что нужно указать в уставе при описании символики оо

Что нужно указать в уставе при описании символики оо

О необходимости включения описания символики в устав общественного объединения см. ст. 20 данного документа.

Статья 24. Символика общественных объединений

(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Общественные объединения вправе иметь символику: эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги, а также гимны.

Символика общественных объединений не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В качестве символики общественного объединения не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

(часть третья в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Символика общественных объединений не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

(см. текст в предыдущей редакции)

Общественные объединения могут учреждать награды (почетные звания, медали и знаки отличия) и иные виды поощрения за личные и коллективные заслуги. Награды общественных объединений не должны иметь аналогичные, схожие названия или внешнее сходство с государственными наградами Российской Федерации, наградами и ведомственными знаками отличия органов государственной власти и наградами органов местного самоуправления.

Источник

Государственная регистрация символики общественных объединений и эмблем некоммерческих организаций

Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, предусматривает возможность использования ими определенных средств индивидуализации при осуществлении своей деятельности.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Общественные объединения вправе иметь символику: эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги, а также гимны.

Символика общественных объединений не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

В качестве символики общественных объединений не могут быть использованы эмблемы и иные символы ранее зарегистрированных в Российской Федерации общественных объединений, эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

Символика общественных объединений не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

Символика общественных объединений подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Иная некоммерческая организация также вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, и зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Использовать символику, эмблему в печатях, штампах и бланках некоммерческие организации и общественные объединения вправе только после прохождения процедуры её государственной регистрации.

Решение о регистрации эмблем и прочей символики принимает только Министерство юстиции Российской Федерации. Управления Минюста России по субъектам Российской Федерации такими полномочиями не наделены.

Заявителями при регистрации эмблемы (символики) могут выступать:

— руководитель постоянно действующего исполнительного (руководящего) органа некоммерческой организации;

— иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этой организации;

— лицо, обладающее полномочиями, предусмотренными федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления, или действующее на основании доверенности, выданной уполномоченным органом некоммерческой организации.

Заявителям, представляющим некоммерческие организации, стоит обратить особое внимание на требования к составу документов, представляемых в Минюст России при регистрации эмблем и символики.

Эти требования изложены в пункте 21 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 №97, в частности:

Для принятия решения о регистрации символики в Минюст России представляются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом в двух экземплярах (подлинник и копия);

2) копия учредительных документов некоммерческой организации. Копия, не заверенная нотариально или органом, осуществляющим ведение Единого государственного реестра юридических лиц, заверяется подписью руководителя и оттиском печати некоммерческой организации. С копией представляется оригинал, который возвращается заявителю после принятия документов на государственную регистрацию символики. Копия устава общественного объединения без прав юридического лица заверяется подписью с расшифровкой руководителя данного объединения, подлинность которой в случае представления документов почтовым отправлением подтверждается нотариусом;

3) копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации;

4) выписка из протокола уполномоченного в соответствии с учредительными документами органа управления некоммерческой организации об утверждении символики с приложением на отдельных листах соответственно ее изображения и описания в двух экземплярах. Выписку подписывает уполномоченное лицо, и она заверяется оттиском печати некоммерческой организации (если некоммерческая организация является юридическим лицом). Несколько листов выписки прошиваются, нумеруются, заверение осуществляется на обороте последнего листа.

Листы с изображением и описанием символики также представляются прошитыми, пронумерованными и заверенными на обороте последнего листа подписью уполномоченного лица и оттиском печати некоммерческой организации (при наличии);

Документы можно представить в Минюст России нарочно, либо отправить почтой. В последнем случае обязательно должна быть опись вложения.

Государственная регистрация символики некоммерческих организаций и общественных объединений носит обязательный характер, использование незарегистрированных эмблем и символики является основанием для принятия Управлением Минюста России по Камчатскому краю мер реагирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например: предупреждение, административный протокол и т.д.).

Источник

Символика НКО

Законодательство Российской Федерации позволяет некоммерческим организациям иметь средства индивидуализации, в том числе символику – эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах (напомню, что учредительными документами юридических лиц являются их уставы). Ранее НКО были вправе иметь лишь зарегистрированную в установленном порядке эмблему, что ущемляло права НКО на использование иных видов символики, однако 02 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций», который упразднил существующий до этого порядок государственной регистрации эмблемы. Разработчиками указанного федерального закона отмечалось, что государственная услуга по государственной регистрации символики НКО не относится к числу востребованных, а сама функция является избыточной функцией Минюста России. В нашем материале вы найдете информацию о требованиях к символике НКО и ее описанию в соответствии с действующим законодательством и актуальной судебной практикой.

Что такое символика некоммерческих организаций?

Как указывалось выше, под определение «символика НКО» подпадают эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны.

Эмблема – условное или символическое изображение какого-либо понятия, идеи.

Герб – условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица.

