что нужно сделать в сочельник перед рождеством
Как правильно провести 6 января Рождественский сочельник
Теперь давайте вспомним, что верующие стремятся причаститься в сам праздник Рождества, на литургии в ночь с 6-го на 7-е января. По церковной традиции мы перестаем принимать пищу не менее чем за шесть часов до времени Причастия (принятая граница воздержания). То есть, если мы решили причаститься на Божественной литургии в Рождество, после 18-00 вечера 6 января мы уже ничего не едим. Вот временные границы постного питания в последний день Рождественского поста (кто знает, может, именно об этом рассказывается в статье с пугающим заголовком «Что категорически нельзя делать в Рождественский сочельник», другие варианты тут просто невозможны).
Но основные события Рождественского сочельника, конечно, происходят в храме. Службы в этот день удивительно красивые. Пересказывать их не имеет смысла, их надо видеть, слышать, в них надо участвовать. Отметим только, что во время богослужений Рождественского сочельника читаются так называемые «царские часы», получившие свое название в связи с тем, что на них в России непременно присутствовали цари (а в Византии императоры). Читаются на богослужениях в Рождественский сочельник и пророчества, за несколько столетий предсказавшие рождение Спасителя. И все праздничные песнопения, весь ход службы, готовят нас к принятию тайны Боговоплощения, тайны Рождества Христова.
«Еще те звезды не погасли,
Что озарили миру ясли
А ведь и в правду, ещё те звезды не погасли, и в морозные ночи Рождественского сочельника и праздника Рождества это чувствуется особенно остро…
Рождественский сочельник как правильно провести?
Сочельник
Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника 24 декабря проходит в полном неядении.
Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.
Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.
Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.
Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти нам меру.
— Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?
Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!
— Как правило, верующие стараются встретить Рождество Христово на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?
Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.
Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника.
— Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый — можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?
Конечно, хорошо праздновать вместе с близкими, друзьями, семьей, хорошо разделить дарованную нам в празднике радость с ближними. Если прихожане могут объединиться и, помолившись вместе в храме, могут сесть вместе за праздничный стол – это очень хорошо. Такое совместное проведение праздника объединяет, дает поделиться радостью друг с другом. Собираются и семьи, и друзья.
— Второй вопрос связан с тем, что на Рождественской Литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой..
Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.
Апостол Павел заповедовал нам «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа» (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.
Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стола, уйти раньше, сохранив духовную радость.
— Отец Александр, а не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояние – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!!»
Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейтво.
– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?
– Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради него человек делает.
Вечерняя служба в велики праздники этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.
Поздравляю всех читателей нашего сайта с грядущим праздником Христова Рождества!
Вопросы подготовили Лидия Доброва и Анна Данилова
Ночь перед Рождеством: традиции и приметы, гадания на любовь и достаток, что нельзя делать
Для православных христиан, придерживающихся юлианского календаря, наступает один из двух важнейших праздников — Рождество Христово. Рождество в России отмечается 7 января. Накануне — 6 января — верующие празднуют Рождественский сочельник.
Рождественский сочельник и ночь перед Рождеством на Руси издревле были связаны с народными поверьями, традициями, приметами и запретами. В ночь перед Рождеством на Руси было принято гадать, гадания продолжались все Святки вплоть до Крещения. Как ни противилась этому церковь, традиции сохранялись и живы до сих пор.
Сочельник — канун Рождества — на Руси называли Коляды. С рождественской ночи в ходу были колядки: дети и молодежь ходили по улицам с народно-христианскими песнопениями, получая от соседей угощение и деньги.
После сочельника, начиная с Рождества — с 7 по 17 января — наступали Святки: время радости и веселья, когда отменяются все посты и даже в «постные» дни — среду и пятницу — можно есть мясо.
Гадания в ночь перед Рождеством и на Святки
Зимние гадания на Руси можно было проводить в строго определенное время: «от звезды до воды», то есть с предрождественской ночи с 6 на 7 января (когда на небе появлялась первая звезда, символизирующая звезду, которая привела волхвов к младенцу-Христу), до крещенского вечера (в ночь с 18 на 19 января, Крещение связано с водой). Люди верили, что в это время, когда Христос еще «не крещен», нечистая сила не только свободно гуляет по земле, но и по мере сил помогает людям. Гадали в основном девушки, традиционные гадания были на удачу, на достаток и конечно, на любовь.
