что нужно знать хорошему программисту
Что следует знать перед тем как «увлечься» программированием
Вступление
Этот хабратопик предназначается для всех тех, кто хочет с головой (или не очень) погрузиться в волшебный мир программирования, но пока не знает, с чего начать. Возможно, вы уже предпринимали попытки научиться программированию, однако безнадежно забуксовали.
Так получилось, что около четырех-пяти месяцев назад я решил слегка разнообразить свой досуг новым хобби и вплотную заняться веб-программированием. Как я докатился до жизни такой — это тема для совсем другой статьи, и речь сейчас пойдет не об этом. Речь пойдет о трудностях, с которыми я столкнулся, и к которым абсолютно не был готов. Возможно, этот топик поможет вам лучше подготовиться и не повторить моих ошибок.
Итак, после осознания навязчивого желания хотя бы немного да освоить это таинственное ремесло, каждый задает абсолютно логичный вопрос — «С чего же мне начать»? Ответов может быть множество — к услугам новичков скринкасты, книги, курсы, онлайн-обучение, форумы и прочее, и прочее. Учи-нехочу. И так как никакой общепринятой системы самообучения программированию не существует, можно смотреть и читать все без разбору, дни напролет. При желании, в чтении можно захлебнуться, однако для уверенного продвижения по лестнице знаний необходимо четко и эффективно расходовать свое время и силы, и если не знать с чего начать и куда двигаться — вы попросту забредете в дремучий лес, по которому можно блуждать неделями, пока, наконец, вы не выйдете на верную тропинку. Если выйдете вообще — велик шанс, что вам попросту все это дело быстро надоест.
Я и сам пошел по этому пути — скачивал тучи роликов, впридачу купил несколько книг, читал их и забрасывал, потому что мне все-равно не хватало знаний и подготовки, несмотря на то, что все материалы были предназначены для «новичков». Я постоянно гуглил разные мелочи, задавал нубские вопросы на форумах, хватая минусы, и это убивало во мне желание продолжать самообучение.
Да, любые знания и любой накопленный (нагугленный?) опыт вам, безусловно, поможет и пригодится, однако ваша цель научиться тому, чему вы хотите научиться, и увидеть мало-мальский результат в обозримом будущем ведь так?
Абсолютно все материалы, которые попадались мне на глаза, после краткого вступления немедленно бросались с места в карьер, предлагая читателю решения и примеры на заданную тему. Я чувствовал себя абсолютным двоечником в классе вундеркиндов, и постоянно сталкивался с одной и той же проблемой — авторы книг, впрочем как и любого другого образовательного материала, предполагали что я владею некоторой базой основ, которая, на первый взгляд, к непосредственному программированию не имеет никакого отношения.
Это как если вы пришли работать, скажем, крановщиком, вас в первый же день посадили в башню, и похлопали по плечу со словами «Ну, удачи!». А как же техника безопасности и базовое объяснение что делать, а чего делать не нужно? Как мне пользоваться инструментами? Что вообще у меня за инструменты в наличии? Что я должен знать перед тем как приступить к работе?
Статья носит сугубо рекомендательный характер, однако попадись мне подобный топик на глаза пол года назад, я бы значительно увеличил свою продуктивность, сэкономил уйму времени себе, а так же множеству людей с форумов, отвечавшим на мои абсолютно идиотские вопросы. К каждому пункту я добавил несколько ссылок, как отправных точек для начала обучения. Так как текст предназначается для абсолютных новичков (да и сам я еще таким себя считаю) — я буду изъясняться предельно просто и понятно, поэтому если вы — гуру, и вы нашли в моем тексте оплошность — судите, но не строго!
Итак, что же следует знать, перед тем как увлечься программированием?
1. Терминал
Для вашего дальнейшего успешного самообучения программированию вам необходимо научиться пользоваться терминалом. Помимо непосредственного взаимодействия с языками программирования, обучение пользованию терминалом поможет вам лучше, так скажем, понять язык компьютера и устройство файловой системы в целом, а это уже маленький шажок в нужную сторону. Более того вы скажете мне спасибо, после того как начнете обучаться по скринкастам, в которых терминал используется постоянно.
