что нужно в нулевой класс
Первый раз в «нулевой класс»
***
Только факты
Более 90 процентов детей согласно исследованиям психологов с удовольствием идут в школу, с нетерпением ждут наступления 1 сентября и имеют высокую мотивацию к обучению, которая резко снижается уже к декабрю. Среди же детей, окончивших подготовительные курсы или так называемую дошкольную гимназию, в школу хотят идти не более 30 процентов. Пяти- или шестилетний ребенок может развиваться только в игре. Но организовать даже игру непросто, так как малыш способен сконцентрировать свое внимание лишь на 3-5 минут.
С 1995 года сеть детских дошкольных учреждений сократилась на 27,2 процента.
***
Комментарий законодателя
Николай Булаев, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке:
На базе школ или на базе детских садов будут организовываться «нулевые классы»? Этот вопрос я бы задал в первую очередь авторам инициативы. Думаю, очевидно, мы не можем устроить «нулевые классы» только в детских садах, потому что достаточно большое количество детей не имеют возможности их посещать, или потому что они физически отсутствуют на территории. Особенно это касается села. К тому же детские сады в наше время, как ни странно, переполнены. Что касается школы, это возможный вариант. Но возникает масса проблем: как дети в столь раннем возрасте будут размещены в школе? Ведь для них нужны специальные условия, отвечающие психофизиологическим особенностям их возраста. Я думаю, что как идея «нулевые классы» имеют право на жизнь, но в организационном плане надо еще подумать, как ее можно реализовать.
Каким мы видим нулевой класс
Николаева Анна
01 декабря 2020 • 13:40
По всей школе располагаются различные небольшие временные выставки. Например, выставка носков. Фото из личного архива.
Уже не детский сад, но еще и не школа. Ведущий вид деятельности постепенно сменяется с игровой на учебную, но в том-то и дело, что постепенно и неравномерно. У кого-то из ребят учебная деятельность «цветет и пахнет», а кто-то с нетерпением ждет, когда можно уже перестать учиться и пойти нормально поиграть. На кону у учителя нулевого класса ни много ни мало — формирование отношения ребенка к школе, которое он может пронести через все школьные годы.
В этом году у нас в школе очень сложный нулевой класс. Из 10 человек в нем есть дети со сформированным познавательным интересом, которые благополучно переходят от игры к учебе, а есть дети, которые еще в начале этого пути. Есть в классе мальчик, которому по возрасту пора уже во второй класс, но он пока отстает от сверстников из-за небольшой задержки психического развития. Есть дети со специальными потребностями.
Поскольку класс непростой администрация приняла решение поставить на него двух педагогов вместо одного. И тут нас тоже ждало испытание — педагогам было сложно сработаться, потому что взгляды на работу у них были, мягко говоря, неодинаковые.
Первая учительница много лет работала с детьми именно в нулевом классе и придерживалась классно-урочной системы. У нее было четкое расписание всех уроков, дисциплина и отчетность перед родителями: «Вот чему мы учились, вот тетрадь вашего ребенка, вот сам ребенок, живой и здоровый, сытый, одетый по погоде». Из минусов — учительница давала материал даже тогда, когда дети уставали, отвлекались и не слушали ее. Материал предлагался в готовом виде, у детей была лишь альтернатива «освоить или не освоить». Учительница была так активна, что активности детей оставалось совсем немного места.
Второй педагог больше была настроена на игру, спонтанность, исследования, но первый год работала с этим возрастом.
Поначалу опыт побеждал, классно-урочная система работала бесперебойно, но вторая учительница чувствовала, что этим детям нужно большее, нежели просто набор уроков и тетрадей. Так же думала и администрация школы.
И вот однажды мы все вместе — директор, завуч начальной школы, психолог и обе учительницы — собрались на мозговой штурм. Мы хотели представить себе идеальный нулевой класс. В результате родился вот такой список.
Что должно быть в идеальном нулевом классе?
1. Деятельностный подход в обучение.
Суть этого подхода в том, что дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами. Ребенок перестает быть объектом приложения усилий учителя, а становится субъектом, активным участником процесса. Звучит заманчиво, но часто учителю, который много лет проработал в традиционной системе, сложно отпустить детей в «свободное плавание».
