что нужно знать для работы в магазине одежды
Сколько зарабатывает мерчендайзер в магазине одежды
В Екатеринбурге
Т—Ж продолжает расспрашивать читателей, об их профессиях и доходах.
Наш новый герой выучился на специалиста техносферной безопасности, но оказалось, что устроиться на работу по этой специальности очень сложно, поэтому он решил строить карьеру мерчендайзера. Он рассказал о том, кто придумывает наряды для манекенов, как оформление витрины влияет на покупателей и реально ли продать вещи, которые не нравятся никому.
Образование
В вузе в день открытых дверей нам расписывали прекрасные перспективы, и в начале учебы преподаватели рассказывали, что мы будем очень востребованы на рынке труда. Но после двух курсов все встало на свои места: оказалось, что это новое и никому не известное направление, а человека без опыта на такую серьезную работу берут редко. В университете практики у нас почти не было, максимум — могли отправить в пожарную часть двор мести.
Поэтому с работой по специальности у меня не сложилось.
Еще во время учебы я подрабатывал кладовщиком в магазине одежды: принимал товар, выдавал в торговый зал недостающие размеры и новые поступления, отправлял старое обратно на склад, проводил инвентаризацию. Работа несложная, но с постоянными физическими нагрузками: приходится таскать коробки. У меня был плавающий график, который составляли под мое расписание в вузе: на выходных я работал с 9 до 18, а в будни — с 17 до 22.
После окончания учебы и неудачных поисков работы по специальности я пошел в торговый центр и заполнил анкеты на позицию кладовщика в нескольких магазинах. Через пару дней мне позвонили и пригласили на собеседование в магазин джинсовой одежды. Оказалось, что кладовщик им не нужен, но мне предложили попробоваться на мерчендайзера. Кроме уже знакомых мне функций нужно было переодевать манекенов, переоформлять зал и делать фотоотчеты. После собеседования мне дали тестовое задание: собрать несколько мужских и женских комплектов в определенном стиле, например для похода на свидание или на учебу. И взяли на работу.
В крупную сетевую компанию на такую должность чаще всего без опыта работы не попасть, но остаются маленькие сети, которые готовы обучать сотрудников.
Мои первые дни на новом месте выпали на фотоотчет и переоценку, то есть нужно было переклеить ценники в связи с изменением стоимости вещей. Я этим никогда не занимался, мне в двух словах объяснили задачу и отправили выполнять. Помню, что в начале работы нечаянно наклеил на вещь неправильную цену — меньше, чем на самом деле, и из-за этого случился конфликт с покупателем. Он настаивал, чтобы ему продали по указанной цене. В принципе, покупатель был прав, так что мне пришлось докладывать в кассу разницу — примерно сто рублей.
Место работы
Уже около двух лет я работаю в том же магазине. Он специализируется на джинсах и кэжуал-одежде. В нашем коллективе 14 человек: управляющий, администратор, десять продавцов и два мерчендайзера.
Компания, конечно, пытается сохранить ценных сотрудников, но текучка кадров все равно существенная и среди продавцов, и среди мерчендайзеров. Это связано с большими объемами работы и ненормированным графиком: выйти пораньше или в свой выходной, чтобы сделать переоценку, считается нормой. А еще у нас, как и в других розничных магазинах, работает много студентов, и текучка отчасти объясняется этим.
Главные плюсы работы — это официальное трудоустройство, белая зарплата и возможность карьерного роста: продавец может вырасти до управляющего, а затем и до управляющего отделением, а мерчендайзер — до регионального мерчендайзера, который управляет командой мерчендайзеров нескольких магазинов. Он проверяет фотоотчеты, ставит задачи, заказывает оформление для акций. И зарабатывает почти в два раза больше.
Работники магазина пользуются скидкой 30% на новую коллекцию. За выполнение плана сотрудникам выплачивают премии. Есть и штрафы, я их ни разу не получал, но знаю, что ими могут наказать, если, например, потеряешь пропуск в торговый центр.