Самообучение
2. Регулярные выражения
Представьте себе, что вы решили выучить иностранный язык не вникая в его азбуку, алфавит или иероглифику. Конечно, это возможно. Но насколько это усложнит процесс и путь к пониманию сути вещей? Решение сомнительное, правда? Так вот, регулярные выражения (они же регексы, с ударением на первый слог) — это, объясняясь простым языком, в какой-то степени вспомогательная азбука любого программиста, или, выражаясь языком викисловаря — «формальный язык поиска и осуществления манипуляций с подстроками в тексте, основанный на использовании метасимволов».
Выглядеть регекс может, например, так:
Задача регулярных выражений — помочь программисту с поиском чего-либо. Сейчас объясню.
Если я в своей программе захочу найти все слова, частью которых является слово car (car, carrot, cartoon), мой регекс будет выглядеть так:
Если же меня интересует только слово car, я напишу:
Дальше — веселее. Можно фильтровать поиск через слово, через букву, исключать слова перед или же после искомого результата… Список возможностей фильтрации результатов при помощи регулярных выражений по-настоящему захватывает, и в паре с терминалом, про который я вам уже рассказал выше, эта штука просто невероятно крута. Несмотря на различающийся синтаксис отдельно взятых представителей ООП, многие из них поддерживают регексы и экономят уйму времени людям их использующим.
«Ну поиск, кому оно надо? Я же буду учиться программировать, а не искать слова!» — наверняка подумаете вы. Я вас услышал и даже понял. Так что если вы все еще сомневаетесь в необходимости заморачиваться с регулярными выражениями, просто поверьте мне на слово — они вам пригодятся. Многие книги и скринкасты используют регексы в примерах, вообще не объясняя, что происходит — авторы думают, что вы уже владеете этими азами и особенно не акцентируют внимание на разжевывании написанного.
Зубрить их совсем не обязательно, но, согласитесь, просмотр пары-тройки скринкастов на данную тематику вас явно не убъет.
Самообучение
3. Софт для разработки — знай свое оружие
Правило номер один — вы должны по-максимуму знать и владеть своими инструментами. Грамотно выбранный и изученный редактор, в котором вы вскоре обязательно начнете творить чудеса, я легко могу сравнить с превосходно подобранным самурайским мечом. Солдаты собирают и разбирают свои автоматы с завязанными глазами — вот насколько хорошо вы должны владеть софтом, которым пользуетесь! Пока вы буква за буквой пишете простую функцию, ваш враг, используя весь потенциал своего редактора, напишет несколько.
Для веб-разработки существует огромное количество програм, от простых текстовых редакторов до сложных облачных решений. В этой статье я не буду сравнивать эти редакторы между собой, вам придется сделать это самостоятельно — ведь вам с этим редактором жить, работать и смотреть на него и в горе и в радости. Я остановил свой выбор на редакторе Sublime Text 2. Помимо тонны возможностей, которыми обладает Sublime, необходимо отметить, что он условно-бесплатный и по нему существует множество отличной документации. Возможно совсем скоро, познав все хитрости Sublime и научившись подключать к нему плагины, подобная строка будет для вас обычным делом:
div>(header>ul>li*2>a)+footer>p (используется плагин Emmet, если кому интересно)
Самообучение
4. Система контроля версий
«Ну а это еще что такое?» — спросите вы. О, система контроля версий это прекрасная вещь, без которой в наши дни не обходится ни один серьезный девелопер. Википедия гласит — «Система управления версиями позволяет хранить несколько версий одного и того же документа, при необходимости возвращаться к более ранним версиям, определять, кто и когда сделал то или иное изменение, и многое другое.» Систем контроля версий существует достаточно много, поэтому сразу скажу — ниже речь пойдет исключительно о GitHub, самом большом сервисе для совместной разработки проектов.
Резонный вопрос: «Зачем мне этот Гитхаб осваивать, ведь мне пока нечего выкладывать?» А причин на то несколько. Помимо содержания собственных репозиториев, GitHub, во-первых, поможет вам осознать себя частью огромного сообщества разработчиков (возможно, кто-то из читающих сейчас ухмыльнулся, но поверьте, это действительно важно, особенно на ранних стадиях обучения!). Кроме того, вы сможете взглянуть на чужой исходный код и научитесь правильно его скачивать и «форкать» (копировать). В дальнейшем GitHub частенько будет всплывать в различных онлайн-курсах и скринкастах, и, конечно же, их авторы будут уверены в том, что вы знаете, как Гитхабом пользоваться. Поэтому если у вас найдется немного времени на неделе, сделайте себе одолжение — попробуйте Git.