Геральдический знак – знак, устанавливающий принадлежность отдельных категорий лиц или имущества к определенной организации, объединению.

Флаг – прикрепленное к древку или шнуру установленных размеров полотнище, одноцветное или разных цветов (иногда с изображением на нем герба, эмблемы).

Гимн – торжественная песнь, зачастую используемая в качестве музыкального символа.

Согласно требованиям Федерального закона «О некоммерческих организациях» символика НКО не должна совпадать с государственной символикой РФ, государственной символикой субъектов РФ, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

В качестве символики НКО не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в РФ политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории РФ запрещена.

Символика НКО не должна порочить Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ, Государственный гимн РФ, флаги, гербы и гимны субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

Также следует отметить, что согласно положениям федеральных конституционных законов, Государственный герб РФ не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, а Государственный флаг РФ не может использоваться в качестве геральдической основы флагов общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

Разработка эмблемы для НКО

Эмблема на заказ на основе ваших пожеланий

Стоимость 5 000 рублей

Регистрация символики некоммерческой организации

Включение в устав НКО описания используемой ею символики не ограничивает прав других организаций на использование аналогичных эмблем, гербов, флагов, геральдических знаков и прочей символики, и в том случае, если необходимо ограничить другие организации в использовании аналогичной символики, объекты интеллектуальной собственности, используемые в символике НКО, могут быть зарегистрированы на добровольной основе в Роспатенте. Документами, подтверждающими правомочия НКО на использование символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности, могут быть: регистрационные свидетельства Роспатента, решения судебных органов и другие правоустанавливающие документы.

К содержанию описания символики НКО законодатель не предъявляет каких-либо требований, однако на практике Минюст настаивает, чтобы при описании символики приводилась характеристика символики: ее вид, способ выражения (например, изобразительный), указание на составляющие ее элементы, смысловое значение, обозначение в целом или ее элементов (частей).

Если словесное обозначение является мало употребляемым в русском языке (например, специальный термин, историческое название, устаревшее слово), то указывается его значение.

Если словесное обозначение представлено не на русском языке, то приводится перевод на русский язык.

Если обозначение или его часть является изобразительным, то приводится описание всех входящих в него элементов и указывается его смысловое значение, если таковое имеется. В описании символики указывается ее цвет или цветовое сочетание.

Если изобразительное обозначение носит абстрактный характер, то указывается, что оно собой символизирует.

Если в целях регистрации в качестве символики заявляется звуковое или иное обозначение, то приводится характеристика составляющего его звука (звуков), нотная запись, с приложением фонограммы (видеозаписи) на носителях (компакт-диск, флеш-накопитель).

Допускается использование в качестве самостоятельной эмблемы Министерства юстиции Российской Федерации щита с изображением в центре «столпа Закона» (малая эмблема).

Следует упомянуть еще два закона, регулирующих деятельность НКО в части символики.

Согласно положениям Федерального закона «Об общественных объединениях» общественные объединения вправе иметь символику: эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги, а также гимны.

Символика общественных объединений не должна совпадать с государственной символикой РФ, государственной символикой субъектов РФ, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

В качестве символики общественного объединения не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в РФ политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории РФ запрещена.

Символика общественных объединений не должна порочить Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ, Государственный гимн РФ, флаги, гербы и гимны субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

Сами готовим, подаем и получаем

Печать и расчетный счет в подарок

*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р

Указанные выше требования содержит также Федеральный закон «О политических партиях».

Вдобавок Федеральный закон «Об общественных объединениях» содержит указание на то, что общественные объединения могут учреждать награды (почетные звания, медали и знаки отличия) и иные виды поощрения за личные и коллективные заслуги. Указанные награды не должны иметь аналогичные, схожие названия или внешнее сходство с государственными наградами РФ, наградами и ведомственными знаками отличия органов государственной власти и наградами органов местного самоуправления.

В 2008 году широкий общественный резонанс вызвал судебный процесс о ликвидации одной общественной организации, которая ввела специальные звания, дублирующие звания, предусмотренные для лиц, проходящих федеральную государственную службу (Решение Верховного Суда РФ от 10.12.2008 № ГКПИ08-1945). Выявлено размещение на удостоверениях, выдаваемых общественной организацией, искаженного изображения Государственного герба РФ. Сходство по названию, внешнему виду либо конструкции с государственными наградами имеют: медаль Золотая Звезда «Честь, гордость и слава России» с медалью «Золотая Звезда к званию Герой Социалистического Труда», орден Святого князя Александра Невского с орденом Александра Невского, орден Великая Победа с орденом Победы. Элементы государственных наград и наград федеральных органов исполнительной власти содержат: медаль Мир и дружба, медаль «За укрепление государства Российского», медаль ордена Великая победа, медаль лауреата премии имени Г.К. Жукова и др.

