что нужно знать фармацевту для работы в аптеке по препаратам
Сколько зарабатывает фармацевт и провизор?
Фармспециалист – работа важная, нужная и очень интересная. В обязанности специалиста аптеки входят: выкладка товара, проверка сроков годности лекарственных препаратов, но самое главное – он должен хорошо знать лекарственные препараты (действующее вещество, состав, противопоказания) и уметь грамотно консультировать клиентов.
Где обучиться профессии? Какие преимущества и сложности в работе фармспециалиста? Какими качествами ему необходимо обладать? Каков уровень зарплат в аптеках и от чего это зависит? И чего фармработникам ждать от пенсии? Разбираемся в вопросе!
Где учиться на фармспециалиста?
Для того, чтобы работать провизором, необходимо иметь высшее фармацевтическое образование. Для работы фармацевтом достаточно иметь среднее специальное образование. Рассмотрим более подробно.
Провизор в аптечных организациях должен иметь высшее фармацевтическое образование и действующий сертификат из следующего списка специальностей:
Профессия «провизор» подразумевает под собой огромное количество навыков и умений, следовательно, его место работы не ограничивается только аптечной организацией. Провизор может работать в разных учреждениях: в лабораториях по проверке качества лекарственных препаратов или в медучреждениях, занимающихся их закупками.
Кем можно работать после ВУЗа?
Где может работать выпускник фармацевтического факультета:
В обязанности фармацевта входит: учет прихода и расхода лекарственных средств, подбор аналоговых лекарственных средств для клиентов, фармконсультирование и фарминформирование, изготовление лекарственных средств по медрецепту, контроль за условиями хранения лекарственных средств.
2. В исследовательской лаборатории.
В обязанности входит: организация процесса массового производства лекарственных средств.
В обязанности входит: выполнение роли посредника между фармкомпаниями и аптеками или больницами, то есть потребителями лекарств.
Какими качествами необходимо обладать фармспециалисту?
Для комфортной работы фармспециалисту необходимо обладать рядом полезных человеческих качеств. Таких как:
Сколько зарабатывает фармацевт и провизор?
Зарплата фармацевта делится на три части: окладную, фиксированную и премиальную.
Сегодня выделяют следующие виды оплаты труда:
Факторы, влияющие на уровень заработной платы фармацевта и провизора:
Каков средний уровень заработной платы у фармацевтов в России?
Проанализировав портал HeadHunter можно сделать вывод, что больше всего нуждаются в фармацевтах и провизорах Москва, Московская область и Краснодарский край.
Максимальная зарплата фармацевта зафиксирована в Москве – 50 тысяч рублей, а минимальная в Приволжском и Северо-Кавказском федеральных округах – 27 тысяч рублей.
Отпуск и льготы фармацевтов и провизоров
Длительность отпуска фармспециалиста зависит от его должности. У провизоров отпуск составляет 40 календарных дней в год (стандартные 28 календарных дней+12 календарных дней за вредность на рабочем месте), у фармацевта же он составляет стандартное количество – 28 календарных дней в год. Конечно же, отпуск является оплачиваемым.
Крупные компании предоставляют льготы фармспециалистам за то, что они рекламируют их продукцию в аптечной организации.
Ниже, мы собрали примерный перечень возможных льгот:
Какая пенсия у фармработника?
К сожалению, повышенные льготные пенсии для фармацевтов или провизоров не предусмотрены. Пенсия и ее размер зависят от стажа работы, размера заработной платы и размера выплаты налогов.
Конечно же, все понимают, что фарспециалисты выполняют очень важную работу и иногда их труд не всегда оценивается по достоинству. Но точно можем сказать, что сфера фармы постоянно развивается, следовательно, всегда есть возможность повысить свою заработную плату, а также пенсию.
Должностная инструкция фармацевта
Для определения круга обязанностей, прав и ответственности каждого специалиста на предприятии разрабатывают специальный документ. Должностная инструкция фармацевта позволит руководителю грамотно координировать его работу, а самому сотруднику – чётко понимать свою зону ответственности и круг полномочий.
Образец должностной инструкции фармацевта
Утверждаю
[название должности, подпись, расшифровка уполномоченного для утверждения лица – обычно это руководитель]
[дата визирования]
Должностная инструкция фармацевта [наименование организации, учреждения]
Основанием для разработки и утверждения настоящей должностной инструкции служат нормы ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития РФ № 541н от 23.07.2010. При составлении задействованы и другие нормативные акты, определяющие правоотношения между работодателем и работником.
