что нужно сказать перед едой в исламе

Что нужно сказать перед едой в исламе

Перевод: С именем Аллаха!

Транслит: БисмиЛлях!

Если же кто забудет сказать это в начале, пусть скажет

بِسْمِ اللهِ في أَوَّلِهِ وَآخِـرِه

Перевод: С именем Аллаха в начале и конце еды!

Транслит: БисмиЛляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи!

Дуа перед едой

اللّهُـمَّ بارِكْ لَنا فيهِ وَأَطْـعِمْنا خَـيْراً مِنْـه

Перевод смысла: О Аллах, сделай это благословенным для нас и накорми нас тем, что лучше этого!

Транслит: Аллахумма, барик ля-на фи-хи ва ат’ым-на хайран мин-ху!

Дуа после еды

الْحَمْـدُ للهِ الَّذي أَطْعَمَنـي هـذا وَرَزَقَنـيهِ مِنْ غَـيْرِ حَوْلٍ مِنِّي وَلا قُوَّة

Перевод смысла: Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю.

Транслит: АльхамдулиЛляхи ллязи ат’ама-ни хаза ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин

Дуа после еды

الْحَمْـدُ للهِ حَمْـداً كَثـيراً طَيِّـباً مُبـارَكاً فيه، غَيْرَ مَكْفِيٍّ وَلا مُوَدَّعٍ وَلا مُسْتَغْـنىً عَنْـهُ رَبُّـنا

Перевод смысла: Хвала Аллаху, хвала многая, благая и благословенная, хвала, которую следует произносить чаще, хвала непрерывная, хвала, в которой мы нуждаемся постоянно! Господь наш!

Транслит: АльхамдулиЛляхи хамдан кясиран, тайибан, мубаракян фи-хи, гайра макфиййин, ва ля мувадда’ин ва ля мус-тагнан ‘ан-ху! Рабба-на!

Дуа за того, кто угостил

اللّهُـمَّ بارِكْ لَهُمْ فيما رَزَقْـتَهُم، وَاغْفِـرْ لَهُـمْ وَارْحَمْهُمْ

Перевод смысла: O Аллах, благослови их в том, чем Ты наделил их, и прости их и помилуй!

Транслит: Аллахумма, барик ля-хум фи-ма разакта-хум, ва-гфир ля-хум ва-рхам-хум!

Дуа за того, кто накормил / напоил человека

اللّهُـمَّ أَطْعِمْ مَن أَطْعَمَني، وَاسْقِ مَن سقاني

Перевод смысла: O Аллах, накорми того, кто накормил меня, и напои того, кто напоил меня!

Транслит: Аллахумма, ат’ым май ат’ама-ни, ва-скы ман сака-ни!

Источник

Дуа, которое Пророк Мухаммад ﷺ всегда произносил перед едой

что нужно сказать перед едой в исламе. Смотреть фото что нужно сказать перед едой в исламе. Смотреть картинку что нужно сказать перед едой в исламе. Картинка про что нужно сказать перед едой в исламе. Фото что нужно сказать перед едой в исламе

Употребление еды является обязательным действием для каждого человека и физически необходимой потребностью тела. Принятие пищи в зависимости от намерения и благодаря молитвам и дуа перед трапезой и после может стать поклонением.

Следовательно, мы можем провести время трапезы с пользой для себя и заработать довольство Всевышнего Аллаха. Крайне желательно делать дуа перед едой. Ведь произносить перед едой Бисмиллях, и совершать дуа с испрашиванием благодати является одной из сунн и адабов принятия пищи.

Следуя этой сунне, начинать процесс принятия пищи, как и все другие одобряемые дела, следует с поминания Всевышнего Аллаха. То есть перед началом трапезы желательно произнести:

بسم الله الرحمن الرحيم

«Бисми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим».

