что нужно знать начинающему официанту
Введение
Ниже будут перечислены основные правила работы официантом в кафе ресторанного типа. Помимо этих правил необходимо знать все меню и бар наизусть.
Основные правила
«обслуживай так, как хотел бы, чтобы обслужили тебя» «обслуживай так, как этого хочет гость»
Почему это так важно? Во-первых, только ты можешь помочь гостям с выбором и сделать их завтрак, обед или ужин максимально вкусным и безопасным для здоровья (например, исключив ингредиенты, на которые у гостя аллергия или предупредив о заведомо несочетаемых продуктах).
Этот список поможет тебе предотвратить неприятность:
Молоко коровье; рыба; яйцо куриное; цитрусовые; орехи; малина; земляника; ананасы; дыня; хурма; гранаты; чёрная смородина; мёд
2. Что говорит официант подходя к столу Гостей первоначально?
3. Опишите действия официанта сразу после принятия заказа (кому сообщить особенности подачи).
4. В течении какого времени напитки приносятся Гостю? Действия официанта если напитки подаются в бутылках.
5. Какова сервировка стола, если заказ принят на закуски, горячее. Какое время подачи закусок и как они подаются?
6. Что говорит официант Гостю после подачи закусок?
После подачи закусок, Гостю предлагается сделать заказ на горячее (если Гость не сделал этого сразу), заказ повторяется вслух для уточнения, при необходимости нужно уточнить степень прожарки, наличие гарнира, соуса и т.п.
После принятия заказа, Гостю говорится «Спасибо».
7. Время подачи горячего.
«Горячее» подается в течении 30-45 минут (в зависимости от нагруженности зала и кухни.
Если загруженность большая, тогда официант обязательно заблаговременно информирует Гостя о том, что ожидание может занять больше времени) после принятия заказа за исключением блюд, для которых по технологии приготовления отводится большее время. Гостя необходимо предупреждать, сколько готовится блюдо.
8. Как подается горячее блюдо с гарниром?
«Горячее блюдо с гарниром подается» основным продуктом (мясо, птица, рыба и т.д.) к гостю.
При подаче называется: «Пожалуйста, Ваши медальоны средней прожарки с овощами» или «Ваш стейк из семги с рисом и зеленью».
9. Как и когда официант зачищает стол во время обслуживания гостей, что при этом говорит?
10. Каково время подачи десертов и как они подаются?
Десерты приносятся в течении 10 минут после принятия заказа.
11. Действия официанта, если гость поел и допил свои напитки, но при этом не просит счет?
Вежливо поинтересоваться, не желает ли он повторить что-нибудь, например, какой-нибудь напиток.
12. Как подается счет гостю?
В фирменной папке с визиткой заведения внутри.
13. Как официант провожает гостей, и что говорит при этом?
Фразы: «До свидания, спасибо, приходите к нам еще, приятного Вам дня».
14. Как и в течение какого времени зачищается стол после того, как официант проводил гостей?
15. Как должен выглядеть официант?
16. Правила подачи блюд и напитков.
17. Очередность подачи блюд, нюансы изменения очередности подачи.
В тех случаях, когда у вас возникают сомнения в очередности подачи блюд или когда Гость просит подать что-то из списка «не в очередь», следует дополнительно уточнить у Заказчика очередность подачи напитков и блюд.
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ нельзя приносить блюда «внахлест».
18. Как и когда сервируется стол?
Перед подачей блюд, стол всегда сервируется приборами заранее в зависимости от особенностей блюд.
19. Как официант должен носить поднос?
Строго одной левой рукой. Исключением может являться, если поднос очень тяжелый.
20. Что строго запрещается официанту?
Поворачиваться к залу спиной;
Разговаривать на непроизводственные темы;
Есть и распивать напитки в зале;
Носить с собой телефон;
Читать, слушать музыку и тд;
Сидеть/лежать на глазах у посетителей.
21. Когда производится расчет гостей?
Только когда гости попросят счет.
22. Если пришла большая компания гостей, что следует выяснить официанту?
