что нужно сделать когда съезжаешь с квартиры
Ваши права, когда снимаете квартиру
Когда вы снимаете квартиру, то получаете не только квадратные метры и расходы, но и права. Если знать их и использовать, можно сэкономить деньги, добиться выгодных условий и не потерять жилье в неподходящий момент.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Сохраните эти карточки на телефон, чтобы вас не обманули с документами и деньгами. Будете знать, что ответить наймодателю и как себя защитить.
Право заключить письменный договор
Как это работает. Когда один человек снимает у другого квартиру, они заключают между собой договор найма. А стороны называются нанимателем и наймодателем. Иногда договор называют арендой, но формально это все-таки наем, для которого есть отдельные статьи в гражданском кодексе.
Договор найма жилого помещения должен быть письменным. Только тогда он имеет силу. То есть тот, кто сдает квартиру, и тот, кто ее снимает, должны составить документ и вместе его подписать. Можно, конечно, попробовать признать заключение договора даже без письменной формы, но это лишние проблемы, расходы и суды. Свидетели тут не помогут. При этом доказать факт договора не значит доказать, на каких условиях он был заключен. Поэтому всегда подписывайте хотя бы стандартный договор со всеми существенными условиями. И обязательно его читайте.
Наймодатель может сказать: «Я не хочу заключать договор, потому что это налоги». Объясните ему, что сам факт подписания договора не привлекает к наймодателю налоговую службу. А факт получения им дохода налоговики смогут при желании доказать и без договора. То есть договор и налоги не связаны.
Договор вам нужен для защиты прав, а не для жалоб в налоговую. О самом факте подписания налоговая узнать не может, но без договора вас будет легко обмануть и даже выставить из квартиры.
Право въехать в свободную и пригодную для жизни квартиру
Как это работает. Квартиру должны сдать в нормальном состоянии, чтобы там можно было жить. Дом должен быть без трещин на стенах, с работающим отоплением и водопроводом. В квартире или комнате не должно быть посторонних, если это не предусмотрено договором, и лишних предметов — например хозяйской мебели, если вы не просили.
Наниматель может без проблем пользоваться не только квартирой, но и общим имуществом: лестницами, лифтом, двором, балконом, пандусами. Сосед не может сказать вам: «Вы не собственник, не ходите тут у нас по двору». Если сняли квартиру и платите за нее деньги, можете ходить, а досужим соседям напомните про статью 673 ГК РФ.
Право на проверку квартиры и опись имущества
Как это работает. Иногда квартиру предлагают снять не глядя. Или просто говорят: «Вот тут мебель, можете ею пользоваться или выкинуть». А потом выясняется, что в квартире нет унитаза, не открываются окна, а за старую и вроде бы ненужную мебель вдруг требуют компенсацию из-за повреждений.
Чтобы такого не было, квартиру нужно осмотреть до подписания договора. А при составлении документа сделать опись, что конкретно и в каком состоянии там находится. Например, если квартиру сдают с мебелью, то вы снимаете квартиру и арендуете эту мебель. Если есть опись, вам обещали, что будет кухонный гарнитур и стиральная машина, а потом хозяин квартиры их забирает, можно требовать компенсацию. Или пусть оставляет технику, потому что у вас такой договор.
Опись пригодится, когда будете выезжать из квартиры. Чтобы потом не оказалось, что вы снимали пустое жилье, а от вас требуют компенсацию за мебель и технику, которых вы никогда не видели. Или вам дали попользоваться старым диваном, а говорят, что он был новым.
Право получать документы на каждый платеж
Как это работает. Тот, кто снимает квартиру, должен за нее платить. Если наниматель не платит, с него можно потребовать эти деньги, а через какое-то время выселить. Чтобы доказать платежи, нужны документы. Поэтому, когда вы отдаете деньги наличными или переводите их на карту, нужно брать подтверждение, что это не возврат долга и не подарок, а платеж за квартиру за конкретный месяц.
Для расчетов между физическими лицами обычно используется расписка. Если собственник зарегистрировался как самозанятый, он может отправить чек по смс или на электронную почту прямо с телефона.
Вообще-то каждый платеж за квартиру — это доход собственника и повод для налогов. Из-за этого нанимателям не дают документы, а при переводах просят ничего не писать в назначении платежа. Но если собственник написал вам расписку или получил деньги на карту, вопросы с налогами он решает сам. Факт передачи расписки нанимателю ничего не значит.
