что нужно сделать для перехода
Как я перевела детей на семейное обучение
Чтобы экономить нервы и деньги
У меня трое детей. Двое из них — на семейном обучении.
После начальной школы старших детей я поняла, что традиционная система образования в России для меня умерла — слишком много времени на уроках тратится на дисциплину, а не на новый материал, задачи устарели, а в качестве мотивации для ребенка используется только слово «надо».
Я начала искать другие способы обучать детей и в итоге перевела их на семейное обучение. Сейчас им 11 лет, они в пятом классе и уже несколько месяцев учатся в онлайн-школе, а в свободное время посещают секции и кружки. В обычную школу они придут сдавать только промежуточные экзамены в конце учебного года.
Расскажу, как устроено семейное обучение, сколько оно стоит и чем это оказалось выгодно для меня.
Как я решила забрать детей на семейное обучение
Мои старшие дети — двойняшки. Они учились в обычной школе до четвертого класса. Учились плохо: «нет домашнего задания», «плохо вели себя на уроке», «спорили с учителем», «спали на уроке», «опоздали», «хамили» — такие замечания регулярно появлялись в дневниках. Возможно, проблема была не в школе, а в детях. Но нужно было что-то делать: мне не хотелось, чтобы дети выпустились из школы с отвращением к учебному процессу.
Мне кажется, что наша система образования устарела — она готовит людей не к современной жизни, а к 1960 году в СССР. А еще я считаю, что сейчас для детей важны не энциклопедические знания — для этого есть интернет, а умение быстро учиться, доучиваться и переучиваться.
Я интересовалась удаленным обучением, сравнивала школы и читала форумы родителей, чьи дети не учатся в обычной школе. Но конкретных действий не предпринимала: семейное обучение казалось чем-то сложным и нереальным. Особенно угнетала общественная установка: «у тебя не получится», «в обычной школе профессионалы, они знают, что делают, а ты — нет».
Время шло, минимум раз в месяц меня вызывали в школу. Однажды очередная встреча с социальным педагогом стала последней каплей. Темой встречи стало то, что мои дети систематически не делали домашние задания. Я высказала наше общее с детьми мнение: им неинтересно на уроках. Детей не спрашивают, дают неинтересные задачи, много времени тратят не на новый материал, а на дисциплину.
Социальный педагог предложила свой вариант мотивации для детей. Он был простым: «Петя, я тоже не хочу идти на работу, но мне приходится. И ты не хочешь делать домашку, а надо». Я не согласна с таким подходом: если не нравится идти на работу — не надо работать на такой работе, все равно ничего путного не выйдет. Мои дети такого же мнения. После той встречи мы приняли окончательное решение уходить из школы, чтобы никого не мучить.
Для семейного обучения у нас были и другие причины. Например, мы любим путешествовать и хотели бы всей семьей зимовать в разных местах дольше, чем две недели школьных каникул. А еще дети занимаются скалолазанием и ездят на спортивные сборы и соревнования — они проходят весной и осенью и длятся две недели. Мы часто не попадали в рамки каникул, поэтому на каждые сборы приходилось брать у тренера справку для школы, а затем догонять программу. Это было сложно и неудобно.
В конце четвертого класса в мае 2019 года дети написали ВПР — всероссийскую проверочную работу. После нее на семейном совете мы приняли решение начать глобальный эксперимент с дистанционным семейным обучением.
Виды дистанционного обучения для школьников
Есть два вида дистанционного обучения — домашнее и семейное. До 2013 года был еще и третий — экстернат, но его упразднили.
Расскажу, в чем их различие.
Домашнее обучение — это когда ребенок прикреплен к школе, но к нему на дом приходят обычные школьные учителя. Школа обязана предоставить учителей, индивидуальный план занятий, а также обеспечить всем необходимым — учебниками и методическими материалами. На домашнее обучение переводят детей с инвалидностью, а также тех, кто нуждается в длительном лечении — например, онкобольных, детей с тяжелой формой диабета или с другими медицинскими показаниями.
