что нужно знать индивидуальному предпринимателю в 2021
Что делать дальше после регистрации ИП в 2021 году?
Предприниматель зарегистрировался в налоговом органе, получил свидетельство и выписку из ЕГРИП. Теперь он рассматривается российским законодательством как налогоплательщик, приносящий государству определенный доход в виде налоговых платежей. В интересах самого предпринимателя — минимизировать такие платежи, но происходить это должно исключительно в рамках закона. Здесь на помощь приходит возможность выбора налогового режима, предусмотренного НК РФ. Им определены:
Интересную информацию о выборе наиболее выгодного режима можно найти здесь.
Не забудьте проверить, есть ли у вас право на налоговые каникулы. Налоговые каникулы, т.е. 0% ставка по налогу, предоставляются вновь зарегистрированным ИП на УСН и ПСН.
Сколько длятся налоговые каникулы и какие условия нужно соблюсти, чтобы их применять, подробно рассказали эксперы КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Непосредственно после регистрации считается, что ИП находится на ОСН. Чтобы выбрать более интересный и выгодный режим, необходимо соблюсти определенную процедуру — в общих случаях написать заявление. При этом процедура перехода на каждый из режимов имеет свои особенности. Мы же остановимся на упрощенке как наиболее частом режиме, выбираемом предпринимателями.
Как перейти на УСН после регистрации ИП?
УСН — это, пожалуй, единственный режим, который имеет жесткую привязку к срокам перехода. Так, после регистрации ИП данный переход можно осуществить в течение строго обозначенного срока. Если опоздать, то начать использовать упрощенку можно лишь с 1 января следующего года.
Заявление о переходе по форме № 26.2-1 можно подать как совместно с пакетом документов на регистрацию ИП, так и в течение 30 календарных дней после регистрации. Уведомление, разрешающее переход, налоговики обычно не выдают, однако предприниматели в любой момент могут попросить документ в налоговом органе (информационное письмо по форме № 26.2-7), подтверждающий право применять ими данный спецрежим.
УСН выгоден предпринимателям тем, что он отменяет обязанность уплачивать НДФЛ, НДС и налог на имущество, используемого в предпринимательской деятельности.
ВАЖНО! Налог на имущество, в отношении которого установлена кадастровая стоимость, подлежит уплате в бюджет по уведомлению налогового органа. Подробнее об этом читайте в этом материале.
Вместо всех указанных налогов уплачивается единый, который может быть рассчитан двумя способами:
ВНИМАНИЕ! С 2021 года ставки по УСН повышены в случае превышения лимитов по доходам и количеству сотрудников. Подробности см. в статье «Лимиты доходов при применении УСН в 2021 году».
Как видим, замена одним налогом сразу трех и простота расчета — это достаточные преимущества УСН, поэтому после регистрации лучше поторопиться с подачей заявления на переход, если есть желание использовать именно этот режим.
Первые шаги по регистрации в фондах и органах Росстата при открытии ИП
Если предприниматель собирается работать один, то регистрация во внебюджетных фондах в качестве страхователя не понадобится.
СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ! В настоящий момент регистрация нужна только в ФСС. В связи с изменениями в налоговом законодательстве после 01.01.2017 регистрироваться в ПФР в качестве работодателя не нужно — регистрация в нем происходит автоматически на основании данных налоговиков.
Однако если ИП привлекает к работе физлиц по трудовым договорам и договорам ГПХ, то встать на учет в ФСС нужно будет обязательно. Для этого необходимо написать заявление, приложив к нему копии:
и передать его сотрудникам фонда в течение 30 дней с момента заключения первого такого договора. Последние должны принять все эти документы, поставить предпринимателя на учет с присвоением регистрационного номера, выдать уведомление о классе профессионального риска и, соответственно, тарифе, необходимом для расчета взносов на травматизм.
За нарушение сроков регистрации в ФСС предпринимателю грозит ответственность.
Чтобы не нарушить сроки и пройти процедуру регистрации в ФСС без ошибок, эксперты КонсультантПлюс подготовили пошаговую инструкцию. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите к подсказкам от экспертов.
