что нужно знать фармацевту при устройстве на работу
Работа в аптеке, почему требования к фармацевту выше как успешно пройти собеседование
Работа в аптеке – как пройти собеседование. Внешне обязанности сотрудника аптеки мало чем отличаются от обязанности продавца обычного магазина. Он тоже должен работать с покупателями, делать выкладку товара, заниматься приемкой новых поступлений и пр. Но по факту требования к фармацевту намного выше, чем к рядовому продавцу. И к этому необходимо быть готовым, отправляясь на собеседование.
Основные требования к соискателю
Претендент на вакансию фармацевта или провизора в первую очередь должен иметь профильную подготовку. Без наличия среднего либо высшего медицинского образования устроиться на работу в аптеку можно только уборщицей. И это не просто прихоть владельца, а норма закона. 25 июля 2011 г. Минздрав Российской Федерации издал указ, по которому раз в пять лет сотрудники аптек проходят аттестацию: после прослушивания специального курса сдается квалификационный экзамен. Если документ о переаттестации имеется, то о нем необходимо упомянуть в резюме и представить при прохождении собеседования.
Немаловажную, но далеко не решающую роль, имеет наличие опыта работы. В розничную торговлю лекарственными препаратами более охотно берут без соответствующих навыков. Так, к примеру, можно устроиться фармацевтом на последнем курсе мединститута, используя полученную возможность как хорошую практику. Этим аптечный бизнес отличается от других направлений в торговле тем, что на должность фармацевта охотно берут без опыта работы. Устроиться работать в аптеку можно даже еще учась в медицинском ВУЗе.
Но все без исключения работодатели ищут сотрудника, обладающего такими качества как:
Грамотная и внятная речь станет дополнительным преимуществом претендента на вакансию при прохождении собеседования.
Какие вопросы задают
«Как подготовиться к собеседованию?» — это вопрос задает себе каждый человек, которому предстоит подобная процедура. Интервью перед приемом на работу преследует конкретную цель — выявить профессиональные и личностные качества соискателя.
Вопросы, которые интервьюер будет задавать соискателю на собеседовании можно условно разделить на два вида:
На любой вопрос необходимо отвечать уверенно, но без намека на самолюбование. Такое поведение производит самое благоприятное впечатление.
Стандартные вопросы
Как правило, интервью начинается с просьбы: «Расскажите о себе». На первый взгляд очень простой вопрос, но именно по ответу на него у потенциального работодателя складывается первое впечатление о соискателе. Поэтому в рассказе больше места должна занимать информация о профессиональных достижениях (образовании, занимаемых должностях на предыдущем месте работы, наградах и т. п.) и значительно меньше содержаться данных о личной жизни.
Если рекрутер посчитает изложенную в рассказе информацию недостаточной, то он может попросить кандидата отдельно остановиться на своих достижениях. Естественно, что поведать необходимо о достижениях, связанных с предстоящей работой, а не со спортом, например. И говорить лучше о том, чем человек реально гордится. Это придаст рассказу необходимую эмоциональную окраску.
Далее, как правило, следует вопрос о достоинствах и недостатках соискателя. Конечно, каждый человек знает свои сильные и слабые стороны, но озвучивать их все на собеседовании не нужно. Из достоинств необходимо выделить те, которые будут востребованы на новом месте работы. Поэтому стоит внимательно ознакомится с требованиями к кандидату, выбрать несколько, максимально соответствующих характеру претендента и конкретизировать. Из недостатков озвучивается такой, который не сможет нанести вред работе.
Еще одним обязательным вопросом будет: «Почему вы хотите работать в нашей компании?» Реплика вида «мне все равно где работать, лишь бы хорошо платили» не подойдет категорически. В ответе нужно ненавязчиво, очень тонко польстить работодателю. Например, можно сказать, что «я всегда хотел работать в компании, которая по достоинству оценивает своих сотрудников, вознаграждая материально, и предоставляя возможность карьерного роста». Но чтобы «правильно» похвалить будущего работодателя, необходимо перед собеседованием ознакомиться с информацией о компании.