При семейном обучении ребенок не прикреплен к школе, а его личное дело находится у родителей. Ответственность за учебный процесс тоже полностью лежит на них. За два месяца до промежуточной годовой аттестации родителю или опекуну нужно прийти в любую школу и написать заявление. В нем надо указать, что ребенок будет аттестоваться за учебный год именно в этой школе, — тогда его внесут в списки на аттестацию.
Родители могут консультироваться с преподавателем по поводу экзамена — он ответит на все вопросы. Примеры промежуточных экзаменов и официальной образовательной программы есть в сети и на сайте Минобразования каждого региона.
При желании на семейном обучении можно участвовать в олимпиадах и конкурсах. Но об этом школу тоже нужно предупреждать заранее.
Медицинских показаний к домашнему обучению у моих детей нет, поэтому мы выбрали семейное обучение.
Какие нужны документы
Чтобы забрать детей из школы, достаточно прийти в местное управление образования и написать заявление. Я этого не знала, потому сначала пришла прямо к директору школы. Это было ошибкой.
Директор школы не имеет никакого отношения к этому процессу. Зато он прочитал мне лекцию: дети от компьютеров болеют, потеряют год, и вообще из моей затеи ничего не выйдет. Я ответила, что мы уже потеряли четыре, и отправилась к начальнику управления образования по нашему округу. Там нужно от руки написать заявление о том, что вы забираете ребенка из школы. Оно останется в управлении.
В управлении все прошло гораздо проще, чем в школе — меня никто не пугал и не отговаривал. Начальник управления образования оказался одним из самых адекватных людей среди тех, кого я встречала во всем этом процессе. Его задача — донести до родителей мысль, что теперь только они отвечают за образование ребенка.
Я написала заявление. Его приняли и сказали мне, когда приходить в школу, чтобы зарегистрироваться на аттестацию по итогам учебного года — делать это надо не позже апреля. Еще предупредили, что теперь все медицинские осмотры, диспансеризация и прививки детей тоже полностью ложатся на семью. Нас это не испугало — в нашей школе не было медкабинета, и мы и так проходили все это самостоятельно.
После визита в управление образования я вернулась в школу. Нужно было закрыть все библиотечные долги детей, забрать их личные дела у секретаря, а также написать еще одно заявление — с причиной, по которой мы уходим из школы. С июня 2019 года все личные дела моих старших детей у меня на руках. Теперь мне надо приносить их в школу только на аттестацию.
Нам предстояло до 1 сентября определиться, в какой форме у нас будет проходить семейное обучение.
Что такое личное дело школьника
Личное дело — это папка с документами, куда вносят основные данные об ученике. Помимо личных сведений там отмечают, что ребенок освоил базовую общеобразовательную программу за один класс в определенной школе и может начинать учиться в следующем. Еще там есть сведения об оценках за все годы. На основе личного дела в девятом и одиннадцатом классе ученикам выдают аттестат о среднем образовании.
Как мы нашли онлайн-школу
По образованию я педагог, но обеспечить детям полноценный образовательный процесс дома мне не под силу хотя бы потому, что я работаю. А еще в пятом классе помимо основных предметов начинаются биология, география и история. Чтобы интересно и квалифицированно рассказывать о них, педагог должен знать больше, чем написано в учебнике.
Маленькие экспериментальные школы я не рассматривала — в них мало преподавателей и форматов. Чем больше школа, тем выше вероятность, что хотя бы один из предлагаемых ей форматов нам подойдет.
Программу из репетиторов мне тоже собирать не хотелось — для этого требуется слишком много сил, денег и моего личного контроля.
Поэтому я стала искать полноценную онлайн-школу.
У меня были следующие критерии:
Я безответственный родитель, поэтому долго школу не выбирала. Я не помню, сколько часов математики должно быть по плану в пятом классе, не знаю названий программ и методик и не смогу определить точный уровень когнитивного развития, который должен быть у ребенка в его возрасте. У меня только одно требование к учебной программе — ребенку должно быть интересно.
Под мои критерии подошла онлайн-школа «Фоксфорд». Про обучение в ней я и буду рассказывать дальше в статье.
