что нужно учитывать при написании текста для сайта
Как написать текст для сайта, который захотят читать?
Андрей Батурин
Какой бы сайт вы ни создавали — лендинг, сайт-визитку, корпоративный сайт, интернет-магазин, блог и т.д. — вам не обойтись без текстов на нем. Тексты помогут ответить на вопросы ваших посетителей и убедить их сотрудничать с вами. Хорошие материалы приведут вам трафик из поисковых систем и заставят читателей рассказывать о вас друзьям. Но как написать хороший текст для сайта?
Вкратце мы затрагивали эту тему в статье “Тексты для сайта: где взять и как написать”, но там больше фокусировались на технической части и способах заказать готовые материалы у профессионалов. Сейчас же разберем эту тему с точки зрения самостоятельного написания контента. Эта статья будет полезна копирайтерам и всем, кто хочет самостоятельно создавать интересные и полезные тексты для сайта.
Подготовка к написанию текста для сайта
Не стоит сразу просто садиться и писать статью по вдохновению. Велика вероятность, что без предварительной подготовки вы быстро потеряете нить повествования, запутаетесь или просто зайдете в тупик на середине, не зная, что писать дальше. Чтобы этого не произошло, перед началом работы сделайте три вещи.
1. Сформулируйте задачу
По возможности, избегайте на этом этапе задач по типу “проинформировать пользователей”, “донести информацию”, “ознакомить с услугами”. Лучшая задача текста для сайта — помочь читателю или ответить на его вопрос.
Например, если вы пишите продающую статью об особенностях оформления автомобильной страховки, ее задачей должно быть — дать читателю подробную инструкцию к действию, которая поможет ему оформить страховку.
Если вы рассказываете о появлении нового товара в своем интернет-магазине, задача должна быть не “проинформировать потенциальных покупателей”, а рассказать, какую пользу этот товар им принесет.
2. Составьте план будущей статьи
Если вы пишите статью длиной больше нескольких абзацев, без плана — никуда. План, структура или “рыба” — это то, что поможет вам написать внятный и понятный материал, логически выверенный и не отступающий от заявленной темы.
Что отразить в плане:
После того, как вы примерно знаете, о чем будете писать, пора переходить к сбору материала.
3. Соберите и изучите информацию по теме
Если вы пишите не художественное произведение, ознакомьтесь с другими материалами по этой же теме. Хотя даже для начинающих писателей нелишним будет сначала прочитать произведения классиков литературы, чтобы не повторяться.
Так вот, если вы пишите текст для сайта, сначала прочитайте, что уже написано. Это поможет узнать что-то новое и найти авторитетные источники, на которые вы можете сослаться в своей статье. Например, если вы пишите о надежности разных типов автомобильных шин, приведите в материале сведения об авторитетных исследованиях этой темы.
Источники информации могут быть разными, в зависимости от темы. Это могут быть онлайн-энциклопедии и справочники, если вы пишете о чем-то известном. За экспертным мнением обращайтесь на специализированные форумы или группы в соцсетях. Также полезными окажутся материалы, опубликованные конкурентами — в них можно почерпнуть идеи для статей и поучиться на чужих ошибках.
Всю собранную информацию собирайте в отдельный файл, чтобы не потерять.
Пишем статью для сайта
При работе над материалом старайтесь придерживаться четырех принципов:
Введение
Сразу после заголовка вам нужно заинтересовать читателя и убедить его читать материал дальше. Сделать это можно разными способами: каждым по отдельности или даже совместить их.
Первый способ — обозначить выгоду, которую человек получит от прочтения. Например, “В этой статье я расскажу, как ежемесячно экономить на продуктах питания 5000 рублей”.
