что нужно знать для игры на пианино
Как научиться играть на пианино самостоятельно, занимаясь по 30 минут в день
Если вы давно хотели научиться играть на пианино, но не решались и откладывали на потом – вам сюда!
Поверьте, пианино так популярно, потому что на нем довольно просто научиться играть. А в этой статье я расскажу о 3-х шагах, которые помогут вам не просто заиграть, но и сделать это с удовольствием, в короткие сроки.
Также отсюда вы узнаете: как правильно сидеть за инструментом, ориентироваться на клавиатуре, и о том, как мотивировать себя в случае упадка сил.
А сейчас предлагаю пройти небольшой, но увлекательный тест и узнать, насколько ваш слух музыкален и как хорошо вы чувствуете ритм.
Может ли научиться взрослый
Многие взрослые, убеждены что учиться играть нужно было в детстве, но сейчас уже поздно. Свою мечту взрослые не редко реализуют через своих детей, хотя последним это не нужно. Мысль о том, что в зрелом возрасте трудно научиться играть – заблуждение. Позвольте порассуждать на эту тему.
Дети более обучаемы, несомненно. И связано это в первую очередь с «гибкостью» мозга. Нейронные связи в мозгу ребенка появляются быстрее. Но и взрослый человек имеет массу преимуществ перед ребенком. Взрослый давно владеет своим телом, а значит лучше им управляет. Взрослый быстрее соображает и реагирует на поправки учителя. Взрослый более усидчив и точно знает, чего хочет достичь. Взрослый в разы быстрее усваивает теорию – длительности нот, их обозначения на нотоносце и так далее.
Арам Хачатурян – известный композитор, начал заниматься музыкой будучи 19 летним юношей…
Вывод напрашивается сам собой: возраст — не помеха! Научиться играть на пианино может каждый и сделать это можно самостоятельно. В этой статье я поделюсь с вами некоторыми секретами, которые сделают занятия интересными и приблизят вас к мечте.
Посадка за инструментом
Прежде, чем учиться играть на пианино нужно научиться правильно сидеть за инструментом. От этого зависит успешность ваших занятий. Если сидеть неправильно, тело и руки будут напряжены, и вы не сможете играть свободно, бегло, с удовольствием.
Чтобы занять правильное положение за инструментом, нужно учесть 5 пунктов:
У людей разные антропометрические данные. При одинаковом росте у одного человека может быть вытянутое тело и короткие ноги, а у другого все наоборот. Поэтому говорить о высоте стула не совсем верно. Правильнее будет сказать о том, в каком положении должны быть руки и ноги, когда вы садитесь за инструмент.
Важно чтобы локти находились на одном уровне с клавиатурой или чуть выше нее. Локти должны быть опущены вниз, а не торчать в стороны. В то же время, между руками и телом должен быть воздух, прижимать локти к себе не нужно.
Считается, что бедра должны быть параллельны полу и перпендикулярны туловищу. Но на деле это не очень удобно и небольшие отклонения все же возможны. Для детей существуют специальные подставки под ноги, а в случае если стул не регулируется по высоте, под 5 точку можно положить несколько книг.
2) Площадь стула, которую можно занять
Садиться на всю площадь стула не стоит. Центр тяжести в таком случае распределяется не верно и это не способствует игре. Правильно занимать 1\2 поверхности стула или даже 1/3.
3) Расстояние между корпусом и клавиатурой
Расстояние между корпусом взрослого музыканта и клавиатурой составляет примерно 30 см. Однако правильнее будет положиться на свои ощущения. Рука должна быть согнута в локте так, чтобы угол между предплечьем и плечом был чуть меньше 90 градусов.
Садиться нужно примерно посередине клавиатуры, что бы нота До первой октавы находилась напротив пупка.
Ноги должны опираться на полную стопу. Голени должны быть перпендикулярны полу. Колени могут находится на одном уровне с бедрами, тогда угол в коленном суставе составит 90 градусов. Такое положение ног считается правильным, но по факту не удобно. Поэтому колени могут быть опущены ниже уровня бедер.
Важно следить за осанкой во время занятий. Спина должна быть прямой, но при этом грудь не стоит выпячивать вперед. Локти разведены чуть в стороны, чтобы между ними и телом был воздух. Важно контролировать плечи — у пианистов они часто поднимаются и блокируют правильную работу аппарата. Кисти рук расслаблены.