От Хузайфы (да будет доволен им Аллах) передаётся:

كنّا إذا حضرْنَا مع رسولِ اللّه صلى اللّه عليه وسلم طعاماً لم نضعْ أيدينا حتى يبدأ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم فيضعُ يدَه، وإنّا حضرنا معه مرّة طعاماً فجاءت جارية كأنها تُدفعُ، فذهبتْ لتضعَ يدَها في الطعام فأخذَ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم بيدها، ثم جاءَ أعرابيٌّ كأنما يُدْفَعُ، فأخذَ بيدِه، فقال رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏‏إنَّ الشَّيْطانَ يَسْتَحِلُّ الطَّعامَ أنْ لا يُذْكَرَ اسْمُ اللّه عَلَيْه، وأنَّهُ جاءَ بهَذِهِ الجارِيَةِ لِيَسْتَحِلَّ بِهَا، فأخَذْتُ بِيَدِها، فَجاءَ بهذا الأعْرابِيّ لِيَسْتَحِلَّ بِهِ، فأخَذْتُ بِيَدِهِ، وَالَّذي نَفْسِي بِيَدِه إنَّ يَدَهُ في يَدِي مَعَ يَدِهِما‏‏ ثم ذكر اسم اللّه تعالى وأكل‏

«Когда нам доводилось есть вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы никогда ничего не брали первыми, пока не начинал есть Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Однажды, когда мы разделяли с ним трапезу, появилась какая-то девочка, спешившая так, будто её подгоняли. Она сразу подошла к еде и протянула к ней руку, но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) схватил её за руку. А потом явился какой-то бедуин, также будто подгоняемый кем-то. Схватив за руку и его, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поистине, шайтан считает дозволенной для себя ту пищу, над которой не поминают имя Аллаха Всевышнего, и он привёл сюда эту девочку, чтобы с её помощью сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил её за руку. А потом он привёл сюда этого бедуина, чтобы с его помощью сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил за руку и его. Клянусь Тем, в Чьей власти душа моя, поистине, когда я держал за руки этих двоих, в моей руке была рука шайтана«. После этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произнёс имя Аллаха Всевышнего (БисмиЛлях) и приступил к еде». (Муслим, 201)

Если же кто-то забыл сказать БисмиЛлях, приступая к еде, то ему следует упомянуть имя Всевышнего сразу же, как только он вспомнит о нём. Однако БисмиЛлях в таком случае следует произносит чуть по-другому: «Бисмилляхи авваляху ва ахираху».

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِذَا أَكَلَ أَحَدُكُمْ فَلْيَذْكُرِ اسْمَ اللهِ تَعَالَى، فَإِنْ نَسِيَ أَنْ يَذْكُرَ اسْمَ اللهِ تَعَالَى فِي أَوَّلِهِ، فَلْيَقُلْ: بِسْمِ اللهِ أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ

«Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Всевышнего Аллаха (произнесёт БисмиЛлях), если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале, пусть скажет: «Би-сми-Лляхи авваляху ва ахираху» (С именем Аллаха в начале и конце её)». (Абу Дауд, 3767; Тирмизи, 1858)

Как было выше сказано, сунной является и дуа перед едой. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда перед ним ставили еду, всегда читал дуа.

От ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что, когда к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) придвигали еду, он обычно говорил:

اللَّهُمَّ بارِكْ لَنا فِيما رَزَقْتَنا، وَقِنا عَذَابَ النَّارِ، باسْمِ الله

«Аллахумма, барик ля-на фи-ма разакта-на ва ки-на ‘азаба-н-нар (О Аллах, сделай для нас благословенным то, чем Ты наделил нас, и упаси нас от мук огня)». (Ибн Ас-Сунни, 459)

Тому, кто забыл произнести имя Всевышнего перед едой или в процессе принятия пищи, желательно прочитать суру Аль-Ихляс после завершения своей трапезы.

От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ نَسِيَ أنْ يُسَمِّيَ على طَعامِهِ، فَلْيَقْرأ: قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ إذَا فَرَغَ

«Пусть тот, кто забудет помянуть Аллаха (произнести Бисмиллях) над своей едой, прочтёт суру Аль-Ихляс (Куль хува Ллаху Ахад) после того, как закончит есть». (Ибн Ас-Сунни, 462)

Из всего вышеприведённого явствует, что желательно поминать имя Аллаха (произнести Бисмиллях) и делать дуа в начале трапезы. Если же человек намеренно, по забывчивости, вынужденно или по какой-нибудь иной причине не произнесёт Бисмиллях в начале, но в процессе трапезы вспомнит об этом, ему желательно сразу произнести: «Би-сми-Лляхи авваляху ва ахираху».