Налоговая не может увидеть расписку и ничего не узнает о переводах автоматически. Успокойте собственника и настаивайте на том, чтобы у вас были подтверждения оплаты. Без документов потом ничего не докажете. Например, если с вами захотят внезапно расторгнуть договор, хотя вы всегда платите вовремя, то с расписками не смогут, а без них — запросто.
Право на временную регистрацию
Как это работает. Если вы снимаете квартиру в другом регионе, не там, где прописаны, и находитесь на новом месте больше 90 дней, нужно оформить временную регистрацию. Если собственник квартиры сдает ее чужим людям и они живут там больше 90 дней, он должен их зарегистрировать. То есть обязанность оформлять временную регистрацию есть и у того, кто снимает, и у того, кто сдает квартиру. За нарушение этого требования обоих могут оштрафовать.
Временная регистрация нужна, чтобы ходить в поликлинику, устроиться на работу, записать ребенка в детский сад, получать пособия и подавать заявления по месту фактического проживания.
Требовать временную регистрацию не стоит: многие владельцы квартир не понимают, как она работает, и боятся, что вы обзаведетесь пропиской и продадите их квартиру. Или что потом вас будет сложно выселить. Лучше всего попросить о регистрации со ссылкой на закон. Хотя бы на короткий срок — на три месяца. Это быстро и бесплатно. Объясните, зачем это нужно, как это защитит от штрафов и почему ничем не грозит праву собственности на квартиру.
Право на проверку долгов за коммунальные услуги
Как это работает. По умолчанию за коммунальные услуги платит тот, кто снимает квартиру. В договоре может быть написать другое, например что вы не платите за коммунальные услуги или что они входят в общую сумму. Но в любом случае еще до подписания договора и первого платежа нужно убедиться, что по этой квартире нет задолженности.
Долг за коммуналку — это повод потребовать с вас больше денег или отключить вам свет. Поэтому лучше делать так:
Право зафиксировать сумму платежей за квартиру
Как это работает. Цена — это обязательное условие в договоре найма квартиры. Вы живете в чужой квартире и платите за это ту сумму, о которой договорились. По умолчанию нужно платить каждый месяц, но можно придумать другую периодичность, главное все записать в договоре.
Кроме суммы за каждый месяц в договоре можно указать, как часто собственник может ее повышать. Например, максимум раз в год и только на 10%. Или что сумма вообще не повышается в одностороннем порядке, только по согласию. Если ничего не написать про изменение платежей, то увеличить их по своему желанию владелец квартиры не сможет: гражданский кодекс это прямо запрещает.
Если у вас именно такой договор, а собственник через месяц требует еще 3000 рублей сверху, вы не обязаны доплачивать. И выселить он вас из-за этого не сможет.
Право вселять своих детей без разрешения
Как это работает. В договоре найма квартиры наниматель — это один человек. Но с ним может жить кто-то еще, например супруг или друзья. Для этого нужно разрешение владельца жилья. Но для вселения детей такое разрешение не нужно, а в договоре их можно не упоминать.
Вы просто снимаете квартиру и въезжаете туда с детьми. Условие о норме жилья на них тоже не распространяется. Еще детям можно сделать временную регистрацию, если она у вас есть в этой квартире, и тоже без согласия собственника. Это на случай, если для садика, поликлиники или в пенсионном фонде требуют документы о месте проживания, а у ребенка регистрация в другом регионе.
Право делать текущий ремонт, но не делать капитальный
Как это работает. Все, что касается ремонта во время проживания и при выезде из квартиры, нужно описать в договоре. Чтобы потом не получилось, что вы должны переклеить обои и поменять ламинат, хотя не договаривались и прожили полгода.
Если ничего не написать в договоре, то по умолчанию текущий ремонт обязан делать тот, кто снимает квартиру, а капитальный — собственник. Сносить стены, менять окна и расширять проемы без согласия владельца квартиры нельзя.
Право продлить договор в первую очередь
Как это работает. Если договор найма заключен на срок больше года и он заканчивается, наниматель получает преимущество для его продления на тех же условиях. Или на других условиях, если хозяин квартиры предупредил об изменении за три месяца. Но преимущество все равно у того, кто снимает квартиру прямо сейчас, а не у других людей.