Все тарифы для взносов на травматизм приведены в этой статье.
Также по завершении регистрации ИП должен явиться в территориальный орган Росстата, который выдает информационное письмо со всеми статданными и кодами ИП.
Каковы дальнейшие действия после регистрации ИП по становлению бизнеса?
См. также:
Как мы видим, не всё из вышеперечисленного обязательно для ИП — всё зависит от того, чем он собирается заниматься. Возможно, что понадобятся и другие элементы для осуществления бизнес-процессов, например, первыми шагами после регистрации ИП могут стать получение лицензии или регистрация в органах Роспотребнадзора и т. п.
Итоги
После внесения записи в ЕГРИП, т. е. регистрации в налоговом органе, предпринимателю нужно:
Порой всё это длится довольно долго, но желание заниматься своим делом должно побороть все возникающие преграды.
Как открыть ИП в 2021 году: пошаговая инструкция
В 2021 году в порядке регистрации ИП произойдут некоторые изменения — они ускорят и упростят процедуру. Нужно будет использовать обновленную форму заявления, учитывать разные форматы подачи документов. По-прежнему придется внимательно заполнять документы и грамотно выбирать коды ОКВЭД.
За последние два года порядок регистрации ИП значительно изменился. В первую очередь на это повлиял Федеральный закон от 30.10.2017 № 312-ФЗ.
Общие правила и условия для регистрации ИП
Получение документов о госрегистрации ИП по электронной почте
Вы можете получить документы о регистрации ИП по электронной почте независимо от того, как было подано заявление в регистрирующий орган — на бумаге или в электронной форме.
Теперь при подаче документов на бумаге или их направлении через МФЦ или нотариуса документы о госрегистрации ИП будут выдаваться по электронной почте, которая указана в заявлении о регистрации.
Если бумажный аналог документов все же потребуется, то вы вправе обратиться с запросом в регистрирующий орган (в МФЦ или к нотариусу, направившему документы на регистрацию).
В 2021 году открыть ИП можно через мобильное приложение
С 25 ноября 2020 года вступил в силу новый регламент взаимодействия с регистрирующим органом при направлении электронных документов для регистрации ИП. Он утвержден Приказом ФНС РФ от 12.10.2020 № ЕД-7-14/743@.
Как еще планируют упростить регистрацию ИП
Минфин представил проект закона (ID проекта: 02/04/08-20/00107106), который предполагает внесение поправок в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (о госрегистрации юрлиц и ИП).
Законопроект предусматривает дополнительные упрощения процедуры регистрации ИП, а именно вариант подачи заявления на госрегистрацию через личный кабинет налогоплательщика с использованием неквалифицированной электронной подписи.
Еще одна задумка — избавить граждан от необходимости представлять копию паспорта для регистрации ИП.
Новая форма для регистрации ИП в 2021 году
В 2021 году нужно использовать новую форму заявления о регистрации ИП – № Р21001, а также учитывать новые требования к его заполнению.
Изменения, утвержденные Приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@, действуют с 25 ноября 2020 года.
Но нужно отметить, что сама форма практически не изменилась — в ней лишь скорректировали названия строк для внесения адреса места жительства ИП и добавили возможность указывать электронную почту предпринимателя.
Способы подачи заявления и список документов для регистрации ИП в 2021 году
Чтобы зарегистрироваться в качестве ИП, нужно заполнить и подать в налоговую заявление по форме № Р21001 и приложить к нему копию паспорта и квитанцию об уплате госпошлины на 800 руб. (если документы на регистрацию подаются не в электронной форме).
Сформировать квитанцию можно на сайте ФНС с помощью сервиса «Уплата госпошлины». В некоторых регионах дополнительно требуют приложить копию свидетельства ИНН.
Для подачи документов можно выбрать наиболее удобный способ.
Подача документов лично
Нотариально ничего заверять не нужно. Заявитель лично сдает пакет документов в регистрирующий налоговый орган (в специально уполномоченном на регистрацию предпринимателей). Если с документами все в порядке, то через три рабочих дня документы направят в ваш адрес и по почте.
