которые будут у человека более взрослого. Потому что есть всё-таки вещи, которые сводятся к жизненному опыту. Умение строить конфликт, например, и вообще понимать конфликтность человеческой природы. Это можно выучить по учебникам психологии и чужим работам. Но когда в твоей жизни не было, условно, развода, или потери средств к существованию, или возвращения домой на щите после крупного поражения, тебе как сценаристу будет сложнее воплощать всё это на экране, создавать правдоподобных персонажей.
Starter pack начинающего сценариста лежит в области его интересов, склонностей — того, на что он готов тратить время. Если тебе физически не нравится писать, это не такая уж и проблема, поскольку писать сценаристу приходится немного. Чем приходится много заниматься, так это быть в творческом поиске, смотреть чужие работы, быть частью глобального мира — и уметь находить в нём истории.
Нужно иметь склонность к наблюдению за другими людьми — у сценаристов это называется «ухо». Это умение подслушивать чужие разговоры, брать из них отдельные речевые характеристики и быть готовым обрисовать характер человека за несколько реплик. Но эти реплики нужно откуда-то взять, где-то подслушать и зафиксировать. Вот такая любознательность сценариста совершенно необходима. А остальное можно компенсировать общей эрудицией и насмотренностью.
Сценаристу нужно иметь «ухо» — уметь подслушивать чужие разговоры и обрисовать характер человека за несколько реплик.
— А почему сценаристу не приходится много писать? Сценарий — это же текстовый продукт, близкий к драматургии.
— Я часто цитирую американского сценариста Макса Лэндиса, сына режиссёра легендарных «Братьев Блюз» Джона Лэндиса: « Screenwriting is not about writing ». То есть сценарное мастерство — не про написание. Сценарист прислушивается к нуждам продюсера, зрителя, к повестке — и бесконечно переделывает свою работу с целью дотолкать этот паровоз в гору, до той точки, после которой сценарий превращается в фильм, чтобы дальше он катился уже сам по себе.
Но на пути к этой точке ты проходишь несколько этапов, можно так сказать. Сначала создаётся сценарная заявка — это документ, который ты сперва направляешь редактору, редактор просит в нём что-то поправить, и заявка отправляется продюсеру. Проходит иногда две недели, иногда больше месяца, когда ты просто ждёшь. Можно, конечно, работать над каким-то собственным проектом в эти периоды. Но если ты наёмный сценарист, то пилоты или вообще какой-то сценарий писать приходится сравнительно редко. Чаще занимаешься сценарными заявками, сценарными наработками — и больше читаешь чужого, чем пишешь своего.
Работа сценариста — это активное думание.
Она похожа на постоянные качели, переключение между разными режимами: напряжение и расслабление, перегрузка и медитация. Если попробовать расписать рабочий день сценариста по некой восьмичасовой схеме, то сознательно что-то написать за компьютером — это, ну, два часа в день. Но мозг у тебя всё время загружен, всё время варит какие-то свои коктейли из разных компонентов. В остальное время ты занят тем, что пытаешься нагрузить мозг фактами, чужими историями, историческим контекстом, даёшь ему построить из этого какую-то непротиворечивую вселенную, куда потом запустишь своих героев.
Когда дело доходит до пилота, ты можешь работать с текстом день-два, часов по восемь. Но работаешь, опять же, не с письмом как таковым, а с теоретическими моделями больше. Нужно иметь большой ресурс памяти, воображения, чтобы прогнать героя через весь путь, который вы ему обрисовали в своей голове. Письмо здесь — не то, к чему нужно специально готовиться.
Валерия Плотникова
продюсер курса «Профессия Сценарист» в Skillbox
Начинающему сценаристу понадобится усидчивость — работать придётся много. И насмотренность — ты должен понимать, что было сделано до тебя. Нужно учиться видеть текст в основе фильма или сериала. Любое аудиовизуальное произведение сначала рождается на бумаге. Поэтому при просмотре сценарист должен уметь отмечать какие-то художественные ходы, решения, которые были приняты драматургами, писавшими сценарий.
Смотреть кино для человека, который хочет работать в этой индустрии, — тоже работа: смотреть нужно много, искать референсы, похожие сюжеты или, наоборот, понимать, чего никогда ещё не было, знать историю кино.
