что нужно знать ассистенту стоматолога
Ассистент стоматолога — основные и дополнительные обязанности
В первый раз порог кабинета зубного врача каждый из нас переступает ещё в детстве, когда приходит пора избавляться от молочных зубов.
Многие детишки боятся посещать зубного доктора, да и некоторые взрослые тоже, но в том, что стоматолог — профессия очень нужная и важная, мало кто сомневается. А вот ассистент обычно остается в тени. Какова же его роль в рабочем процессе?
Кто такой ассистент стоматолога?
Ассистент стоматолога — это тот самый человек, который встречает и приветствует пациента, приглашает его пройти в кабинет, предлагает расположиться в кресле поудобнее, подсказывает, куда убрать вещи.
Прежде всего, конечно, — это помощник лечащего врача. Он подаёт нужные инструменты, сотрудничает с доктором во время всего рабочего процесса.
Но его роль также заключается в том, чтобы создать максимально комфортные условия для пациента. Именно благодаря доброжелательной улыбке ассистента, его заботе и вниманию многие люди расстаются со страхом перед предстоящей процедурой.
Внимательный сотрудник всегда заметит, что нужно пациенту в данный момент — поправить кресло, прополоскать рот.
Перед приемом помощник обязательно приведет в порядок рабочее место, усадит пациента в кресло со всеми удобствами, настроит свет и приготовит инструменты.
Все интересующие вопросы по поводу лечения можно задавать помощнику врача — он объяснит всё: начиная от особенностей заключения договора по оказанию стоматологических услуг до детального пояснения каждого шага операции.
У него можно получить консультацию об уходе за зубами и полостью рта, о разных видах пломб, он может порекомендовать зубную пасту и щетку — словом, всё, что касается вопросов стоматологии и непосредственно лечения, ассистент пациенту подробно расскажет и объяснит.
А если на стоматологическом приеме оказывается ребёнок — помощник сделает всё, чтобы успокоить и развлечь маленького пациента.
Дату следующего приема пациент обсуждает именно с помощником дантиста — он же заранее позвонит и напомнит человеку о записи.
Ассистент — фигура, значимая не только для врача, но и для пациента.
Учебный курс для ассистентов стоматолога на видео:
Ключевые знания
Ассистент должен обладать базовыми навыками в медицине, а также быть профессионалом в своем деле. Молодой специалист имеет среднее медицинское образование (колледж, техникум, училище) по специальности «сестринское дело».
Периодически сотрудник проходит аттестацию для подтверждения своих знаний.
Вот так выглядят требования по квалификации в трудовом договоре для медицинского работника данного профиля:
Условия закрепления в должности | Требования |
---|---|
Образование | Среднее специальное |
Специальность | Сестринское дело |
Стаж работы по профессии | От 1 года |
Профессиональная переаттестация | 1 раз в 6 месяцев |
Поскольку помощник, кроме ассистирования врачу, ещё решает спорные вопросы с посетителями и ведёт журнал записи — его знания не ограничиваются только узкопрофильными.
Вот полный перечень того, что должен знать помощник:
Как можно увидеть, знать младшему сотруднику необходимо не так уж и мало.
Должностные обязанности
В чем заключается основная работа сотрудника:
Помощник стоматолога — ответственная должность. Именно младший сотрудник отвечает за сохранность и чистоту инструментов, исправность оборудования. Если работник обнаруживает какую-либо неисправность оборудования или поломку инструмента — он сообщает об этом врачу и администрации учреждения, делает запись об этом.
Ассистент следит за тем, чтобы все необходимые лекарства и материалы были в наличии и в достаточном количестве, ведет постоянный король и учет данных средств.
Информирование посетителя — тоже его обязанность. Работник должен известить пациента о побочных действиях используемых медикаментов, предупредить о возможных болевых ощущениях.
Помощник отвечает за точность и достоверность всех производственных записей, за сохранность документации.
Младшего сотрудника совершенно заслуженно называют «правой рукой» стоматолога.
