что нужно уметь в результате изучения тсп
О предмете и задачах учебной дисциплины «Тактико-специальная подготовка»
Педагогические науки
Похожие материалы
Дисциплина «Тактико-специальная подготовка» (далее – «ТСП») в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации представлена как обособленная учебная дисциплина и выступает в качестве одной из главных составляющих профессионального мастерства сотрудника ОВД [1, с. 83].
Предмет упомянутой дисциплины включает в себя теоретическую подготовку личного состава органов внутренних дел по применению нормативно-правовых актов, которые регламентируют:
Главной целью дисциплины «ТСП» является формирование готовности будущего специалиста к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, пресечению и предупреждению различного рода противоправных деяний, силовой защите законодательных установлений.
При изучении дисциплины у курсантов и слушателей должны сформироваться высокие морально-боевые качества и развиться тактическое мышление. Они обязаны приобрести устойчивые навыки выполнения функциональных обязанностей командиров подразделений, действуя при этом самостоятельно, с разумной инициативой и творческим подходом. Быть способными решать служебные задачи при любых условиях и обстоятельствах.
ТСП наиболее полно обеспечивает комплексное обучение сотрудников ОВД умелым и слаженным действиям при выполнении оперативно-служебных задач в условиях, максимально приближенных к действительности, где вырабатываются высокое профессиональное мастерство, морально-психологическая устойчивость, физическая закалка и выносливость [2, с. 46].
Практическую деятельность ОВД, связанную с обеспечением общественной безопасности при чрезвычайной обстановке, принято называть специальной деятельностью. Именно теория и практика специальной деятельности органов внутренних дел ии являются предметом ТСП.
Целью ТСП является обучение личного состава органов внутренних дел эффективным действиям при выполнении оперативно-служебных задач в особых условиях [4, с. 8].
В соответствии с действующим законодательством, задачи ОВД в условиях чрезвычайной обстановки заключаются в следующем:
В следствие прикладного характера понятия «специальная деятельность», цель ТСП может быть достигнута лишь посредством эффективного взаимодействия ее структурных элементов, к которым относятся:
Специальная топография рассматривает вопросы использования графических документов в оперативно-служебной деятельности ОВД (чтение топографических карт, составление служебно-графических документов, осуществление различных измерений и ориентирование на местности и по карте).
Деятельность ОВД при чрезвычайных ситуациях состоит в применении теоретических знаний и практических действиях во время техногенных и природных катастроф (например, при прогнозировании и оценке химической и радиационной обстановки на обслуживаемой территории, использовании средств коллективной и индивидуальной защиты).
Специальная тактика изучает способы и приемы действий отдельных сотрудников и специально создаваемых групп, а также управление ими в особых условиях.
Общая часть представляет собой основу специальной тактики и состоит из целого ряда общих и частных теорий, а также определяет тенденции развития и общее место специальной тактики в системе научного знания. Традиционно к ней относятся основы тактики действий сил ОВД, которые привлекаются для специальной деятельности, а также теория их организации и управления ими при выполнении специальных задач.
На базе общей теории разрабатывают методы специальной деятельности ОВД по конкретным видам и направлениям. Они классифицируются по характеру и содержанию, общим признакам и группируются в соответствующие системы, которые образуют разделы особенной части специальной тактики, в частности:
Таким образом, ТСП представляет собой комплексную научную дисциплину, которая имеет четкую структуру взаимосвязанных компонентов (учебных дисциплин), предназначенных для решения общей задачи.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Методика проведения занятий по тактико-специальной подготовке
Глава 33
Методика проведения занятий по
33.1 Общие положения
Задачами обучения по тактико-специальной подготовке отделения (расчета) являются:
Обучение отделения по тактико-специальной подготовке проводится на тактико-строевых и тактико-специальных занятиях в поле.
Учебный материал необходимо отрабатывать в строгой логической последовательности, во взаимосвязи с изученным материалом по специальной подготовке, оружию массового поражения вероятного противника и защите от него, инженерной, разведывательной, огневой, строевой, физической подготовке, военной топографии, связи и военно-медицинской подготовке.
Вначале проводится одиночная подготовка солдат, затем подготовка отделения (расчета).