— Что лучше с точки зрения результата — онлайн-курс по сценарному мастерству или традиционные киношколы и кинематографические вузы?
— В творческой профессии, если хочешь набраться знаний, нужно идти за именем — становиться подмастерьем, учеником конкретного человека. Это точно полезнее, чем получать широкую теоретическую базу. Наверное, и в классических вузах можно найти преподавателей, которые состоялись как профессионалы и могут чему-то научить. Учиться водить яхту, сидя перед доской в классе и вычерчивая какие-то схемы, странно. А классическое образование часто и сводится именно к этому: ты сидишь в аудитории, и преподаватель рассказывает про Аристотеля применительно к сценарному мастерству.
Чтобы избежать ситуации, когда какие-то теоретики рассказывают тебе о том, как что-то принято делать, нужно искать преподавателя, который сам состоялся как профессионал. Сегодня такое чаще случается с онлайн-платформами, где как раз можно найти определённого эксперта и послушать, какие ноу-хау помогают ему в работе.
Главное в обучении сценарному ремеслу не длительность учёбы и не престиж вуза, а ответ на простой вопрос: человек, который будет тебя учить, сам написал какое-то количество сценариев? Эти сценарии стали рабочими? Он является уважаемым профессионалом в своей области? Если ответ на эти вопросы «Да», то не так важно, где вы этого человека застали, чтобы учиться у него.
На нашем курсе в Skillbox я вычитываю все пилоты, которые студенты пишут в качестве выпускных работ. Для них это как раз такой момент общения с человеком, который уже поработал в индустрии и знает тонкости.
Валерия Плотникова
Курс по сценарному делу идеально ложится в онлайн-формат. Главный ресурс сценариста — его голова, руки и компьютер, где он записывает свои идеи. Теорию всегда можно изучить онлайн, а в практике ты один.
С началом пандемии в 2020 году учебную программу режиссёров и актёров в киношколах и вузах пришлось сильно адаптировать, чтобы студенты не потеряли в образовательном процессе. А сценаристу полезно много времени проводить одному, чтобы писать. Поэтому это идеальная программа, чтобы проходить её онлайн.
— Но нанять всех своих студентов вы, наверное, не сможете. Куда молодому сценаристу идти по окончании курса сценарного дела?
— Кого не найму, буду использовать, чтобы тестировать в поле: давать, например, писать сценарные заявки по продюсерским брифам. В любом случае путь следования за профессионалом применим и по окончании учёбы. В России сейчас есть пара десятков состоявшихся сценаристов. Они нарасхват и не справляются с тем потоком заявок от продюсеров и компаний, которые хотят с ними работать. Можно открыть любой топ успешных сценаристов — их регулярно создаёт, например, сайт «Кинопоиск» или «Бюллетень кинопрокатчика» — и постучаться к кому-то из них в Facebook, отправить некое мотивационное письмо, чтобы заинтересовать возможностью поработать с вами. Искренность всегда работает — в сценарном мастерстве в первую очередь.
Попасть в подмастерья к профессиональному сценаристу можно чаще, чем принято думать. Я и сам этим занимался в своё время.
— Это, конечно, замечательный сценарий, но если мы говорим о самостоятельном и амбициозном молодом сценаристе, как ему искать работу в индустрии?
— Визитной карточкой, конечно, будет проект, который ты создал. Чем, опять же, плохи киношколы в этом плане: там сценаристов часто заставляют писать сценарии короткометражных фильмов. Короткий метр — это фестивальная монета, в индустрии она не котируется: киноиндустрия не оценивает сценариста по короткому метру. Нужно написать получасовой или часовой пилот собственного сериала, может, веб-сериала. С этим можно откликаться на любые объявления, заваливать почтовые ящики киностудий, продакшнов, участвовать в конкурсах.
Карьерные лифты в индустрии работают: 10–12 раз в год проводятся питчинги, постоянно идёт поиск новых имён. Сейчас вот идёт открытый конкурс сценариев для хоррор-сериала студии «10/09» — любой может поучаствовать через сайт iwantfilm.ru. Нужно подписаться на такие сайты, на Telegram-канал «Питчинги», искать в Facebook разные конкурсы и участвовать в них.