Тому, кто пьёт воду, молоко или любой другой напиток, так же, как и перед едой, желательно поминать Аллаха и делать дуа. Поминать Всевышнего перед принятием пищи, во время еды или питья желательно всем, в том числе тем, кто находится в состоянии большого осквернения, и женщинам, у которых начались месячные или послеродовые выделения.

Учёные-богословы утверждают, что произносить Бисмиллях перед едой или во время трапезы желательно вслух, чтобы побудить окружающих последовать его примеру. Если несколько человек вместе принимают пищу, поминать Аллаха и делать дуа следует каждому из участников трапезы. Однако если это сделает один из них, этого будет достаточно и для остальных.

В этом отношении поминание Аллаха во время еды подобно ответу на приветствие и благопожелание чихнувшему, поскольку во всех этих случаях будет достаточно, если нужные слова произнесёт один из присутствующих.

В тот момент, когда человек приступает к принятию пищи, он наиболее подвержен беспечности и забывчивости. Если человек в это время не читает дуа и поминает имя Всевышнего, еда может стать и причиной того, что голодный нафс во время еды забудет обо всём остальном, а всё, что он съел, станет пищей для шайтана.

Мухаммад Султанов

что нужно сказать перед едой в исламе. Смотреть фото что нужно сказать перед едой в исламе. Смотреть картинку что нужно сказать перед едой в исламе. Картинка про что нужно сказать перед едой в исламе. Фото что нужно сказать перед едой в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Дуа после еды и перед едой

Дуа перед едой

Перед трапезой верующему следует задуматься над тем, что Аллаху принадлежат все блага, и за это в своей молитве верующий благодарит Творца, а также за то, что он напоил и накормил верующих, удостоил их всеми благами, дал им пропитание и крышу над головой. В этой молитве прославляется Господь Всевышний, который делает своих верующих мусульманами и одаривает их добродетелью.

Любой прием пищи верующему следует начинать с «БисмиЛлях!», что в переводе означает «С именем Аллаха». Если верующий мусульманин забыл произнести это дуа перед едой, то в конце трапезы он должен произнести «БисмиЛляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи!», что в переводе означает «С именем Аллаха в начале и конце!». (Абу Дауд, Тирмизи).

что нужно сказать перед едой в исламе. Смотреть фото что нужно сказать перед едой в исламе. Смотреть картинку что нужно сказать перед едой в исламе. Картинка про что нужно сказать перед едой в исламе. Фото что нужно сказать перед едой в исламеПосле еды

Также произносят молитву перед едой, в которой обращаются к Всевышнему с просьбой сделать пищу благословенной для того, кто ее вкушает, а также накормить едой, которая лучше этой еды. (Тирмизи).

Дуа после еды

После приема пищи верующему мусульманину обязательно следует воздать хвалу Аллаху сказав «АльхамдулиЛлях».

После еды прославляют и благодарят Всевышнего, давшего еду и накормившего не обладающего ни мощью, ни силой молящегося. (Абу Дауд, Тирмизи).

Есть еще одно дуа (на фото) в котором возносится хвала Всевышнему, многократная и благословенная, которую следует произносить как можно больше раз. (Бухари).

Гость в доме мусульманина после трапезы возносит молитву за того, кто угостил его. В ней он обращается к Дарующему удел с просьбой благословить человека в том, чем Господь наделил его, а также с просьбой простить и помиловать его. (Муслим).

Во время того, как верующий принимает пищу, он должен не забывать об аятах с 68 по 70 из суры «Аль-Вакиа», где упоминается о том, что именно Господь «спускает с дождевых туч воду», которую пьют верующие.