Второй способ — подогреть любопытство, заинтересовать человека, заставить его хотеть узнать, что будет дальше. Например, “После этого случая я навсегда расхотел заниматься спортом”
Третий способ — вызвать доверие, чтобы посетитель понял, что автору статьи можно и нужно доверять. Например, “У меня собственная мастерская по ремонту обуви, ежедневно я ремонтирую до 10 пар кроссовок, и сейчас я расскажу вам, как следить за кроссовками, чтобы никогда ко мне не обращаться”
Тело статьи
В теле статьи раскройте основные тезисы, которые вы обозначили в плане. Не забывайте придерживаться принципа информативности — лаконичность во всем, поменьше личного мнения, побольше фактов и доказательств. Поставьте себя на место читателя и посмотрите на материал его глазами. Для чего вы его читаете? Что вы хотите из него узнать? В каком стиле изложения вам удобнее и приятнее читать? Ответы на эти вопросы помогут вам создать по-настоящему полезный текст для сайта.
Каждой отдельной мысли выделите подзаголовок. У вас не должно быть сплошной полотны текста — это отпугивает и демотивирует посетителя сайта. Для упрощения восприятия используйте в теле статьи списки, цитирование, определения. Но не переусердствуйте с жирным шрифтом, курсивом и подчеркиванием.
Заключение
В конце текста для сайта еще раз закрепите главные тезисы, обобщите изложенную информацию, сделайте аргументированный вывод. После прочтения у человека не должно остаться вопросов и сомнений в вашей точке зрения.
Также обратите внимание, что часть пользователей не прочитывают статьи целиком, а лишь пробегают их глазами, останавливаясь только на последнем абзаце. Поэтому учитывайте это при написании заключения — текст для этого раздела должен быть самодостаточным и понятным даже вне контекста.
Если у вас “продающий” текст для сайта, после заключения добавьте в него call-to-action — призыв к действию. Это может быть кнопка “Заказать” или “Купить”, форма для регистрации, призыв подписаться на рассылку или вступить в сообщество. Если функционал сайта позволяет, можно пригласить пользователей обсудить материал и высказать свое мнение в комментариях.
Редактируем и еще раз редактируем
Итак, вы написали статью и уже с нетерпением ждете, когда выложите ее на сайт. Но здесь стоит сделать паузу. Вычитайте текст еще раз сразу после написания. Фокусироваться следует на двух направлениях: исправление грамматических ошибок и опечаток, а также сокращение материала.
В первом случае все понятно — запятые должны быть расставлены верно, ошибок в словах быть не должно. В случае с сокращением материала можно запутаться: что удалять, а что оставить? Удалять нужно всю “воду” — информацию, которая не несет в себе ценности для читателя, а просто занимает место.
После того, как вы отредактировали текст, все равно не спешите его выкладывать — его нужно вычитать еще пару раз вечером или на следующий день. В идеале — дать его на вычитку корректору, который в совершенстве владеет русским языком.
Оформление текста для сайта
Оформление включает работу в двух направлениях. Первое — типографика, а второе — иллюстрации.
1. Типографика — это процесс работы непосредственно со словами. В нее входит выбор шрифтов, компоновка текста на странице или экране, использование специальных символов — кавычек, тире, — выбор типа написания (курсив, подчеркнутый и т.д.). Здесь важно придерживаться единого стиля оформления и основных правил типографики в вебе:
Более подробно тему типографики мы разбирали в статье “Как выбрать шрифты для сайта”.
2. Иллюстрации — это фотографии, рисунки, инфографика, схемы и прочие изображения, которые дополняют вашу статью. Иллюстрации должны соответствовать теме статьи, в идеале — дополнять ее содержание. Если рассказываете о том, что проще показать наглядно, обязательно покажите это с помощью иллюстраций: сделайте фото, набросайте схему в фотошопе или хотя бы Paint’е. Старайтесь использовать фотографии, ориентированные по горизонтали.
Главные ошибки при написании текста для сайта
Этого следует избегать:
1. Несодержательные и абстрактные заголовки. Заголовок должен объяснить читателю, о чем пойдет речь в материале. Если он этого не делает или, еще хуже, вводит человека в заблуждение (так называемый кликбейт), значит, заголовок плохой. Напишите такой заголовок, который отражал бы главную мысль.