Следует обратить внимание на то, что в общественных объединениях служба, в связи с прохождением которой присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания, не предусмотрена. Общественные организации не имеют права вводить специальные звания, которые, по своей сути, не являются общественными, а дублируют звания, предусмотренные для лиц, проходящих федеральную государственную службу.

Общественные организации не вправе учреждать и присваивать ученые степени кандидата и доктора наук, ученое звание профессора, с выдачей вышеописанных удостоверений и дипломов, не позволяющих определить общественный характер присужденных степеней и званий.

Отсутствие в учредительных документах НКО описания символики может являться основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы НКО, при наличии достаточных оснований полагать, что символика такой НКО используется (например, на сайте НКО в сети «Интернет», печати, штампах, бланках, сувенирной продукции).

Кроме того, согласно положениям Федерального закона «О некоммерческих организациях» НКО в случае нарушения указанного федерального закона несет ответственность в соответствии с законодательством РФ, вплоть до ликвидации НКО. Законодатель традиционно выделяет такие виды юридической ответственности как дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Пишите или Звоните!

Вам также может быть интересно:

Источник

Модельный устав некоммерческой организации

МОДЕЛЬНЫЙ УСТАВ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Модельный устав некоммерческой организации подготовлен на основании анализа действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения в отношении некоммерческих организаций, созданных на территории Российской Федерации в организационно-правовых формах (типах):

казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ
в Российской Федерации;

автономных некоммерческих организаций.

Модельный устав некоммерческой организации и его положения, рекомендации и требования не могут считаться исчерпывающими, ввиду того, что они являются обобщенными, а специальными законами, регулирующими деятельность отдельных организационно-правовых форм, типов и видов некоммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, создаваемых для достижения определенных целей или осуществления деятельности
в определенных сферах, могут устанавливаться дополнительные условия, подлежащие отражению в уставах этих организаций.

В настоящее время законодательство Российской Федерации в сфере некоммерческих организаций подвержено значительным изменениям, в том числе
в связи с его приведением в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации
и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Модельный устав носит универсальный характер, в нем приведены отдельные примерные положения устава некоммерческой организации, а также некоторые пояснения и рекомендации по их дополнению.

С учетом динамики изменения законодательства Российской Федерации
в сфере некоммерческих организаций модельный устав в последующем будет корректироваться и актуализироваться.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ УСТАВА

При оформлении устава некоммерческой организации следует учитывать, что в соответствии с пунктом 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, листы всех экземпляров устава некоммерческой организации, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Два из трех представляемых на государственную регистрацию экземпляров устава должны быть прошиты и заверены подписью заявителя (на обороте последнего листа на месте прошивки).

Наличие титульного листа устава некоммерческой организации не является обязательным.

Протокол от ________

Межрегиональной общественной организации _________________________________

Общим собранием членов

Протокол от ________ № ________

РЕКОМЕНДУЕМАЯ СТРУКТУРА УСТАВА

Деление устава на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в его тексте.

Как правило, употребляются следующие структурные единицы уставов
по нисходящей:

Раздел устава имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами
и наименование. Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Главы устава нумеруются арабскими цифрами и также имеют наименования.

Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа. Наименование главы печатается с прописной буквы в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.

Глава 5. Права, обязанности и ответственность членов общественной организации

Статья устава является его основной структурной единицей, имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, и наименование
(в отдельных случаях может его не иметь).

Статья 33. Высший орган общественной организации

Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа. Наименование статьи печатается с прописной буквы в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.

Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.

Статья подразделяется на части. Части статьи обозначаются арабской цифрой
с точкой. Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы. Для удобства
не рекомендуется подразделять пункты и подпункты более, чем на пять абзацев.

По усмотрению некоммерческой организации в ее уставе может использоваться иная нумерация, например, устав может быть разделен на разделы
и пункты.

Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц устава должна быть сквозной. Не желательна, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.

Уставы могут иметь приложения, например, содержащие описание используемой некоммерческой организацией символики или ее изображение.

Если к уставу имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака №. При ссылках на приложения в тексте устава знак
№ также не указывается.

согласно приложению 4 к Уставу Общероссийской общественной организации…

Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста устава.

к Уставу Общероссийской общественной организации…

к Уставу Общероссийской общественной организации…

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ УСТАВА

В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица действуют на основании уставов, которые утверждаются
их учредителями (участниками).

Устав некоммерческой организации, утвержденный ее учредителями (участниками), должен содержать сведения о:

наименовании некоммерческой организации;

организационно-правовой форме некоммерческой организации;

месте нахождения некоммерческой организации;

порядке управления деятельностью некоммерческой организации;

предмете и целях деятельности некоммерческой организации.

Уставы некоммерческих организаций согласно Федеральному закону
«О некоммерческих организациях» наряду с указанными выше сведениями должны содержать сведения о:

правах и обязанностях участников (членов) некоммерческой организации;

условиях и порядке приема в участники (члены) некоммерческой организации и выхода из нее (для корпоративных некоммерческих организаций);

источниках формирования имущества некоммерческой организации;

порядке внесения изменений в устав некоммерческой организации;

порядке использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;

символике некоммерческой организации – описание эмблем, гербов, иных геральдических знаков, флагов и гимнов (в случае использования таковой).