Поинтересоваться приготовить ли один счет или несколько раздельных. Если счет на компанию готовится один, то он приносится тому человеку, который попросил рассчитать компанию.
Примеры запретных фраз
«Вы еще не закончили?»
Нельзя торопить клиента. Если клиент хочет сидеть просто так, то пусть сидит. Можно подойти и предложить повторить заказ.
«Это невозможно»
Нет ничего невозможного.
«Не желаете ли свежий молотый перец?»
Нельзя предлагать до начала дегустации гостями блюда различные перцы и соусы.
«Ожидание не будет долгим»
Нельзя врать если нет свободных столиков или блюдо готовится долго.
«Что, и десерт?»
Ласкательные имена
«Вы один?»
Нельзя спрашивать, один ли клиент потому что никому не хочется чувствовать себя одиноким.
«Сдачу?»
Нельзя просить сдачу потому что если клиент хочет сдачи, он ее потребует.
Заключение
Всё прочел? Молодец. Если тебе это интересно, и в принципе ты со всем этим ок, тогда %%милости прошу к нашему шалашу%% добро пожаловать в сферу услуг, обслуживания и общепита.
Что нужно знать начинающему официанту
Нужно ли обучать официантов? С одной стороны, стать официантом можно без специального образование, и даже без опыта работы. При этом именно официант представляет заведение и от его работы зависит впечатление гостя от ресторана. Давайте разберем, какими навыками должен обладать официант, чтобы работать успешно, и каким образом нужно проводить обучение.
Чему нужно обучить официанта:
1. Знание меню
Первое, что обязан официант – это идеально знать меню. Официант должен знать перечень всех блюд, их состав, содержание аллергенов в блюдах, способ подачи и время приготовление.
Изначально официант учит меню до выхода в зал, во время стажировки. С постоянными сотрудниками администратор на постоянной основе повторяет меню, актуализируя знания официантов. Кухня регулярно проводит дегустации новых блюд и рассказывает об особенностях приготовления.
2. Умение вкусно описать блюда
Это отдельный навык, которому нужно обучать официанта. Он должен не только знать состав, но и уметь рассказать о блюде апппетитно, так, чтобы гость его захотел заказать. Уверенное владение речью формируется на тренинге, когда официант отрабатывает навыки и приемы описания блюд. А уже после тренинга можно поддержать навыки периодическими мини-занятиями.
3. Навыки продаж
Официант должен уметь предлагать нужные блюда и увеличивать средний чек гостя. Для этого он должен знать возможные сочетания блюд и напитков, а также уметь сделать предложение, которое привлечет внимание гостя, но не будет навязчивым. Также официанты должны уметь продавать дорогие блюда, уметь достойно описать их, и не бояться цены.
4. Знание стандартов сервиса
Отдельный пункт в обучении официантов – это стандарты работы с гостем: как правильно подать блюда, как правильно принять заказ, как правильно прощаться с гостем. Этот регламент должен быть прописан в ресторане, с учетом особенностей заведения и пожеланий гостей.
5. Умение работать с жалобами
Одна из сложных тем в обучении официантов – это навыки работы с жалобами. Это эмоционально тяжелый процесс, однако официант должен знать, как реагировать на недовольства гостя и уметь с ним совладать. Необходимо отработать все возможные жалобы гостя и обучить официантов правильному алгоритму действий в той или иной ситуации.
В целом, обучение официантов – это системный процесс, который включает в себя такие формы работы, как тренинг, полевая работа в зале, периодические аттестации и проверки знаний и навыков.
Полезно
Если вам необходимо обучить официантов ресторана навыкам сервисной работы с гостями и техникам продаж, обратите внимание на наш тренинг для официантов:
Тренинг “Стандарты гостеприимства” – это тренинг по сервису и продажам для официантов, который обучает навыкам доброжелательной и уверенной работы с гостями. Тренинг позволяет освоить навыки работы в двух основных направлениях: навыки точного и профессионального обслуживания гостя, а также навыки этичных и уверенных продаж, которые позволяют увеличить средний чек клиента. Мы разбираем техники допродажи, техники продающего описания блюд, способы расширения заказа гостя и увеличения среднего чека.
