что нужно знать начинающему колористу по волосам
Колористика для начинающих парикмахеров от А до Я
Журналист, экс-директор моды Woman.ru
Журналист, экс-директор моды Woman.ru
Что такое колористика в парикмахерском искусстве?
Колористика — это фундаментальная наука о цвете, без которой сегодня не обходится работа практически ни одного парикмахера.
Без досконального знания колористики мастер не сможет определить тон и глубину цвета волос клиента, подобрать новый оттенок в зависимости от цветотипа, смешать красители в правильных пропорциях, нейтрализовать нежелательный тон, вернуть натуральный цвет и так далее.
То есть профессиональный колорист должен обладать достаточными знаниями теории цвета и умело применять ее на практике во время процедуры окрашивания волос. Достаточно пройти полный курс уроков колористики для начинающих парикмахеров, чтобы освоить азы профессии, а затем постоянно совершенствоваться. Об этом — подробнее.
Как стать колористом волос с нуля: где пройти обучение?
Как стать колористом волос с нуля, без среднего профессионального образования за плечами? Сегодня все желающие могут пройти обучение на специальных курсах «колористики с нуля», но этот вариант подходит скорее для тех, кто хочет научиться краситься самостоятельно, нежели для полноценного освоения профессии колориста.
Будущие специалисты по окрашиванию волос изучают азы и секреты колористики несколько лет — обычно на получение среднего специального парикмахерского образования в технологическом колледже необходимо два-три года. В процессе студенты узнают не только правила колористики при окрашивании волос, формулы создания оттенков и как пользоваться красителями, но и осваивают операции по обработке волос, технике укладки, видам стрижек, основам моделирования причесок и многое другое.
На этом обучение, конечно, не заканчивается: чтобы быть в тренде, колористу обязательно нужно обновлять свои навыки и знания в парикмахерском деле.
Как отмечает технолог L’Oréal Professionnel Елена Комиссарова, для парикмахеров есть масса вариантов повысить свою квалификацию в короткий срок — от классических курсов и практических семинаров до обучающих приложений для смартфона (в качестве примера можно привести платформу L’Oréal Access для iPhone и iPad, также она существует для устройств на базе операционной системы Android).
Что касается повышения квалификации, то сейчас возможностей очень много. Каждый мастер может найти необходимый для себя курс в зависимости от потребности: получить новые знания по техникам окрашивания или стрижкам, получить или обновить базовые знания по колористике, ознакомиться с новинками. И, что очень удобно, есть разные форматы обучения: самостоятельное изучение на онлайн-платформе, онлайн-семинары с технологами бренда и практические семинары (офлайн-формат).
Технолог L’Oréal Professionnel
Качественные расходные материалы станут вашими верными союзниками и в процессе учебы, и на профессиональном поприще. Наши эксперты рекомендуют пользоваться продуктами широко известных брендов, заслуживших уважение у колористов. Широкий ассортимент красителей, оксидантов, осветляющих средств и других помощников колориста вы найдете в онлайн-магазине SalonSecret. Не забудьте подключиться к программе лояльности SalonSecret Pro Club. Членство в клубе дает приятные бонусы, а повышать свой Pro-уровень и копить баллы можно разными способами. Например, делая покупки или оставляя отзывы в интернет-магазине на страницах продуктов.
Основы колористики для парикмахеров
Колористика — необходимый для работы парикмахера инструмент, освоив его, мастер может создать окрашивание любой сложности. Однако конечный результат окрашивания волос зависит не только от мастерства специалиста, но и от природного цвета локонов. Рассмотрим основы колористики в кратком виде.
От чего зависит цвет волоса?
На натуральный цвет волос напрямую влияет пигмент меланин. Он, в свою очередь, делится на два вида: эумеланин (крупные клетки красного и синего цвета) и феомеланин (округлые клетки красного и желтого цвета).
Это интересно: синие молекулы пигмента меланина отвечают за глубину и холодность цвета волос, красные — за насыщенность, а желтые — за яркость.