Дополнительные обязанности
Однако должностная инструкция на этом не заканчивается. У ассистента есть ещё и второстепенные обязанности.
Они включают в себя:
Ассистент стоматолога так же, как и другие сотрудники клиники, участвует в обсуждении рабочих вопросов, вносит предложения по улучшению деятельности учреждения и оказанию услуг, высказывает замечания.
Врач и ассистент активно сотрудничают, совместно ведут процесс медицинского обслуживания, советуются. Доктор и помощник действуют вместе слаженно — будто единый организм.
Процесс обучения ассистентов на видео:
Преимущества и принцип работы «в четыре руки»
Работа «в четыре руки» — это коллективная методика, в основе которой лежат сотрудничество и слаженная работа специалистов в дружелюбной и спокойной атмосфере.
Основной принцип данной методики — сокращение стрессовых ситуаций при работе стоматолога, снижение усталости и вместе с тем — повышение продуктивности и производительности труда.
Как гласит народная мудрость: «одна голова хорошо, а две — лучше». То же самое можно сказать и о принципе работы.
Когда доктор работает один — он, естественно, быстрее устает. Усталость влияет на качество работы. А если клиентов много? Тогда доктору придётся совсем тяжко. Конечно, такая загруженность приводит к постоянным стрессам и нервозности. С годами человек быстро «выгорает» на такой работе.
Чтобы изменить эту печальную ситуацию в лучшую сторону — была придумана и разработана методика такой работы, где доктору помогает высококвалифицированный специалист.
Почему не медсестра, а именно специалист узкого профиля? Потому что медсестра обладает общими знаниями, а ассистент обладает навыками именно в стоматологии и может взять на себя часть обязанностей врача.
Работа «в четыре руки». Видео:
Этот способ организации трудовой деятельности имеет ряд ощутимых преимуществ:
Деятельность ассистента стоматолога, на первый взгляд, не представляющаяся особо значимой, — на самом деле очень важна как для врача, так и для пациента.
Благодаря помощи младшего сотрудника, доктора стали испытывать меньшую нагрузку на рабочем месте, что дало возможность спокойно заниматься любимым делом.
А уж для людей, имеющих фобии относительно лечения зубов, ассистент стоматолога является просто спасителем и избавителем от мучительных переживаний.
14 аспектов согласованности действий врача и ассистента на стоматологическом приеме
Согласованность действий врача и ассистента на стоматологическом приеме — это координация их совместных усилий на этапах подготовки, проведения и завершения лечения, что предполагает наличие у них схожей нейродинамики, активного внимания, восприятия, памяти и мышления, а также совпадение установок на качество оказания услуг пациенту — лечения и медицинского сервиса.
Если есть цель приобрести конкурентное преимущество, врач и ассистент отрабатывают систему вербальных и невербальных средств, передающих пациенту согласованность их действий.
Согласованные действия врача и ассистента — свидетельство сформировавшейся диады «врач — ассистент». Согласованность действий — важнейшее условие достижения высокого качества лечения, экономичного расходования психофизиологических ресурсов и предотвращения эмоционального выгорания медперсонала.
Согласованные действия врача и ассистента — это осязаемый пациентами фактор их профессионализма, деловитости, организованности, сосредоточенности на процессе оказании помощи. Наблюдая согласованные действия врача и ассистента, пациент переживает гамму позитивных эмоций:
Совокупность положительных впечатлений о согласованности действий медперсонала пациент включает в вывод: «стоимость лечения оправданна».
Согласованность действий врача и ассистента достигается не сразу. Обычно требуется какое-то время для взаимной адаптации, изучения особенностей работы друг друга.
Согласованность в работе врача и ассистента возникает при наличии ряда условий:
Мастерство диады «врач — ассистент» формируется в процессе осознания и тренировки отдельных аспектов согласования действий на стоматологическом приеме.
Наблюдения за работой стоматолога и его ассистента дали основание разграничить 14 аспектов лечебного приема (консультация здесь исключена), в которых правомерно добиваться согласованности их действий:
Рассмотрим содержание каждого аспекта и укажем типичные недостатки и ошибки, которые выявляются в работе медперсонала.