структуре, компетенции, порядке формирования и сроках полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядке принятия ими решений
и выступления от имени некоммерческой организации.

Устав фонда также должен содержать указания о попечительском совете фонда, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке его формирования, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения.

В уставе ассоциации (союза) и общественной организации дополнительно указываются сведения о порядке принятия решений органами ассоциации (союза)
и общественной организации по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также
об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза)
и общественной организации.

Кроме того, устав общественной организации и общественного движения должен предусматривать:

структуру общественной организации и общественного движения;

территорию, в пределах которой общественная организация
и общественное движение осуществляет свою деятельность;

место нахождения постоянно действующего руководящего органа общественной организации и общественного движения;

права общественной организации и общественного движения и их структурных подразделений по управлению имуществом;

порядок реорганизации и ликвидации общественной организации
и общественного движения.

Устав некоммерческой организации может предусматривать иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Отдельными положениями Гражданского кодекса Российской Федерации
и иных федеральных законов к уставу некоммерческих организаций могут предъявляться дополнительные требования.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УСТАВА

Раздел может включать в себя характеристику некоммерческой организации
с учетом особенностей ее организационно-правовой формы, сведения о правовых основах деятельности некоммерческой организации, полном и сокращенном наименованиях некоммерческой организации, в том числе на иностранном языке (при наличии), месте нахождения некоммерческой организации, описание символики, в случае ее использования некоммерческой организации, сведения
об учредителях некоммерческой организации (включение в устав сведений
об учредителе (учредителях) и (или) собственнике обязательно для образовательных организаций), о правах и обязанностях учредителей автономных некоммерческих организаций, фондов и частных учреждений, территориальную сферу деятельности общественной организации и общественного движения, а также иные сведения, необходимые в силу закона или включаемые в устав по решению учредителя (учредителей), участников или членов некоммерческой организации.

1. Межрегиональная общественная организация _________________________ «______________________________________________» (далее – Организация) является добровольным объединением граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения целей, определенных настоящим Уставом.

2. Правовыми основаниями деятельности Организации являются:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность общественных организаций.

3. Полное наименование Организации на русском языке:

Межрегиональная общественная организация _________________________ «______________________________________________»;

Сокращенное наименование Организации на русском языке: ________________________________________________________________________.

Необходимо учитывать, что наименование некоммерческой организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму, характер деятельности (краткое отражение характера деятельности, указанного в целях
и предмете деятельности организации), а также иные сведения в соответствии
с законодательством Российской Федерации, например, в наименованиях общественных организаций и общественных движений должно содержаться указание на их территориальную сферу деятельности.

В случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, в наименовании допускается указание только на такой вид без указания на организационно-правовую форму. Например: объединение работодателей как вид ассоциации (союза).

Наименование некоммерческой организации должно быть точным, четким
и максимально информационно насыщенным, правильно отражать обязательные
в силу закона сведения с тем расчетом, чтобы третьи лица могли по наименованию некоммерческой организации определить цели ее деятельности, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.

Использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных
от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» (если иное
не предусмотрено федеральными законами).

Официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, используются без указанного выше разрешения в наименованиях:

некоммерческих организаций, созданных на основании федеральных законов, а также в соответствии с актами Президента Российской Федерации
или Правительства Российской Федерации;

общероссийских общественных объединений;

структурных подразделений общероссийских общественных объединений
в случае использования в наименованиях указанных структурных подразделений полного наименования такого общественного объединения;

некоммерческих организаций, единственным учредителем которых является юридическое лицо, созданное на основании актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, или юридическое лицо, использующее в своем наименовании официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, в силу закона или в соответствии с разрешением, полученным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае использования в наименованиях указанных некоммерческих организаций полного наименования учредившего их юридического лица;

общероссийских и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей.

Право на использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, прекращается в связи с:

отзывом разрешения по основаниям, установленным Правительством Российской Федерации;

В случае прекращения права на использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, некоммерческая организация обязана внести соответствующие изменения в свой устав в течение трех месяцев с даты наступления обстоятельств, повлекших прекращение права
на использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных
от этого наименования.

Иностранные слова в наименовании некоммерческой организации могут использоваться с учетом следующего. В соответствии с требованиями статьи 68 Конституции Российской Федерации и статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (далее – Закон
№ 53-ФЗ), государственным языком Российской Федерации на всей территории является русский язык. Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 53-ФЗ предусмотрено, что государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в наименованиях организаций всех форм собственности. В случаях использования в наименованиях некоммерческих организаций, наряду
с государственным языком Российской Федерации, государственного языка республики, находившейся в составе Российской Федерации, других языков народов Российской Федерации или иностранного языка, тексты на русском языке и на ином языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию и техническому исполнению. Кроме того, иностранные слова могут быть включены в наименование некоммерческой организации с учетом требований части 2 статьи 3 Закона № 53-ФЗ с помощью транслитерации с указанием их перевода на русский язык.

