что нужно знать для открытия салона красоты
Как открыть семейную парикмахерскую в небольшом городе
Пару лет назад Светлана Трусагина резко оставила один семейный бизнес ради другого важного дела — реализации идеи семейной парикмахерской, которая тогда для ее родного города Ухта была уникальной. Всего за месяц удалось найти помещение, сделать в нем ремонт, привлечь специалистов. Уже через девять месяцев небольшой бизнес вышел на самоокупаемость.
О том, как удалось за столь рекордные сроки запустить бизнес-проект, насколько перспективно развитие такого направления, как продажа франшизы, почему небольшие парикмахерские сталкиваются с проблемами привлечения персонала, Светлана Трусагина рассказывает в интервью «Контур.Журналу».
Выбор ниши для бизнеса
Мысль о том, чтобы открыть свой бизнес, появилась два года назад. Мы с мужем хотели открыть в Ухте что-то такое, чего еще не было, и стали подыскивать бизнес-идеи. Категорически не хотелось связываться с торговлей. В этой сфере я проработала десять лет и знала, что рынок уже перенасыщен предложениями.
До открытия салона у меня был опыт ведения семейного бизнеса. Мои родители владеют розничными магазинами обуви, и на протяжении десяти лет я им сильно помогала в этом деле. За это время я успела побывать в нескольких ролях: менеджера по рекламе, бухгалтера, директора магазина.
Родители были против того, чтобы я покинула семейный бизнес. Но это все же произошло, поэтому два года назад я в буквальном смысле все начинала с нуля — в кредит, без какой-либо финансовой помощи. Зато за десять лет я накопила уникальный опыт, даже тренинги для персонала вела — обучала администраторов и продавцов.
В процессе поиска идеи для бизнеса мы остановились на варианте с развитием детского направления. Изначально думали о том, чтобы открыться по франшизе и даже выбрали для себя одну. Но люди сильно затягивали переговоры, а нам нужно было действовать быстро, так как в тот момент я находилась на девятом месяце беременности. В итоге мы отказались от этой идеи и выбрали название, которого ни у кого нет, чтобы можно было зарегистрировать свой бренд и потом уже продвигать свою франшизу.
На регистрацию товарного знака документы мы подали сразу, еще до открытия салона, так как в России это достаточно длительный процесс, который занимает 16 месяцев. Сам салон мы открыли буквально за месяц.
На рынок сразу вышли с концепцией семейной парикмахерской, предварительно проанализировав опыт существующих российских проектов, в том числе и детских парикмахерских. Мы обратили внимание на то, что многие ориентируются конкретно на детей, но мы подумали, что не стоит сужать круг клиентов. Дети всегда приходят в парикмахерскую не одни, а с родителями, бабушками, дедушками, которым тоже можно предложить услуги. Поэтому было решено сразу рекламировать и позиционировать бизнес как парикмахерскую для всей семьи.
Документы и выбор помещения
Мы, как, наверное, многие новички, думали, что для открытия салона нам потребуется куча документов. Поэтому заранее стали интересоваться этим вопросом: обращались в Роспотребнадзор, санэпидемстанцию, пожарную инспекцию. Как оказалось, процедуру давно упростили. Нас успокоили и попросили только уведомить письмом Роспотребнадзор об открытии бизнеса. Сказали, что раньше, чем через три года к нам никто не придет с проверкой, если в течение этого периода на нас не будут поступать жалобы. Таким образом, для открытия салона из документов нам потребовался только договор аренды.
Конечно, если вы хотите оказывать косметологические услуги, нужна медицинская лицензия. И ради нее придется побегать, так как здесь уже будут более жесткие требования и к помещению, и к профессионалам — в штате должен быть врач-дерматолог с определенным опытом работы. Если просто открывать салон красоты с парикмахерской, маникюрно-педикюрными услугами (сейчас даже прокол ушей относится к бытовым услугам), то все гораздо проще, нет бумажной волокиты.
Мы предлагаем только парикмахерские услуги и маникюр. Поэтому нам хватает небольшого помещения — всего 45 кв.м. Нам очень повезло с помещением, так как много времени на поиск тратить не пришлось. Как-то муж катался на велосипеде, проезжал мимо и увидел, что сдается помещение. Мы сразу его посмотрели, оно нас устроило, и мы быстро смогли договориться с арендодателями. Для ремонта мы нанимали бригаду.
