что нужно знать чтобы стать зубным врачом
Как стать стоматологом?
Стоматолог — это профессия, которая имеет ответвления:
Стоматолог-хирург обладает особыми знаниями в лечении зубов и челюстного аппарата. Он проходит специальную подготовку, чтобы выполнять операции с вмешательством в ткани организма.
Стоматолог-ортопед — выполняет протезирование с использованием коронок, вкладок, также занимается имплантологией.
Стоматолог-терапевт — основная специальность. Такие стоматологи занимаются общим исследованием и терапией зубов, десен и челюстно-лицевого аппарата.
Стоматолог-пародонтолог — занимается лечением и исправлением тканей, окружающих зуб.
Стоматолог-ортодонт — в его обязанности входит коррекция и исправление аномалий челюстно-лицевой системы. Например, его клиентами могут быть люди с неправильным прикусом, кривыми резцами и непропорциональным подбородком.
Есть и другие направления стоматологии, например, детский стоматолог.
Источник фото: C Technical/pexels
Какое образование нужно стоматологу?
Стоматологи — это врачи с высшим медицинским образованием. На 3 курсе медицинского вуза они приступают к практике.
Можно ли учиться на стоматолога после 9 класса
Среднее образование стоматолога после 9 класса позволит получить профессию стоматолога-техника или ассистента стоматолога. Для этого нужно выбирать специальности сестринского, лечебного или акушерского дела.
Образование ассистента достаточно широкое. Чтобы работать по специальности, нужно не только иметь диплом ссуза, но и пройти курсы ассистента в учебном центре. Без обучения невозможно устроиться на работу в государственную клинику или частную, так как это повредит репутации и качеству работы.
Возможно ли заочное обучение?
Нет, чтобы стать стоматологом, нужно учиться в медицинском вузе в течение 5 лет очно. Диплом стоматолога не гарантирует трудоустройство. После получения диплома нужно пройти дополнительное обучение в интернатуре и ординатуре. Также требуется постоянное повышение квалификации, получение опыта работы, только после этого студента допустят до лечения пациента. Среднее время обучения студента, который хочет работать стоматологом — 6-8 лет.
Где пройти обучение на стоматолога
Высшее образование стоматолога можно получить в вузе. Подходящие учебные заведения:
Белгородский государственный национальный исследовательский университет;
Казанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации;
Санкт-Петербургский государственный университет;
Кубанский государственный медицинский университет и другие.
Поступить в вуз можно только после 11 класса. Нужно сдавать ЕГЭ по предметам:
Это профильные предметы для любого врача, а не только для стоматолога.
Можно ли пройти курсы переподготовки?
По приказу Минздрава №707н пройти переподготовку по стоматологии могут только врачи с подготовкой в интернатуре или ординатуре по специальности «Стоматология» или «Стоматология общей практики».
В соответствии со статьей 69, ФЗ №323, пройти переподготовку должны стоматологи-терапевты, если они не работали по специальности более 5 лет.
На курсах переподготовки изучают:
правила лечения зубов;
патологии развития зубов;
механика и биомеханика работы челюстно-лицевого аппарата.
Курсы переподготовки могут проводиться как очно, так и в дистанционном формате.
Преимущества дистанционного обучения:
не нужно брать отпуск для изучения курса;
доступен как стандартный план работы, так и персональный;
полученные навыки можно применять до завершения курса;
доступ к учебным материалам есть в любое время в течение года с момента начала курса.
Типовая программа профессиональной переподготовки обычно длится более 500 часов. При ежедневной нагрузке в 6-8 часов, пройти курс можно примерно за 3 месяца.
Для поступления не нужно дожидаться набора группы. Также для зачисления понадобятся документы:
диплом об образовании;
удостоверение (ординатура или интернатура).
Узнать, сколько стоит обучение на стоматолога можно у менеджера, заполняющего заявление слушателя.
По завершении курса выдается диплом установленного образца. Электронная копия отправляется слушателю сразу. Готовый диплом можно получить по почте или самостоятельно. Документ можно получить, даже находясь в другой стране. Чтобы документ имел юридическую силу, организация ДПО должна иметь лицензию на образование.