Самообучение
5. История и культура
Этот пункт, скорее, вспомогательный, но если программиста которым вы восхищаетесь зовут Стив Джобс, то прошу вас, продолжайте чтение. Программирование имеет богатую и интересную историю (говорю вам как историк по первому диплому), в которой следует поковыряться хотя бы для общего образования. Занимаясь чем-либо, всегда полезно знать, откуда у этого чего-либо растут ноги. Кроме того, я искрене считаю, что без знания истории предмета невозможно полностью понять его суть, и, следовательно, достичь предельных успехов в его освоении. Поэтому если по прошествии некоторого времени такие имена, как Линус Торвальдс или же Грейс Хоппер не будут для вас пустым звуком — уважение вам и респект!
Помните — тот, кто не изучает историю, повторяет ее ошибки.
Заключение
Надеюсь, данный текст вас ни в коем случае не испугал, а наоборот, направил в нужную сторону, или же поможет в будущем избежать затруднений, которые постоянно встречаются на пути ученика. Я буду рад получить отзывы и комментарии, или же ссылки на дополнительные ресурсы, которые помогут новичкам в самообучении.
Навыки опытного программиста: Самые популярные советы начинающим
Быть программистом — это призвание? Возможно. Мы в 1cloud решили выяснить, как сами программисты оценивают свои достижения, какие качества считают неотъемлемыми в своей работе (вне зависимости от выбранного языка и специализации) и какие советы дают начинающим разработчикам.
1. Измерение кода в строках
Каждый опытный программист знает, что качество кода не определяется его длиной или временем, которое было затрачено на его написание, считает Джордж Майна (George Maina), сотрудник компании-разработчика ПО Kopo Koop.
Более того, в идеале следует стремиться к тому, чтобы код был написан как можно понятнее, что должно привести к его упрощению и в результате к сокращению его объема. Если две программы функционируют одинаково, то лучшей будет та, код которой содержит меньше строк.
Способность писать короткий код часто воспринимается как показатель высокого уровня работы. Так считал и Стив Возняк, который в одном из своих интервью (см. его 14-ый ответ) отметил способность команды Макинтош писать короткий и качественный код как одну из черт их высокого профессионализма. Ему также приписывается фраза о том, что он мог сделать код из 10 строк, равный по функциональности коду из 100 строк.
Мэттью Фехер (Matthew Fecher), разработчик большого количества приложений на iOS, технический редактор книжной серии «iPhone for Dummies» и «Mac for Dummies», один из основных членов команды AudioKit, также говорит, что его намного больше впечатлит максимально простое решение, а усложнение кода приводит только к увеличению затраченного времени и конечной стоимости проекта.
2. Желание учиться и умение признавать ошибки
Одно из главных качеств, необходимых в программировании — стремление узнавать что-то новое. Речь идет не только о начальной стадии, когда необходимо учиться на своих ошибках и задавать как можно больше вопросов.
Потребность в развитии должна быть свойственна программисту на протяжении всей деятельности, говорит основатель сервиса по подбору разработчиков Scalable Path Дэмьен Филиатро (Damien Filiatrault).
Но в обучении можно использовать не только стандартные техники. Например, в чешском Университете Градец-Кралове для повышения и развития навыка программирования в обязательную программу был введен предмет компьютерной графики (разработчики учебной программы считают, что обучение компьютерной графике позволяет серьезно углубить знания программирования и тем, кто впоследствии не будет связывать карьеру с этим направлением).
Мэтт Милз (Matt Mills), художник, дизайнер и веб-разработчик, подтверждает на собственном опыте, что комбинирование графического дизайна и программирования может здорово расширить область профессиональной деятельности. При этом, по его словам, развитие творческого мышления через изобразительное искусство подталкивает на поиск креативных решений в программировании. А самым юным кодерам доступно даже офлайн-обучение программированию через танец. Малыши познают основные концепции новой для них науки, сравнивая их с последовательностью движений.
Программирование не зря преподается через искусство, еще Дональд Кнут в предисловии к своей книге «Искусство программирования» писал: «Наша дискуссия показывает, что программирование является сейчас и наукой, и искусством, и что обе эти стороны прекрасно дополняют друг друга… Программирование это искусство, потому что в нем применяются накопленные в мире знания, потому что оно требует умения и изобретательности, и особенно потому, что оно создает прекрасное. Программист, который подсознательно чувствует себя художником, будет наслаждаться тем, что он делает и будет делать это всё лучше».