Если долгосрочный договор закончился, а никто ничего не сделал, считается, что он продлен на тот же срок и на тех же условиях. И выселить квартиросъемщика будет не так уж просто: только через суд или по веским причинам.
Но хозяин жилья может пойти на хитрость, если хочет сдать квартиру другим людям. Тогда он не предложит продлить договор, а скажет, что вообще передумал сдавать квартиру. Извините, мол, ваше преимущественное право уважаю, но больше не сдаю. А потом вы узнаете, что он все-таки сдал эту квартиру кому-то еще. По закону прежний наниматель имеет право признать новый договор недействительным или потребовать компенсацию за то, что с ним отказались продлить договор и попросили съехать.
С краткосрочными договорами по умолчанию это не работает. Но такое условие можно прописать в договоре по желанию. А еще оно сработает, если в договоре вообще нет срока: тогда он автоматически долгосрочный и заключен на пять лет. Преимущественное право на продление сохраняется.
Право жить в квартире до конца договора, даже если ее продали или отдали в залог
Как это работает. Если хозяин квартиры решил ее продать или подарить, это не означает автоматического расторжения договора найма. Новые владельцы не могут прийти и выселить вас только потому, что теперь право собственности у них. У вас есть свое право — его гарантирует гражданский кодекс. Новый собственник квартиры автоматически становится вашим наймодателем и сдает вам жилье на тех же условиях. Вселиться в эту квартиру собственник не сможет, в ней будет жить тот, кто ее снял у прежнего владельца.
Если покупателя не предупредили, что квартира сдается, он честно за нее заплатил и даже взял ипотеку, вас это не касается. Можно договориться, но выселить вас не имеют права.
Новый собственник будет разбираться с прежним владельцем квартиры. Например, он может потребовать от него вернуть деньги, так как на квартире есть обременение в виде договора найма и жильцов. Или дождется окончания договора и не продлит его и всех выселит. Но сама по себе продажа квартиры при правильно составленном договоре найма — это не ваши проблемы.
Право расторгнуть договор и выехать из квартиры
Как это работает. У нанимателя есть право расторгнуть договор в любое время. Но нужно предупредить за три месяца или в тот срок, что указан в договоре. Даже если со стороны хозяина квартиры нет нарушений, вы все равно можете съехать, когда захотите. Например, договор заключили на год, а через полгода взяли ипотеку и стало понятно, что проживете в съемной квартире еще месяц. Как раз такой срок для предупреждения и указан в договоре. Можно съезжать, и никто вас не заставит платить до конца года.
У нанимателя есть право расторгать договор без суда и по любым причинам. Главное тут — предупредить, чтобы не потерять деньги. А вот у владельца квартиры такого права нет.
Право не съезжать по первому требованию собственника и даже при просрочке платежа
Как это работает. Вы можете съехать из квартиры просто потому, что нашли вариант выгоднее или купили свою, а вот собственник не может расторгнуть договор только потому, что захотел. Если квартиросъемщик ничего не нарушает и платит вовремя, он может жить в квартире, пока не закончится договор.
И даже если есть просрочка платежа, это все равно не повод расторгнуть с вами договор. Собственнику нужно подождать, пока просрочка составит два месяца для договора до года и шесть месяцев для длительных договоров. Месяцы могут идти не подряд. А потом все равно придется расторгать договор через суд.
Если хозяин квартиры внезапно пришел и говорит съезжать или платить больше, а у вас в договоре запрет на повышение платы и вы ничего не нарушили, живите себе дальше. Это право гарантировано вам законом.
Право забрать обеспечительный платеж при выезде из квартиры или зачесть его за последний месяц
Как это работает. В договоре найма квартиры может быть условие об обеспечительном платеже. Это нормально. Так собственник страхует себя от порчи имущества, внезапного ремонта по вине квартиросъемщиков или выезда из квартиры без предупреждения.
Обеспечительный платеж, или, как его еще называют, залог, — это страховка от нарушений, а не деньги, которые хозяин квартиры в любом случае оставит себе. Если при выезде никаких нарушений нет — мебель в порядке, у отделки естественный износ, платили вовремя, договор закончился по плану, — нет оснований не отдавать вам этот залог. Его должны вернуть полностью или зачесть в счет оплаты последнего месяца.
