что нужно рисовать чтобы научиться рисовать портреты
Основы рисования портрета. Пропорции и ракурсы.
Очень часто начинающие художники пренебрегают изучением человеческого скелета и мускулатуры, ошибочно полагая, что “и так нормально получится”. Но незнание человеческой анатомии приводит к тому, что нарисованный человек получается неубедительным, а его мимика и движения выглядят неестественно.
Поэтому сегодня мы рассмотрим базовые принципы, которыми вы должны руководствоваться, если хотите нарисовать хороший и качественный портрет.
1. Пропорции лица
Анфас
Череп с челюстью представляют собой слегка сплюснутую сферу, поэтому глядя на человеческое лицо в анфас мы видим что-то вроде перевернутого узкой стороной вниз яйца. Две перпендикулярные линии, проходящие посредине, делят это яйцо на четыре части. Давайте рассмотрим подробности:
Полезная подсказка: ширина лица обычно составляет ширину пяти глаз или немногим меньше. Размер расстояния между глазами равен ширине одного глаза. Очень редко у людей это расстояние очень сильно отличается от стандартного, но эту особенность будет достаточно легко заметить. Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется длине одного глаза.
Еще одним способом измерения является использования расстояние между кончиком большого и указательного пальца. На рисунке ниже показано, какие расстояния можно мерить таким образом: высота уха, расстояние от линии роста волос до бровей, от брови до носа, от носа до подбородка и от зрачка до зрачка.
Профиль
В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп.
2. Особенности
Глаза и брови
Глаз – это просто две дуги, соединенные в миндальную форму. Нет определенного правила в рисовании глаз, потому что форма глаз может быть разная, и таких форм существует очень много, но мы можем подметить следующие тенденции:
Детали глаза
В профиль глаз принимает форму наконечника стрелы (с выпуклыми или вогнутыми сторонами), с небольшим намеком на верхнее и, возможно, на нижнее веко. В реальной жизни вы не увидите радужную оболочку сбоку, вы будете видеть лишь белок глаза. Но глаз без радужной оболочки выглядит странно, поэтому рисуйте хотя бы намек на него.
Что касается бровей, то проще всего нарисовать их, следуя дуге верхнего века. Зачастую самая широкая часть брови находится ближе к внутренней части, а “хвост”, стремящийся ко внешней части глаза, постепенно становится тоньше.
Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Бровь как бы начинается там, где находятся кончики ресниц.
Нос человека примерно клиновидной формы, ее достаточно просто представить себе и нарисовать в объемном виде, прежде чем прорисовать детали.
Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце, но все равно очень важно учесть эти поверхности во время построения наброска, чтобы правильно рассчитать пропорции. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри – обратите внимание, что вид снизу показывает, как перегородка начинается раньше крыльев и соединяется с лицом. Она выступает ниже, чем крылья, когда мы смотрим на нос в профиль, и это означает, что при виде в 3/4 дальняя ноздря скрыта перегородкой.
Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат. Поэтому важнее проработать пропорции, чем корпеть над деталями, которые в итоге могут изуродовать рисунок. При рисунке в анфас нос выглядит лучше, если нарисовать только нижнюю его часть. Если вы рисуете вид в 3/4, то, скорее всего, вам лучше будет прорисовать линию спинки носа. Вам придется осмотреть и изучить массу носов, чтобы понять, как и когда его изображать.
Губы
Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.
Когда мы видим лицо в анфас, уши видны в профиль:
Если смотреть на голову сзади, ухо выглядит как бы отделенным от головы: ободок прикреплен к голове воронкой. Не бойтесь нарисовать воронку слишком большой, так как она действительно не маленькая.
3. Ракурс
Имея форму мяча с небольшими изменениями, голова рисуется проще, чем ожидалось. Но, несмотря на это, нужно изучить то, как она выглядит под разными углами. Конечно, меняется вид носа в первую очередь, но и брови, скулы, центральная часть рта и подбородка меняются тоже.
Когда мы рисовали лицо в анфас и в профиль, мы практически упрощали его до двухмерной плоскости. Для других углов зрения нам нужно думать в трехмерном пространстве.