Красноярского края
Профессиограмма
Врач-стоматолог
Презентация профессии
Стоматолог – это врач, который специализируется на проблемах с челюстно-лицевой зоной. Зубной доктор, дантист и т.д. заботится о ротовой полости в случае возникновения проблем с зубами любой сложности. Профессия стоматолога охватывает довольно обширный спектр деятельности:
Профессия стоматолога на сегодняшний день является очень востребованной, потому что у многих современных людей появляется необходимость прибегнуть к услугам этого врача. При этом число граждан, у которых возникают проблемы с зубами,с каждым годом неизменно растет. Это связано с тем, что экология ухудшается, большинство не придерживаются правильного и сбалансированного питания, а также пренебрегают проведением регулярной и качественной гигиены полости рта. Поскольку востребованность услуг этого специалиста только возрастает, профессия стоматолога является в настоящее время особенно актуальной. Врач, получивший ее, сможет всегда найти себе работу и быть при деле.
При этом стоматолог – это достаточно широкое понятие. Так, этот специалист может быть терапевтом, который занимается первичным осмотром пациентов, ставит диагноз, лечит зубы и подготавливает их к протезированию. Последним уже занимаются ортопеды. Они дарят людям возможность иметь красивую улыбку, хоть и с искусственными зубами. Кроме того, есть специалисты-ортодонты, они занимаются проблемами, связанными с прикусом. Удаление зубов и челюстные операции проводит хирург. Есть еще одна очень важная и не менее востребованная специализация – стоматолог-эстетист. Он делает зубы красивыми, убирая при этом все дефекты, которые они имеют, производит отбеливание зубов и прочие процедуры.
История возникновения
В Россию же данная отрасль знаний пришла во времена правления Петра Первого. Именно он ввел профессию стоматолога официально. С данного момента в нашем государстве начинается стремительное развитие стоматологического дела. В 1881 году в Санкт-Петербурге появляется первое учебное заведение, которое готовит будущих стоматологов. За ним подобные учреждения открываются по всей территории государства.
Современная стоматология – это высокотехнологичная наука, которая постоянно совершенствует методы лечения и профилактики заболеваний полости рта. Даже утрата зуба теперь не проблема, ведь существует протезирование, наращивание и многие другие процедуры, направленные на создание идеальной «голливудской» улыбки для каждого человека.
Тип и класс профессии
Профессия «врач-стоматолог» относится к типу «человек – человек», «человек – техника», к «творческому» классу.
Содержание деятельности
Спектр деятельности стоматолога напрямую зависит от того, какая
у него специализация.
Стоматолог-терапевт. Ежедневно сталкивается с людьми, поступающими для профилактических осмотров или же с острой болью для лечения кариеса. Он устраняет пораженные участки зуба с помощью специального оборудования и ставит на их метоп ломы, чтобы закрыть открытые ткани зуба и предотвратить дальнейшее развитие болезнетворных процессов. Также стоматолог-терапевт занимается лечением воспалительных процессов десен. Он умеет диагностировать стадию заболевания и подбирать индивидуальное корректное лечение. Стоматолог постоянно сталкивается с инфекционными, грибковыми и бактериальными процессами в полости рта. Это различные стоматиты, кандидозы и т.д. Их устраняют только посредством умелого подбора лечения.
Хирургические специальности. Данные врачи проводят оперативные вмешательства и удаление зубов. Их деятельность связана с необходимостью вскрывать ткани ротовой полости, лица или шеи для проведения необходимых манипуляций. Именно хирург занимается удалением зубов, пластикой данных областей и устранением опухолевых образований. Абсцессы, нарывы – все это сфера деятельности стоматолога-хирурга или челюстно-лицевого хирурга.
Стоматолог-ортопед. Данный специалист устраняет дефекты челюсти и линии роста зубов, которые возникли в результате травмы. Он же занимается протезированием, имплантацией. Его работа сложная и требует максимально точности и внимательности. Малейшее отклонение, и работу придется начинать сначала.
Стоматолог-ортодонт. Данный специалист занимается устранением деформаций, которые являются следствием возрастных изменений. Обычно он работает с неправильным прикусом, устраняет его путем установки скоб, пластин и брекетов.
Детский стоматолог. Спектр его обязанностей схож со стоматологом-терапевтом. Только работает он с детьми и подростками. Данному специалисту важно уговорить ребенка лечить зубы, научить пациентов правилам ухода за полостью рта.