Самыми верными считались гадания в ночь перед Рождеством с 6 на 7 января, на Старый новый год с 13 на 14 января и в крещенский вечер с 18 на 19 января.
Гадания в ночь перед Рождеством
Одно из самых известных гаданий — меж двух зеркал. Девушка садилась, расплетя косы, между двумя зеркалами, поставленными друг напротив друга. Затем зажигала свечу и вглядывалась в отражение.
Можно было еще приговаривать: «Суженый, приходи ко мне ужинать».
В мареве зеркала следовало попытаться разглядеть лицо избранника.
Гадание на предметы — одно из самых старинных. Несколько девушек кладут в коробку или в мешочек по одному предмету, а потом наугад вытаскивают и пытаются угадать, что сулит вытащенный предмет. Колечко — к замужеству и богатству, монета — тоже к богатству, игла — к слезам и огорчениям, нитка или клубок — к дороге, горошина — к достатку и сытости, и так далее.
Популярно было гадание в «нечистом месте» — в заброшенном доме, в пустующей пыльной комнате или на перекрестке. В полночь нужно было встать в выбранном месте и прислушаться: что услышишь, таким и год будет. Смех — к веселью и скорому сватовству, плач — к слезам, громкий разговор — к удаче, крики или шум драки — к беде.
Популярны гадания на «чет-нечет». Не глядя, брали в руку горсть семян, орехов или мелких предметов, например, пуговиц, и клали по одному в тарелку. Четное число — к удаче, замужеству и достатку, нечетное — на это раз, увы, не повезло.
Приметы на достаток, деньги и удачу
Чтобы приманить богатство, в рождественскую ночь под подушку нужно положить монетку. Для того, чтобы в доме был достаток, под подушку кладут горбушку хлеба. Монету можно положить и в обувь, под пятку, считается, что такой обряд отлично приманивает деньги и сулит удачу.
Приметы на любовь
Заговоренный предмет — монетку, платочек, засушенный цветок нужно тайно положить в карман избраннику. Удалось? Жди сватов!
Что нельзя делать в сочельник и в ночь перед Рождеством
Не рекомендовалось заниматься уборкой, а праздничную готовку нужно было закончить заранее.
Приметы на Рождество
Ясная погода — к легкому году и хорошему урожаю.
В сочельник снегопад и метель — весна будет ранней и теплой.
Сочельник: про молитву, про Библию, про еду
Материнские заметки
Дева днесь Превечное Слово
в вертепе грядет родити неизреченно: ликуй, вселенная!
(Из кондака Сочельника)
В массовой культуре, той, которая родом из Голливуда, Сочельник – уютный семейный праздник. К Сочельнику или прямо в этот день наряжают рождественскую елку, покупают подарки, накрывают особенный стол. Индейка, гусь, пряная рождественская выпечка, Christmas carols… День мира, любви, семьи (традиционной семьи, стоит подчеркнуть), день чуда. И в наши непростые времена эти западные Сочельники – знак надежды. Традиции не забыты, и эти традиции смотрят в сторону христианской культуры, хотя бы издалека напоминают о вере.
О том, что Сочельник – день особенный, напоминают и наш фольклор, и наш русский гений, воспевший нетихую украинскую «Ночь перед Рождеством».
Но ведь мы хотим встретить не просто «традиционный семейный праздник», а Рождение Спасителя мира. И не просто «отметить» – а провести этот день с Церковью. Но при этом все же предложить детям действительно яркий праздник, который запомнится на всю жизнь, который будет напоминать нашим детям о подлинной радости детства, о радости жизни в Церкви, где бы они ни оказались в своей взрослой жизни.
Вообще я уже писала о Сочельнике, о подготовке к Рождеству. А здесь попробую отдельно и подробно рассмотреть, как в этот день можно сделать две важные вещи – принять пищу духовную и пищу обыкновенную.
Богослужение Рождественского Сочельника
Сочельник – это, конечно же, елка, шары и гирлянды, пряничный домик на окошке, подготовка подарков… – и все это счастливое, детское, то, что делает праздник – Праздником. Но в первую очередь это завершение нашего пути к Рождеству Христову, того пути, который продолжался весь Рождественский пост. И чтобы не превратить елку и подарки в главный или вообще единственный смысл этого праздника, чтобы нам самим не забыть в уборке, готовке и праздничной суете, ради чего, собственно, мы так стараемся, – хорошо бы вспомнить о богослужении этого дня.