Постоянное расширение горизонтов помогает специалистам легче признавать свои ошибки. Разработчик, работавший на ВМФ США, Мэтт Пикеринг (Matt Pickering), уверен, что растущее количество краткосрочных курсов, обещающих быстро научить человека кодить с нуля, не всегда идет на пользу начинающим специалистам. У них возникает ощущение, что после такого «введения в тему» они знают все, и углублять свои навыки им больше не требуется — налицо эффект Даннинга Крюгера, когда недостаток квалификации приводит к завышенной оценке своих профессиональных качеств.
3. Упор на результат, а не затраченное время
Быстро написать код — далеко не всегда значит успешно справиться с поставленной задачей, учитывая, что эта работа состоит из многих этапов: начиная от изучения требований и заканчивая исправлением багов. Поэтому главным все же остается качество окончательного продукта.
Петер Нироп (Peter Nierop), сотрудник студии разработки Compudivision, считает, что если уж говорить о времени, то гораздо важнее то, сколько времени вы сможете сэкономить пользователям со всего мира. И если благодаря вам они будут делать на три клика меньше, то это вполне стоит трех дней вашей работы (разумеется, ваше время важно, но перенос фокуса со своих усилий на конечный результат здорово помогает начинающим специалистам легче справляться со сложными и комплексными задачами).
Разработчик архитектуры приложений в компании Imagine Communications Скотт Палмер (Scott Palmer) объясняет, что популярные сегодня онлайн-тесты не могут адекватно оценивать качество кода и профессионализм программиста. Конечно, существуют временные рамки и дедлайны проектов, но задаваться целью тратить на создание кода как можно меньше времени — не самая хорошая и совершенно не оправданная (с точки зрения результата) идея.
Этот принцип лучше всего иллюстрирует индустрия видеоигр (разумеется, создание игры не сводится к работе программистов и гейм-дизайнеров, однако их труд в данном случае — ключевой). Например, выпуск Team Fortress 2 был анонсирован еще в 1998 году, а на прилавках игра появилась лишь 9 лет спустя. Ожидание явно стоило этого, учитывая тот факт, что в нее продолжают играть даже в 2016 году. Разработка Diablo III заняла еще больше, целых 11 лет. При этом в год выпуска (2012) игра побила все рекорды по предзаказу. А в 2015 году игра оказалась на 10 месте в рейтинге самых продаваемых игр (30 млн копий).
4. Необходимость предварительной работы
Разработчик интернет-провайдера EarthLink Telecommunication Ашиш Чандра (Ashish Chandra), описывая свой опыт, говорит, что большую часть рабочего времени и даже часть личного тратит на обдумывание кода и поиск оптимальных решений, которые можно внедрить. И даже 50 строк кода в день приобретают совсем другую ценность, когда к их написанию подошли очень вдумчиво.
Джо Армстронг (Joe Armstrong), создавший язык Erlang, при разработке ПО, например, предпочитал очень тщательно документировать все, что только возможно, перед тем, как приступать к непосредственному написанию кода. Очень часто предварительная подготовка играет достаточно большую роль и облегчает работу: Рави Шанкар (Ravi Sankar), инженер-программист в Microsoft, уверен, что так можно сократить или вовсе избежать последующих преобразований и исправлений.
Согласно опросу на Hacker News, многие программисты до сих пор делают записи в блокнотах и даже используют карточки, чтобы привести мысли в порядок и продумать код до начала самой работы. У некоторых заведен отдельный блокнот для каждого проекта, другие пишут или зарисовывают идеи в одном месте, а затем переводят записи в печатный вид. Но все они уверены, что это сокращает время, затраченное на сам процесс написания кода и помогает избежать большого количества ошибок.
5. Коммуникабельность
У коммуникабельности есть две важных стороны — умение работать в команде и понимать клиентов. Но для Криса Кемпа (Chris Kemp), генерального директора консалтинговой компании в сфере информационных технологий и бизнес-систем Paladin Consultants, клиент тоже является частью команды, поэтому услышать его и понять, согласовать план и цели проекта — залог создания успешного продукта (хотя, конечно, далеко не во всех компаниях эта задача лежит на плечах самих разработчиков).