Основной формой тактико-специальной подготовки солдат и подразделений (отделение, взвод, рота) войск РХБ защиты являются тактико-строевые занятия. Они представляют собой первую ступень боевого слаживания подразделений, первые шаги на пути к коллективному боевому мастерству и предназначаются для отработки приемов и способов действий солдат на поле боя, а также способствуют развитию у обучаемых инициативы, творчества, находчивости в выполнении задач РХБ защиты, а у командиров навыков в командовании.
При обучении личного состава необходимо не допускать несчастных случаев, аварий и катастроф, обеспечить экологическую безопасность окружающей среды, строго соблюдать требования безопасности при работе на специальной технике и использовании имитационных средств.
33.2 Примерный план проведения занятия
командир 1-го взвода
(в/звание. подпись, инициал, фамилия)
“___”______________ 200 ___ г.
проведения тактико-строевого занятия с 1-м отделением
радиационной, химической и биологической разведки
Тема 1: Действия отделения радиационной, химической и биологической разведки в обороне
Занятие 1: Тактико-строевое. Ведение отделением радиационного, химического и биологического наблюдения
Учебные и воспитательные цели:
1. Научить солдат выполнять приемы и способы действий при развертывании поста радиационного, химического и биологического наблюдения и ведении наблюдения.
2. Формировать у личного состава высокие психологические качества, разумную инициативу при действиях в составе поста радиационного, химического и биологического наблюдения (ПРХБН).
Время: 2 часа (100 минут).
Место: учебное поле.
1 Наставление по боевому применению химических войск.
2 Тактика подразделений войск радиационной, химической и биологической защиты.
4 Учебник сержанта войск радиационной, химической и биологической защиты;
б) материально-техническое обеспечение
Учебные вопросы и время на их
отработку. Действия командира
Выстраиваю отделение, проверяю его готовность к занятию и докладываю командиру взвода.
Устраняю выявленные недостатки
Выполняют команды командира отделения и командира взвода
Объявляю первый учебный вопрос и порядок его отработки.
Ввожу обучаемых в тактическую обстановку. Противник ведет бой на удалении 5 км в северо-западном направлении. Наше отделение имеет задачу выдвинуться на командный пункт полка в район отм. 151,9 и развернуть пост радиационного, химического и биологического наблюдения в 300 м севернее отм. 151,9 и в 10.00 быть готовым к ведению радиационного, химического и биологического наблюдения”.
Разъясняю личному составу отделения порядок выдвижения в район развертывания ПРХБН и приступаю к тренировке порядка выдвижения отделения на машине и в пешем порядке по элементам.
Показываю оборудованный окоп для ПРХБН и объясняю порядок размещения на нем приборов радиационного и химического наблюдения, средств связи, оповещения и документации, а также порядок маскировки поста.
Тренирую обучаемых в развертывании поста РХБН для ведения наблюдения из окопа и его маскировке, а затем при ведении радиационного, химического и биологического наблюдения с машины и ее маскировке.
Провожу частный разбор действий обучаемых по первому учебному вопросу
Уясняют тактическую обстановку и порядок размещения приборов РХР, средств связи, оповещения и маскировки поста
Тренируются в размещении приборов, машины, средств связи, оповещения и документации на посту РХБН
Объявляю второй учебный вопрос и порядок его отработки.
Уясняют тактическую обстановку
Ставлю задачу отделению.
При обнаружении радиоактивного заражения докладывать мне. При обнаружении химического и биологического заражения подать сигнал оповещения ракетой СХТ, надеть противогаз и доложить мне.
Проверяю уяснение задачи подчиненными и подаю команду: “Пост радиационного, химического и биологического наблюдения развернуть”, контролирую действия личного состава отделения.
поставленную задачу и свои действия в создавшейся обстановке
Личный состав отделения развертывает пост РХБ наблюдения, обучаемые действуют поочередно в качестве наблюдателя и по вводным
Тренирую личный состав отделения порядку ведения наблюдения и действиям по сигналам:
— вспышка ядерного взрыва;
— налет авиации противника;
— снятие показателей приборов метеонаблюдения и ведение журналов метеорологических наблюдений, радиационного и химического наблюдения.
Ведение радиационного и химического наблюдения
Провожу разбор занятия, отмечаю положительные стороны, характерные недостатки и пути их устранения. Объявляю оценки личному составу отделения и отвечаю на вопросы.