Тренинг на 80% состоит из практики и упражнений, в том числе и упражнений с использованием видео, которые позволят официантам увидеть себя со стороны и наиболее эффективно отработать навыки работы с гостем. Также на тренинге мы прорабатываем самые частые ошибки официантов, их сомнения и страхи, иррациональные убеждения.
По итогу тренинга каждый сотрудник получает именной сертификат о повышении квалификации. При этом руководитель получает обратную связь по каждому участнику, рекомендации и план развития его навыков.
10 основных ошибок официантов
Самое важное в заведении наравне с кухней — качество сервиса. Хорошее обслуживание состоит из множества мелочей, которые обязательно должен знать официант. Молодые официанты зачастую не используют опыт своих предшественников и не стараются углубляться в тонкости профессии — и совершают те же ошибки. Мы постарались собрать самые явные и крайне нежелательные частые ошибки официантов в одну подборку, чтобы напомнить начинающим рестораторам, с какими трудностями им придется столкнуться, контролируя персонал ресторана.
К сожалению, профессионалы среди официантов встречаются редко: чаще всего вам нужно будет обучать человека практически с нуля. Основная задача — объяснить ему, что работа в кафе или ресторане предполагает особое внимание к мелочам и не ограничивается схемой «принять заказ → принести еду → вынести счет → забрать чаевые». Конечно, официанты не виноваты во всех «грехах» и существую также другие раздражители гостей ресторана, которые стоит учитывать.Совершая типичные ошибки официанта, ваш персонал не только ухудшает уровень вашего сервиса, но и уменьшают размер своих чаевых, что можно смело использовать для их мотивации. Мы выделили лишь самые распространенные ошибки официанта. На деле же их может оказаться гораздо больше: многое зависит от типа вашего заведения, знаний администратора, уровня контроля и, самое главное, требований при приеме на работу.
Облачная касса для кафе
Подключите Poster, чтобы вести детальный складской и финансовый учет
Избежать большинства стандартных ошибок, особенно связанных с приемом заказа, можно с помощью системы учета. Вы можете бесплатно протестировать систему автоматизации ресторана Poster POS и проверить это на своем опыте.
Не ориентироваться в меню
Очевидная и тем не менее частая ошибка — советовать гостям блюда, которые сами даже не пробовали. Нельзя сказать, что это проблема только официантов. Администратор должен предоставить необходимые условия и проследить, чтобы официанты попробовали все блюда, которые есть в меню. Если же вы жалеете на это деньги или время, то не стоит удивляться, что ваши официанты будут заикаться, когда гости поинтересуются, какой соус лучше подойдет к стейку или стоит ли попробовать фирменное фуа-гра от шефа. Многие сотрудники, приходя работать в ресторан высокой кухни даже не знают что такое фуа-гра, это уже ошибка — идя работать в такое заведение нужно хотя бы изучить азы. А почитать подробнее про фуа-гра можно в Википедии.
У нас есть совет и для официантов. Даже если у вас не предусмотрена дегустация меню для персонала, закажите интересующие вас блюда за свой счет и попробуйте их. Поверьте, это с лихвой окупится в виде чаевых за подробный ответ с личными впечатлениями на вопросы типа: «А что бы вы сами посоветовали из меню?». Нет ничего хуже, чем безликий ответ: «У нас все вкусное».
К этой проблеме можно отнести и угадывания — когда официант пытается объяснить, на что похоже блюдо, искренне считая, что его догадка близка к правде. Проблема не заставит себя ждать, когда гость попробует еду и поймет, что вкус не имеет ничего общего с рассказом официанта.