4. Место нахождения Организации: г. ____________.

Место нахождения некоммерческой организации определяется местом
ее государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Указание в уставе адреса места нахождения, включающего в себя помимо наименования населенного пункта (муниципального образования) такие сведения, как индекс, улица, номер дома, номер помещения и т.д., является
не обязательным. Данные сведения подлежат указанию в соответствующих формах заявлений, используемых для государственной регистрации некоммерческих организаций для внесения их в Единый государственный реестр юридических лиц.

5. Организация использует в своей деятельности эмблему (герб, иные геральдические знаки, флаг и гимн), представляющую собой ___________________ ________________________________________________________________________.

Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности.

Символика некоммерческих организаций не должна совпадать
с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы
и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

5. Учредителями Организации являются:

Включение в устав сведений об учредителе (учредителях) и (или) собственнике обязательно только для образовательных организаций.

6. Учредители (члены) Организации вправе:

Учредители (члены) Организации обязаны:

Территориальная сфера деятельности указывается для общественных организаций и общественных движений.

7. Территориальной сферой деятельности общественной Организации является территория:

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные организации
и общественные движения.

Под общероссийской общественной организацией (движением) понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы
и представительства.

Под межрегиональной общественной организацией (движением) понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы
и представительства.

Под региональной общественной организацией (движением) понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под местной общественной организацией (движением) понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

8. Организация имеет печать с ее полным наименованием на русском языке.

9. Организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием.

(иные сведения, необходимые в силу закона или включаемые в устав по решению учредителя (учредителей), участников или членов некоммерческой организации)

ЦЕЛИ И ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рекомендуется выделять самостоятельный раздел устава некоммерческой организации, посвященный целям и предмету ее деятельности. При этом под предметом деятельности некоммерческой организации следует понимать совокупность видов деятельности, которые она осуществляет или планирует осуществлять.

11. Целями Организации являются:

12. Предмет деятельности Организации (виды деятельности Организации):

В уставе некоммерческой организации указывается исчерпывающий (закрытый) перечень целей и видов деятельности, которые она планирует осуществлять или осуществляет. Использование формулировок «иные цели»,
«и иные виды деятельности», «и другую деятельность» и им подобных не допускается.

В соответствии с пунктом 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. При этом Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит прямого запрета на осуществление некоммерческими организациями предпринимательской деятельности. Использование в Гражданском кодексе Российской Федерации понятия «приносящая доход деятельность» применительно
к некоммерческим организациям обусловлено их спецификой – некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная
на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными
в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона
«О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана
и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана
в уставе.

Термин «приносящая доход деятельность» является общим родовым понятием, который с учетом приведенных положений законодательства Российской Федерации включает две категории: предпринимательская деятельность и иная приносящая доход деятельность (не являющаяся предпринимательской).

Следовательно, некоммерческие организации дополнительно наряду
с уставной деятельностью могут осуществлять приносящую доход деятельность
(как предпринимательскую деятельность, так и иную приносящую доход деятельность).

Пунктом 5 статьи 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

ИМУЩЕСТВО НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Положения, относящиеся к порядку и источникам формирования имущества некоммерческой организации, особенностям его использования (в том числе
в случае ликвидации некоммерческой организации), рекомендуется объединить
в самостоятельный раздел устава некоммерческой организации.

13. Организация может иметь в собственности или на ином вещном праве здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Организация может иметь земельные участки в собственности или на ином вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом могут быть установлены право некоммерческой организации формировать в составе имущества целевой капитал, а также особенности правового положения некоммерческих организаций, формирующих целевой капитал.

14. Организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.

Законом или уставом ассоциации (союза) может быть предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.

Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.

15. Источниками формирования имущества организации являются:

регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

добровольные имущественные взносы и пожертвования;

выручка от реализации товаров, работ, услуг;

дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

другие не запрещенные законом поступления.

Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов отдельных некоммерческих организаций.

16. Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) Организации определяется настоящим уставом.

17. Полученная Организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) Организации.

При подготовке устава благотворительной организации следует учитывать особенности использования ее имущества, например, что при превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.

Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства
и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

Благотворительная организация может совершать в отношении находящегося
в ее собственности или на ином вещном праве имущества любые сделки,
не противоречащие законодательству Российской Федерации, уставу этой организации, пожеланиям благотворителя.

Благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение
не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

В случае, если благотворителем или благотворительной программой
не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования
в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются
на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

Имущество благотворительной организации не может быть передано
(в формах продажи, оплаты товаров, работ, услуг и в других формах) учредителям (членам) этой организации на более выгодных для них условиях, чем для других лиц.