Но я всё же считаю, что путь подмастерья в плане карьеры — самый благодатный. Он даёт доступ к брифам конкретных студий и продюсеров, которые по старинке продолжают высылать их своим любимым сценаристам, несмотря на то, что те лопаются от количества заказов. Поэтому сценаристы охотно берут подмастерьев.
Нужно понимать, что сценарное мастерство — это не искусство: тут нельзя годами совершенствовать какое-то видение, чтобы в итоге создать что-то революционное. Это ремесло, навык. Как пошив ботинок.
Есть конкретный набор умений, который нужно оттачивать. А оттачивают их на бесконечной работе по продюсерским брифам.
Можно наниматься в так называемые сценарные комнаты, это тоже отличный тренажёр. Там сидят 8–10 начинающих сценаристов, которым постоянно приносят новые брифы, они устраивают мозговой штурм и пишут по этим брифам сценарные заявки. Но такие комнаты ищут работников в основном через конкурсы и питчинги.
Валерия Плотникова
В России ощущается сценарный голод. Все продюсеры говорят об этом. Они ищут не столько новые идеи, сколько людей, которые умеют работать над сценариями. Чтобы молодому сценаристу найти работу, нужно просто заявлять о себе в различные продакшны. У всех есть открытая почта, всем можно послать свой сюжет, сценарную заявку. Возможно, они не захотят взяться за конкретную идею, но захотят работать с человеком, который умеет хорошо её подать.
— Вы на курсе разделяете сценарии для кино и для видеоигр. Они действительно различаются? Может, кто-то сразу решит «О! Было бы классно писать для видеоигр».
В играх есть собственный lore. Это термин как раз из игровой индустрии — на русский с натяжкой можно перевести как «мифология». Lore — это совокупность предысторий, всё, что предшествовало той точке, в которой мы оказались как зрители. К примеру, lore киновселенной Marvel в том, что в нашем мире периодически появляются люди со сверхспособностями.
Дело в том, что игры больше используют нелинейную структуру повествования. Они сильнее разветвляют сюжет и больше работают с воображаемым миром, потому что персонажем там является сам игрок. А сценарий фильма или сериала работает больше с героями, так как зрителю в нём отведена роль пассивного наблюдателя. Получается, для начинающего сценариста разница в том, что ему интереснее: человек, характеры или мир и события в нём. Если человек, тогда лучше пробовать себя в сериалах и кино.
Валерия Плотникова
За получасовую серию начинающий сценарист получает от 100 до 250 тысяч рублей. За часовой материал — от 150 до 350 тысяч. Диапазон гонораров увеличивается с ростом фильмографии и доходит до одного миллиона рублей за серию или близких к этому сумм. Но надо быть готовым к тому, что в первые год или два зарабатывать вы будете мало — из-за большого количества брака, пока набиваете руку. Гонорары обычно растут со второго-третьего года в профессии.
Игра слов, в дословном переводе: «Написание сценария — это не про написание».
Советы сценаристам-самоучкам
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Сегодня, в век общедоступной информации, все больше людей предпочитают обучаться каким-либо навыкам самостоятельно, черпая информацию из интернета и общедоступных книг. Начинающие сценаристы – не исключение.
Большое количество учебников, как русских, так и переведенных на русский, множество сайтов, ютуб-каналов и статей. При должном усердии начинающий автор, действительно может освоить все необходимое самостоятельно. И все же в таком подходе есть очень много подводных камней из-за которых существенная часть самоучек забрасывает эту идею на полпути.
Итак, мы сегодня поговорим о самых основных ошибках самоучек.
Обучение должно быть регулярным
Самая частая ошибка, которая сводит на нет, усилия людей решивших изучить что-либо самостоятельно – отсутствие системы. И это проблема не только сценаристов-самоучек.
Для того чтобы чему-нибудь научиться нужно во-первых, заниматься постоянно с четкой периодичностью, а во вторых изучать выбранную тему постепенно, по нарастающей.
Вспомните школьную математику. Нет смысла в изучении алгебраических формул, пока не знаешь таблицу умножения. Вроде простая мысль, но при самостоятельном обучении о ней постоянно забывают.
Именно поэтому строить свое обучение нужно вокруг книг, где информация подается постепенно и структурировано (ссылка на подборку книг). Сайты, ютуб и телеграмм каналы, блоги сценаристов, подкасты и другие источники сослужат вам хорошую службу позже, когда, уже разобравшись с основами, вы захотите углубить свои знания.