В любых волосах есть все пигментные частицы, но в зависимости от того, какие из них преобладают, цветовое отражение будет разным. Так, для брюнеток характерно большое количество эумеланина, а для блондинок — феомеланина. Причем в очень светлых волосах эумеланин практически полностью отсутствует и замещается молекулами кислорода.
Кстати, феомеланин отвечает и за фон осветления, то есть тот цвет волос, который останется после удаления эумеланина. Именно феомеланин часто дает нежелательную желтизну и «ржавчину» при осветлении волос или болотный оттенок при их затемнении.
Теория цвета
Основа основ, которую должен знать любой колорист, — это базовая теория цвета. Синий, красный и желтый — это так называемые первичные цвета. Любой натуральный оттенок волос от черного до светлого блондина — это как раз сочетание трех первичных цветов. Смешивая синий, красный и желтый между собой, можно получить вторичные цвета. Например, микс желтого с красным дает оранжевый цвет, желтого с синим — зеленый, красного с синим — фиолетовый. При смешивании вторичных с первичными получаются третичные цвета.
Законы смешивания цветов в колористике и формирования оттенков в окрашивании волос основаны на круге Освальда. Умение работать с ним — важнейший навык, которым должен владеть парикмахер-колорист. Например, чтобы нейтрализовать какой-то оттенок, мастер берет цвет, расположенный на круге напротив того, от которого нужно избавиться. Если же оттенок нужно, наоборот, усилить, то его смешивают с цветом, расположенным по соседству, то есть с родственным оттенком. Родственные цвета находятся в одной четверти цветового круга Освальда. Без теории цвета и основ колористики в учебных программах начинающие парикмахеры вынуждены были бы постигать цветоведение только на практике, путем проб и ошибок. А ошибка — это всегда чьи-то волосы и чье-то испорченное настроение.
Еще одна неотъемлемая «база» для колориста — знание температуры цвета. Все оттенки подразделяются на холодные и теплые. Условная разделительная линия на цветовом круге проходит через красный и зеленый — они относятся и к тем, и к другим. В свою очередь, фиолетовый и синий — это холодные цвета, желтый и оранжевый — теплые.
Чтобы нейтрализовать холодный оттенок, мастер использует теплый тон. В обратную сторону это тоже работает: для нейтрализации теплого фона осветления используется холодный оттенок (цвет). И для того чтобы получить красивый точный результат, необходимо учитывать много нюансов: фон осветления, его плотность, качество волос и тот оттенок, который мастер берет для нейтрализации.
Изучаем основы колористики или как избежать неудач в окрашивании волос
Колористика — наука о цвете, цветовых контрастах. Теория цвета — важный инструмент в парикмахерском деле, в окрашивании волос. Сегодня вы узнаете основы колористики, строение волоса, составляющих цвета. Во второй части статьи мы поговорим о фонах осветления, глубине тона, о применении полученных знаний на практике.
Строение волоса
Волос относится к придаткам кожи. Он нечувствителен, потому как лишен нервных окончаний. Условно его разделяют на 2 части:
В процессе окрашивания волос задействована только видимая часть волоска, сразу перейдем к ее изучению. Волосяной стержень состоит из медуллы (сердцевины), кортекса (коркового вещества) и кутикулы (внешней оболочки).
Медулла — центральная часть волосяного стержня. Она представляет собой 2–4 слоя крупных неороговевших клеток кубической формы. Медулла выступает в роли терморегулятора: не допускает перегрев и переохлаждение в разное время года. Медулла невсегда сплошная, может прерываться. Это наблюдается в тонких волосах, где она на трети волосяного стержня отсутствует.
Кортекс — основная часть волосяного пространства. Корковое вещество представлено веретенообразными эпителиальными клетками. Качественные показатели составляющих кортекса отражаются на упругости, прочности, эластичности волос. Окислительные процессы при окрашивании, осветлении протекают непосредственно в корковом веществе.