Работа мерчендайзера напрямую влияет на продажи, но в нашей сети не разработана система измерения эффективности, только-только начинаются какие-то попытки в этом направлении, а основной упор сделан на личные продажи продавцов. Зато крупные сети, где нет такого акцента на личные продажи, часто отслеживают, какой товар продается лучше, в каком месте он продается лучше и в сочетании с чем. Каждую неделю публикуется отчет, по которому делаются выводы.
Суть профессии
Суть визуального мерчендайзинга — представить товар в максимально выгодном месте и свете.
На каждый сезон составляется план и высылаются примеры оформления. Обычно на рабочую почту приходит презентация с фото одетых манекенов и артикулами товаров. Но бывает, что вещей, которые нужно использовать, нет: либо их еще не прислали, либо они уже проданы, тогда приходится заменять их на максимально похожие.
При оформлении манекенов всегда выбираются вещи по сезону, к тому же не стоит забывать про многослойность, сочетание цветов и принтов. И, конечно, их нужно отпарить. Ответственность за отпаривание лежит на мне. Зачастую я прошу коллег заняться этим, но в случае чего спрос все равно будет с меня.
Оформление витрины магазина напрямую влияет на его проходимость и продажи.
Допустим, одни цвета привлекают людей, другие — отталкивают. Как правило, популярность цветов зависит от времен года: весной-летом больше зеленого и желтого, осенью и зимой — бордового. Тут важно следить за трендами, каждый сезон что-то меняется: например, сейчас в моде лаймовый цвет и он скорее привлечет внимание. А если одеть манекены в черно-серые комплекты, то на витрину никто не посмотрит. Важно найти правильные пропорции, чтобы общая картинка выходила не слишком яркой и не слишком бледной.
Еще важно правильно настроить свет: иначе будут освещаться совершенно ненужные вещи.
Профессия подходит людям, которые интересуются модой, стилистикой и колористикой. Большой плюс — наличие художественного образования, тогда многое дается легче. Моя жена — тоже мерчендайзер, и у нее спецобразование есть. А у меня нет, я набрался опыта уже в магазине: мой начальник научил меня всему, что знает. Для сотрудников проводятся тренинги, на которых рассказывают, как сочетать цвета, принты, как оформлять витрину, настраивать свет, делать фотоотчет.
Какие-то вещи подмечаешь в других магазинах, за тенденциями моды следишь с помощью журналов — например, Glamour Style Book, который выходит дважды в год — и «Инстаграма». Я подписан на аккаунты магазинов H&M, Zara, Bershka, Uniqlo, Nike. Еще много интересного можно найти по хэштэгу visualmerchandise: в Европе мерчендайзинг развит лучше, чем в России.
Лучшее в моей работе — это возможность составлять образы и прорабатывать каждую деталь. Есть множество вариаций, как представить одну и ту же вещь: например, рубашку можно надеть на футболку или под свитер, завязать на поясе, причем завязывать и заправлять ее тоже можно по-разному. Важно, чтобы образ получился продуманным и полноценным.
Чаще всего приходится работать с уже готовыми комплектами, иногда добавляя что-то новое или заменяя какую-то вещь на аналогичную. Но бывает, что начальство дает возможность проявить творческий подход: подобрать новые комплекты или оформить новую зону. И если в главном офисе твоя работа понравится, то все магазины сети будут использовать ее в качестве примера. У меня такое бывало не раз: скажем, к первому сентября мы собирали новые комплекты, которые подходят для школы. Мои образы понравились руководству и рассылались в презентации как пример оформления. Правда, поощряют за такой креатив только на словах.
Сейчас лично мне легче работается с женскими вещами: тут больше выбор, стало быть, больше различных сочетаний. А придумать что-то новое с мужским гардеробом трудно, все получается примерно одинаковое.
Все акции и переоформления витрин происходят после закрытия магазина, ночью.
У нас такое бывает не реже раза в месяц. Это самое сложное в работе. С одной стороны, тебе никто не мешает сосредоточиться и подойти к оформлению максимально продуктивно. Но в то же время сбивается режим и на утро чувствуешь себя вялым. Обычно на следующий день можно выйти на работу позже, но бывало и так, что я работал до трех ночи, а в девять снова возвращался в магазин.