В договоре может быть другое условие, например что этот платеж остается у собственника как компенсация за ремонт после вашего выезда, но тогда вы заранее должны прочитать это, согласиться и подписать. Или не соглашаться и изменить договор до того, как отдадите деньги. Но если такого условия нет, работают нормы гражданского кодекса. И ваше право — забрать платеж, если вы ничего не нарушили и не должны компенсировать.
Право на возмещение убытков
Как это работает. Если кто угодно причинил вам ущерб, он должен его возместить. Убытки могут появиться в том числе из-за владельца квартиры, который вам ее сдает. Например, в квартире может прорвать батарею и вода испортит вашу мебель — это убытки, за которые нужно спрашивать с наймодателя. Или хозяин квартиры внезапно сменит замки и не пустит вас забрать вещи — это тоже убытки. Когда он без предупреждения расторгает договор или отказывается продлевать его с вами и вы платите риелтору за поиск нового жилья — это тоже убытки.
Скорее всего, за эти деньги придется судиться. Но это ваше право, и при грамотно оформленных документах шанс выиграть есть.
Как я организовала переезд с квартиры на квартиру
Чтобы он не был равен двум пожарам и трем наводнениям
Вечером в день переезда мы сидели на кухне в новой квартире и пили чай из собственной посуды.
В марте 2021 года мы с мужем и сыном переехали. Уже в день переезда муж собрал мебель в новой квартире, а я разложила почти все вещи по местам. Расскажу, как нам удалось организовать переезд, не превратив жизнь в хаос на несколько недель.
Куда и зачем мы переезжали
Почти сразу после новогодних праздников, 14 января, мы обратились к риелтору: нам с мужем не хотелось самим разбираться с оформлением документов. Риелтор приехала, сфотографировала квартиру и 18 января выставила ее на «Циан», «Авито», на сайт агентства и личную страницу в «Инстаграме». Через два дня был первый просмотр — покупательница сразу же согласилась купить квартиру за 2,5 млн рублей.
Взамен нам нужно было найти вариант для себя. Мы хотели купить квартиру в том же спальном районе: у него удобное расположение, хорошая инфраструктура, плюс здесь находится гараж, в который мы ставим машину. Помимо цены, нам была важна планировка, хорошее отопление и этаж — желательно первый или второй, но не выше пятого. У нас маленький ребенок, и важно, чтобы с ним не приходилось долго подниматься по лестнице.
Подходящий вариант нашли меньше чем за неделю. Это была квартира на вторичном рынке, ремонт мы планировали переделать под свой вкус. Владельцы уступили нам 50 тысяч, так что стоимость квартиры стала 3,45 млн рублей.
4 февраля 2021 года мы провели сразу две сделки: продали двухкомнатную квартиру и купили четырехкомнатную.
По закону продавец обязан передать товар покупателю в срок, который указан в договоре купли-продажи. Если же срока в договоре нет, то в течение семи дней.
Но обычно в договоре купли-продажи стороны обговаривают, кто и когда освободит жилье, а после освобождения подписывают акт приема-передачи квартиры.
Мы акт не подписывали, поскольку не знали о такой практике. В договорах просто прописали: и мы, и владельцы четырехкомнатной квартиры снимаемся с регистрационного учета до 3 марта 2021 года, а освобождаем жилье — до 1 марта.
То есть до 1 марта нам требовалось освободить старую квартиру и въехать в новую. Но мы не успевали, потому что получили ключи только 27 февраля, а одного дня на переезд нам не хватало. К тому же муж работает на пятидневке, и, чтобы не отпрашиваться на работе, удобнее переезжать в выходные.
В итоге мы позвонили покупательнице и попросили отсрочку на неделю. У нее уже была своя жилплощадь, поэтому она согласилась. Мы съехали 6 марта — это была суббота. В этот же день вымыли пол в старой квартире и 7 марта отдали ключи.
При этом мы не жили в хаосе, а во время переезда у нас ничего не сломалось и не потерялось. Мы организовали его так, что даже не успели заметить неудобств.
Как мы готовились к переезду
Планировать переезд мы начали, как только подписали договор купли-продажи и отдали документы на регистрацию. Страха, что сделка сорвется, не было: квартиру покупали уже второй раз.
Возможно, на наше спокойствие повлиял и тот факт, что сделка прошла очень быстро и мы не успели даже опомниться. О возможной приостановке регистрации со стороны Росреестра не думали и рассчитывали переехать сразу, как квартиру освободят прежние владельцы.