2. Шаблонные фразы. Избавляйтесь в тексте для сайта от вводных оборотов, фразеологизмов и прочих клише. Они лишь увеличивают объем статьи, не добавляя ей никакой ценности. Фразы “каждый знает”, “всем известно”, “никто не будет спорить, что…”, “по всей видимости” и пр. можно убрать, а смысл от этого не пострадает.
3. Необоснованно большие объемы. Такое допустимо только в лонгридах — статьях, где тема исследуется подробно и с разных сторон, где есть комментарии экспертов и данные исследований. В обычных же текстах удаляйте весь материал, который отклоняется от заявленной темы, не бойтесь сокращать все, что можно, оставляя лишь действительно важные мысли.
4. Слишком много прилагательных. А если они еще и превосходной степени (лучший, сильнейший, быстрейший, самый дешевый и пр.), тогда совсем беда. Если хотите описать качество какого-то объекта, лучше подкрепить это фактами. То есть, не “у нас самая быстрая доставка!”, а “”доставляем пиццу в течение 30 минут”. То же касается и эмоциональности — “великолепный”, “чудесный”, “впечатляющий” — от всего этого можно избавляться.
5. Официоз и канцеляризмы. От подобных слов сложно избавиться, потому что они плотно засели в нашем лексиконе. Но постараться стоит. Например, писать не “осуществляем прием заказов”, а “принимаем заказы»; не “компанией принято решение”, а “мы решили” и т.д.
— Текст для сайта, который захотят читать, в первую очередь должен приносить пользу читателю. Важно говорить на простом и понятном языке, подтверждать и объяснять тезисы на конкретных примерах, использовать поменьше словесного мусора и не отклоняться от заданной темы.
Правила написания текстов для веб сайтов
Характер текста веб-страницы определяет не только ее содержание, но и впечатление, производимое на пользователя. Отсутствие в тексте грамматических ошибок имеет большое значение, однако также немаловажно представлять информацию в форме, позволяющей акцентировать внимание посетителя на наиболее существенных моментах повествования.
При создании текстов для Сети нужно придерживаться трех основных рекомендаций:
Следует соблюдать лаконичность. На страницах должно размещаться не более 50% текста, который может быть использован для передачи того же материала в печатном издании.
Текст должен быть удобным для беглого ознакомления. Не следует заставлять посетителя читать крупные абзацы текста. Вместо этого лучше использовать небольшие абзацы, подзаголовки и маркированные списки.
Информацию значительного объема следует разбивать на несколько страниц, связанных между собой гиперссылками.
Проверка текстов
Прежде чем предлагать статью для WWW, она должна быть, как минимум, обработана программой проверки орфографии. Наличие слов с орфографическими ошибками затрудняет восприятие и снижает скорость чтения, а также вызывает неясность.
Также необходимо не только исправлять ошибки, но и исключать из текста неправильные и неясные формулировки. Структура предложений должна быть предельно простой. Запутанная структура и сложные слова тем более трудны для восприятия при представлении информации в электронном виде.
Поскольку пользователи не склонны тратить время на полное ознакомление с приводимым материалом, сводная информация по рассматриваемому вопросу должна размещаться в начале страницы. Наиболее важные сведения следует помещать в верхней части, основываясь на «принципе перевернутой пирамиды», который используется в журналистике.
Нередко при беглом ознакомлении пользователи читают только первое предложение каждого из абзацев. Это обусловливает важность использования тематических предложений, а также соблюдения правила «один абзац — одна законченная мысль».
Также следует ограничить использование метафор, что в особенности справедливо для заголовков. Существует вероятность, что посетители поймут вас буквально.
Краткость
Исследования показали, что чтение текста с экрана монитора происходит приблизительно на 25% медленнее, чем чтение печатного текста. В результате неудобства чтения информации, представленной в электронном виде, люди избегают чтения больших объемов текста с экрана монитора. Также известно, что пользователи не любят прибегать к прокрутке, что является еще одной причиной сокращения объема страниц для удобства восприятия информации.