Не приносить заказ вовремя
Забыть блюдо на окне выдачи — это только одна сторона медали. Тут и напомнить могут, и накрыть, чтобы не остывало. Но чаще всего эта проблема возникает, когда приходит компания, где все заказывают разные блюда: им приходится ждать, пока принесут еду последнему. Не забывайте, гости приходят в заведение, чтобы вкусно поесть и пообщаться в уютной атмосфере. Они не хотят смотреть, как остывает их суп, и переживать, когда же наконец принесут заказ друга. Официант должен понимать это и подстраивать подачу блюд так, чтобы никто не сидел с пустой тарелкой.
Вести себя слишком навязчиво
Постоянно стоящий над вами официант — что может быть хуже? Разве что официант-невидимка, которого невозможно поймать, чтобы получить заказ. Не стоит мгновенно забирать грязную посуду из-под вилки гостя. Да, грязная посуда должна быть оперативно убрана, но для этого не нужно пристально следить за гостем и стоять у него за спиной. Официант должен подобрать удачный момент, чтобы дать возможность посетителям спокойно закончить трапезу.
Навязчивая реклама дорогих позиций меню
Даже если гость не устоит перед харизмой официанта и согласится попробовать блюдо, чтобы не чувствовать себя неловко, то ощущение, что ему навязали это, останется. Может быть, ему было неудобно отказать или он переоценил свои возможности, но есть большая вероятность, что второй раз гость к вам уже не придет.
Предложить принести напитки, не показав меню
«Не желаете сразу заказать что-нибудь из напитков?». Знакомо? Не надо так. Представьте, что гость зашел к вам впервые. Ему нужно хотя бы понять ценовую политику вашего заведения. Если это постоянные клиенты, они сами скажут, что им принести, без подачи меню.
Чек-лист по запуску ресторана
Открываете ресторан? Скачайте полный список задач перед открытием заведения, чтобы не упустить ничего важного.
Расслабляться перед закрытием
Большинство проблем происходит перед закрытием заведения, в последний час. Персоналу хочется уйти домой, а вы работаете до последнего клиента. В это время официантам нужно быть предельно внимательными. Официант не должен жаловаться на гостей, которые зашли незадолго до закрытия. Безусловно, кого обрадует компания, которая зашла выпить пиво и немного «наверстать» перед закрытием? Но это не повод отвечать им снисходительно или торопливо, а тем более отказываться принять заказ. Главное — не выключать музыку, свет и не начинать поднимать стулья на столы. Достаточно просто дождаться, пока гости сами уйдут, или вежливо напомнить им, что ваше заведение будет закрываться через 10 минут, а пока вы можете вызвать им такси и упаковать остатки еды с собой, если они ее, конечно, заказывали.
Оценивать гостей по внешнему виду
Даже для многих опытных официантов это остается актуальной проблемой. Как показывает практика, внешний вид далеко не всегда совпадает с платежеспособностью клиента и тем более не говорит о сумме, которую он хочет оставить в заведении. Не все бизнесмены носят дорогие костюмы, большинство успешных молодых людей старается не выделяться своим внешним видом. Времена показушных 90-х уже давно прошли, а дорогим телефоном и аксессуарами уже мало кого удивишь. Не стоит смотреть на гостя, который пришел к вам в шортах, как будто он с другой планеты, и сажать его за столик у туалета или входа. Может, как раз он и сделает вам самый большой чек за сегодня!
Дифференцировать гостей
Еще одна распространенная ошибка — уделять больше внимания определенным гостям. Гости, сидящие за соседним столом, не должны думать, что к ним относятся не так хорошо, особенно если разница в платежеспособности достаточно велика, опять же — по субъективному мнению официанта. Официант не должен подбирать себе тип гостей, с которыми он умеет общаться. Находить общий язык нужно со всеми. У вас не должно быть специалиста по мамам с детьми и отдельного профи по общению с большими компаниями молодежи. Официант должен быть универсален. Разве что у вас очень специфическое заведение с однотипной публикой, куда просто не могут или не хотят заходить другие гости.
Облачная касса для кафе
Подключите Poster, чтобы вести детальный складской и финансовый учет
Сколько получает официант
И где выгоднее работать
Если верить сайтам вакансий, официант может зарабатывать больше 100 тысяч рублей в месяц.