Уже известный нам Мэтт Пикеринг считает, что для развития профессионализма поможет и более активное общение с коллегами-непрограммистами (про то, как объяснять им некоторые концепции, популярные в программировании, мы рассказывали здесь).
Поэтому Дамьен Филиатро включает (под пунктом 2) хорошие коммуникативные навыки в список отличительных черт высококлассного специалиста. Стивен Уайатт Буш (Stephen Wyatt Bush) поделился в своем блоге 10 заповедями программиста, которым его научил отец, работающий в Технологическом университете Тенесси. Согласно 5 заповеди, особое терпение следует проявлять в общении с людьми нетехнических специальностей, чтобы не поддерживать сложившийся у них стереотип о программистах.
Майкл Лайонс (Michael Lyons) и Роб Томсетт (Rob Thomsett) провели психологическое исследование на основе системы типологии личности Майерс — Бриггс (созданной на базе идей Карла Юнга). Они пришли к выводу, что половина или две трети всех программистов по ориентации сознания является интровертами, то есть нам больше интересен внутренний мир идей и ментальных процессов, чем внешний мир людей и предметов.
Две трети больше ориентированы на результат, чем на процесс, поэтому предпочитают иметь четкий план действий. 80% программистов более рациональны, нежели эмоциональны (в стандартной выборке из разных профессий эти качества распределяются 50 на 50), что помогает нам принимать решения, руководствуясь логикой, и писать хороший код.
Кевин О’Шоннесси (Kevin O’Shaughnessy), веб-разработчик из Британии, уверен, что определение своего типа личности способствует пониманию себя и даже анализу своих ошибок в работе. Поэтому он предлагает программистам пройти сам тест и ознакомиться с описанием всех типов личности – иногда это может помочь в споре или общении с коллегами и клиентами.
Джон Олспоу (John Allspaw), технический директор торговой площадки Etsy, пишет в своей статье о том, что чем выше вы поднимаетесь по карьерной лестнице, тем больше к вам предъявляется требований – поэтому универсальные практики для начинающих порой могут пригодиться и опытным разработчикам.
Работа программиста
Именно представители этой профессии создают историю технологий. Как? Что нужно для такой работы? Что должен знать начинающий программист, чтобы создать продукт, подобный YouTube или Google?
Работа такого специалиста — это комбинация чисто технических действий с разными языками программирования и творческой работы по оптимизации функционала итогового программного продукта. Специалист занимается проектированием, созданием алгоритма программы, написанием ее кода, проверкой на работоспособность.
Необходимые профессиональные умения и знания
Всему перечисленному можно научиться. Да, развиваться нужно постоянно, но базовый навык кодирования можно развить до совершенства всего за несколько лет учебы по качественно проработанной образовательной программе.
Другой вопрос, что нужно знать чтобы поступить на программиста. Здесь невозможно за 2−5 лет вырасти в профессионала, если подойти к профильному образованию с минимальным набором школьных знаний. Желая опередить соперников, со старта карьеры получить преимущество, каждый программист (будущий) должен приступать к освоению профессии с отличной базой:
Что должен знать программист для работы на перспективу (карьера, зарплата, репутация)? Нужно глубокое понимание архитектуры программной среды, где предстоит работать, принципов кодирования, знание простейших методов создания программ.
Знать нужно очень много: стандарты программирования, концепцию проектирования задач, методологию тестирования ресурсов. Чем глубже студент погружается в основы математики (анализ, графы), тем сильнее его позиции, шире арсенал применяемых инструментов.
Дополнительные навыки делающие конкурентоспособным на рынке труда
Какие навыки помогут быстрее завоевать рынок престижных вакансий?
Что должен знать новичок
Работа программиста — это безостановочная эволюция знаний. Теоретическая и практическая платформа формируется во время обучения, но на этом процесс становления не заканчивается — различные знания надо обновлять с углублением в узкие направления. Но значит ли это, что стартовать с минимальным набором знаний, умений навыков нельзя? Новичку для хорошего резюме достаточно:
Всем нужен английский язык и понимание принципов логики. Многое определяет выбранное направление работы. Веб-программисту важно умение писать программы и понимание архитектуры разных платформ. Системным программистам необходимо освоить API ОС.