Забегая вперед, скажу — мы столкнулись с несколькими трудностями. Одна из них — учительница перехватывала инициативу, если видела, что ребенок «шел не туда», не давала ребенку возможности совершить ошибку.
Пример 1.
Дети решают выкрасить сделанный ими картонный дом в оранжевый цвет. Но у них лишь краски трех основных цветов — красный, желтый, синий.
Дети: Оранжевого цвета нет.
Учительница: Тогда красьте в желтый, он похож на оранжевый.
Дети: Мы решили в оранжевый.
Кому-то приходит в голову, что краски можно смешать.
Ребенок: Можно смешать!
Дети: Точно! Смешаем оранжевый!
Учительница: Какие цвета вы смешаете?
Дети: Красный и синий!
Дети бегут к краскам.
Учительница: Стоп! Это не правильно! Подумайте, какие цвета надо смешать?
Дети тормозят, начинают гадать.
Дети: Желтый и синий что ли?
Учительница: Нет.
Дети: Красный и желтый что ли?
Учительница: Молодцы, правильно!
Если бы дети свободно поупражнялись в смешивании красок, то они запомнили бы это гораздо лучше. Но у них был большой шанс совершить ошибку, смешать много краски ненужного им цвета.
Анализируя потом эту ситуацию, мы спросили учительницу, почему она остановила детей. «Краску жалко!», — ответила она. «А как можно было сделать, чтобы дети не тратили много краски?» — спросили мы тогда. «Можно было предложить смешать чуть-чуть и посмотреть, что получится», — ответила учительница. Так маленькими шажками мы шли к тому, чтобы педагог смогла отпустить детей, не пугаться их ошибок, поощрять их самостоятельность.
2. Учимся везде!
Нам было важно, чтобы дети не сидели все время за столами, физкультминутки не в счет. Ребенок — существо от природы активное и подвижное. Кто мы такие, чтобы спорить с природой?
Снова забегу вперед и расскажу, что при использовании активных методов обучения само собой обнаружилось, что учиться можно везде и всегда, а не только в классе во время уроков. И на улице,и в столовой, и по дороге из спортзала в класс. И за столом, и под столом, и на полу, и на подоконнике. Дети расширили свою «школьную географию» и их часто можно было встретить в библиотеке со стопкой журналов или в столовой с лупой.
3. Вместо предметного обучения — интегрированные уроки
Разделить учебный процесс на предметы, несомненно, очень удобно, но тогда возникнут вопросы — как все это пригодиться в жизни? Жизнь-то не делится на предметы. Когда мы решаем задачу по математике — мы, возможно, используем только математику. Хотя нет-нет, да и набросаем схему задачи, применив свои художественные способности. Но когда мы решаем задачу в жизни, то мы черпаем информацию из общего колодца, где все перемешано и взаимосвязано.
Мы для себя решили эту проблему так. Чтобы было на что опереться, взяли за основу программу «Золотой ключик», а точнее ее тематическое планирование и основную идею — организация учебного процесса вокруг некоего события, к которому мы с детьми готовимся.
Например, в теме «Выставка» мы в числе прочего узнавали, какие бывают выставки (окружающий мир, история искусств), ходили на экскурсии (окружающий мир, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения), выбирали, какую выставку хотим провести, договаривались друг с другом (мягкие навыки), объединялись в группы по интересам, писали приглашения и делали билеты (чтение, письмо, математика, копирование, рисование), проводили экскурсии (устная речь, навыки презентации) и т.д.
Задачи, которые возникали в процессе подготовки к выставке, как правило, входили в перечень задач, традиционных и для классно-урочной системы. Просто они «размазаны» по всей деятельности, объединены единой целью и темой, и должны были быть решены в любом случае — иначе невозможно было бы двигаться дальше.
Пример 2.
Ребенок: Надо написать приглашение, но я не умею писать
Учительница: Совсем не умеешь?
Ребенок: Я знаю несколько букв.
Учительница: А если ты будешь подсматривать в алфавит, висящий на стене, тебе это поможет?
Ребенок: Немножко поможет.
Учительница: С чего ты хочешь начать?
Ребенок: Со слова «Приглашаю»
Учительница: Какая первая буква тебе слышится?
Ребенок: «П»
Далее по буквам. Были варианты, когда дети не могли выделить буквы или боялись начать писать. Тогда им предлагалось скопировать то, что написал взрослый. И, уже копируя, дети начинали узнавать некоторые буквы. «Это же „Р“ — моя буква!» — радостно узнавал Рома.
Еще одним препятствие на пути встал вопрос: «А родителям я что покажу?». В самом деле, родители привыкли, что они могут заглянуть в детские тетради и посмотреть на результаты сегодняшних трудов своих детей. А как отчитаться теперь? Когда дети готовятся к событию, вопрос отпадает сам собой. Мы покажем им выставку, они получат собственноручно написанное и нарисованное приглашение и билет, который на входе проверит билетер. Они услышат экскурсию, которую по очереди будут проводить дети. Само содержание тоже потребует от маленьких организаторов знаний и умений, потому что они могут устраивать не только выставки рисунков и поделок, но и технические, научные выставки. Например, у нас была художественная экспозиция и демонстрация картонной мебели.
Будучи активными, понимая, что их интересы и склонности учтены, дети с удовольствием рассказывают дома про то, как идет подготовка. Родители, которые раньше говорили, что из ребенка слова не вытянешь про то, что происходило в школе, были приятно удивлены.
Отмечу, что при такой форме организации обучения, хорошо вливаются в процесс дети с особенностями. Они принимают на себя те роли, которые им по силам, и не вываливаются из процесса.
4. Игра по-прежнему важна и нужна ребенку.
Большая часть обучения проходит в игровой форме. Свободная сюжетно-ролевая игра должна присутствовать в этом возрасте ежедневно, и для нее нужно выделять достаточно времени. Чтобы она еще лучше работала на развитие, мы оснастили предметную среду класса атрибутами для игр. В основном это были предметы-заместители — разнообразные палочки, природный материал, отрезы ткани, подушки разных размеров, малярный скотч и многое другое.
. Плюс чек-листы
После того, как мы выделили для себя важные четыре пункта, на доске осталось еще много отдельных записей, которые мы объединили в своеобразные чек-листы, чтобы отслеживать наличие этих навыков у наших нулевичков. Такие списки могут лежать у учителей перед глазами и напоминать, зачем нужно понаблюдать и над развитием каких умений стоит поработать.
Чек-лист № 1. Развитие неакадемических навыков
✔ Умеет соблюдать правила.
✔ Активен.
✔ Умеет слушать.
✔ Умеет просить о помощи и предлагать помощь.
✔ Владеет навыками самообслуживания.
✔ Самостоятелен.
✔ Понимает свои чувства и эмоции.
✔ Понимает чувства и эмоции другого.
✔ Умеет коммуницировать со взрослыми и детьми.
✔ Произвольность развита в рамках возраста.
Чек-лист № 2. Остальные умения.
✔ Умеет повторять по образцу.
✔ Умеет подписать свой листок.
✔ Может ждать очереди.
✔ Не боится водить в игре.
✔ Осваивает правила настольных и подвижных игр.
✔ Может запомнить и выполнить двух-трехчастную инструкцию.
✔ Понимает фронтальную инструкцию (для всех детей одновременно).
✔ Работает по заданию самостоятельно.
✔ Умеет запоминать слова в игре (присказки).
✔ Вовремя заканчивает играть после просьбы учителя.
✔ Умеет не подглядывать, когда в игре требуется закрыть глаза.
✔ Умеет поднимать руку или давать условный сигнал,когда знает ответ.
✔ Умеет объяснять свое решение.
✔ Ориентируется на листе, по клеточкам, в пространстве в целом относительно себя и относительно других.
Итак, класс по-прежнему непростой, работа в ним требует многих усилий, но дети показали, как увлеченно они могут работать вместе, какие интересные и свежие идеи могут генерировать, если у них есть возможность и поддержка, и это придает сил и им самим, и учителям, которые с ними работают.
Учителя этого класса, увлеченные подготовкой к выставке, начали видеть друг в друге опору и поддержку. Более опытной учительнице пришлось выйти из зоны комфорта, отказавшись от классно-урочной системы, прибегать к помощи своей младшей коллеги, когда требовалась спонтанность, креативность, умение рассмотреть проблему с разных сторон. Младшая коллега набиралась опыта в организации работы и пространства.
Это еще самое начало пути, но, поверьте, это очень хорошее начало.
Об авторе: Анна Николаева, педагог-психолог школы «Проектор» (Тбилиси, Грузия).