Во время ифтара

Во время разговения по окончании поста в кругу своей семьи мусульманин должен произнести такие мольбы: «Афтара ‘инда-куму-с-саимуна, ва акяля та‘ама-куму-ль-абрару ва саллят ‘аляй-куму-ль- маляикяту!».

После ифтара также произносят «Захабаз-зам’ уабталлятьиль-‘урук уа сабата аль-аджр инша-лЛах».

Перед питьем воды «Зам-Зам»

Если человек пьет воду «Зам-Зам», то можно прочитать дуа, в котором верующий обращается к Богу с просьбой о полезных знаниях, о многих благах и о лекарстве от всех болезней. Также после питья воды можно вознести хвалу Аллаху, который по Милости Своей сделал сладкой и пресной эту воду, но не сделал ее горькой и соленой.

После питья молока

После того, как верующий мусульманин выпьет молока, ему следует произнести «Аллахумма барик ляна фихи ва зидна минху».

В гостях

Если мусульманин кушает, находясь в гостях, то ем следует произнести просить у Аллаха благословения для хозяев дома в том, чем Аллаху было угодно наделить этих людей, а также просит простить их и помиловать. (Абу Дауд, Тирмизи).

Сухур дуа

Что же касается дуа сухур, то не приводится от Пророка ﷺ что-либо достоверного которое он произносил перед сухуром. Верующему перед тем, как начать держать пост, следует сделать намерение поста или нийат, смысл которого в том, что он намеревается соблюдать пост месяца Рамадан ради Всевышнего Творца, и перед началом трапезы прочитать те дуа, которые читаются перед едой, а во время ифтара обратиться к Аллаху со словами о том, что верующий держал пост в Рамадан ради Аллаха, уверовал в Него и уповает на Него, а также, что мусульманин разговляется тем, что Всевышний послал. В этой же мольбе мусульманин просит о прощении его грехов, которые уже совершил, и которые еще совершит.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

Что делать, если перед едой забыл произнести «БисмиЛлях»?

что нужно сказать перед едой в исламе. Смотреть фото что нужно сказать перед едой в исламе. Смотреть картинку что нужно сказать перед едой в исламе. Картинка про что нужно сказать перед едой в исламе. Фото что нужно сказать перед едой в исламе

Как известно, мусульманину желательно начать любое благое дело с поминания Всевышнего Аллаха (зикра). А лучшим зикром для такого случая считается «БисмиЛлях». Человек, начавший таким образом своё благое дело, не только получает вознаграждение – его начинание будет благодатным, и есть надежда, что оно завершится благополучно.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Любые слова и дела, которые не начинаются поминанием Всевышнего Аллаха (зикр), являются неполноценными». (Ахмад, 2/359).

В другом хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословление) говорится:

كل أمر ذي بال لا يبدأ فيه ببسم الله الرحمن الرحيم فهو أبتر

«Любое важное дело, не начатое с «БисмиЛляха» (именем Аллаха Милостивого Милосердного), будет лишённым блага (обрубленным – «абтар»)». (Ан-Насаи, Абу Давуд, Ибн Хаббан).

Приступая к еде, также следует сказать «БисмиЛлях», так как принятие пищи является одним из благих дел, если это делается с намерением укрепить организм для совершения поклонения Всевышнему Аллаху. Ели начать трапезу с произнесения «БисмиЛлях», это придаст еде баракат, способствующий насыщению даже небольшим количеством еды.

Если же человек забыл сказать «БисмиЛлях», когда он приступал к еде, то ему следует произнести его сразу же, как только он вспомнит об этом. Однако «БисмиЛлях» в таком случае следует произносит чуть по-другому: «Бисмилляхи авваляху ва ахираху».

Аль-Хатыб Аш-Ширбини об этом пишет следующее:

«Если человек не произнёс «БисмиЛлях» по забывчивости или намеренно в начале омовения или принятия пищи, то ему следует произнести эти слова в течение омовения или еды, сказав: «Бисмилляхи авваляху ва ахираху«.