Мебель. При подготовке к переезду мы первым делом определились, какую мебель возьмем с собой. Новым владельцам квартиры решили оставить только кухонный гарнитур и плиту — мы все равно собирались купить новые. В договоре купли-продажи прописали: в квартире остается кухонный гарнитур, плита, две люстры и один багет — разновидность карниза для штор.
Все остальное мы забирали. Из мебели мы собрались перевозить:
Упаковочные материалы. Определившись с мебелью, мы запаслись упаковочными материалами. Я решила паковать вещи в мешки, коробки и дорожные сумки. Оценила количество вещей и купила две упаковки мешков для мусора. Коробки и сумки у нас уже были.
Мы не стали покупать заранее много коробок и поступили правильно: привозили на новую квартиру коробки с вещами, разбирали их, а затем везли на старую, чтобы сложить очередную партию. Так мы сэкономили силы на разборе вещей — мне морально легче распаковывать все постепенно.
Как победить выгорание
Система маркировки коробок. Он нужна, чтобы знать, где что лежит, и сэкономить время при распаковке. Идеальный, на мой взгляд, вариант — подписать коробки маркером или использовать цветные стикеры, а информацию об обозначении каждого цвета занести в «Гугл-документы».
Но о таком способе я узнала уже после переезда. Поэтому просто решила подписывать коробки маркером, а на мешки и сумки приклеивать листы формата А4 с подписями.
Книги. Их у нас много, в старой квартире они занимали целую стенку в зале и шкаф в спальне. Мы решили перевозить их дедовским способом — сложив стопками и обмотав бечевкой, в коробки бы все не поместилось.
После этого в свободное время мы паковали книги, складывали в коробки сервизы и хрустальную посуду. Мешки, коробки и сумки ставили в зале: площадь комнаты от этого уменьшилась, но в целом вещи не мешались. Вещи я паковала в течение дня — я в отпуске по уходу за ребенком.
Если бы книг было столько, мы бы перевезли их в коробках, Но на снимке лишь малая часть
Какой упаковочный материал мы использовали
Мы заранее запасались упаковочным материалом и продумывали, как запакуем вещи. Вот что мы использовали.
Еще книги можно сортировать по жанрам — так их удобнее расставлять после переезда. Но у нас собраны в основном иностранные книги и книги по искусству, так что заморачиваться с сортировкой не стали.
Дорожные сумки. У моих родителей много прочных дорожных пакетов и сумок, и мы решили этим воспользоваться. В сумки я упаковывала тяжелые вещи и те, что не бьются, но могут порвать пакет. Например, вешалки, игрушки, небьющуюся кухонную утварь, бытовую химию, канцелярские принадлежности.
Коробки. Так как я часто покупаю товары на маркетплейсах вроде «Яндекс-маркета», у нас дома почти всегда есть коробки. Поэтому их я решила пока не приобретать, а купить в случае нехватки. К тому же у нас было много дорожных сумок. В итоге мы обошлись имеющимся количеством: вещи паковали в коробки, сумки и перевозили партиями — разгружали на месте и снова использовали.
В них мы складывали посуду, предварительно завернув ее в газету, мелкую бытовую технику вроде фена, статуэтки, лекарства. Коробки заклеивали скотчем.
Как мы упаковывали вещи
Перед переездом я прочитала в интернете много советов по упаковке вещей. Некоторыми лайфхаками мы воспользовались, адаптировав их под себя. Расскажу о тех, что мне понравились и упростили разбор вещей.
Постельное белье. Из постельного белья оставила то, на котором мы спим. Остальные комплекты сложила в отдельную сумку, сверху положив тот, что намеревалась застелить в новой квартире.
Картины сняла со стен, обернула пленкой в два слоя и зафиксировала скотчем, чтобы при перевозке полотна не повредились. Их я тоже поставила в зал.
Посуда. Я упаковала посуду, которой редко пользуюсь. В сумки сложила большие кастрюли, две сковородки, формы для выпечки, три доски и другую кухонную утварь, которая не бьется. В коробки упаковала бьющуюся посуду: стаканы, чашки, которыми редко пользуемся, селедочницы, салатницы.
На время переезда я оставила одну сковородку, две маленькие кастрюли, одну среднюю, тарелки, чашки, ложки, вилки, ножи, одну доску, чайник, сахарницу, солонку.