Особенности использования имущества также предусмотрены для частных учреждений. Так, например, учреждения, за которыми имущество закреплено
на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом
в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником
на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его уставе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом
и иными правовыми актами или решением собственника.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося
в оперативном управлении учреждения, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, прекращаются по основаниям
и в порядке, предусмотренным данным кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.

Некоммерческие организации, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников,
и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.

Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, подлежит обязательному аудиту.

Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации
не могут быть предметом коммерческой тайны.

ОРГАНЫ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Некоммерческая организация приобретает гражданские права и принимает
на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии
с законом, иными правовыми актами и уставом.

Рекомендуется выделять самостоятельный раздел устава некоммерческой организации, посвященный органам некоммерческой организации.

По общему правилу обязательными органами некоммерческой организации являются высший и исполнительный органы.

Перечень и виды коллегиальных и (или) единоличных органов некоммерческой организации зависит от ее организационно-правовой формы, видов осуществляемой деятельности или статуса. Так, для общественных организаций наряду с высшим и исполнительным органами, обязательными органами являются постояннодействующий руководящий орган (например, Правление) и контрольно-ревизионный орган (Ревизор или Ревизионная комиссия), перечень обязательных органов управления для образовательных организаций предусмотрен статьей 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» и зависит от типа образовательной организации, для фондов – Попечительский совет.

В отношении каждого органа некоммерческой организации в уставе должны быть указаны сведения о:

компетенции, в том числе исключительной;

условиях правомочности заседаний (собраний), их периодичности, порядке принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации.

18. Органами Организации являются:

Общее собрание членов Организации;

(уставом некоммерческой организации может предполагается формирование органов,
не предусмотренных законом)

19. Общее собрание членов Организации является ее высшим органом, основной целью которого является обеспечение соблюдения организацией цели (целей), для которых она создана.

Формирование высшего органа является обязательным.

Для корпоративных некоммерческих организаций высший орган всегда является коллегиальным (Общее собрание членов или Общее собрание участников).

В корпоративных некоммерческих организациях при достижении числа членов (участников) более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами
в соответствии с законом. В данном случае устав организации должен предусматривать порядок избрания делегатов и норму представительства.

В унитарных некоммерческих организациях состав и порядок формирования высшего органа зависит от организационно-правовой формы.

Высший орган фонда всегда является коллегиальным. Его состав может формироваться из числа учредителей (учредителя) и (или) третьих лиц
в зависимости от того, как будет предусмотрено уставом фонда. Решение
о формировании высшего органа фонда может быть принято учредителями (единственным учредителем) или им самим в порядке, предусмотренном уставом, например, в порядке кооптации в его состав новых членов.

Кроме того, закон не исключает возможности вхождения учредителя (учредителей) фонда в состав иных органов управления, а также возможность учредителя быть назначенным на должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени фонда, или входить в состав коллегиального исполнительного органа фонда.

Также закон не содержит запрета для единоличного исполнительного органа фонда входить в состав высшего коллегиального органа фонда, в том числе благотворительного, и иметь право голоса.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона
от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в составе высшего органа благотворительного фонда может быть
не более одного работника его исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).

Порядок управления автономной некоммерческой организацией определяется уставом, поэтому ее высший орган может быть коллегиальным или единоличным
в зависимости от того, как это будет предусмотрено уставом организации.

Каких-либо специальных требований к составу и порядку формирования высшего органа автономной некоммерческой организации закон
не предусматривает. Исключение составляет правило, согласно которому лица, являющиеся работниками автономной некоммерческой организации,
не могут составлять более чем одну треть общего числа членов ее коллегиального высшего органа.

Состав высшего органа автономной некоммерческой организации, являющегося коллегиальным, может формироваться из числа учредителей (учредителя) и (или) третьих лиц в зависимости от того, как будет предусмотрено уставом организации. Кроме того, закон не исключает возможности вхождения учредителя (учредителей) организации в состав иных органов.

Анализ положений действующего законодательства показывает,
что указанные нормативные акты не предусматривают каких-либо специальных требований к составу и порядку формирования органов учреждения. Высший орган учреждения может быть как единоличным в лице собственника учреждения или иного лица, так и коллегиальным. Состав высшего коллегиального органа учреждения может формироваться из числа собственника и (или) третьих лиц
в зависимости от того, как будет предусмотрено уставом учреждения. Решение
о формировании высшего органа принимается собственником учреждения. Также закон не исключает возможности вхождения собственника учреждения в состав иных его органов, в том числе возможность собственника выступать руководителем учреждения, то есть лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени учреждения или войти в состав коллегиального исполнительного органа. Кроме того, закон не содержат запрета на вхождение единоличного исполнительного органа учреждения в состав иных органов учреждения.