Правда, предлагают такие деньги только в Москве и Подмосковье. Мы проанализировали 3600 объявлений на сайтах «Хедхантер», «Суперджоб» и «Работа в России» и выяснили, где выгоднее всего работать официантом.
Что за работа
Вот что написано про официантов в общероссийском классификаторе, который устанавливает стандарты для работников разных профессий: «Официанты подают к столу пищу и напитки в ресторанах, барах, кафе и клубах, в том числе на борту судов и в пассажирских поездах». В этом же документе прописаны и обязанности таких сотрудников:
Профессия официант. Общероссийский классификатор занятий, Росстандарт
Для работы официантом потребуется медицинская книжка. Судя по вакансиям, опыт работы часто необязателен — наниматели готовы всему научить. Из бонусов — кормят, а иногда даже возят домой на такси. А еще можно найти место с удобным графиком: работать сутки через трое, или две двенадцатичасовых смены через две, или три через три. Или выходить только по утрам, или вообще по ночам. Еще официантом удобно подрабатывать, например по выходным.
Некоторые работодатели предлагают официантам выполнять дополнительно другие функции: бармена, бариста, курьера или продавца.
Сколько платят
В указанной в вакансиях зарплате обычно не учитываются чаевые, но в крупных городах они могут приносить официантам столько же, сколько и зарплата. Правда, надо учитывать, что в разных заведениях деньги, оставленные сверх счета, распределяются по-своему. Где-то официант забирает всю сумму себе, а где-то складывает в общую копилку, чтобы поделить в конце смены между персоналом, включая работников кухни. Причем чаевые, по статистике, оставляет только треть посетителей.
Самая низкая зарплата официанта, судя по вакансиям, — 6 тысяч рублей. Предложений с такой зарплатой два: в городе Жигулевске Самарской области и Калуге. В обоих случаях наниматели готовы рассмотреть соискателей без опыта, работать нужно неполный день.
Больше всего денег официант может заработать в московском ресторане «Столыпин» — до 150 тысяч рублей. От соискателя требуют уметь «устанавливать контакт и дружеские взаимоотношения с посетителями». Вообще, вакансий официантов с зарплатой от 100 тысяч всего восемь. Семь из них в Москве, одна — в Подмосковье.
В каком регионе лучше работать
Проще всего найти работу в Москве: в столице 683 вакансии — пятая часть всех объявлений. На втором месте — Санкт-Петербург: 438, или 12%. На третьем — Краснодарский край: 223, или 6%.
Регионы с самыми высокими и самыми низкими зарплатами официантов
№ | Регион | Средняя зарплата |
---|---|---|
1 | Москва | 47 558 Р |
2 | Санкт-Петербург | 37 533 Р |
3 | Магаданская область | 36 818 Р |
4 | Севастополь | 34 643 Р |
5 | Ямало-Ненецкий АО | 33 184 Р |
… | ||
73 | Ставропольский край | 14 612 Р |
74 | Брянская область | 13 384 Р |
75 | Мордовия | 12 759 Р |
76 | Тамбовская область | 12 237 Р |
77 | Северная Осетия | 11 811 Р |
Официанты нужны не только в кафе, бары и рестораны. Можно, например, устроиться обслуживать пассажиров поезда Москва — Иваново, клиентов фитнес-клуба в Сколкове, посетителей мужской бани и даже депутатов Госдумы. А еще можно совмещать работу с путешествиями и пойти официантом на круизный лайнер.
А, это тот же автор. Тогда всё понятно.
Base, согласен. Будто я сам не могу загуглить вакансии и посмотреть, сколько предлагают. Причем все это про работу официанта, которая подразумевает заработок с чая, а не оклада. Лучшие регионы для работы официантом – тоже забавно, будто кто-то может искать регион, куда ему лучше поехать работать именно официантом.
когда коммент полезнее целой статьи. Не в обиду автору
Grigory, то же самое хотел написать )
Вывод делайте сами. Официант живет только на чаевые. А зп как в том анекдоте про мента.
