что нужно сделать в первую очередь если компьютер подвергся атаке
Что делать при обнаружении вирусного заражения ПК?
Что же делать пользователю если его компьютер подвергся заражению вирусом? Некоторым вредоносным кодам всё таки удаётся проникнуть в операционную систему и произвести свою активацию. В большинстве случаев такое происходит по неосторожности самого пользователя, это как посещение вредоносных сайтов, установка сомнительного программного обеспечения, пренебрежение установкой антивирусной программы!
После попадания вируса на компьютер, начинается его размножение или внедрение, чаще всего активация, первая стадия происходит автоматически или благодаря нажатию пользователя на исполняемый файл!
Что требуется сделать после обнаружения вируса или вирусной активности?
Любой вредоносный код в первую очередь опасность потерять личную информацию, и только после следует фактор нарушения работы прикладных программ или самой операционной системы. Если Вы дорожите сохранностью файлов, то рекомендуем обратиться за квалифицированной компьютерной помощью. Либо при должном опыте попробуйте решить проблему самостоятельно, придерживаясь наших советов ниже:
Итак, какие же утилиты можно будет задействовать для сканирования уже зараженного компьютера:
Примечание! Запускайте полную проверку компьютера, не ограничиваясь быстрой! Не запускайте обе утилиты единовременно, пользуетесь ими поочередно!После окончании процесса проверки стоит перезагрузить компьютер, предварительно завершив работу антивирусной программы!
Если после перезагрузки системы проблема связанная с заражением не была ликвидирована, то стоит обратиться к специалистам для дальнейшего осмотра и диагностики.
Бонус
Для того чтобы просканировать флэшку на наличие такого вируса как авторун (autorun), следует скачать и запустить небольшую программу Antiautorun.
Данная утилитка отлично справляется с целым рядом вирусов, которые относятся к автозагрузочным.
Что нужно сделать в первую очередь если компьютер подвергся атаке
Порядок действий при обнаружении сетевых атак.
1. Классификация сетевых атак
1.1. Снифферы пакетов
Сниффер пакетов представляет собой прикладную программу, которая использует сетевую карту, работающую в режиме promiscuous mode (в этом режиме все пакеты, полученные по физическим каналам, сетевой адаптер отправляет приложению для обработки). При этом сниффер перехватывает все сетевые пакеты, которые передаются через определенный домен.
IP-спуфинг происходит, когда хакер, находящийся внутри системы или вне ее выдает себя за санкционированного пользователя. Это можно сделать двумя способами. Во-первых, хакер может воспользоваться IP-адресом, находящимся в пределах диапазона санкционированных IP-адресов, или авторизованным внешним адресом, которому разрешается доступ к определенным сетевым ресурсам. Атаки IP-спуфинга часто являются отправной точкой для прочих атак. Классический пример — атака DoS, которая начинается с чужого адреса, скрывающего истинную личность хакера.
Обычно IP-спуфинг ограничивается вставкой ложной информации или вредоносных команд в обычный поток данных, передаваемых между клиентским и серверным приложением или по каналу связи между одноранговыми устройствами. Для двусторонней связи хакер должен изменить все таблицы маршрутизации, чтобы направить трафик на ложный IP-адрес. Некоторые хакеры, однако, даже не пытаются получить ответ от приложений. Если главная задача состоит в получении от системы важного файла, ответы приложений не имеют значения.
Если же хакеру удается поменять таблицы маршрутизации и направить трафик на ложный IP-адрес, хакер получит все пакеты и сможет отвечать на них так, будто он является санкционированным пользователем.
1.3. Отказ в обслуживании (Denial of Service — DoS)
DoS является наиболее известной формой хакерских атак. Против атак такого типа труднее всего создать стопроцентную защиту.
Наиболее известные разновидности DoS:
Атаки DoS отличаются от атак других типов. Они не нацелены на получение доступа к сети или на получение из этой сети какой-либо информации. Атака DoS делает сеть недоступной для обычного использования за счет превышения допустимых пределов функционирования сети, операционной системы или приложения.