Рабочий день
Обычно рабочий день начинается в 9:00. В это время региональный мерчендайзер рассылает план работ в чат. Задачи бывают разными: например, оформление акции и фотоотчет по ней, переоформление торгового зала и манекенов в конкретных зонах, выполнение недельного фотоотчета.
Первым делом я проверяю витрину: горит ли свет, остались ли вещи, представленные на манекенах, в зале или их раскупили за выходные. Если было поступление нового товара, принимаем его: ставим ценники и противокражную защиту. Обычно этим занимаются кладовщики, но у нас их нет, поэтому их обязанности выполняют мерчендайзеры. Конечно, если у меня много работы, а покупателей мало, какие-то задачи я могу переложить на продавца.
Новый товар нужно презентовать в торговом зале: вывесить, надеть на манекены или сложить на столы.
Если начинается какая-нибудь акция, то первым делом оформляем ее. Акции все примерно одинаковые, разве что можно выделить новогодние, где используются шары, гирлянды и другие праздничные украшения.
После этого работаем согласно плану на день. Например, обновляем развеску товара на стенах. Новая коллекция поступает раз в сезон, а расположение товара и презентацию вещей рекомендуется менять каждый месяц.
Но на самом деле в зале что-то обновляется и перевешивается ежедневно.
Обычно зал разделяется на зоны, и каждая меняется раз в неделю. На виду размещаются популярные модели, чтобы заманить покупателей в магазин. С другой стороны, в образ можно включить и какую-то неходовую вещь, чтобы за счет сочетания с популярной повысить ее продажи.
Также мы делаем фото- и видеоотчеты, которые затем скидываются в облако или на почту начальству в виде презентации.
Вечером отчитываемся в чате о выполненных задачах и, если все в порядке, идем домой в 18:00.
Случай
Одному из руководителей пришло в голову поменять местами женскую и мужскую половины зала. Якобы после такой трансформации продажи устремятся вверх со сверхзвуковой скоростью, все будет процветать и радовать глаз. Не знаю, проводился ли анализ количества моделей и вместимости зала, но сказано — сделано: выходим впятером на работу в 22:00 и заканчиваем в 9:00. Очень странное чувство: ты собираешься домой, а твои коллеги только пришли. В итоге процветание не наступило и через месяц все вернули обратно.
Подработки
Подработки беру, но найти их бывает сложно.
Я разместил на «Авито» объявление по оказанию услуг по оформлению витрин, со мной связываются подрядные организации различных брендов. Мы обсуждаем план работ, стоимость, затем мне скидывают контакты управляющего магазина и техническое задание. Я занимаюсь непосредственно оформлением, могу наклеить пленку на витрину или вставить тканевый баннер.
Доходы и расходы
Чтобы заработать больше, можно выходить в праздничные дни — они оплачиваются по повышенной ставке. То же касается выходных и переработок.
Но если говорить о серьезном увеличении дохода, то нужно уходить на повышение в другую компанию. Думаю, лучше работать в крупных сетевых магазинах: там, конечно, конкуренция выше, но и возможностей для карьерного роста больше. Я задумываюсь о том, чтобы поменять место работы, но пока вариантов нет.
Мы живем с супругой, она работает региональным мерчендайзером. В эту сферу ее привел я, недавно она ушла на повышение в другую компанию и теперь получает около 30 тысяч. Расходы на квартиру и продукты мы делим пополам, остальными средствами каждый распоряжается как хочет. Большая часть средств уходит на аренду жилья. О собственной квартире думали, но, пока у нас нет первоначального взноса, дальше обдумывания дело не идет.
Я пытался вести эксель-таблицу по учету расходов, но больше чем на месяц не хватает собранности. Куда удобней пользоваться приложением «Тяжеловато» на телефоне. Правда, его я тоже иногда забрасываю, но потом возвращаюсь.