1. Общие положения
1.1. Основанием для назначения является приказ руководителя учреждения.
1.2. К соискателю выдвигается обязательное требование о среднем профессиональном образовании по фармацевтической специальности, подтверждённое сертификатом. Наличие стажа и опыта работы значения не имеет.
1.3. Специалист находится в подчинении [указать должность руководителя].
1.4. Теоретическая подготовка фармацевта должна включать общие вопросы права и экономики, а также специальные вопросы:
2. Должностные обязанности
Функционал фармацевта [наименование организации, учреждения] представлен:
2.1. Приёмом рецептов и требований с отпуском по ним фармацевтических препаратов и медицинских изделий.
2.2. Подготовкой растворов, настоек, настоев, порошков по рецепту с установлением их качества элементарными средствами внутриаптечного контроля.
2.3. Приёмкой товара с выкладкой по местам хранения и обеспечением соблюдения требований к хранению разных групп (с учётом их отношения к свету, влажности, температуре, взаимодействия с другими препаратами и т.д.).
2.4. Консультациями фасовщиков по расфасовке фармацевтических препаратов.
2.5. Просвещением населения о видах фармацевтических препаратов, их аналогах, назначении, способах применения и условиях хранения в быту.
2.6. Неотложной помощью посетителям при состояниях, требующих вмешательства до приезда врача.
2.7. [Иной функционал с учётом специфики работы учреждения].
3. Права
Фармацевт правомочен требовать и получать:
3.1. Полный социальный пакет, предусмотренный нормами трудового права РФ.
3.2. Средства индивидуальной защиты, включая специализированную одежду и обувь, на безвозмездной основе.
3.3. Отчёты и другую информацию о функционировании компании, необходимую для выполнения возложенных обязанностей, от своего начальника или от других подразделений напрямую.
3.4. Поддержку руководителя в осуществлении функционала и реализации предусмотренных настоящим документом прав.
3.5. Проекты распорядительных документов и локальных актов организации, затрагивающие его деятельность.
3.6. Участие в совещаниях, рассматривающих вопросы фармацевтической работы.
3.7. Приборы, инструменты и соответствующее нормативам САНПиН рабочее место, а также другие условия для реализации функционала в полном объёме.
3.8. Повышение квалификации через участие в курсах, семинарах и других обучающих формах.
3.9. [Иные права, предусмотренные внутренними локальными актами учреждения].
4. Ответственность
Действующие нормы ТК, УК, КоАП, ГК РФ позволяют привлечь фармацевта к ответственности:
4.1. За халатное отношение или полное пренебрежение своими обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
4.2. За нарушение норм права в процессе выполнения возложенных функций.
4.3. За причинение ущерба имуществу работодателя.
Разработка должностной инструкции выполнена в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель отдела кадров: [расшифровка] [подпись] [дата составления]
Согласовано: [должность] [расшифровка] [подпись] [дата согласования]
С инструкцией ознакомлен: [расшифровка] [подпись] [дата ознакомления]
Назначение должностной инструкции
Должностная инструкция – одно из средств управления работой подчинённых, тщательно очерчивающее круг их обязанностей и полномочий. Именно этот документ используют при выяснении степени вины сотрудника в спорных ситуациях. Чем тщательнее и точнее прописаны все разделы и пункты должностной инструкции, тем лучше.
Правила составления должностной инструкции
Этот документ не имеет унифицированной формы, поэтому каждая компания вправе самостоятельно разрабатывать должностную инструкцию для своих фармацевтов с учётом реальных условий труда и выполняемых ими обязанностей.
Стандартно в содержании документа выделяют четыре основных части:
Однако составитель вправе расширить количество разделов.
Инструкция составляется в единственном экземпляре, согласовывается с непосредственным начальником сотрудника и утверждается руководителем предприятия. После этого с текстом знакомят под роспись каждого фармацевта, вручая ему копию документа.
Рекомендации по оформлению и содержанию должностной инструкции фармацевта
В шапке документа (правая верхняя часть) проставляется виза утверждения руководителем предприятия или его заместителем, ответственным за вопросы кадровой политики. Гриф «Утверждаю» дополняется наименованием должности, подписью и расшифровкой, а также датой визирования документа. Полное наименование циркуляра указывают по центру с новой строки. Первый абзац содержит перечень нормативных актов, с учётом которых составлен весь документ.