Продукты. В отдельную сумку сложила муку, запасную бутылку подсолнечного масла, упаковки соли, сахара, специи, банку чечевицы, фасоль, горох, манную крупу, то есть те продукты, из которых я готовлю не каждый день. Помимо этого, положила одну упаковку макарон, хлопья быстрого приготовления, упаковку чая, пачку печенья, по три упаковки сока и фруктовых пюре для сына. Это чтобы иметь возможность что-то перекусить на новой квартире во время переезда.
Мелкую бытовую технику мы упаковывали в заводские коробки, закрепив пенопластом. Документы по идее можно класть в эти же коробки, но у нас они хранятся в отдельной папке, так что я не стала перекладывать.
Комнатные растения поставили в подходящие по размерам коробки, а промежутки между ними заполнили упаковочной бумагой и газетами, чтобы они случайно не упали в дороге.
Стекла и зеркала муж упаковал в старые простыни и узкие коробки. И перевез самостоятельно — можно было доверить их грузчикам, но я боялась за сохранность.
Мебель. Муж разобрал шкаф в прихожей, обернул воздушно-пузырчатой пленкой тумбочки и обувницы, закрепив дверцы малярным скотчем.
Остальную мебель муж постепенно упаковывал, пока мы готовились к переезду. Например, за неделю разобрал стенку и шкаф для одежды из спальни. Диван, три кресла, детскую кроватку-маятник, комод с зеркалом, двуспальную кровать, холодильник, кухонный стол и стулья решили разбирать перед самым переездом, чтобы не жить в дискомфорте.
Чтобы ничего не потерять, фурнитуру от мебели раскладывали по пакетикам с клапанами, а внутрь вкладывали стикеры с названиями мебели. Все эти пакеты я сложила в отдельную сумку, на которую приклеила стикер «фурнитура».
Куда дели старые вещи
Во время упаковки вещей мы обнаружили те, которыми давно не пользовались.
Есть несколько вариантов, куда их можно деть.
Продать. Если вещи в хорошем состоянии, можно выставить объявление на «Авито» или «Юле». В этот раз мы так не делали, но однажды я продала на «Авито» мебель и инвалидную коляску, они остались от бабушки и дедушки.
Отправить на дачу. Этот способ хорош, если дача находится недалеко и перевозка не стоит дороже самих вещей. Например, мы отвезли на нашу дачу платяной шкаф, письменный стол и кое-что из одежды.
Раздать родственникам и друзьям. Возможно, подруге подойдут туфли, которые вы надели всего один раз, или родственникам пригодится ваш старый комод. Или вы знаете, что знакомый ищет недорогой матрас, а вы как раз собрались покупать новый. Мы отдали крестнице мужа шкатулки, броши, браслеты, атласные ленты, которые выкинуть жалко, а на новой квартире они ни к чему.
Отдать нуждающимся. Можно отдать вещи в благотворительный фонд, приют, иногда сбор вещей организовывают местные отделения соцзащиты. Найти подходящий вариант можно, вбив в поисковой строке что-то вроде «отдать ненужные вещи в Москве». Другой вариант — выставить объявление на «Авито» или «Юле».
Во «Вконтакте» есть сообщества «Отдам даром». Например, самое крупное в Липецке — «Отдам бесплатно даром Липецк». Можно поискать нечто подобное и для своего города.
Во многих российских городах проводятся фримаркеты — бесплатные ярмарки, где принимают одежду, предметы быта, книги, обувь и другие вещи. Главное, чтобы они были в хорошем состоянии. Например, во «Вконтакте» есть московское сообщество «Фримаркеты Москвы — Really Really Freemarket». В нем пишут, где и когда именно пройдет очередная ярмарка.
Для книг есть буккроссинг: в кафе, парках и библиотеках отводят специальное место, полку или даже шкаф, куда можно принести книгу, а взамен взять другую. Ближайшую точку книгообмена можно найти на сайте «Книговорот».
Если вам не хочется перевозить пять килограммов муки или лишнюю упаковку макарон, можно воспользоваться фудшерингом. Во «Вконтакте» есть сообщество «Фудшеринг отдам даром еду», где выставляют объявления из разных городов, но в основном из Москвы и Санкт-Петербурга. В некоторых городах есть локальные сообщества. Их можно найти через поиск в соцсетях.