Требования к знаниям
Общетеоретические и клинические дисциплины, симптоматику стоматологических заболеваний, методы их профилактики и лечения, устройство и принципы действия стоматологического инструментария.
Квалифицированный специалист должен знать:
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Профессия стоматолога предполагает ответственность, аккуратность, склонность к работе руками, хорошую мелкую моторику, доброжелательность, умение находить общий язык с пациентами.
Стоматологу приходится постоянно повышать и расширять свою квалификацию, и нужно быть готовым к этому. Стоматолог должен знать анатомию и физиологию человека, и особенно хорошо нужно знать строение челюстей, зубов, полости рта. Разбираться в применяемых материалах, лекарствах, уметь пользоваться стоматологическими инструментами и оборудованием. Владеть методиками диагностики и лечения, уметь «читать» рентгенограммы.
Профессионально важные качества:
Условия труда
Работа врача-стоматолога, особенно специалиста по терапевтической стоматологии, требует постоянного и значительного напряжения зрения на всех этапах обследования больного, при выборе инструментария, в процессе лечения и при заполнении медицинской документации.
Зрительная работа терапевта-стоматолога относится к разряду наивысшей точности.
Для защиты органов дыхания от патогенных микроорганизмов и капель жидкости предназначены защитные маски из гипоаллергенного нетканого материала, которые препятствуют микробной контаминации рабочего поля, удерживая бактерии, находящиеся в потоке выдыхаемого воздуха. Ряд масок оборудуется защитным экраном, который предохраняет глаза от попадания травмирующих частиц, а также биологических и агрессивных химических жидкостей. Альтернативой маске служит респиратор, изготовляемый из материала, не раздражающего кожу.
Для предохранения глаз от механических, термических повреждений служат защитные очки (прилегающие открытые и закрытые с прямой
и непрямой вентиляцией, неприлегающие) и экран, предохраняющие от попадания на слизистую оболочку биоматериала и агрессивных химических веществ. При работе с гелиолампами и лазерными аппаратами для защиты сетчатки глаза необходимо использовать очки
со светофильтрами.
Для обеспечения надлежащего санитарного состояния воздуха в помещениях зуботехнической лаборатории необходимо наличие рациональной системы центральной искусственной вентиляции, а также обязательное устройство местной вытяжной вентиляции в виде вытяжных шкафов, отсосов, зонтов, обеспечивающих удаление пыли, паров и газов непосредственно с мест их образования.
Медицинские противопоказания:
Требования к знаниям специалиста
Тем, кто хочет овладеть этой профессии следует хорошо знать такие предметы, как химия, анатомия и физиология человека. Им требуется иметь навыки в фармакологии, превосходно знать строение полости рта.
Базовое образование
Стать стоматологом можно получив высшее образование по специальности «стоматология», медико-стоматологический университет. После обучения необходимо пройти интернатуру, после чего выдают сертификат. Или, уже имея высшее медицинское образование, пройти послевузовское обучение по соответствующей специальности.
Пути получения профессии
Обучиться данной специальности возможно в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Области применения профессии
Профессия стоматолог одна из самых нужных и высокооплачиваемых. Стоматологи всех направлений могут работать в государственных и частных стоматологических клиниках, в стоматологических кабинетах санаториев, военных госпиталей и пр.
Перспективы карьерного роста
Перспектив у каждой из этих специализаций, относящихся к стоматологии, очень много. И даже если стоматологи остаются работать на одной должности, они все равно растут профессионально и повышают квалификацию. С опытом у врачей повышаются репутация и качество обслуживания, а вместе с тем растет и собственная клиентская база, что обеспечивает постоянный рост дохода.
Важным является и то, что у стоматологов есть возможность работать не только в муниципальных клиниках, но и в частных, причем количество последних растет с каждым днем.
Второй путь развития карьеры такого специалиста заключается в уверенном продвижении по административной лестнице. Со временем врач может получить такую должность, как заведующий отделением, затем заместитель главврача, а в последующем – и главный врач клиники.
Также есть еще один вариант – это научная карьера. Стоматолог может не оканчивать ординатуру и интернатуру, так как есть возможность поступить в аспирантуру, защитить кандидатскую диссертацию, а потом приступить к работе над докторской. В таком случае вершиной карьеры становятся звание профессора, заветная и почетная должность заведующего кафедрой и научной школы.
Кроме того, можно открыть свой собственный кабинет или клинику.
И если вначале предлагаемая в них стоматология цены будет иметь низкие, то затем, очень скоро, вы обзаведетесь постоянным потоком клиентов, а потом уже можно откорректировать стоимость услуг по своему усмотрению.
«Люди хотят войти в новый год с новыми зубами»: сколько зарабатывает зубной техник
В Челябинске
Герой этого выпуска по совету родителей семь лет учился на экономиста, два года проработал в банке и полностью разочаровался в своем выборе. В 25 лет он решил найти то, что ему действительно по душе, и начал сначала. Мы поговорили о том, как освоить медицинскую профессию, не потратив полжизни на учебу, как всего за один год увеличить свой доход в пять раз и как благодаря компьютерным играм начать моделировать зубы.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
После окончания школы сложно сразу сделать правильный выбор. Внутри у подростка — сомнения и неопределенность, а родители подливают масла в огонь, уговаривая пойти в престижный, по их мнению — часто ложному, вуз. Я не стал исключением, и поэтому сейчас у меня за плечами два экономических образования, работа в банке и госзакупках.
Учился в ЧелГУ на факультете экономики по направлению «финансы и кредит». Четыре года очного бакалавриата и три — заочной магистратуры. Сначала я работал в банке менеджером по продажам. Чтобы что-то заработать, приходилось впаривать посетителям разные продукты и услуги. Это было очень трудно — не позволяла совесть. Плюс каждый день приходили недовольные клиенты, приходилось весь негатив пропускать через себя. Оклад был 35 тысяч рублей, плюс премия по результатам продаж. В обязанности входило консультирование клиентов по банковским продуктам: кредитам, страховкам, кредитным и дебетовым картам.
Тогда я стал уже серьезно задумываться о смене профессии, вспомнил, что когда-то хотел учиться на стоматолога. С этой сферой я уже был поверхностно знаком, так как друг моих родителей работал зубным техником, и я примерно знал, как мне тогда казалось, что из себя представляет эта работа. Еще импонировала возможность помогать людям быть здоровыми и счастливыми, потому что красивые зубы — это уверенность в себе.
Ради интереса я стал заходить на сайты учебных заведений, изучать условия поступления. Оказалось, чтобы попасть в стоматологический вуз, нужно было снова сдавать ЕГЭ. Срок действия моего диплома был всего два года, да и для поступления на медицинский необходимы были совсем другие предметы, например химия и биология. Была возможность сдать экзамены от вуза, но все равно требовалась серьезная подготовка.
А сама учеба отняла бы у меня еще как минимум 6—7 лет жизни.
Морально я не был готов к тому, чтобы снова потратить на учебу столько времени, плюс добавляем время на адаптацию в профессии и приобретение начального опыта. Просматривая сайты вузов, я наткнулся на заведение среднего профессионального образования в соседнем городе, где проводился набор на специальность «зубной техник», а обучение длилось всего три года. Условия поступления были довольно простыми: средний балл по аттестату не ниже 3,7 и конкурс — лепка зуба из скульптурного пластилина. В тот же день я сдул пыль со своего школьного аттестата, съездил в магазин для художников, где закупился пластилином, скачал картинки зубов и стал готовиться к поступлению, времени до которого оставалось ровно три месяца.
Экзамен был творческий: выдавалась модель зуба из гипса, только в увеличенном размере, и тебе нужно было идеально повторить зуб — форму, размер, бугры, углубления (фиссуры). В кабинете сидели 16 человек, у всех в работе были разные зубы, на лепку давалось около трех часов. Потом комиссия из преподавателей оценивала, насколько работа соответствует модели. В августе 2019 года я успешно сдал экзамен, получил средний балл по аттестату 4,8 и был успешно зачислен в студенты медицинского техникума вместе с только что выпустившимися школьниками. На момент поступления мне было 25 лет.
Как победить выгорание
Учиться было легко, помог мой предыдущий опыт учебы в вузе и уже более взрослое и ответственное отношение. Довольно быстро я понял, что нам дают совсем не те знания, которые соответствуют требованиям современной стоматологии и действительно пригодятся в реальной работе. Учебных часов было ничтожно мало для того, чтобы хоть чему-то научиться, а эта профессия подразумевает работу руками, здесь очень важны мануальные навыки. А еще — усидчивость и терпение, от этих качеств тоже зависит успех. Художественные способности сильно помогут в работе с красками, когда важно увидеть разные оттенки цветов, которые тебе нужно повторить. К сожалению, таких навыков у меня нет, но зато есть упорство и трудолюбие.
Параллельно с учебой я начал искать подработку в качестве помощника зубного техника. Но все мои усилия поначалу были тщетны.
Никто из работающих специалистов не хочет тратить время на обучение студентов.
Находят первую работу по-разному. Кто-то не сдается, обзванивает и обходит все клиники в городе, пока не улыбнется удача: если взяли делать мелкую работу, считай, повезло. Мою будущую жену, которая училась на последнем курсе, когда я только поступил, заметили преподаватели. Она показывала хорошие результаты во время учебы, и ее порекомендавали в одну из лабораторий города. Все зубные техники знают друг друга, а преподаватели — это бывшие сотрудники лабораторий или стоматологий.
Спустя полгода поисков мне удалось устроиться на место моей жены. Она работала у частника помощником, но решила идти дальше, учиться чему-то новому. А он, в свою очередь, согласился взять меня вместо нее, и это был мой первый реальный опыт работы по профессии и первый заработок, который составлял около 5—7 тысяч рублей в неделю, то есть 20—28 тысяч в месяц. Доход зубного техника зависит от количества заказов. Самый сложный месяц в году — декабрь. Люди хотят войти в новый год с новыми зубами, и на работе приходится буквально ночевать, но и заработок, соответственно, увеличивается.
Суть профессии
Когда пациенты приходят в стоматологию, они обычно видят стоматолога, его ассистента, администраторов и другой персонал. Зубного техника на приеме вы, скорее всего, не встретите. Только если лаборатория находится при клинике, да и в этом случае техники заглядывают к пациентам очень редко. Обычно это происходит, если у зубов пациента сложный цвет, в котором есть разные оттенки или пигменты. Или если нужно посмотреть, как конструкция выглядит непосредственно в полости рта, чтобы потом подправить какие-то моменты — уголок, объем, высоту, — потому что гипсовая модель не всегда точно отражает картину.
Допустим, вам надо восстановить утраченный зуб, сделать голливудскую улыбку или установить виниры — керамические накладки, заменяющие внешний слой и позволяющие корректировать нарушения формы и цвета зуба. Вы приходите к врачу, и первым делом он снимает слепок. Каждый слепок, который приходит в лабораторию, анализируется зубным техником. Если с ним что-то не так, этот вопрос обсуждается с доктором — и он либо переделывает его, либо дает указание все равно делать по этому слепку под свою ответственность. Если зуб не встал из-за неправильно снятого слепка, расходы несет врач и конструкция делается повторно.
По слепку изготавливается гипсовая модель, которая позволяет понять строение челюсти пациента и состояние зубов. На моей первой работе зубным техником я научился делать как раз такие модели челюстей, а также полные съемные и частично съемные протезы, прикусные шаблоны, правильно заливать слепки, познакомился с керамикой. Сначала я сидел и смотрел, как работает профессионал. Потом сам пробовал выполнить что-то простое. Я показывал руководителю результат, а он находил ошибки и учил, как исправить.
Ошибки, естественно, были, они бывают у всех. Тут важно проанализировать, что ты сделал не так, и впоследствии стараться этого не повторять. Ошибки на последних этапах изготовления могут привести к полной переделке, когда приходится начинать все заново, а это означает несколько дней работы впустую.
Часто пациенты хотят идеально белые зубы, но не всем они подходят.
Как и в любой работе, встречаются недовольные клиенты. Бывает, хотят зубы темнее или светлее. Кому-то не нравится форма, и нужно ее подправить. Все свои пожелания клиенты озвучивают врачу, так как именно он работает с пациентом и фиксирует конструкцию в полости рта, — а уже доктор передает заказ зубному технику.
Я благодарен моему руководителю за то, что он дал мне хороший старт и реальное представление о профессии. За время работы в лаборатории я твердо решил, что буду заниматься и зарабатывать на жизнь этой деятельностью. Но настал момент, когда я понял, что уже не могу научиться у него чему-то новому. И тут судьба преподнесла еще один подарок: преподаватель из техникума предложила мне работу в более современной и технологичной лаборатории, где используются новейшие материалы и оборудование, есть 3D-принтер и фрезерный станок. И я согласился, хотя сначала моя зарплата была ниже, чем на предыдущем месте работы. Я получал 16 тысяч в месяц, моя должность называлась гипсовщик и в мои обязанности входило с помощью слепков челюстей пациента создавать гипсовые модели.
Я учился делать разные виды моделей, а также изготавливать временные пластмассовые коронки, которые носятся во время изготовления постоянной конструкции с целью формирования десны под будущую коронку или после установки имплантов. Иногда я чинил и настраивал коллегам компьютеры, потому что в детстве много играл в компьютерные игры, изучал программы, в банке тоже вся работа была за компьютером. Когда в лаборатории выходило из строя какое-то оборудование, я помогал его наладить. И начальник, заметив мои успехи, повысил меня до оператора CAD/CAM — на этой должности я работаю и сейчас.
Сначала о принципе работы в программе и основных моментах мне рассказал коллега и все показал: как моделировать, вставлять и адаптировать зубы под каждый конкретный случай. Дальше я стал пробовать, привыкать, углублял свои знания самостоятельно: покупал онлайн-курсы, ездил на учебу в другие города. Курсы стоят по-разному, цена зависит от количества часов и опыта преподавателя.
Примеры цен
Онлайн-курсы длительностью два часа — 2000 Р
Серия уроков и вебинаров длительностью шесть часов — 20 000 Р
Учеба с десяти утра до шести вечера с практикой и теорией на два дня — 40 000 Р
В процессе своей трудовой деятельности зубной техник постоянно должен учиться: появляются новые материалы, способы их нанесения и использования, существует много программ в цифровой стоматологии, которые нужно знать. В этой профессии ты работаешь не только руками, но и головой: необходимо анализировать каждый шаг, каждое действие, предвидеть возможные ошибки. Ведь ты помогаешь пациенту быть здоровым. Если хочешь быть востребованным специалистом и не отставать от прогресса, нужно постоянно вкладывать деньги в знания. Раз в полгода я оплачиваю себе учебу, стоимость всегда разная, в среднем от 15 до 30 тысяч рублей.
С оклада я перешел на сдельную оплату труда, но в первый месяц зарплата выросла всего на 2 тысячи рублей.
Зато спустя год стало выходить около 80 тысяч в месяц.
Оператор занимается тем, что в компьютерной программе создает 3D-модель одиночного зуба, моста или протеза. После того как гипсовые модели челюстей готовы, с помощью 3D-сканера с точностью 3—6 мкн я переношу их в 3D-пространство в виде файлов в формате STL. Далее в специальной программе я моделирую зуб в соответствии с его анатомической формой и размерами. В программе есть библиотеки зубов, в которых я ищу шаблон, похожий на естественный зуб пациента, а потом тщательно подгоняю его под другие зубы.
После этапа моделирования наступает этап изготовления. Программируемый станок с помощью фрез различных размеров из блоков диоксида циркония — материала, не подвергнутого обработке высокой температурой и по своей структуре напоминающего мел, — как Микеланджело, отсекая все лишнее, выпиливает зуб. Когда процесс производства завершен, выпиленный зуб отправляется в печь, где при температуре 1460 °C происходит спекание диоксида циркония, он становится твердым и прочным, как естественный зуб. После этого я отдаю готовую модель на окраску другому специалисту, который окрашивает зуб так, чтобы его нельзя было отличить от естественных зубов пациента.
Готовый зуб отправляется в клинику и устанавливается пациенту. Время изготовления одного зуба — три-четыре дня, полной челюсти — до двух недель. Цена зуба складывается из нескольких позиций и для каждого зубного техника индивидуальна. Она зависит от материалов, оборудования и стиля работы, а также от конкретной лаборатории: где-то за позицию платят больше, где-то меньше. Материалы бывают очень разные по стоимости. Например, циркониевый диск из Японии, из которого получается около 50 зубов, стоит 17 тысяч рублей, а из Китая — 12 тысяч. Себестоимость одного зуба в моей лаборатории — 4—5 тысяч.