Через представителя по нотариальной доверенности
Пакет документов на регистрацию ИП сдает и получает доверенное лицо предпринимателя. В этом случае необходимо обратиться к нотариусу, чтобы заверить форму заявления № Р21001, копию всех страниц паспорта предпринимателя и сделать нотариальную доверенность на представителя, который будет подавать и получать документы.
Через МФЦ
Пакет документов можно подать через отделения МФЦ, которые обычно находятся ближе, чем регистрирующая налоговая. Документы предоставляются налоговым органом по месту постоянной регистрации. Забрать их можно лично или через представителей, также возможна отправка по почте. Лучше информацию о предоставлении этой услуги в конкретном МФЦ уточнить заранее на сайте МФЦ.
У такого способа регистрации есть минус: сотрудники МФЦ могут не знать о требованиях к документам на регистрацию и поэтому не ответят на вопросы заявителей. Плюсом регистрации является то, что МФЦ много и очереди в них меньше, чем в налоговой.
Кристина Токарева
Руководитель отдела регистрации бизнеса компании Urvista
Электронный вариант
Если у вас есть электронная подпись, то документы в налоговый орган можно передать удаленно. Достаточно выбрать наиболее удобный для этого способ: на сайте ФНС, через мобильное приложение «Личный кабинет предпринимателя» или на портале госуслуг.
По почте с объявленной ценностью и описью вложения
При данном способе подачи документов заявление на регистрацию ИП и копия паспорта также подлежат обязательному заверению у нотариуса.
Какие документы получает ИП
После регистрации ИП предприниматель получает лист записи ЕГРИП и уведомление о постановке на налоговый учет. Дополнительно может быть выдано свидетельство о постановке на налоговый учет при условии, если до регистрации ИП его не получал.
С 1 января 2017 года свидетельство о государственной регистрации ИП (ОГРНИП) больше не выдается, а свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН) выдается не на защищенном бланке налоговой, а на обычном листе А4.
Отказать регистрировать ИП могут, если вы подали документы не в ту налоговую, отдали неправильно заполненную форму на регистрацию или претендуете на запрещенные виды деятельности. Бывают, конечно, уникальные отказы: если ИП забыл, что уже является ИП, и подает документы снова или если суд признал заявителя банкротом.
Кристина Токарева
Руководитель отдела регистрации бизнеса компании Urvista
Выбор кодов ОКВЭД: советы экспертов
Стоит помнить о необходимости использования кодов по ОКВЭД 2.
Все предприниматели вправе заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, даже если коды ОКВЭД, соответствующие этой деятельности, не внесены в ЕГРИП. За несообщение об осуществлении деятельности, коды по которой не внесены в ЕГРИП, предусмотрен штраф в размере 5 000 руб. Чаще всего ошибки касаются как раз неправильно выбранных ОКВЭДов.
Илья Сергеев
Юрист компании Модуль.Бухгалтерия
Помните, что налоговая служба наказывает за неправильное заполнение формы, даже за лишний пробел. Существуют определенные требования к заполнению, но не все их читают либо часто трактуют неверно.
Кристина Токарева
Руководитель отдела регистрации бизнеса компании Urvista
Обратите особое внимание на основной код ОКВЭД, если планируете нанимать работников, так как с их зарплаты отчисляются страховые взносы.
Взносы «на травматизм» зависят от основного кода ОКВЭД. Чем более «рискованным» он будет, тем выше окажется тариф взносов. От выбранных кодов ОКВЭД не зависит ваша система налогообложения, величина налогов и количество отчетности.
Дарья Сергеева
Эксперт интернет-бухгалтерии «Контур.Эльба»
Подготовьте документы для регистрации ИП бесплатно! Найдите свой бизнес с привычным названием, а мы предложим подходящие ОКВЭДы.
Что делать после регистрации ИП
Мария Макеева, владелица мини-фермы «Фермарево» (Новгородская область) объясняет алгоритм действий после регистрации ИП.