Отдельно стоит остановиться на том, как отвечать на вопрос о предыдущем месте работы, о причинах увольнения. Ни в коем случае нельзя негативно отзываться о бывшем руководители, озвучиваемая информация должна носить как минимум нейтральный характер. Но рассказывать необходимо правду, ведь не исключено, что слова соискателя будут проверять, а человека, солгавшего на работу не возьмут однозначно.
Подготовка к интервью с рекрутером не менее важный этап, чем само собеседование. Степень информированности соискателя повысит уровень уверенности ответов. А уверенный, знающий человек в любом случае производит положительное впечатление.
Нехарактерные вопросы
Подготовиться к ответам на стандартные вопросы по большому счету не составит особого труда. Но вопросы на собеседовании будут самыми разными. Интервьюер обязательно спросит и о вещах, которые, на первый взгляд, к работе не имеют никакого отношения. В такой способ выясняется психологическая устойчивость претендента, его реакция, степень коммуникабельности и другие особенности характера. В зависимости от полученных ответов на нестандартные вопросы работодатель делает вывод, подходит ли конкретный человек его компании.
Например, чтобы выяснить степень конфликтности кандидата, прямой вопрос вряд ли будет задан. Как правило, будут спрашивать о предыдущем месте работы, могут попросить описать бывшее руководство, об атмосфере в коллективе и т. д. И проанализировав ответы опытный рекрутер сделает вывод, какой перед ним человек, будет ли он создавать конфликтные ситуации. Выясняя, какой человек — командный или нет — претендует на место в аптеке задают вопросы относительно любимых видов спорта. Ответ футбол, волейбол или любая другая командная игра будут свидетельствовать, что соискатель предпочитает работать в команде. Любители состязаний, где преследуется личный результат, скорее всего лидер по натуре и в коллективе будет стремиться выделиться, показать свои способности (а вот хорошие или плохие — это уже должен выяснить рекрутер).
Какие вопросы задают на собеседовании зависит и от того, на какую должность претендует кандидат. Кроме общепринятых стандартных вопросов, интервьюер может задать и ситуативные задачи. Так соискателя на должность фармацевта или провизора могут попросить показать, как он будет общаться с различными клиентами, сможет ли самостоятельно сориентироваться в сложной, конфликтной ситуации. Для вакансии на должность заведующего аптекой необходим человек с лидерскими качествами. Поэтому претенденту на эту должность могут предложить показать, как он общается с подчиненными, как ведет переговоры с поставщиками.
С помощью таких вот нестандартных вопросов и выясняется, подходит ли конкретный претендент на предлагаемую вакансию, соответствуют ли его данные требованиям работодателя. Нужно быть готовым к самым неожиданным вопросам и постараться не показать растерянности, если непонятно как правильно ответить. В некоторых случаях выходом может стать расплывчатый ответ. Например, на вопрос «Вы предпочитаете работать под руководством человека старше или моложе вас?» самым правильным будет ответ «Возраст не имеет определяющего значения».
Чего нельзя делать
Очень важно первое впечатление, ведь не зря же говорят «встречают по одежке». Поэтому соискателю ни в коем случае нельзя появляться на собеседовании в затрапезном виде. И пусть в процессе беседы кандидат покажет себя хорошим специалистом и человеком, но первое негативное впечатление может сказаться и вакансию получит кто-то другой. Одежда, подбираемая на собеседование, должна быть аккуратной, не вульгарной и конечно же чистой. Лучше всего остановить свой выбор на классическом деловом костюме. Макияж, маникюр, прическа, обувь тоже должны соответствовать ситуации.
Неприятный запах (пот, перегар, сигаретный дым) работодатель тоже может расценить как фактор, не в пользу претендента. Поэтому перед собеседованием необходимо воздержаться от употребления алкоголя, курения сигарет. А следить за чистотой своего тела необходимо регулярно. Особенно это актуально для работников аптек.