Сейчас для открытия салона необходим стартовый капитал в размере от 900 000 руб. до 1,5 млн. Все зависит прежде всего от площади помещения. Если брать площадь как у нас — 45 кв.м, то можно уложиться в 1 млн руб. Есть вещи, на которых можно сэкономить. Но мы на начальном этапе инвестировали в бизнес 1,3 млн руб., так как старались все сделать идеально сразу.
Кадровая проблема
На первых порах сложности возникли с подбором кадров. Главный вопрос заключался в том, где искать людей. Причем мы были заинтересованы в привлечении опытных специалистов. Многие набирают новичков, сразу теряют репутацию и, соответственно, клиентов. Мы хотели избежать таких проблем.
Подбор кадров — это самый больной вопрос. И не только для регионов, но и для Москвы. К сожалению, большинство молодых людей сегодня хотят зарабатывать, но не хотят работать. Среди них много безответственных, которые могут просто позволить себе не выйти на работу.
Задачу с поиском персонала мы решали в первую очередь через знакомых. Почти все, кто пришел к нам по рекомендации, работает у нас до сих пор. Это основной костяк команды. Со временем, конечно, состав расширялся, пополнялся новыми людьми. Но в итоге, я считаю, нам удалось сформировать хороший коллектив из опытных мастеров. На сегодняшний день в Ухте у нас работает порядка 12 человек.
Какая реклама эффективна
Для привлечения клиентов мы используем разные каналы. Очень хорошо работает «ВКонтакте». Если им серьезно заниматься, то вы практически получаете бесплатную работающую рекламу. Но в каждом городе по-разному, поэтому мы наблюдаем, анализируем, что эффективно. В Ухте, например, мы используем «ВКонтакте» и периодически публикуем статьи в местных газетах, которые бесплатно распространяются по почтовым ящикам. Это не только рекламные, но и рекламно-новостные материалы. Как правило, после статей мы получаем неплохой отклик.
Как показала практика, радио у нас в городе дает нулевой результат. Телевидение — слишком дорогое удовольствие, и здесь приходится взвешивать, стоит ли вообще вкладываться в такую рекламу. Мы не отказываемся и от классического варианта продвижения — листовок. Правда, до сих пор приходится раздавать их самой, потому что я не могу найти человека, который бы делал это ответственно и с энтузиазмом. В данном случае нужно исходить из того, что если ты хочешь сделать это хорошо, то лучше сделай сам. Если не хочешь делать сам и готов кому-то делегировать эту задачу, то постоянно контролируй человека, иначе просто спустишь деньги на ветер. У нас были случаи, когда листовки раздавали с кислым лицом или вообще выбрасывали.
Перспективы
Считается, что салонный бизнес окупается до трех лет. Но нам повезло — мы окупились всего за девять месяцев. И что нас действительно радует, так этот факт, что показатели салона от месяца к месяцу растут. Мы постоянно их анализируем и сравниваем с цифрами предыдущего года.
На сегодняшний день по нашей франшизе работают два салона в Екатеринбурге и один в Москве. Люди проявляют интерес к нашей франшизе, мы постоянно получаем отклики. Многие, кто задумывается о своем бизнесе, но не имеет стартового капитала, просят их кредитовать, но мы объясняем, что не являемся кредитной организацией и не предоставляем деньги на открытие бизнеса. К сожалению, сейчас получить кредит в банке стало сложнее, многим отказывают. Но в планах на ближайшее время у нас развитие франшизы, ее продвижение в других городах.
Не так давно мы открыли еще семейный детский центр, который днем в будни работает как ясли, а вечером и по выходным — как место, где проводятся дополнительные развивающие занятия для детей, дни рождения и праздники.
Сегодняшняя кризисная ситуация в экономике не так сильно отразилась на нашем бизнесе. Могу сказать, что пока кризис затронул только такую услугу, как маникюр, поскольку все остальное не так сильно завязано на продукции. В маникюре используются дорогие гель-лаки, на которые цены подскочили почти в два раза. Мы не могли не поднять цены на эту услугу в своем салоне, и маникюр сразу же просел в продажах. Но мы ожидаем, что постепенно ситуация выровняется, и люди привыкнут к новым ценам. Что касается остальных услуг, то на них мы цены не поднимали.
Сейчас, спустя время, я могу сказать, что любому предпринимателю, независимо от сегмента, в котором он работает, чтобы достичь успеха, нужно работать, работать и еще раз работать, не отчаиваться и не опускать руки. Проблема в том, что многие сдаются именно на первом этапе, когда нужно всего лишь потерпеть, ведь на раскрутку любого бизнеса требуется время.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как открыть парикмахерскую?