Взгляд вниз
Взгляд вверх
Поворот боком
Когда человек виден почти со спины, все что видно – это выступающая линия бровей и скулы. Выступает линия шеи и стремится к уху. Ресницы – это следующее, что видно, когда человек поворачивается лицом.
Затем часть брови появляется, а также становятся видны выступ нижнего века и кончик носа, выступающие из-за щеки.
Когда лицо уже повернуто почти в профиль, глазное яблоко и губы становятся видны (но средняя линия рта все еще маленькая), а линия шеи сливается с линией подбородка в одну линию. Вы все еще можете видеть часть щеки, за которой прячется ноздря.
Учимся рисовать портрет любого человека карандашом: пошаговые инструкции
Тема этой статьи посвящена тому, как рисовать портрет карандашом поэтапно для начинающих. Каждый из нас ищет удобный способ изобразить то, что он видит. А потому я хочу предложить вариант, как нарисовать портрет человека, будь то близкий или родной, или человек, сидящий в электричке напротив, или же это будут портреты знаменитостей. В этом варианте действует одно-единственное правило – простота.
И сегодня – тренировочный урок. Мы будем рисовать лицо человека карандашом поэтапно, человека, которого вы видите каждый день, над его внешностью вы привыкли немного «работать», примеряя макияж или улыбку, строгость или нежность. Мы рисуем лицо, которое вы знаете, как свое отражение в зеркале.
Но сначала давайте достанем зеркало, и как в первый раз посмотрим на себя. Все люди похожие, и в тот же самый момент разные, и вы не исключение. Что нас делает похожими? У каждого здорового человека есть два глаза, рот, нос, ушки, брови, волосы, уложенные в прическу. А что нас отличает? Форма, размер и расположение этих «деталей» человеческой внешности. Так вот, портрет – это своего рода коллаж или пазлы из нескольких отрывков, которые мы и «разобьем» на план нашей работы: Глаза; Рот; Нос; Уши; Брови; Волосы (прическа) и овал лица.
И все это имеет свою форму, размер и свои пропорции расположения на лице. Именно это и делает каждого из нас «выпущенным в единственном экземпляре», и непохожим ни на кого другого. И, если мы учимся рисовать портрет определенного человека, то хорошо было бы сначала уделить внимание форме и типу каждого элемента лица в подробностях. И только после этого наша конечная цель, а это — портрет цветными карандашами, станет более доступной.
Глаза
Все детали мы сначала потренируемся изображать простым карандашом. И еще, обратите внимание, я рисую себя и свои глаза. Вы можете потренироваться рисовать пока мои, но это будет промежуточным этапом на пути к тому, чтобы понять, как научиться рисовать портреты карандашом.
Шаг 1
Здесь мы будем рисовать карандашом дугу. При этом, обратите внимание на ее форму. До середины она вытянута, а потом «скатывается» вниз.
Шаг 2
Нижняя дуга почти идеальна. Она меньше верхней.
Шаг 3
Соединяем дуги и выполняем верхнее веко.
Шаг 4
Роговица и нижнее веко.
Шаг 5
Появляются реснички на верхнем и нижнем веке и зрачок.
Шаг 6
Делаем небольшие складочки у глаз и отмечаем места, куда падает тень, отчего глаз кажется объемным.
Как правильно рисовать губки? Всего 5 шагов и рисунок губ готов.
Шаг 1
Начинаем с волнистой линии.
Шаг 2
Над волнистой линией изображаем верхнюю губку.
Шаг 3
Нарисованный рот дополняем нижней губкой.
Шаг 4
Соединяем краешки губ и некоторые складки губ.
Шаг 5
Создаем эффект светотени и не забываем о складочках в уголках губ и на подбородке.
Как нарисовать портрет человека, если не научиться изображать одну из самых сложных деталей, нос. Делаем это пошагово.
Шаг 1
Проводим параллельные линии – это ширина носа.
Шаг 2
Две линии оканчиваются оригинальной «капсулой». Это – расширение носа.
Шаг 3
Шаг 4
Штрихуем для эффекта светотени.
Шаг 5
Чтобы тень выглядела естественно, немного ее выравниваем.
Еще один элемент, о котором порой забывают, прикрывая его волосами. Но наш портрет карандашом поэтапно для начинающих предусматривает его. Что это? Уши.