Одежду и обувь покупаю нечасто, трачу где-то пять тысяч рублей за три месяца. Хожу в H&M, Uniqlo, Zara, Reserved. Покупать вещи в магазине, где работаю, не люблю, потому что вижу их каждый день и они мне надоедают. Но и тут бывают исключения. Например, однажды купил полностью образ, который сам же и составил. Он был максимально простым: брюки чинос, футболка, рубашка и джинсовка.
Я стараюсь покупать одежду и обувь в сезон распродаж, когда скидки от 50%. Вещи беру базовые, их легко сочетать между собой. В идеале хочу собрать капсульный гардероб: три-четыре базовые футболки, толстовки, пара костюмов, три-четыре рубашки, пара джинсов или брюк и несколько пар подходящей обуви.
Прежде чем купить вещь, я даю себе время на раздумье: нужна она мне или нет.
Если нужна, сравниваю цены в разных магазинах и ищу дополнительную скидку. Например, в H&M можно сдать старые вещи на переработку и получить купон. А бывает, что магазины предоставляют скидки всем сотрудникам торгового центра.
Также я пользуюсь кэшбэком на банковской карте. Недавно купил себе кроссовки Adidas Yung-96 Chasm и всю стоимость — 3000 Р — компенсировал кэшбэком.
Финансовая цель
Главная финансовая цель на год — сформировать подушку безопасности, на три месяца мне хватило бы 150 тысяч рублей. Ежемесячно перевожу на вклад 1000 Р — сейчас там 100 тысяч. Еще коплю деньги на машину.
Также хотелось бы купить новый велосипед: за прошлый год я проехал на своем старом MTB Mongoose Tyax Sport несколько сотен километров и хочется перейти на класс выше, чтобы проезжать еще больше. Цены на новые гравийные велосипеды начинаются от 50 тысяч рублей, так что придется подкопить. Возможно, куплю его к концу года, на свой день рождения.
Будущее
Хотелось бы добиться повышения зарплаты, чтобы можно было иметь финансовую подушку и другие накопления, полноценно съездить в отпуск, повидать другие страны.
Пока на отпуск мы ничего не тратим, потому что весь отпуск проводим дома, на другой денег нет.
Сейчас магазин закрыт из-за карантина. Мне зарплату платят, а вот жену перевели на 0,2 ставки и выплачивают МРОТ. Что будет дальше, пока совершенно не ясно. Стараемся тратить меньше, реже заказываем еду, чаще готовим дома.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.
Как продавцу-консультанту продавать одежду
Продажа одежды продавцами-консультантами – это розничная торговля. Она имеет свои особенности, однако общение с покупателем также строится на пяти этапах продаж.
Пять этапов продажи
Работа консультанта в магазине одежды строится на основе классического алгоритма. Он выглядит так:
Часто этот алгоритм применяется в холодных звонках. Однако его можно использовать и в рознице. Придется только добавить несколько промежуточных этапов (например, примерку в рамках презентации одежды) и подобрать контраргументы для возражений, присущих именно покупателям одежды.
Приветствие
Первый этап считается самым важным, ведь именно от установления контакта зависит весь ход беседы и ее результат. Особенность розничной торговли заключается в том, что клиент общается с консультантом лицом к лицу. Работник не только консультирует по ассортименту, но и является лицом всего бренда и ответственным за все происходящее в зале. Поэтому на этапе установления контакта важно уделить внимание невербальным сигналам: позе, жестам и мимике. Также к невербальным сигналам относится внешний вид работника. Когда посетитель заходит в магазин, он подсознательно оценивает:
Одежда, прическа и макияж – это те элементы внешнего вида, которые работник или его руководитель может изменить и улучшить. Вот на что следует обратить внимание:
Установление контакта начинается в тот момент, когда клиент вошел в торговый зал и заметил консультанта. На первом этапе продажи работнику важно:
Чтобы решить обе задачи, можно сделать следующее:
Также на этапе приветствия и установления контакта необходимо квалифицировать клиента. Консультант должен уметь определять, кто и зачем пришел в магазин. Например, если клиент уверенно двигается к конкретному стенду, скорее всего, он точно знает, какая вещь ему нужна. С таким клиентом нет смысла проходить все пять этапов.