Что касается регулярности, то далеко не все понимают важность этого пункта. Если заранее не определить себе время, когда заниматься и не придерживаться установленного графика, повседневная жизнь и лень очень быстро найдут десятки более важных и неотложных дел. Например, поваляться на диване после работы.
Понятно, что жизнь еще никто не отменял. И мало кто решится выделить себе на обучение по несколько часов в день. Но это и не обязательно. Даже если это будет двадцать минут, но они будут регулярными, рано или поздно, такой подход даст свои плоды.
Учитесь, а не читайте
Очень многие приравнивают чтение учебников к обучению. «Я прочел книгу Макки», и теперь все знаю».
Но на самом деле это далеко не так. Важно не только прочитать книгу и понять, что в ней написано, но еще и запомнить весь материал, а затем еще и применить на практике.
Ну, во-первых, при самообучении, нужно понять, как именно вы будете запоминать прочитанное.
Может быть, стоит перечитывать одну и ту же книгу по нескольку раз, пока она не отложится на подкорке. Можно делать конспекты, чтобы подстегнуть работу памяти. Да и перечитывать конспекты легче, чем всю книгу целиком. Можно пересказывать только что прочитанное вслух. Кому-нибудь из близких или на диктофон. Выбор большой.
Но, так или иначе, решить как вы будете закреплять прочитанное лучше заранее.
Пишите и переписывайте
Следующий этап после усвоения и запоминания – применение на практике. Авторы большинства учебников об этом знают и потому предлагают в своих книгах набор упражнений, для отработки знаний на практике. Обычно это задания из разряда «Придумайте 10 персонажей с такими и такими характеристиками». А если таких упражнений в выбранной вами книге нет, то хорошо бы их придумать самостоятельно.
Но к сожалению, обычно происходит прямо противоположное. Заставлять себя учиться и так очень сложно. Делать это на постоянной основе – уже выматывающий труд. А уж заставить себя тратить время на упражнение, которое напрямую никак не поможет написать сценарий, могут только единицы. В подавляющем большинстве случаев, такие задания просто игнорируются.
Все это приводит только к одному результату: поднаторев в теории, начинающий сценарист садится за свой первый проект и совершает все мыслимые и немыслимые ошибки. И в итоге его практическими упражнениями становятся первые два-три сценария, которые никто и никогда не купит и не экранизирует.
Не останавливайтесь на одной книге
Вы очень многого себя лишите, если прочитаете только один какой-либо учебник и решите, что этого вам хватит. Какой бы учебник не попался вам в руки, и как бы хорошо вы его не изучили, он никогда не сможет ответить вам на все вопросы разом.
И потому, даже если вы в самой первой книге обнаружите самый близкий для себя подход к написанию сценариев, это не значит что в других учебниках не найдете что-то важное или интересное, что может пригодиться в вашей работе.
Не смешивайте подходы разных теоретиков
Обратная сторона медали. Ошибка, которую постоянно совершают начинающие сценаристы: попытка объединить разные подходы разных авторов в единую теорию.
Разумеется, большинство книг, статей, ютуб-каналов рассказывая о драматургии говорят об одном и том же. Используют одни и те же термины или дают разным терминам похожие определения. Именно из-за этого у начинающего автора складывается ошибочное ощущение, что все это части одной мозаики и если уложить все эти знание в едино, получится некое абсолютное знание о том как писать крутые сценарии.
А на деле все обстоит одновременно и так, и совсем не так.
Действительно некоторые аспекты подходов разных теоретиков хорошо дополняют друг друга или рассказывают об одном и том же, но разными словами и терминами. И изучив из в голове сценариста действительно в какой-то момент появится общее понимание складывающиеся из нескольких разных систем.
Но вот на практике попытка объединить несколько разных подходов при создании одного сценария не приведет ни к чему хорошему. Представьте, что у вас есть наручные электронные часы, старый заводной будильник и большие напольные часы с маятником. Каждый из этих приборов показывает время. Но вы ради достижения большей точности, хотите объединить их в одно устройство. Что в итоге получится?