Подготовка к лечению
Подготовку к лечению осуществляет ассистент. То, как он проведет ее, скажется на всех моментах процесса лечения. Плохая подготовка к лечению не позволяет медперсоналу действовать согласованно — возникнут сбои, паузы, нервозность. Хорошая подготовка дает возможность обеспечить согласованность действий и демонстрировать ее пациенту.
Ассистент принимает во внимание предстоящие лечебные процедуры, специфику данного приема, а также все «дежурные» факторы процесса лечения. Он готовит:
Очень хорошее впечатление на пациента производит «доклад» ассистента врачу. Фраза произносится в момент, когда пациенту предоставлена пауза для занятия удобного положения в кресле.
«Мария Ивановна! Кабинет подготовлен к приему».
Врач реагирует: «Спасибо, Наталья! Приступаем к работе».
Далее врач обозначает (напоминает) пациенту план мероприятий: что будет сделано, какие технологии и материалы будут использованы; напоминает о согласованной на консультации стоимости лечения или уточняет ее во избежание недоразумений после завершения лечения.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Подготовка к лечению»
Ассистент отстает при подаче того, что необходимо врачу.
Причины:
Врач:
Экипировка
Последовательность действий, осуществляемых в поле зрения пациента, должна быть такой:
Примечание. Экипировку ассистента и врача в поле зрения пациента надо проводить в таких случаях: пациент давно не был у стоматолога и, предположительно, не имеет представлений о современных способах обеспечения безопасности лечения или забыл о них; мнительный человек — внимательно наблюдает за действиями медперсонала; требовательный пациент — интересуется ходом лечения, задает вопросы о его безопасности и т. п.
Экипировку следует проводить вне поля зрения пациента, если это ему неприятно, о чем можно догадаться по его поведению; если он неоднократно лечился у вас и знает о том, что вы предпринимаете меры по обеспечению безопасности лечения, в частности, уже демонстрировали экипировку.
Итак, ассистент экипирует врача после того, как надел перчатки себе.
Как помочь надеть перчатки врачу-терапевту. Ассистент должен взять надеваемую перчатку за манжетку кончиками пальцев и вывернуть ее, прикрыв свои пальцы манжеткой, при этом оба больших пальца надо отвести в сторону. Надеваемая перчатка должна быть повернута к врачу ладонной стороной. После того как врач надел перчатку, ассистент расправляет манжетку на его руке.
Как помочь надеть перчатки врачу-хирургу. Ассистент подает врачу перчатки, предварительно надев свои. Во избежание инфицирования стерильной поверхности перчаток врача ассистент берет перчатку за манжетку, при этом кончики указательных и средних пальцев обеих рук вкладывает внутрь перчатки, растягивая манжетку, а безымянные пальцы и мизинцы прижимает к ладоням своих рук, чтобы не касаться стерильных перчаток врача.
При надевании перчаток следует подавать их ладонной стороной к врачу, ориентируясь по большому пальцу. После того как врач надел перчатку, он поднимает кисть вверх, а ассистент, извлекая пальцы из перчатки, расправляет манжетку.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Экипировка»
Ассистент:
Врач:
Примечание. Некоторые участники диады «врач — ассистент» экипируются каждый самостоятельно, причем не только на терапевтическом или ортопедическом приеме, но и на хирургическом, что неправильно и является для пациента антимаркером безопасности лечения. Утрачивается психологическое значение экипировки: пациент лишен возможности увидеть отточенность этого процесса и уважительное отношение ассистента к врачу.
Дезинфекция перчаток
Ассистент дезинфицирует:
Порядок дезинфекции перчаток в поле зрения пациента:
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Дезинфекция перчаток»
Ассистент:
Врач:
Занятие рабочей зоны
Пять причин находиться врачу и ассистенту в своей рабочей зоне:
Врач располагается в зоне «8—12 часов» абстрактного циферблата (условная линия с 12 на 6 часов проходит от головы к ногам пациента, лежащего в кресле), что дает:
Ассистент располагается в зоне «2—5 часов» абстрактного циферблата, что дает:
Зона передачи инструментов проходит в зоне «5—8 часов» абстрактного циферблата, что позволяет:
Пациента надо уложить в кресле с таким расчетом, чтобы удобно было работать врачу и ассистенту и чтобы максимально было удобно самому пациенту.