Оценив посетителя, нужно его заинтересовать. Важно озвучить, какие акции проходят в магазине, есть ли лимитированные коллекции.
Выяснение потребностей
Второй этап в розничных продажах одежды необходим для того, чтобы выяснить ожидания клиента и критерии выбора одежды. Этап строится полностью на вопросах трех типов.
Есть открытые вопросы, на которые клиент вынужден дать развернутой ответ. Тип вопросов используется, чтобы понять мотивацию и ожидания покупателя, опыт использования подобных товаров. Вот как могут звучать вопросы от продавца-консультанта одежды:
После вопросов открытого типа можно задавать альтернативные. Это вопросы, в которых заложено два варианта ответа. Клиент выбирает один из предложенных вариантов, что помогает консультанту сузить круг подходящих моделей. Например, можно спросить:
С помощью закрытых вопросов можно получить конкретный ответ или уточнить интересующие детали. Клиент вынужден отвечать «Да» или «Нет». При продаже одежды вопросы могут быть сформулированы так:
С помощью вопросов консультанту магазина одежды необходимо выяснить:
Выяснение потребностей может сопровождаться вопросами еще двух видов. Сначала можно использовать вход в воронку вопросов. Он звучит так: «Чтобы помочь вам подобрать идеальное платье, мне нужно задать вам несколько вопросов». Если использовать вход в воронку, клиент будет охотнее отвечать на вопросы. В противном случае его может напрягать допрос консультанта.
После того как потребность будет выяснена, продавец может задать вопрос-крючок, который поможет заинтересовать покупателя. Например, «Нам как раз на днях завезли новую коллекцию. Хотите, посмотрим ее прямо сейчас?».
Презентация товара
На третьем этапе можно перейти к рассказу о модели. Если в холодных звонках на этом этапе используется техника ХПВ, то для консультанта магазина одежды эта техника не подходит. От продавца требуется экспертность и эрудиция. Вот что нужно знать:
Тогда продавец сможет проанализировать внешность покупателя и порекомендовать ему подходящую модель. Вот какие тонкости есть в общении с покупателем на этом этапе:
Работа с возражениями
Покупка одежды часто является спонтанной, то есть в основе приобретения лежат иррациональные критерии выбора. Однако есть ряд товаров, которые покупаются вдумчиво. Например, дорогостоящая одежда, обувь и аксессуары. В магазинах с такими товарами у клиентов чаще возникают возражения. Вот какими они могут быть:
На этом этапе консультант должен использовать технику отработки возражений. Она состоит из нескольких шагов. Сначала необходимо выслушать клиента, потом можно согласиться с ним. Только когда покупатель увидит, что продавец разделяет его сомнения, можно перейти к контраргументам. Если товар кажется дорогим, необходимо повысить его ценность. Например, рассказать о материалах, о том, как человек хорошо выглядит в этой вещи, и как удачно она впишется в его гардероб.
При отработке возражений есть несколько правил, которым менеджер должен следовать:
Завершение сделки
Последний этап общения с клиентом – оформление покупки. Необходимо подтолкнуть его к сделке. Например, с помощью альтернативных вопросов. Вот что можно спросить:
В рамках последнего этапа консультант может сделать дополнительную продажу. Есть несколько способов, как работник может повысить свой средний чек и объем продаж:
Ошибки продавцов-консультантов одежды
Есть несколько ошибок, которые мешают продавцам повышать свою выручку. Первая из них – неумение слушать. Многие работники чрезмерно увлекаются презентацией продукции и долго рассказывают о каждой вещи. Вместо этого необходимо дать покупателю выговориться. Выслушивая собеседника, нужно применять технику активного слушания: соглашаться с ним, задавать уточняющие вопросы, показывать заинтересованность. Если не делать этого, у собеседника возникнет ощущение, что ему хотят что-то навязать.