При такой посадке вы сможете достичь беглости пальцев и глубокого, полного звучания.
Донотный период
Если вы думаете, что без знаний нотной грамоты вы не сможете играть, вы сильно ошибаетесь. Ребенок сначала учится говорить, а потом уже писать и читать. Здесь такая же история – сначала нужно научиться извлекать звуки, потом связывать их в созвучия, аккорды, а затем строить из этого музыкальные фразы. Этот период, когда мы учимся играть без знания нот, называется донотным.
Импровизируем – привыкаем к инструменту
Некоторые стесняются прикасаться к инструменту, напрасно опасаясь, что у них не получится извлечь приятный, мелодичный звук. Но как научиться играть на пианино, если его бояться?
Есть одно универсальное средство, которое поможет убрать этот ложный страх, и я спешу поделиться этим средством с вами.
Сядьте за инструмент, нажмите правую педаль, зафиксируйте ее в таком положении. Теперь по очереди левой и правой рукой нажимайте только черные клавиши. Не нажимайте больше двух клавиш одновременно. Пробуйте менять ритм и громкость вашей музыки. Вот что может получиться:
Такая импровизация не только поможет вам набраться смелости перед инструментом, но и произведет впечатление на окружающих.
Знакомство с клавиатурой
Клавиатура представляет собой набор белых и черных клавиш. В расположении белых нет ничего примечательного, они идут по порядку – До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. А вот группировка черных клавиш нас интересует больше. Взгляните на изображение:
Вы видите, что черные клавиши группируются по 2 и 3. Это сделано не спроста – такое расположение служит для нас ориентиром. Чтобы найти на клавиатуре ноту До, нужно найти группу из 2-х черных клавиш и ближайшая клавиша слева и будет нотой До:
Расстояние от одной ноты «До» до следующей ноты «До» называется Октавой. Октава – это музыкальная мера. Вся клавиатура разделена на октавы, каждая из которых имеет свое название:
Следующая клавиша, которую легко найти — клавиша Фа. Она будет ближайшей соседкой слева, для группы из 3-х черных клавиш:
Нота Соль находится рядом с нотой Фа:
Учим песни на 3-х аккордах
Теперь, когда глаз наметан и мы без труда находим клавиши До, Фа и Соль можно попробовать сыграть что-нибудь.
Для этого нам потребуется еще немного усилий – освоим трезвучия.
Трезвучие – это аккорд из трех звуков. Давайте попробуем построить трезвучие от ноты До. Взгляните что получится:
Вы видите, что клавиши нажаты через одну. Важно сразу привыкать играть правильными пальцами. Используйте Большой палец, Средний и Мизинец.
Теперь построим трезвучие от ноты Фа. Принцип тот же – нажимаем через одну:
И осталось трезвучие от ноты Соль:
Левая рука будет играть бас – ноту от которой мы строим аккорд, но на октаву ниже, в Малой октаве:
Теперь пробуем соединить левую и правую руки вместе. Сейчас мы будем играть таким образом: бас-аккорд, бас-аккорд:
На этих трех аккордах можно сыграть следующие песни:
А если взять 3 других аккорда, например, трезвучие от нот Ля, Ре, Ми:
То можно сыграть еще много замечательных песен, как эти:
Аккомпанемент решает все
От аккомпанемента зависит характер и настроение музыки. Можно сыграть одну и ту же песню по-разному:
Мелодия не менялась, но вы заметили, что с каждым новым витком, музыка меняла настроение. Обусловлена эта перемена аккомпанементом, который состоит из фактуры и ритма.
Ритм – это череда длинных, коротких звуков и пауз.
Фактура — это способ, которым мы играем — аккордами, арпеджио Музыкальный прием, когда мы играем звуки аккорда по очереди аппарата. и так далее.
Перед тем как играть какую-либо музыку, подумайте, какое настроение вы хотите передать? В зависимости от этого выбирайте нужный аккомпанемент. Вот несколько способов которые можно использовать:
Как мотивировать себя
У всех бывает творческий кризис или эмоциональный спад. В такие моменты себя необходимо зарядить позитивом и найти источник мотивации. Способы могут быть самими разными, и каждый может найти свой источник вдохновения. Если вы знаете что вас вдохновляет, пользуйтесь этим. Если нет, я дам несколько советов, которые когда-то помогли мне самому.