Докладываю командиру взвода об окончании занятия и полученных оценках
Слушают, уясняют, задают вопросы
Командир 1-го отделения
(в/ звание, подпись, инициал, фамилия)
“___”_______ 200___ г.
33.3 Методика подготовки подразделений
33.3.1 Подготовка занятия
Подготовка тактико-строевого занятия включает: личную подготовку руководителя; определение и уточнение исходных данных; подготовку материально-технического обеспечения; разработку плана проведения занятия; подготовку обучаемых к занятию.
Личная подготовка руководителя к занятиям осуществляется заблаговременно на учебно-методических сборах, командирских, инструкторско-методических, показных и других занятиях, а также при самостоятельном изучении соответствующих руководящих документов, учебных пособий и литературы.
Исходные данные для подготовки занятия его руководитель получает в ротном расписании занятий (тема и содержание учебных вопросов, время и место его проведения, материально-техническое обеспечение, необходимая литература для подготовки к занятию). Кроме того, они могут быть уточнены в ходе рекогносцировки района занятия, инструктажа или указаний командира взвода (роты). Другие исходные данные, например уровень выучки личного состава, руководитель занятия определяет самостоятельно.
Определив и уточнив исходные данные, руководитель занятия приступает к разработке плана его проведения. Он может разрабатываться на схеме (карте) или составляться в рабочей тетради и должен содержать: тему, учебные и воспитательные цели, учебные вопросы, время и место проведения занятия, руководства и пособия, используемые при подготовке к занятию, материально-техническое обеспечение и ход занятия.
33.3.2 Проведение занятия
Занятие может начинаться непосредственно в расположении части или из исходного положения. Перед выходом в район занятия командир подразделения (взвода или роты) проверяет готовность личного состава к занятию, исправность вооружения и техники, наличие средств материально-технического обеспечения, уточняет знание обучаемыми требований безопасности. При выдвижении в исходное положение и возвращении с занятий с подразделениями могут отрабатываться отдельные учебные вопросы или различные вводные.
В исходном положении командир взвода объявляет тему, учебные цели и первый учебный вопрос, вводит обучаемых в тактическую обстановку и ставит задачи командирам отделений. При проведении тактико-строевого занятия командир взвода, а в последующем и командиры отделений, после объявления учебного вопроса указывают порядок и последовательность его отработки.
В дальнейшем руководитель занятия объясняет, при необходимости, порядок действий подразделений, подает сигнал на обозначение обстановки и команду для выполнения первого действия (приема) или на работу должностных лиц и практические действия подразделения.
При проведении тактико-строевого занятия командир отделения может начать его с образцового показа выполнения определенных действий специально подготовленным военнослужащим. При этом вначале изучаемое действие показывается в целом, потом по элементам, а затем вновь в целом. Командиры отделений после подачи команды командиром взвода, разводят отделения на указанные места учебных точек и тренируют обучаемых. При нечетких действиях или допущении ошибок они разъясняют и показывают, как надо действовать правильно и снова приступают к тренировке личного состава. По окончании отработки приемов, рассматриваемых в учебном вопросе, они отрабатывают учебный вопрос слитно, вначале в медленном темпе, а затем с учетом временных показателей существующих нормативов.
В такой же последовательности проводится отработка всех учебных вопросов занятия.
Тактико-строевое занятие заканчиваются разбором.
Командиры отделений проводят краткий разбор, в котором указываются учебные вопросы, которые были отработаны на занятии, разбираются действия солдат по каждому учебному вопросу, анализируются ошибки и причины их вызвавшие при отработке учебных вопросов, объявляются оценки каждому солдату и указывается, что необходимо сделать для устранения недостатков, допущенных в ходе занятия.
33.3.3 Пример описания методики проведения тактико-строевого занятия
Тема 1: Действия отделения радиационной, химической и биологической разведки в обороне
Занятие 1: Тактико-строевое. Ведение отделением радиационного, химического и биологического наблюдения
Учебные и воспитательные цели:
1. Научить отделение выполнению приемов и способов действий при ведении радиационного, химического и биологического наблюдения.
2. Выработать у личного состава высокие психологические качества при действиях в составе поста радиационного, химического и биологического наблюдения.