Выбросить. Некоторые вещи я упаковала в пакеты, и муж поставил их около мусорного контейнера, чтобы при желании ими могли воспользоваться нуждающиеся. Примерно через полчаса все разобрали.
Поскольку мы ничего не продавали, то и на переезде не заработали.
Что мы сделали за несколько дней до переезда
27 февраля нам передали ключи от новой квартиры. Перед отъездом бывшие владельцы все помыли, но меня не устроило качество уборки.
Так что я поехала прибираться, взяв из старой квартиры бытовую химию, пылесос, швабру и ведро. Мне потребовалось около трех часов, чтобы отмыть жирные пятна на кухне. С остальным справилась быстрее: пропылесосила, помыла пол, окна и сантехнику. Генеральная уборка заняла около шести часов.
Параллельно мы позвонили покупательнице и уточнили, можем ли мы передать ключи 7 марта, — ее наше предложение устроило.
Изначально мы рассчитывали, что практически все вещи перевезут грузчики, а сами мы доставим на новую квартиру только комнатные растения, кое-что из посуды, одежды и игрушек.
Но другу не терпелось посмотреть нашу новую квартиру, и он предложил в один из вечеров перевезти часть вещей в своем фургоне Лада Ларгус. В итоге за две ходки муж с другом перетаскали большую часть коробок и сумок — вместе с погрузкой это заняло у них четыре часа. Еще кое-что муж отвез сам спустя несколько дней, а грузчиков мы наняли только для перевозки мебели.
Грузчикам я звонила за два дня до переезда — уточнили, все ли в силе. У подруги из Москвы была история: к ней на переезд не приехали грузчики и пришлось срочно искать новых — это заняло время. Я боялась, что у нас может произойти такая же ситуация.
Как проходил переезд на новую квартиру
С грузчиками мы договорились на 6 марта в 10:00. В день переезда я встала в 6 утра, чтобы разморозить холодильник и собрать хранившуюся в нем еду. Думала, что управлюсь за полчаса и сложу все в одну сумку, но потребовалось почти полтора часа и три сумки: в морозильной камере было много заморозки.
Разобравшись с продуктами, я начала мыть сантехнику. В это время приехал свекр, чтобы помочь нам с переездом, — он обещал помочь со сборкой и разборкой мебели, а также проследить за работой грузчиков.
Около 9 утра муж отвез меня с сыном на новую квартиру, чтобы мы встречали там грузчиков. Пока сын играл в своей новой комнате и осматривал квартиру, я приготовила обед: сварила суп, макароны, компот, пожарила котлеты. На улице был март, и я не боялась, что еда испортится.
Тем временем грузчики начали затаскивать мебель — сначала принесли холодильник. Так что, покормив сына обедом и уложив спать на оставшийся от прежних владельцев диван, я помыла холодильник и загрузила в него приготовленную еду и продукты.
Параллельно муж помыл пол в старой квартире: тряпку выкинул, а ведро забрал. Они со свекром купили продукты и приехали к нам.
Примерно в 14:00 мы пообедали, и муж со свекром занялись мебелью. Сначала собрали детскую кроватку, затем стенку, шкаф, двуспальную кровать, кухонный стол, поставили подлокотники на диван.
Кухонный стол и табуретки, оставшиеся от прежних хозяев, отнесли на балкон, там они стоят до сих пор. Три шкафа и мини-диван мы решили временно использовать, тумбочку и письменный шкаф выкинули, а кухонный гарнитур и плиту решили потом отвезти на дачу.
Пока муж со свекром собирали мебель, я приступила к распаковке вещей, мне помогал проснувшийся сын.
Сначала я хотела разобрать только то, что потребуется в ближайшие дни: посуду, продукты и кое-что из одежды. Но в итоге разобрала почти всю кухонную утварь, продукты, одежду, обувь, игрушки, бытовую химию, принадлежности для ванны и туалета, мелкую бытовую технику.
Оставались коробки с канцелярскими принадлежностями, книги, статуэтки, а также коробки с сервизами и хрустальной посудой — их мы хотели разобрать, когда сделаем ремонт в кабинете. Лекарства я разбирать не стала, так как хотела этим заняться, когда сын будет спать: боялась, что может проглотить какую-нибудь таблетку.
Вещи ставили в зал, который прилегает к прихожей. Разобранную мебель муж со свекром потом сами разнесли по комнатам, где она будет стоять: удобнее было собирать ее на месте.
Какие документы мы меняли после переезда
Подать заявление можно через портал госуслуг, МФЦ или управляющую компанию. Мы оформляли прописку через МФЦ, это заняло семь рабочих дней, и центр нам пришлось посещать дважды: сначала — чтобы подать документы, затем — чтобы забрать.
Вот кому лучше сообщить о том, что вы сменили прописку:
Мы обращались не во все службы. Например, поскольку мы переезжали внутри одного района, поликлиника осталась прежней. Изменился только участковый врач, но это можно выяснить в регистратуре при записи на прием. Из списка мы уведомили ГИБДД, управляющую компанию и ресурсоснабжающие организации.
В ГИБДД обратились, чтобы заменить свидетельство о регистрации транспортного средства. Это можно сделать лично в любом подразделении ГИБДД или через портал госуслуг. Если машины нет и есть только водительские права, то уведомлять не нужно.
Еще после покупки новой квартиры нужно расторгнуть старые договоры на воду, газ, электричество и другие коммунальные услуги. Это можно сделать в центрах обслуживания клиентов, заполнив заявление. У нас все компании остались прежними, поэтому мы просто заключили новые договоры и расторгли старые.
Еще в УК муж взял две выписки из домовой книги: текущую и расширенную. В текущей выписке содержатся сведения о собственниках и жильцах на данный момент, в расширенной — обо всех жильцах и собственниках за всю историю. Выписки показывают, сколько человек прописано в квартире, благодаря этому ресурсоснабжающие организации правильно начисляют коммунальную плату.
Помимо выписки из домовой книги, ресурсоснабжающим организациям, как правило, нужны следующие документы:
Точный перечень документов и формы заявлений я нашла на сайтах ресурсоснабжающих компаний. В одни подавала документы через личный кабинет, в другие — отправляла по электронной почте, но можно обратиться и лично.
Как после переезда мы сменили детский сад
В сентябре сыну исполняется три года, и мы планируем отдать его в детский сад. Когда он родился, я подала электронное заявление на постановку в очередь через сайт госуслуг. Электронная услуга «Запись в детский сад» доступна во всех регионах России, кроме Москвы. В Москве подать заявление можно через официальный сайт мэра Москвы.
При подаче заявления можно выбрать от двух до пяти дошкольных организаций, точное количество зависит от региона. В Липецке ребенка записывают в три детских сада, среди них выбирают предпочтительный.
Скорректировать запись после смены прописки также можно через портал госуслуг. Я просто ввела наш новый адрес и выбрала другой садик как наиболее предпочтительный. В местном департаменте образования, куда я на всякий случай позвонила, сказали, что этого достаточно.
В садике могут отказать в приеме ребенка, если свободных мест нет. Но у нас в районе садов много, а детей мало, так что проблем не возникло. 4 июня 2021 года я заключила договор с детским садиком, который расположен в пяти минутах от дома.
Потратили на переезд — 7440 Р
Услуги грузчиков | 2800 Р |
Рулон воздушно-пузырчатой пленки — 100 м | 2000 Р |
Рулон пленки — 25 м | 1500 Р |
Мешки для мусора — 2 упаковки по 10 шт. | 430 Р |
Госпошлина ГИБДД | 350 Р |
Малярный скотч — 2 штуки по 50 м | 200 Р |
Бечевка — 2 рулона по 50 м | 160 Р |
Как переехать и ничего не потерять
По личному опыту мешки оказались удобнее коробок для большей части вещей (кроме хрупких)
Дмитрий, почему? В мешки больше вещей вмещалось или что?
1 Больше вещей
2 Удобнее брать и нести (за хвост)
3 Быстрее загружать.
Дмитрий, согласна с вами!
Роман, а откуда лучше, на Ваш взгляд? Только покупать?
тьфунатебя, подумали, что логичнее действительно вывести. Потому что не все берут риелтора. Спасибо за комментарий
Всегда недоумеваю от подобных статей. Откуда фотографии? Вы переезжаете и сразу планируете написать статью для ТЖ?)
Олег, я была в таком же шоке, когда родственник из Салехарда сказал, что купил двухкомнатную квартиру за 10 млн. Цены на недвижимость сильно отличаются по регионам.