Навечерие Рождества начинается не с подготовки подарков и не с приготовления салатов, а с чтения Великих, или Царских, часов
А богослужение сегодня особенное. Навечерие Рождества в нашей Церкви начинается не с подготовки подарков и даже не с приготовления салатов, а с чтения Великих, или Царских, часов, а также с вечерни – тоже Великой, и потом – Литургии Василия Великого. Эти богослужения образно, ярко показывают смысл и значение Рождества Христова, готовят всех нас ко встрече с Новорожденным Спасителем.
Служба Царских часов совершается еще дважды в год: накануне Богоявления и утром в Страстную пятницу – особенные, священные, великие «времена и сроки» и Священной истории, и нашей жизни.
Царскими эти часы называются потому, что в Византии на этом богослужении присутствовал император:
Сейчас во многих храмах на аналое устанавливают вертеп из еловых веток и цветов, который, как стены пещеры, осеняет икону Рождества Христова. Перед этим вертепом священники в белых одеждах, со свечами – почти как ангелы со звездами! – читают пророчества о Рождении Спасителя и снова и снова напоминают нам:
Ныне пророческое прорицание исполнитеся грядет. [2]
Ныне – прямо сейчас, на этом зимнем рассвете Рождественского Сочельника.
И мы вместе с детьми можем прийти в это утро в храм и увидеть, как идет в Вифлеем
Мариам, чревоносящи безсеменное рождение,
наста время Рождества,
понять, зачем рождается Христос: чтобы
прежде падший воскресити образ.
После часов служится Великая вечерня: поются рождественские стихиры, читаются восемь паремий – ветхозаветных пророчеств.
Это все невероятно важные, потрясающие слова, глубокие образы. Все это настоящая подготовка к Рождеству Христову, именно это, а не приготовление рождественского гуся или поросенка. Все это само по себе – образование и для детей, и для родителей. Такое участие в богослужении вообще и есть пресловутое «религиозное образование».
Но ведь часто бывает, что мы, может быть, и придем на службу, и настроение будет молитвенное, и впечатление грядущего праздника будет – но содержания этих текстов мы просто не услышим. Например, хор будет петь красиво, но неразборчиво, чтец будет читать слишком тихо, а священник – непонятно. К сожалению, такое случается. Приходится по обрывкам фраз угадывать содержание этого чтения… Что уж говорить о детях!
В общем, чтобы полно приобщиться к богослужению, хорошо вместе с детьми пойти в такой храм, где читают четко.
Но бывает так, что прийти в храм на эту службу никак не получается. Малыши 2–3–5 лет могут просто не дать родителям помолиться. Да и не всегда полезно детей 7–10 лет приводить в храм на всю службу: вместо того, чтобы сосредоточиться на богослужении, такие дети будут в церковной лавке рисовать или читать книжки, пока родители будут… трясти на улице плачущего младенца. Впрочем, даже в таком режиме бывает все равно полезно прийти в храм, хоть как-то приобщиться общей молитве. Но тут надо иметь в виду: у нас еще впереди всенощная, ночная или утренняя Литургия самого праздника Рождества Христова. И когда в семье есть младенцы и младшие школьники, бывает неоправданной нагрузкой и для детей, и для родителей приходить в храм на все эти службы. И как обычно, как всегда – приходится выбирать что-то одно. И учитывать, что всем нам – и малышам, и подросткам, и папе, и беременно-кормящей маме – обязательно нужно выспаться накануне Рождественской Литургии.
Домашнее богослужение утром Сочельника
Если не получается прийти вместе с детьми в храм на часы, вечерню и Литургию, то все равно можно и хорошо этот день встретить молитвой. Особенной молитвой, которой наша Церковь предложила нам встречать Рождественский Сочельник. И чтением Священного Писания, которое также именно сегодня нам предложили святые отцы.
О том, как и зачем можно дома, вместе с детьми читать церковную службу, я уже писала. Здесь попробую рассказать о том, какие могут быть варианты – всего лишь варианты! – домашнего богослужения в Рождественский Сочельник.
Привлекать детей можно, мне кажется, тогда, когда старшему лет 8–9. И пока младшему участнику меньше 10, молиться немного, недолго.
Потом, со временем, когда дети подрастут, мы все, уже хорошо представляющие себе эту службу, уже привыкшие именно так встречать Сочельник, сможем активно и осознанно участвовать в церковном богослужении этого дня. Собственно, ради чего все и затевается.