Структура кортекса также обуславливает оттенок, качество волоса. Связано это с его составляющими:
Кутикула — это внешняя оболочка волоска, состоящая из 8–10 слоев. Слои сложены из чешуек (плоского бесцветного кератина), расположенных в шахматном порядке, словно соты, черепица. Связь между слоями также представлена мембранно-клеточным комплексом. Слои плотно соприкасаются друг с другом и обеспечивают надежную защиту от негативных факторов внешней среды.
Внешний вид волоса говорит о состоянии кутикулы:
От чего зависит цвет
Цвет шевелюры напрямую связан с меланином (натуральным пигментом). Меланин делится на эумеланин и феомеланин.
Эумеланин — пигментные частицы удлиненной формы, крупного размера, красного и синего цвета. Количество гранул отражается на глубине тона, цветовом нюансе. Для брюнеток характерно большее количество эумеланина. Или наоборот, чем его меньше, тем шевелюра светлее.
Важный момент! В натуральных волосах есть эу- и феомеланин одновременно. На цветовое отражение влияет их количество, каких частиц больше. У природных блондинок преобладает феомеланин, а в черных прядях содержится больше эумеланина.
Феомеланин — молекулы меланина округлой формы и незначительного размера. Они бывают красного и желтого цвета. Избавиться от феомеланина — задача нелегкая. Удалить его полностью практически невозможно, плюс грозит разрушением волосяного стержня.
Частицы феомеланина обуславливают фон осветления. Они влияют на конечный оттенок после окрашивания. Яркий пример — рыжие, желтые или красные нотки в цвете при осветлении. В медных волосах вы увидите огромное количество красно-желтых гранул, а в черных их немного.
С возрастом синтез меланина прекращается, происходит обесцвечивание прядей. Такое явление получило название поседение. Использование агрессивных химических составов при покраске шевелюры приводит к потере волос, связано это с разрушением феомеланина.
Основы теории цвета
В колористике выделяют первичные, вторичные и третичные цвета. Этого достаточно, чтобы в полной мере передать цвет волос.
Первичных цветов только 3 (красный, желтый и синий). Их нельзя получить из других цветов, они основные, базовые.
Смешивая первичные цвета, вы получаете цвета второго порядка (так называемые вторичные). К ним относятся: фиолетовый — это сочетание красного и синего, оранжевый — красного с желтым, а зеленый — желтый с синим.
Если же смешать вторичные цвета с базовыми, то получатся третичные.
Условная линия, разделяющая теплые и холодные оттенки, проходит через зеленый и красный, как указано на схеме выше. Таким образом, фиолетовый, синий относятся к холодным тонам, а желтый, оранжевый — это теплые. Зеленый, красный бывают холодными и теплыми.
Помните, работа с цветом при покраске прядей имеет свою специфику. Основные правила сочетания цветов:
Уровень глубины тона
Уровнем глубины тона называется основной цвет волос до покраски, без дополнительных оттенков. На этот показатель влияет исключительно количество меланина в волосяном стержне.
Для удобства и взаимопонимания мастера колористики определили 10 уровней глубины тона и обозначили их цифрами от 1 до 10. Это базовые тона, по цифровому номеру можно судить о его светлости: 1 — самый темный, 10 — самый светлый.
Базовые тона составляют натуральный цветовой ряд, это первая цифра номера любого красителя. Производители красок частично корректируют цифровое обозначение цвета, расширяя или сокращая его. Для этого существует вторая, третья цифра.
Чтобы определить глубину тона, достаточно визуального осмотра. Возьмите прядь на затылке, ближе к корням, уплотните ее, подобно примеру в палитре, и выберите близкий образец. Его номер соответствует глубине тона вашей шевелюры.
Фон осветления и его нейтрализация
Еще один важный для окрашивания прядей параметр — фон осветления (ФО). Это цветовое выражение меланина после проведенного окисления, который сохранился внутри волосяного стержня.
Окрашивание — это процесс окисления меланина перекисью водорода (H2O2). Из перекиси водорода выделяется атомарный кислород (О), он вытесняет из натурального волоса синий пигмент. В итоге остается красный и желтый. По их сочетанию судят о фоне осветления.