Как происходит зачисление в онлайн-школу
Чтобы моих детей зачислили в онлайн-школу, необходимо было сдать вступительные экзамены. Для этого надо зарегистрироваться на платформе, пройти по присланной ссылке, сдать тесты по русскому, математике и английскому и дождаться результатов.
Поскольку мы сдали итоговые проверочные работы за четвертый класс, тесты детям показались несложными и проблем с поступлением не возникло. Тесты показали уровень, с которым ребенок придет в школу, а оценки по английскому — с какого уровня нужно начинать обучение в онлайн-школе.
После тестирования я получила программу, в которой можно было найти раскадровку по часам, учебный план и примеры отчетов. Например, для пятого класса общеобразовательный блок, который обязан пройти любой ученик в онлайн-школе, состоит из 440 часов. Еще 120 часов отдают специализированным предметам, к которым у ребенка есть склонность. Это меньше, чем количество часов в обычной школе в этом классе — 805 часов. Но зато здесь нет таких предметов, как труд, физкультура и ИЗО.
Программы обучения в онлайн-школе
После тестирования следовало выбрать программу, по которой дети будут обучаться, и заключить договор.
Ученикам предлагают на выбор две программы: базовую и индивидуальную. Базовая — то, что преподают в обычной школе: русский, литература, история и прочее. В индивидуальной к основным добавляют выбранные ребенком предметы, которые изучают углубленно — как будто ребенок пошел учиться не в простую школу, а, например, с математическим или гуманитарным уклоном.
Когда ребенок и родитель определились с формой обучения, нужно заключить договор со школой. Для этого следует подписать и выслать договор в электронном виде и оплатить обучение. Можно оплатить сразу весь год или внести минимальный платеж — за два месяца обучения, первый и последний.
В базовой программе три формы обучения:
В индивидуальной программе все дети проходят профтестирование. По результатам становится понятно направление, в котором хочет двигаться ребенок, и что ему интересно. Дальше ребенок может заниматься на дополнительных занятиях — они идут плюсом к базовой программе. В нашей школе это называется ИОМ — индивидуальный образовательный маршрут.
Еще в индивидуальном формате есть тьютор — своеобразный стратег для ребенка. Тьютор помогает развивать то, что у ребенка хорошо получается, и добавляет в программу смежные предметы, например углубленную биологию или географию. В пятом классе эти предметы скомплектованы по трем направлениям на выбор: математическое, естественно-научное и гуманитарно-лингвистическое. Максимальное количество дополнительных предметов по индивидуальному маршруту — пять.
После тестирования ребенку назначают созвон с тьютором по Скайпу. Присутствовать на нем родителю или нет — решает ребенок. Моя дочь созванивалась самостоятельно, а сын попросил поприсутствовать.
По результатам тестирования ребенка тьютор проводит дополнительный опрос, где задает вопросы вроде: «Давайте проверим, не слукавили ли вы, пока проходили тест». В конце беседы ребенок определяется с направлением обучения и, если предметов меньше пяти, может взять дополнительные.
Если в первом полугодии ребенок понимает, что погорячился с выбором программы — можно сменить направление. Но это можно делать только раз в год.
В индивидуальном формате обучения тоже есть варианты по ценам:
Наш опыт. Я посоветовалась с детьми, и мы решили взять максимально полную программу — индивидуальную с куратором. Такое решение мы приняли, потому что сначала было непонятно, зайдет ли вообще формат такого обучения и не будут ли дети чувствовать себя брошенными. А еще я опасалась, что дети начнут откладывать все на потом и вообще не будут делать домашнее задание. С куратором так не получится.
Индивидуальные маршруты заинтересовали детей возможностью отличаться друг от друга. По итогам профтестирования сын выбрал естественно-научную программу с физикой, математикой, биологией и языком программирования Python. Дочь — гуманитарно-лингвистическую программу с упором на английский, русский и занятиями по словесности.
мы платим за учебу двоих детей в месяц
Место для учебы
Чтобы ребенок мог полноценно учиться дома, нужно организовать для этого место. С этим у нас проблем не возникло. Мы живем в таунхаусе, и у детей свой отдельный этаж с двумя комнатами и ванной.