Ну. Зарплата, конечно, приведённая в статье достаточно далека от реальности. Условия работы сильно отличаются от заведения к заведению, в одном месте будут платить 12 000к в месяц, чай будет общий (складывается в общую копилку и делиться на всех официантов, без разницы кто сколько внёс), админы будут отыгрываться на тебе, гости швырять в тебя тарелки и т.д. В других будет адекватных коллектив, % с продаж, понимающие админы и хорошие гости. Работая официантом в более менее приличном заведение можно от 2 000 до 6 000 тысяч (примерно) уносить только чаем. Во многих местах зп платится раз в месяц на руки. Обычно она гораздо меньше чая и выглядит просто как «премия». Размер чая, кстати, очень сильно зависит от того кем действительно работает человек : посудоносом или официантом.
Много нервотрепки. Много беготни. Много хамства. Много сторонних действий (забить бар посудой, притащить что-то из склада и т.д.). Штрафы, штрафы и ещё штраф, и ещё немного штрафов. Бой. При чем некоторые заведения не требуют с гостей за бой, а распределяют его на сотрудников. Натирка посуды и приборов.
Очень много вопросов. Очень много странных, глупых, неуместны вопросов и на каждый нужно вежливо и правильно ответить. Огромное количество посуды приходиться носить за смену. Вечные войны с кухней. Запары. Бизнес ланч как самое противное, что может быть в работе официанта. Шумные компании, банкеты, пьяные. Столы, которые просто ушли не расплатившись и ты закрываешь стол из своего кармана. «Ой, знаете я была в ресторане через дорогу и вот это блюдо было совсем другое. Я не буду за это платить!». И очень много чего интересного.
Работа достаточно тяжёлая, но зато всегда есть деньги в кармане и много ярких воспоминаний
Я одна умею читать название рубрики?Какой реальный опыт в статистике?
Вадим, можно хранить за рубежом. Главное суметь выехать к своим сбережениям, а то ведь если опустится железный занавес счета за рубежом станут недоступны, а наличные бесполезны.
Хотя для чёрноно рынка может сойдут)
Что касается денег, то вот в условном офисе можно бумажки перекладывать за 25 тысяч, а можно быть крутым профессионалом на хорошем месте и покупать квартиры каждый год. Вот и в общепите то же самое, между студентом на подработке и официантом в дорогом ресторане большая разница и да, можно зарабатывать хорошо, содержать семью и все такое прочее, но для этого нужно работать и расти над собой в профессиональном плане. Ну, как и везде.
Работаю официантом в очень популярном ресторан-баре в г.Хабаровске, параллельно обучаюсь по очной форме, график работы выбираю сам. С учебой проблем нет. З/п без учета чаевых составляет 40-50 тыс руб в месяц, с чаевыми 60-70 тыс руб. На жизнь хватает, могу откладывать на дорогостоящие покупки или путешествия.
Бегло прочмтал статью, ребята вы упустили самое важное, у официанта не важна зарплата, у официанта основной заработок это его чаевые.
Я знаю несколько мест где плотят офикам 100₽ час. При этом в ресторане гости очень богатые состоятельные люди они могут за обычный чай который стоит 350₽ оставить чаевые 500 и таких гостей за день почти сотни.
Традиционно, самые бесполезные статьи у этого автора. Судя по комментариям, я не один так думаю. У меня крепнет ощущение, что он тупо чей-то родственник)
P.S.: в предмете не разобрался абсолютно. Если лень с живыми людьми поговорить, хоть бы полчаса форумы почитал. Очень мало про чай, неофициально трудоустройство, штрафы и тд
Эээ. Не ожидала статьи без опыта
Калуга, работаю на баре. По городу зп не выше 18т. Однако если считать с чаем то от 30 до 100 тысяч. Например пинта и паб 102
Алексей, да, в Сколкове
Аркадий, если из страны нельзя будет выехать, страны не будет)
Rapd, страны может и не будет, а население со всеми потребностями останется)