Общие положения
Содержание этого раздела описывает общие требования к сотруднику и его место в организации:
Должностные обязанности
Центральная часть любой должностной инструкции – подробное описание функционала фармацевта с учётом всех особенностей работы учреждения. Если в аптеке работает несколько фармацевтов с различающимися обязанностями, то необходимо отразить это в индивидуальных инструкциях. Максимальная подробность – залог отсутствия споров и чёткого понимания специалистом своей работы.
Права
Эффективное исполнение возложенных обязанностей невозможно без наделения фармацевта некоторым кругом полномочий. Именно они подробно расшифровываются в этом разделе. Помимо предусмотренных трудовым законодательством прав, у сотрудника могут быть и иные права: на взаимодействие по профессиональным вопросам с администрацией, коллегами и др. здесь действует тот же принцип, что и при составлении второго раздела: чем чётче и подробнее сформулированы права, тем лучше.
Ответственность
Этот раздел отражает возможные санкции и взыскания при нарушении фармацевтом своих обязанностей. Обязательный пункт – о соответствии применяемых мер нормам российского трудового права.
С учётом специфики работы учреждения могут быть выделены и дополнительные разделы, более детально описывающие условия работы конкретного специалиста с учётом сменности и других параметров, важных для выполнения функционала. В некоторых случаях целесообразно отдельным разделом отразить работу фармацевта с документами: какие журналы заполняет, какие отчёты кому и в какой срок предоставляет и пр.
Заключительные положения
Последняя строка должностной инструкции содержит ссылку на документ, послуживший основанием для её разработки. Ниже проставляются визы всех заинтересованных лиц с расшифровкой и датой проставления подписи:
Что делать, если вы – новичок в аптеке?
Новый человек в аптеке – это всегда интересно, ведь он может сделать работу аптечного коллектива профессиональнее и динамичнее. Однако, чтобы адекватно встроиться в работу с первого дня, вы должны многое знать и уметь.
Изучите нормативные документы
Если вы – новичок в аптеке, убедитесь, что вы ориентируетесь в следующих документах:
Проверьте, обладаете ли вы необходимыми знаниями и навыками
Таковыми можно считать знание фармакологических групп препаратов и понимание того, какая группа при каком заболевании применяется. Порекомендовать комплексное лечение и сделать допродажу безрецептурного лекарственного средства первостольник сможет лишь в том случае, если знает основные симптомы заболевания и побочные действия лекарственных средств, применяющихся при его лечении. А вот знание множества торговых наименований придет уже в процессе работы – тут помогут программы-шпаргалки и обучающие мероприятия.
Помимо продажи лекарственных средств, в обязанности первостольника входит поддержание установленного фармпорядка, разборка товара, ведение журналов дефектуры, заполнение журналов температурных режимов и ведение прочей отчетности, установленной в аптеке. Все это также потребует от новичка определенной базы знаний, но выполнять эти обязанности можно и нужно учиться в процессе работы.
Придерживайтесь стандартов обслуживания
Главное, что необходимо знать, – любая продажа строится из одинакового числа этапов:
Соблюдайте основные принципы общения
С клиентами
Самая большая ошибка, которую зачастую совершают новички в аптеках, – это навешивание ярлыков. Недопустимо оценивать покупателя по его внешнему виду либо основывать презентацию товара на собственном представлении о его дороговизне: не решайте за покупателя, по карману ли ему ЛС, лучше выявите его истинные потребности, задав ему дополнительные вопросы.
Работая в конфликтной ситуации, не всегда нужно идти на поводу у недовольного клиента: умейте максимально тактично и спокойно объяснить ему, что вы действуете в рамках законодательства, отказываясь принять назад ранее приобретенный товар.
В коллективе
Придя в новый коллектив, не стоит пытаться нарушить сложившие правила и устои: в конце концов, именно вы – новичок в давно сработавшемся коллективе в аптеке. Но в то же время не нужно быть безмолвным: если у вас есть какие-либо предложения по улучшению работы, не бойтесь их озвучить как коллегам, так и руководству.
5 основных этапов продажи в аптеке
Кто бы что ни говорил, аптека – это в первую очередь розничная точка, направленная на получение прибыли. Поэтому основной задачей сотрудников первого стола является именно продажа лекарственных препаратов и парафармацевтики. Давайте разберемся, какую технику и этапы продаж в аптеке должен учитывать каждый первостольник в своей работе.
Этап № 1. Приветствие клиента: покажите заинтересованность
Ваша цель: создать благоприятное впечатление о себе и аптеке.
Любого пришедшего в аптеку покупателя нужно поприветствовать. Это можно сделать любыми способами и словами, но лучше использовать для приветствия фразы «Доброе утро/день/вечер». Если вы заняты обслуживанием клиента, то вновь вошедшего покупателя можно поприветствовать кивком головы и доброжелательным взглядом. Так вы показываете, что вы видите его, рады и готовы уделить время, как только освободитесь.
Этап № 2. Выявление потребностей клиента: не пропустите главное
Ваша цель: максимально подробно узнать, в чем нуждается клиент.
Это один из самых важных и основных этапов продаж в аптеке. Именно от того, насколько качественно будут выявлены потребности покупателя, зависит продажа. Поэтому потребности нужно выявлять качественно. Как? Задавать вопросы покупателю. Например, какие симптомы его беспокоят, чем уже лечился, помогло ли предыдущее лечение и т. д. Это поможет вам увидеть целостную картину проблем вашего покупателя и предложить ему наиболее подходящий набор средств, которые принесут ему пользу, а вам – прибыль.
Важные вопросы:
От того, насколько качественно будут выявлены потребности покупателя, зависит продажа!
Этап № 3. Правила успешной презентации товара в аптеке: будьте проще!
Ваша цель: рассказать о препарате так, чтобы клиент захотел его купить
После выявления потребностей важно подобрать необходимый клиенту препарат. Чтобы клиент совершил покупку, товар нужно грамотно презентовать, то есть рассказать о нем просто и доступно, учитывая потребности покупателя. Например, если покупатель хочет быстрого эффекта от препарата, то при презентации рассказывайте только ту информацию, которая свидетельствует о скорости наступления эффекта, так как именно это важно покупателю. Если покупатель в первую очередь заинтересован в безопасности препарата, расскажите о том, что компания-производитель уже много лет работает на рынке, приведите данные исследований.
Этап № 4. Ответы на вопросы, или Работа с возражениями
Ваша цель: ответить на вопрос «зачем?» и дать больше информации
Если после вашей презентации клиент начинает задавать вам уточняющие вопросы и интересоваться препаратом, то вы всё сделали правильно. Если же вы слышите возражения типа «что вы мне предлагаете, это очень дорого!» или «мне это не нужно», то, скорее всего, вашему покупателю не хватило информации, и он не понимает, зачем ему этот препарат. Возможно, на этапе выявления потребностей вы что-то упустили. Исправить эту ситуацию можно, вернувшись на этап выявления потребностей и задав дополнительные вопросы.
Этап № 5. Завершение продажи
Ваша цель: мотивировать клиента вернуться.
После того как клиент согласился на покупку, вам остается пробить чек, выдать сдачу и сложить покупки в пакет. Прекрасным дополнением будет, если вы при прощании с клиентом скажете фразу, мотивирующую его вернуться в вашу аптеку.
Примеры фраз для завершения продажи в аптеке:
Как новичку в аптеке быстро стать профессионалом.
Аптек сейчас очень много, поэтому найти себе работу будет не сложно. Тут главное не потеряться среди большого разнообразия работодателей и выбрать ту аптеку, которая подойдет именно вам.
Вот вы получили диплом специалиста и решили начать свой профессиональный путь с работы в аптеке. И, возможно, небольшой опыт работы за первым столом у вас уже есть. И это сыграет вам на руку при приеме на работу. Но давайте обо всем по порядку.
Как выбрать аптеку?
Правило №2
После этого пройдитесь по нескольким аптекам вашего города и выберите ту, которая максимально соответствует вашим пожеланиям. Обязательно пообщаетесь персоналом и руководителем аптеки, расскажите, что ищете работу, уточните график, наличие вакансии по этому адресу, посмотрите внутренние помещения аптеки и т.д. Спросите все, что вас интересует.
Правило №3
Если в какой-то из аптек вам очень понравилось, то смело идите в офис на собеседование. Для этого заранее подготовьте список ваших сильных сторон, которые могут быть интересны работодателю: опыт работы в аптеке, знание ассортимента, доброжелательность, опыт продаж, если вы обладаете этими качествами.