Так как в хадисе, который передаётся от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِذَا أَكَلَ أَحَدُكُمْ فَلْيَذْكُرِ اسْمَ اللهِ تَعَالَى، فَإِنْ نَسِيَ أَنْ يَذْكُرَ اسْمَ اللهِ تَعَالَى فِي أَوَّلِهِ، فَلْيَقُلْ: بِسْمِ اللهِ أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ

«Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Всевышнего Аллаха (произнесёт «БисмиЛлях»), если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале, пусть скажет: «Би-сми-Лляхи авваляху ва ахираху» (С именем Аллаха в начале и конце её)» (Абу Дауд Тирмизи).

Сказал наш Шейх: «Ясно, что следует произнести это также и после окончания приема пищи, чтобы шайтана вырвало тем, что он съел«». («Мугни Аль-Мухтадж»)

От Умаййа бин Махши (да будет доволен им Аллах) передаётся:

كان رسول الله صلى الله عليه وسلم جالسا ورجل يأكل، فلم يسم حتى لم يبق من طعامه إلا لقمة، فلما رفعها إلى فيه قال: بسم الله أوله وآخره، فضحك النبي صلى الله عليه وسلم ثم قال: ما زال الشيطان يأكل معه، فلما ذكر اسم الله استقاء ما في بطنه

«Один человек, который ел в присутствии сидевшего (рядом с ним) Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), не поминал Аллаха до тех пор, пока от его еды не остался только один кусок. Поднеся его ко рту, этот человек сказал: «С именем Аллаха в начале и конце её», и тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассмеялся и сказал: «Шайтан всё время ел вместе с ним, когда же он помянул имя Аллаха, (шайтан) изверг из себя всё то, что было у него в животе«» (Абу Дауд и Ан-Насаи).

Здесь подразумевается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) узнал о том, что этот человек не помянул Аллаха, только в конце трапезы, поскольку он не стал бы молчать, если бы знал об этом с самого начала.

По единогласному мнению учёных, желательно поминать имя Аллаха (произносить «БисмиЛлях») в начале принятия пищи. Если же человек не сделает этого в начале намеренно, по забывчивости, вынужденно или по какой-либо другой причине, но в процессе трапезы вспомнит об этом или у него появится возможность помянуть Аллаха, то желательно, чтобы он так и поступил. В таком случае ему следует произнести следующие слова: «Би-сми-Лляхи авваляху ва ахыраху», как указывается в приводимом выше хадисе.

Тому, кто станет пить воду, молоко или любой другой напиток, следует поминать Аллаха (произносить «БисмиЛлях») точно так же, как и во время еды. Большие учёные нашего мазхаба (асхабы) и не только они указывали, что во всех этих случаях желательно произнести «БисмиЛлях» вслух, чтобы обратить на это внимание других и побудить их последовать его примеру.

Произнести «БисмиЛлях» во время еды или питья желательно всем, в том числе и тем, кто находится в состоянии большого осквернения, и женщинам, у которых начались месячные. Произнести «БисмиЛлях» следует каждому из участников трапезы, однако если Аллаха помянет один из них, этого будет достаточно и для остальных.

Таким образом, в этом отношении поминание Аллаха во время еды подобно ответу на приветствие и благопожелание чихнувшему, поскольку во всех этих случаях будет достаточно, если нужные слова произнесёт за всех один из присутствующих.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь информацией с друзьями!

Источник

Этикет приема пищи по Исламу

Многие повседневные поступки имеют свои правила. Наша религия учит, как нужно начинать свой день, как вести себя с окружающими, как посещать мечети и так далее. В этой статье мы расскажем об этикете приема пищи, знать о котором нужно каждому мусульманину. Некоторые из этих правил необходимо выполнить до трапезы, другие – во время неё, а третьи – после завершения.

Правила, которые следует соблюдать до приема пищи

1) Перед едой следует вымыть руки, если они загрязнены или запачканы как об этом говорится в хадисе[1].

2) Пищу следует расположить на скатерти, расстеленной на полу. Это ближе к тому, как поступал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), нежели использование стола. Также приём пищи на полу больше соответствует принципам скромности и смирения.