Необходимые знания для поступления
Что надо для получения высокого образования по программистскому профилю? Чтобы быть зачисленным в колледж или вуз «Синергия» окончания курсов или работы с репетиторами не потребуется. Нужны хорошие оценки по математике, физике, информатике. Очень ценно знание английского языка.
С чего самостоятельно начать обучение программированию: этапы освоения профессии и советы новичкам
История о том, как стать программистом с нуля
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Решили сменить сферу деятельности, и выбор пал на программирование? Прекрасно! В этой области много востребованных, прибыльных, творческих и вдохновляющих профессий.
Но прежде чем начать обучение, подумайте и ответьте на пару вопросов: нравится ли вам программирование, готовы ли вы ежедневно посвящать этому делу время, искренне ли интересуетесь информационными технологиями, нужно ли вам вообще программирование? Если ответ на все вопросы “да”, прошу читать дальше. В противном случае, построить карьеру в IT-сфере будет весьма трудно.
Читайте статью, если хотите узнать с чего начать обучение программированию с нуля, как освоить IT-сферу самостоятельно и с помощью онлайн-курсов, кто такой программист, что надо знать, чтобы им стать.
Кто такой программист
Программист – это человек, который разрабатывает программы и алгоритмы для решения определенных задач. В своей работе он использует математическое моделирование, на основе которого пишет код. Продуктами работы программистов могут быть компьютерные игры и операционные системы, сайты и приложения.
Стать программистом может любой человек, независимо от пола и возраста. Но он должен искренне интересоваться компьютерами и веб-технологиями, ведь они непрерывно развиваются и меняются, поэтому специалисту надо мониторить изменения и постоянно обновлять знания.
Программисты обладают такими качествами, как:
Также у большинства есть высшее, чаще всего техническое, образование. Если же это гений-самоучка, то ему не помешает наработать стаж, чтобы получить должность в известной компании.
Что нужно знать и уметь
Работу программиста не назовешь простой и понятной. Для освоения этой профессии понадобится немаленький багаж знаний и умений. Сотрудник должен иметь способности к многозадачности, уметь находить контакт с коллегами, знать иностранный язык и язык программирования.
В остальном же краткий перечень требований выглядит следующим образом:
И это лишь часть того, что должен уметь делать программист.
Как стать программистом с нуля
Прежде всего надо изучать теорию алгоритмов и структур данных. Они не зависят от конкретного языка, наоборот, языки программирования устроены в соответствии с алгоритмами и структурами.
Язык – это просто инструмент для решения бизнес-задач. Поэтому новичку надо определиться с тем, как решать задачу, разбить это решение на этапы, оптимизировать процесс, чтобы не тратить время и ресурсы впустую.
После освоения алгоритмов и структур данных нужно выбрать направление программирования. Лишь потом можно приступить к изучению веб-технологий и инструментов. Это серверные языки и языки разметки, стили CSS и JavaScript, веб-фреймворки, подходящие к выбранному языку программирования.
И напоследок научиться работать с базой данных.
Подбор направления
Перед изучением языка надо определиться с направлением. У программирования широкий спектр возможностей и вариантов работы. Можно создавать сайты и мобильные приложения, игры, социальные сети, интернет-магазины, разрабатывать операционные системы и программное обеспечение.
По основной классификации программистов делят на прикладных, системных и веб-разработчиков.
Прикладные создают программы и приложения, которые решают конкретную задачу. Примерами прикладных программ могут быть онлайн-переводчики, аудио- и видеоплееры, игры, редакторы‚ мессенджеры и т. п.
Системные занимаются разработкой операционных систем и драйверов, а также условий и инструментов для их слаженной работы. Благодаря программистам сервис может работать как единый механизм. Специалисты предотвращают или устраняют перебои и ошибки в работе целого ряда программ на предприятии.
Веб-программист работает над созданием веб-сервисов и пишет для них программную составляющую. Соцсети, интернет-магазины, информационные сайты, форумы и прочее – все это труды специалистов по работе в сети.
Выбрать направление деятельности можно среди доступных профессий:
И это только часть должностей, которые может занимать программист.
Для каждой работы нужен свой инструмент, который может не подходить для создания чего-то другого. Поэтому направление – решающий фактор при выборе языка программирования для изучения.
Выбор языка программирования
Когда начинающий специалист встает перед выбором языка, ему надо учитывать количество имеющихся на рынке труда вакансий и выбранное направление.