По этой же причине, если вы изучаете чей-то подход, и вам непонятен какой-то термин или какая-то часть теории, в первую очередь попробуйте найти определение или объяснение этого же автора. Помните, что в один и тот же термин разные теоретики могут вкладывать разные смыслы.
Именно поэтому, изучив несколько разных подходов, выберете один и опробуйте его на практике. Если не понравилось, перейдите на другой. Со временем у вас все равно выработается свой стиль работы, но это произойдет естественным путем с опытом. А пока не пытайтесь охватить все сразу.
Изучайте смежные темы
Режиссура, монтаж, операторское мастерство, актерское мастерство, психология, мифология, конфликтология, языковедение, социология… Список навыков и профессий в которых должен разбираться современный сценарист можно продолжать еще очень долго.
Разумеется, «разбираться» не означает быть экспертом и знать досконально. Но лучше сразу свыкнитесь с мыслью, что вам придется изучить основы не одного десятка смежных дисциплин.
Например, без основ психологии не удастся создать достоверного персонажа. Без знаний мифологии, невозможно будет воздействовать на глубинные эмоции зрителя завязанные на его культурный код. А уж без знания технических составляющих кинопроизводства вы никогда не поймете, почему ваш сценарий раз за разом называют «неснимаемым».
Изучайте поставленные сценарии
Читайте и анализируйте все сценарии уже снятых проектов, до которых сможете дотянуться. Изучайте что вам в них нравится, а что нет. Сравнивайте написанное с получившимся в итоге на экране. Ищите ошибки, ищите сильные моменты. Если есть какая-то часть, которая вам не нравится – попробуйте ее переписать и посмотрите, что получится.
Да и просто вдохновляйтесь. Ведь даже если вам не понравился ни сценарий, ни получившийся в итоге фильм, все равно у этого проекта есть один неизменный плюс – его уже экранизировали. А это огромное достижение.
Сценарист — это человек, который придумывает истории для фильмов, сериалов, компьютерных игр, рекламы и других произведений. Чтобы стать таким специалистом, недостаточно просто уметь писать. Нужно знать основы драматургии, понимать законы киноиндустрии, обладать талантом и невероятным терпением. Работа сценариста предполагает не только полёт фантазии, но и многочасовое переписывание исходного текста с учётом комментариев редактора, продюсера, режиссёра.
Краткая история и перспективы профессии сценарист
Как отдельная профессия, сценаристика (scenaristika) появилась позднее киноиндустрии. В конце XIX века сюжеты мультиков и фильмов были примитивными. Кинематографисты экранизировали анекдоты, песни, изображения из рукописей и гравюр.
В начале XX века создатели кино обратились к литературе. Однако адаптированием сюжетов долгое время занимались сами авторы книг, студенты и журналисты. Только в 30-х годах появились люди, которые стали писать сценарии к фильмам на профессиональной основе. Во многом этому способствовало улучшение качества звукозаписи. На смену немому кино пришли диалоги персонажей.
Сегодня сценаристика — это востребованная, престижная и высокооплачиваемая профессия. Кинокомпании постоянно находятся в поиске авторов, умеющих придумывать захватывающие истории. Производителям ТВ-шоу и сериалов нужны сценаристы, которые готовы работать в условиях строгого дедлайна и не выбиваться из формата канала.
Внимание! Базовые навыки, необходимые для заработка на сценаристике, можно приобрести в процессе написания более простых произведений: постов, статей и книг. Поэтому, возможно, вам будут полезны наши материалы «Как стать писателем» и «Как стать блогером».
Какие знания, навыки и качества нужны человеку, чтобы стать сценаристом
Важно! Угодить такому количеству людей нелегко, поэтому часто работа над сценарием фильма растягивается на 1–2 года.
Только далёкие от киноиндустрии люди думают, что сценарное образование реально получить за короткий срок. Мол, достаточно посмотреть примеры чужих текстов, выложенных в открытый доступ. Однако сценаристика — это целая наука. Чтобы стать настоящим киносценаристом, автор должен изучить следующие области.
Где учиться сценаристике, и что необходимо для поступления на киносценариста
Стать сценаристами могут выпускники университетов, киношкол, выходцы из смежных профессий (журналисты, КВН-щики, редакторы) и даже люди без высшего образования. Каждый путь для входа в сценаристику имеет свои плюсы и минусы.