Вторая ошибка заключается в игнорировании точки зрения покупателя. Если у консультанта есть цель продать именно маржинальные товары, то у клиентов цель – подчеркнуть красоту, статус, создать определенный образ в глазах окружающих или сэкономить. Если товар не соответствует этим ценностям, не нужно увлекаться его презентацией.
Решение посетителя что-то приобрести на 80 % зависит от поведения продавца-консультанта. Если он будет владеть базовым алгоритмом продаж и помнить об особенностях своей товарной группы, он быстро повысит личные продажи и свой уровень дохода.
Компетентности продавца магазина одежды
Продавец одежды должен помогать в выборе
Продавец одежды должен хорошо разбираться в моде
Особенно важно это качество для персонала магазинов дорогой одежды. Продавец просто обязан знать, какие цвета актуальны в нынешнем сезоне, какая длина юбок на пике популярности, какая ширина брюк является трендовой. Ваши покупатели не должны сомневаться в компетентности продавца.
Работник магазина одежды, пришедший в замешательство после фразы покупательницы «Помните те розовенькие платья из прошлогодней коллекции Main Aim? Мне хочется чего-то подобного», – плохой продавец.
Продавец должен быть технологически подкован
В дипломе конструктора одежды нет необходимости, но отличать «кокетку» от «проймы» продавец обязан. Кроме того, персонал должен уметь «сходу» определять размер клиента и делать это безошибочно.
К числу специальных навыков, необходимых в продажах одежды, относятся умение ориентироваться в современных тканях (составе, свойствах) и быстро «считывать» всю нужную информацию с этикеток.
Продавец должен знать назубок ассортимент магазина
Какие бренды представлены в магазине, из каких они стран, чем примечательны.
Кто является дизайнером той или иной торговой марки – на все эти вопросы ваш продавец должен ответить, даже если вы разбудите его ночью телефонным звонком.
Он обязан помнить примерную стоимость каждой модели, знать какие размеры этой модели есть в магазине, представлять, что с чем из имеющихся в продаже вещей можно сочетать и рекомендовать покупателю разные варианты.
Продавец должен уметь общаться с клиентами
Во всех перечисленных выше знаниях и навыках не будет никакого толку, если продавец не владеет на высоком уровне навыками общения. Он должен уметь увлекательно рассказывать о новинках, обосновывать свои предложения грамотными доводами, делать комплименты покупательницам и мягко объяснять, какими моделями можно скрыть недостатки фигуры. И конечно, продавец в любой ситуации обязан сохранять вежливость, доброжелательность и заинтересованность.
Продавец должен уметь выглядеть привлекательно и презентабельно
Неухоженный и непрезентабельный внешний вид оттолкнёт клиентов от вашего магазина с такой же силой, как грубость в общении. Желательно, чтобы при взгляде на персонал у покупателей возникало желание преобразиться самим. Поэтому одевать продавцов лучше в ту одежду, которую они продают.
Продавец должен наслаждаться продажами
Продавец должен любить то, что продаёт. Вы не сможете заставить человека, которому не интересен товар, успешно его реализовывать.
«Влюблённого» в товар продавца можно заполучить только одним способом – нанять того, кто при определённых обстоятельствах сам бы мог стать клиентом вашего магазина.
Возможно ли такое? Да, но чтобы заполучить такого продавца нужно время и деньги, как это ни банально.
Рассматривайте это, как инвестицию в бизнес и старайтесь нанимать только лучших, пусть даже они будут просить большой зарплаты, но оно того стоит. Тут важен так же жесткий менеджмент и система поощрений с привязкой к выручке. Всегда оценивайте конечную прибыль, которую вам приносят сотрудники и не жалейте лучшим из них премиальных.
Удачных вам продаж!
Сергей Бердачук
Эксперт по привлечению клиентов.
Должностная инструкция продавца-консультанта
Должностная инструкция продавца-консультанта используется для выстраивания основных аспектов его рабочих процессов, а также для формализации принципов общения работника с работодателем. Документ входит в типовой пакет трудовой документации любой фирмы, что требует внимательного отношения от работодателя к форме составления и корректности формулировок.