Чтобы все это устроить, нужно не так много: зажечь свечку или лампадку перед иконами, может быть, и ладан. Приготовить текст службы – купить заранее или скачать в интернете по запросу «Текст службы навечерия Рождества Христова».
Начало обычное: начальные молитвы.
И потом читаем что-то из часов. Например, вместе с детьми призовем: «Вифлеем, приготовься, ясли, украшайтесь!»
Вифлееме, уготовися,
благоукраситеся, ясли,
вертепе, приими: Истина прииде.
Сень мимотече, и Бог человеком от Девы явися,
вообразився якоже мы и обожив плоть.
Тем Адам обновляется, со Евою зовуще:
на земли благоволение явися спасти род наш.
Все понятно, кроме «сень мимотече» – что-то вроде «тьма прошла». Старшие дети могут, чередуясь с родителями, сами читать вслух эти песнопения на нашей общей молитве.
Если мы собираемся читать недолго, можно сразу прочитать Евангелие третьего часа – Лк. 2: 1–20. Знакомое даже малышам – как Богородица спеленала и положила в ясли Новорожденного Сына, как ангел явился пастухам. Можно читать сразу на славянском, а можно в синодальном переводе – зависит от возраста детей. Можно заранее подготовить книжки с картинками о Рождестве, может быть – детскую Библию. И пока старшие дети слушают Евангелие, младшие могут разглядывать рисунки с этим же сюжетом. И это чтение Евангелия – уникальная возможность подготовить детей к празднику… на молитве.
Чтение из Евангелия о Рождестве Спасителя – уникальная возможность подготовить детей к празднику… на молитве
Так евангельские сюжеты поворачиваются в сторону молитвы, показывают, что все это – не только исторические события. Все описанное в Евангелии таинственным образом происходит действительно здесь и сейчас.
Этот момент можно подчеркнуть, сказать детям: днесь, то есть буквально сегодня, Дева идет к вертепу, чтобы там родить Отроча Младо, Превечного Бога:
Дева днесь Превечное Слово
в вертепе грядет родити неизреченно:
ликуй, вселенная, услышавши,
прослави со Ангелы и пастырьми
хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога.
Мне кажется, еще очень хорошо спеть или прочитать удивительную стихиру девятого часа, которая и по форме, и по содержанию напоминает антифон службы Великой пятницы:
Днесь раждается от Девы
рукою всю содержай тварь,
пеленами, якоже земен, повивается,
Иже существом неприкосновенен Бог.
В яслех возлежит
утвердивый Небеса словом в началех,
от сосцев млеком питается,
Иже в пустыни манну одождивый людем,
волхвы призывает Жених церковный,
дары сих приемлет Сын Девы.
Покланяемся Рождеству Твоему, Христе;
покланяемся Рождеству Твоему, Христе;
покланяемся Рождеству Твоему, Христе:
покажи нам и Божественная Твоя Богоявления.
В конце этого песнопения, когда говорим «поклоняемся», делаем все вместе поклоны.
И теперь снова можно почитать Евангелие: соединяем чтение шестого и девятого часа – Мф. 2: 1–12 и Мф. 2: 13–23. Про волхвов, звезду и царя Ирода. Это скорее всего снова очень знакомый детям сюжет, так что он будет понятен даже на славянском. Впрочем, если дети мало знакомы с церковной культурой, хорошо, мне кажется, сначала почитать все-таки в синодальном переводе, это уж точно лучше, чем ограничиваться пересказами из детских книжек.
На этом можно и закончить такую короткую, но все же – службу.
А можно почитать еще что-то из службы Великой вечерни. Или, наоборот: ничего из часов не читать, а только из вечерни. Или так: после часов отправить малышей играть, а если они в состоянии сами сидеть за столом – завтракать, а родители вместе со старшими детьми – с теми, кто активно хочет, – почитают еще что-то из Великой вечерни:
Приидите, возрадуемся Господеви!
Это правда радость, а не скучная нагрузка – молиться, слышать о Рождестве, открывать для себя все новые и новые стороны этого самого лучшего праздника детства.
Вот, например, вполне детский вопрос: что земля приносит в подарок Новорожденному? И об этом есть в песнопениях вечерни, и это все вполне и хорошо поймут и дети, и подростки:
Что Тебе принесем, Христе,
яко явился eси на земли
яко Человек нас ради?
Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит:
Ангели – пение; небеса – звезду;
волсви – дары; пастырие – чудо;
земля – вертеп; пустыня – ясли;
мы же – Матерь Деву.
Иже прежде век, Боже, помилуй нас.
Если молимся с малышами, можно прямо на молитве вместо каяждо произнести как каждая. А так все вполне понятно и на славянском, если читать четко.
Об Адаме и Еве, обо всей мировой истории и даже о монархии – все в этой службе:
Августу eдиноначальствующу на земли,
многоначалие человеков преста;
и Тебе вочеловечшуся от Чистыя,
многобожие идолов упразднися,
под eдинем царством мирским гради быша,
и во Eдино Владычество Божества языцы вероваша.
Написашася людие повелением кесаревым,
написахомся, вернии, Именем Божества,
Тебе, вочеловечшагося Бога нашего.
Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе.
Август – первый римский император, который сосредоточил всю власть в одних – в своих – руках. И в его правление в мир пришел единственный истинный Владыка, истинный Царь. Все это можно объяснить детям до молитвы, прямо во время ее или… не объяснять совсем. Слова скажут сами за себя, лишь бы дети и мы сами услышали их. Чтобы были способны услышать – снова и снова скажу: читаем внятно, и читаем недолго, чтобы внимание не ослабевало. И читаем по очереди: один текст – папа, другой – мама, третий – ребенок 15 лет, четвертый – ребенок 13 лет, пятый – ребенок 10 лет…
Можно из службы вечерни прочитать всего одну стихиру, потом сесть на диван, на стулья, на кровати и почитать с детьми паремии на русском языке – просто как обычное чтение Писания, просто как мы вообще читаем, например, на ночь. Это не трудно. Это правда интересно. Что не понятно – объяснять, и когда дети явно устали, уже невнимательны – тут же закончить все это чтение.
Ветхозаветные чтения Великой вечерни Рождественского Сочельника таковы.
1) Первые строки Книги Бытия, рассказ о сотворении мира – Быт. 1: 1–13.
Христианский писатель митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает, почему именно о сотворении мира мы читаем в Сочельник:
Можно снова дать детям в руки Библию с картинками, и пусть даже малыши слушают и смотрят иллюстрации. Если мы когда-нибудь с детьми занимались чтением Священного Писания, то такое чтение – повторение, закрепление пройденного и главное – «оживление» этого «пройденного».
2) Пророчество Валаама о звезде от Иакова – Чис. 24: 2; 5–9; 17–18.
3) Пророчество Михея о рождении князя Израильского в Вифлееме – Мих. 4: 6–7; 5: 2–4.
4) Пророчество Исаии об отрасли от корня Иессеева – Ис. 11: 1.
Об этом будет в ирмосах Рождеству: «Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе…». Иессей – отец царя Давида, праотец Иисуса Христа. Иессей был родом из Вифлеема, и именно поэтому – можно сказать детям – Иосиф с Марией пошли в Вифлеем, ведь они были из рода Давидова.
Недетское, но… очень детское чтение: «будет волк жить вместе с ягненком, леопард ляжет рядом с козленком, теленок и лев станут вместе кормиться, и маленький мальчик их будет пасти».
5) Пророчество Варуха о Мессии – Вар. 3: 36–38; 4: 1–4.
6) Толкование видения Навуходоносора о колоссе на глиняных ногах – Дан. 2: 31–36; 44–45.
Тоже детское, потому что символическое, зашифрованное, загадочное. Если совсем по-хорошему, то можно заранее, используя новогодние каникулы, почитать с детьми эти сюжеты, предложить 5–7–10-летним детям нарисовать этого колосса. И теперь, на домашнем богослужении, дети встретят библейский рассказ узнаванием, радостью.
7) Пророчество Исаии о рождении Младенца, чье имя – Бог Крепкий – Ис. 9: 6–7.
8) Пророчество Исаии о рождении Сына от Девы – Ис. 7: 10–16; 8: 1–4; 8–10.
То самое место, которое когда-то читал один из семидесяти толковников-переводчиков, Симеон. Именно здесь он хотел заменить слово «дева» на «молодая женщина». Это эпичное:
се Дева во чреве приимет и родит Сына,
и нарекут имя Его Еммануил;
масло и мед имать снести.
«С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся… яко с нами Бог!»
Все это интересно, понятно, все это – даже в таком небывало сокращенном виде – приобщение к церковному богослужению дня, подлинное изучение Закона Божия, буквально погружение в него.