Шаг 1
Форма уха похожа на дугу. Делаем ее.
Шаг 2
Выполняем верхнюю часть ушной раковины, завиток и козелок.
Шаг 3
Делаем противозавиток. Появилась мочка, а значит я не забыла про мое украшение – сережку.
Как правильно, поэтапно нарисовать портрет карандашом: основные советы для начинающих
Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога. С вами на связи, Тимур Мустаев. Совсем недавно, я начал увлекаться рисованием карандашом. Мой приятель, так хорошо владеет им, что я попросил у него пару занятий. А еще я попросил его, написать статью, именно для новичков в рисовании, таких как я, где подробно описаны все этапы рисования. Сегодня, в этой статье, он делится своими советами и секретами.
Прежде чем начать, хочу раскрыть секрет, как научился рисовать мой приятель. Он прошел видеокурс » Рисуем портрет по фотографии » и результат на лицо. Тем более автор курса, обещает полный возврат средств, если не научитесь рисовать. Но как говорит мой друг, это просто не возможно! Курс очень понятный и все показано на примерах.
Рисуем портрет по фотографии
Что-то нарисовать, это непросто, но процесс освоения техники создания портрета пойдет намного быстрее, если взять на вооружение несколько советов из этой статьи.
Ведь как бывает, вроде бы рисуешь, стираешь, снова рисуешь, изводишь «тонны» бумаги, а результатов нет. В чем же причина таких неудач?
Все дело в том, что, пытаясь нарисовать глаза, нос или другие части модели, начинающие упускают из виду то, что картина должна писаться от целого к частному.
Как рисовать портрет карандашом поэтапно для начинающих? Двигаясь от простого к сложному. Приведу пример. Помните, как возникает человек из тумана? Сначала появляются неясные очертания. С исчезновением дымки становятся отчётливее черты лица. Также должно быть на бумаге.
Существуют три ракурса: профиль, анфас и полуоборот — так называемые три-четверти.
Начинающим можно посоветовать попробовать написать портрет человека, сидящего в три четверти или сбоку. Затем, когда техника создания лица в полуобороте будет отточена, можно будет заняться более сложными техниками, писать лицо анфас.
Впрочем, если вы верите в свои силы, можно попробовать нарисовать и прямо сидящего человека с натуры.
С чего начинать?
Каркас или основа портрета — это овал головы и точки расположения глаз, ушей, подбородка, носа, бровей. Чтобы вам было понятнее, покажу как размечать контуры лица. Возьмём, к примеру, портрет девушки.
Какую форму головы она имеет? Яйцевидную? Круглую? Овальную с квадратным подбородком?
Карандаш вытяните в руке, направляя его в сторону модели. Отметьте расстояние между верхушкой головы и подбородком на бумаге. Ширину отмечаем также. Теперь поставьте все эти величины на бумаге с помощью точек, не забывая о пропорциях, масштабе.
Для рисования с фото измеряйте параметры линейкой, наметьте предполагаемую ширину и высоту головы. Напишите форму головы.
Помните, что ширина головы составляет ¾ высоты. В реальности могут быть отклонения в 1-2 см. Так что, тщательно измерьте высоту и ширину, проверьте их соотношение.
Очертания должны быть лёгкими и нежными, еле заметными. Для этого подойдёт карандаш HB. Теперь вы готовы к следующему этапу.
Многие пытаются овладеть искусством рисования портрета, но у них не выходит. То нос бывает раздувшимся, как у свиньи, то глаза — чересчур маленькими. Важно на этом этапе сверять эталон с оригиналом (моделью или фото).
Каждый человек имеет свои особенности. Это могут быть широкие скулы, крупный нос картошкой, глубоко сидящие глаза. Присматривайтесь и замечайте. А как обычно рисуете вы? С чего начинаете свою работу?
Эталон
Золотое правило портретистов — это так называемый эталон. С него впоследствии лепят уникальный шедевр, то есть лицо.
Он вобрал в себя следующие составляющие:
После того, как наметили овал, отметьте выступающие элементы:
Поделите лицо на пополам по вертикали. В случае с полуоборотом посмотрите пример.
