что нужно сделать чтобы стать лучшим менеджером
Как стать хорошим менеджером? 4 способа восполнить пробел в навыках управления
Перевод статьи подготовлен специально для студентов курса «Team Lead 2.0».
Как стать хорошим менеджером и восполнить пробелы в навыках управления бизнесом?
На сегодняшний день многие недооценивают необходимость грамотного менеджмента в бизнесе. Менеджмент – это сложно. Не только для менеджера, но и для бизнеса.
Мы не всегда понимаем, насколько сложно перейти от выполнения работы к управлению ею.
Это самое большое изменение, которое происходит с человеком по мере его продвижения по карьерной лестнице. И слишком часто получается так, что хороший работник становится управленцем без необходимых навыков, желания и понимания.
Мы недооцениваем роль менеджеров в бизнесе. В Жизненном Цикле Развития Бизнеса есть три ключевых вопроса, которые компаниям необходимо решить:
Самые успешные компании имеют четко сформулированное определение того, кто такой хороший менеджер. Другие же компании просто говорят, «Вот люди, которым вы обязаны подчиняться.»
Три роли управления
Чтобы сформировать настоящую культуру управления, сначала необходимо понять реальную роль менеджмента. Если у вас есть менеджеры, преуспевающие в этих трех направлениях, вы можете смело рассчитывать на рост вашего предприятия.
1. Получение результатов: Эффективное управление приносит желаемые результаты требуемого качества в оговоренные сроки.
Почему управлять так сложно?
«90% людей рождаются хорошими работниками, 9% — хорошими управляющими. И только 1% людей рождаются настоящими лидерами.»
90% людей рождаются хорошими работниками: они просто талантливы в одной конкретной области и в нее вносят свой индивидуальный вклад. Они могут быть маркетологами, инженерами, бухгалтерами или другими специалистами.
Что происходит, если ты хорошо справляешься со своей работой? Ты получаешь повышение. Однако в большинстве случаев «повышение» приводит к управлению другими сотрудниками. Это не совсем законное повышение, здесь требуется уже совсем иной набор навыков.
Подумайте о своих лучших начальниках. Чего у них общего?
Каким должен быть и чем обладать хороший менеджер?
Хорошие навыки взаимодействия: Менеджеры знают, как общаться с людьми и им нравится этим заниматься.
Хорошая способность мотивировать: Менеджеры знают, что они – лишь канал, с помощью которого можно добиться больших результатов.
Менеджер – хороший преподаватель: Хорошие менеджеры не только раздают указания, но и обучают.
Умение делегировать: Хороший менеджер не будет просто делегировать то, что ему не нравится делать самому. Он будет делегировать своей команде те процессы, в которых его подопечные могут чему-то научиться.
Системный подход: Системы и процессы предполагают предсказуемый результат, и великие менеджеры умеют хорошо пользоваться этими инструментами.
Собранность: Менеджеры могут выполнять множество различных задач и совмещать несколько проектов одновременно.
Ответственность: Менеджеры знают, как привлечь других к ответственности, поскольку в первую очередь они сами очень ответственные.
Справедливость: Хороший менеджер объективен и принимает справедливые решения.
Умение слушать: Хорошие менеджеры прислушиваются к реальным потребностям своих сотрудников.
Организованность: Менеджеры организуют работу и действуют по плану.
Отличные навыки коммуникации: Великий менеджер – не обязательно самый харизматичный, но его речь всегда доступна и понятна.
Развитие подопечных: Если менеджер не занимается развитием своих сотрудников, вероятно, это не очень хороший менеджер.
Получать результат из работы других: В чем цель всего вышеперечисленного? Менеджеры получают результат командной работы.
А теперь представьте себе типичного инженера. Если инженер действительно квалифицированный, обязательно ли он обладает всеми вышеперечисленными навыками? Совсем нет. И в этом нет ничего страшного. Тем не менее, даже самый великий инженер нуждается в помощи, чтобы стать хорошим руководителем.
Управление + лидерство: Дано с рождения?
Вот почему управлять так сложно: только 9% людей способны стать управляющими, то есть они просто рождаются с природными способностями к управлению.
И еще меньше людей рождаются с природной способностью вести за собой. Только 1% людей с рождения имеют талант лидера.
Что, если кто-то не является прирожденным менеджером?
Значит ли это, что никто из 90% вашего окружения не может стать менеджером или лидером?
Конечно, нет. Если навыки управления и лидерства не приходят естественным образом, нужно дополнительно работать над этим.
Переход от индивидуальной деятельности к руководству – самый трудный переход, который приходится совершать в карьере. В результате многие работодатели будут направлять технических специалистов на обучение менеджменту в надежде, что менеджер из них все-таки получится. Здесь все не так просто.
Для большинства программ подготовки управляющих не сформулированы конкретно результаты обучения. Кроме того, не проводится никаких контрольных измерений, чтобы понять, насколько хорошо программа была усвоена.
Обучение менеджменту может сработать. Но работник должен к этому искренне стремиться. По этой причине, большинство сотрудников говорят «если ты перестал расти – пора уходить».
4 способа восполнить пробелы в управлении
Если вашему бизнесу не хватает культуры управления, есть 4 способа этот пробел восполнить:
Нанимайте внешних управляющих
Нанять менеджера извне – это первый шаг, на который стоит решиться компании с вышеупомянутой проблемой. Тем не менее, это опасно.
Многие компании продвигают в управляющие работников, у которых нет необходимых качеств. Наняв кого-то извне, вы можете легко наткнуться на такого человека, то есть на того, у кого есть «должность», но нет навыка.
Если вы нанимаете менеджеров со стороны, я рекомендую вам четко разделить роли, чтобы подобрать правильного человека. Здесь решающее значение имеет этап «тестирования» на наличие тех или иных профессиональных компетенций.
Развивать тех менеджеров, которые у вас уже есть
Самым простым вариантом может оказаться развитие тех ресурсов, что у вас уже имеются. Менеджерам необходим не только навык, но и желание заниматься управлением.
Навыки получить не так сложно, как действительно захотеть развиваться в эту сторону. Определите конкретную роль для менеджера и дайте ему себя показать. Не назначайте функции как придется. Постарайтесь определить какая роль больше подходит каждому конкретному человеку.
Найти менеджеров, которые скрываются в вашей компании
Хотя это и редкость, но найти менеджера «прячущегося» в организации, возможно. После того, как вы открыли вакансию менеджера на новом направлении, кто-то в вашей компании может сразу прийти вам на ум, как идеально подходящий на эту должность.
Вам следует быть осторожнее, поскольку вы вряд ли захотите, чтобы бухгалтер резко стал руководить программистами. Новая должность может стать вознаграждением не только для сотрудника, но и для всей компании.
Переосмыслите карьерную лестницу
Если вы хотите получить повышение, то единственный путь – это идти в управление? Эту философию можно переосмыслить.
Нет причин переводить лучших работников на новую должность, где они не будут преуспевать. Нет правил, говорящих, что менеджер должен зарабатывать больше, чем кто-то под ним в организационной структуре.
Только от вас, как от лидера, зависит культура управления. Смотрите на это проще: убедитесь, что вы правильно выбрали роль, и что у вас есть люди с необходимыми навыками и желанием, чтобы ее выполнять.
6 правил для успешного менеджера по продажам
В чем их секрет успешных менеджеров по продажам? Может, у них есть какие-то особенные навыки для достижения высоких результатов? Своим опытом делится эксперт в области продаж, бизнес-тренер и коуч-психолог Борис Френкель. Вот шесть правил, следуя которым вы сможете приносить прибыль своей компании.
Учитесь правильно выявлять потребности
Перед тем как что-то предлагать, нужно выявить потребность клиента. Это знают все менеджеры по продажам, но далеко не все умеют это делать. Поэтому часто их предложения не интересуют клиентов.
Чтобы выявить истинную потребность клиента, нужно задать правильные вопросы, которые не будут выглядеть как скучное анкетирование (пример «неправильных» вопросов: сколько человек в вашей компании? с каким поставщиком работаете?). Иначе у клиента пропадет желание разговаривать с вами, и он будет думать лишь о том, как скорее закончить беседу. Поэтому старайтесь поскорее переходить на вопросы, которые помогают выявить проблему. Например:
Насколько вас устраивает этот поставщик?
Бывают ли сбои при работе с его оборудованием?
Чем больше вопросов такого характера вы зададите, тем будет выше вероятность найти недостаток в работе с нынешним поставщиком и, соответственно, выявить потребность клиента. А после рассказать, как ваша компания решает этот вопрос и предложить свое решение.
В этом случае ваше предложение будет максимально интересно клиенту, потому что предварительно вы правильными вопросами вскрыли реальную проблему.
Рассказывайте о кейсах ваших клиентов
После выявления «боли» клиента расскажите, как другой заказчик решил аналогичную проблему с вашей помощью. Описывайте кейс так, чтобы потенциальный клиент смог увидеть, насколько лучше пойдут дела, если он воспользуется вашим предложением.
Отслеживайте и корректируйте свое внутреннее состояние
Менеджеры часто делают слишком большой упор на скрипты. Особенно это заметно в продажах по телефону. И как только потенциальный клиент понимает, что на его реплики следуют ответы из скрипта, он теряет желание общаться. Чтобы этого избежать, следуйте скрипту, но подключите эмоции. У человека должно появиться ощущение, что вы ведете диалог, а не опираетесь на инструкции, разработанные специально, чтобы «впарить» ему продукт.
Отслеживайте, что именно вы транслируете своей интонацией при продаже по телефону. А если продаете вживую, определите, какие эмоции передаете своей мимикой, позой и жестами. Не будьте роботом, слепо идущим по скрипту — это отбивает у потенциальных клиентов желание общаться.
Дайте человеку высказать свою точку зрения
Распространенная ситуация: потенциальный клиент рассказывает о своих сомнениях, а менеджер, который много раз эти возражения слышал, перебивает собеседника и начинает их обработку. Это создает совершенно ненужную напряженность в общении: клиент испытывает негативные эмоции в связи с тем, что ему не дали высказаться. У него появляется ощущение, что ему просто пытаются «впарить» продукт. Клиент вряд ли прислушается к менеджеру по продажам, который его перебивает, даже если продукт будет реально полезным.
Дайте человеку высказаться, выпустить пар, и лишь после этого приступайте к отработке возражений, даже если сразу поняли, что он хотел сказать. Используйте принципы активного слушания. Для этого действительно внимательно слушайте клиента и делайте короткие комментарии: «да, я вас понимаю, так».
Не демонстрируйте сильное желание продать
Потенциальный клиент никогда не купит что-то просто потому, что вы хотите ему это продать. Он купит только в том случае, если поймет, что предложение может закрыть какую-то его потребность. И если в процессе общения он почувствует, что вам очень важно продать свой продукт, то, скорее всего, не воспользуется предложением. Ваше желание может сказать ему, что у вас нет клиентов и продукт никому не нужен. Поэтому отпустите ситуацию: смиритесь с тем, что потенциальный клиент может отказать на любом этапе переговоров.
Желание продать особенно усиливается, когда после успешных предварительных договоренностей клиент вдруг начинает сомневаться. В такой ситуации многие менеджеры чувствуют себя так, словно сделка уходит сквозь пальцы. Они пытаются во что бы то ни стало убедить клиента воспользоваться их предложением, а тот чувствует себя так, словно его взяли за рубашку, трясут и говорят: «Давай-давай! Купи мой продукт!».
Так что будьте готовы попрощаться с потенциальным клиентом на любом этапе переговоров. Когда он увидит вашу умеренную заинтересованность в продаже, то почувствует, что у вас есть другие заказчики, а, значит, предложение не лишено смысла.
Ведите крупных клиентов «вдолгую»
Часто бывает, что менеджер по продажам общается с крупным клиентом, которому интересно предложение, но тот пока не может согласиться на сделку — компания крупная и решение зависит не только от него. Многие сотрудники в таких ситуациях не знают, как дальше выстраивать контакт с клиентом, из-за чего его теряют.
В моей практике был случай, когда я долго общался с крупным потенциальным клиентом, и лишь через три года мне удалось заключить с ним абонентскую сделку на миллион рублей в месяц. Что я для этого делал? Просто поддерживал контакт с лицом, принимающим решения (ЛПР). Звонил, спрашивал, как у него дела, и при этом демонстрировал, что моя компания процветает, к нам приходят новые клиенты. Конечно, это важно делать не в лоб, а как бы между прочим. Таким образом, я один раз в месяц или в два месяца давал о себе знать и когда клиент и его партнеры «созрели», они сами инициировали возврат к обсуждению моего предложения.
Борис Френкель Эксперт по продажам, бизнес-тренер
Гуру продаж: как стать менеджером по продажам и добиться успеха в карьере
Примерно каждая третья вакансия на HR-порталах связана с продажами. На каждую из них приходится всего 2,4 соискателя — для сравнения, у юристов конкуренция в 4 раза выше. Рынок труда не перенасыщен менеджерами по продажам, и работодатели охотно принимают соискателей без опыта. Но остаются в компании только лучшие. А что нужно, чтобы стать хорошим продавцом?
Что нужно для получения работы в продажах
Образование
Согласно опросу портала «Моё образование», 55% респондентов получили работу менеджера по продажам, имея лишь среднее профессиональное образование. Профильное высшее может пригодиться скорее в узконаправленных сферах продаж.
Максим Сундалов, директор online-школы английского языка EnglishDom:
– Институтские знания требуются не столько в области продаж, сколько в области товара или услуги, которые и являются предметом сделки. Если продаете стройматериалы, то желательно иметь строительное образование. Если медицинское оборудование — базовые знания в медицине.
Ещё нужны хотя бы минимальные экономические и юридические знания — их можно получить на специальных курсах. Впрочем, в редких случаях обучение вовсе не требуется. Вот как можно стать менеджером по продажам с нуля:
Любовь Горбунова, партнёр «ШАГ Консалтинг»:
– В одной клиентской компании мы столкнулись с сильным руководителем розничной сети, который выделялся энергетикой и умом. Компания процентов на 70 была обязана ему своими коммерческим результатами. Мы поинтересовались, какое у него образование. «А никакого. После школы я поступил в политех, но на втором курсе бросил его, переехал в Москву и стал работать в продажах». Через пару лет после этого разговора он стал гендиректором.
Необщительному человеку продажами лучше не заниматься. Подготовиться к звонку и поговорить с клиентом для него — целое испытание. А коммуникабельный сотрудник всё делает легко и быстро. Это важно, так как, по данным Harvard Business Review, у менеджеров, которые отвечают клиенту в течение часа, продажи в семь раз выше.
Андрей Гусаков, директор по стратегическому маркетингу Dataforum LLC:
– Как слепой не может быть ювелиром, так и менеджер с постным лицом не может быть хорошим продажником. Обычно такие увольняются сами. Могут в середине дня исчезнуть из офиса и прийти только за трудовой книжкой. В моей практике был и такой случай: менеджер просунул под дверь пропуск и ценные документы с запиской, где просил нас не ждать его возвращения.
Настойчивость
Еще одна простая истина о том, как стать хорошим продажником, гласит: не бойтесь названивать клиентам. По исследованиям компании TOPO, при «холодном» обзвоне отказывают 97 человек из 100. А чтобы найти нужного человека в конкретной компании, приходится сделать около 18 звонков!
Главное здесь — не забыть о клиенте, которому вы никак не можете дозвониться. Особенно, когда таких клиентов не 5, а 35. Эту задачу помогают решать CRM-системы. Это программы, которые позволяют управлять задачами и вовремя напоминают, кому перезвонить, кому отправить договор и когда выехать на встречу. Кроме того, чтобы облегчить работу со звонками, в CRM можно настроить скрипты для каждого этапа продажи. Менеджер открывает карточку сделки и сразу видит, что он должен спросить у клиента, какой дополнительный товар или услугу ему предложить.
Так выглядят рекомендации для менеджера в карточке сделки SalesapCRM
Многозадачность
Исследования Американской психологической ассоциации показали, что постоянное переключение между задачами может стоить продажнику до 40% результативности. Но как тогда стать хорошим менеджером по продажам, учитывая, что приходится совмещать 10 видов деятельности: звонить и фиксировать полученные данные, ездить на встречи и оформлять договоры, составлять отчеты, присутствовать на совещаниях, разрабатывать стратегию продаж? Решение можно найти в IT для бизнеса. Например, CRM-системы берут на себя часть задач сотрудников, а значит, экономит их время и силы:
Хотите прокачать отдел продаж?
Внедрите CRM-систему S2!
Менеджеры будут в 6 раз быстрее составлять документы, начнут экономить до 30% времени и продавать на 50% больше!
Способность слушать клиента
Продажник, как хороший психолог, должен уметь слушать клиента, определять его «боль» и объяснять, как его продукт её «вылечит».
Елена Сычевая, коуч, предприниматель, владелец консалтинговой компании:
– Менеджер должен обладать эмпатией, уметь настроиться на волну клиента, понять его потребности и боль. А чтобы сформулировать грамотное предложение, необходимо прежде всего задавать правильные вопросы.
Как менеджеру по продажам добиться успеха
Все перечисленные качества помогут стать хорошим продажником, но это только базис. Профи продаж никогда не стоят на месте.
Постоянно учиться
Согласно отчёту Highspot, коммерчески успешные компании обучают сотрудников в два раза чаще конкурентов. При этом успеха в карьере добиваются те менеджеры, которые учится в 1,5-2 раза больше коллег. Хотите быть впереди? Учитесь!
Алексей Зыков, гендиректор компании по производству спортивно-развлекательного оборудования «Цари Спарты»:
– В нашей компании внедрена система корпоративного обучения, в рамках которой менеджеры изучают рынок. Они на себе испытывают спортивно-развлекательное оборудование и новинки индустрии, осваивают технологии и инструменты продаж, участвуют в отраслевых семинарах, посещают выставки и консультируются с корпоративными психологами.
Андрей Гусаков, директор по стратегическому маркетингу Dataforum LLC:
– Новые практики хорошо оттачиваются на курсах, у которых прикладной диапазон шире системы вузовского образования. Я работал с выдающимся продажником с редким даром продать что угодно и кому угодно, причём быстро. Но когда он прошёл 90-часовой курс по менеджменту делового оборота, его продажи увеличились еще в несколько раз!
Нарабатывать опыт
Эксперты считают, что о качестве менеджера можно говорить лишь после 3 лет работы, когда он столкнется с разными ситуациями и научится с ними справляться. А чтобы по итогу этих трех лет показать действительно высокие результаты, мы рекомендуем изначально устроиться в крупную компанию, где уже есть отлаженная система обучения и наставничества.
Посудите сами, какой опыт ценнее: если вы будете 3 года работать в ларьке мороженого или всё это время посвятите сделкам с недвижимостью в крупном агентстве? В первом случае вы только выручку считать научитесь и выучите ассортимент мороженого. Зато если устроиться риэлтором и получить опытного наставника, то за три года можно научиться не только продавать квартиры и дома, но главное — вести переговоры с клиентами разного уровня, быть гибким и находить решения проблем, работать с государственными и финансовыми учреждениями и выучить законы. Всему этому в теории не научишься. Только опыт сделает вас хорошим специалистом.
Выполнять KPI и работать за процент
Зарплата менеджеров состоит из оклада и процентов от продаж. Во многих компаниях при начислении зарплаты учитывается ещё и личная эффективность (KPI) по разным направлениям:
Дмитрий Михайлов, директор отдела продаж online-гипермаркета «КотоФото»:
– Грамотная система премирования — гарантия того, что менеджеры будут выкладываться на максимум, прокачивать навыки и увеличивать свой доход. При установке плановых значений следует помнить, что они должны быть достижимы, иначе вместо менеджеров, которые верят в свои силы и перевыполняют план, вы получите работников, которые ничего не делают, потому что «план всё равно не выполнить».
Подстраиваться под стратегию продаж
Опытный специалист знает, как стать успешным менеджером по продажам — надо подстраиваться под стратегию продаж, которую руководитель меняют вслед за запросами клиентов. А запросы могут меняться часто.
Андрей Гусаков, директор по стратегическому маркетингу Dataforum LLC:
– Я всегда запрещал и буду запрещать звонить клиентам третий раз, если на два предыдущих обращения получены отказы. Это значит, что стратегия устарела, и пора готовить новую. Хорошо «работают» резкие изменения в позиционировании. Например, официальный тон диалога можно изменить на более дружественный и наоборот. Можно передать клиента другому менеджеру с противоположными личными, гендерными, возрастным и эмоциональными характеристиками. Тоже помогает.
Автоматизировать работу при помощи CRM
В списке самых эффективных инструментов повышения продаж на первом месте стоит CRM-система. Она позволяет менеджерам по продажам быстро получать доступ к данным о клиенте и истории общения с ним, выполнять все задачи в срок, фиксировать все пожелания клиента и продавать больше. А еще CRM «подсказывает» менеджерам, что нужно сделать или сказать клиенту на каждом этапе сделки, что отметить в карточке и даже создает бухгалтерские документы.
Кроме того, CRM-система — это отличный инструмент для руководителя.
Елена Кисель, партнёр «ШАГ Консалтинг»:
– Руководитель отдела продаж видит в CRM-системе, кто работает, а кто — «сачкует». В одной из наших знакомых компаний после внедрения CRM сократили 30-40% продажников, которые работали хуже других. Даже без них работа в системе позволила увеличить объем продаж на 40-50%.
Мы перечислили лишь основные нюансы того, как стать успешным продавцом. Хотите больше? Воспользуйтесь возможностями современной облачной CRM SalesapCRM и зарегистрируйтесь в несколько кликов.
Автор: Мария Степанова
Помогаем эффективнее управлять бизнесом
Оцените статью по пятибалльной шкале
Средняя оценка 2.2 / 5. Количество оценок: 5