1) Поставьте себе цель
Будьте реалистами. Не берите непосильных задач. На одном энтузиазме долго не протянешь, поэтому выбирайте такие произведения, которые вы сможете осилить в достаточно короткие сроки. Идите от малого к великому.
Смотрите видеоролики, на которых музыкант играет вашу любимую музыку. Хорошо если на видео видны руки и клавиши. Кроме удовольствия, из таких видео можно почерпнуть не мало полезного. Но будьте разумны, не сравнивайте себя с другими музыкантами, умоляя свои достижения. Вы можете сравнивать себя только с самим собой – собой вчерашним. А легкое чувство зависти должно вас по-хорошему заводить = мотивировать.
3) Играйте под фонограмму
Массу положительных эмоций может вызвать игра под фонограмму. Это что-то вроде караоке, только вместо вокала вы играете на инструменте. Найти фонограмму, или минус, как ее еще называют, можно в интернете. Это занятие здорово развивает мелодический слух, а кроме того доставит вам немало удовольствия, смотрите сами:
4) Публичные выступления
Этот пункт подойдет не всем, но попробовать должен каждый.
Выступление перед публикой – это выброс адреналина и, как следствие, стресс. Одни легко с ним справляется, а для других это трясущиеся руки, и целый день «отходняка». Люди повсюду ищут острые ощущения: кто-то прыгает с парашютом, а кто-то участвует в мотогонках… Публичные выступления имеют такой же эффект. Артисты сначала привыкают к сцене, а потом жить без нее не могут. Певец заявляет о завершении публичной деятельности, но через пару месяцев снова на сцене – в этом нет ничего удивительного.
Попробуйте выступить перед друзьями или родными. Быть может это ваш путь. К тому же, опыт выступления перед публикой, может быть полезен в обычной жизни.
Заключение
Научиться играть может каждый, главное иметь желание и упорно заниматься по 30 минут в день. Как говорят мастера фортепианного искусства: «Занимаясь каждый день, ты делаешь по одному шагу вперед. Пропустив один день занятий, ты делаешь 3 шага назад».
На сегодня у меня все. Надеюсь, эта информация стала для вас новой, и теперь вы больше знаете о том, как научиться играть на пианино самостоятельно. Если вам есть что добавить – пишите в комментариях, а также вступайте в группу Вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал, где я делюсь полезными советами и делаю разбор песен. Вот один из них:
Как научиться играть на пианино
Как самостоятельно научиться играть на пианино
У многих из нас есть мечта научиться играть на музыкальном инструменте. Это желание возникает из-за душевных порывов и тяготения к искусству. Большинство предпочитает обучиться игре на гитаре, поскольку они более доступны и достаточно компактны, но действительно интересный музыкальный инструмент, который заслуживает отдельного внимания — это пианино.
Если вы давно уже носите в голове мысли о том, как научиться играть на пианино и можно ли это сделать быстро и самостоятельно, ответ один — да, можно. От вас требуется только желание!
Чтобы научиться играть на пианино, не требуется иметь особый талант, знать ноты или ходить в музыкальную школу. Многие знаменитые музыканты умели творить музыку, не обладая при этом специальным образованием. Они были самоучками и добились успеха. Если же вы хотите научиться играть сначала для себя, то это можно сделать достаточно быстро, но необходимо строго соблюдать этапы обучения и их условия. Вот что вам нужно знать и иметь, чтобы стать хорошим пианистом:
Что необходимо знать для обучения игры на пианино
Если вы окончательно убедились и решились на раскрытие секрета о том, как научиться играть на пианино самому, тогда вот что вам необходимо знать для начала:
Заниматься следует по 2-3 часа в день.
В действительности, чтобы научиться хорошо играть на пианино или любом другом подобном клавишном инструменте, не нужно знать нот. Есть упрощенный аналог, который доступен как в бумажном виде, так и в интернете — это табулатура. С ее помощью можно понять какую клавишу зажимать, и в какой очередности, чтобы сыграть необходимое произведение.