Линия проходит и делит «яйцо» пополам. Одна половина должна быть меньше, чем вторая, так как находится дальше.
Обрубочная голова
В профессиональных художественных школах начинающие портретисты изучают так называемую «обрубку». Это голова человека, представленная в упрощённом варианте.
Мы с вами попробуем нарисовать своеобразный обрубок нашей модели в простом исполнении.
Отметьте особенности человека:
Теперь, позвольте показать вам, как рисовать глаза.
Сферические зеркала
Глаза представляют собой круглую сферу. Эту округлость и необходимо передать на листе. При этом белок глаза никогда не оставляют белым, а оттеняют, добавляя объела. Чтобы было видно, что глаз имеет шаровидную форму.
Найти глаз довольно легко. Поделите ширину головы на пять частей. 2-ая и 4-ая части представляют глаза. Но это пропорции для анфаса. Как рисовать глаза в полуобороте?
В этом случае вы просто отмечаете ту самую глазную впадину, выемку или височную часть головы и уже от неё пляшете. Отмеряете самый дальний глаз, он по величине меньше, чем второй. Измеряете расстояние между глазами и намечаете на бумаге. Также повторяете для другого глаза.
Наметьте глаз четырёхугольником, отметив ширину и высоту насечками.
Внимательно присмотритесь к модели или фото. Какой разрез глаз имеет оригинал? Как относятся ширина к высоте глаза?
Набросайте отрезки, показывающие положение век.
При этом нижнее веко никогда не делают тёмным. Присмотритесь, как изобразить толщину нижнего века. Оно на тон темнее белка глаз.
Теперь приступаем к созданию плоскости носа. Для этого необходимо знать несколько соотношений:
Постройте трапецию в основании носа, предварительно начертив линии спинки носа. Для этого поставьте карандаш параллельно вертикальной оси и запомните угол между спинкой носа и осью, перенесите на бумагу.
Расположение губ можно найти так. Если поделить высоту головы на 8 частей, то пятая линия вниз от макушки головы составит линию губ.
Рот пишите так, как будто он нарисован на цилиндре.
Верхняя губа должна равняться 1/3 от высоты губ. Ширина губ равна расстоянию между центром зрачков. В полуобороте измеряйте на фото и подгоняйте к своему масштабу.
Есть еще одна мерка ширины губ: она равна отрезку в полторы глаза.
Как рисовать уши посмотрите на картинках. Ухо располагается между бровными и носовыми линиями.
На портрете в ¾ мужчина изображён с одним ухом, второе ухо «спряталось». Запомните, ухо должно располагаться под наклоном к голове.
Его можно определить, если провести прямую, соединяющую яремную впадину и ухо. Или просто приложив карандаш к фото, на глаз измерив угол наклона.
Памятка
И ещё некоторые правила:
Детализация
Третий этап создания портрета включает в себя детальную прорисовку. Удалите лишние линии, начните добиваться сходства с фото. При этом замеряйте ширину глаз, носа и других частей и сравнивайте их с шириной лица. Рисуйте плавные линии, округлости.
Последний заключительный этап — штриховка.
Штрихуйте с тёмных участков постепенно переходя на самые светлые. В последнюю очередь высветлите, добавьте бликов зрачкам, кончику носа и другим частям.
Напоследок хочу сказать вам, что портреты могут быть без штриховки. Например, линейный портрет использует в качестве изобразительного средства линию.
Посмотрите, как рисовать девушку.
Ребенка можно нарисовать так.
Так шаг за шагом вы сможете рисовать детей, мужчин и женщин в разных ракурсах. Желаю удачи!
На этом я с вами не прощаюсь, а говорю до свидания! Если вам понравилась статья, поделитесь ею.
Как научиться рисовать портреты
Очень часто, осваивая одну дисциплину, люди параллельно овладевают еще какими-то: например, изучая математику, подтягивают геометрию, а углубляясь в дебри литературы, улучшают наыки владения русским языком.
А чем, кроме правил изображения человеческих лиц, может быть полезен онлайн-курс Дарьи Остапенко «Рисуем человека. Портрет»? Художница отследила прогресс своих учеников, проанализировала их отзывы и составила список из 10 причин научиться создавать портреты.
художник, преподаватель, автор серии курсов
Причина 1. Вы освоите базу
Как и всегда, на этом курсе мы начнем с основ! Курс выстроен так, что проходить его могут люди с любым уровнем навыков рисования. На занятиях мы узнаем о базовых основах построения, о светотени, о пропорциях лица. То есть вопроса «смогу ли я вот так просто нарисовать портрет, если до этого никогда не брал в руки карандаш?» быть не должно.
Посмотрите работы учеников в инстаграме по хештегу #портрет_онлайн — большинство из этих людей до курса не рисовали вообще. Отбросьте сомнения — новичок не просто потянет программу, но и в процессе наконец перестанет быть новичком 😉
Причина 2. Вы узнаете, почему ваше лицо — такое
На занятиях мы поговорим о строении мягких тканей лица. Начнем с самого глубокого слоя, с фундамента — черепа. Разберемся, почему у человека он именно такой, почему не другой формы, зачем подается вперед подбородочный выступ и как получаются на подбородке ямочка а-ля Траволта. Мы зададимся самыми разными вопросами. Для чего нужны надбровные дуги если мы ими ничего не делаем? Что нам может «рассказать» нижняя челюсть о своем владельце?
Например, знаете ли вы, что по черепу можно полностью и достоверно воссоздать лицо человека? Можно понять, был ли у него вздернутый нос или нос крючком, был ли разрез глаз миндалевидным или с опущенными внешними краями. По одному только черепу можно определить, были ли у его обладателя полные губки или тонкие и напряженные. Вообще изучение черепов — целая наука, и на курсе я поделюсь с вами некоторой полезной информацией.
Причина 3. Вы научитесь «читать» лица людей
Краткий курс чтения характера по лицу включен в программу 😉
Да, кто-то верит, а кто-то не верит в физиогномику. Но кое-какую часть этого учения я считаю полностью анатомически оправданной и доказанной. Почему, например, мы так легко считываем характеры персонажей мультиков — сразу можем определить героев и злодеев, трусов и храбрецов, тихонь и сорвиголов?
Дело в стереотипах восприятия лиц людей — склад характера и образ жизни непременно накладывают отпечаток на внешности. На занятиях мы поработаем по принципу нейросетей — потренируемся искать внешние сходства между людьми, живущими в примерно одинаковых условиях.
Разберемся, например, почему у активных и смелых парней обязательно выявленные надбровные дуги или желваки по бокам челюсти.
Спойлер: к ним крепится (или когда то крепились, в частности, к надбровным дугам) жевательные мышцы — самые сильные мышцы лица, архетипично отвечающие за поведение во время атаки и охоты. А что чаще бравые парни-охотникинапрягали, то сильнее и развилось!
Причина 4. Вы станете фейс-билдером
Разобравшись с черепами, мы окунемся в фейс-билдинг и изучение мускулов. Мышцы, кстати, отвечают не только за мимику, а в принципе формируют всю форму лица.
На этом этапе мы обсудим: почему у некоторых людей лицо выглядит приветливым, а у других — печальным? Почему какая-то улыбка выглядит искренней, а какая-то — искуственной, кукольной? Какие мышцы задействуются в обоих случаях, одни и те же или разные? Какие мышцы зовутся депрессорами и леваторами?
Как и почему форма лица меняется с возрастом? Где-то мышцы увеличиваются и растягиваются с годами, другие пребывают в постоянном тонусе и визуально дают устойчивые складочки на коже. С какими процессами в организме связано появление разных морщинок?
Зная это, рисовать натуру особенно приятно — смотришь на моделей уже со знанием дела, подмечая особенности физического строения каждого человека.
Причина 5. Вы дадите фору визажистам
После занятий по созданию портрета курсы мейкапа вам не понадобятся! Вы точно будете знать, как визуально сделать губы объемнее максимально естественно, как и где подчеркнуть острую форму лица и линию скул (на сленге художников — все это нужно будет вывести на передний план).
Вы узнаете ответы на самые волнующие вопросы: как сделать щеки худее, а глаза больше, как сузить и выровнять носик, как скрыть высокий лоб?
Скульптурирование лица и рисование портрета — это связанные вещи: и там, и там работают одни и те же законы формирования объемов. Только в одном случае мы рисуем на бумаге карандашами, а в другом — косметикой на лице.
Причина 6. Вы научитесь эмпатии
Не все художники умеют чувствовать и передавать характер и настроение модели, но мы на занятиях этому научимся. И речь идет не про шаржирование, а про навык схватывать мимолетное настроение, даже жизненную философию модели, считывать по лицу и передавать в рисунке ее образ жизни.
Мы подчеркнем гладкую фактуру молодого наполненного светящегося лица и покажем консервативность взглядов и закостенелость в портрете сдержанного поджарого старика. Научимся считывать и передавать еле уловимые нотки сарказма в улыбке яркого персонажа среднего возраста.
Ну и, конечно, мы обсудим, какие материалы лучше подобрать для всех этих образов, чтобы удачно передать суть.
Всего у нас, кстати, будет 6 моделей совершенно разных возрастов, типажей и национальностей! И в каждом образе — своя изюминка, которую нужно уловить и отразить в своих работах.
Причина 7. Вы перестанете беспокоиться о возрасте
Курс «Портрет» — это профилактика страха старения! Вы присмотретесь и заметие, что все морщинки очень красивые, колоритные. Вы узнаете, откуда берутся все эти «носогубки», «сомовьи морщины», «морщины гордеца», «морщины марионетки» или «гусиные лапки». А еще посмотрите, как с возрастом меняются сышцы, производящие все эти складочки, и поймете, как этого избежать.
Я расскажу, почему некоторыми морщинами («носогубками» или морщинами на лбу, например) можно гордиться — они must have в определенном возрасте. И объясню, почему другие выглядят не очень приятно и придают взрослому лицу недовольный вид.
Мы будем рисовать каждую складочку на пожилых лицах с приятным осознанием, что уже почти знакомы с моделью — знаем ее историю, можем прочувствовать ее эмоции и разгадать тайны ее характера, хотя нам видно только лицо.
Причина 8. Вы познакомитесь с великими
Как со всеми этими премудростями справлялись великие мастера? На курсе мы узнаем и это! Проанализируем творчество скульптора Анны Голубкиной, художницы Зинаиды Серебряковой, художника Николая Фешина — посмотрим, какие методы и инструменты они использовали, чтобы все-все-все учитывыть, создавать реалистичные портреты и не сходить при этом с ума. Ну и унаследуем пару приемчиков, конечно 😉
Причина 9. Вы попробуете себя в этнографии
Да, на этнологические различия мы тоже посмотрим! Ведь портретируемые модели могут быть не только разных возрастов, разных характеров, но и очевидно разных национальностей.
Мы раскроем много тайн и развенчаем немало мифов. Например, знали ли вы, что у представителей азиатской расы глазницы черепа гораздо больше, чем у людей других национальностей? И это несмотря на то, что многие привыкли считать азиатов людьми с самыми небольшими глазами!
Самые маленькие глазницы, кстати, у представителей негроидной расы, у них же есть еще одна особенность — очень пухлые губы. Обсуловлено это особым строением прикуса: череп устроен так, что нижняя челюсть выдается вперед, от этого губы кажутся больше.
Причина 10. Вы полюбите свою внешность
В конце курса мы рисуем автопортрет. Если честно, это лакмусовая бумажка отношения к себе. Почти всегда художникам сложно взглянуть себе в глаза, а тем более нарисовать их, передать особенности носа, губ.
Это задание я специально оставила на десерт, даю его в самом конце курса — оно требует подготовки. И очень многие, даже самые преуспевающие и талантливые ученики стараются его избежать.
Но в процессе работы над этим рисунком происходят удивительные вещи, судя по отзывам учеников. Длительное рассматривание своего лица в зеркале приводит к массе открытий и огромному удивлению: «Я только сейчас увидела, какой необычной формы у меня то и это, я вообще никогда не замечала, что у меня есть вот тут вот такое».
Это задание — настоящий тренинг по развитию любви к себе и по принятию себя.
Когда присоединитесь к курсу и дойдете до этой непростой задачки, сидя перед зеркалом, обязательно скажите себе «я люблю тебя». И все в вашей жизни начнет меняться к лучшему!