1. Выдвижение в район развертывания поста радиационного, химического и биологического наблюдения, его оборудование и маскировка.
2. Действия отделения при ведении радиационного, химического и биологического наблюдения.
Место: учебное поле.
Перед началом занятия взвод выстраивается в расположении части, командиры отделений проверяют готовность своих отделений к занятию и докладывают командиру взвода.
После устранения выявленных недостатков командир взвода дает команду на выдвижение взвода к месту занятия.
В ходе выдвижения отрабатываются действия при внезапном нападении противника, налете авиации противника и др.
В районе занятия командир взвода объявляет тему, учебные цели занятия и проверяет знание личным составом теоретических положений по отрабатываемой теме. При необходимости командир взвода напоминает обучаемым, что отделение радиационной и химической разведки, назначенное для ведения радиационного и химического наблюдения, составляет пост радиационного, химического и биологического наблюдения и выполняет следующие задачи: обнаруживает заражение местности и воздуха радиоактивными, токсичными химикатами и бактериальными (биологическими) средствами вероятного противника, определяет уровни радиации и тип токсичных веществ и подает сигналы оповещения; устанавливает и обозначает границы участков местности, зараженных радиоактивными и токсичными химикатами, в районе расположения поста; ориентировочно определяет параметры ядерного взрыва и направление перемещения радиоактивного облака; контролирует изменение уровней радиации на местности и степень заражения воздуха токсичными химикатами; берет пробы воздуха, почвы, растительности и других предметов и направляет их в лаборатории; проводит метеорологические наблюдения. Затем указывает места занятий отделениям и приказывает командирам отделений приступить к отработке учебных вопросов.
1 Выдвижение в район развертывания поста радиационного,
химического и биологического наблюдения, его оборудование
Прибыв с отделением к месту занятия, командир отделения объявляет первый учебный вопрос и объявляет порядок его отработки по элементам, которыми могут быть: выдвижение в район развертывания поста, оборудование поста в окопе, траншее, ходе сообщения и его маскировка..
Командир отделения занятие начинает примерно так: “Отрабатываем первый элемент учебного вопроса – выдвижение отделения в район развертывания поста РХБ наблюдения. Противник ведет бой на удалении 3 км. Наше отделение имеет задачу выдвинуться на командный пункт полка в район отм. 151,9, развернуть ПРХБН 300 м сев. отм. 151,9 и в 10.00 быть готовым к ведению радиационного, химического и биологического наблюдения”.
Далее солдатам объясняется, что радиационное, химическое и биологическое наблюдение отделение ведет, как правило, с химической разведывательной машины. В тех случаях, когда обстановка или условия маскировки не позволяют вести наблюдение с машины, наблюдатели с приборами разведки могут располагаться в траншее, ходе сообщения или специально оборудованном для наблюдения окопе. Химическая разведывательная машина в этом случае размещается в ближайшем от поста укрытии, складках местности и т. п. После этого командир отделения приступает к обучению отделения выдвижению в район поста на машине и в пешем порядке, добиваясь от отделения быстрого выдвижения с использованием маскировочных средств местности, правильного преодоления препятствий, ведению наблюдения за противником в ходе выдвижения и четким докладом об обнаруженном противнике. Если обучаемые в ходе выдвижения допускали ошибки, неумело использовали местность, то командир отделения делает краткий разбор, указывает на недостатки и повторно отрабатывает эти вопросы.
Так, повторив действия отделения по отрабатываемому элементу несколько раз, он добивается желаемых результатов.
После этого командир отделения показывает оборудованный окоп для ПРХБН, объясняет порядок размещения в нем приборов радиационной и химической разведки, средств связи, оповещения, документации, место наблюдателя и химической разведывательной машины, а также порядок маскировки поста с использованием подручных и табельных средств и условия выполнения нормативов по развертыванию поста. Для закрепления навыков по отработанному элементу командир отделения тренирует обучаемых в размещении приборов, машины и маскировке поста.
Добившись четких действий обучаемых, командир отделения показывает порядок оборудования поста радиационного, химического и биологического наблюдения при ведении наблюдения с машины. Во всех случаях место наблюдательного поста должно обеспечивать хороший обзор в заданной полосе (районе), маскировку машины и иметь скрытые пути подхода из расположения своих войск. После показа и объяснения командир отделения приказывает установить химическую разведывательную машину в укрытие и произвести ее маскировку.