Выберите систему налогообложения
По умолчанию для ИП устанавливается общая система налогообложения с необходимостью сдавать бухгалтерскую отчетность и декларации по нескольким видам налогов.
Если хочется упростить себе задачу и начать с малого, то придется сразу предупредить налоговую о своем желании выбрать один из спецрежимов — УСН или ПСН. На это дается 30 дней с момента регистрации ИП. Уведомление о выборе УСН или ПСН можно сразу подать в пакете с заявлением на регистрацию.
Откройте расчетный счет
Расчетный счет не нужен, если планируется получение от клиентов наличных платежей и общая сумма сделок не превышает 100 000 руб. Если же надо принимать платежи в интернет-магазине и через POS-терминалы с карт покупателей или переводы от других ИП и юридических лиц, то без счета в банке не обойтись.
Оповещать налоговую инспекцию об открытии расчетного счета не нужно, кредитные учреждения сами сообщат всю информацию о счетах клиентов.
Зарегистрируйте кассовую технику
Кассовый аппарат потребуется тем, чей бизнес связан с торговлей. Но предпринимателям нужно обратить внимание на Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ, который с 1 июля 2019 года обязывает использовать онлайн-кассы целому ряду ИП при расчетах с населением, при оказании услуг населению, а также занятым в рознице и общепите.
С 1 июля 2021 года онлайн-кассы обязаны будут применять ИП без сотрудников на всех налоговых режимах, которые:
Контролируйте бизнес удаленно: настройте уведомления о работе кассы, смотрите, когда кассиры открывают и закрывают смены.
Получите лицензии и необходимые разрешения
Лицензия требуется предпринимателям, чтобы таксовать, заниматься образовательной деятельностью с наймом педагогических работников, организовывать частный сыск и охрану. Весь список лицензируемых видов деятельности можно посмотреть в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ.
Согласовывать нужно и другие виды деятельности. Так, ИП должен получить добро от СЭС, МЧС, экологических служб и других проверяющих, чтобы открыть производство продуктов питания, кафе или торговать оптом детскими игрушками. Заняться оформлением разрешений и получением согласований нужно еще до начала работы, чтобы избежать штрафных санкций.
Встаньте на учет в ПФР и ФСС в качестве работодателя
Зарегистрироваться в ФСС в качестве страхователя-работодателя нужно в течение 30 календарных дней после найма первого сотрудника по трудовому договору.
Это можно сделать удаленно, в электронном виде — через портал госуслуг. Для этого нужно выбрать услугу «Регистрация в Фонде социального страхования РФ». Уведомление о регистрации будет готово в течение пяти рабочих дней, его можно будет получить лично или по почте.
Регистрироваться в ПФР после найма первого сотрудника не нужно. Налоговой станет известно об этом из квартальной отчетности по взносам.
Разберитесь с отчетностью
Чтобы не нарваться на штраф, нужно сразу же предусмотреть сохранение всей первичной документации, соблюдать кассовую дисциплину, документально сопровождать любые сделки.
Ошибки и сложности в регистрации ИП
ИФНС может отказать в процедуре госрегистрации из-за неправильно заполненного заявления. Поэтому необходимо четко руководствоваться указаниями по заполнению документов, внимательно изучить образец заполнения, в случае возникновения вопросов обратиться за консультацией в налоговую службу.
К числу наиболее распространенных ошибок при заполнении заявления относятся грамматические ошибки, неточности, опечатки, нарушение правил форматирования текста, незаполнение необходимых полей и неуказание ИНН при его наличии..
Алексей Головченко
Управляющий партнер юридической компании «ЭНСО»
Если вы как ИП намерены осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, отказ в регистрации может быть связан с судимостью или уголовным преследованием за определенные категории преступлений.
В остальных случаях отказ в регистрации ИП можно обжаловать. Необходимо ознакомиться с основаниями отказа в документе, который будет выдан налоговым органом, исправить допущенные ошибки и подать пакет документов заново.