Интенсивность окисления зависит от концентрации молекул перекиси в составе для окрашивания. Чем она выше, тем сильнее реакция и эффект осветления.
Важный момент! Каждой глубине тона свойствен свой фон осветления.
Рассмотрим, как связан фон осветления и глубина тона:
Возможные действия с фоном осветления:
Запомните главное правило колориста: краска краску не осветляет! Искусственный цвет не способен растворить исходный искусственный пигмент.
Рассмотрим на практике: клиент выбрал краску светлых оттенков, но волосы окрашены темным стойким красителем. Нанесение выбранного красителя на предыдущий не даст желаемого осветления. Для успешного результата необходимо удалить искусственный пигмент из волосяного стержня (получить только ФО), а потом использовать светлую краску.
Что такое цветовое направление
Цветовое направление — это оттенок на локонах, проявившийся в результате окрашивания, не путайте с пигментом (базовым цветом прядей). Например, девушка с медными локонами после покраски — медный считается направлением цвета.
Цветовой нюанс — это дополнительный оттенок, он выделяется в картах красок цифрой или буквой. В маркировке красителей обозначение цветового нюанса стоит после глубины тона (8G, 8/41, 9,60). Третья цифра в маркировке красителя — дополнительный цветовой нюанс, легкий перелив.
Палитры красок от разных производителей могут отличаться обозначением цветового направления, выбранного оттенка. После цифры глубины цвета, вы можете увидеть не цифру, а букву. Это начальная буква названия оттенка на английском (родном для производителя) языке.
Обратите внимание! Две одинаковые цифры после обозначения глубины тона указывают на интенсивность выбранного оттенка. Например, 8/44 — интенсивный медный, 8/77 — экстракоричневый.
Колористика — важная наука для парикмахера. Не зная ее основы, добиться желаемого успеха в окрашивании не удастся.
Примеры окрашивания волос в разные цвета:
Встаньте в круг: колористика для начинающих и круг Освальда
Журналист, экс-директор моды Woman.ru
Журналист, экс-директор моды Woman.ru
Что такое звезда Освальда в колористике
Даже если вы еще не начинали погружаться в философию цвета, то, скорее всего, вам уже встречались звезда Освальда и схемы колористики на различных фото в интернете. Круг Освальда используется не только для колористики волос, он сопровождает нас в течение всей жизни: в цветах, которые мы видим вокруг, в рисунках, интерьере и одежде.
Вильгельм Фридрих Освальд (в некоторых источниках — Оствальд) разработал систему, основанную на четырех базовых цветах: желтом, синем, зеленом и красном. Разделив и смешав оттенки, он создал так называемый круг Освальда, чтобы было проще подбирать гармоничные цвета и вычислять антагонистов.
«Звезда Освальда» — это второе название цветовой схемы. За счет расположения в крайних точках чистых цветов — синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого — образуется шестиконечная звезда.
Цветовой круг Освальда — это окружность, в которой расположены цвета на 24 секторах. В круге есть диады (противоположные цвета), триады (два ближайших цвета и противоположный) и квадриады (два ближайших и два противоположных цвета). Цвета, которые расположены рядом последовательно, называются смежными, а те, что находятся друг против друга, — комплементарными.
Технолог L’Oréal Professionnel
Как объясняет наш эксперт, если провести воображаемую горизонтальную линию через центр круга, то те цвета, которые будут под ней, называют холодными, а над ней — теплыми. Для колористов это инструмент, который используется, чтобы правильно понять первичные, вторичные и третичные цвета. Гармонично сочетать оттенки, создавать нейтрализацию для фонов осветления — и создавать уникальные тона.