Можно найти предложения о работе, в которых сразу написано, с каким языком надо будет работать, например, PHP-программист или программист Python.
Если же отталкиваться от направления, то надо знать, что веб-разработчик пользуется C++, Python, Java. Системный программист – Assembler, C, C++, Python. Администратор базы данных – SQL.
Ниже приведены самые распространенные и популярные представители языков программирования:
Чтобы изучить язык, сначала надо разобраться с его синтаксисом, т. е. ключевыми словами, операторами, правилами написания кода. А дальше можно перейти к более сложным конструкциям.
Если к этому времени специалист еще не приступал к изучению фреймворков, структур и баз данных, то сейчас эти знания просто необходимы. Не надо бросаться на все сразу, лучше выбрать что-то из основного: Git, SQL, HTML, CSS, XML, JSP, Maven, Spring, ORM, REST, MySQL, PostgreSQL.
Самообразование
Книги хороши тем, что их можно читать и учиться бесплатно, и тем, что они быстро погружают в тему. Рекомендую следующие пособия:
Можно использовать бесплатные обучающие платформы, сайты и приложения, форумы, где делятся своим опытом профессиональные программисты. А можно положиться только на самостоятельное обучение, но такой путь сложен для новичка. Лучше совмещать его с другими методами, например, с онлайн-курсами.
Онлайн-курсы
Новичку предлагаются курсы от онлайн-платформ GeekBrains, Нетологии, Skillbox, Coursera, beONmax. Постигать азы сферы информационных технологий можно в своем темпе и в домашних условиях. Так цена будет ниже, чем обучение в вузе.
Обучение предполагает как теоретическую, так и практическую часть. Нередко выпускники курсов имеют портфолио, диплом или сертификат, подтверждающий их навыки и знания.
Предлагаю ознакомиться со следующими обучающими программами:
Составление резюме и портфолио
Можно начать работать на бирже, чтобы было что написать про свой опыт в резюме и добавить работы в портфолио. Для первого реального опыта подойдут и небольшие проекты. Главное – начать.
Лучше выбирать иностранные биржи, особенно если есть знания английского языка. Там и заказов больше, и доход выше. Подойдут, например, Upwork и YouTeam. Если говорить о русскоязычных биржах, то популярны Kwork, FL.ru и Freelance.ru.
Заполнить портфолио могут помочь и собственные проекты, если есть идеи, возможность и желание.
А дальше можно уже перейти на специализированные сайты с вакансиями только для программистов, например, We Work Remotely и Хабр Карьера. А можно поискать работу на таких ресурсах, как hh.ru или SuperJob.ru.
У специалиста должно быть резюме, когда он откликается на вакансию. В нем надо указать правдивые факты о проектах, в которых он участвовал, и свои достижения на этой работе. Не помешает рассказать и о собственных проектах, если они есть. Это показывает профессиональный уровень и любовь к IT-сфере.
Надо указать свои знания и навыки, но не на несколько страниц, а коротко, четко и лаконично. Нужно писать саму суть, без воды.
В портфолио лучше указывать несколько самых лучших проектов, которыми специалист если не гордится, то хотя бы доволен ими.
Советы новичкам
Создайте план обучения, разбив его на этапы, рядом с которым пропишите, что именно надо выучить и с помощью каких средств. Переход от одного этапа к другому должен быть по мере увеличения сложности.
Не растягивайте обучение на полдесятка лет. Информационные технологии имеют способность быстро развиваться. И пока вы тщательно изучаете какой-то инструмент программирования, он уже может быть заменен на что-то более современное.
При обучении используйте все материалы, сервисы и знания других людей, которые будут доступны. Не пренебрегайте ничем.
При возможности общайтесь с практикующим программистом, у которого есть опыт работы. Если он согласится курировать над новичком, направлять его, указывать на ошибки и давать задания для развития – это будет отличным дополнением ко всему обучению. Особенно если начинающий специалист обучается самостоятельно.
Узнайте больше об архитектуре компьютера.
Учите английский. Большинство обучающих программ представлены на этом языке. Есть и русскоязычные, но их значительно меньше. Без иностранного языка сложно что-то найти в англоязычном интернете. А уже непосредственно при работе программисты сталкиваются с английским во время чтения и написания кодов.
Заключение
Подведем итоги. Чтобы начать обучение программированию, надо следовать поэтапно. Сделайте следующее:
И в качестве общих советов: