что нужно сдавать на аудитора
Аудитор: что это за профессия, что нужно сдавать и где лучше учиться?
Аудитом называют мероприятия по проверке бухгалтерской отчетности организации на предмет соответствия фактическим данным и на наличие ошибок. Аудитор – профессия ответственная, но интересная и прибыльная. Для того чтобы ее получить, недостаточно окончить ВУЗ – надо еще сдать специальный квалификационный экзамен.
Кто такой аудитор: что нужно знать о профессии?
Слово «аудит» происходит от латинского слова auditus, что можно перевести как «слушание». Широкое распространение аудит получил после Второй мировой войны. Аудит, который проводит руководство организации по своей инициативе для оптимизации работы компании и выявления недостатков в ней, называют внутренним.
Внутренний аудит – это комплекс мероприятий, применяемых с целью проверки правильности ведения бухгалтерского учета сотрудниками организации. Занимается проведением этих мероприятий специально обученный человек, именуемый аудитором. Во время проверки оценивается соответствие данных, отраженных в бухгалтерской документации, фактическому финансовому, имущественному положению и обороту юридического лица, а также правильность оформления и заполнения документов, их соответствие внутрироссийским и международным стандартам. Таково краткое описание профессии.
Задачи и обязанности
Поскольку в большинстве случаев представитель профессии не работает по найму, а ведет частную практику, должностного регламента у него нет. Однако основные обязанности специалиста перечислены в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» и некоторых других нормативно-правовых актах. Вот они:
Работа и зарплата
Если аудитор работает в качестве наемного работника в аудиторских организациях, его заработок, как правило, не очень высок. Так, в Москве он составляет от 30 000 – 80 000 рублей, а в регионах – 25 000 – 50 000 рублей. А если специалист занимается частной практикой, его доход фактически ничем не ограничен и зависит от того, на какой размер вознаграждения за свои услуги он договорился с аудируемым лицом.
Кроме того, специалист может стать сотрудником саморегулируемой организации аудиторов – особого профессионального сообщества представителей этой профессии, в котором все они должны состоять.
Однако наиболее перспективный путь развития представителя профессии – это частная практика, работа на себя. Повышения в должности при этом не происходит, однако доход специалиста существенно увеличивается.
Что касается поиска работы, то трудоустройство в профильные организации не представит проблем. Хотя профессия и не очень востребована, достаточное количество вакансий по этой специальности всегда есть практически во всех российских городах.
Плюсы и минусы профессии
К плюсам специальности можно отнести:
Как стать аудитором?
Какие навыки нужны?
Вот какие качества и знания потребуются в работе специалисту.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудитором может быть только человек, получивший профильное высшее образование по специальности «учет и аудит», проработавший некоторое время в сфере бухучета и сдавший специальный квалификационный экзамен, который проводит саморегулируемая организация аудиторов, поэтому в ССУЗе получить профессию не получится. Человеку, окончившему ВУЗ не по экономической специальности, который хочет стать аудитором, придется получать второе высшее.
Существуют и многочисленные курсы аудиторов. Но для начинающих они не подходят, так как рассчитаны на уже работающих в этой области специалистов. Как правило, их используют для повышения профессионального уровня или подготовки к квалификационному экзамену.
Что сдавать на ЕГЭ?
Для поступления на экономический факультет ВУЗа придется сдать на ЕГЭ следующие предметы:
Сколько учиться после 9 и 11 класса?
В высших учебных заведениях обучение после девятого класса невозможно. А после одиннадцатого придется учиться четыре года в случае, если абитуриент хочет получить степень бакалавра, и шесть лет, если он хочет стать магистром.
Возможно ли дистанционное обучение?
Дистанционное обучение на курсах на аудитора невозможно. Однако специальность можно поучить, поступив на заочное отделение какого-либо ВУЗа.
Где учиться на аудитора?
ВУЗы и академии
Вот пять московских высших учебных заведений, где проводят подготовку студентов по направлению «бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Это – аналогичные ВУЗы Санкт-Петербурга, где можно выучиться на аудитора.
Срок образовательной программы составляет четыре года в бакалавриате и шесть лет в магистратуре. Исключение – Московский государственный университет. Там по-прежнему обучают студентов по программе специалитета, которая длится пять лет.
Колледжи и техникумы
Поскольку одним из требований, которые действующее российское законодательство предъявляет к аудиторам, является наличие высшего образования, в средних специальных учебных заведениях специалистов этой категории не готовят.
Курсы и тренинги
Вот пятерка московских организаций, которые проводят курсы повышения квалификации, а также курсы профессиональной переподготовки для аудиторов.
А это – аналогичные организации Санкт-Петербурга.
Аудитор – профессия, требующая внимательности и ответственного подхода. Получить ее можно только в высшем учебном заведении, причем после его окончания придется некоторое время поработать по специальности, а затем сдать квалификационный экзамен. Впрочем, это того стоит, ведь доход специалиста, ведущего частную практику, порой очень высок.
Что нужно сдавать на аудитора
С 01.01.2022 Закон дополняется ст. 10.2 и 10.3 (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.
Статья 11. Квалификационный аттестат аудитора
(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) сдало квалификационный экзамен;
2) имеет на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 ч. 2 ст. 11 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.
2. Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом. Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией из областей знаний, одобренных советом по аудиторской деятельности.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 в ч. 4 ст. 11 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.
4. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. Назначение на должность и освобождение от должности единоличного исполнительного органа единой аттестационной комиссии осуществляются с предварительного согласия совета по аудиторской деятельности. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.
(в ред. Федеральных законов от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 30.12.2020 N 498-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.
6. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:
1) претендент не соответствует требованиям части 1 настоящей статьи;
2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию части 3 настоящей статьи;
3) со дня принятия единой аттестационной комиссией решения о сдаче квалификационного экзамена до дня получения саморегулируемой организацией аудиторов от претендента заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора прошло более одного года.
(п. 3 введен Федеральным законом от 01.07.2010 N 136-ФЗ)
7. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма устанавливаются саморегулируемой организацией аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов не вправе выдвигать какие-либо требования или условия при выдаче квалификационного аттестата аудитора. Саморегулируемая организация аудиторов вправе взимать плату за выдачу квалификационного аттестата аудитора, размер которой не должен превышать затраты на его изготовление и пересылку. Датой выдачи квалификационного аттестата аудитора считается дата принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о выдаче аттестата аудитора.
(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 136-ФЗ, от 30.12.2020 N 498-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.
С 01.01.2022 в ч. 9 ст. 11 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.
9. Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.
ТЕМА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Цель
Целью изучения данного раздела является исследование системы регулирования аудиторской деятельности в России, роли аудиторских стандартов, лицензирования и аттестации при осуществлении аудиторской деятельности.
Основные задачи:
Оглавление
2.1. Органы, осуществляющие государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ
Для обеспечения независимости аудита и его принципов (компетентности, конфиденциальности и пр.) необходимо регулирование аудиторской деятельности как со стороны государственных органов (государственное регулирование), так и со стороны общественных аудиторских организаций (саморегулирование).
Концепции регулирования аудиторской деятельности в мировой практике различны. В Германии, Франции, Испании, где основными пользователями бухгалтерской отчетности считаются государственные организации, банки, более распространено государственное регулирование аудиторской деятельности. В Великобритании, США, где основными пользователями бухгалтерской отчетности считаются акционеры, кредиторы, инвесторы, более распространено саморегулирование. В РФ система регулирования аудиторской деятельности находится в процессе становления; в настоящее время преобладает государственное регулирование, но появляются и элементы саморегулирования.
К государственным органам, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относится уполномоченный федеральный орган — Министерство финансов РФ.
Кроме того, в процессе государственного регулирования участвуют (хотя и не являются государственными органами) уполномоченные учебно-методические центры (УМЦ).
К основным функциям Минфина РФ как уполномоченного федерального органа относятся:
Кроме того, Минфин РФ в процессе работы по аттестации и лицензированию аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:
Для учета мнения участников рынка аудиторских услуг при уполномоченном федеральном органе (Минфин РФ) организован Совет по аудиторской деятельности, в состав которого входят представители государственных органов, ЦБ РФ, аккредитованных объединений аудиторов (общественных аудиторских организаций), научных организаций, вузов, пользователей аудиторских услуг. В составе Совета представители аккредитованных профессиональных аудиторских объединений должны составлять не менее 51 %.
Состав Совета определен приказом Минфина РФ «О составе Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации» № 153 от 25.07.2002 г.
В соответствии со ст. 19 закона «Об аудиторской деятельности» данный орган:
Кроме того, Положением о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации определен еще ряд функций и задач Совета. Прежде всего это:
2.2. Профессиональные аудиторские организации и их роль в регулировании аудиторской деятельности
Саморегулирование аудиторской деятельности осуществляется общественными аудиторскими организациями. К ним могут быть отнесены международные, общеевропейские, общероссийские, региональные организации.
К первым относится Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants — IFAC). IFAC создана в 1977 г., в ее состав входят общественные организации аудиторов 79 стран мира. Для выполнения задач IFAC в ее структуре предусмотрены комиссии и комитеты, в том числе Международный комитет по аудиторской деятельности (International Auditing Practice Committee — IAPC). Первоочередной задачей IAPC является разработка международных аудиторских стандартов.
Общеевропейской организацией является Федерация европейских бухгалтеров-экспертов (Federation des Experts Comptables Europeen — EEE). EEE основана в 1987 г., в ее состав входят аудиторские организации 12 стран Европы. Задачи EEE — взаимодействие с органами ЕЭС и правительствами европейских государств в вопросах, связанных с налоговыми отношениями, системами учета и отчетности в европейском масштабе.
К наиболее известным общероссийским аудиторским организациям относятся: Аудиторская палата России (образована в 1995 г.), Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество» (создана в 1989 г.), Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России (создана в 1991 г.), Российская коллегия аудиторов (образована в 1992 г.), Союз профессиональных аудиторских организаций (создан в 1996 г.).
Задачи, решаемые этими профессиональными общественными объединениями, сходны и в основном сводятся к следующим:
Региональные аудиторские организации решают в основном те же задачи, но не в общероссийском масштабе, а в рамках своего региона. К региональным общественным организациям аудиторов относятся, например, Московская аудиторская палата, Санкт-Петербургская аудиторская палата и другие организации.
Профессиональные общественные аудиторские объединения, членами которых являются не менее 1000 аттестованных аудиторов либо не менее 100 аудиторских фирм, могут быть аккредитованы (официально признаны и зарегистрированы) Минфином РФ.
Аккредитованные аудиторские объединения вправе:
2.3. Порядок аттестации аудиторов
Высокая профессиональная компетентность является одним из важнейших принципов аудита. Для обеспечения этого принципа Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ предусмотрена система аттестации аудиторов, которая включает в себя сдачу квалификационного экзамена, выдачу аттестата и последующее повышение квалификации аудиторов.
Согласно Федеральному закону № 119-ФЗ для лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью (самостоятельно или в составе аудиторской организации), установлен образовательный и профессиональный ценз. Образовательный ценз: наличие высшего экономического или юридического образования, полученного в российских учебных заведениях, имеющих лицензию на образовательную деятельность и государственную аккредитацию. Высшее образование может быть также получено в иностранных учебных заведениях, дипломы которых имеют в РФ юридическую силу.
Профессиональный ценз: наличие стажа работы не менее трех лет по экономической или юридической специальности (руководитель, бухгалтер, экономист, специалист аудиторской организации, научный работник или преподаватель по экономическому или юридическому профилю, юрист и т. п.).
К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, вплоть до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.
Программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом (Минфином РФ).
Аттестация проводится по четырем видам аудита (по каждому отдельно):
Согласно установленному порядку, лицо, удовлетворяющее требованиям указанных цензов и желающее получить аттестат аудитора, может сдать в Минфин РФ (непосредственно или через выбранный претендентом УМЦ) документы: заявление, диплом (заверенные копии), трудовую книжку (заверенные копии), квитанцию об оплате, анкетные данные и пр. Заявление и прочие документы рассматриваются в срок, не превышающий один месяц со дня их представления, после чего претендент получает извещение о порядке и сроках проведения квалификационного экзамена либо извещение о недопуске к экзамену (например, в случае несоответствия документов установленным требованиям). К сдаче квалификационного экзамена на аттестат аудитора бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудитора страховых организаций и обществ взаимного страхования при этом допускаются только лица, имеющие действующий аттестат на общий аудит.
Сдача квалификационного экзамена проводится в любом из УМЦ по выбору претендента. Экзамен можно сдавать без прохождения специальной подготовки. Но большинство претендентов предпочитают перед сдачей экзамена пройти в УМЦ (как правило, в том же, где будет проходить экзамен) специальную подготовку, которую все УМЦ организуют для желающих. Объем такой подготовки, как правило, составляет не менее 240 часов при очной форме обучения.
Квалификационный экзамен проводится в письменной форме по утвержденной программе в течение двух дней. В первый день проводится письменное тестирование. Претенденту предлагаются 50 вопросов, по 10 вопросов из 5 разделов программы: основы правового регулирования имущественных отношений, бухгалтерский учет и отчетность, налогообложение юридических и физических лиц, финансы предприятий (финансовый анализ), аудит. Претендент должен выбрать правильный вариант ответа. Пользование любым источником во время тестирования запрещено. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неправильный — 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать на тестировании, — 100. На тестирование претенденту предоставляется 4 академических часа.
Независимо от результатов тестирования на следующий день претендент сдает письменный экзамен по билетам. Каждый билет содержит 5 вопросов из тех же разделов программы. В течение 4 академических часов претендент должен письменно ответить на все 5 вопросов. Во время экзамена пользование любым источником также запрещено. Ответы оцениваются по следующей шкале: отличная оценка — 20 баллов, хорошая — 18 баллов, удовлетворительная — 16, неудовлетворительная — 14. Максимальное количество баллов, которое можно набрать на письменном экзамене, таким образом, тоже 100.
Баллы, полученные на тестировании и на письменном экзамене, складываются. Право на получение квалификационного аттестата обретают претенденты, набравшие по итогам тестирования и письменного экзамена не менее 170 баллов.
Результаты экзаменов рассматриваются в двухнедельный срок, после чего в течение месяца со дня принятия решения претенденту выдается аттестат на соответствующий вид аудита. В случае возникновения сомнения в объективности выставленной оценки может быть назначена переэкзаменовка. Аттестат выдается без ограничения срока его действия.
После получения квалификационного аттестата аудитор обязан ежегодно (начиная со следующего за годом получения аттестата года) повышать свою квалификацию путем прохождения обучения в любом из УМЦ по утвержденным Минфином РФ программам. Объем такого ежегодного обучения должен составлять не менее 40 академических часов (подтверждается сертификатом УМЦ).
Уполномоченный федеральный орган (Минфин РФ) в некоторых случаях может аннулировать выданный аттестат. Аттестат аннулируется, если Минфином РФ установлено, что:
Аудитор, аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение Минфина РФ в суде в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании аттестата.
Аудитор, аттестат которого аннулирован вследствие неповышения квалификации или неосуществления аудиторской деятельности, вправе повторно обратиться в Минфин РФ с заявлением о получении аттестата. В остальных случаях повторное обращение в Минфин РФ с таким заявлением допускается только через три года после принятия решения об аннулировании аттестата (а в случае приговора суда — по истечении срока, предусмотренного приговором суда).
2.4. Лицензирование аудиторской деятельности
Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ и Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ установлено, что аудиторы, работающие самостоятельно, и аудиторские организации могут заниматься аудиторской деятельностью только после получения лицензии на ее осуществление. Порядок лицензирования аудиторской деятельности в РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190.
Лицензия выдается по заявлению соискателя на пять лет. Срок действия лицензии может продлеваться.
Соискателем лицензии может быть аттестованный аудитор, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторская организация.
Аудитор представляет в лицензирующий орган (Минфин РФ) заявление о выдаче лицензии, квалификационный аттестат, свидетельство индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (заверенные копии этих документов), квитанцию об оплате, справку с места жительства.
Аудиторская организация представляет в лицензирующий орган заявление, учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации и постановке на налоговый учет (заверенные копии), документ об оплате, справку банка или аудиторское заключение об оплате уставного капитала, сведения о руководителях аудиторской фирмы, их заместителях, работающих в аудиторской фирме аттестованных аудиторах (не менее пяти) с приложением их аттестатов или заверенных копий аттестатов, кадровом составе фирмы. При этом учредительные документы аудиторской организации должны соответствовать следующим требованиям:
Плата за рассмотрение заявления установлена в размере 3 МРОТ (на дату подачи заявления).
Лицензирующий орган рассматривает предоставленные документы и в течение 30 дней со дня получения заявления принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Основанием для отказа может быть несоответствие документов лицензионным требованиям (истекший срок действия аттестата, незаверенные копии и др.) либо наличие в представленных документах недостоверной информации. При принятии решения о выдаче лицензии лицензирующий орган обязан в трехдневный срок уведомить об этом соискателя и выдать лицензию соискателю или представителю соискателя, действующему по доверенности, после уплаты соискателем лицензированного сбора (10 МРОТ).
В случае изменения фамилии или места жительства лицензиата-аудитора, а также реорганизации, изменения наименования, места нахождения лицензиата — аудиторской фирмы лицензиат обязан незамедлительно подать заявление в лицензирующий орган на переоформление лицензии.
Минфин РФ в качестве лицензирующего органа вправе осуществлять полномочия, предусмотренные Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ:
К подобным нарушениям лицензионных требований и условий, например, могут относиться:
Требование лицензирования аудиторской деятельности распространяется только на проведение аудиторских проверок.
Большинство сопутствующих услуг (консультационные, информационные, постановка, восстановление и ведение учета и др.) не требуют наличия какой-либо лицензии.
Но некоторые услуги (из числа сопутствующих) аудиторские организации могут оказывать только при наличии соответствующей лицензии на данный вид услуг. К подобным услугам относится, в частности, оценка активов.
Осуществление аудиторской организацией или аудитором — индивидуальным предпринимателем деятельности без получения соответствующей лицензии влечет взыскание штрафа в размере от 100 до 300 МРОТ.
2.5. Аудиторские стандарты
В составе документов, регулирующих аудиторскую деятельность, особое место отводится аудиторским стандартам. Их содержание и виды раскрыты в ст. 9:
3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
4. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
5. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
6. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.
7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Федеральные стандарты утверждены Постановлениями Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, от 04.07.2003 № 405, от 16.04.2005 № 228 и включают следующие их виды:
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 г. № 532 федеральные стандарты дополнены стандартами
С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран и в связи с этим превращением отдельных аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе.
Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимаются несколько организаций. Непосредственно аудиторскими стандартами на международном уровне занимается Международный комитет аудиторской практики (IAPC), действующий на правах постоянного автономного комитета в рамках Международной федерации бухгалтеров (IFAC).
Все федеральные стандарты разработаны с учетом международных стандартов аудита.
Как отмечалось выше, внутренние аудиторские стандарты подразделяются:
Первую группу стандартов разрабатывают аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, например Аудиторская палата России, Институт профессиональных бухгалтеров России.
Внутренние стандарты аудиторских организаций представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:
Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих услуг.
Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:
Внутренние стандарты являются частью организационно-распределительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дата введения в действие, название и цель стандарта, сфера применения.
Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты — интеллектуальная собственность аудиторской организации. Сотрудники не должны разглашать сведения внутренних стандартов и использовать их вне деятельности своей организации. Внутренние стандарты могут предусматривать регламентирование ответственности за невыполнение их специалистами аудиторской организации.
Выводы
В России преобладает государственное регулирование аудиторской деятельности, но развиваются и элементы саморегулирования.
Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов РФ.
Саморегулирование аудиторской деятельности осуществляется общественными аудиторскими организациями.
В ряду документов, регулирующих аудиторскую деятельность, особое место занимают аудиторские стандарты.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности — единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются:
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ.
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности — проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.
Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.