Важную роль при собеседовании играет правильная, грамотная, выверенная речь. Как бы к соискателю ни обращались, отвечать необходимо уважительно, чтобы собеседник понял, что перед ним воспитанный человек. О воспитании так же будет говорить и поза, в которой кандидат будет сидеть во время интервью. Психологи рекомендуют принять удобную позу, но постараться избежать развязности. Нельзя сидеть развалившись, не стоит скрещивать ноги. И ни в коем случае на собеседование нельзя опаздывать. Как бы потом соискатель ни пытался убедить рекрутера, что он пунктуальный человек, слова уже не возымеют действия. Поэтому необходимо точно рассчитать время и прийти в назначенное место на 10-15 мин. раньше.
Во время разговора необходимо следить не только за грамотностью речи, но и за ее громкостью. Она должна на достаточном уровне, чтобы собеседнику не приходилось прислушиваться или наоборот прикрывать уши. Сдабривайте речь умеренными дозами жестов, мимики и улыбок. Многие почему-то считают, что упоминание в разговоре влиятельных знакомых поможет получить желаемую вакансию. Но на практике чаще всего происходит наоборот: кумовство сейчас не в чести. Оценивать претендента будут по его профессиональным данным, а не по знакомым.
На собеседовании категорически воспрещается обсуждение личных тем. Максимум, о чем можно упомянуть — о семейном положении, наличии / отсутствии детей и месте жительства.
Что поможет успешно пройти
Повысить шансы успешно пройти собеседования могут и некоторый представленные предполагаемому работодателю документы. Положительное впечатление произведет рекомендация / характеристика, написанная предыдущим работодателем. Если в письменном виде ее получить не удалось, то можно предложить связаться с бывшим руководством по телефону. Но это необходимо делать только в том случае, когда кандидат уверен, что его охарактеризуют положительно. Для студентов медицинских ВУЗов, решивших параллельно учебе подработать по профилю, неплохо было бы представить характеристику из учебного заведения.
Сегодня вошло в практику перед наймом на работу отправлять работодателю свое резюме. Рекрутер перед собеседованием обязательно его изучит, возможно соберет дополнительную информацию о кандидате и только потом составит перечень конкретных вопросов для интервью. Поэтому написание резюме столь же ответственный момент подготовки к собеседованию.
Если есть сертификат специалиста фармацевта, его необходимо предоставить на собеседовании. Он подтвердит квалификацию претендента и возможно снимет целый ряд вопросов.
Заключение
Почему-то многие очень боятся собеседования. Но ведь не зря же в народе бытует мнение, что нарисованный черт намного страшнее настоящего. И при правильном подходе к вопросу «как пройти собеседование» проблем не возникнет. Затратив немного времени на подготовку, кандидат имеет все шансы произвести на работодателя благоприятное впечатление. Работа в аптеке изобилует своей спецификой, поэтому и готовиться к собеседованию необходимо более тщательно. Ведь фармацевт не просто имеет дело с клиентом, которого необходимо качественно обслужить, но и с множеством лекарственных препаратов. А это уже немалая ответственность, и доверить ее можно только профессионально грамотному, ответственному и честному человеку.
Что делать, если вы – новичок в аптеке?
Новый человек в аптеке – это всегда интересно, ведь он может сделать работу аптечного коллектива профессиональнее и динамичнее. Однако, чтобы адекватно встроиться в работу с первого дня, вы должны многое знать и уметь.
Изучите нормативные документы
Если вы – новичок в аптеке, убедитесь, что вы ориентируетесь в следующих документах:
Проверьте, обладаете ли вы необходимыми знаниями и навыками
Таковыми можно считать знание фармакологических групп препаратов и понимание того, какая группа при каком заболевании применяется. Порекомендовать комплексное лечение и сделать допродажу безрецептурного лекарственного средства первостольник сможет лишь в том случае, если знает основные симптомы заболевания и побочные действия лекарственных средств, применяющихся при его лечении. А вот знание множества торговых наименований придет уже в процессе работы – тут помогут программы-шпаргалки и обучающие мероприятия.