мы потратили на технику
Компьютеры детям собирал муж — покупал по отдельности все комплектующие на «Авито». Компьютер для сына нам обошелся примерно в 20 тысяч рублей, для дочери — в 5 тысяч. Такая разница получилась потому, что сын играет в онлайн-игры и хороший компьютер был для него принципиален. Дочь игры не интересуют — ей было достаточно простого. Но в планах у нас модернизировать и ее компьютер, хотя для самой учебы никакой специальный мощный компьютер не нужен.
Принтер и сканер у нас уже были. Но пока что для учебы в онлайн-школе они ни разу не потребовались, поэтому, по моему опыту, можно обойтись и без них.
Как проходит учебный процесс
Уроки в онлайн-школе начинаются в 10 утра по московскому времени. Мы живем в Калининграде, у нас в это время 9 утра. Это даже удобно — мы успеваем на все занятия в утреннее время. В нашем классе есть ребята с Дальнего Востока — им приходится либо учиться вечером, либо смотреть занятия в записи.
Если вдруг дети не смогли поприсутствовать на трансляции урока, можно посмотреть запись. В записях есть уроки как из базовой программы, так и дополнительные. Но это отразится в отчете по успеваемости — там указано, смотрел ученик трансляцию или запись.
Формат урока такой: учитель объясняет тему в отдельном окне справа на экране, а слева — большой блок с презентацией по уроку. Можно переключаться с полноэкранного режима трансляции на экран с презентацией. Ниже окна с трансляцией — интерактивный чат. Там дети здороваются, отвечают на вопросы, иногда хулиганят. За спамом и хулиганством в чате следит модератор. Урок длится стандартные 45 минут.
Еще у детей есть закрытые от родителей группы во Вконтакте и в Телеграме. Я не знаю, что там происходит, — родителей туда не пускают. Но там тоже есть кураторы, которые тщательно охраняют детские тайны и следят за порядком.
Оценок в традиционном понимании нет, а есть очки опыта. Например, за каждое полностью выполненное задание начисляют 25 или 125 очков опыта — зависит от объемов домашней работы. Потом эти очки суммируются, и можно посмотреть свое место в общем рейтинге пятиклашек.
Наша личная инициатива — делать конспекты. Дети или просматривают урок еще раз, или записывают в тетради по памяти важные моменты. Это помогает структурировать большие объемы информации и лучше ее усваивать. Специально пересматривать урок мы их не заставляем. Но если в голове после урока пусто и записать нечего, то, конечно, просим по возможности пересмотреть. Дети говорят, что это удобно, — перед контрольными проще освежать информацию в памяти по конспектам.
Уроков в онлайн-школе меньше, чем в обычной. В нашей школе не тратится время на физкультуру, ИЗО, музыку и труд — в день бывает не больше четырех занятий по основной программе. Если в день больше двух уроков, предусмотрены перемены по полчаса. Если уроков мало, перемена длится 10 минут. Дополнительные занятия проходят во второй половине дня.
Во время уроков дети грызут булки, вертятся на стульях или калякают на бумажках — им так проще сосредоточится на теме урока. Никто не шпыняет их за то, что они не сидят ровно и мешают другим детям.
В итоге на школьные занятия у детей уходит намного меньше времени, чем в обычной школе. При этом мне кажется, что знаний они получают больше — например, только сейчас сын впервые рассказал мне, что было на занятии по русскому. До этого он ненавидел русский все годы учебы. Еще он заявил, что хотел бы стать гляциологом после того, как посмотрел урок географии.
Гляциолог — специалист, который изучает лед и его разновидности на поверхности земли, в атмосфере, гидросфере и литосфере
Мне тоже интересно смотреть лекции, когда меня допускают в комнаты. Недавно из детских лекций узнала историю двенадцатеричной системы счисления и то, что ее использовали эльфы в книгах Толкиена. Программа собрана из самого разного материала, и учителя не связаны жесткими рамками Минобразования, поэтому могут в лекциях спокойно упоминать такие необычные факты.
Как не остаться без аттестата
По закону ребенок может сдавать экзамены в любой школе установленного государством образца. Неважно, где он прописан или учился раньше, — главное, подать заявления до того, как сформируют списки на промежуточную или итоговую аттестацию.