Поступить в университет
Пример. Очное получение образования во ВГИКе на сценарно-киноведческом факультете на первом курсе в 2020 году стоит 470 400 рублей. А учиться бесплатно вряд ли получится, так как бюджетных мест всего 20.
Внимание! На собеседовании комиссия оценивает творческое мышление, кругозор, коммуникабельность и стрессоустойчивость абитуриента.
Стать учащимся школы кино
Киношкола — это частное учебное заведение, основанное опытными драматургами или режиссёрами. Учиться в ней нужно в среднем от 1 года до 3 лет. После окончания выдаётся сертификат, который формально не является дипломом о высшем образовании. Однако этот документ право поступить на работу в телестудии, кинокомпании, IT-компании, продюсерские центры, продакшн-агентства и другие организации развлекательной индустрии.
Важно! У каждой школы свои условия для поступления — указаны на сайтах. Одни проводят строгий отбор, требуя от претендентов показать примеры работ и пройти профессиональное собеседование. Другие заведения принимают учиться всех желающих.
Получить образование на краткосрочных курсах
Многие профессионалы скептически настроены по отношению к курсам, которые длятся 3–8 месяцев. Они считают, что нельзя стать киносценаристом за столь короткий срок. Однако такой формат обучения дает необходимую базу, которая позволяет в дальнейшем учиться сценаристике самостоятельно.
Интересно! Преподавательский состав не так важен. Не всегда из хороших сценаристов получаются талантливые преподаватели. И наоборот.
Проходить обучение на семинарах
Семинары — это закрытые мероприятия, посвящённые одной узкой теме в сценаристике. В среднем они длятся 1–5 дней. Ведущим может стать известный представитель киноиндустрии: сценарист, продюсер или режиссёр. Чтобы участвовать в таком мероприятии, нужно заплатить 2–20 тысяч рублей.
Посещение семинаров не поможет стать сценаристом фильмов с нуля. Такой формат образования больше ориентирован на авторов, которые уже работают по специальности, но хотят получить дополнительные знания, прокачать писательские навыки, зарядиться мотивацией или познакомиться с влиятельными людьми.
Внимание! Некоторые заведения, например, Высшая школа режиссёров и сценаристов в Санкт-Петербурге, регулярно проводят бесплатные мастер-классы онлайн для новичков. Формат очень напоминает семинары.
Самостоятельно учить сценаристику с помощью книг и фильмов
«Сценарные курсы — это ерунда. Там нужно учиться формулам, а формулы чертовски скучны. Поэтому мы каждую неделю получаем фильмы Marvel и DC, в которых заранее точно знаем, что произойдёт». Кинорежиссёр и сценарист Мартин Макдонах
Профессиональные обязанности сценариста
Как поступить на работу и построить карьеру в сценаристике
Важно! Необязательно побеждать на питчинге, чтобы продать сценарий или поступить на работу. Нужно просто понравиться хотя бы одному продюсеру.
В сценаристике нет чёткой карьерной лестницы. Авторы ставят скорее финансовые цели. Если вас интересует стабильность, постарайтесь поступить на работу в студию, производящую сериалы и ТВ-шоу. А наиболее высокие гонорары платят кинокомпании (особенно зарубежные), но заказы оттуда приходят редко.
Сколько зарабатывают сценаристы в небольших городах, Москве и за рубежом
Заработок сценариста зависит от того, где и как он работает. Так, столичные производители сериалов и ТВ-шоу платят своим сотрудникам 70–300 тысяч рублей в месяц. В рекламных, продакшн и event-агентствах Москвы авторы сценариев зарабатывают 30–120 тысяч рублей. В регионах зарплаты в 1,5–2 раза ниже.
Киностудии заказывают или покупают готовые сценарии. В зависимости от бюджета проекта сценарист может заработать 1–6 млн рублей за один фильм. За рубежом доходы талантливых писателей ещё выше. В среднем сценарий к фильму стоит 70–130 тысяч долларов. Кроме того, сценарист получает авторские отчисления с каждой продажи лицензии и кассовых сборов.
Таким образом, стать сценаристом нелегко. Нужно учиться долгие годы без малейших гарантий на трудоустройство. Если вы справитесь с задачей, то сможете наслаждаться творчеством и зарабатывать большие деньги.