Также можно начинать играть с аккордов. Это комбинация из нескольких нот, которые в сочетании превращаются в аккорд. Как правило, достаточно знать порядка 14 аккордов, чтобы сыграть любую простую интересующую вас мелодию. Речь идет не о произведениях классиков, здесь понадобится более глубокое изучение нот.
Для начала попробуйте взять простые произведения. Многие песни современных певцов можно сыграть, зная аккорды и их последовательность извлечения, поэтому, если вы новичок, для начала начните с них.
Следующим важным этапом для игры на пианино с нуля, необходимо выучить и запомнить расположение октав. Что это такое и с чем его едят? Октавой называется интервал, который идет между одинаковыми нотами, например, от «До» к ноте «До». Для пианино октава считается от ноты «До» до ноты «Си». Принято, что каждый из нас знает, как устроен порядок нот, поскольку обычно мы распевали их на уроке музыки в школе, поэтому в подробности вдаваться не будем.
Всего у пианино 9 октав: 7 полных и 2 неполных.
Октавы бывают:
Для начинающих будет достаточно знать 5 основных октав, которые обычно представлены на синтезаторах. К ним относится: большая, малая, первая, вторая и третья. Важно разучить их и запомнить. Для этого есть специальные уроки, которые помогут вам быстро научиться играть двумя руками. Изучив октавы, вы сможете сыграть вальс или любое другое произведение.
Положения рук играют важную роль, поскольку отвечают за много различных факторов, включая правильность извлечения нот, а также то, насколько долго вы сможете играть, это не говоря о вашем физическом здоровье.
Начинаем с посадки. Здесь все просто, сядьте на стул перед пианино, при этом выпрямите спину. Ее необходимо держать ровной. Дальше идет положение самих рук. Они должны быть прямые и параллельные полу. Пальцы слегка закругленные и нависшие над клавишами. Важно, чтобы руки были расслабленные, не напрягайте запястья.
Пожалуй, наиболее важным условием среди всех остальных является то время, которое вы уделяете своим занятиям. Если вы тратите для своих уроков достаточно часов, тогда вы быстрее придете к цели. Даже если у вас талант и вам дается все легко, это не значит, что вам не нужно тренироваться! Обычно человеку, даже с музыкальным слухом и способностями, требуется 2 или 3 часа для занятия, это в среднем. Когда у вас получается играть дольше, это хорошо, но если меньше, результат может прийти очень нескоро.
Это основные моменты, которые необходимо учитывать каждому начинающему. Если вы будете добросовестно относиться к своим занятиям и уделять им должное время, вы быстро сможете освоить азы и перейти к более сложным произведениям.
Можно ли научиться играть на пианино взрослому
Многих людей, которые уже достигли зрелости или даже почтенного возраста, всегда мучают мысли, а можно ли научиться чему-либо, включая игру на пианино, взрослому человеку? Ну на этот вопрос всегда есть один ответ «век живи, век учись!».
Для обучению игре любой возраст и время хороши, важно ваше желание. Если вы всегда мечтали освоить данный инструмент, но раньше у вас не было возможности, а сейчас есть, не стоит тратить время на размышления о том, возможно ли научиться или тяжело ли будет, просто начните, и все пойдет своим путем.
В обучении для взрослых и детей основы одни и те же. Взрослым даже намного проще научиться, поскольку они делают это осознано, с пониманием дела и должным старанием. Поэтому люди в возрасте достаточно быстро, возможно даже, за первые месяцы уже смогут сыграть произведения беглым темпом.
За сколько можно научиться играть
Если вас интересует, за сколько можно научиться играть на пианино самостоятельно и как быстро вы сможете начать извлекать музыку из инструмента, то здесь стоит вспомнить о терпении! Задавать такие вопросы вполне естественно, но это говорит о том, что, возможно, вы не готовы тратить достаточно времени. Сконцентрируйтесь на вопросах, как часто вы сможете уделять занятием времени и сколько часов готовы потратить на обучение. Это и будет ответом на ваш вопрос: «за сколько я смогу научиться?».
То, сколько времени вы тратите на обучение и то, как часто вы это делаете, прямо пропорционально тому, как быстро вы научитесь играть. Если придерживаться всех рекомендаций и уделять своему обучению как минимум 2-3 часа каждый день, первые результаты не заставят себя ждать! Уже спустя месяц, а то и меньше, вы увидите ощутимый эффект от своих занятий, когда сможет быстро сыграть произведение по аккордам или нотам.