Нам предложили несколько форматов годовой аттестации:
Мы, скорее всего, в мае 2020 года будем проходить аттестацию в своей же школе.
Обычная школа сама решает, как будет проходить аттестация по итогам года. Чтобы попасть на аттестацию, нужно не позднее апреля уведомить администрацию школы. Тогда ребенка внесут в официальные списки на аттестацию. Для родителей схема простая: надо прийти в школу, написать заявление, получить консультацию и рекомендации по промежуточной аттестации у классного руководителя вашего бывшего класса, а потом явиться на экзамен. После экзамена в личное дело ученика проставляется отметка.
Если ученик не пройдет аттестацию, вас заставят вернуть ребенка в школу и зачислят в тот класс, в котором он начинал учиться — то есть оставят на второй год. Например, если ребенок обучался дома весь пятый класс и провалил экзамены, в обычной школе ему придется опять пойти в пятый класс.
стоит аттестация через интернет
Еще родители имеют право знать, в какой форме будет проходить аттестация, а также подавать апелляции, если не согласны с результатом.
Если вдруг в середине года мы поймем, что семейное обучение не для нас и всё вышло из-под контроля, — у нас есть право вернуться в обычную школу даже в середине года. Программу с детьми нагонять никто специально не будет, но дети опять станут обычными школьниками и будут числиться за школой.
Во сколько нам обходилась обычная школа
Каждый год на сборы к школе у нас уходило довольно много денег. Основные статьи расходов были такие:
В 2018 году я потратила больше 100 тысяч рублей, чтобы собрать троих детей в школу. В 2019 году я закупила канцелярию на всех троих и собирала в обычную школу только одного ребенка. Потратила 60 тысяч. Мы прилично сэкономили на рубашках, брюках, сменной обуви и сарафанах.
Еще у нас были дополнительные статьи школьных расходов. Например, выпускной в четвертом классе за двоих детей обошелся мне в 10 тысяч рублей, фотографии — в 5 тысяч. Еще мы сдавали деньги на общешкольные нужды, родительскому комитету, платили за экскурсии, представления и шоу. На них дети идти не хотели, но шли, поскольку все же идут.
Отдельная статья — школьная мода и штучки, которыми дети хвастаются друг перед другом. Например, во втором и третьем классе сыновья потратили на бейблейды в общей сложности 50 тысяч рублей. Теперь у нас приличная коллекция, правда, никому уже не нужная. А дочь увлекалась слаймами — это такие игрушки из вязкого желеобразного материала, в народе их еще называют «лизуны». Она их не покупала, а делала сама, как и остальные ребята в школе. Мы закупали литрами клей, тетраборат натрия и остальные ингредиенты. К этому еще надо прибавить расходы на испорченную одежду и мебель.
Бейблейды — это небольшие сборные вращающиеся волчки, которые запускают пусковыми механизмами. Мы покупали некоторые по 1500 Р за штуку, а сейчас дети не могут продать их даже за 200 Р
А еще дети портят тетради, грызут карандаши, теряют ручки и сменку, рвут колготки и пачкают рубашки в столовой. У меня в семье трое детей и ни одного чистюли. Нам пришлось купить сушильную машину за 30 тысяч рублей, потому что я не успевала гладить. К этому еще надо прибавить расходы на еду вне дома в школьное время, например покупку шавермы у школы. Походы со школьными друзьями в магазины за чипсами, газировкой и прочим выливаются по итогам месяца в приличные суммы — до 6 тысяч рублей.
Мои дети пользуются Tinkoff Junior, поэтому мне нетрудно посмотреть, сколько они потратили в прошлом учебном году на чипсы и газировку
Плюсы и минусы семейного обучения
Плюсов семейного обучения для меня пока больше, чем минусов. Например, нестандартная программа подошла моим детям больше обычной. У них появился интерес и желание учиться, а для меня это самое важное.
Раньше дети приносили ворох домашки, которую они не успели разобрать в школе. Если отнять время на дисциплину, проверку домашнего задания и опрос отличников — на новую тему в классе оставалось в среднем 10 минут, и дети не усваивали материал. Когда ребенок потратил время в школе, но не усвоил дополнительный материал — это дополнительные расходы нашего общего времени и денег на репетиторов, поскольку такие пробелы все равно приходилось закрывать.