Правило №4
Без стеснений обговорите с сотрудниками офиса ваш будущий доход, возможные способы увеличения дохода в дальнейшем, возможность карьерного роста, обучение и т.д.
Помните, вы теперь специалист и вы выбираете себе место работы, поэтому ведите себя спокойно и уверенно.
Правило №5
Если вам что-то не понравилось, уточните этот момент у работодателя сразу, до оформления в штат и попросите 1-2 дня на раздумья. Это нормально.
Если вы правильно выберете аптеку, то и профессионалом в ней вы станете гораздо быстрее.
Адаптация на новом месте работы
И вот вы вышли на работу в аптеку своей мечты. Теперь настало время обучения и знакомства с новой информацией.
Принято считать, что за адаптацию персонала в аптеке отвечает работодатель. И отчасти, это так.
Но чтобы ваше привыкание к новому месту работы прошло максимально быстро и успешно, предлагаю сразу взять большую часть ответственности за этот процесс на себя. Так вы быстро воспитаете в себе лидерские качества и достигнете больших высот в карьере.
Подумайте, чего вы хотите от этой работы? Каким будет ваш профессиональный путь? Сколько лет вы хотите проработать за первым столом? Хотите ли вы в дальнейшем руководить аптекой? и т.д.
Ответьте себе на эти вопросы максимально честно и простройте свой профессиональный путь на несколько лет вперед прямо сейчас. Лучше сделать это на бумаге.
Не верите, что это возможно?
Тогда почитайте на досуге книги Джона Кехо и Джо Диспенза, они помогут вам изменить свою реальность и расширить границы мышления.
Поэтому возьмите на заметку правила опытных фармацевтов:
1. Постоянно углубляйте свои знания
Изучайте информацию постепенно, двигайтесь от простого к сложному. Вы всё успеете; для того, чтобы стать в аптеке виртуозом с нуля достаточно одного года продуктивной работы. Поэтому каждый раз изучайте уже знакомую информацию еще глубже.
И в аптеке всегда есть отличная возможность быстро и без усилий приумножить свои знания: посещайте конференции, тренинги фармкомпаний, присутствуйте на фарм кружках и пройдите все обучения вашей аптечной сети и т.д.
Кроме того, тема фармацевтического консультирования, особенно необходимая для новичков, широко рассматривается в рамках наших сертификационных курсов для провизоров и фармацевтов, а также на курсах НМО и аккредитована на портале Росминздрава.
В крупных аптечных сетях есть свой тренер по продажам, который поможет вам в совершенстве овладеть всеми хитростями опытного специалиста гораздо быстрее.
Воспринимайте период обучения и адаптации в аптеке, как вклад в вашу дальнейшую карьеру.
2. Берите ответственность на себя
Всегда берите ответственность за выполнение поручений начальства на себя и доводите доверенное вам дело до конца, исполнив его в лучшем виде.
Через несколько лет вы, возможно, сами будете руководителем. С какими сотрудниками вам будет приятно иметь дело?
Поэтому прямо сейчас проявляйте себя на все 100%. Это правильная позиция психологически зрелого человека.
5. Учитесь эффективному общению
При общении с клиентами не навешивайте на них ярлыков. Правило: “Встречают по одежке. ” в аптеке не всегда уместно. И даже наоборот может сыграть с вами злую шутку.
Будьте всегда вежливы и корректны со всеми посетителями аптеки.
Если в аптеке возник конфликт или покупатель чем-то недоволен, попросите опытного сотрудника первое время помогать вам в таких случаях. Любую ситуацию можно развернуть себе на пользу. И вы этому быстро научитесь на чужом примере.
При общении с коллегами будьте нейтральны, не стоит нарушать уже сложившиеся правила и устои в этом коллективе. Вы новичок, и поначалу вам придется немного подстроиться под эти правила. Но это не значит, что нужно быть полностью безынициативным: предлагайте идеи по улучшению работы, если видите новые пути развития, не бойтесь озвучить коллегам свое мнение, всегда будьте честны с руководством.
Как видите, для вхождения в должность первостольника не нужно чего-то сверхъестественного. Достаточно иметь пытливый ум, тягу к получению знаний и цель, ради которой вы все это затеяли.
Тогда работать вам будет интересно, обучаться вы будете легко и сами не заметите, как наберетесь опыта. А там исполнение цели не за горами.