Заранее определитесь, что именно вы хотите получить в итоге, и какой именно уровень вам нужен. Это поможет вам быстро и качественно освоить пианино самостоятельно!
Как играть на фортепиано
Соавтор(ы): Michael Noble, PhD. Майкл Ноубл — профессиональный концертирующий пианист. Получил степень PhD по игре на фортепиано в Йельской школе музыки в 2018 году. Был стипендиатом по современной музыке Бельгийско-Американского образовательного фонда, выступал в Карнеги-Холле и других залах США, Европы и Азии.
Количество источников, использованных в этой статье: 10. Вы найдете их список внизу страницы.
Количество просмотров этой статьи: 45 634.
Фортепиано — классический и достаточно универсальный музыкальный инструмент, играть на котором может научиться каждый. Для игры на фортепиано нет ограничений по возрасту или полу, необходимы лишь терпение, настойчивость и мотивация. Если вы будете пристально следить за собственной концентрацией и самодисциплиной, то сможете даже самостоятельно научиться играть на инструменте. Тем не менее процесс обучения обычно идет быстрее под контролем учителя, который сможет направлять вас и подсказывать, каким моментам нужно уделять повышенное внимание.
Совет: если вы решили приобрести цифровое фортепиано, поищите инструмент с полновзвешенными клавишами. Они более близко воссоздают ощущение игры на акустическом инструменте.
Всегда следите за правильной осанкой во время игры. Профессиональный концертирующий пианист и доктор философии Майкл Ноубл уверяет: «Вся мощь игры на фортепиано исходит от торса, поэтому обязательно убедитесь, что вы сидите с прямой спиной, а ваши плечи опущены и расслаблены. Руки должны иметь форму чашечки, обращенной костяшками пальцев вверх (как если бы вы держали небольшой мячик), а локти необходимо расположить на уровне или чуть выше клавиатуры инструмента. Держите запястья устойчиво, но не забывайте, что при этом они должны сохранять пластичность и не быть скованными».
Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1)
Соберитесь с духом — настало время приступать к обучению! Перед тем, как сесть перед инструментом, оставьте весь негатив где-нибудь в стороне и максимально сконцентрируйтесь. Казалось бы, простые, на первый взгляд, вещи ещё успеют преподнести вам множество сюрпризов, но самое главное – не падайте духом, если у вас что-то не получится с первого раза. Второе важное наставление – не спешите, Москва тоже не сразу строилась. (Но если вдруг вы уже обучаетесь в музыкальной школе и оказались на этой странице случайно, наверняка вам будет небесполезно почитать про квинтовый круг тональностей — тему, обычно сложную для освоения учениками на практике).
В принципе не столь важно, на каком виде клавишных инструментов вы будете проходить своё обучение, но я бы настоятельно рекомендовал вам всё же остановить свой выбор именно на пианино: синтезаторы, хоть и компактнее, но имеют существенный недостаток – у большинства из них клавиши уменьшенного типа, они не полновесны и вы не будете чувствовать «отдачи» и, плюс ко всему, они часто ограничиваются тремя-четырьмя октавами.
И ещё, сразу вас зарекаю – ограничьтесь пока только этим уроком нашего Самоучителя, не забывайте, что это всего лишь пианино для начинающих. Не стоит за день сразу же пытаться объять необъятное – это принесёт только вред.
Даже было бы лучше, чтобы вы несколько дней повторяли только тот материал, что усвоите отсюда. А когда вы будете готовы, то почувствуете это сами. Зачастую у тех людей, которые могут быстро и свободно играть на синтезаторе, появляются проблемы с тем, чтобы исполнить те же самые партии на фортепиано. Зато в обратную сторону это правило будет действовать соответственно: тем, кто играл на пианино, синтезатор покажется куда более простым для исполнительства.
Ноты и клавиши
Блиц: быстро нажмите на клавишу с нотой Ля!
Посмотрите внимательно и запомните – это основы основ, которые вам нужно будет знать в первую очередь. Сыграйте ноты, называя их, со временем вы сможете мгновенно определить нахождение любой ноты, в будущем, когда вы начнете изучать аккорды, вы еще не раз скажете мне спасибо, что акцентировал ваше внимание на такой, казалось бы, легкотне.