Обучив солдат развертыванию и маскировке поста радиационного, химического и биологического наблюдения, командир отделения проводит частичный разбор действий личного состава по отрабатываемому вопросу и приступает к отработке второго учебного вопроса.
2 Действия отделения при ведении радиационного,
химического и биологического наблюдения
Отделение получило задачу вести радиационное, химическое и биологическое наблюдение в районе “развилка дорог”, “отдельное дерево”, “развалины”, “курган”. Пост радиационного, химического и биологического наблюдения оборудовать 300 м сев. отм. 151,9.
Наблюдателю вести наблюдение из окопа. К наблюдению приступить в 10.00. Особое внимание обратить на район расположения командного пункта. Приборы разведки включать через каждые 15 мин, а после ядерных взрывов, вскрытия в воздухе головных частей ракет, налета авиации и артиллерийского обстрела района наблюдения и подачи сигнала оповещения соседними наблюдательными постами – немедленно.
При обнаружении радиоактивного заражения докладывать мне. При обнаружении химического и биологического заражения подать сигнал оповещения ракетой СХТ, надеть противогаз и доложить мне. Метеокомплект развернуть у окопа, метеонаблюдения проводить через каждые 3 ч, а при обнаружении ОВ – немедленно.
Химическую разведывательную машину поставить в укрытие и замаскировать. Мой заместитель – старший химик-разведчик”.
Проверив уяснение задачи подчиненными, командир отделения подает команду: “Пост радиационного, химического и биологического наблюдения развернуть” и приступает к отработке первого элемента. Кратко объяснив и показав порядок действий наблюдателя при заступлении на пост (проверить работоспособность приборов, наличие и исправность средств оповещения и связи; по схеме ориентиров изучить ориентиры на местности; ознакомиться с записями в журнале наблюдения), командир отделения назначает наблюдателя и, периодически сменяя его, тренирует обучаемых в выполнении показанных действий и приемов (при этом отрабатываются также нормативы по подготовке приборов к работе и проверке их работоспособности).
Добившись твердого усвоения показанных приемов, командир отделения отрабатывает действия наблюдателя по вспышке ядерного взрыва.
Он объясняет, что вид ядерного взрыва определяется путем визуального наблюдения внешней картины взрыва. Мощность ядерного взрыва может быть ориентировочно определена по высоте подъема облака ядерного взрыва. Центр (эпицентр) ядерного взрыва определяется по азимуту и времени прихода ударной волны к ПРХБН. Направление движения радиоактивного облака определяется относительно ориентиров, местных предметов или сторон горизонта.
Объяснив порядок действий наблюдателя, командир отделения ставит задачу всем химикам-разведчикам определить параметры ядерных взрывов, которые будут имитироваться по команде командира взвода. При этом отрабатываются действия личного состава по вспышке ядерного взрыва и умение определять его параметры.
По отработке следующего элемента командир отделения объясняет и показывает солдатам обязанности и порядок действий наблюдателя при возникновении пожара на ПРХБН от воздействия светового излучения при ядерного взрыва или при применении противником зажигательных веществ. Для этого в районе поста подрываются имитационные фугасы с огнесмесью или поджигается огнесмесь, разложенная заранее, и солдаты обучаются способам быстрого тушения очагов пожара. Добившись четких действий, командир отделения отрабатывает действия наблюдателя при обнаружении радиоактивного заражения с помощью приборов. Для этого он указывает, что облако наземного взрыва движется в сторону поста, а затем с помощью тренажеров дозиметрических приборов показывает постепенное нарастание уровней радиации в районе поста и обучает подчиненных быстрому и четкому снятию показаний приборов и докладам об уровнях радиации. При достижении уровня радиации 0,5 рад/час, приказывает наблюдателю подать сигнал “Радиационная опасность” и проверяет умение обучаемых действовать по этому сигналу.
В такой же последовательности отрабатываются все элементы учебного вопроса. Если обучаемые допускают ошибки, командир отделения громко, так чтобы слышали все обучаемые, указывает на ошибку и продолжает тренировку.
После выработки прочных навыков в раздельном выполнении разучиваемых элементов командир отделения отрабатывает действия по учебному вопросу в слитном выполнении.
В заключении командир отделения объясняет, что перемещение ПРХБН производится по указанию командира (начальника), выставившего пост, и осуществляется одновременно с перемещением пункта управления, на котором выставлен пост. При перемещении в новый район, отделения, находясь в движении, ведет радиационное, химическое и биологическое наблюдение и поддерживает связь по радио с командиром (начальником), которому подчинен пост.
Командир взвода, приняв доклад от командиров отделений, проводит разбор занятия, где отмечает, как достигнуты учебные цели, объявляет оценки и дает задание для подготовки к следующему занятию.
Предмет и система тактико-специальной подготовки и ее место в профессиональной подготовке сотрудников ОВД.
Задачами органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ являются:
Вместе с тем ряд задач органы внутренних дел вынуждены выполнять в экстремальных условиях мирного и военного времени, применяя при этом войсковые действия. Успешное решение задач в значительной мере зависит от высокой профессиональной подготовки сотрудников внутренних дел.
Содержание, система, принципы изучения тактико-специальной подготовки
Специальная тактика представляет собой составную часть отрасли специальных знаний наук управления в сфере правопорядка, изучающей проблемы служебно-боевой деятельности системы МВД разрабатывающей специфические вопросы применения сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах и в военное время.
Это обусловлено тем, что последствия многих чрезвычайных обстоятельств, будь то стихийное бедствие, крупная производственная авария или групповое антиобщественное проявление, будут успешно и с минимально возможными потерями преодолены лишь при условии умелых, хорошо организованных действий и управлению ими в различных ситуациях, обеспечивающих общественный порядок, безопасность движения, установленный режим в зоне чрезвычайного происшествия.
Предметом специальная тактика являются теория и практика подготовки и осуществления служебно-боевых действий войсковыми силами органов внутренних дел в экстремальных ситуациях.
Основными задачами специальной тактики органах внутренних дел являются:
— формирование у сотрудников высоких моральных, волевых и психологических качеств, необходимых им при выполнении служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях;
— выработка у сотрудников системного подхода к принятию решений на выполнение поставленных задач в любых условиях обстановки;
— развитие у сотрудников теоретических знаний и практических навыков в организации и управлении действиями элементов боевого порядка в специальной операции;
— привитие сотрудникам навыков штабной культуры при оформлении рабочей карты (плана) и других документов управления и работе с ними.
Специальная тактика рассматривает теорию и практику организации и ведения оперативно-войсковых действий при чрезвычайных обстоятельствах, а также при обеспечении охраны общественного порядка в условиях сложной оперативной обстановки мирного и военного времени.
Специальная тактика, являясь в этом аспекте направлением специальных научных знаний, основывается на принципах научного управления, научным анализе операций и учений, проводимых органами внутренних дел и внутренними войсками МВД РФ.
Теория специальной тактики исследует:
— предмет и принципы специальной тактики;
— характер, способы, средства, методы войсковых и оперативных действий в различных условиях обстановки, роль и место в них войсковых сил и подразделений полиции;
— методы работы оперативного штаба по планированию и организации войсковых действий и управлению ими в различных ситуациях;
— основы управления войсковыми силами в специальных операциях и в других условиях оперативной обстановки.
Теоретические положения специальной тактики находят свое отражение в уставах, приказах, наставлениях, учебниках и учебных пособиях, теоретических трудах.
Практический аспект специальной тактики охватывает деятельность руководителей всех уровней, подразделений и формирований, всего личного состава органов внутренних дел по подготовке и непосредственному ведению служебно-боевых действий в экстремальных ситуациях.
Он включает:
— сбор и изучение данных обстановки;
— доведение задач до подчиненных;
— подготовку подразделений и обучения всех категорий сотрудников;
— всестороннее обеспечение действий сил и средств в ходе выполнения служебно-боевых задач;
— организацию взаимодействия элементов создаваемой группировки ;
— непосредственное управление силами и средствами.
Роль специальной тактики в деятельности органов внутренних дел в современных условиях, как показывает опыт их действий в экстремальных ситуациях, возникавших в течение только последних пяти лет, чрезвычайно велика. Это обусловлено тем, что последствия любых чрезвычайных происшествий, будь то стихийное бедствие, крупная производственная авария, транспортная катастрофа или групповое антиобщественное проявление, будут успешно и с минимально возможными потерями преодолены лишь при условии умелых, хорошо организованных действий сил, обеспечивающих общественный порядок, безопасность движения, установленный режим в зоне чрезвычайного происшествия.
Поэтому специальная тактика является важнейшей частью специальной подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ, одной из ведущих учебных дисциплин в учебных заведениях системы МВД РФ.
Развитие и совершенствование специальной тактики неразрывно связаны с развитием и совершенствованием всей системы охраны правопорядка в государстве.
Специальная тактика является продуктом творческого осмысления и переработки общевойсковой тактики и сочетания ее с элементами оперативной, служебной, режимной, административной и других видов деятельности органов внутренних дел.
Процесс обучения специальной тактики включает в себя проведение командно-штабных учений и групповых упражнений на топографических картах и планах, практические занятия и тренировки на местности. Основное количество учебного времени отводится практическим занятиям, в ходе которых в условиях, максимально приближенных к реальным, практически отрабатываются войсковые действия как отдельных элементов группировки сил в специальной операции, так и вся операция.
К основным принципам на которых базируется специальная тактика относятся следующие:
— плановость на всех этапах подготовки и проведения специальных операций;
— строгое соблюдение законности;
— принцип единоначалия, основанный на четком распределении ответственности и предоставлении соответствующих прав руководителям, возглавляющим войсковые силы.
Широта диапазона экстремальных ситуаций требует дифференцированного подхода к организации и проведению войсковых, оперативных, режимных и других действий органов внутренних дел, их умелого сочетания.
Суть тактико-специальной подготовки в работе руководителя органа внутренних дел заключается в умении создать группировку сил, наиболее оптимальную для каждой конкретной ситуации, применять виды и способы войсковых действий, соответствующие характеру складывающейся обстановки; в организации четкого взаимодействия участвующих в операции сил по задачам, месту и времени; в создании тактического превосходства на основном направлении путем своевременного совершения маневра силами и средствами.
Являясь составной частью общей профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, специальная тактика, как учебная и научная дисциплина связана с общественными, юридическими, управленческими, техническими, военными и другими науками.
Связь специальной тактики с общественными науками выражается в том, что она базируется на общих закономерностях развития общества и государства в современных условиях.
С юридическими науками связь специальной тактики выражается в том, что все войсковые действия проводятся на основе соответствующих нормативно-правовых актов, а поэтому принципы, способы и рекомендации специальной тактики должны разрабатываться с учетом правовой теории.
Изучение этого раздела должно быть согласованно по времени и содержанию отдельных тем с кафедрами:
С управленческими науками связь специальной тактики проявляется в определении целесообразной деятельности руководителей ОВД при организации и проведении войсковых действий в условиях “ЧО”, на основе достижений теории управления.
Взаимосвязь специальной тактики с техническими науками проявляется при анализе возможностей привлекаемых сил, правильной оценке имеющегося вооружения, средств управления и других технических средств.
Из арсенала военной науки специальная тактика заимствует методы организации использования сил и средств в операции, некоторые способы их действий, порядок взаимодействия и управления войсковыми силами в различных условиях обстановки.
Практический аспект специальной тактики тесно связан с военной наукой, используя многие методы и приемы общевойсковой тактики при организации и проведении специальной операции.
Вместе с тем специальная тактика отличается от общевойсковой особенностями, которые состоят в целях действий, специфическом составе сил и средств, характере взаимодействия с государственными органами и общественными организациями, а также в способах достижения целей и использования сил, привлекаемых к специальным операциям и обеспечению охраны общественного порядка в условиях сложной оперативной обстановки. Эти особенности и выражены словом «специальная».
Немаловажное влияние на практическую сторону специальной тактики оказывают специальные юридические дисциплины: оперативно-розыскная деятельность, криминалистика, административная деятельность и др.
Вопросы специальной тактики прямо связаны с решением задач гражданской обороны, возложенных на органы внутренних дел, и поэтому их рассмотрение вне взаимной связи с специальной тактикой и военной топографией практически невозможно.
Вопросы для повторения и закрепления материала
1. Предмет, задачи и содержание специальной тактики.