что нужно сделать перед собеседованием чтобы взяли на работу
Как унять волнение перед собеседованием
Волнение на собеседовании — это нормально. Принимать какие-то серьезные меры для его усмирения надо лишь тогда, когда оно мешает поддерживать профессиональный разговор.
Если вы знаете, что тревожность — ваша слабая сторона, а ответственный разговор сопровождается трясущимися руками и спутанными мыслями, прислушайтесь к нашим советам.
Разрешите себе принять отказ
Самое неприятное в собеседовании — это возможность отказа. А затянувшийся поиск работы или проблемы с деньгами только подстегивают волнение. Кажется, что нужно во что бы то ни стало получить именно эту работу, а об отказе даже думать не хочется.
На каждую вакансию приходят десятки, сотни, а иногда и тысячи откликов. Поэтому даже статистически шанс получить отказ на нескольких собеседованиях подряд довольно высок. Подготовьтесь к такому развитию ситуации заранее: да, вам могут отказать, но это не значит, что вы плохой специалист. Просто конкретно на эту работу и для этой компании, по мнению работодателя, кто-то подошел лучше. Возможно, вам здесь и не понравилось бы. А где-то ждут именно такого, как вы.
Поработайте с этой мыслью. Скажите себе, что отказ не самое страшное в жизни. И что вы обязательно найдете подходящую работу. Продумайте самый неудачный вариант развития событий, преувеличивайте детали до абсурда: рекрутер смеется над личной жизнью, менеджер ругает за старомодный костюм, директор компании лично выгоняет из здания. Когда сценарий станет совсем уж фантастическим, вы почувствуете облегчение. И волнение уже не будет таким сильным.
Встряхнитесь и следите за телом
Состояние «меня всего трясет» можно снять, если на самом деле потрясти руками и кистями рук. Между телом и эмоциями есть сильная связь, и ее можно использовать, чтобы снизить волнение. Представьте, что вы быстро стряхиваете воду: с плеч, с локтей, с кистей. И вместе с водой стряхиваете напряжение.
Дрожат коленки — сядьте удобно и разомните суставы, потемнело в глазах — прикройте их на пару минут и сделайте несколько медленных глубоких вдохов и выдохов.
Если от тревоги потеют ладони, просушите их и постарайтесь согреть. Разомните пальцы, ополосните руки в теплой воде и насухо вытрите полотенцем.
Поставьте рядом бутылочку воды: во время встречи может внезапно пересохнуть в горле.
Чтобы настроиться на разговор с незнакомцем, используйте ораторское упражнение. Подойдите к зеркалу, посмотрите себе в глаза и сделайте десять глубоких вдохов. Вдыхайте медленно и не задерживайтесь на выдохе. Сохраняйте внимательный взгляд. Это поможет сконцентрироваться и успокоиться.
Перед тем, как начать разговор:
Прорепетируйте ответы
Есть классические вопросы, которые всегда задают на собеседованиях. Какой у вас опыт работы, чем занимались в предыдущей компании, почему ушли оттуда и чего ждете на новом месте. Пробегитесь по своему резюме и коротко запишите, о чем расскажете рекрутеру.
Особое внимание уделите трудным вопросам. Например, если вас уволили, то об этом обязательно спросят. Продумайте, как ответить на такой вопрос. Постарайтесь избежать обвинений в адрес прежнего начальника, говорите только о фактической стороне дела.
Задавайте вопросы
Неуверенность возникает еще и от недостатка информации. А сможете ли вы быть полезны на новой работе? Все ли вам известно про график, зарплату, сферу ответственности? Не стесняйтесь расспросить о новом месте. Выясните, чего ждет от вас руководитель, какие задачи нужно будет решать. Когда инициатива у вас в руках, общаться гораздо легче.
Этот прием хорош и тем, что помогает дополнить рассказ о своем опыте. Возможно, вы уже чем-то подобным занимались или ваши прежние знания могут помочь по-новому подойти к задаче.
Следите за темпом речи. В тревоге речь может ускоряться или сильно замедляться, в зависимости от индивидуальной реакции. Если заметили, что говорите слишком быстро и жестикулируете активнее обычного, сознательно тормозите себя. Сдерживайте скорость речи, успокаивайте жесты. Мозг среагирует на это и поддержит торможение, речь вернется к нормальному ритму.
Работодатели тоже люди
Кандидату может казаться, что собеседование проводят непробиваемые сверхлюди, которые никогда не волнуются и очень хорошо умеют держать себя в руках. На самом деле HR-специалисты такие же люди, как и все остальные. А если собеседование проводит будущий руководитель, то он сам находится в непривычной для него ситуации. Желание подобрать хорошего сотрудника может быть настолько сильным, что с волнением придется справляться и ему.
Сохраняйте доброжелательный тон общения, ведите разговор спокойно. Общение без лишнего напряжения поможет обоим получить достаточно полезной информации и расстаться довольными друг другом.
А главное — постарайтесь не воспринимать эту встречу как ту, от которой зависит вся ваша судьба. Не получится здесь — получится в другом месте. Где-то точно ждут именно вас.
13 способов произвести хорошее впечатление на собеседовании
Что значит — произвести хорошее впечатление?
Оговоримся сразу: задача профессионального рекрутера (если он действительно профи) не в том, чтобы оценить вас чисто субъективно «нравится — не нравится» на уровне эмоций, без рационального обоснования. Его задача оценить:
Поэтому на собеседовании важно не допустить досадных ошибок в общении, которые могут быть превратно истолкованы не в вашу пользу. Сделайте всё возможное, чтобы случайности не помешали вам произвести приятное впечатление. В этом помогут простые правила хорошего тона. Если вы отлично знакомы с деловым этикетом, то знаете их и так. Правда, знать и соблюдать — не одно и то же. Перед собеседованием не будет лишним вспомнить о них снова.
1. Подготовиться к встрече
Поищите больше информации о компании перед встречей. Если изучали ее еще перед тем, как отправить отклик, освежите информацию в памяти. Без этого вполне можно обойтись, если вы претендуете на массовую линейную позицию (например, продавца). Но если вы устраиваетесь менеджером или специалистом, то для вас станет плюсом возможность упомянуть на собеседовании что-то, что вы знаете о компании, ее проектах и достижениях. Это показывает вашу заинтересованность в работе именно здесь. Работодатели это ценят. А некоторых случаях такая подготовка — совершенно необходимое условие. Например, очень странно, если вы маркетолог и ничего не разузнали о продуктах компании перед встречей. Для руководителей предварительно почитать о компании тоже обязательно.
2. Прийти вовремя
Опаздывать на собеседование нельзя. Это относится и к традиционному очному интервью, и к уже ставшему для нас привычному онлайн-формату. Об этом правиле знают все и всё равно часто его нарушают из-за обидных случайностей. Можно привести тысячу причин, объясняя, что вообще-то вы очень пунктуальны, просто в этот раз вам не повезло, но увы — первое впечатление о себе вы уже испортите и получите минус в оценке. Вы должны быть готовы к пробкам на дорогах, поломке транспорта, тому, что не сумеете сразу найти нужный адрес, что засбоит домашний интернет или компьютер. Подключайтесь к видеовстрече заранее, рассчитывайте время на дорогу с запасом: ничего страшного, если вы появитесь на связи / на месте раньше, чем нужно, зато успеете еще раз собраться с мыслями и исключите эффект «взмыленности» и взволнованности из-за спешки.
3. Предупредить заранее об изменении планов
Тоже элементарное правило, которое, тем не менее, очень часто нарушают. Всё бывает, в том числе обстоятельства, которые невозможно предвидеть. Чувствуете, что можете не успеть на собеседование — постарайтесь позвонить заранее и честно объясните ситуацию, попросите назначить другую дату. Это воспринимается гораздо лучше, чем если вы просто не придете или не подключитесь, но позвоните потом. При втором варианте уже будут сделаны выводы о вашей необязательности.
4. Одеться соответственно обстановке
Конечно, внешность не главное, но встречать на собеседовании все равно будут по манерам и по одежке. Чтобы последняя не подвела, позаботьтесь о своем внешнем виде (даже если ваше интервью проходит в онлайн-формате!). Как это сделать, мы уже рассказывали. Общий совет для всех, независимо от того, предполагает ли ваша работа присутствие в офисе: главное — выглядеть аккуратно и невызывающе. Что касается стиля одежды, то постарайтесь узнать заранее, есть ли в компании дресс-код (разумеется, это касается случаев, когда предполагается работа в офисе). Ничего зазорного, если вы спросите про дресс-код, когда договариваетесь о встрече. Если строгого дресс-кода нет, то допустимо одеться в сдержанном стиле кэжуал.
5. Взять с собой только нужное
Возможно, зарядившись кофеином, вы лучше соображаете. Но это не значит, что нужно брать с собой на собеседование недопитый стаканчик капучино или ставить рядом с компьютером чашку с американо. Минимум вещей — минимум проблем. И уж точно не стоит приезжать на очное собеседование с пакетами из магазина — так вы продемонстрируете, что не очень-то заинтересованы в этой работе, раз зашли сюда просто «по пути».
Возможно, рекрутер попросит распечатанную копию вашего резюме или портфолио. Всё это должно быть наготове, чтобы не пришлось рыться в сумке, копаясь в груде лишних бумажек и отнимая драгоценные минуты интервью. Разумеется, ваш собеседник может всё это распечатать и сам, раз вы эти документы уже ему направляли. Но почему бы вам не использовать простую возможность показать свою собранность и деловой настрой?
6. Отложить телефон и выключить звук
Это правило хорошего тона для любых деловых встреч. Человек, который уткнулся в телефон, показывает тем самым свою незаинтересованность в том, что происходит вокруг, и в цели своего визита. Да и вам в ожидании встречи полезнее еще раз пробежаться глазами по своему резюме и подготовить основные тезисы устного рассказа о себе, чем листать ленту соцсетей.
7. Быть вежливым со всеми
Вас начинают оценивать еще до того, как вы войдете в кабинет и начнете беседу. Многие рекрутеры и непосредственные руководители, которые подбирают сотрудника себе в команду, внимательно наблюдают за тем, как кандидат ведет себя, появившись в офисе. Будьте вежливы с секретарем на ресепшен, а если вас поведут в переговорную комнату через рабочие помещения, при входе поздоровайтесь с сотрудниками, которые там сидят. На такие мелочи обращают внимание, и у вас есть шанс показать себя как человека, с которым приятно иметь дело.
8. Установить контакт
Не бойтесь сделать первый шаг при общении с рекрутером (или вашим потенциальным начальником) — начните беседу сами. Старайтесь изначально задать позитивный тон общению: «растопить лед» легкой уместной шуткой (только не переборщите!) или замечанием о погоде. Будьте открыты и приветливы, но в то же время постарайтесь держаться в рамках деловой беседы. Например, если заметили грамоты или дипломы в кабинете собеседника или что-то знаете о его успешных рабочих проектах, спросите об этом — ему будет приятно. Возможно, у вас найдутся общие темы и даже общие знакомые в деловом мире. Это поможет наладить неформальный контакт, который так важен для возникновения неподдельной человеческой симпатии. Одновременно вы продемонстрируете свои коммуникативные навыки, которые, возможно, важны для этой вакансии.
9. Не переходить личные границы
Стараясь установить контакт с собеседником, важно держаться золотой середины. Переход на приятельский стиль общения, неловкие попытки польстить неуместными комплиментами, посулить личные выгоды, если рекрутер посодействует вам в устройстве на эту работу, излишне подробный рассказ о вашей жизни с целью вызвать восхищение или, наоборот, жалость — всё это за гранью приличий и сыграет против вас.
10. Не перебивать интервьюера
Такое же простое и очевидное правило, как «прийти вовремя», но и о нем часто забывают. У рекрутера обычно есть сценарий беседы и стандартный набор информации, которую он должен рассказать кандидатам о компании и условиях работы. Не сбивайте его, чтобы он ничего не упустил. Если в процессе возникнет уточняющий вопрос, запомните его или запишите и задайте потом: рекрутер обязательно даст такую возможность.
11. Избегать лишней эмоциональности
Даже если вас очень сильно воодушевляет вакансия, это компания вашей мечты, не нужно пытаться поразить собеседника напором эмоций и тем более давить на него («Поверьте, я тот, кто вам нужен!», «Пожалуйста, пожалуйста, дайте мне шанс, эта работа нужна мне как воздух! Обещаю, вы не пожалеете, если возьмете меня!»). Излишняя экспрессия может вызвать впечатление о вашей неуравновешенности. Постарайтесь проявить свою заинтересованность в спокойном тоне. Просто расскажите, чем вас привлекает эта компания и эта вакансия, задавайте больше вопросов по существу работы — тем самым вы дадите понять, что она вам действительно интересна.
12. Быть честным, но избегать негатива
Редкое собеседование обходится без неудобных вопросов. Причины поиска работы, конфликты с руководителем, профессиональные неудачи — работодателю важно составить полную картину вашего опыта.
Будьте откровенны, но не уходите в негатив: будьте осторожны в высказываниях о предыдущих руководителях и компаниях,в которых вы работали. И уж точно не стоит пытаться обмануть собеседника: кадровый рынок меньше, чем кажется, ваш интервьюер может оказаться приятелем вашего бывшего начальника, а рекрутеры разных компаний зачастую хорошо знакомы друг с другом — им не составит труда навести о вас справки и проверить ваши рекомендации. О типичных ошибках в рассказе о себе мы писали здесь. А как отвечать на неудобные вопросы — здесь.
13. Постараться реагировать спокойно
Бывает, что поведение интервьюера на собеседовании вызывает раздражение. Возможно, это стресс-интервью — один из способов проверки ваших коммуникативных навыков. Например, задавая много вопросов подряд, проверяют вашу внимательность и умение сосредоточиться. Ничего удивительного, если работа предполагает большой поток устной информации в режиме многозадачности (вы устраиваетесь личным помощником руководителя, администратором в офисе, менеджером по работе с клиентами). Часто и резко перебивают, пытаются сбить с толку? Возможно, проверяют стрессоустойчивость. Сможете реагировать сдержанно и доброжелательно — получите плюсик к своей кандидатуре. Другой вопрос, сможете ли вы потом работать в таком же режиме постоянно, привычен ли вам такой формат. Если нет — это не та работа, которая вам нужна. Поэтому не стесняйтесь прямо спросить интервьюера, правильно ли вы понимаете, что вакансия предполагает много общения в стрессовом режиме.
Как пройти собеседование: секреты успеха?
Сегодня важно не просто создать образ идеального сотрудника, но и показать будущему работодателю свои лучшие качества, свою уникальность.
Как проходить собеседование: подготовка
Готовясь к собеседованию ответьте на вопросы:
Соберите сведения о компании: изучите сайт и страницы в соцсетях, узнайте о сфере деятельности, продукции (услугах), достижениях, найдите отзывы работников и клиентов.
Изучите фотографии сотрудников – это поможет выбрать стиль одежды на собеседование.
Продумайте свой образ:
Рассчитайте маршрут и время. Приходите за 15-20 минут до начала собеседования, учитывайте 5-10 минут на оформление пропуска.
Подготовьте короткий рассказ о себе (до 3-5 минут). Он покажет работодателю насколько свободно вы можете входить в контакт и подавать необходимую информацию:
Продумайте перечень вопросов, которые вы хотите задать.
Желательно, чтобы вопросы касались не только будущей зарплаты, но и проясняли вашу будущую деятельность в компании:
В день собеседования настройтесь на позитив и:
Как успешно проходить собеседования: поведение
Создайте позитивное впечатление о себе
Ведите непринуждённый разговор:
Как проходить собеседование при приеме на работу: ответы на вопросы
Выслушайте вопрос не перебивая, если что-то не поняли – извинитесь и переспросите.
Отвечайте спокойно на любые, даже неудобные вопросы, будьте откровенны.
Чем привлекает вас работа в нашей компании?
Вспомните информацию, собранную перед собеседованием, упомяните о достижениях и преимуществах компании, расскажите, как ваша деятельность может помочь развитию успеха.
Какие у вас есть недостатки?
Собеседник не желает знать все ваши недостатки, ему важно видеть, как вы умеете преподносить неудобную для вас информацию.
Не рассказывайте о всех своих слабостях, а лучше постройте ответ так, чтобы ваши недостатки могли звучать как преимущества.
Почему вы уволились с прежнего места работы?
Не рассказывайте о плохом начальнике, отношениях с коллегами, условиях труда или недостатках организации. Остановитесь на бытовых причинах (неудобно добираться, переехал в другой район и т.п.). Скажите, что решили сменить место работы для того чтобы развиваться и попробовать свои силы в более крупной компании.
А вот на вопрос, какой доход вы хотели бы получать, стоит назвать приемлемую для вас сумму жалования: смело прибавьте к вашему предыдущему окладу 10-15%.
Завершение собеседования
После завершения собеседования обсудите дальнейшее взаимодействие и договоритесь об обратной связи.
Если вам предложат подождать ответ руководства – уточните сроки ожидания.
Если вас приняли – поздравляем! Узнавайте порядок оформления документов и срок выхода работу.
Если вам отказали – не отчаивайтесь. У вас есть опыт прохождения собеседования, а хорошая работа редко находится с первого раза.
Что вы должны сделать за 15 минут до собеседования – а чего делать ни в коем случае не должны
Последние 15 минут перед собеседованием могут быть изнурительными, особенно для тех соискателей, которые не уверенны в том, как использовать это время.
Делая эти 17 вещей за 15 минут до собеседования, вы увеличите свои шансы на получение работы.
1. Приезжайте пораньше, но не заходите внутрь
Немногие ситуации способны вызвать у вас больший стресс, чем опоздание на собеседование, поэтому всегда приезжайте пораньше. Однако убедитесь в том, что вы будете ждать оставшееся время в своей машине или в кафе поблизости, потому что слишком раннее прибытие может создать ненужное давление на вашего интервьюера, что приведёт к тому, что вся встреча начнётся не с той ноги, рассказывает Дэвид Парнелл, юридический консультант, коуч по коммуникации и автор книги «The Failing Law Firm: Symptoms and Remedies».
Рита Фридман, карьерный коуч из Филадельфии, утверждает, что вам нельзя заходить офис раньше, чем за 10 минут до начала собеседования. «Это может восприниматься как навязывание, так как вы, тем самым, ожидаете, что интервьюер бросит все свои дела, чтобы заняться вами».
2. Сохраняйте спокойствие
Когда вы испытываете стресс, ваш организм продуцирует гормоны стресса, вроде кортизола или эпинефрина. В зависимости от уровня вашего стресса, оба эти гормона способны либо слегка, либо заметно повлиять на вашу способность ясно мыслить, рассказывает Парнелл.
Карьерный коуч Анита Аттридж соглашается с этими словами. Она утверждает, что сохранение спокойствия до и в течение собеседования позволяет вам лучше слушать и сохранять концентрацию на том, как лучше ответить на поставленные вопросы.
«Кроме того, вы можете лучше мыслить о том, как лучше всего презентовать свои достижения в соответствии с тем, что важно для интервьюера – а само спокойствие демонстрирует вашу способность справляться со стрессовыми ситуациями».
3. Дышите
«Просто концентрируйтесь на своих вдохах, считайте, пока не достигнете десяти, а затем повторите упражнение».
4. Кратко просмотрите свои записи
Перед интервью вам следует записать несколько записок с ключевой информацией вроде имён ваших интервьюеров, их должностями и отношениями к вашей должности, рекомендует Аттридж. Кроме того, запишите ответы на вопросы, которые, как вы надеетесь, вам не станут задавать, чтобы вы могли меньше о них беспокоиться, как и краткий ответ на вопрос: «Расскажите немного о себе».
5. Но не делайте никаких дополнительных исследований
К этому моменту вы должны закончить всю работу над исследованием, подготовкой и репетицией. «Это не то время, которое стоит использовать для того, чтобы быстро смотреть в телефоне последние достижения компании или их отчёты о прибыли.
6. Не проверяйте свою голосовую или электронную почту
Вы можете услышать или прочитать нечто такое, что собьёт вас с толку, рассказывает Шейн.
Это отвлечёт вас и выбьет из концентрации, а это – один из худших вариантов развития событий, которые вообще можно себе представить.
7. Однако вы можете проверить профили компании в Twitter или LinkedIn
«Если нечто релевантное стало проявляться в последние пару часов, вам не обязательно упоминать это на собеседовании, но вы можете захотеть создать себе имидж человека, который в курсе того, на чём сейчас все сосредоточены».
8. Выберите одну или две вещи, которыми вы хотите запомниться
Это ваши коммуникативные навыки? Навыки управления проектами? Знания?
9. Но переставайте репетировать
Вам не стоит использовать это время для чрезмерной подготовки или репетиции своих ответов, так как это может привести к тому, что ваш разговор будет казаться заготовленным и неестественным. «Вам необходимо знать, о чём вы говорите, но помните о том, что собеседование – это разговор.
10. Наведите порядок в своей сумке
«Вряд ли вы хотите выглядеть неорганизованным, когда презентуете свою квалификацию».
11. Взгляните в зеркало
Зайдите в ближайшую уборную, чтобы проверить свой внешний вид в зеркале, рекомендует Фридман. «Вы могли уходить из дома, когда ваш вид можно было оценить в миллион долларов, но на место вы можете прибыть уже будучи похожим на бродягу».
Кроме того, это прекрасное время для того, чтобы помыть руки и убедиться в том, что ногти на ваших руках чисты, а ладони сухи. Если вы надели комфортную обувь и планируете переобуться в парадную, то лучше не делайте этого прямо в офисе.
12. Будьте дружелюбными к ресепшеонистам и охранникам
Когда вы наконец войдёте в зал ожидания офиса, не забудьте быть вежливыми к секретарям, охранникам и любым другим людям, которых вы встретите на своём пути.
13. Концентрируйтесь на своей позе
Пока вы ждёте собеседования, сядьте в сильной позе.
14. Обратите внимание на то, что происходит вокруг вас
Понаблюдайте за тем, что вы чувствуете в этом офисе, что находится на стенах и какие предметы лежат в зале ожидания.
15. Пейте воду
Всегда хорошей идеей будет взять с собой немного воды. Секретари обычно спрашивают у вас, не хотите ли вы воды перед собеседованием, но наиболее оптимальным решением будет взять её с собой.
Глоток воды успокоит вас и смягчит ваш голос, прежде чем вы начнёте рассказывать менеджеру по найму о своих заслугах. Плюс ко всему, если в процессе собеседования вам понадобится вода, вряд ли вы захотите прерывать собеседование, чтобы вам её принесли.
16. Придумайте вопрос для интервьюера
У вас всегда должна быть пара вопросов наготове, которые вы можете задать интервьюеру, когда подойдёт время для ваших вопросов. Так или иначе, прежде чем вы отправитесь на собеседование, подумайте над тем, не появились ли в вашей голове какие-либо другие варианты.
Это может быть нечто простое, вроде вопроса о ресурсах, доступных в офисе, и о том, как это влияет на корпоративную культуру. Например: «Я заметил, что у вас есть сразу несколько конференц-залов и групповых рабочих пространств – правильно ли я понимаю, что между членами ваших команд происходит масса сотрудничества?».
17. Подумайте о чём-то хорошем
Эта мысль может показаться банальной, но положительные мысли, которые заставляют вас улыбаться и чувствовать себя хорошо, помогут вам настроиться на нужную волну, отправляясь на собеседование.