В случае использования некоторых серверных приложений (таких как Web-сервер или FTP-сервер) атаки DoS могут заключаться в том, чтобы занять все соединения, доступные для этих приложений и держать их в занятом состоянии, не допуская обслуживания обычных пользователей. В ходе атак DoS могут использоваться обычные Интернет-протоколы, такие как TCP и ICMP (Internet Control Message Protocol). Большинство атак DoS опирается не на программные ошибки или бреши в системе безопасности, а на общие слабости системной архитектуры. Некоторые атаки сводят к нулю производительность сети, переполняя ее нежелательными и ненужными пакетами или сообщая ложную информацию о текущем состоянии сетевых ресурсов. Этот тип атак трудно предотвратить, так как для этого требуется координация действий с провайдером. Если трафик, предназначенный для переполнения вашей сети, не остановить у провайдера, то на входе в сеть вы это сделать уже невозможно, потому что вся полоса пропускания будет занята. Когда атака этого типа проводится одновременно через множество устройств, атака является распределенной DoS (DDoS — distributed DoS).
1.4. Парольные атаки
Хакеры могут проводить парольные атаки с помощью целого ряда методов, таких как простой перебор (brute force attack), троянский конь, IP-спуфинг и сниффинг пакетов. Хотя логин и пароль часто можно получить при помощи IP-спуфинга и снифинга пакетов, хакеры часто пытаются подобрать пароль и логин, используя для этого многочисленные попытки доступа. Такой подход носит название простого перебора (brute force attack). Часто для такой атаки используется специальная программа, которая пытается получить доступ к ресурсу общего пользования (например, к серверу). Если в результате хакер получает доступ к ресурсам, он получает его на правах обычного пользователя, пароль которого был подобран. Если этот пользователь имеет значительные привилегии доступа, хакер может создать для себя «проход» для будущего доступа, который будет действовать даже если пользователь изменит свой пароль и логин.
Еще одна проблема возникает, когда пользователи применяют один и тот же (пусть даже очень хороший) пароль для доступа ко многим системам: корпоративной, персональной и системам Интернет. Поскольку устойчивость пароля равна устойчивости самого слабого хоста, хакер, узнавший пароль через этот хост, получает доступ ко всем остальным системам, где используется тот же пароль.
1.5. Атаки типа Man-in-the-Middle
Для атаки типа Man-in-the-Middle хакеру нужен доступ к пакетам, передаваемым по сети. Такой доступ ко всем пакетам, передаваемым от провайдера в любую другую сеть, может, к примеру, получить сотрудник этого провайдера. Для атак этого типа часто используются снифферы пакетов, транспортные протоколы и протоколы маршрутизации. Атаки проводятся с целью кражи информации, перехвата текущей сессии и получения доступа к частным сетевым ресурсам, для анализа трафика и получения информации о сети и ее пользователях, для проведения атак типа DoS, искажения передаваемых данных и ввода несанкционированной информации в сетевые сессии.
1.6. Атаки на уровне приложений
Атаки на уровне приложений могут проводиться несколькими способами. Самый распространенный из них состоит в использовании слабостей серверного программного обеспечения (sendmail, HTTP, FTP). Используя эти слабости, хакеры могут получить доступ к компьютеру от имени пользователя, работающего с приложением (обычно это бывает не простой пользователь, а привилегированный администратор с правами системного доступа). Сведения об атаках на уровне приложений широко публикуются, чтобы дать возможность администраторам исправить проблему с помощью коррекционных модулей (патчей). Главная проблема с атаками на уровне приложений состоит в том, что они часто пользуются портами, которым разрешен проход через межсетевой экран. К примеру, хакер, эксплуатирующий известную слабость Web-сервера, часто использует в ходе атаки ТСР порт 80. Поскольку Web-сервер предоставляет пользователям Web-страницы, межсетевой экран должен предоставлять доступ к этому порту. С точки зрения межсетевого экрана, атака рассматривается как стандартный трафик для порта 80.