Поэтому важно не бояться сокращения своего собственного текста. Большинство авторов любят свои творения настолько, что готовы закрыть глаза на наличие в них слов, без которых можно было бы обойтись. Итак, для подготовки материалов для Интернета автору хорошо бы заняться поиском и истреблением лишних слов без тени жалости к своему шедевру.
Несмотря на то, что публикуемый в Сети текст должен быть кратким, это не означает, что он не может передавать личного отношения автора. Но следует отметить, что «отношение» не должно представлять собой грубость по отношению к читателю. Уважения достойна четкая речь, ясная перспектива и отражение автора в тексте.
Удобство беглого ознакомления
Учитывая трудность восприятия текста с экрана монитора, а также тот факт, что просмотр материалов в Сети, как правило, способствует развитию у читателя определенной доли нетерпеливости, посетители веб-страниц обычно избегают читать текст полностью. Они ограничиваются беглым просмотром содержащегося на страницах материала, останавливая свое внимание лишь на тех ключевых словах, фразах и абзацах, которые представляют для них интерес, и опуская те части повествования, которые их не интересуют.
Беглое ознакомление с текстом характерно для Сети, а потому авторы должны учитывать этот факт и соблюдать следующие основные правила:
* Статьи следует разбивать на отдельные части с использованием заголовков двух или даже трех различных уровней.
* Заголовки должны нести в себе максимальную смысловую нагрузку, а не быть просто эффектным дополнением к основному тексту. Ознакомившись с заголовком посетитель должен четко представлять себе, о чем идет речь на соответствующей странице или в соответствующем разделе без необходимости чтения основного текста.
* Для выделения отдельных фрагментов текста следует использовать маркированные списки и другие элементы форматирования.
Разбиение веб-страниц
Распределение информации между несколькими веб-страницами, связанными друг с другом посредством гиперссылок, может способствовать сокращению текста без ущерба глубине рассмотрения вопроса. Каждая отдельно взятая страница может быть достаточно лаконичной, и, в то же время, все гиперпространство в совокупности может содержать значительно больший объем информации. Длинные и подробные описания могут быть перенесены на вторичные страницы, доступные посредством гиперссылок. Доступ к информации, представляющий интерес для ограниченного круга посетителей, также может быть обеспечен посредством гиперссылок, не затрагивая тех из посетителей, которые не испытывают потребности в этой информации.
Гипертекст не следует использовать для разбиения длинного повествования на отдельные страницы. Необходимость загрузки нескольких страниц замедляет чтение и затрудняет вывод информации на печать. Правильная гипертекстовая структура не должна включать в себя единую логическую последовательность (типа «продолжение на стр.2»). Вместо этого информацию следует разбивать на логические фрагменты, каждый из которых посвящен рассмотрению отдельного вопроса. Основополагающим принципом при этом должно быть предоставление пользователю возможности самостоятельного выбора тех сведений, с которыми он желает ознакомиться, и загрузки страниц, содержащих только данные сведения.
Как писать тексты для сайта
Текст – основа основ любого сайта. Информация в текстовой форме является наиболее привычной для большинства посетителей. Однако с ее помощью можно влиять не только на клиентов, но и на поисковые системы. Правильно написанный текст для сайта поможет поисковикам быстрее найти ресурс, обеспечит ему более высокое положение в выдаче и благоприятно скажется на поведенческих факторах.
Обязательно уделяйте самое пристальное внимание написанию статей для сайта. Некачественный, неинтересный, неуникальный контент только причинит вред. Но как писать тексты для сайта, чтобы они приносили пользу?
Этапы написания текста для сайта
Один из важнейших моментов. Без умения правильно работать с темой не узнать, как писать тексты для сайта.
Определяя тематику будущего текста, ответьте на три вопроса:
Рекомендуется записывать все, что приходит в голову. Возможно, первые идеи покажутся откровенно бредовыми, но на их базе в будущем можно будет создать что-нибудь интересное.
Поскольку с помощью статей для сайта автор отвечает на вопросы, нужно определить, насколько актуален этот вопрос. Не беспокойтесь, социологические исследования проводить не придется – у Яндекса уже есть сервис для таких целей. Он называется «Подбор слов». С его помощью можно узнать статистику запросов к поисковой системе.
Принцип действия прост – нужно ввести интересующий запрос в строку в верхней части экрана, а затем нажать «Подобрать». Сервис выдаст количество запросов по указанной тематике, а также по схожим ключевым фразам. Например, если вы ищете «Снять квартиру», он покажет результаты также по «Снять квартиру без посредников», «на длительный срок», «недорого» и т.д.
Число слева от фразы – это количество запросов. Чем оно больше, тем более конкурентной является фраза.
Важно! Не забывайте указывать регион, в котором вы планируете осуществлять продвижение сайта, либо на какой регион направлен ваш текст.
Например, «снять квартиру» ищет около 3 000 000 человек, а если выбрать регион «Минск и область», таких запросов будет приблизительно 65 000.
Не забывайте, что сотни тысяч авторов уже написали тексты для сайтов по вашим темам! Что это значит? То, что ваш контент должен быть лучше созданного ими.
Небольшие хитрости. «Подбор слов» Яндекса допускает использование символов-операторов для более точного поиска. Например, если ввести «снять квартиру», вы увидите частотность данного запроса, никаких «снять квартиру без посредников» или «квартиры снять Минск».
Можно добавлять дополнительные слова – для этого используется оператор «+» (плюс), определять порядок слов с помощью квадратных скобок [ ] и т.д. Полный список операторов запросов можно найти в справке Яндекса.
Задаваясь вопросом «как писать статьи для сайта», нужно ответить на вопрос и для себя. По каким запросам будет продвигаться этот текст – высокочастотным или низкочастотным? Казалось бы, низкочастотные ищет меньше людей, а значит, трафика будет меньше. Но не спешите с выводами! Большое число низкочастотных может привести хороший трафик на сайт. Во-первых, продвижение по таким запросам менее затратное, во-вторых, по таким фразам на ресурс скорее всего придет именно заинтересованная в теме статьи публика.
Высокочастотные требуют тщательной работы и борьбы с конкурентами, да и времени на их продвижение надо больше.
Еще один важный вопрос – форма вхождения ключевых фраз. Например, вы хотите написать текст о детских колясках, который должен содержать фразы «купить детскую коляску». Ни в коем случае не надо использовать исключительно точные вхождения! Вместо «купить детскую коляску» можно написать «купите коляску для детей» – это никак не ухудшит результат. Наоборот, если переусердствовать с точными вхождениями, поисковые системы могут посчитать это переспамом и ухудшить ваши позиции.
Чтобы достичь ТОПа, не обязательно изобретать велосипед. Возможно, ваши конкуренты уже создали качественные статьи для сайта. Все, что вам нужно – проверить представленную ими информацию. Анализируйте следующие показатели:
Проверьте как можно большее количество конкурентных ресурсов. Это не обязательно делать вручную – существует большое количество специальных инструментов, вроде «Анализ топа». Полученные сведения нужно усреднить, чтобы в дальнейшем использовать на своем ресурсе.
Как писать полезные тексты для сайта? Рекомендуется подготовить план. Многие авторы пренебрегают этим моментом, и совершенно зря! Правильный план поможет привести в порядок мысли, обеспечит последовательность передачи информации и в целом благоприятно скажется на качестве контента.
Нужно придумать «каркас» статьи для сайта. Рекомендуется оформлять его в виде нумерованного списка. Каждый пункт – это готовый заголовок, который вы собираетесь раскрыть при написании. Затем придумайте подзаголовки для пунктов. Когда они будут готовы, составьте краткое описание каждого раздела.
Если предыдущие пункты были выполнены правильно, этот этап не доставит вам проблем. Однако и тут есть свои нюансы. Рекомендуется использовать принципы LSI-копирайтинга. Эта аббревиатура означает latent semantic indexing, т. е. «латентно-семантическое индексирование». Современные поисковики «умны». Они умеют понимать естественный язык вопросов. Многие пользователи вводят в поиск длинные фразы, написанные разговорным языком. Поисковые системы вводят алгоритмы распознавания смысла, а значит, ваш материал должен быть максимально осмысленным.
Как добиться правильного результата при написание текста для сайта?
Поисковые системы по-разному оценивают качество материалов. Например, у Google действует алгоритм Knowledge-Based Trust, который проверяет, насколько правдивы представленные на ресурсе факты. Сейчас представители корпорации составляют базу фактов обо всем на свете и проверяют их правдивость.
Яндекс применяет алгоритм «АГС», который проверяет «добавочную ценность контента». Согласно требованиям системы, материалы должны быть полезными и не похожими на то, что уже есть в интернете. Это значит, что недостаточно добиваться 100% уникальности по каким-либо сервисам – нужно, чтобы информация была новой и полезной для посетителя!
Важно помнить: тексты должны быть полезными для пользователей. В таких случаях могут прощаться и не 100% уникальность, и недостаток или переспам ключевыми фразами.
Как научиться писать статьи для сайта?
Как видите, существует огромное количество нюансов. Создание хорошего текста можно сравнить с написанием компьютерной программы – важно уделять внимание функциональности, внешнему виду и ряду других факторов.
Запишитесь на курсы в Академию Webcom! Наши преподаватели имеют огромный опыт создания самых разных материалов. Нами создан контент для крупнейших сайтов Беларуси, России и других стран. Раскроем все тонкости профессии, расскажем о секретах, которые не найти в интернете.
Хотите освоить профессию копирайтера, тогда записывайтесь на курс по контент-маркетингу.
Как рассказать о бизнесе живо и с пользой
Три важных правила написания текстов для сайта
Слабый текст на сайте не обрушивает продажи, а сильный не увеличивает их в разы.
Убедитесь, что ваш продукт нужен людям, что продавцы продают, товар на складе, а офис-менеджер не грубит по телефону. Если бизнес проседает в продажах, текст этого не исправит.
Текст — основа любого сайта, но помните, что никакой текст не заменит фотографию.
Если вы продаете шведские разноцветные носки, одна фотография расскажет об их красоте больше, чем страница текста. Подкрепляйте текст иллюстрациями, или даже заменяйте текст фотографиями.
Не пишите о том, что можно показать.
Даже лучший текст не прочтут, если он плохо оформлен. Красиво — это минималистично и не броско.
Покупатели любят лаконичный и понятный текст — чтобы сразу понять, что им предлагают, и нужно ли им это. Поэтому уделите внимание оформлению текста, изучите возможности дизайна Тильды и пользуйтесь встроенным типографом.
Сайты на Тильде ценят за эстетику и атмосферность. Тильда помогает предложить товар или услугу со вкусом.
Как оформить текст для сайта на Тильде:
Чтобы заголовки и абзацы выглядели аккуратно, используйте правильные тире, кавычки и переносы. Встроенный в Тильду типограф быстро приведёт текст в порядок.
Не пишите заголовок в блоке для лида, а абзац в блоке для цитат, потому что лень копаться в библиотеке. Это усложнит настройку раздела и может испортить мобильную вёрстку.
Не увлекайтесь курсивом, подчёркиванием и зачёркиванием текста, это отвлекает. Для выделения важных моментов пользуйтесь специальными блоками.
Регулируйте межстрочное расстояние. Слипшийся текст читать труднее, но слишком большие пробелы между строками тоже ни к чему.
В нулевом блоке можно настраивать межбуквенное расстояние — не переусердствуйте. Его стоит добавлять только для прописных, и то осторожно.
Все три правила сводятся к одной мысли: текст — это лишь форма подачи информации, главное — содержание. Текст сам по себе не ценен: удаляйте его, заменяйте на картинки, облегчайте его восприятие для посетителя.
Когда есть это понимание — вы готовы писать текст.
Перед тем, как писать текст для сайта, повторим:
Как написать понятный текст для каждого раздела сайта
Цель нужна, чтобы отсекать лишнее. Если абзац или предложение не соответствуют цели — удаляйте.
Не пишите без цели.
Самая большая ошибка копирайтеров в том, что они хотят охватить все в одном тексте. Это получается, если вы пишете лонгрид с четким планом и пониманием, какую именно задачу должен решить текст. Если последнего нет, то получается салат из букв и попыткой написать книгу сразу обо всем.
Как в мультике про 7 шапок, копирайтер пишет обо всем сразу, разгоняется на десятки страниц и не понимает, почему получается плохо. Редактор режет такие тексты, копирайтер теряет мотивацию и устает от темы.
Отсутствие цели в начале — это всегда конфликт. Цель важнее плана. Потому что она задает тон тексту и миссию копирайтеру. Человек не просто пишет много букв, он решает задачу.
Старайтесь ставить четкие цели. Максимально сужайте их и дробите на небольшие участки. Так каждый небольшой кластер текста будет решать свою задачу и состоять только из хорошего мясного текста.
Вернемся к цели. Если мы хотим убедить читателя, что с помощью нашего текста он легче выберет подходящую кофемашину, то цель подходит. Но ведь мы не будем писать целый текст о том, как хорошо умеем помогать людям с помощью текстов выбирать кофемашины? Выходит, что цель поставлена не совсем корректно.
Встаем на сторону читателя и пишем цель так, чтобы она решала его задачи.
Цели текста лучше разбивать на небольшие кусочки. Чтобы каждый из них точно решал задачи читателя.
Цель — как хороший тренер. Помогает собраться и выдать максимальный результат. Без заигрываний, рассеянности и лишних движений.
Не старайтесь написать красиво и понятно. Дайте волю мыслям и быстро записывайте их. Не обращайте внимания на ошибки и путаницу. Представьте, что вы рассказываете о своем бизнесе другу за бокалом пива.
Если стопоритесь, запишите голосом на диктофон.
Посетитель на сайте, как клиент в магазине: вы встречаете его и рассказываете о товаре.
— Так этот блендер в Китае собирают?! Я думал он американский. Не развалится?
— А вот за это не беспокойтесь, многие спрашивают. Мы же даем гарантию 12 месяцев. Мы шестой месяц продаем их, пока ни одного возврата. Работают и в офисах, и в кофейнях. На неделе получил дозаказ, владелец тренажерки еще один берет, протеиновые коктейли крутят целыми днями.
— Да? Ну я беру для смузи, утром и вечером пью. Два раза в день всего.
В бизнес-тексте должны быть ответы на вопросы людей, их сомнения, возражения и страхи. В своем агентстве я рекомендую использовать технику «маленького мудака».
Когда вы пишете, представляйте, что он стоит у вас за спиной и противным голосом на половину ваших доводов спрашивает «И че? / А мне что с этого? / Да у других тоже самое / Что-то дорого / А где гарантии? и т. д.». Он помогает относиться к тексту критично и сразу закрывать большинство важных вопросов, которые задают посетители. Когда у маленького мудака не останется вопросов и возражений по теме, тогда текст будет целостным.
Еще одна техника, которую можно использовать — облако тегов. Во время создания текста для сайта набросайте на маленьких листочках все смежные темы. И уже на их основе набрасывайте мясо.
Сократить и ужать текст вы всегда успеете во время редактуры. Сейчас важно передать нужную информацию и отработать предположительные вопросы людей.
Недостаточно написать, что уровень шума холодильника 38 дБ. Покупатель не знает, что такое 38 дБ, это тихо или как? Из спальни слышно ночью?
Покупателю важно, чтобы холодильник не шумел, а 38 дБ — сухая деталь.
Если в крафт-баре посетителям придется перекрикивать шум холодильника, — атмосфера испортится. Так и объясните владельцу бара: «Холодильник тихий, посетителям не придется перекрикивать его шум».
— Мы с мужиками под Лигу Чемпионов берем два ящика пива. Договорился с женой, что пивом займу одну полку, а туда входит десять бутылок. Из-за двух бутылок скандалы.
— О, так немцы это продумали. Вот «Либхер», здесь специальный отсек под пиво, помещается восемнадцать бутылок, это три ящика, да? Видите, какие выемки под пиво? Ну и под сок тоже подходит 😉
— Ничего себе, чего только не придумают.
6. Включите зануду: придираемся к словам и отвечаем
Много это сколько? Лучше чем кто? Эффективнее, это как? Больше, это на сколько? Выгодно, это дешевле или больше? Дешевле на сколько? Пришли к успеху, это куда?
Чтобы войти в образ, попробуйте представить, что вы тот самый конкурент, про которого вы написали, что у вас лучше и больше.
Всё непривычное — непривычные очертания букв, непривычная орфография слов, непривычные сокращения и т. п. — всё это замедляет восприятие, останавливая на себе наше внимание. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное.
Грамотное, стилистически и композиционно правильно построенное заявление на четырёх больших страницах можно прочесть в несколько минут. Столько же времени, если не больше, придется разбирать и небольшую, но безграмотную и стилистически беспомощную расписку.
Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.
Исправьте ошибки с помощью «Орфограммки» или «Адвего».
Следите за двойными пробелами — их вы можете вычистить из текста с помощью автозамены. В Google Docs это в режиме «Правка» → «Найти и заменить».
Исправить типографику можно одной кнопкой прямо в Тильде. Нажатие кнопки мгновенно приводит текст в порядок — убирает висячие предлоги, делает тире длинными, а кавычки «ёлочками». Кнопка типографа находится в панели редактирования текста, рядом с кнопкой «очистить стиль».
Давайте текст для сайта на вычитку как можно меньшему количеству людей. Каждый, у кого вы спрашиваете мнение, будет находить недочеты даже там, где их нет. Человек чувствует себя обязанным найти ошибку, боится не оправдать ожидания или просто хочет высказаться. Мало кто скажет «Мне все нравится, ошибок не вижу».
После долгих исправлений и компромиссов, текст превратится в безликий набор слов, к которому не придраться, потому что он никакой.
Сужайте круг участников обсуждения. Берите на себя ответственность за текст. Когда внесете правки, снова проверьте на ошибки.
Хорошо помогает простой прием — отправить текст самому себе по почте. Так мы воспринимаем его «не как родной» и можем смотреть на свое произведение под новым углом.
Рассказали о процессе производства цветных носков на шведской фабрике → покажите фотографию с производства.
Описали узор на носках → замените на фотографию.
Рассказали о тренере тренажерного зала → добавьте его фотографию.
Полезные советы
Как оценивать качество текста
Когда пишем текст, задаем вопросы:
2. Сколько баллов по «Главреду»?
Баллы — это отношение «воды» в тексте к полезной информации. Стараюсь доводить текст хотя бы до 8 баллов, но без фанатизма.
Советую обращать внимание на частые проблемы. Если запомнить, что это за проблемы, будет проще писать текст без «Главреда».
3. Типографика в порядке?
Качественный текст не может быть плохо оттипографирован. Рекомендую всем, кто пишет, не лениться и хотя бы прогонять текст через онлайн-типографы. Еще лучше — поставить типографскую раскладку и привыкать всегда ставить правильные знаки препинания.
Если все-таки лень, то можно сделать как мы и добавить автоматический типограф к движку блога или сайта.
4. Нет ли ошибок и опечаток?
Когда долго работаешь над текстом, легко пропустить опечатку или поставить лишнюю точку и не заметить. Поэтому перед тем как опубликовать материал в соцсети, я всегда показываю текст команде. Находить ошибки в чужом тексте проще, чем в своем собственном.
5. Текст можно читать?
Иногда текст проходит по всем критериям, но читать невозможно: потому что он скучный, или слишком сухой, или команда понимает, что кейс можно было подать получше. Тогда мы берем и переписываем.