Помимо продажи лекарственных средств, в обязанности первостольника входит поддержание установленного фармпорядка, разборка товара, ведение журналов дефектуры, заполнение журналов температурных режимов и ведение прочей отчетности, установленной в аптеке. Все это также потребует от новичка определенной базы знаний, но выполнять эти обязанности можно и нужно учиться в процессе работы.
Придерживайтесь стандартов обслуживания
Главное, что необходимо знать, – любая продажа строится из одинакового числа этапов:
Соблюдайте основные принципы общения
С клиентами
Самая большая ошибка, которую зачастую совершают новички в аптеках, – это навешивание ярлыков. Недопустимо оценивать покупателя по его внешнему виду либо основывать презентацию товара на собственном представлении о его дороговизне: не решайте за покупателя, по карману ли ему ЛС, лучше выявите его истинные потребности, задав ему дополнительные вопросы.
Работая в конфликтной ситуации, не всегда нужно идти на поводу у недовольного клиента: умейте максимально тактично и спокойно объяснить ему, что вы действуете в рамках законодательства, отказываясь принять назад ранее приобретенный товар.
В коллективе
Придя в новый коллектив, не стоит пытаться нарушить сложившие правила и устои: в конце концов, именно вы – новичок в давно сработавшемся коллективе в аптеке. Но в то же время не нужно быть безмолвным: если у вас есть какие-либо предложения по улучшению работы, не бойтесь их озвучить как коллегам, так и руководству.
Адаптация молодого специалиста в аптеке
• Что представляет из себя аптека и что ожидает от молодого специалиста работодатель?
• Каким должен быть специалист и как он должен принимать профессию?
• Разделяет ли он миссию той структуры, в которой предстоит работать, может ли быть выражением этой миссии?
• Сможет ли формировать у потребителя качественное отношение к жизни, качественное отношение к себе?
Только четкое понимание и принятие данных принципов может стать залогом для дальнейшей успешной работы.
Данилина Софья, ведущий специалист по обучению, бизнес-тренер ГК «Фора Фарм»
– Каждый молодой специалист, пожалуй, мечтает об успешной карьере. И это замечательно. Но для того, чтобы состояться в профессии в качестве специалиста первого стола, построить успешную карьеру, необходимо обладать многими знаниями и навыками. Кандидату прежде всего важно понять, соответствует ли он требованиям аптеки и какого сотрудника хотят видеть в данном учреждении. Правильное понимание своей роли в новой должности поможет избежать разочарования от завышенных ожиданий. Безусловно, любой аптечной сети выгодно принять на работу опытного фармацевта. Но сегодня ситуация меняется, и многие аптеки, где мы проводили тренинги, выражают готовность работать с молодыми специалистами, растить собственные кадры. При условии, конечно, что кандидаты обладают необходимыми компетенциями.
Одним из важных требований к кандидату является специальное образование и наличие сертификата фармацевта. Но помимо профессиональных умений и навыков приоритетной становится коммуникативная компетенция. И на это качество молодого специалиста работодатель обращает особое внимание. Известно, что сегодня на аптечном рынке очень высокая конкуренция. Нередко на одной улице в шаговой доступности располагаются 2-3 аптеки. В такой ситуации аптеке крайне важно быть привлекательной для покупателя, а это во многом зависит от того, насколько коммуникабелен, внимателен сотрудник, как он ведет себя с покупателями. Это очень важный аспект: опросы покупателей, проводимые в различных аптеках, показали, что почти 70% мужчин и более 80% женщин хотят видеть в аптеке вежливого, доброжелательного фармацевта, который внимательно относится к их запросам. С этим трудно поспорить. На собственном примере могу сказать, что в качестве покупателя я всегда обращаю внимание на то, как меня встречают в аптеке. Улыбается ли мне сотрудник первого стола, уделяет ли достаточное внимание, доброжелателен ли он, вежлив, настроен ли на оказание помощи и консультации.
Объем продаж, безусловно, важная составляющая деятельности аптеки. Поэтому молодой специалист должен еще и уметь продавать. Хотя покупатель воспринимает фармацевта, прежде всего, как специалиста, готового оказать помощь, проконсультировать, например, по побочным эффектам, указанным в инструкции к лекарственному средству. В этом плане важными являются навыки по дополнительному расширению продаж, увеличению среднего чека. При этом нужно понимать, что речь идет вовсе не о навязывании покупателю всего ассортимента аптеки с целью продать как можно больше. Умение продавать основано на принципе взаимовыгодного сотрудничества. С одной стороны, работа со средним чеком является значимой для аптек, поскольку напрямую влияет на производительность. С другой стороны, фармацевт часто слышит вопрос покупателя: «Что вы можете предложить мне еще?» Значит, у покупателя есть потребность в профессиональной консультации, которую он ожидает получить. Для эффективной работы в этом направлении фармацевту необходимо хорошо ориентироваться в нелекарственном ассортименте. Потому что именно в этом сегменте фармацевт имеет право давать рекомендации и быть полноценными консультантом, поскольку его консультации по лекарственным средствам ограничены законами РФ. Таким образом фармацевт дает грамотную консультацию, покупатель приобретает необходимые лекарственные средства, а в итоге выигрывают все: и аптека, и потребитель.
Еще одно качество, необходимое сотруднику первого стола, – это умение в доступной форме ответить на вопросы покупателя. Понятно, что в фармацевтической сфере, как в любой другой профессиональной области, используется много специальных терминов. Нередко молодые специалисты стремятся выглядеть профессионалами в глазах покупателей и стараются блеснуть профессиональной терминологией. Однако во время общения с покупателем важно соблюсти баланс между профессиональным подходом к консультации и доступностью информации для покупателя. На это также должен обратить внимание молодой специалист.
Любая должность, связанная с постоянным общением с людьми, требует от специалиста особых черт характера. Не случайно одним из требований к работнику первого стола является стрессоустойчивость, умение грамотно выходить из сложных ситуаций. Не исключено, что молодой специалист может столкнуться с конфликтными ситуациями, различными претензиями, ведь в аптеку приходят люди разного возраста, в разном состоянии и настроении. В спорных случаях надо уметь грамотно разрешить конфликт, чтобы не испортить отношения с покупателем, и в то же время не навредить репутации аптеки. Не менее важно и умение мобилизовать себя, особенно в час пик, когда собирается большая очередь. Молодому специалисту нужно научиться работать быстро в таких ситуациях и уделять внимание каждому покупателю.
Адаптация к новому виду деятельности, безусловно, потребует много сил, терпения и времени, поскольку в первое время нагрузка будет достаточно высокой. Ведь в средних и высших учебных заведениях специалист, как правило, получает больше теоретические знания, чем практические. Практических навыков, важных для работы в аптеке, не всегда хватает. Осваивать их придется в процессе работы. Это касается, например, ассортимента аптечного учреждения, а в аптеке в зависимости от ее величины может быть от 3 до 12 тысяч позиций в ассортиментной матрице. Фармацевт обязан свободно ориентироваться в количестве, знать ключевые позиции, особенности препаратов, отличие аналогов друг от друга. В связи с тем, что покупатель часто задает вопросы, связанные с аналогами, фармацевт обязан грамотно объяснить, чем они отличаются друг от друга. Или, к примеру, вопросы по побочным эффектам, которые часто звучат в аптеке. Специалист также должен знать, каким препаратом можно заменить требуемый, если он отсутствует в ассортименте аптеки. Все эти знания и навыки приобретаются только на практике. Поэтому на начальном этапе работы в аптеке молодому специалисту придется запастись терпением, вниманием, усидчивостью, постараться быстрее освоить все необходимые профессиональные знания и, главное, научиться применять их на практике.
Известно, что рынок труда в аптечном сегменте недостаточно насыщен, многие аптеки испытывают дефицит квалифицированных кадров. Наверное, не случайно аптеки стали уделять большое внимание адаптации молодых сотрудников, их обучению на месте и формированию своего персонала. На самом деле адаптация не так страшна, как кажется на первый взгляд, потому что опытные сотрудники, руководители аптек стремятся оказать всяческую помощь и поддержку молодым специалистам. В первое время они страхуют их от различных сложных ситуаций, а также привлекают своих партнеров к обучению персонала. На тренингах для сотрудников первого стола я часто вижу, как опытные специалисты делятся с молодыми своими знаниями, навыками, поддерживают их, стараются заинтересовать, прилагают много усилий для их профессионального развития. И это естественно, потому что аптеки заинтересованы растить кадровый резерв, профессионально развивать своих сотрудников. В крупных аптечных сетях существует система наставничества и система кадрового резерва, что открывает большие возможности для молодых специалистов в плане карьерного роста, получения дальнейшего образования. Аптеки заинтересованы в этом напрямую.
Безусловно, работа в аптеке сложная, требует большой самоотдачи, эмоциональных ресурсов, а также большого объема знаний. Но если специалист выбрал работу в аптеке, если у него есть собственная мотивация к развитию, позитивный настрой и желание стать настоящим профессионалом своего дела, то все получится!
Шаевская Елена Ивановна, заместитель генерального директора по закупкам, ООО ТД «Фора Фарм»
– Аптечная отрасль, безусловно, – сложная сфера деятельности и испытывает потребность в высококвалифицированных кадрах. Однако нередко ожидания молодых специалистов оказываются далекими от реальности. Для того, чтобы сделать правильный выбор, где и как работать, специалисту, прежде всего, нужно понимать, что представляет из себя сама аптека. Это учреждение, куда люди обращаются, в первую очередь, за лекарственной помощью. Поэтому, приходя на работу в аптеку, важно быть всегда настроенным на оказание помощи покупателю. В свою очередь, для оказания этой помощи требуется умение дать профессиональную консультацию в доступной для потребителя форме. Эта важная профессиональная составляющая направлена на профилактику заболевания. Еще один существенный фактор – специалист должен предвосхищать желание потребителя. Работник первого стола обязан быть вежливым и внимательным, уметь предложить покупателю аналог, если лекарственное средство отсутствует в ассортименте, а также сопутствующие лекарственные средства по конкретному заболеванию. Это ни в коей мере не навязывание товара, а формирование культуры внимательного отношения покупателя к своему здоровью. Сегодня на работника аптеки возложена важная миссия формирования культуры здорового образа жизни, повышения качества жизни. Ведь желание каждого человека жить качественно в любом возрасте, в любом состоянии вполне естественно, поэтому важно помочь ему в этом стремлении.
Исходя из этого, молодой специалист, на мой взгляд, должен задать себе вопросы: «Готов ли я к такому отношению к работе? Готов ли я к такому отношению к людям?» Ответы на эти вопросы помогут определить правильное отношение к профессии, которую он выбирает. Конечно, безупречное отношение к работе потребует много усилий, но чем больше сил отдаешь своей профессии, тем больше к тебе возвращается. Стремление в совершенстве освоить свою профессию не остается незамеченным. Сегодня многие работодатели используют на практике различные мотивационные программы, как общие, так и частные. И это правильно: если аптека имеет уникального специалиста, то работодателю надо всячески поддерживать его, подчеркивать, что этот специалист уникален. Если он отвечает требованиям самой компании, имеет высокий профессионализм и общечеловеческие качества, задача работодателя – удержать этого специалиста и разработать для него индивидуальные программы адаптации. А у работника в таком случае появляется возможность для самореализации, профессионального роста. Если же молодой специалист приходит в аптеку и не разделяет ее миссию, он ничего не сможет создать. При отсутствии интереса к работе человек в любой профессии никогда не сможет реализоваться как в профессиональном плане, так и сформироваться как личность. А специалиста высокого уровня, как известно, определяет не только профессионализм, но и личностные качества.
Таким образом, молодому специалисту важно учесть:
• что представляет из себя аптека и что ожидает от него работодатель;
• каким должен быть специалист и как он должен принимать профессию;
• разделяет ли он миссию той структуры, в которой предстоит работать, может ли быть выражением этой миссии;
• сможет ли формировать у потребителя качественное отношение к жизни, качественное отношение к себе.
Только четкое понимание и принятие данных принципов может стать залогом для дальнейшей успешной работы.