Еще в нашей школе были плавающие смены. В первом классе все учились в первую смену, а со второго до четвертого класса — во вторую. Из-за этого рушился весь график тренировок.
Учеба во вторую смену начиналась около 12 часов дня. Домой дети приходили в 17:30 и сразу бежали на тренировку по скалолазанию. С тренировки возвращались в 21:00. На уроки оставалось только утро. К утру они мало что помнили из пройденного, а у меня не было времени тщательно проверять домашние задания.
С новой программой и новой формой обучения детям стало проще распределить нагрузку. Кроме учебы они свободно ходят и на кружки и секции. Старший сын ходит на скалолазание и на кэндо с младшим братом. Дочь ходит на скалолазание, фехтование и в художественную школу. Говорит, что хочет прорваться еще на пятиборье.
Кэндо — современное боевое искусство японского фехтования на бамбуковых мечах
Как ни странно, у меня стало больше контроля как у родителя. Я каждую неделю вижу отчеты и слежу за успеваемостью — с домашкой тоже не получается схитрить и увильнуть от проверки. В обычной школе собрания проводили только раз в четверть. С дистанционным обучением и куратором можно поймать и решить проблему оперативнее, чем в школе.
Минус только один — я боюсь итоговой аттестации и того, что не справлюсь с процессом контроля. У детей такого страха нет.
Как осуществить переход с УСН на ОСНО в 2020-2021 годах
УСН и ОСНО — настолько различные системы налогообложения, что их очень трудно сравнивать. ОСН предусматривает ведение полного бухучета с начислением и выплатой всех видов налогов. УСН допускает уплату минимального количества налогов.
Как перейти с УСН на ОСН? Переход с одного режима налогообложения (УСН) на другой (ОСН) возможен в следующих случаях:
Важно! Подавать уведомление о добровольном уходе с УСН нужно обязательно, так считает Минфин. Не сделав этого, нельзя начать применять общий режим налогообложения. Узнать, как складывается свежая судебная практика по этому вопросу, можно из аналитической подборки от К+, получив бесплатный доступ к системе.
Важно! Если просрочите или вообще не сдадите это уведомление, вас могут оштрафовать на 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ, письмо Минфина от 06.12.2017 № 03-11-11/81211). Для директора организации (главбуха или иного должностного лица) возможен также административный штраф от 300 руб. до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Что означает «слететь с упрощенки»?
«Слететь с упрощенки» — так в народе называют потерю права на применение УСН. Для этого нужно превысить как минимум один из показателей деятельности налогоплательщика:
Важно! С 2021 года превышение лимитов по доходу и численности не приводит к слету со спецрежима сразу. С 01.01.2021 действуют переходные положения, которые позволяют в такой ситуации сохранять право на упрощенку, пусть и на чуть менее выгодных условиях. Подробнее см. нашу статью.
При утрате права на применение УСН нужно рассчитать и уплатить налоги, используемые при ОСНО. Это делают по правилам, которые прописаны в НК РФ для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных ИП. Штрафы и пени за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором перешли на ОСНО, платить не придется.
В переходный период от УСН к ОСН придется определить:
Все эти показатели помогут при подсчете налогооблагаемых баз и самих налогов.
Как посчитать и уплатить налоги, а также сдать отчетность при утрате права на УСН, подробно разъясняется в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите его абсолютно бесплатно и переходите в материал.
Что делать, если налоговая сообщила о несоответствии условиям УСН, читайте здесь.
Переход с упрощенки на вмененку (до 01.01.2021)
Важно! С 2021 года режим в виде ЕНВД отменен.
Переход с УСН может быть не только на ОСН, но и на другие налоговые режимы, например, ЕНВД, если это соответствует осуществляемому виду деятельности (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Однако осуществить такой переход можно только с начала очередного года, поскольку добровольный отказ от УСН в течение налогового периода не допускается (п. 3 ст. 346.13 НК РФ). При этом о намерении применять ЕНВД в течение 5 первых рабочих дней года придется уведомить ИФНС (п. 3 ст. 346.28 НК РФ).
Перечень видов деятельности, к которым можно применять ЕНВД, устанавливает местная городская или районная власть. Она же принимает решение относительно величины ставки единого налога, которая зависит не от результатов ведения хоздеятельности, а от ее видов.
Перешедшие на вмененку организации так же, как и при УСН, обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию. Набор обязательных к уплате налогов для фирм и ИП при этом остается таким же, как и при УСН (платежи во внебюджетные фонды, НДФЛ), но налог УСН заменяется на налог ЕНВД.
Так же, как и при УСН, на ЕНВД не подлежат уплате налог на прибыль, налог на имущество (при отсутствии имущества, оцениваемого по кадастровой стоимости), НДС, но при наличии базы уплачиваются земельный, транспортный и водный налоги.
Налоговая база для ЕНВД расшифрована в ст. 346.29 НК РФ. К ней применяют корректировочные коэффициенты. Сумма налога за месяц образуется умножением налогооблагаемой базы на 15%. Единый налог уменьшают на суммы уплаченных страховых взносов — на 100% (ИП, работающие в одиночестве) или 50% (фирмы и ИП, нанимающие работников).
Особенности перехода с упрощенной системы налогообложения на общую: признаем доходы и расходы
Неоплаченную при УСН выручку нужно включить в состав доходов в 1-м месяце применения ОСН (подп. 1 п. 2 ст. 346.25 НК РФ, письмо ФНС РФ от 09.01.2018 № СД-4-3/6).
Все авансы, которые «упрощенец» получил до перехода с УСН на ОСНО, включают в налогооблагаемую базу по единому налогу. Это делают даже в том случае, если товары по авансам будут отгружены после перехода с УСН на общую систему налогообложения (подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ). Расходы по такой отгрузке уменьшат базу по налогу на прибыль (письмо Минфина от 28.01.2009 № 03-11-06/2/8).
В расходы при переходе с УСН на ОСНО (в первом месяце применения нового режима) включается неоплаченная задолженность по оказанным услугам (подп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ), невыплаченной зарплате и неуплаченным страховым взносам (письма Минфина РФ от 03.05.2017 № 03-11-06/2/26921, от 22.12.2014 № 03-11-06/2/66188).
НК РФ не связывает возможность отнесения к расходам по ОСН неоплаченных по УСН товаров, работ, услуг с применением того или иного объекта налогообложения УСН («доходы» или «доходы минус расходы»). То есть расходы, которые были понесены при применении УСН, в том числе с объектом «доходы», но оплачены после перехода на ОСНО, учитываются при расчете налога на прибыль. Споры вызывает порядок учета расходов на товары. Чтобы учесть расходы на них для УСН, товары должны быть не только оплачены, но и реализованы. Поэтому товары, которые были приобретены и оплачены при УСН, а проданы после перехода на ОСНО, высшие судьи разрешают учитывать в периоде их реализации, то есть при расчете налога на прибыль (письмо ФНС РФ от 09.01.2018 № СД-4-3/6, определение Верховного суда РФ от 06.03.2015 № 306-КГ15-289). Ранее Минфин высказывал иную позицию – расходы нужно учесть на дату перехода (письмо от 31.07.2014 № 03-11-06/2/37697). Теперь позиция ведомства совпадает с мнением Верховного суда (письма Минфина РФ от 14.11.2016 № 03-03-06/1/66457, от 22.01.2016 № 03-03-06/1/2227). Это особенно выгодно для тех, кто применял УСН с объектом «доходы», ведь до перехода на ОСНО они не могут воспользоваться расходами, чтобы уменьшить налог.
Если у налогоплательщика на УСН есть дебиторская задолженность, возвращение которой невозможно, то убытки от ее списания не учитываются. Ею нельзя уменьшить налоговую базу на УСН (ст. 346.16 НК РФ) и отнести ее к расходам на ОСН (подп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ) тоже не получится (письма Минфина от 20.02.2016 № 03-11-06/2/9909, от 23.06.2014 № 03-03-06/1/29799).
О порядке учета расходов при добровольном переходе с УСН на ОСН читайте в материале «С УСН на ОСН: подбиваем прошлогодние расходы».
Определение остаточной стоимости основных средств и НМА при переходе с УСН на ОСНО
Если переход на ОСНО упрощенец совершает в добровольном порядке с начала следующего года, то проблем с основными средствами не возникает. Купленное при УСН имущество списывается равными долями в течение налогового периода — года.
Если же переход с УСН произойдет до окончания года, в учете будет числиться остаток стоимости приобретенного ОС. При объекте «доходы минус расходы» этот несписанный в «упрощенные» расходы остаток стоимости имущества нужно перенести в налоговый учет на ОСНО как остаточную стоимость ОС (письмо Минфина РФ от 15.03.2011 № 03-11-06/2/34). При переходе на ОСНО с упрощенки с объектом «доходы» вы также вправе определить остаточную стоимость ОС (п. 3 ст. 346.25 НК РФ, п. 15 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018, письма Минфина от 14.06.2019 № 03-04-05/43643, ФНС от 30.07.2018 № КЧ-4-7/14643). Для этого из первоначальной стоимости объекта нужно вычесть расходы, которые могли бы быть понесены, если бы вы применяли объект «доходы минус расходы».
Примеры расчета остаточной стоимости ОС для каждого из указанных случаев можно посмотреть, получив бесплатный доступ к КонсультантПлюс.
В НК РФ есть норма о расчете остаточной стоимости ОС и НМА при переходе с УСН на ОСНО. Она касается объектов, которые были приобретены еще до применения УСН в период работы на ОСНО. То есть на ОСНО купили имущество, затем перешли на УСН, а потом вернулись на ОСНО. На дату возврата к налогу на прибыль налоговая остаточная стоимость ОС и НМА рассчитывается как разница между остаточной стоимостью этих объектов при переходе на УСН и расходами, списанными за период применения упрощенки (п. 3 ст. 346.25 НК РФ).
Подробнее об основных средствах см. в этой статье.
НДС при переходе с УСН на ОСНО
При прекращении применения УСН (независимо от причины этого прекращения) фирма или ИП становится плательщиком НДС и приобретает обязанность его начислять. В переходный период нужно принимать во внимание, когда поступили деньги. Если аванс за товар поступил до перехода на ОСНО, а его покупка произошла позднее, то начислять НДС нужно только на реализацию. В случае поступления аванса после перехода с УСН на ОСНО НДС исчисляют из суммы аванса, и начисляют на реализацию. При этом после отгрузки НДС с аванса можно включить в вычеты.
Подробнее о правилах возмещения НДС на упрощенке читайте в этой статье.
Начислять НДС при переходе с УСН нужно с начала квартала, в котором совершился переход на ОСНО, даже если это произошло в последний месяц квартала. Фирма должна рассчитать и уплатить налог в бюджет за весь квартал.
Счета-фактуры при переходе с УСН на ОСНО
Нужно обратить внимание на то, что переоформление счетов-фактур с включением в них НДС возможно только по тем отгрузкам, срок выставления которых (5 дней) истекает в том месяце, когда стал необходимым переход на ОСНО. Это регламентируется тем, что счета-фактуры со дня отгрузки выписывают именно в этот срок (п. 3 ст. 168 НК РФ). Подобные разъяснения дает и письмо ФНС от 08.02.2007 № ММ-6-03/95@. Если продавец утратит право на УСН, то НДС ему придется платить за счет собственных средств. Учесть эту сумму в расходах для налога на прибыль не получится (ст. 170, п. 19 ст. 270 НК РФ).
Некоторые арбитражные суды приходят к выводу о корректности переоформления счетов-фактур с выделением НДС с начала всего налогового периода по НДС, к которому относится утрата права на УСН (постановление ФАС Поволжского округа от 30.05.2007 № А12-14123/06-С29 поддержал и ВАС РФ в определении от 06.08.2007 № 9478/07).
Итоги
Перейти с УСН на общую систему налогообложения можно в добровольном порядке с начала нового года или при утрате права на упрощенку. В результате этого увеличится объем как бухгалтерского, так и налогового учета, а также количество уплачиваемых налогов.