Как записать ребенка на подготовку к школе в 0 и далее 1 класс
Дорогие родители будущих первоклассников!
Если Вашему чаду предстоит попрощаться с беззаботным дошкольным детством уже в скором времени, подумайте: так ли это просто – записывать ребенка в школу?
Выбор школы – это ответственный шаг, от которого зависит будующее в жизни ребенка.
Кроме того, на Ваших плечах лежит ответственность за сбор документов, необходимых для поступления, и непосредственно сам процесс.
А в какой класс попадет малыш?
В начальной школе дети занимаются только с одним учителем – классным руководителем.
Поэтому от того, насколько он педагогически компетентен, тоже зависит не мало.
Это желание или нежелание ребенка идти в школу.Наличие или отсутствие серьезных психических травм.
Поэтому не откладывайте решение данных вопросов в долгий ящик и давайте вместе разберемся, что, как и когда следует делать.
Нужно ли записывать ребенка в школу
Самое главное, с чем нужно разобраться в первую очередь, — это готовность ребенка к школьному обучению!
Она бывает психологическая, социальная и физиологическая.
Психологическая
К моменту завершения дошкольного детства у ребенка должны быть достаточно сформированы психические процессы (речь, мышление, внимание, память, восприятие и ощущения).
Произвольность этих процессов, как и поведения в целом, должна быть развита, хоть и не обязательно в полной мере (для этого есть начальная школа).
Существует целое множество интересных психологических тестов и заданий для диагностирования познавательных психических процессов.
Когда речь идет о школьной готовности, наряду с перечисленными процессами изучаются также воля и мотивация ребенка.
Недостаточно развитая воля и преобладание игровой мотивации над учебной мешают в обучении.
Социальная
Этот пункт подразумевает умение общаться со сверстниками и взрослыми, а также знания ребенка о себе, о своей семье и городе, об основных правилах безопасности.
Насколько Ваш ребенок самостоятелен и социально адаптирован?
Физиологическая
То, что все педагоги знают как «дважды два», — шестилетние дети в большинстве случаев не готовы к школе!
Даже если они психически развиты и многое знают, физиология не позволяет им резко сменить ведущий вид деятельности с игры на учебу.
Решающую роль здесь играют особенности нервной системы – резкое погружение в уроки может довести малыша даже до невроза.
Какой школе отдать предпочтение
Разумеется, всегда можно положиться на удачу и отдать ребенка в ту школу, за которой он закреплен в соответствии с местом жительства.
Но если Вы не хотите пускать дело на самотек и желаете, чтобы он ходил в лучшую школу, отлично подходящую ему, то придется подумать – в какую же именно?
Школы не одинаковы, как может показаться на первый взгляд.
Очень многое зависит от следующих факторов: директор (администрация), учителя (а точнее – тот учитель, к которому попадет малыш), школьные психологи, местоположение школы, а также, конечно, ее направленность (наличие того или иного уклона), платность или бесплатность (тоже немаловажный момент), наличие той или иной идеологии.
А какие факторы на Ваш взгляд решающие?
Направленность школы
Если Вы уверены, что ребенку будет лучше в гимназии, лицее или школе с углубленным изучением отдельных предметов, важно понять – какой именно должен быть уклон.
Также стоит помнить, что помимо качества образования такие образовательные учреждения отличаются от обычных школ тем, что в них выше требования к ученикам.
Стоит уточнить, что гимназия и лицей отличаются друг от друга тем, что гимназия более ориентирована на теоретическое образование, в то время как лицей – на практическое.
Платность или бесплатность
Разумеется, можно предположить, что дорогая школа обучает качественнее, чем бесплатная, но не нужно делать такой вывод слепо.
Прежде чем записать ребенка в платную школу, изучите рейтинги и отзывы: возможно, игра не стоит свеч.
Идеология
Далеко не во всех, но в некоторых школах присутствует та или иная общая идеология, определяющая всю деятельность учреждения.
Изучите различные педагогические теории и, возможно, какая-либо из них будет ближе Вам по духу.
Поищите школу с такой или похожей идеологией.
Например, существует замечательная идеология Монтессори-педагогики (не без недостатков, но задумка очень интересная).
Суть Монтессори-школ (как и Монтессори-садиков) заключается в том, чтобы предоставлять детям свободу выбора в изучаемых дисциплинах, в видах деятельности, а иногда даже в графике посещаемости.
Таким образом малыш, опираясь на интуицию, на свою собственную природу, ищет именно то направление, которое ему по душе, и в дальнейшем это станет его профессией, призванием.
Однако отмечается, что данная система работает только в том случае, если ребенок всегда воспитывался и воспитывается в свободе выбора (иначе его чутье просто не будет знать, в какую сторону его вести).
Администрация и педагогический состав
С этим фактором нам не справиться без личного знакомства.
Тогда, когда Вы выберете подходящую или понравившуюся школу, будет неплохо предварительно прийти в нее, осмотреться, познакомиться с директором и учителями начальной школы.
Узнайте о том, есть ли в образовательной организации психолог (в норме их должно быть несколько, но практика показывает, что иногда нет даже одного).
Если получится, пообщайтесь и с ним.
Однако стоит предупредить, что посещение школы для людей, чьи дети не посещают ее, может оказаться под вопросом.
Кстати, охранную систему школы также было бы полезно увидеть – а насколько хорошо в ней защищают детишек?
Местоположение образовательного учреждения
Несомненно, удобнее всего было бы выбрать ближайшую к дому школу.
Согласно территории проживания, ребенок прикреплен к ней (или к соседней) заранее.
Но если другая школа нравится Вам больше и в ней есть свободные места, Вы в праве записать ребенка туда.
Единственное, что остается неизменным, — важность безопасности и удобства местоположения.
Если учреждение находится в самом криминальном районе города или до него нужно добираться около часа – конечно, Вы понимаете, что это не самый лучший вариант для зачисления.
Каким способом и когда записать ребенка в школу
Существует два способа
Очный
С глазу на глаз, по старинке.
Не для всех самый удобный вариант, но все же классика. Придя в школу, перед поступлением и пообщавшись с представителями заведения, вы узнаете о ней и о них лично.
Когда же приходить в учреждение?
Вы уже выбрали, в какое именно, то теперь важно знать, прикреплены ли Вы к нему (по прописке или временной регистрации).
Если да, то можете начать подавать заявление уже с 1 февраля. Если нет, то только с 1 июля.
Кроме школы Вас также должны принять в МФЦ и Центре муниципальных услуг с целью приема ребенка в первый класс.
Подавать документы можно в одну, две или три школы.
Заочный
Способ, который явно сэкономит Ваше время и, возможно, нервы, обеспечивает единый портал государственных услуг (Госуслуги). Там Вы также можете подать заявления максимум в три образовательных учреждения.
Запись для детей с некоторыми льготами возможна начиная с 15 декабря до 5 сентября.
Запись без льгот, но в закрепленную за ребенком школу, длится с 20 января до 30 июня.
Точно так же, с 1 июля, можно записать ребенка в школу, которая за ним не закреплена, однако лишь при наличии свободных мест.
Подробности того, как записать ребенка в школу через Госуслуги, мы рассмотрим отдельно позднее.
Необходимые документы
Обязательные при подаче документы:
Документы, которые можно донести по готовности до 30 августа:
Как записать ребенка в школу через Госуслуги
Полезные советы
Ситуации из жизни
Так как Госуслугам доверяют пока не все, традиционно во многих городах около школ в ночь на 1 февраля образуются огромные очереди.
Порой люди занимают очередь за несколько дней. Так в 2017 в Нижнем Новгороде до ужасного состояния был избит мужчина в очереди из 150 человек.
Они ждали записи в школу, которая готова была принять лишь 75 первоклассников.
Те, кто все-таки попал на запись в школу, могут столкнуться с другой проблемой – собеседование.
Родители готовятся к нему, переживают, подготавливают детей.
Детям там проводят некий тест, но с какой целью – любопытный вопрос, ведь ни о какой конкурсной основе права на основное образование не может идти и речи.
Работники школы могут с помощью этого лишь чуть лучше понять способности ребенка.
Основная часть детей, с которыми занимались родители или они проходили другие курсы подготовительного образования, умеют читать и считать.
Их родители уже даже задумываются о том как научить ребенка быстро читать.
Но, 43 статью Конституции РФ никто не отменял
Статья 43 Конституции РФ гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования.
На этом я прощаюсь с Вами и желаю удачного поступления Вашего ребенка в школу!
Ждите обновлений блога и делитесь новой информацией (особенно, с теми, у кого есть дети)!