Планируете открыть парикмахерскую и не знаете, с чего начать? Мы готовы помочь в этом вопросе и разложим всё по полочкам. В этой статье вы узнаете: какие организационные вопросы требуется решить на этапе открытия парикмахерской? Какие и куда потребуются вложения? Как рассчитать потенциальный заработок в месяц? А также лайфхаки, которые помогут сделать бизнес успешным.
С чего начать?
Начните с определения целевой аудитории. Чем лучше вы понимаете, кто ваши клиенты, тем эффективнее развитие бизнеса. Большое заблуждение считать, что ваши услуги подходят всем, независимо от социального, материального статуса, возраста и др.
У каждой парикмахерской свой клиент. В одну парикмахерскую заходят, потому что она ближайшая по дороге. Допустим, женщины и мужчины в возрасте от 20-55 лет, проживающие в вашем районе. Они выбирают парикмахерскую в силу удобства расположения и приемлемости цен. Есть другая модель, когда не столь важно расположение парикмахерской. Клиенты не приходят с улицы, а приезжают по записи.
Кроме того, для открытия парикмахерской вам потребуется решить вопросы юридического характера, с наемным персоналом, покупкой мебели, оборудования и расходных материалов.
Итак, рассмотрим все по порядку.
Помещение
Помещение в обязательном порядке должно отвечать требованиям СанПиН 2.1.2.2631-10. Комфортная для обслуживания площадь помещения составляет от 50 кв.м. и выше. Например, помещение в 100 кв.м позволяет расположить 4 парикмахерских кресла. Аренда такого помещения выше по стоимости (от 50 000 рублей и выше), но за счет количества клиентов окупается.
Как рассчитать, сколько нужно обеспечить рабочих мест? При малом количестве рабочих мест, клиенты долго ожидают записи и таким образом уходят от вас. В ином случае – рабочие места простаивают и мастера теряют в зарплате.
Когда вы только открываете парикмахерскую, ориентируйтесь на ваши ресурсы. Если у вас есть возможность разместить 3-4 кресла, то начните с этого. Если вы не планируете нанимать мастеров и обслуживаете клиентов лично, то выбирайте помещение меньшей площади.
Персонал
Возможность обслуживать большое количество клиентов увеличивает потенциальный доход парикмахерской. Даже при том, что часть денежных средств уйдет на заработную плату сотрудникам, все равно это выгоднее, чем работать самостоятельно. Однако, принимая на работу мастеров, важно учитывать поток клиентов, чтобы была постоянная загруженность.
Основная проблема парикмахерских – это поиск хороших мастеров. Поэтому в начале не исключено, что придется работать самостоятельно, и постепенно создавать привлекательные условия для приема работы мастеров. Как вариант, взращивайте кадры с нуля, обучая парикмахеров и постоянно работая над повышением их квалификации.
Лицензии и разрешения
Для парикмахерской предъявляются большие требования в части гигиены: наличие медицинских книжек у сотрудников, средства для стерилизации, организация хранения расходных материалов, чистота зала и рабочих мест. Перед открытием парикмахерской потребуется подготовить пакет документов:
Заключение от пожарной инспекции. Для этого подается пакет документов в территориальный орган ГУ МЧС: заявление, договор аренды, план помещения, акт установки пожарной сигнализации.
Санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора — разрешение на размещение парикмахерской. Для его получения напишите заявление и пригласите специалистов на место ведения деятельности. Если ранее в помещении располагался салон красоты или парикмахерская, достаточно просто переоформить помещение.
Документы, подтверждающие квалификацию парикмахеров.
Договор на вывоз отходов, травлю паразитов и утилизацию люминесцентных ламп.
Программа производственного контроля для Роспотребнадзора, в которой указывается соблюдение санитарных требований: дезинфекция, очистка вентиляции и всё такое.
Журналы и инструкции уборок, дезинфекционных средств, очистки вентиляции и др.
После получения всех документов уведомьте Роспотребнадзор о начале работы. Для этого в МФЦ подайте уведомление.
Расходы на оборудование и материалы
Парикмахерские кресла: 50 000 – 100 0000 ₽
Детское кресло: 10 000 ₽
Мебель для ресепшена: 15 000 ₽
Кассовый аппарат: 25 000 ₽
Стеллажи, полки, тумбочки, витрины: 50 000 ₽
Зеркала, лампы, телефон : 20 000 ₽
Кроме затрат на основные средства, в парикмахерской есть постоянные текущие расходы. Это одноразовые полотенца, шампунь и другие средства. Для экономии закупать расходники лучше оптом и сразу закладывать эту сумму в статью расходов.
Маркетинг или как привлекать клиентов?
Задолго до открытия парикмахерской начинайте привлекать внимание клиентов, чтобы к началу работы – вас уже знали и хотели к вам записаться.
Итак, что нужно для привлечения клиентов:
Позиционирование
Современные тенденции таковы, что клиенты все больше стремятся не просто удовлетворить потребность как таковую, но и получить удовольствие от времени пребывания, общения, ценностей, которые вы несете.
Например, сегодня один из трендов – быть экологичной компанией, которая не вредит окружающей среде и стремится нести идеи чистоты, бережного отношения к природе. И клиенты, разделяющие эти взгляды, становятся приверженцами компании и способствуют росту ее популярности.
Возможно, ваше позиционирование строится на доступных ценах и быстром обслуживании или высоких ценах и вип-подходе. Здесь важно руководствоваться теми выгодами, которые вы предлагаете клиентам.
Например, вы открываете женскую парикмахерскую, барбершоп для мужчин или специализированную парикмахерскую для детей. От выбранного формата зависит стратегия продвижения: оформление и дизайн парикмахерской, местоположение, стоимость услуг, реклама.
Каналы взаимодействия с потенциальной аудиторией
Сегодня 45% россиян использует Интернет для поиска информации, покупок товаров и услуг. Поэтому продвижение через Интернет сейчас наиболее востребовано.
На практике размещение наружной рекламы возможно и без получения разрешений, но это лучше уточнить в Комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации вашего города.
Лайфхаки
Как зарегистрировать ИП?
С подачей документов на регистрацию важно подать уведомление о переходе на систему налогообложения. Для ИП действуют льготные режимы – Патент, ЕНВД, УСН. С 2021 года предполагается, что ЕНВД больше перестанет действовать, поэтому выбирайте либо Патент, либо УСН. Подробно об этих системах налогообложениях рассмотрено в статьях: «УСН для ИП», «ПСН для ИП».
Расчеты с покупателями
Онлайн-касса
В остальных случаях использование онлайн-кассы обязательно. Более того, в случае невыполнения требований закона предусмотрены штрафы от 30 тыс. рублей до ¾ суммы от чека, который не пришел в ФНС. При повторном нарушении налоговики приостанавливают работу компании на срок до 90 дней.
При выборе кассы важно учесть все моменты: ваши предпочтения в удобстве эксплуатации и обслуживании, поток клиентов в день и др. На ваш выбор предлагается мобильная или стационарная, с эквайрингом или без, программное обеспечение, условиям обновления программы и технического обслуживания. Прежде чем покупать кассу, рекомендуем посоветоваться со специалистом или изучить этот вопрос на сайте.
Открытие банковского счета
Мы сотрудничаем с надежными банками и подбираем для предпринимателя банк с оптимальными для него условиями и выгодным тарифом. Открытие счета займет 20 минут, идти в банк предпринимателю не придется. У нас действуют специальные условия: бесплатные тарифы РКО, кэшбэк до 5%, бонусы на развитие в размере от 300 тыс.рублей.
Прием оплаты по картам
Вы значительно упростите все вопросы организационного и юридического характера. Мы решим эти вопросы, а вам останется лишь заниматься непосредственно обслуживанием клиентов.
Что мы предлагаем?
Оставьте заявку на сайте и наши специалисты свяжутся с вами. Задавайте все волнующие вопросы и мы постараемся вам помочь: поможем зарегистрировать бизнес, выбрать МТС Кассу, подберем тариф и банк, команду экспертов (бухгалтер, юрист, кадровик).
Дата публикации: 29.09.2020
Открытие салона красоты: пошаговый алгоритм действий
С любезного разрешения издательства «Питер» (известного своими замечательными сериями руководств для предпринимателей) представляем вашему вниманию фрагмент книги Спартака Каюмова и Максима Сергеева «Прибыльный салон красоты».
Настоятельно советуем каждому, кто планирует начинать бизнес в индустрии красоты, ознакомиться с данным руководством и непременно распечатать приведенную ниже таблицу, чтобы держать все этапы запуска салонного бизнеса под контролем.
шаг | описание | примечание | длит-ть (дней) |