Не бойтесь, я не забыл про чёрные клавиши, но тут понадобится уже небольшое вникание в теорию, но ведь нужно же с чего-то начинать?
На данном этапе вам уже необходимо знать понятие интервал. Интервалы – это разница между двумя звуками определённой высоты.
Знаки альтерации — изменения высоты тона звука
Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:
Знаки альтерации
Действие знаков альтерации на высоту нот такое:
Знаки альтерации могут быть разного радиуса действия — «ключевые» и «встречные» или «случайные». Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Всегда в определенном порядке. Диезы при ключе записываются так:
Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая на октаву. Например, ключевой диез «фа» будет повышать все поголовно ноты «фа», во всех октавах и на всей длине пьесы.
Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение ОДНОГО ТАКТА (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.
Итак, общее представление о знаках альтерации у Вас, я надеюсь сложилось. Остается только добавить, что тон является следующей по старшинству величиной после полутона. Ну об этом, думаю, вы уже догадались Тон = 2 полутона То есть нотой на тон выше от До будет Ре, а нотой на тон выше от Ми будет Фа #.
Запомните информацию, данную выше – она не очень сложна, но нужна будет повсеместно. А воспользуемся мы ею незамедлительно! Постараюсь все опять же изложить максимально доступно.
Музыкальные гаммы: играем гамму До мажор и другие
Гармония –приятная для нашего слуха слаженность нот. Тональность – это набор определённых нот, подчинённых одной главной ноте.
Первое, что вам потребуется знать, опираясь на полученные знания – построение мажорных гамм.
Запоминайте внимательно, с помощью этой простой формулы вы сможете сыграть любую мажорную гамму:
Тон — Тон — Полутон — Тон — Тон — Тон – Полутон
2 Тона – Полутон – 3 Тона – Полутон
До мажорная гамма играется проще всего и очевиднее – по всем белым клавишам подряд от До до До (да, в этом предложении слишком много До, но c’est la vie!).
На первом этапе вам понадобится знать 3 гаммы: До мажорную, Соль мажорную и Фа мажорную.
Играются мажорные гаммы следующими пальцами: Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → («подворачиваете» большой палец) → Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → Безымянный (4) → Мизинец (5)
Потом обязательно играйте в обратную сторону в обратном порядке: Мизинец (5) → Безымянный (4) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1) → («перебрасываете» средний (3) палец на позицию перед большим пальцем (1)) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1)
Важно! Крайне желательно играть гаммы в 2 октавы, а выглядеть это будет следующим образом:
Для правой руки (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5) И потом, соответственно, в обратную сторону: (5) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1)
Для левой руки (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1) Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)
Внимание: из всех правил есть исключения!
В данном случае всё так и будет, но об этом позже. Фа мажорная гамма будет играться по другому принципу. Чтобы вы не запутались окончательно, посмотрите на картинки ниже – уж после них у вас точно не должно оставаться вопросов!
До мажор (C dur) – без знаков альтерации
Фа мажор (F dur) – знак альтерации один — Си b
Вот то самое исключение из правил! Если вы попробуете поиграть по заданной схеме эту гамму, то сами поймёте, насколько это неудобно. Специально для неё при игре правой рукой (только правой, левой всё играется как обычно. ) используется другая очередность пальцев:
Для правой руки:
(1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (4)
И потом, соответственно, в обратную сторону:
(4) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1)
Для левой руки: (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1)
Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)
Для начала отточите и хорошо запомните, как играются эти гаммы, — следующий урок будет посвящен основам нотной грамоты.
Заключение
Не старайтесь сразу играть гаммы очень быстро, — лучше это делать ритмично, ведь мозг запоминает информацию лучше, если учиться делать что угодно именно с медленной скоростью. Впоследствии скорость появится сама, но сначала важно довести всё до автоматизма.
Играя гаммы, вы сможете уже так же свободно, не задумываясь, направлять ваши пальцы, легко будете импровизировать с другими музыкантами или сочинять собственные мелодии.
Удачи вам в этом нелегком первом этапе освоения игры на пианино для начинающих![adinserter block=»5″]