1.7. Сетевая разведка
Сетевой разведкой называется сбор информации о сети с помощью общедоступных данных и приложений. При подготовке атаки против какой-либо сети хакер, как правило, пытается получить о ней как можно больше информации. Сетевая разведка проводится в форме запросов DNS, эхо-тестирования (ping sweep) и сканирования портов. Запросы DNS помогают понять, кто владеет тем или иным доменом и какие адреса этому домену присвоены. Эхо-тестирование (ping sweep) адресов, раскрытых с помощью DNS, позволяет увидеть, какие хосты реально работают в данной среде. Получив список хостов, хакер использует средства сканирования портов, чтобы составить полный список услуг, поддерживаемых этими хостами. И, наконец, хакер анализирует характеристики приложений, работающих на хостах. В результате добывается информация, которую можно использовать для взлома.
1.8. Злоупотребление доверием
Этот тип действий не является «атакой» или «штурмом». Он представляет собой злонамеренное использование отношений доверия, существующих в сети. Примером является система, установленная с внешней стороны межсетевого экрана, имеющая отношения доверия с системой, установленной с его внутренней стороны. В случае взлома внешней системы, хакер может использовать отношения доверия для проникновения в систему, защищенную межсетевым экраном.
1.9. Переадресация портов
Переадресация портов представляет собой разновидность злоупотребления доверием, когда взломанный хост используется для передачи через межсетевой экран трафика, который в противном случае был бы обязательно отбракован. Примером приложения, которое может предоставить такой доступ, является netcat.
1.10. Несанкционированный доступ
Несанкционированный доступ не может считаться отдельным типом атаки. Большинство сетевых атак проводятся ради получения несанкционированного доступа. Чтобы подобрать логин telnet, хакер должен сначала получить подсказку telnet на своей системе. После подключения к порту telnet на экране появляется сообщение «authorization required to use this resource» (для пользования этим ресурсов нужна авторизация). Если после этого хакер продолжит попытки доступа, они будут считаться «несанкционированными». Источник таких атак может находиться как внутри сети, так и снаружи.
1.11. Вирусы и приложения типа «троянский конь»
Рабочие станции клиентов очень уязвимы для вирусов и троянских коней. «Троянский конь» — это не программная вставка, а настоящая программа, которая выглядит как полезное приложение, а на деле выполняет вредную роль.
2. Методы противодействия сетевым атакам
2.1. Смягчить угрозу сниффинга пакетов можно с помощью следующих средств:
2.2. Угрозу спуфинга можно ослабить (но не устранить) с помощью следующих мер:
2.2.3. Наиболее эффективный метод борьбы с IP-спуфингом тот же, что и в случае со сниффингом пакетов: необходимо сделать атаку абсолютно неэффективной. IP-спуфинг может функционировать только при условии, что аутентификация происходит на базе IP-адресов. Поэтому внедрение дополнительных методов аутентификации делает этот вид атак бесполезными. Лучшим видом дополнительной аутентификации является криптографическая. Если она невозможна, хорошие результаты может дать двухфакторная аутентификация с использованием одноразовых паролей.
2.3. Угроза атак типа DoS может снижаться следующими способами:
2.3.3. Ограничение объема трафика (traffic rate limiting) – договор с провайдером (ISP) об ограничении объем трафика. Этот тип фильтрации позволяет ограничить объем некритического трафика, проходящего сети. Обычным примером является ограничение объемов трафика ICMP, который используется только для диагностических целей. Атаки (D) DoS часто используют ICMP.
2.3.4. Блокирование IP адресов – после анализа DoS атаки и выявления диапазона IP адресов, с которых осуществляется атака, обратиться к провайдеру для их блокировки.
2.4. Парольных атак можно избежать, если не пользоваться паролями в текстовой форме. Одноразовые пароли и/или криптографическая аутентификация могут практически свести на нет угрозу таких атак. Не все приложения, хосты и устройства поддерживают указанные выше методы аутентификации.
2.5. Эффективно бороться с атаками типа Man-in-the-Middle можно только с помощью криптографии. Если хакер перехватит данные зашифрованной сессии, у него на экране появится не перехваченное сообщение, а бессмысленный набор символов. Заметим, что, если хакер получит информацию о криптографической сессии (например, ключ сессии), это может сделать возможной атаку Man-in-the-Middle даже в зашифрованной среде.
2.6. Полностью исключить атаки на уровне приложений невозможно. Хакеры постоянно открывают и публикуют в Интернете все новые уязвимые места прикладных программ. Самое главное — хорошее системное администрирование.
Меры, которые можно предпринять, чтобы снизить уязвимость для атак этого типа:
2.7. Полностью избавиться от сетевой разведки невозможно. Если отключить эхо ICMP и эхо-ответ на периферийных маршрутизаторах, вы избавитесь от эхо-тестирования, но потеряете данные, необходимые для диагностики сетевых сбоев. Кроме того, сканировать порты можно и без предварительного эхо-тестирования. Просто этой займет больше времени, так как сканировать придется и несуществующие IP-адреса. Системы IDS на уровне сети и хостов обычно хорошо справляются с задачей уведомления администратора о ведущейся сетевой разведке, что позволяет лучше подготовиться к предстоящей атаке и оповестить провайдера (ISP), в сети которого установлена система, проявляющая чрезмерное любопытство.
2.8. Риск злоупотребления доверием можно снизить за счет более жесткого контроля уровней доверия в пределах своей сети. Системы, расположенные с внешней стороны межсетевого экрана, никогда не должны пользоваться абсолютным доверием со стороны защищенных экраном систем. Отношения доверия должны ограничиваться определенными протоколами и, по возможности, аутентифицироваться не только по IP-адресам, но и по другим параметрам.
2.9. Основным способом борьбы с переадресацией портов является использование надежных моделей доверия (см. п. 2.8). Кроме того, помешать хакеру установить на хосте свои программные средства может хост-система IDS (HIDS).
2.10. Способы борьбы с несанкционированным доступом достаточно просты. Главным здесь является сокращение или полная ликвидация возможностей хакера по получению доступа к системе с помощью несанкционированного протокола. В качестве примера можно рассмотреть недопущение хакерского доступа к порту telnet на сервере, который предоставляет Web-услуги внешним пользователям. Не имея доступа к этому порту, хакер не сможет его атаковать. Что же касается межсетевого экрана, то его основной задачей является предотвращение самых простых попыток несанкционированного доступа.
2.11. Борьба с вирусами и «троянскими конями» ведется с помощью эффективного антивирусного программного обеспечения, работающего на пользовательском уровне и на уровне сети. Антивирусные средства обнаруживают большинство вирусов и «троянских коней» и пресекают их распространение.
3. Алгоритм действий при обнаружении сетевых атак
3.1. Большая часть сетевых атак блокируется автоматически установленными средствами защиты информации (межсетевые экраны, средства доверенной загрузки, сетевые маршрутизаторы, антивирусные средства и т.п.).
3.2. К атакам, требующим вмешательства персонала для их блокировки или снижения тяжести последствий относятся атаки типа DoS.
3.2.1. Выявление DoS атаки осуществляется путем анализа сетевого трафика. Начало атаки характеризуется «забиванием» каналов связи с помощью ресурсоемких пакетов с поддельными адресами. Подобная атака на сайт интернет-банкинга усложняет доступ легитимных пользователей и веб-ресурс может стать недоступным.
3.2.2. В случае выявления атаки системный администратор выполняет следующие действия:
3.3. DoS атака, как правило, используется для маскировки успешно проведенной атаки на ресурсы клиента с целью затруднить ее обнаружение. Поэтому при выявлении DoS атаки необходимо провести анализ последних транзакций с целью выявления необычных операций, осуществить (при возможности) их блокировку, связаться с клиентами по альтернативному каналу для подтверждения проведенных транзакций.
3.4. В случае получения от клиента информации о несанкционированных действиях осуществляется фиксация всех имеющихся доказательств, проводится внутреннее расследование и подается заявление в правоохранительные органы.
Скачать ZIP файл (24151)
Пригодились документы — поставь «лайк» или поддержи сайт материально:
Что делать, если компьютер заражен?
К сожалению, иногда случается так, что установленный в системе антивирус с самыми последними обновлениями не в состоянии обнаружить новый вирус, червя или троянскую программу. Увы — 100% безопасности не гарантирует ни одна антивирусная защита. В этом случае необходимо определить факт заражения, обнаружить вирусный файл и отправить его в антивирусную компанию, продукт которой «проморгал» вредную программу и не смог защитить компьютер от заражения.
Однако в большинстве случаев самостоятельно (без помощи антивирусных программ) заметить факт заражения компьютера достаточно сложно — многие черви и троянские программы никак не проявляют своего присутствия. Бывают, конечно, случаи, когда троянцы явно сообщают пользователю, что компьютер заражен — например, в случаях шифрования пользовательских файлов с последующим требованием выкупа за утилиту расшифровки. Но обычно они скрытно инсталлируют себя в систему, часто используют специальные методы маскировки и также скрытно ведут свою троянскую деятельность. Зафиксировать факт заражения можно только по косвенным признакам.
Признаки заражения
К основным признакам заражения относится увеличение исходящего интернет-трафика — правило справедливое как для индивидуальных пользователей, так и для корпоративных сетей. Если при этом не ведётся активная интернет-деятельность (например, ночью), то это означает, что её ведёт кто-то еще. И, скорее всего, — в злоумышленных целях. При наличии сетевого экрана сигналом о заражении могут являться попытки неизвестных приложений открыть интернет-соединения. Многочисленные рекламные «поп-апы» при посещении веб-сайтов могут сигнализировать о том, что в системе присутствует рекламная система (Adware).
Частые зависания и сбои в работе компьютера могут также быть вызваны фактом заражения. Однако во многих случаях причина сбоев не вирусная, а аппаратная или программная. Если же похожие симптомы проявляются сразу на нескольких (многих) компьютерах в сети, если при этом резко возрастает внутрисетевой трафик, то причина, скорее всего, кроется в распространении по сети очередного сетевого червя или троянской программы-бэкдора.
Косвенными признаками факта заражения могут являться также симптомы и не компьютерные. Например, счета за телефонные звонки или SMS-сообщения, которых на самом деле не было. Это может говорить о том, что на компьютере или в мобильном телефоне завёлся «телефонный троянец». Если зафиксированы случаи несанкционированного доступа к личному банковскому счёту или факты использования кредитной карты, то это может быть сигналом о шпионской программе, внедрённой в систему.
Рекомендуемые действия
Возможно, что устарел набор антивирусных баз — необходимо скачать последние обновления и проверить компьютер. Если это не помогло, то, возможно, помогут антивирусы от других производителей. Большинство известных антивирусных компаний выпускают бесплатные версии своих продуктов (пробные версии или одноразовые «чистильщики») — рекомендуется воспользоваться этой услугой. Если вирус или троянская программа обнаружена другим антивирусом — в любом случае зараженный файл следует отослать разработчику того антивируса, который его не определил. Это поможет более оперативно добавить его в обновления и защитить от заражения других пользователей этого антивируса.
Если ничего не обнаружено, то, прежде чем приступить к поиску зараженного файла, рекомендуется физически отключить компьютер от интернета или от локальной сети, если он был к ней подключен, выключить Wi-Fi-адаптер и модем (если они есть). В дальнейшем пользоваться сетью только в случае крайней необходимости. Ни в коем случае не пользоваться системами интернет-платежей и банковскими интернет-сервисами. Избегать обращения к персональным и любым конфиденциальным данным, не пользоваться интернет-службами, для доступа к которым необходимо ввести логин и пароль.
Как найти заражённый файл
Обнаружение вируса или троянской программы на компьютере бывает как задачей непростой, требующей высокой квалификации, так и достаточно тривиальной — в зависимости от сложности вируса или троянца, от методов, которые используются для скрытия вредоносного кода в системе. В «тяжелых случаях», когда используются специальные методы маскировки и скрытия зараженного кода в системе (например, руткит-технологии), непрофессионалу найти зараженный файл не представляется возможным. Данная задача потребует специальных утилит, возможно — подключения жесткого диска к другому компьютеру или загрузки системы с CD-диска. Если же встретился обычный червь или троянская программа, то найти её иногда можно достаточно простыми способами.
Абсолютное большинство червей и троянских программ должны получать управление при старте системы. Для этого в большинстве случаев используются два основных способа:
Наиболее «популярные» каталоги автозапуска в Windows 2000 и XP следующие:
Если в этих каталогах обнаружены подозрительные файлы, то их рекомендуется незамедлительно отослать в компанию-разработчика антивируса с описанием проблемы.
Ключей автозапуска в системном реестре достаточно много, наиболее «популярные» из них ключи Run, RunService, RunOnce и RunServiceOnce в ветках реестра:
Вероятнее всего там будут обнаружены несколько ключей с малоговорящими названиями и пути к соответствующим файлам. Особое внимание следует обратить на файлы, размещенные в системном или корневом каталоге Windows. Необходимо запомнить их название, это пригодится при дальнейшем анализе.
Также «популярна» запись в следующий ключ:
По умолчанию в данном ключе стоит значение «%1″ %*».
Наиболее удобным местом для размещения червей и троянцев являются системный (system, system32) и корневой каталог Windows. Связано это с тем, что, во-первых, по умолчанию показ содержимого данных каталогов в Explorer отключен. А во-вторых, там уже находится множество разнообразных системных файлов, назначение которых для рядового пользователя абсолютно неизвестно, да и опытному пользователю понять является ли файл с именем winkrnl386.exe частью операционной системы или чем-то чужеродным — весьма проблематично.
Рекомендуется воспользоваться любым файловым менеджером с возможностью сортировки файлов по дате создания и модификации и отсортировать файлы в указанных каталогах. В результате все недавно созданные и измененные файлы будут показаны вверху каталога, и именно они будут представлять интерес. Наличие среди них файлов, которые уже встречались в ключах автозапуска, является первым тревожным звонком.
Более опытные пользователи могут также проверить открытые сетевые порты при помощи стандартной утилиты netstat. Рекомендуется также установить сетевой экран и проверить процессы, ведущие сетевую активность. Также рекомендуется проверить список активных процессов, при этом пользоваться не стандартными средствами Windows, а специализированными утилитами с расширенными возможностями — многие троянские программы успешно маскируются от штатных утилит Windows.
Но универсальных советов на все случаи жизни не существует. Часто приходится иметь дело с технически «продвинутыми» червями и троянскими программами, вычислить которых не так просто. В этом случае необходимо обратиться за помощью либо в службу технической поддержки антивирусной компании, защита от которой установлена на компьютере, либо в одну из компаний, специализирующихся на компьютерной помощи, либо попросить помощи на соответствующих интернет-форумах. К таким ресурсам можно отнести русскоязычные www.virusinfo.info и anti-malware.ru, а также англоязычные www.rootkit.com и www.gmer.net. Кстати, подобные форумы, специализирующиеся на помощи пользователям, есть и у многих антивирусных компаний.
Публикации на схожие темы
Прогнозы в сфере конфиденциальности на 2022 год
Удаленные знакомства: кому мы доверяем свои данные
Прогнозы в сфере конфиденциальности на 2021 год