При нахождении удобной для пациента позы расположения в стоматологическом кресле нужно:
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Занятие рабочей зоны»
Ассистент:
Врач:
Установка света лампы в начале лечения
Примечание. Лампа стоматологической установки — устройство для освещения операционного поля в полости рта пациента. Интенсивность излучения светильника современных установок — более 20 000 Люкс. Имеется регулятор интенсивности светового потока.
Ассистент включает и направляет свет лампы стоматологической установки, учитывая:
Действия ассистента:
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Установка света лампы в начале лечения»
Ассистент:
Врач:
Регулировка света
Ассистент:
Примечания:
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Регулировка света»
Ассистент:
Врач:
Подача инструментов и материалов
Ассистент подает врачу: карпульный шприц с анестетиком, инструменты, материалы, которые нужны на данном этапе лечения, машинный наконечник с бором.
Правила подачи анестетика:
Десять правил подачи инструментов
Примечание. Когда ассистент надевает защитный колпачок на карпульную иглу после инъекции анестетика, ему необходимо быть максимально внимательным, не спешить, чтобы не нанести себе травму — укол иглой. Следует помнить, что игла может быть инфицирована.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Подача инструментов и материалов»
Ассистент:
Врач:
Взять, перехватить, придержать
Ассистент берет или перехватывает инструмент из рук врача.
Врач берет или перехватывает инструмент из рук ассистента.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Взять, перехватить, придержать»
Ассистент:
Врач:
Заменить
Ассистент меняет в зависимости от этапа приема:
Примечание. Вскрывать упаковку со стерильным инструментом следует, производя как можно меньше шума, особенно если врач в это время разговаривает с пациентом.
Врач, в то время когда ассистент заменяет что-либо, имеет возможность:
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Заменить»
Ассистент:
Врач:
Регулировка режимов
Ассистент регулирует:
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Регулировка режимов»
Ассистент:
Врач:
Сушить
Ассистент: сушит операционное поле марлевыми шариками, работает водным аспиратором, чтобы удалить костную стружку и избыток жидкости из операционного поля в полости рта пациента. Жидкость и твердые остатки во рту у пациента удаляются с помощью эвакуаторов (аспираторов).
Эвакуаторы — устройства для удаления воды, слюны и твердых остатков, возникающих при обработке тканей зубов.
Эвакуация необходима, чтобы врач видел операционное поле, а также чтобы предотвратить развитие асфиксии у пациента. Эвакуаторами оснащены все современные стоматологические установки. Для удобства в работе используют наконечники эвакуаторов — пылесос и слюноотсос.
Слюноотсос применяется для удаления слюны из полости рта во время стоматологических манипуляций без использования водной струи. Имеет маленький эвакуационный наконечник, состоящий из гибкой легкозаменяемой одноразовой пластмассовой трубки.
Пылесос применяется для удаления воды, слюны и твердых остатков, так как обладает большей вакуумной тягой, чем слюноотсос. Имеет больший диаметр, чем у слюноотсоса, рабочего шланга, и более объемный наконечник. Наконечники пылесоса бывают многоразовые и одноразовые.
Восемь правил работы с пылесосом и слюноотсосом
Способы захвата наконечника пылесоса
А. Способ держания ладонью и большим пальцем (универсальный) — взять наконечник правой рукой таким образом, чтобы шланг оказался со стороны большого пальца, а большой и указательный пальцы — на вентиле перекрывающего клапана. Наконечник оказывается полностью зажатым в ладонь. Этот способ захвата особенно удобен при работе в II и III секторах зубного ряда.
Б. Способ держания «удочкой» — взять наконечник правой рукой таким образом, чтобы шланг оказался со стороны мизинца, а большой палец — на вентиле перекрывающего клапана. Этот способ захвата обычно используется при работе в I секторе зубного ряда.
В. Способ держания «пишущей ручкой» — взять наконечник правой рукой так же, как и при способе А, с той разницей, что пальцы — мизинец и безымянный — не зажимают наконечник, а располагаются вдоль него. При этом большой и указательный пальцы находятся на вентиле перекрывающего клапана. Этот способ используется при работе в дальних секторах — I и IV — зубного ряда.
Примечание. Способы захвата зависят от вида перекрывающего клапана. Если клапан закручивается (имеет вид шайбы), то надо использовать способы А или В. Если клапан в виде рычага и управляется одним большим пальцем, применяются способы А или Б.
Приемы захвата и установки слюноотсоса
Слюноотсос захватывается таким образом, чтобы большой и указательный пальцы располагались на вентиле перекрывающего клапана, остальные пальцы — вдоль наконечника. Шланг находится со стороны мизинца. Прием захвата схож с приемом захвата В наконечника пылесоса.
Когда ассистент занят подготовкой инструментария или пломбировочного материала, слюноотсос устанавливается стационарно, обычно в подъязычное пространство. Чтобы закрепить слюноотсос, гибкий наконечник изгибается в соответствии с анатомическим строением этого участка нижней челюсти.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Сушить»
Ассистент:
Врач:
Светить полимеризационной лампой
Врач наносит адгезивную систему в полость зуба (или на керамическую конструкцию), кладет порцию светоотверждаемого материала, восстанавливая полость зуба.
Ассистент отслеживает действия врача в полости рта пациента; готовит гелиолампу, настраивая нужный режим; отсвечивает порцию внесенного материала.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Светить полимеризационной лампой»
Ассистент:
Врач:
Убрать
Ассистент убирает:
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Убрать»
Ассистент:
Врач:
Следить
Ассистент следит на протяжении лечебного приема:
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Следить»
Ассистент:
Врач:
5 шагов как стать профессиональным ассистентом стоматолога
Сегодня мы расскажем об одном увлекательным опыте который уверен повлияет на вашу карьеру и поможет вырасти профессионально. Каковы обязанности ассистента стоматолога который является неотъемлемым звеном в каждой стоматологии. Без которого врачу стоматологу сегодня для профессионального обслуживания пациентов просто не обойтись.
Потому что я слышу такие вещи, как: «Я обескуражен». «Мне нужно найти лучшую работу». «Мне бы хотелось, чтобы меня ценили больше». «Я чувствую себя в ловушке». Я не могу понять, как кто-то может сказать такие вещи о карьере, которые я любил в течение почти 23 лет. Да в работе не всегда были розы, но я действительно люблю эту профессию, и я не могу представить себе что-то другое.
Во многих продвинутых странах данная профессия уже давно лицензирована и имеет статус в стоматологии. В постсоветских странах до этого еще не дошли но уверен, что у нас будет точно также со временем. Совсем недавно к нашей работе было отношение как просто вытирать комнаты и чистить инструменты, работая вместе с такими профессионалами, как стоматолог и гигиенист, получившие лицензию. Мы были «командой по уборке», и мы это знали. Во многих случаях мы чувствуем себя недооцененными и переутомленными, у нас мало уважения со стороны коллег, и нас не заставляют чувствовать себя настоящими «профессионалами».
5 вещей для профессионального Ассистент врача-стоматолога:
1. Как вы одеваетесь?
Вы можете думать, что это не имеет большого значения, но поверьте мне, мы все встречаем по одежке, и вы не застрахованы от этих оценочных взглядов. Пациент, приходящий в вашу клинику ил кабинет и смотрящий на «горячий беспорядок», обязательно сделает вывод о вас по вашей внешности. Ваши одежда не по-размеру, брюки настолько длинные, что вы ходите по ним? У вас наглажена форма?
2. Ты первый или последний?
Профессионалы не рассказывают о проблемах. Принося негатив в офис, вы становитесь мишенью для сплетен. Когда вы делитесь грязными маленькими секретами, вы предоставляете платформу для негатива. Это то, что делает профессионал?
4. Где ваш мобильный телефон?
Несмотря на то, что мобильные телефоны появились не так давно, их популярность возросла и продолжает увеличиваться, а с появлением месенджеров и соц.сетей это стало прям жизненной необходимостью. Ранее если нам необходимо было кому-то передать сообщения мы хранили их в наших кошельках, сумках использовали их на случай непредвиденных обстоятельств и не особо задумывались о них. Теперь, кажется, мы должны всегда держать смартфон в руках и постоянно общаться со всеми.
Недостаточно оставить его в нашем кошельке или шкафчике, мы хотим это СЕЙЧАС. Члены команды держат их в карманах пиджака и тайно переписываются за спиной пациента, когда доктора нет в комнате. Могу я спросить, почему? Пожалуйста, скажите мне, какую чрезвычайную ситуацию вы получили вчера по месенджеру, которое навсегда изменило вашу жизнь? В 98% случаях никакую.
Дело в том, что в случае реальной семейной ситуации ваша семья должна иметь номер телефона администратора. Если вы находитесь с пациентом в процессе процедуры, любой процедуры, вы не можете просто остановиться и ответить на звонок или сообщение. Ваша семья всегда должна связаться с администратором и передать всю необходимую информацию.
Представьте себе этот сценарий: вы нанимаете кого-нибудь для покраски вашей гостиной, вам предложили цену, вы определили дату, и день настал. Художник приступает к работе, но вы замечаете, что он пишет сообщения по вайберу, звонит, отвечает на звонки и делает селфи. В конце дня художник говорит вам: «Вы знаете, это был большой объем работы, чем я думал. Мне придется вернуться завтра и закончить, но это также будет стоить вам дороже ».
Вы бы подумали: « Чувак, каждый раз, когда я обращал на тебя внимание, ты разговаривал по чертову телефону!» И если вам в первый раз, могут ничего не сказать, но поверьте мне они замечают и это складывает о вас не самое лучшее мнение. Если врачу приходится преследовать вас каждый раз, когда вы ему нужен, и когда он обнаруживает вас, в тот момент когда вы разговариваете по телефону, или строчите сообщение в месенджере, это показывает вас не с лучшей стороны. Все эти смс уведомления от вас никуда не пропадут не до работы не после. Вам платят за профессиональную сделанною работу, а не за смартфон.
5. Вы отдаете предпочтение непрерывному образованию?
В стране, насчитывающей более 300 тыс. Ассистентов стоматолога, более половины из нас «обучены на рабочем месте». Хотя в этом нет ничего плохого, мы настолько же хороши, как и люди, которые нас обучали. Эта профессия постоянно развивается, и все время появляются новые изменения и рекомендации.
Как ты справляешься? Ну, если вы этого не делаете, вы делаете это неправильно! Быть профессиональным стоматологом означает знать, как правильно выполнять процедуры инфекционного контроля. Это значит разбираться стоматологических материалах и оборудование для стоматологии. Это значит знать, чего ожидать в чрезвычайной ситуации и быть готовым к быстрому решению.
Знаете, что еще появляеться во время обучения?
Уверенность. Уверенность в том, что вы профессионал, и что вы являетесь лидером в своей практике и своей профессии. Эта уверенность будет излучать на ваших пациентов, вашей команды и вашего врача. Та уверенность, которая поможет побудить вас делать больше. И когда вы станете лучше, ваша практика непременно измениться и вы станете на ступеньку выше!
Мы все лидеры, каждый из нас. Независимо от того, есть ли у нас звание или нет, мы каждый день повышаем наш успех. Никогда не позволяйте никому диктовать иначе. Если вы хотите, чтобы вас уважали как профессионала, вы должны требовать этого. И вы делаете это, ожидая большего от себя, сначала!
Вот как это делает профессионал. Установите тон для нашей профессии. Станьте профессионалом, которым вы должны были быть.
ВЫ ИЗУМИТЕЛЬНЫ, ВСЕГДА ПОМНИТЕ ЭТО!