Образец должностной инструкции продавца-консультанта
1. Общий раздел
Кандидат на данную позицию обязан соответствовать следующим стандартам:
Продавец-консультант владеет знаниями в следующих вопросах:
Продавец-консультант ориентируется на:
2. Функции
Продавец-консультант ответственен за:
3. Ответственность
Продавец-консультант может нести ответственность в следующих случаях:
4. Права
Продавец-консультант наделяется правами:
5. Условия труда
Чем обусловлена необходимость ДИ
Инструкция входит в число стандартных документов для любой профессии. Документ формализует основные аспекты рабочих взаимоотношений сотрудника с руководством и клиентами.
Руководитель магазина, опираясь на соответствующие разделы инструкции, ожидает от продавца выполнения определенных обязанностей на его рабочем месте. С другой стороны, работник, ориентируясь на инструкцию, может эффективно планировать свой рабочий график. Корректно составленная инструкция, с подробно прописанными разделами, повышает эффективность рабочих отношений и служит средством профилактики внутренних конфликтов.
Работодателю ни в коем случае не следует перегружать продавца выполнением второстепенных задач, которые могут отвлечь его от основных обязанностей по реализации продукции.
Принципы составления должностной инструкции
Единый формат должностной инструкции не определен в законодательстве. Это открывает широкий простор для работодателей по составлению документа в соответствии со своими нуждами. Но большинство предпочитает придерживаться определенных стандартов, ограничиваясь несколькими базовыми разделами, к которым, по необходимости, добавляют ещё 1-2 дополнительных.
Типовые разделы инструкции:
К этим пунктам, описывающим основные рабочие моменты, может быть добавлен пункт об условиях труда. Применительно к продавцу, можно включить и раздел, описывающий основные критерии оценки выполняемых им задач, с точки зрения выплат ему переменной части зарплаты.
Общий раздел
Инструкции начинается в этого раздела, который используется для изложения требований к кандидату на должность в плане его навыков и квалификации. Также тут прописывают такие аспекты работы, как замена работника, кому он подотчётен, и кто именно принимает решение по его найму.
Указанные в разделе навыки имеют особое значение, ведь они должны соответствовать обязанностям, перечисленным в следующем разделе.
Функции
Здесь дается перечень основных рабочих обязанностей продавца-консультанта. В зависимости от размеров магазина и иных факторов функции могут сильно отличаться. Так, в некоторых магазинах требуется сопровождение покупателя в процессе покупки, в других — общение с иностранцами. Поэтому работодателем здесь прописываются типовые функции продавца, дополняя их специальными требованиями по месту работы.
Если продавцов-консультантов несколько, и каждый отвечает за свой участок, то в инструкции нужно разграничить их обязанности. Если же обязанности продавцов дублируются, то такого разделения не требуется.
Ответственность
Тут прописывают основные моменты, определяющие возможность привлечения продавца к ответственности за нанесенный магазину ущерб, раскрытие внутренней информации и некоторые другие нарушения. Конкретная ответственность здесь обычно не обрисовывается, поскольку она должна определяться путем соответствующих трудовых споров и юридических разбирательств.
Права
Здесь дается перечень прав продавца, которые могут варьироваться в определенных пределах в зависимости от размеров магазина, его местоположения, принадлежит ли он международной компании и других факторов.
Условия труда
Один из дополнительных разделов, который может быть включен в инструкцию в целях более подробного изложения информации об определенных условиях труда. С точки зрения профессии продавца-консультанта, сюда можно включить пункты о бесплатном профильном обучении, представлении фирменной одежды и каких-то других льгот.
Составленная должностная инструкция должна быть согласована с директором магазина и другими руководителями. Далее её распечатывают по принципу: один экземпляр на одного продавца. Желательно распечатывать на фирменном бланке, так как в документе должны содержаться типовые сведения о компании и руководстве. Заключительный этап оформления ДИ — это ее подписание: самим продавцом, директором магазина и другими руководителями, с которыми согласовывалось назначение. Печать на документе можно не ставить.