Периодичность проведения заседаний высшего органа некоммерческой организации определяется организацией самостоятельно с учетом периодичности принятия решений, отнесенных к его компетенции.

20. Заседания Общего собрания членов Организации проводятся не реже, чем один раз в ___ год.

21. К исключительной компетенции Общего собрания членов Организации относится:

определение приоритетных направлений деятельности Организации, принципов формирования и использования ее имущества;

изменение устава Организации;

определение порядка приема в состав членов Организации и исключения
из их состава;

образование органов Организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности Организации;

принятие решений о создании Организацией других юридических лиц,
об участии Организации в других юридических лицах, о создании филиалов
и об открытии представительств Организации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации Организации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

утверждение аудиторской Организации или индивидуального аудитора Организации;

(к компетенции (в том числе исключительной) высшего органа некоммерческой организации может быть отнесено решение иных вопросов)

Высший орган некоммерческой организации вправе рассматривать
и принимать решения по любым вопросам, относящимся к уставной деятельности организации.

В зависимости от вида, организационно-правовой формы некоммерческой организации или ее типа федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции ее высшего органа некоммерческой организации может быть отнесено решение иных вопросов.

При определении исключительной компетенции высшего органа фонда следует учитывать особенности, установленные статьями 123.19 и 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующих управление фондом, в соответствии с которыми: устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя. Кроме того, в связи с тем, что фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, а реорганизация фонда не допускается, решения
о ликвидации и реорганизации фонда, не могут быть включены в перечень вопросов исключительной компетенции высшего органа управления фондом».

Вопросы, отнесенные законом к исключительной компетенции высшего органа некоммерческой организацией, не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации, если иное не предусмотрено законом.

Перечень вопросов исключительной компетенции высшего органа, предусмотренный законом не может быть уменьшен по усмотрению организации, но может быть расширен.

Согласно указанным нормам, к компетенции учредителей автономной некоммерческой организации отнесены следующие вопросы: принятие в состав учредителей новых лиц; утверждение устава; определение порядка управления; создание постоянно действующего коллегиального органа (органов); назначение единоличного исполнительного органа; преобразование организации в фонд. Данными нормами предусмотрены вопросы, решения по которым принимаются исключительно всеми учредителями при соблюдении порядка принятия решений собраний, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса, или единственным учредителем.

Также Гражданским кодексом выделена исключительная компетенция собственника учреждения, которая не может быть передана другим лицам.
В соответствии с положениями статей 123 21 и 123 23 Гражданского кодекса собственник учреждения назначает руководителя учреждения, по его решению
в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, ему подотчетные, компетенция которых, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения, а также принимает решение о преобразовании учреждения в автономную некоммерческую организацию или фонд. Если высшим органом учреждения не является его собственник, компетенция собственника учреждения и компетенция высшего органа управления должны быть разделены.

Важным является определение исчерпывающим образом в уставе некоммерческой организации порядка созыва заседаний ее высшего органа
и условий правомочности таких заседаний (кворума).

22. Общее собрание членов Организации правомочно, если на указанном собрании присутствует более половины членов (участников) высшего коллегиального органа некоммерческой организации.

23. Решения Общего собрания членов Организации принимаются простым большинством голосов его членов, присутствующих на заседании. Решения
по вопросам исключительной компетенции, принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов присутствующих его членов.

Количество голосов, необходимых для принятия решения по вопросам исключительной компетенции высшего органа может быть увеличено,
но не уменьшено уставом или изменено в силу закона, предусматривающего особенности правового положения некоммерческих организаций отдельных форм или видов.

В случае если высший орган некоммерческой организации является единоличным, решения во всем вопросам, отнесенным к его компетенции, принимаются им единолично.

Решение высшего органа некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем), за исключением принятия решений по вопросам, исключительной компетенции, которые предусмотрены законом. Такое голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений
и их документальное подтверждение.

Порядок проведения заочного голосования определяется уставом некоммерческой организации, который должен предусматривать обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа некоммерческой организации предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех учредителей (участников, членов) некоммерческой организации или членов коллегиального высшего органа некоммерческой организацией до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами, возможность вносить предложения
о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией
до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.

В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:

дата, до которой принимались документы, содержащие сведения
о голосовании высшего органа управления некоммерческой организацией;

сведения о лицах, принявших участие в голосовании;

результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

сведения о лицах, подписавших протокол.

24. Решения высшего органа управления Организации фиксируются
в протоколе заседания, подписываемом Председателем и Секретарем заседания.

При закреплении в уставе некоммерческой организации порядка оформления решений ее коллегиальных органов следует учитывать требования главы 9 1 Гражданского кодекса.

25. Постоянно действующим руководящим органом является Правление.

26. Правление формируется по решению Общего собрания членов Организации из числа членов Организации. Срок полномочий Правления ___лет.

В состав Правления Организации может входить единоличный исполнительный орган.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» права юридического лица от имени общественной организации осуществляет ее постоянно действующий руководящий орган. В некоммерческих организациях иных организационно-правовых форм также допустимо включение исполнительного органа в состав постоянно действующего органа, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Наличие постоянно действующего органа является обязательным в случаях, предусмотренных законом, например, для общественных и саморегулируемых организаций.

Также от формы или вида некоммерческой организации зависит состав постоянно действующего руководящего органа. В общественных организациях
данный орган состоит только из числа ее членов, в ассоциациях (союзах) – может состоять из числа членов ассоциации и (или) третьих лиц, в зависимости от того как будет предусмотрено ее уставом, особенности формирования постоянно действующего руководящего органа саморегулируемых организации предусмотрены специальными законами.

27. К компетенции Правления относится:

К компетенции постоянно действующего руководящего органа могут быть отнесены вопросы, не относящиеся к исключительной компетенции высшего органа.

28. Заседание Правления правомочно, если на указанном заседании присутствует более половины членов Правления.

Решения Правления принимаются простым большинством голосов его членов, присутствующих на заседании.

Уставом некоммерческой организации может быть предусмотрено иное условие правомочности заседания постоянно действующего руководящего органа
и количество голосов, необходимых для принятия им решений по вопросам своей компетенции, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Наименование исполнительного органа определяется некоммерческой организацией самостоятельно.

По общему правилу, в корпоративных некоммерческих организациях образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.).

29. Единоличным исполнительным органом Организации является Директор.

30. Директор избирается Общим собранием членов Организации сроком
на __ года.

30. Директор осуществляет следующие полномочия:

действует без доверенности от имени Организации;

Сведения обо всех лицах, имеющих право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности, должны быть внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Уставом корпоративной некоммерческой организации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга.

В случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.).

К компетенции указанных органов корпоративной некоммерческой организации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа и иного коллегиального органа управления.

Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов
в корпоративных некоммерческих организациях, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться
их председателями.

В общественной организации, ассоциации (союзе) образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление) или иной коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом указанные полномочия
не отнесены к компетенции учредителя фонда.

К компетенции единоличного исполнительного и (или) коллегиальных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один
из ее учредителей.

Уставом общественной организации может быть предусмотрено, что образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации.

Структура организации характерна и обязательна для некоммерческих организаций, формирующихся по территориальному признаку (например, общественные организации и общественные движения), для некоммерческих организаций, имеющих филиалы и представительства, а также для образовательных организаций.

Описание структуры некоммерческой организации в ее уставе включает виды структурных подразделений, порядок их создания и прекращения их деятельности, порядок управления в структурных подразделениях, полномочия относительно участия в управлении организацией, в структуру которых они входят, а также иные положения по усмотрению организации или необходимые в силу закона.

31. Структура Организации строится по территориальному признаку.

32. В субъектах Российской Федерации создаются региональные отделения Организации, действующие на основании настоящего устава.

Структурные подразделения общественных организаций и общественных движений – организации и отделения могут действовать как на основании собственных уставов, так и на основании устава организации, в структуру которой они входят.

33. Решения о создании, реорганизации и ликвидации региональных отделений Организации принимаются Общим собранием членов Организации.

Как правило, система органов структурных подразделений общественных организаций и общественных движений формируется по аналогии с системой органов некоммерческой организации, в структуру которой они входят. В случае, если структурные подразделения общественных организаций и общественных движений регистрируются и приобретают права юридического лица, система
их органов должна соответствовать описанным выше требованиям к управлению соответствующей организацией.

34. Филиалы и представительства Организации – ее структурные подразделения, не являющиеся юридическим лицами, действующие
на основании положения, утвержденного Общим собранием членов Организации.

Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени Организации. Организация несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств. Имущество филиала или представительства Организации учитывается на отдельном балансе и на балансе Организации.

В настоящее время требование об указании в уставе некоммерческой организации перечня ее структурных подразделений отсутствует. Филиалы
и представительства некоммерческой организации должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц.

Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические
и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ

В уставе некоммерческой организации может быть предусмотрен раздел, посвященный порядку внесения изменений в ее устав, реорганизации и ликвидации.

Наличие данного раздела не является обязательным, в случае, если порядок принятия соответствующих решений, а также порядок использования имущества некоммерческой организации в случае ее ликвидации урегулированы другими разделами устава.

При описании процедуры реорганизации некоммерческой организации
в форме преобразования следует руководствоваться специальными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации для отдельных организационно-правовых форм, которыми предусмотрены возможные варианты преобразования.

Также следует учитывать, что реорганизация фонда не допускается
в любых формах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено федеральным законом, направляется в соответствии с ее уставом на цели,
в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.
В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее уставом не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Таким образом, в уставе должна быть исчерпывающим образом определена судьба имущества некоммерческой организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.

35. Имущество Организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляются на уставные цели по решению Общего собрания членов Организации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *