что нужно знать чтобы поступить в техникум
Все о поступлении в колледж после 11-го класса
Не удалось попасть в вуз сразу после школы? Или хотите побыстрее начать взрослую жизнь? Идите учиться в колледж. Это отличная возможность получить профессию за короткий срок и подготовиться к поступлению в вуз. Как поступать в колледж после 11-го класса и на что обратить внимание, читайте в нашей статье.
На кого поступать?
В отличие от вузов, колледжи готовят специалистов узкой направленности. В основном это – рабочие, служащие среднего звена и работники сферы обслуживания. Здесь вы не только изучите теорию, но и получите практические навыки.
Направления, популярные среди поступающих:
Направления, популярные среди работодателей:
В Министерстве труда разработали список наиболее востребованных специальностей на базе среднего профессионального образования (СПО).
Как выбрать колледж
Если вы определились с направлением, ищите подходящий колледж. Вот основные критерии, на которые стоит обратить внимание:
Удобный поиск колледжей после 11 класса по всей РФ найдешь в разделе «Колледжи»
Условия обучения в колледже
Срок обучения в колледже – 2–4 года, в зависимости от специальности. Если вы поступите на бюджет, сможете получать стипендию. Для этого нужно успешно сдать сессию. Выплаты будут меньше, чем в вузе, от 700 от 1000 рублей, в зависимости от вида стипендии.
Если вы призывник, можете рассчитывать на отсрочку от армии. При условии, что поступите в аккредитованный колледж. Но после его окончания придется все же отслужить. В вузе еще одной отсрочки не будет.
Особенности приема в колледж
Прием документов в колледжи начинается 20 июня, заканчивается 15 августа. Если нужно проходить вступительные испытания, документы принимают до 10 августа (и это удобно с учетом того, что последние приказы о зачислении в вуз на бюджет заканчивается 8 августа 2018 года). При наличии свободных мест прием могут продлить до октября-ноября. Такие сроки дают возможность использовать колледж как запасной вариант, если не прошли в вуз.
Поступить в колледж гораздо проще, чем в вуз. Здесь не нужны результаты ЕГЭ, конкурс проводится на основании среднего балла аттестата. Чем выше балл, тем больше шансов на поступление. Льготы и особые права не предусмотрены. Кому предоставлять преимущество при равных баллах, решает каждое учебное заведение самостоятельно. Чаще всего смотрят, у кого выше оценки по профильным предметам колледжа.
На некоторых специальностях предусмотрены дополнительные вступительные испытания. На медицинском и педагогическом направлении нужно проходить психологическое тестирование. На специальностях, которые связаны с архитектурой и изобразительным искусством, требуется сдавать рисунок. Творческие экзамены ожидают при поступлении на музыкальные, театральные и цирковые специальности.
Для поступления вам нужно предоставить:
Если вы не прошли по конкурсу на бюджет, можете поступить на платное отделение. Стоимость обучения ниже, чем в вузах. В государственных учреждениях от 15 000 до 100 000 рублей в год.
Как видите, поступление в колледж после 11-го класса имеет свои преимущества. И это совсем не стыдно, как считают некоторые. Главное, не останавливайтесь на достигнутом, развивайтесь дальше.
Как поступить в колледж после 9 класса
После 9 класса перед каждым школьником встает выбор: продолжить обучение в школе либо же отправиться в колледж. Большинство долго сомневается в принятии решения, поскольку оно напрямую определяет их дальнейшую судьбу. Тем не менее, сегодня многие выпускники отдают предпочтение именно колледжу, поскольку такая форма обучения дает возможность получить среднее профессиональное образование всего за три года. Кроме того выпускники колледжа могут поступать и в вузы и обучаться в них по ускоренной программе. Так как же поступить в колледж после 9 класса и что для этого нужно?
Экзамены для поступления
Поступление в колледж после 9 класса требует сдачи определенных экзаменов. С 2004 года во всех школах введены новые экзаменационные испытания в форме Государственной итоговой аттестации (ГИА). Такой экзамен является обязательным для всех девятиклассников и служит основным критерием для прохождения в 10 класс или же для поступления в колледжи и техникумы. С 2014 года аттестация была переименована в основной государственный экзамен (ОГЭ), но суть испытания осталась прежней.
Поступление в колледж без ОГЭ невозможно. Аттестация состоит из четырех экзаменов, среди которых два обязательных предмета, таких как математика и русский язык, и две дисциплины по решению самого учащегося. К сдаче ОГЭ допускаются ученики 9 классов, чьи годовые оценки по всем дисциплинам имеют отметку не ниже трех. Если у школьника имеется двойка по одной из дисциплин, он также имеет право пройти экзамен с условием, что он будет сдавать именно этот предмет. Кроме того к ОГЭ допускаются ученики прошлых лет, которые не получили аттестат.
Можно ли поступить в колледж при неудовлетворительных результатах ОГЭ? Это невозможно, однако если вы получили отрицательные отметки за экзамен, у вас есть возможность повторного прохождения аттестации в определенные сроки. При неудачной попытке пересдать экзамены вам будет предложено заново пройти испытание только на будущий год.
Некоторые колледжи могут требовать прохождения дополнительных вступительных испытаний уже на базе самого учебного учреждения. Поэтому, выбрав будущее место обучения, обязательно уточните всю информацию по экзаменам.
Какие документы нужны
Любой абитуриент должен ответственно подходить к подготовке основной документации для подачи заявления, поскольку несвоевременное предоставление документов в приемную комиссию может свести на нет все шансы на зачисление. Итак, что нужно, чтобы поступить в колледж:
Как правило, выпускники получают медицинскую справку еще в школе при прохождении диспансеризации. Такой документ также могут выдать в специальных медицинских учреждениях после проведения необходимого обследования и выявления отсутствия противопоказаний по выбранной специальности.
Стоит учесть, что некоторые учебные заведения могут потребовать дополнительные документы для поступления в колледж. Поэтому заблаговременно уточняйте всю информацию по документации в справочном отделе выбранного вами учреждения.
Подача заявления в несколько колледжей
Как поступить в колледж наверняка? Для этого рекомендуется подавать заявление сразу в несколько учреждений. На сегодняшний день ограничений по количеству подаваемых заявок не существует. А это дает абитуриентам дополнительные преимущества. Во-первых, шансы быть зачисленным в одно из учебных заведений возрастают; во-вторых, у будущих студентов при удачных результатах появляется возможность выбирать между лучшими колледжами города.
Бывают случаи, когда абитуриент не может определиться с будущей профессией и подает заявление на несколько специальностей. Как правило, решающим выбором здесь становится то направление, на котором поступающий проявляет свои наилучшие результаты. Отсутствие ограничений на число заявлений – это отличная подстраховка для будущих студентов. Подавая документы одновременно в несколько приемных комиссий, абитуриент может быть спокоен за свое будущее.
Если вы решаете подать заявление в целый ряд учреждений, заранее уточните, что нужно для поступления в колледж, а также узнайте даты работы приемных комиссий и подготовьте несколько идентичных документационных папок. Часто дни приема заявлений у разных колледжей совпадают, и чтобы успеть заявить о себе во все учебные заведения, будьте готовы от и до.
Сроки обучения
Продолжительность образовательного процесса в колледжах может меняться в зависимости от предпочитаемой вами специальности. Так, студенты экономического направления проходят обучение три года, технического – от трех до четырех лет, а гуманитарного – до пяти лет.
Более того срок обучения часто зависит от выбранных вами уровней подготовки. Если вы решаете получить базовые знания по специальности, то продолжительность обучения не составит более 2-3 лет. Если же вы намерены пройти более углубленную программу, то срок обучения увеличивается минимум на год.
Явным достоинством обучения в колледже является возможность последующего поступления в вуз по своей специальности. При этом вам не придется проходить первый курс: оценив ваши знания и опыт, комиссия может зачислить вас сразу на второй или даже третий курс вуза. Таким образом, при выпуске из университета у вас будет сразу два диплома, а это весьма достойное преимущество, которое позволит вам найти более престижную работу.
Поступление в техникум и ПТУ
Неплохой альтернативой колледжу могут стать такие образовательные учреждения, как техникум и ПТУ. Поступление в эти заведения также возможно после 9 класса.
В чем же заключается отличие техникума от ПТУ? Техникум дает среднее техническое образование, которое отличается лучшим уровнем подготовки. ПТУ – учебное заведение, предполагающее профессиональное образование и предлагающее на выбор простые рабочие специальности.
Работодатели отдают предпочтение лицам, окончившим именно техникумы, а не ПТУ. Однако преимущества училищ заключаются в невысокой стоимости обучения и быстром освоении той или иной профессии. Техникумы дают своим ученикам широкие теоретические знания, в то время как ПТУ делает акцент на практике. Условия поступления в оба заведения ничем не отличаются.
Если вы хотите поступить в техникум или ПТУ, то вам необходимо предъявить в приемную комиссию те же документы, что и при поступлении в колледж. Возможно, вам потребуется пройти дополнительное испытание по профильному предмету, однако такая практика – довольно редкое явление. После выпуска из данных учебных учреждений у студентов есть шанс поступить в вуз и более глубоко освоить свою профессию.
Куда идти после колледжа
Большинство учеников, получившие диплом о среднем профессиональном образовании, желают продолжать приобретать новые знания и умения, следовательно, возникает вопрос: где учиться после колледжа?
После получения среднего профессионального образования при наличии диплома вы можете сразу устроиться на работу. Но многие продуктивные студенты не останавливаются на достигнутом результате и стремятся получить больше опыта и новых возможностей. По окончанию колледжа у них есть два возможных варианта развития событий:
В современном мире первый вариант будет предпочтительнее для большинства учащихся, но нынешние формы обучения, такие как заочная и очно-заочная позволяют совмещать получение знаний вместе с трудовой деятельностью. Для того чтобы выбиться в лидеры необходимо иметь много опыта и профессиональных умений.
Можно сделать вывод, что высшее образование для большинства выпускников со средним профессиональным образованием является почетным и желанным. Такая возможность как получение высшего образования откроет еще больше жизненных перспектив и поможет повысить общественный статус человека. Также получить более высокую должность с таким образованием будет несомненно намного проще.
Куда идти после колледжа
Перед совершением такого важного шага, важно подумать осталось ли у вас желание продолжать обучение по выбранной вами ранее специальности, или же вы хотите выбрать другое направление. Не секрет, что за период вашей учёбы, которая длилась один-два года, ситуация на мировом рынке труда могла значительно поменяться, как и ваши предпочтения, мысли о будущей профессии.
Окончание колледжа можно назвать идеальной базой для высших учебных заведений. Так, поступление в ВУЗ после колледжа студенту со средним профессиональным образованием дает большую уверенность при сдаче экзаменов. Также ему могут пойти на уступки, если у поступающего уже будет выбран профиль дальнейшего обучения. Для таких студентов достаточно будет лишь сдать вступительные экзамены, в то время как тем, кто сразу поступает после окончания школы, необходимо иметь высокие баллы по ЕГЭ.
Но несмотря на возможные поблажки, следует подготовиться к тому, что при выборе дальнейшей специальности не по профилю вам возможно необходимо будет пройти вступительные испытания, как и поступающим школьникам. Поэтому, чтобы не возникло лишних вопросов и неловких ситуаций, заранее уточняйте все интересующие вас моменты по телефону или проконсультируйтесь очно.
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.