Это богослужение – в радость, ведь «ликуют ангелы вси на небеси, и радуются человецы днесь, играет же вся тварь»
Это правда не трудно – если не делать из молитвы тяжкую повинность. Это в радость – ведь ликуют ангелы вси на небеси, и радуются человецы днесь, играет же вся тварь. Если сокращаем, читаем буквально два тропаря из часов, Евангелие, две стихиры и три паремии, заканчиваем торжественным пением тропаря, кондака и величания Рождеству Христову – все это займет минут 40, не больше.
И эти полчаса, пусть час – уникальная возможность настроиться самим, настроить детей на рождественское ликование, увидеть всю красоту и глубину церковного богослужения. Это возможность узнать службу и всем сердцем полюбить ее. Нельзя полюбить то, с чем мы совсем не знакомы!
Хотя бы прочитать Евангелие о Рождестве Христовом и сразу спеть тропарь – это займет вообще минут десять, но это уже какое-никакое, а домашнее богослужение, служение Богу. И это самое логичное начало Рождественского Сочельника.
Застолье в день Сочельника
Вначале – пища духовная: молитва и Священное Писание. Но во вторую очередь в этот день важна и пища обыкновенная.
Еда в Сочельник – это тема интересная. И большая, но мы попробуем коротко.
Еды в этот день… мало:
В чем польза такого строгого поста в Сочельник?
Во-первых, потому что мы верим Церкви. И как ни крути, как ни оговаривай: мол, не для мирян и не с древнейших времен эти посты установлены, есть болящие и т.п. – а все же пост установлен. Может, и не настолько строгий, не для всех настолько строгий, но все же пост и все же установлен.
Строгий пост накануне праздника ощутимо, наглядно, съедобно подчеркивает величие самого праздника
Во-вторых, строгий пост накануне праздника ощутимо, наглядно, съедобно подчеркивает величие этого самого праздника. Сам факт поста не только на уровне духа, но и на уровне души, чувств, на уровне физическом ставит праздник Рождества Христова на высоту подлинного События в жизни каждого из нас.
В-третьих, это как раз удобно. Ведь пост в этом случае – либо полное отсутствие еды в первой половине дня, либо, для тех, кто поститься не так строго или вообще не строго, это все же еда очень простая, которая не потребует сил и времени на приготовление. Например, сварить кастрюлю полезной овсянки, гречки – и все. Не «что-то вкусное, как я люблю», а просто еда, просто польза организму. Так серьезно сокращается время и готовки, и связанной с ней уборки. И это как раз позволяет нам утром помолиться дома или сходить в храм. И выспаться тоже. И приготовить гуся на завтра… Или утку.
В Сочельник, конечно, уже есть наступление, предвкушение Праздника: украшают дом, наряжают елку, устанавливают вертеп. Но есть еще и особенные традиции, которые ярко и съедобно выделяют этот день среди прочих дней года. И это снова про еду.
Строго мы постились сегодня или не очень строго – но как стемнеет, можно накрыть стол белой скатертью. На стол выложить сено в память о том, что Божия Матерь положила Спасителя в кормушку для скота. Зажечь свечи – на столе, на окнах, перед вертепом, в фонариках, даже в пряничных домиках. Это выглядит фантастически красиво! К столу подать кутью или сочиво – то самое блюдо, в честь которого Сочельник называется Сочельником: пшеница с медом, которую хорошо бы приготовить накануне. И пряники, и имбирное печенье, и сбитень, и глинтвейн, и просто чай с медом и с имбирем. Это сказка, это чудо, голливудские фильмы отдыхают, серьезно! И это все – вкусная, особенная ассоциация, которую мы неразрывно связываем в детском мировосприятии… с утренним богослужением, с Евангельским чтением, с Ветхозаветными сюжетами.
Теперь оказывается, что все это вместе и есть Сочельник. И тогда утреннее богослужение Сочельника каждый следующий год оказывается Праздником. И чтения стихир, паремий навсегда окажутся частью этого Праздника.
Так у наших детей, у всех нас появляется шанс и узнать, и полюбить Священное Писание, церковную службу. Так мы встречаем Рождество как самый яркий, самый елочно-подарочный, самый детский праздник нашей цивилизации. Но еще – и как живое событие Священной Истории. Как праздник нашей Святой, Соборной И Апостольской Церкви.