3) Садиться у скатерти рекомендуется следующим образом: уложить левую ногу под собой, а правую ногу поставить на стопу (то есть так, чтобы колено правой ноги оказалось возле груди).

4) Перед едой человек должен осознавать, что он принимает пищу, дабы подкрепить свой организм для поклонения Всевышнему Аллаху, чтобы эта пища помогла ему выполнять свои религиозные обязанности. Человек не должен думать только о насыщении и наслаждении. Признаком такого правильного намерения при принятии пищи является то, что человек ест только необходимую меру, но не наедается досыта. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Сын Адама не наполнял сосуда худшего, чем живот. Любому достаточно небольшого количества пищи, которое выпрямит его спину. Если же это всё-таки необходимо, то в таком случае пусть будет треть желудка для еды, треть для питья и треть для дыхания»[2].

Такое намерение требует от человека не протягивать своей руки к еде, если он не голоден, а также прекращать приём пищи до того, как он полностью наестся. Тот, кто будет поступать таким образом, вряд ли будет нуждаться в помощи врачей.

5) Мусульманин должен быть доволен той пищей, которую имеет, и не следует пренебрегать ничем, даже малым.

6) Надо стараться организовывать приём пищи так, чтобы за столом собиралось как можно больше людей, даже если речь идёт о детях и членах семьи (то есть чтобы приём пищи происходил совместно, а не так, когда каждый член семьи ест отдельно от остальных).

Правила, которые следует соблюдать во время приёма пищи

1) Когда человек начинает приём пищи, он должен помянуть имя Аллаха и сказать: «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим» (С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного).

2) При завершении следует восхвалить Аллаха словами «Альхамдулиллях» (хвала Аллаху).

3) Кушать следует только правой рукой.

4) Класть пищу в рот надо небольшими кусочками и тщательно её пережёвывать.

5) Человек не должен протягивать руку к еде до тех пор, пока не проглотит то, что у него во рту.

6) Нельзя порицать еду (то есть упоминать об отрицательных качествах пищи без особой необходимости).

7) Следует брать ту пищу, что находится ближе к человеку, кроме тех случаев, когда еда разнообразна, как, например, фрукты.

8) Кусочки еды нужно брать и подносить ко рту тремя пальцами.

9) В случае, если что-либо из еды упало на пол, то её необходимо подобрать.

10) Нельзя дуть на горячую еду[3].

11) Не следует класть косточки от фиников в одну тарелку с финиками[4], а также держать их вместе в руке. Извлекая косточки изо рта, следует вынуть их на внешнюю сторону кисти, а затем выбросить. Так следует поступать с любой пищей, которая имеет мякоть и косточки.

12) Не следует пить воду во время еды, и это лучше с медицинской точки зрения.

13) При питье сосуд надо держать правой рукой.

14) Перед началом питья надо посмотреть в сосуд.

15) Пить следует всасывая воду, а не заливая в себя и не взахлёб. Сообщается со слов Али ибн Абу Талиба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пейте воду всасыванием, и не вливайте её в себя, потому что болезнь печени случается из-за питья взахлёб[5]».

Правила, которые следует соблюдать после приёма пищи

1) Приём пищи нужно прекратить до наступления полного насыщения.

2) Облизать пальцы[6].

3) Завершив трапезу, следует очистить тарелку[7].

4) Затем восхвалить Аллаха и произнести слова благодарности.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, Аллах доволен своим рабом, который ест пищу и восхваляет Его за это, пьет напиток и восхваляет Его за это»[8].

5) После еды следует помыть руки и очистить их от остатков мяса и жира.

Некоторые правила этикета, которые следует учитывать при коллективной трапезе

Человеку не стоит начинать кушать первым, если в собрании присутствует кто-то более достойный, например, какой-нибудь уважаемый человек или старший по возрасту.

За едой не нужно молчать, нужно вести благие разговоры, например, говорить о делах и поступках праведных людей и т.д.

Во время совместной трапезы каждый должен отдавать предпочтение своим товарищам, но и в этом не должно быть вычурности, не надо вынуждать людей говорить тебе: «Кушай, кушай»[9]. Человек должен быть открытым, и щедрость его должна быть настоящей, неподдельной, и даже отдавая предпочтение своим сотрапезникам, он не должен делать так, чтобы его воздержание от какой-либо еды ради друзей было заметно другим.