Как колористу пользоваться цветовым кругом Освальда: основные правила
Колористика и звезда Освальда — понятия неразделимые. Круг определяет законы формирования оттенков. Все просто: зеленый нужен, чтобы нейтрализовать красный, а желтый с красным дадут оранжевый. Ошибочное использование цветов чревато некрасивым оттенком на голове клиента. Чтобы снизить риски и получить предсказуемый вариант, нужно использовать круг колориста и всегда держать в голове базовые правила. Разбираемся, из чего состоит круг колориста и какие основные правила работы этого круга нужно знать назубок.
Первичные цвета и круг Освальда для колористики: как пользоваться?
Основы колористики проходят на уроках изо в школах, в кружках по рисованию и творческих студиях, начиная смешивать базовые пигменты. Цветовой круг для начинающего парикмахера-колориста открывается именно с первичного ряда. К нему относятся синий, красный и желтый, так как путем смешивания из них можно получить абсолютно любой другой цвет.
Из первичных цветов единственный холодный — синий, его добавляют для глубины, затемнения и придания прохлады. Красный затемняет желтый, а синий заставляет казаться светлее. Желтый — самый слабый из первичных цветов, используется для высветления и добавления яркости. Все три цвета в разном соотношении представлены в натуральном пигменте волос.
Вторичные цвета
Смешивая в равной пропорции первичные цвета, можно получить вторичные. К ним относятся: зеленый (желтый + синий), фиолетовый (красный + синий) и оранжевый (красный + желтый). В неравной пропорции можно получить близкие оттенки, так в круг колористики добавляются более темные или более светлые вторичные цвета.
Круг Освальда для колористики: третичные цвета, когда нужно больше красок
Круг колориста также образуют и третичные цвета: основные правила гласят, что их получают путем смешивания в равных пропорциях одного первичного цвета и одного вторичного. Дальнейшее смешивание красок позволяет получить сложные цвета и максимальное количество вариаций.
Родственные цвета
Круг Освальда для колористики волос при изучении достаточно ограничен, чтобы упростить задачу начинающему парикмахеру. После понимания принципов работы с базовыми цветами можно переходить к уточнению оттенков в рамках родственных.
Родственные цвета — это палитра близких оттенков без резких противоречий. Отдельно рассматривают родственно-контрастные сочетания цветов, то есть гаммы из родственных и контрастных пар.
При окрашивании волос можно смешивать близкие по оттенкам пигменты, но важно использовать палитру одного производителя, потому что палитры и процентные соотношения пигментов в них могут разниться.
Монохромные цвета
Сочетание близких друг другу оттенков образует монохромный ряд. Они могут быть схожи по глубине тона (один уровень глубины тона, но разная насыщенность), по насыщенности или одному тону. Для получения необходимого оттенка их можно смешивать между собой.
Монохромные цвета по сути являются сочетанием оттенков в рамках одного сектора звезды Освальда — колористика отличает их по яркости и насыщенности. На фото близкие тона различить достаточно трудно, зато в моде и дизайне монохромные оттенки имеют огромное значение.
Ахроматические цвета
В основе теории цветоделения Освальда есть еще один нюанс. Цветовой круг — это на самом деле. два конуса! Умозаключение, шокирующее любителей геометрии, заключается в том, все цвета представляют собой замкнутое цветовое тело из двух конусов с общим основанием. Единой осью является ахроматический ряд цветов, где верхняя точка — это белый цвет, а нижняя — черный.
В ахроматическую палитру входят все серые оттенки от белого до черного. Белый цвет — максимально светлый за счет отсутствия оттенков, а черный содержит в себе все тона, что просто запомнить с отсылкой на «Черный квадрат» Малевича, созданный якобы из разных цветов. Контраст в ахроматическом ряду достигается за счет разности между уровнями светлости. Цветовой круг в колористике окрашивания волос предполагает правильное сочетание противоположных оттенков, чтобы выйти на ахроматическую гамму на волосах.
Пепельные оттенки
Серые, пепельные и серо-коричневые оттенки — одни из самых сложных цветов в работе колориста. Если тщательно посмотреть на круг Освальда, то становится понятно, что получить правильный пепельный оттенок на волосах возможно только с помощью нейтрализации естественных желтых и рыжих пигментов в волосах.