Айрат Ахметов
Руководитель юридического отдела «Центра бизнес-услуг»
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Что изменится для ИП в 2022 году
Начиная со следующего года на деятельность ИП начнут влиять несколько важных изменений. В частности, вступит в силу закон о едином налоговом платеже, благодаря которому ИП смогут добровольно применять особый порядок уплаты налогов и сборов. Для новичков по-прежнему продолжат действовать налоговые каникулы.
Кроме того, ИП с сотрудниками смогут упростить работу с кадровыми документами, а некоторым предпринимателям представится возможность поучаствовать в эксперименте с введением нового спецрежима.
Обо всех ключевых изменениях расскажем подробнее.
1. Вступает в силу закон о едином налоговом платеже
С 1 июля по 31 декабря 2022 года организации и ИП смогут добровольно применять особый порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов. Это можно будет сделать посредством перечисления в бюджет единого налогового платежа (Федеральный закон от 29.11.2021 № 379-ФЗ).
Зачет средств в счет уплаты обязательных платежей будет производить налоговый орган на основе имеющейся у него информации.
Занимайтесь бизнесом, а Эльба возьмет на себя рутину. Год бесплатно для начинающих ИП!
Чтобы применять новый порядок уплаты, нужно осуществить сверку расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, по результатам которой нет разногласий, и подать в налоговый орган соответствующее заявление с 1 по 30 апреля 2022 года, но не позднее одного месяца после осуществления сверки расчетов с бюджетом.
2. Продолжат действовать налоговые каникулы
Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ позволяет впервые зарегистрированным ИП на УСН или ПСН применять нулевые налоговые ставки. Эта преференция должна была действовать до конца 2020 года, но в связи с пандемией было принято решение поддержать бизнес и дать возможность предпринимателям-новичкам пользоваться налоговыми каникулами до конца 2023 года.
Как и раньше, решение о предоставлении налоговых каникул в 2022 году и последующих региональные власти принимают на местах. Они же могут выдвигать дополнительные условия. Поэтому важно отслеживать информацию по конкретному региону.
3. МРОТ снова вырастет
В 2021 году начал действовать новый порядок расчета прожиточного минимума и МРОТ. Теперь МРОТ зависит от медианной зарплаты и медианного дохода за предыдущий год.
МРОТ в 2022 году было решено проиндексировать на 8,6 %. На это повлияли различные экономические факторы, связанные с пандемией. Таким образом, в 2022 году величина МРОТ составит 13 890 руб. (Федеральный закон от 06.12.2021 № 406-ФЗ).
4. Планируется эксперимент по установлению автоматизированной УСН
Госдума в первом чтении одобрила законопроект № 20281-8, который предполагает введение нового спецрежима АУСН. Как ожидается, он позволит бизнесу снизить непроизводственные издержки.
Плательщиков АУСН хотят освободить от уплаты взносов и сдачи отчетов. Рассчитывать налог будет сама ФНС на основании поступающих от банков и через ККТ сведений о доходах и расходах.
В период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года АУСН будет действовать в экспериментальном режиме в Москве, Московской области, Калужской области, Республике Татарстан.
5. Изменится форма 6-НДФЛ
Новая форма утверждена Приказом ФНС РФ от 28.09.2021 № ЕД-7-11/845@. Ее нужно будет применять, начиная с представления отчетности за 2021 год.
В обновленной форме при заполнении раздела 2 нужно учитывать суммы фактически полученного дохода. В этом разделе появились строки для отражения сведений о высококвалифицированных специалистах: в строке 115 — о доходах, в строке 121 — о численности, в строке 142 — о НДФЛ.
Помимо всего в строке 155 необходимо будет указывать сумму налога на прибыль, которая принимается в зачет при исчислении НДФЛ с доходов от участия в других организациях (п. 3.1 ст. 214 НК РФ).
6. Обновится форма декларации 3-НДФЛ
Новая форма утверждена Приказом ФНС РФ от 15.10.2021 № ЕД-7-11/903@. Ее нужно применять при декларировании доходов за 2021 год.
В форме учитываются такие новшества, как применение повышенной налоговой ставки к доходам физлиц, превышающих 5 млн руб., а также возможность получения налоговых вычетов в упрощенном порядке с 1 января 2021 года.
7. Увеличатся страховые взносы для ИП
Федеральный закон от 15.10.2020 № 322-ФЗ определил размеры фиксированных страховых взносов для ИП до 2023 года.
В 2022 году общая сумма страховых взносов составит 43 211 руб., из которых:
8. Изменились предельные базы по страховым взносам на 2022 год
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2021 № 1951, в 2022 году изменятся базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование (ОСС) и обязательное пенсионное страхование (ОПС).
Поскольку база для исчисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней зарплаты, то с 2022 года она увеличится на 6,9 % и в итоге составит:
9. ИП, оказывающие услуги общепита, получат льготы
Для применения льготы налогоплательщик должен соответствовать ряду условий:
По закону, под деятельность по оказанию услуг общепита попадают рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии, а также общепит в формате выездного обслуживания.
10. Появится реестр турагентов
Федеральный закон от 24.03.2021 № 48-ФЗ определяет объем сведений, которые должен включать реестр.
Кроме того, закон вводит такое понятие, как субагент. Это юрлицо или ИП, которым турагент передал исполнение поручения туроператора на продвижение и реализацию туристского продукта и сведения о которых внесены в реестр турагентов.
Информация о турагенте и субагенте поступает в информационный ресурс автоматически на основании сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Внесением этой информации занимается туроператор через личный кабинет на сайте Ростуризма.
Без внесения соответствующих сведений в реестр турагенты и субагенты не имеют права заниматься продвижением и реализацией туристского продукта.
Закон вступает в силу с 1 января 2022 года. Информация о юрлицах и ИП, осуществляющих турагентскую деятельность на 1 января 2022 года, должны быть отображены в реестре до 30 июня 2022 года.
11. Вводится новая мера господдержки МСП
Эта мера — «зонтичные» поручительства — должна упростить получение кредитов тем компаниям, которым ранее банки отказывали.
12. Р оссийское ПО можно будет приобрести за полцены
Постановление Правительства РФ от 28.06.2021 № 1031 определило правила предоставления субсидии. На нее смогут рассчитывать только те предприниматели, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов МСП.
Чтобы получить субсидию, нужно соответствовать критериям:
13. Кадровыми документами можно обмениваться в электронном виде
Федеральный закон от 22.11.2021 № 377-ФЗ внес важные поправки в Трудовой кодекс. Благодаря им в 2022 году ИП с работниками смогут упростить работу с документами и перейти на кадровый электронный документооборот (КЭДО).
То есть те документы, которые сейчас оформляются на бумаге, в том числе трудовой договор, можно будет заключать в электронном формате с помощью электронной подписи.
14. Банковским клиентам будут присваивать категории риска
На базе Банка России разрабатывается платформа «Знай своего клиента» (ЗСК), через которую кредитные организации будут получать информацию об уровне риска вовлеченности клиентов в совершение сомнительных операций (Федеральный закон от 21.12.2021 № 423-ФЗ).
Юрлиц и ИП, которые являются клиентами банков, будут распределять по уровням риска (высокий, средний и низкий). Критерии определяет Банк России по согласованию с Росфинмониторингом. Но банки тоже будут должны относить каждого клиента к одной из групп риска.
Для бизнеса внедрение платформы ЗСК имеет важное значение. От присвоенного риска зависят дальнейшие события. Например, высокий уровень риска будет означать запрет на совершение практически любых операций.
15. Под патент попадет больше видов деятельности
С патентом произошли некоторые изменения. Во-первых, появились новые виды деятельности: стоянки для транспорта, производство муки и крупы, ремонт игрушек, уход за домашними животными, вспашка огорода, изготовление и печать визиток, колка дров и др.
Во-вторых, ИП на ПСН смогут воспользоваться налоговыми каникулами.
В-третьих, сумму налога разрешили уменьшать на налоговый вычет.
Новая форма заявления на получение патента и порядок ее заполнения утвреждены Приказом от 09.12.2020 № КЧ-7-3/891@.
16. Порядок применения ККТ на рынках могут ужесточить
На рассмотрении Госдумы находится законопроект № 33099-8. Он пересматривает категории плательщиков, которые могут не применять ККТ, и устанавливает, что на рынках, ярмарках и в выставочных комплексах без кассовой техники могут осуществлять торговлю только плательщики ЕСХН, заключившие договор розничной купли-продажи, в процессе которой передача товара происходит в момент заключения такого договора.
Онлайн-передача фискальных данных с кассовой техники в налоговую в соответствии c требованиями законодательства.
Изменения касаются только розничных рынков, ярмарок и выставочных комплексов с торговых мест, общая площадь которых не более 15 кв. м. (с учетом мест для хранения товаров).
17. Сформирован порядок проведения плановых проверок в отношении малого бизнеса
Порядок прописан в Постановлении Правительства РФ от 08.09.2021 № 1520 и распространяется на юридических лиц и ИП, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, сведения о них должны быть включены в Единый реестр субъектов МСП.
Например, документ предусматривает отсутствие плановых контрольных (надзорных) мероприятий, а также плановых проверок в 2022 году в отношении малого бизнеса.
В то же время предусмотрены исключения для бизнеса, чья деятельность связана с высоким риском или предполагает соблюдение лицензионных требований.
18. Социальные пособия начнут выплачивать по проактивной схеме
Постановление Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010 утвердило новые правила, согласно которым расчетом пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также рождению ребенка теперь будут заниматься не компании, а ФСС.
Взаимодействие страхователя с ФСС будет осуществляться через специальную платформу — социальный электронный документооборот (СЭДО).
19. Обновилась форма декларации УСН за 2021 год
Обновленная форма декларации по УСН утверждена Приказом ФНС от 25.12.2020 № ЕД-7-3/958, применять ее придется начиная с отчетности за 2021 год. Правила заполнения декларации остались прежними.
В новой форме увеличилось количество страниц. В ней появились поля для отражения повышенных лимитов и ставок УСН.
В декларации по УСН указывается код ставки налога, которую применяет бизнес. Так, если применяются общие ставки, то вносится код «1», а если повышенные — «2».
В то же время Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ внес в ст. 80 НК РФ поправки, которые расширили основания для признания декларации непредставленной.
20. С 2022 года больничные листы будут только электронными
С 1 января 2022 года выдача листков нетрудоспособности будет осуществляться только в электронном виде (Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ).
С 1 января 2022 года электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) станет основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. В связи с этим работодателям следует обеспечить прием и оплату ЭЛН, а также информировать своих сотрудников по вопросам получения электронных больничных.
21. У ИП появятся дополнительные полномочия в области охраны труда
Эти полномочия им дает новая ст. 214.2 ТК РФ. Теперь у работодателей появятся возможности:
Ранее проводить дистанционную аудио- и видеосъемку можно было только в отдельных отраслях.
22. Начинают действовать требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг
Правила утверждаются адвокатом, нотариусом, руководителем организации или ИП, которые оказывают юридические или бухгалтерские услуги, до начала осуществления операций с денежными средствами.
К 13 февраля 2022 года действующие правила внутреннего контроля нужно привести в соответствие с установленными требованиями.
23. Утверждены правила экономического обоснования затрат
Постановление Правительства РФ от 13.12.2021 № 2271 ввело с 1 января 2022 года порядок обоснования затрат, которые относятся на себестоимость работ и услуг, включаемых юрлицами и ИП в цену товара при предоставлении им целевых средств в рамках:
Также установлены критерии экономически обоснованных затрат, их классификация и порядок их отнесения на себестоимость работ и услуг по статьям затрат в соответствии с экономическим содержанием.
24. 2022 год объявлен переходным в рамках реформы электронной подписи и введения машиночитаемых доверенностей
По словам начальника Управления электронного документооборота ФНС России Федора Новикова, в течение переходного периода, то есть 2022 года, можно применять сертификаты электронных подписей на сотрудников компаний без необходимости формирования и направления машиночитаемой доверенности.
Новая схема работы, в рамках которой сотрудники должны применять сертификаты физлица и электронные доверенности, станет обязательной с 1 января 2023 года.