Не следует смотреть на своих товарищей во время того, как они принимают пищу, дабы они не испытывали неловкости или стеснительности.

Человек не должен делать за едой того, что ему не хотелось бы видеть от других. Например, нельзя шарить рукой по всему блюду, из которого люди едят вместе. Нельзя склонять свою голову над общим блюдом во время еды. Если же по какой-то причине необходимо достать что-либо изо рта и выкинуть, то надо обязательно отвернуться от общего блюда. Не стоит макать жирный кусок в уксус, которым пользуются остальные, и также не надо поливать уксусом жирную еду, которую едят все, потому что другим это может не понравиться[10]. Также нужно добавить, что в общую посуду с бульоном или супом нельзя макать кусочек начатой пищи.

Некоторые правила этикета при подаче угощения гостям

Угощать людей едой – это поощряемое дело. Сообщается, что Али ибн Абу Талиб (да будет им доволен Аллах) говорил: «Позвать своих братьев и сделать им небольшое угощение мне нравится больше, чем отпустить раба на волю».

Бывало Хайсама[11] (да одарит его Аллах своей милостью) готовил хабис[12] и вкусные блюда, затем приглашал Ибрахима[13] и аль-А’маша[14] и говорил им: «Угощайтесь, я приготовил это только для вас».

Подавать надо то, что есть в наличии без неестественности и излишеств. Излишеством является уже то, что человек выставляет на стол всё, что у него есть, достаёт все запасы. Гостеприимство должно быть естественным и непринуждённым.

Не надо спрашивать у посетителя разрешения подать угощение, это следует делать без вопросов.

Гость, придя к кому-либо в дом, не должен просить приготовить какое-то определённое блюдо, а если ему предлагают выбрать, то следует выбрать блюдо, которое легче готовить. Исключение может быть только в том случае, если хозяин будет действительно рад вашему предложению и это не составит для него труда. Сообщается, что аш-Шафии (да одарит его Аллах своей милостью) пришёл в гости к аз-За’фарани. Аз-За’фарани каждый день записывал на бумаге название блюда, которое он хотел, а затем отдавал своей служанке. Имам аш-Шафии взял эту бумагу и написал на ней другое блюдо. Когда аз-За’фарани узнал об этом, то очень сильно обрадовался[15].

Посещение людей во время приёма пищи

Если человек знает, что какие-то люди принимают пищу, то ни в коем случае не подобает заходить к ним.

Если же человек вошёл к ним случайно, и они позвали его присоединиться, в таком случае надо смотреть на ситуацию. Если человек увидит, что люди приглашают его по причине того, что им неудобно перед ним, то в таком случае не надо присоединяться и кушать с ними. Если же человек уверен, что эти люди действительно хотят, чтобы он поел с ними, и хотят его общества, тогда ему разрешается поесть в их компании.

Этикет принятия гостей

Нужно стараться приглашать в гости бедных и нуждающихся людей, а не богатых и знатных. Также нельзя пренебрегать своими родственниками, ведь если человек не будет звать их и собираться с ними, это приведёт к отчуждённости между близкими и даже к разрыву родственных связей. Также следует позаботиться о порядке приглашения друзей и знакомых.

Приглашая людей, человек не должен ставить целью показать свою щедрость и превосходство над другими. Основным желанием хозяина должно быть намерение следовать Сунне, кормить людей, сближать сердца братьев и вносить радость в жизнь верующих.

Не стоит приглашать в гости человека, которому будет проблематично ответить на приглашение. Также не следует приглашать тех, кто по какой-либо причине будет испытывать негативные чувства в присутствии других приглашённых или кого-то из них.

Если мусульманина пригласили в гости, то ему нужно помнить о соблюдении следующих правил.

Так, если кого-то приглашают на свадьбу, то обязательно (ваджиб) прийти в первый день свадьбы. Отвечать на приглашение в последующие дни торжества обязательным не является, но это и не запрещено. Нельзя отвечать лишь на приглашение богатых людей, отказываясь от приглашения бедных.

Не следует отказываться от приглашения по причине поста (то есть добровольной уразы). Постящийся должен прийти к позвавшему, и если он увидит, что брат-мусульманин будет рад тому, что он прекратит пост и станет кушать, то лучше будет прервать пост.

Если приглашённый знает, что на столе будет запретная еда или в том собрании, куда он приглашён, происходят порицаемые вещи, как, например, там будет мебель, сделанная из запретных материалов (шкур хищных животных и т.п.), запретная посуда (золото, серебро), музыкальные инструменты, иконы и т.д., то в таком случае приглашение следует отклонить.

Также следует отказаться от приглашения несправедливых угнетателей, развратников, грешников, еретиков[16], а также тех, кто, созывая гостей, желает похвастаться перед остальными, кичится своим положением и показывает своё превосходство над другими.

Если человек идёт в гости, ответив на приглашение, то основным его намерением должно быть следование Сунне и оказание уважения своему верующему брату, а не сама еда. Также надо иметь в виду, что, отзываясь на приглашение, человек ограждает себя от обвинений, ведь если человек без повода отказывается прийти в гости, то люди могут расценить это как высокомерие.

Гостю следует вести себя скромно, не выделяться среди других. Если хозяин указал гостю, в каком месте ему расположиться, то он не должен садиться в каком-то другом месте. Также, находясь в гостях, не следует часто смотреть в ту сторону, откуда выносят еду, потому что это указывает на жадность.

Этикет подачи пищи к столу

1) Еду следует подавать как можно скорее, потому что это является выражением уважения и почтительности к гостю.

2) Лёгкую пищу, такую как фрукты, следует подавать вначале, это полезнее в том числе и с медицинской точки зрения. Говоря о райской пище, Всевышний Аллах упомянул это в такой же последовательности:

что нужно сказать перед едой в исламе. Смотреть фото что нужно сказать перед едой в исламе. Смотреть картинку что нужно сказать перед едой в исламе. Картинка про что нужно сказать перед едой в исламе. Фото что нужно сказать перед едой в исламе

что нужно сказать перед едой в исламе. Смотреть фото что нужно сказать перед едой в исламе. Смотреть картинку что нужно сказать перед едой в исламе. Картинка про что нужно сказать перед едой в исламе. Фото что нужно сказать перед едой в исламе

«…с фруктами, которые они выбирают, и мясом птиц, которое они желают» (Коран, 56: 20-21).

После фруктов лучше всего подать мясное блюдо, причем желательно, чтобы оно было жареным[17]. Лучшей едой после мяса является сарид[18]. Затем следует подать сладости. В завершении надо предложить гостям прохладную воду.

3) Хозяину следует по возможности разнообразить стол и предложить гостям сразу все блюда, приготовленные для них.

4) Хозяин не должен торопиться убирать со стола, надо дать гостям возможность наесться вдоволь, и убирать только после того, как гости полностью наедятся.

5) Хозяин должен предоставить гостям еду в достаточном количестве, потому что несоблюдение этого правила будет нарушением этикета гостеприимства и нанесет ущерб его репутации.

6) Если хозяин собирается оставить часть приготовленной пищи для своих домочадцев, то это следует сделать до того, как он вынесет её к гостям.

Когда гость уходит, хозяин должен проводить его до двери дома, это является Сунной и признаком уважительного отношения к гостю. Хозяин должен смотреть на гостей с радушным выражением лица, вести с ними приятные беседы и говорить им красивые слова, когда они садятся за стол и когда встают.

Что касается гостя, то он обязан выходить с довольством в душе, даже если его право гостя было исполнено не полностью, это говорит о культурности, воспитанности и скромности человека. Гость не должен покидать собрание, не спросив позволения хозяина. Также гость должен учитывать обстоятельства и возможности принимающей стороны и не обременять хозяев, например, задерживаясь у них надолго.

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

Из книги «Минхадж аль-касыдин» («Путь стремящихся»)
Источник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *