что нужно сделать чтобы повысить кпд теплового двигателя
СВЕЖИЙ НОМЕР
Новости ИР
Наши лауреаты
ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»
О перспективе увеличения КПД поршневых тепловых машин
По всей планете ученые и изобретатели ищут новые подходы к созданию мощных, экономичных и экологических моделей тепловых машин, однако, эти поиски пока не увенчались успехом. Общим технологическим недостатком известных тепловых машин (паровые поршневые двигатели, двигатели внутреннего сгорания, газовые и паровые турбины, ракетные двигатели) является необходимость передачи в окружающую среду большей части тепла, подведенного в цикл тепловой машины, поэтому они имеют низкий КПД и экономичность.
Напомню читателю, что газ или пар (рабочее тело) при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, в результате принудительного сжатия, например, в цилиндре при помощи поршня рабочее тело нагревается, а во время расширения охлаждается. Однако, при расширении газа в пустоту (вакуум) его температура не меняется, потому что в процессе этого расширения внутренняя энергия газа не расходуется на совершение работы. Следует еще отметить, что только обратимые термодинамические процессы являются наиболее экономичными и приводят к максимальному значению термического коэффициента полезного действия тепловых двигателей.
Обратимый процесс (то есть равновесный) – термодинамический процесс, который может проходить как в прямом, так и в обратном направлении, проходя через одинаковые промежуточные состояния. При этом система возвращается в исходное состояние без затрат энергии, а в окружающей среде не происходит микроскопических изменений. Естественно, что такой цикл работы тепловой машины осуществить в реальности невозможно, но можно проводить процессы в разных направлениях. Если нагревание и расширение рабочего тела считать прямым термодинамическим процессом, то его охлаждение и сжатие можно назвать обратным.
В известных поршневых тепловых машинах (паровые двигатели, ДВС) используется процесс, который проходит только в прямом направлении, да и то не в полной мере. Например, отработавший пар в паровых двигателях под сравнительно высоким давлением выпускается напрямую в атмосферу или поступает в специальный конденсатор (холодильник). Остаточное тепло, отведенное из конденсатора, может быть использовано для обогрева помещений или транспортных средств, а также для предварительного подогрева воды, поступающей в котел двигателя. Однако во время выпуска пара безвозвратно тратится часть энергии на преодоление сопротивления давления окружающей среды. Кроме того, происходит охлаждение цилиндра и поршня, что также приводит к потере тепловой энергии, так как при дальнейшей работе двигателя значительное количество теплоты затрачивается на нагрев вышеназванных деталей.
Я считаю, что если производить тепловые машины, использующие в цикле работы не только прямой, но и обратный термодинамический процесс, то удастся сэкономить 20-30% топлива и значительно уменьшить количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. У меня возник ряд технических решений, с которыми я хочу ознакомить читателей.
1. Регенеративный преобразователь энергии газообразного теплоносителя в механическую работу.
Устройство содержит (Рис. 1,2,3) цилиндр 1 с поршнем 2, шарнирно связанным посредством приводного механизма 3 с коленчатым валом 4, на котором установлен маховик 5. Полость цилиндра 1 соединена с источником газообразного теплоносителя (на рис. не показан) посредством входной трубы 6 с клапаном 7. В нижней части цилиндра 1 выполнено выпускное окно 8, которое посредством патрубка 9 соединяется с полостью камеры 10 охладителя, отвод теплоты из которой производится при помощи теплообменника 11. Данная камера соединяется с атмосферой при помощи выхлопной трубы 12 через клапан 13 сброса.
Преобразователь работает следующим образом. Цикл работы имеет два такта – расширение и сжатие, которые осуществляются во время хода поршня от верхней мертвой точки (ВМТ) к нижней мертвой точке (НМТ) и обратно. Допустим, что источником горячего теплоносителя является резервуар, заполненный рабочим телом, в качестве которого используется горячий сжатый воздух. Когда поршень 2 находится в ВМТ, открывается впускной клапан 7, сжатый воздух поступает в полость цилиндра 1 и оказывает давление на поршень 2, который двигается вниз, приводя во вращение коленчатый вал 4 с маховиком 5 посредством приводного механизма 3 (Рис.1). В это время при помощи теплообменника 11 продолжается отвод теплоты от рабочего тела, который находится в камере охладителя 10 после окончания предыдущего цикла. При приближении поршня 2 к НМТ впускной клапан 7 закрывается, а при дальнейшем движении поршня 2 открывается окно 8, которое перекрывалось ранее корпусом поршня.
Затем сжатый воздух через открытое окно 8 и через патрубок 9 направляется в полость камеры 10 охладителя и продолжает там расширяться. Следует заметить, что объем данной камеры рассчитан на полное расширение рабочего тела, находящегося в полости цилиндра 1 в сжатом состоянии. Сначала горячий воздух расширяется в вакуум, который образуется к этому времени в полости камеры охладителя, поэтому температура внутри данной термодинамической системы остается почти неизменной.
Когда давление в полости камеры 10 охладителя становится выше атмосферного давления, открывается клапан 13 сброса (Рис.2), через который осуществляется выброс охлажденного воздуха в атмосферу через выхлопную трубу 12. В ходе этого процесса часть тепловой энергии расходуется на преодоление сопротивления давления окружающей среды, однако, большая часть теплоты остается в системе. В то время, когда давление в полости камеры 10 охладителя становится равным атмосферному давлению, клапан 13 сброса закрывается. Далее, за счет вращения коленчатого вала при помощи маховика 5 поршень 2 движется от НМТ к ВМТ, поэтому окно 8 перекрывается корпусом поршня, а тепло, которое остается в камере 10 охладителя, начинает отводиться от оставшегося там воздуха при помощи теплообменника 11. Во время приближения поршня 2 к ВМТ температура рабочего тела в камере 10 охладителя понижается, а горячий воздух, оставшийся в цилиндре 1, сжимается поршнем 2 в верхней части цилиндра, поэтому он нагревается (Рис. 3). Степень сжатия рассчитывается так, что температура рабочего тела к концу такта становится приблизительно равной температуре воздуха во впускной трубе 6. Во время нахождения поршня в ВМТ открывается впускной клапан 7 и цикл повторяется.
Таким образом, в данном устройстве осуществляется не только прямой, но и обратный термодинамический процесс, в результате чего в полости камеры охладителя (холодильника) образуется вакуум, за счет которого в термодинамической системе сохраняется большое количество теплоты, часть которой регенерируется и используется для нагрева основных деталей устройства. Кроме того, при помощи теплообменника из системы отводится много тепла (в разы больше, чем в традиционном двигателе), которое можно использовать для обогрева помещений и предварительного прогрева рабочего тела.
2. Компаундный двигатель внутреннего сгорания с регенерацией теплоты.
Для увеличения КПД тепловых машин ученые и изобретатели предлагают использовать цикл с продолженным расширением, что позволяет значительно повысить степень расширения продуктов сгорания по сравнению со степенью сжатия рабочего тела. Для осуществления данного цикла советуют использовать компаундные двигатели (англ. compound– составной), которые имеют два (или более) рабочих цилиндра разного диаметра. Например, на выставке «EngineEXPO 2009» британская фирма «IlmorEngineering» представила публике трехцилиндровый компаундный ДВС, в котором инженеры задействовали классическую схему работы двигателя с продолженным расширением. Два крайних цилиндра такого устройства работаю по обычному четырехтактному циклу, средний (расширительный) имеет больший диаметр, чем крайние, а его поршень совершает рабочий ход за счет остаточного давления отработавших газов в малых цилиндрах. Я считаю, что автор идеи и разработчики данной конструкции допустили ошибку, установив в расширительном цилиндре выпускные клапаны. В данном устройстве во время выпуска отработавших газов остывают не только расширительный цилиндр и его поршень, охлаждаются соединительные патрубки, а это ведет к большим потерям тепловой энергии. Уверен, что по этой причине инженерам фирмы не удалось достичь поставленной цели – создать двигатель, у которого коэффициент полезного действия значительно выше, чем у традиционного ДВС, думаю, что поэтому до сих пор не налажено массовое производство такого устройства.
Я нашел конструктивное решение, которое позволит в значительной степени повысить тепловое КПД двигателей такого типа. Устройство содержит (Рис. 4,5,6,7) рабочий цилиндр 1 с поршнем 2, расширительный цилиндр 3 с поршнем 4, рабочий цилиндр 5 с поршнем 6, коленчатый вал 7 отбора мощности, с которым связаны поршни 2, 4 и 6 при помощи, например, шатунов, соответственно, 8, 9 и 10. При этом вал 7 выполнен со смещением колен рабочих цилиндров 1 и 5 на 180º относительно колена расширительного цилиндра 3 для установки поршней 2 и 6 в противофазе с поршнем 4. Поршни 2 и 6 установлены синфазно, что позволяет осуществлять в рабочих цилиндрах 1 и 5 четырехтактный рабочий процесс ДВС со сдвигом по тактам относительно друг друга на 360º угла поворота коленчатого вала 7. Рабочие цилиндры 1 и 5 снабжены впускными клапанами 11 и 12 и выпускными клапанами 13 и 14. Расширительный цилиндр 3 связан с рабочими цилиндрами 1 и 5 посредством перепускных каналов, соответственно, 15 и 16 с установленными в них перепускными клапанами 17 и 18. Устройство содержит также камеру 19 охладителя с теплообменником 20, которая соединена с расширительным цилиндром 3 посредством соединительного канала 21 и окна 22, выполненного в нижней части расширительного цилиндра 3. Кроме того, камера 19 охладителя связана с атмосферой при помощи выхлопной трубы 23 с установленным в ней клапаном 24 сброса.
Двигатель работает следующим образом. В то время, когда в одном из рабочих цилиндров, например, в цилиндре 1 заканчивается такт «рабочий ход», а в рабочем цилиндре 5 подходит к концу такт «впуск», в верхней части расширительного цилиндра 3 и перепускном канале 15 посредством поршня 4 осуществляется сжатие оставшихся там горячих продуктов горения (Рис. 4). Степень сжатия в расширительном цилиндре рассчитывается таким образом, чтобы температура газа в конце такта сжатия была приблизительно равной температуре рабочего тела в рабочем цилиндре 1 в конце такта расширения. Когда поршни 2 и 6 рабочих цилиндров приближаются к НМТ, впускной клапан 12 рабочего цилиндра 5 закрывается, а выпускной клапан 13 рабочего цилиндра 1 открывается (Рис. 5). Далее, в рабочем цилиндре 5 начинается такт «сжатие», а продукты горения из рабочего цилиндра 1 перепускаются в полость расширительного цилиндра 3 через выпускной клапан 13, перепускной канал 15 и перепускной клапан 17, в результате давление внутри данных цилиндров уравновешивается. Так как диаметр расширительного цилиндра больше диаметра рабочего цилиндра, сила давления на поршень 4 оказывается большей, чем сила давления на поршень 2. Поэтому поршень 4 расширительного цилиндра под действием этой силы движется к НМТ, вращая при помощи шатуна 9 коленчатый вал 7, при этом в рабочем цилиндре 5 происходит такт «сжатие»
Следует заметить, что во время работы двигателя от продуктов горения, находящихся в полости камеры 19 охладителя, постоянно отводится тепло посредством теплообменника 20, в результате чего в камере происходит сжатие и разрежение газов (образуется вакуум). Когда поршень 4 начинает приближаться к НМТ, открывается окно 22, которое ранее перекрывалось корпусом последнего (Рис. 6). Через это окно и соединительный канал 21 продукты горения проникают в полость камеры 19 охладителя, продолжая там расширяться (происходит расширение газа в пустоту). Как только давление внутри камеры становится выше атмосферного давления, открывается клапан 24 сброса, через который в выхлопную трубу 23 выбрасываются отработавшие газы.
При достижении равности давлений внутри и снаружи камеры 19 охладителя клапан 24 сброса закрывается, поршень 4 начинает двигаться к ВМТ и перекрывает своим корпусом окно 22, выпускной клапан 13 и перепускной клапан 17 закрываются, а впускной клапан 11 рабочего цилиндра 1 и перепускной клапан 18 открываются (Рис. 7). При дальнейшей работе двигателя в рабочем цилиндре 5 осуществляется такт «рабочий ход», в рабочем цилиндре 1 – такт «впуск», а продукты горения, оставшиеся в расширительном цилиндре 3 начинают сжиматься поршнем 4 в верхней части данного цилиндра и в перепускном патрубке 18.
Далее цикл повторяется с участием рабочего цилиндра 5, как источника остаточного давления.
Такой двигатель можно строить на основе существующего четырехцилиндрового ДВС путем его модификации, которая заключается в том, что полости средних цилиндров соединяются между собой при помощи канала 1 (Рис. 8). Свечи зажигания и выпускные клапаны из данных цилиндров удаляются, а в нижней их части выполняется как минимум одно окно 2, которое посредством соединительного канала 3 подключается к камере охладителя 4. Главным отличием этих двигателей от существующих тепловых машин является то, что в них имеется устройство, при помощи которого осуществляется утилизация тепловой энергии, которая обычно выбрасывается в атмосферу вместе с отработавшим рабочим телом.
ДВС такой конструкции работает в обычном четырехтактном режиме с той разницей, что выпуск продуктов горения из цилиндра 1 осуществляется в полость камеры охладителя 6 через выпускной клапан 4 и соединительный канал 5. Так как в камере охладителя установлен теплообменник 7, от газов, находящихся в камере охладителя, постоянно отводится тепло, продукты горения охлаждаются и за счет этого сжимаются. В результате данного процесса в полости последней образуется вакуум, поэтому в такте «выпуск» происходит расширение газов в пустоту.
Такое конструктивное решение позволит в значительной мере увеличить тепловой КПД установки.
На основе вышеописанных устройств можно производить мини-ТЭЦ, которым найдется широкое применение. Такие энергетические установки можно будет размещать, например, в станциях для зарядки электромобилей, а также использовать их для обеспечения электроэнергией и теплом небольших поселков микрорайонов. Главное, что в этом случае значительно снизится прямой выброс теплоты и вредных веществ в атмосферу, а также уменьшится потребление горючего.
Способы повышения КПД тепловых двигателей, экономмии энергетических ресурсов
Коэффициент полезного действия (КПД) теплового двигателя.Невозможность полного превращения внутренней энергии газа в работу тепловых двигателей обусловлена необратимостью процессов в природе. Если бы тепло могло самопроизвольно возвращаться от холодильника к нагревателю, то внутренняяэнергия могла бы быть полностью превращена в полезную работу с помощью любого теплового двигателя.
Согласно закону сохранения энергии работа, совершаемая двигателем, равна:
Так как у всех двигателей некоторое количество теплоты передается холодильнику, то η
Формула (13.19) дает теоретический предел для максимального значения КПД тепловых двигателей. Она показывает, что тепловой двигатель тем эффективнее, чем выше температура нагревателя и ниже температура холодильника. Лишь при температуре холодильника, равной абсолютному нулю, η=1.
Но температура холодильника практически не может быть ниже температуры окружающего воздуха. Повышать температуру нагревателя можно. Однако любой материал (твердое тело) обладает ограниченной теплостойкостью, или жаропрочностью. При нагревании он постепенно утрачивает свои упругие свойства, а при достаточно высокой температуре плавится.
Сейчас основные усилия инженеров направлены на повышение КПД двигателей за счет уменьшения трения их частей, потерь топлива вследствие его неполного сгорания и т. д. Реальные возможности для повышения КПД здесь все еще остаются большими. Так, для паровой турбины начальные и конечные температуры пара примерно таковы: T1≈800 K и T2≈300 K. При этих температурах максимальное значение коэффициента полезного действия равно:
Коэффициент полезного действия (КПД)
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
КПД: понятие коэффициента полезного действия
Представьте, что вы пришли на работу в офис, выпили кофе, поболтали с коллегами, посмотрели в окно, пообедали, еще посмотрели в окно — вот и день прошел. Если вы не сделали ни одного дела по работе, то можно считать, что ваш коэффициент полезного действия равен нулю.
В обратной ситуации, когда вы сделали все запланированное — КПД равен 100%.
По сути, КПД — это процент полезной работы от работы затраченной.
Вычисляется по формуле:
Формула КПД
η = (Aполезная/Aзатраченная) * 100%
η — коэффициент полезного действия [%]
Aполезная — полезная работа [Дж]
Aзатраченная — затраченная работа [Дж]
Есть такое философское эссе Альбера Камю «Миф о Сизифе». Оно основано на легенде о неком Сизифе, который был наказан за обман. Его приговорили после смерти вечно таскать огромный булыжник вверх на гору, откуда этот булыжник скатывался, после чего Сизиф тащил его обратно в гору. То есть он делал совершенно бесполезное дело с нулевым КПД. Есть даже выражение «Сизифов труд», которое описывает какое-либо бесполезное действие.
Давайте пофантазируем и представим, что Сизифа помиловали и камень с горы не скатился. Тогда, во-первых, Камю бы не написал об этом эссе, потому что никакого бесполезного труда не было. А во-вторых, КПД в таком случае был бы не нулевым.
Полезная работа в этом случае равна приобретенной булыжником потенциальной энергии. Потенциальная энергия прямо пропорционально зависит от высоты: чем выше расположено тело, тем больше его потенциальная энергия. То есть, чем выше Сизиф прикатил камень, тем больше потенциальная энергия, а значит и полезная работа.
Потенциальная энергия
Еп = mg
Еп — потенциальная энергия [Дж]
g — ускорение свободного падения [м/с^2]
На планете Земля g ≃ 9,8 м/с^2
Затраченная работа здесь — это механическая работа Сизифа. Механическая работа зависит от приложенной силы и пути, на протяжении которого эта сила была приложена.
Механическая работа
А = FS
A — механическая работа [Дж]
F — приложенная сила [Н]
И как же достоверно определить, какая работа полезная, а какая затраченная?
Все очень просто! Задаем два вопроса:
В примере выше процесс происходит ради того, чтобы тело поднялось на какую-то высоту, а значит — приобрело потенциальную энергию (для физики это синонимы). Происходит процесс за счет энергии, затраченной Сизифом — вот и затраченная работа.
КПД в механике
Главный секрет заключается в том, что эта формула подойдет для всех видов КПД.
η = (Aполезная/Aзатраченная) * 100%
η — коэффициент полезного действия [%]
Aполезная — полезная работа [Дж]
Aзатраченная — затраченная работа [Дж]
Дальше мы просто заменяем полезную и затраченную работы на те величины, которые ими являются.
Давайте разберемся на примере задачи.
Задача
Чтобы вкатить санки массой 4 кг в горку длиной 12 метров, мальчик приложил силу в 15 Н. Высота горки равна 2 м. Найти КПД этого процесса. Ускорение свободного падения принять равным g ≃9,8 м/с^2
Запишем формулу КПД.
η = (Aполезная/Aзатраченная) * 100%
Теперь задаем два главных вопроса:
Ради чего все это затеяли?
Чтобы санки в горку поднять — то есть ради приобретения телом потенциальной энергии. Значит в данном процессе полезная работа равна потенциальной энергии санок.
Потенциальная энергия
Еп = mgh
Еп — потенциальная энергия [Дж]
g — ускорение свободного падения [м/с^2]
На планете Земля g ≃9,8 м/с^2
За счет чего процесс происходит?
За счет мальчика, он же тянет санки. Значит затраченная работа равна механической работе
Механическая работа
А = FS
A — механическая работа [Дж]
F — приложенная сила [Н]
Заменим формуле КПД полезную работу на потенциальную энергию, а затраченную — на механическую работу:
η = Eп/A * 100% = mgh/FS * 100%
η = 4*9,8*2/15*12 * 100% = 78,4/180 * 100% ≃ 43,6 %
Ответ: КПД процесса приблизительно равен 43,6 %
Онлайн-курсы физики в Skysmart не менее увлекательны, чем наши статьи!
КПД в термодинамике
В термодинамике КПД — очень важная величина. Она полностью определяет эффективность такой штуки, как тепловая машина.
Схема теплового двигателя выглядит так:
У теплового двигателя обязательно есть нагреватель, который (не может быть!) нагревает рабочее тело, передавая ему количество теплоты Q1 или Qнагревателя (оба варианта верны, это зависит лишь от учебника, в котором вы нашли формулу).
Оставшееся количество теплоты Q2 или Qхолодильника отводится к холодильнику, после чего возвращается к нагревателю и процесс повторяется.
КПД такой тепловой машины будет равен:
КПД тепловой машины
η = (Aполезная/Qнагревателя) * 100%
η — коэффициент полезного действия [%]
Aполезная — полезная работа (механическая) [Дж]
Qнагревателя — количество теплоты, полученное от нагревателя[Дж]
Если мы выразим полезную (механическую) работу через Qнагревателя и Qхолодильника, мы получим:
A = Qнагревателя — Qхолодильника.
Подставим в числитель и получим такой вариант формулы.
КПД тепловой машины
η = Qнагревателя — Qхолодильника/Qнагревателя * 100%
η — коэффициент полезного действия [%]
Qнагревателя — количество теплоты, полученное от нагревателя[Дж]
Qхолодильника — количество теплоты, отданное холодильнику [Дж]
А возможно ли создать тепловую машину, которая будет работать только за счет охлаждения одного тела?
Точно нет! Если у нас не будет нагревателя, то просто нечего будет передавать на механическую работу. Любой такой процесс — когда энергия не приходит из ниоткуда — означал бы возможность существования вечного двигателя.
Поскольку свидетельств такого процесса в мире не существует, то мы можем сделать вывод: вечный двигатель невозможен. Это второе начало термодинамики.
Запишем его, чтобы не забыть:
Невозможно создать периодическую тепловую машину за счет охлаждения одного тела без изменений в других телах.
Задача
Найти КПД тепловой машины, если рабочее тело получило от нагревателя 20кДж, а отдало холодильнику 10 кДж.
Решение:
Возьмем формулу для расчета КПД:
η = Qнагревателя — Qхолодильника/Qнагревателя * 100%
η = 20 — 10/20 *100% = 50%
Ответ: КПД тепловой машины равен 50%
Идеальная тепловая машина: цикл Карно
Давайте еще чуть-чуть пофантазируем: какая она — идеальная тепловая машина. Кажется, что это та, у которой КПД равен 100%.
На самом деле понятие «идеальная тепловая машина» уже существует. Это тепловая машина, у которой в качестве рабочего тела взят идеальный газ. Такая тепловая машина работает по циклу Карно. Зависимость давления от объема в этом цикле выглядит следующим образом
А КПД для цикла Карно можно найти через температуры нагревателя и холодильника.
КПД цикла Карно
η = Tнагревателя — Tхолодильника /Tнагревателя *100%
η — коэффициент полезного действия [%]
Tнагревателя — температура нагревателя[Дж]
Tхолодильника — температура холодильника [Дж]
КПД в электродинамике
Мы каждый день пользуемся различными электронными устройствами: от чайника до смартфона, от компьютера до робота-пылесоса — и у каждого устройства можно определить, насколько оно эффективно выполняет задачу, для которой оно предназначено, просто посчитав КПД.
η = Aполезная/Aзатраченная *100%
η — коэффициент полезного действия [%]
Aполезная — полезная работа [Дж]
Aзатраченная — затраченная работа [Дж]
Для электрических цепей тоже есть нюансы. Давайте разбираться на примере задачи.
Задачка, чтобы разобраться
Найти КПД электрического чайника, если вода в нем приобрела 22176 Дж тепла за 2 минуты, напряжение в сети — 220 В, а сила тока в чайнике 1,4 А.
Решение:
Цель электрического чайника — вскипятить воду. То есть его полезная работа — это количество теплоты, которое пошло на нагревание воды. Оно нам известно, но формулу вспомнить все равно полезно 😉
Количество теплоты, затраченное на нагревание
Q — количество теплоты [Дж]
c — удельная теплоемкость вещества [Дж/кг*˚C]
tконечная — конечная температура [˚C]
tначальная — начальная температура [˚C]
Работает чайник, потому что в розетку подключен. Затраченная работа в данном случае — это работа электрического тока.
Работа электрического тока
A = (I^2)*Rt = (U^2)/R *t = UIt
A — работа электрического тока [Дж]
R — сопротивление [Ом]
То есть в данном случае формула КПД будет иметь вид:
η = Q/A *100% = Q/UIt *100%
Переводим минуты в секунды — 2 минуты = 120 секунд. Теперь намм известны все значения, поэтому подставим их:
η = 22176/220*1,4*120 *100% = 60%
Ответ: КПД чайника равен 60%.
Давайте выведем еще одну формулу для КПД, которая часто пригождается для электрических цепей, но применима ко всему. Для этого нужна формула работы через мощность:
Работа электрического тока
A — работа электрического тока [Дж]
Подставим эту формулу в числитель и в знаменатель, учитывая, что мощность разная — полезная и затраченная. Поскольку мы всегда говорим об одном процессе, то есть полезная и затраченная работа ограничены одним и тем же промежутком времени, можно сократить время и получить формулу КПД через мощность.
η = Pполезная/Pзатраченная *100%
η — коэффициент полезного действия [%]
Pполезная — полезная мощность [Дж]
Pзатраченная — затраченная мощность [Дж]